lybs.ru
Тот только свободный от общественных пут, кого общество бросит прочь от себя. / Леся Украинка


Книга: Юрий Иванович Ковбасенко Архипелаг "Павлин", остров "Дамаскин" (2003)


Юрий Иванович Ковбасенко Архипелаг "Павлин", остров "Дамаскин" (2003)

© Ю.И. Ковбасенко, 2004

© Украинская ассоциация преподавателей зарубежной литературы, 2004

Текст размещен с разрешения автора

Электронный перепечатка только с ссылкой на Ae-lib.narod.ru

Содержание

Раздел И. Архипелаг "Павлин"

И. Борьба за читателя и ее средства

II. Характерные черты поэтики произведений Павича

Раздел ІІ. Остров "Дамаскин"

“Я любил двух Йоанів - Иоанна Дамаскина и Иоанна Златоуста”

М. павич. Автобиография

“- Господи, Дамаскине, и где же Йован строит тот третий храм? - На небе. Третий храм Йован всегда строит на небе...”

М. павич. “Дамаскин”

Раздел И. АРХИПЕЛАГ “ПАВЛИН”

Не стоит обижаться на суету поисков черной кошки в темной комнате, особенно в случае ее отсутствия там. Поэтому, поверив мудрому Конфуцию, не стоит искать также ни мимезис, ни дидактизма, ни типичных/нетипичных героев в постмодерновых произведениях.

И вдруг кошка сама прыгнет вам прямо в руки: надо тогда делать вид, что ее все еще нет? А в камере-обскура литературы постмодернизма может отразиться все, в том числе реальные, даже злободневные проблемы и идеи, хоть обычно и скрытые за джокондівською улыбкой тотального іронізму, то за меняющимися туманами виртуального/карнавального историзма. И не в первую очередь это касается произведений “автора первой книги XXI века” (Франция, Париж, “Paris Match”, 1988) - серба Милорада Павича.

Этот писатель-виртуоз является знаковой фигурой не только постмодернової, но и всей мировой культуры грани второго и третьего тысячелетий, “одной из крупных фигур мировой литературы” (Испания, Мадрид, “Tiempro”, 1994). А эта эпоха чем-то напоминает сутки ученого эллинистической поэзии: тот же относительный штиль, затишье между литературными бурями Прошлого и Будущего, та самая “ученая литература”, полная намеков, реминисценций и аллюзий, и само участие в ее созидании филологов-профессионалов. Взять хотя бы весьма симптоматичен и красноречивое совпадение: как тогда выдающиеся поэты - филологи Каллимах и Аполоній Родосский, были одновременно руководителями Александрийской библиотеки, так и эпоха постмодернизма в литературе началась много в чем благодаря творчеству “препостмодерніста” - директора Аргентинской национальной библиотеки в Буэнос-Айресе Хорхе Луиса Борхеса1. В полной мере это также касается “дворемісничих”, людей, которые овладели одновременно два ремесла, - ученых-писателей Умберто Эко, Итало Кальвино или Милорада Павича2. Отмечу лишь, что ученость писателей, с одной стороны, эпохи эллинизма, с другой - постмодернової суток, сказать бы, противоположно направлена: первые писали исключительно для ученого элиты, абсолютно игнорируя непросвещенную массу, вторые же откровенно хотят “накинуть лассо” на массу, одновременно не потеряв элиты, так сказать, ухватить свободной рукой журавля, не выпуская из горсти второй руки синицы. Вопрос над вопросами: кого здесь уместнее считать синицей, а кого - журавлем, - в рамках этой статьи оставляю без рассмотрения.

Итак, писатели-постмодернисты стремятся разрушить китайскую стену между элитарной и массовой литературой, хотят, чтобы их читали как интеллектуалы, так и широкие массы. У.эко как-то охарактеризовал желаемую для постмодернистов читательскую аудиторию как “високобрових низькобровців” или “низькобрових високобровців” (“Lowbrow Highbrow, ог Highbrow Lowbrow”)3. Не является исключением из этой тенденции также творчество Павича, который откровенно заявил: “Я должен признаться, что действительно готовил для моих читателей лассо, и очень не любил, когда из него кто-то ускользал4.

Но это только сказать легко: для этого нужна очень тяжелая и длительная работа над текстом, его архитектоникой, над каждым предложением, выражением, словом: “Я всегда пишу первую версию от руки. Только после этого появляются версии, напечатанные на машинке. И я без удержу исправляю. Мой принцип - кто прочитает одно предложение, тот не может не прочитать следующее5. Поэтому для меня очень важно иметь единый ритм, или еще что-то, что вас постоянно притягивает к тексту. Мое желание - не знаю, насколько удачно я его осуществил - бороться за своего читателя каждым предложением(“Й”). Кроме того, талантливый писатель разработал целую систему “средств накинуть на читателя лассо”, то есть захватить и - что гораздо важнее и труднее - удержать как можно более широкую читательскую аудиторию. Рассмотрим важнейшие из них.

И. Борьба за читателя и ее средства

Прежде всего, каждое произведение Павича своеобразно продолжает другие его произведения. Вот как комментирует эту особенность своего творчества сам писатель: “Некий критик метко отметил: с каждой новой книгой Павича общее пространство его произведений сужается. ...Однажды Ясмина6 нашла хорошее название для всего созданного мной в литературе. Она сказала, что существует своеобразный “Архипелаг Павлин

Книга: Юрий Иванович Ковбасенко Архипелаг "Павлин", остров "Дамаскин" (2003)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Юрий Иванович Ковбасенко Архипелаг "Павлин", остров "Дамаскин" (2003)
2. 7. Я постоянно стараюсь оставить какие-то открытые...
3. 11. В православных богословских работах именно этот...
4. 15 Разве не об этом писал также Є.Маланюк, обращаясь к...
5. 20, исключает классическую литературную критику:...
6. 24. Стоит только представить себе, как изменилась бы концепция,...
7. 28 - мотив відрубаного пальца Дамаскина: “Неизвестный...
8. 31. Кроме того, сторонники этого стиля стремились...
9. Раздел ІІ. ОСТРОВ “ДАМАСКИН” Время перейти к...
10. 38. “Эпоха иконоборчества оставила глубокий след в...
11. 43. Как на меня, специфика создания портретов...
12. 48, пословицы и поговорки фольклорного толка....
13. 52 двух и более таких лейтмотивов, да еще и в...
14. 54 месте своего отдыха. Все равно что. То, что...
15. 56 Конечно, храм (дом Божий) и дворец (дом человеческий),...
16. 59. Теперь понятнее, на какую Мысль (Логос) возлагала...
17. 10. “Подавляющее большинство романов и рассказов Фолкнера посвящена...
18. 26. Здесь нельзя не упомянуть о т. н. пантекстуальні теории,...
19. 38. “В церковной жизни столицы Константинополя. - Ю.К.)...

На предыдущую