lybs.ru
Нация, которая хочет властвовать, должен иметь и барскую психику народа-властелина. / Донцов Дмитрий


Книга: Организационно-правовые основы биржевой деятельности - Берлач


8.3. СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УКРАИНЕ

Развитие отечественного рынка имеет свои характерные особенности, связанные с реформированием форм собственности в обществе. В процессе приватизации с 1992 по 1998 год более 60,5 тыс. предприятий изменило форму собственности, в том числе 9,5 тыс. - путем преобразования в открытые акционерные общества, что составляет 16 процентов от общего количества приватизированных обществ в Украине.

Итак, фондовый рынок формируется не эволюционным, а довольно-таки революционным путем. Но немало в нем и препятствий, а именно: недоверия отечественных инвесторов к финансовым инструментам, ограниченности отечественных инвестиционных ресурсов, отсутствие соответствующей инфраструктуры, практики активного продвижения акций на рынке, опыта и культуры корпоративного управления обществами, несовершенства правовой базы, непоследовательность в проведении приватизации, негативного имиджа ценных бумаг, который был сформирован у населения в ходе трастовых скандалов.

Анализируя процесс реформирования системы собственности путем приватизации, можно вывести такую закономерность: начиная с 1994 года государство все больше и больше лишается функций непосредственного управления предприятиями, но в то же время с каждым годом усиливается и потребность в государственном регулировании рынка ценных бумаг. Его развитие также имеет свои особенности, поскольку происходит одновременно с проведением рыночных реформ и поиском оптимальных методов государственного регулирования экономикой в целом.

Сейчас в Украине насчитывается более 35 миллионов владельцев акций приватизированных предприятий. Население, которому традиционно присуще повышенное чувство социальной справедливости, возлагает надежды не только на развитие государством различных форм инвестирования как средства увеличения денежных сбережений, но и на обеспечение защиты своих финансовых вложений. Восстановление доверия населения к государству и фондового рынка является необходимым условием социальной поддержки курса рыночных реформ и обеспечения социальной стабильности в обществе. На этих принципах и была основана государственная политика регулирования рынка ценных бумаг в Украине.

На фондовый рынок, как на составную часть финансового рынка государства, конечно, влияют кризисные процессы, которые имеют место в экономике. Однако, несмотря на ухудшение инвестиционного климата, фондовый рынок продолжает свое развитие.

Статистика свидетельствует: в 1994 году в Украине выпущено ценных бумаг на сумму 286 млн. грн., в 1995 - 1715,4 млн. грн., в 1996 -4618,9 млн. грн., в 1997 - 13,4 млрд. грн., а по состоянию на начало 1999 года - только акций было выпущено на 11,5 млрд. грн. Меньше чем за пять лет выпуск ценных бумаг увеличился в 47 раз. На первом месте среди них (которые эмитируются украинскими предприятиями)-акции.

Причем наибольший удельный вес выпуска ценных бумаг приходится на акции приватизированных предприятий. Это объясняется продолжением процессов приватизации и корпоратизации государственных предприятий: сейчас в Украине насчитывается 35,5 тыс. акционерных обществ, в том числе 23,5 тыс. закрытых, общий объем эмиссий акций, зарегистрированных Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, составляет почти двадцать миллиардов гривен.

Из общего объема выпуска акций в прошлом году только 21 процент приходится на привлеченные средства, а остальные 79 - эмиссии при осуществлении корпоратизации и акционировании государственных предприятий, а также увеличение уставного фонда предприятия в результате индексации основных фондов. То есть "массовая приватизация" не решила их экономических задач - поступления инвестиций и формирование "эффективного" собственника. Сложилась ситуация, когда предприятия, которые были приватизированы за ПМС и КС, имея тысячи акционеров, не имеют перспектив развития через трудное финансовое положение и часто из-за неспособности руководства работать в новых рыночных условиях.

Существуют также определенные противоречия между акционерами (прежде всего теми, которые владеют незначительными пакетами акций) и высшим менеджментом, которые приводят к частым нарушениям прав акционеров (особенно в закрытых акционерных обществах). А дело в том, что большинство населения Украины не имеет полного представления о тех правах и возможностях, которые им предоставляет владение долей предприятия. Кроме того, в системе корпоративного управления еще не сформировался эффективный механизм отчетности и ответственности менеджмента за процесс управления предприятием. Чтобы избежать этих перекосов, работниками Государственной комиссии создана система раскрытия информации, внедрения нормативных документов относительно предоставления более полной и достоверной информации для акционеров и других инвесторов.

Значительным недостатком отечественного рынка является и отсутствие такого распространенного на мировых финансовых рынках инструмента, как корпоративные облигации. Если в течение 1996-97 годов было зарегистрировано выпусков облигаций предприятий на общую сумму 117,1 млн. грн., то в 1998 г. таких выпусков зарегистрировано лишь на сумму 8,19 млн. грн. Существуют две основные причины, по которым предприятия не используют возможности привлечения дополнительных средств этим путем. Прежде всего это налоговое законодательство, которое не стимулирует выпуск долговых корпоративных ценных бумаг. Другой причиной можно считать высокую доходность облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), рынок которых в течение последних лет отвлекал значительные объемы инвестиционных ресурсов с рынка капиталов. Поэтому в ноябре 1998 года Комиссией подготовлено, а правительством внесен в Верховную Раду законопроект "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий", предусматривающий освобождение от налогообложения поступления средств при выпуске корпоративных облигаций.

К сожалению, особенности переходного периода в отечественной экономике, рост государственного долга сделали проблематичным эффективное покрытие дефицита государственного бюджета путем выпуска ОВГЗ. Поэтому еще одним важным направлением развития ценных бумаг для решения проблем финансирования экономики и развития социально-экономической инфраструктуры городов может стать выпуск муниципальных и региональных ценных бумаг. Украина уже имеет определенный опыт в этой сфере, поскольку облигации местного займа существуют фактически уже больше трех лет.

В последнее время в Украине получили распространение как средство преодоления кризиса неплатежей - векселя.

Они заняли среди финансовых инструментов доминирующее положение, свободно продаются и покупаются на отечественном вторичном рынке. Это объясняется спадом рынка государственных ценных бумаг и акций. Увеличение объемов продажи векселей является следствием увеличения количества эмитентов. Ими, в частности, стали органы Пенсионного фонда, областные государственные администрации, другие органы местного самоуправления.

Становление целостного и эффективного фондового рынка в Украине невозможно без наличия специализированных финансовых институтов, которые работают на ниве совместного инвестирования. Ведущая роль в обслуживании граждан при осуществлении ими инвестиций принадлежит инвестиционным фондам и инвестиционным компаниям. Более четверти граждан Украины реализовали свое право собственности путем совместного инвестирования. К участию в приватизации с институциональных инвесторов были допущены только закрытые инвестиционные фонды.

Среди главных проблем, мешающих деятельности институтов совместного инвестирования, следует отметить двойное налогообложение доходов инвесторов, неопределенность некоторых аспектов ведения бухгалтерского учета, что иногда приводят к неправильному отражению финансовых результатов.

Для повышения эффективности функционирования финансового рынка Комиссия ставит себе цель усилить требования относительно информационного обеспечения акционеров и участников инвестиционных фондов путем установления стандартов составления финансовой отчетности фондов.

В 1991-1993 годах правительство начало на основе Украинской фондовой биржи создания национальной централизованной системы организованной торговли ценными бумагами, регистрации прав собственности и обеспечение обращения ценных бумаг. Комиссия уже выдала разрешения на деятельность пяти специализированных бирж и Внебиржевой фондовой торговой системе (ПФТС).

К сожалению, в последние годы не удалось в полной мере создать национальную централизованную систему, обеспечить ее дальнейшее эффективное функционирование: на организационно оформленные рынки приходится менее чем три процента от общего объема торгов всеми видами ценных бумаг. Вследствие этого не в полной мере обеспечиваются интересы государства и граждан в функционировании прозрачного, эффективного и справедливого рынка.

Нерешенной проблемой оформленного рынка остается неодинаковое налогообложения операций с ценными бумагами на биржах и торговых системах.

Одним из главных условий эффективного функционирования рынка ценных бумаг является наличие развитой рыночной инфраструктуры, которая обеспечивает ускорение оборота ценных бумаг и регистрации прав собственности на ценные бумаги.

Кооперативный рынок образца 1995-1996 годов был рынком акций государственных предприятий, которые приватизируются. Поэтому усилиями Комиссии достаточно быстро создана сеть регистраторов собственников именных ценных бумаг и нормативная база их функционирования. Но этот процесс был осложнен возникновением так называемых "карманных" регистраторов, которые косвенно созданы эмитентами и полностью ими контролируются, что не в полной мере позволило реализовать концепцию создания института независимых регистраторов.

Принятие и введение в действие в январе 1998 года Закона Украины "О Национальную депозитарную систему и особенности электронного обращения ценных бумаг в Украине" вызвало необходимость приведения профессиональными участниками фондового рынка своей деятельности в соответствие с его нормами.

Само существование Национального депозитария является признаком экономической цивилизованности и гарантированной защиты прав собственности, что увеличивает привлекательность страны для отечественных и иностранных инвесторов.

Но если учитывать, что Национальный депозитарий Украины согласно законодательству является системообразующим элементом Национальной депозитарной системы, который обеспечивает стандартизацию документооборота, кодификацию ценных бумаг и международные связи с депозитариями других стран, то становится понятным, что создание Национальной депозитарной системы Украины должно предшествовать приватизации, или, как минимум, совпадать с ее началом. Поскольку это своевременно не было сделано, единственным выходом из сложившейся ситуации является ускорение процесса создания Национальной депозитарной системы Украины и решения проблемы выпуска и обеспечения обращения полноценных бумаги (в документарной и бездокументарной формах) в процессе завершения приватизации.

Книга: Организационно-правовые основы биржевой деятельности - Берлач

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-правовые основы биржевой деятельности - Берлач
2. Раздел 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ
3. 1.2. ИСТОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНЫХ БИРЖ В УКРАИНЕ
4. Раздел 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5. 2.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
6. 2.3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ
7. 2.4. ОСОБЕННОСТИ БИРЖЕВОГО ПРОЦЕССА В УКРАИНЕ
8. Раздел ОРГАНИЗАЦИЯ БИРЖЕВЫХ ИНСТИТУТОВ
9. 3.2. ФУНКЦИИ БИРЖИ
10. 3.3. ВИДЫ БИРЖ
11. Раздел 4 ОРГАНИЗАЦИЯ БИРЖЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
12. Раздел 5 ОРГАНИЗАЦИЯ БИРЖЕВЫХ ТОРГОВ
13. 5.2. БИРЖЕВОЙ ТОВАР
14. 5.3. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ТОРГОВ
15. 5.4. ПОРЯДОК СНЯТИЯ ТОВАРОВ С ТОРГОВ
16. 5.5. БИРЖЕВАЯ ЯЗЫК ЖЕСТОВ И ЖАРГОН БРОКЕРА
17. 5.6. РЕШЕНИЕ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ
18. Раздел 6 ОРГАНИЗАЦИЯ БИРЖЕВЫХ СДЕЛОК
19. 6.2. ВИДЫ БИРЖЕВЫХ СДЕЛОК И ОПЕРАЦИЙ
20. 6.3. БИРЖЕВЫЕ И ВНЕБИРЖЕВЫЕ ОПЦИОНЫ
21. 6.4. СПЕКУЛЯТИВНЫЕ СДЕЛКИ
22. 6.5. ТОВАРНЫЙ АРБИТРАЖ
23. 6.6. КОТИРОВКИ И ВИДЫ ЦЕН НА БИРЖЕ
24. 6.7. РЕГИСТРАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ СДЕЛОК
25. Раздел 7 ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРНЫХ БИРЖ
26. 7.2. РОЛЬ ТОВАРНОЙ БИРЖИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН
27. 7.3. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ТОВАРНОЙ БИРЖИ И ЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
28. 7.4. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНОЙ БИРЖЕЙ
29. 7.5. СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТОВАРНОЙ БИРЖИ
30. 7.6. БИРЖЕВЫЕ ТОВАРЫ
31. 7.7. МЕХАНИЗМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БИРЖЕВЫХ СДЕЛОК
32. 7.8. ВИДЫ БИРЖЕВЫХ СДЕЛОК
33. 7.9. БИРЖЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ
34. 7.10. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИРЖЕВЫХ СДЕЛОК И ОПЕРАЦИЙ
35. Раздел 8 ФОНДОВЫЕ БИРЖИ
36. 8.2. ФОНДОВЫЙ РЫНОК КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
37. 8.3. СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УКРАИНЕ
38. 8.4. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА
39. 8.5. ЦЕННЫЕ БУМАГИ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ, ВЗАИМОСВЯЗИ
40. 8.6. УЧАСТНИКИ ФОНДОВОГО РЫНКА
41. 8.7. ПРОЦЕДУРА ЛИСТИНГА НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ
42. 8.8. ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ СДЕЛОК НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ
43. Раздел 9 ВАЛЮТНЫЕ БИРЖИ
44. 9.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВАЛЮТНОЙ БИРЖЕ
45. 9.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ В УКРАИНЕ
46. 9.4. ВАЛЮТНЫЕ БИРЖИ ЗА РУБЕЖОМ
47. 9.5. ВАЛЮТА КАК ТОВАР
48. 9.6. ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
49. 9.7. МЕХАНИЗМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СДЕЛОК С ВАЛЮТОЙ
50. 9.8. ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ
51. 9.9. КОТИРОВКИ
52. 9.10. КОМИССИОННЫЕ И ПОСТАВКА НА ВАЛЮТНОЙ БИРЖЕ
53. Раздел 10 БИРЖЕ ТРУДА
54. 10.2. СУБЪЕКТЫ РЫНКА ТРУДА И ИХ ФУНКЦИИ
55. Раздел 11 ОРГАНИЗАЦИЯ ФЬЮЧЕРСНОЙ ТОРГОВЛИ
56. 11.2. ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ФЬЮЧЕРСНОЙ ТОРГОВЛИ
57. 11.3. ЦЕЛИ ФЬЮЧЕРСНОЙ ТОРГОВЛИ
58. 11.4. МЕХАНИЗМ БИРЖЕВОЙ ФЬЮЧЕРСНОЙ ТОРГОВЛИ
59. 11.5. БИРЖЕВОЕ ХЕДЖИРОВАНИЕ И СПЕКУЛЯЦИЯ
60. 11.6. ОПЦИОНЫ С ФЬЮЧЕРСНЫМИ КОНТРАКТАМИ
61. 11.7. МЕХАНИЗМ СДЕЛОК ПО КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ ФЬЮЧЕРСНЫХ КОНТРАКТОВ
62. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

На предыдущую