lybs.ru
Интеллигентность нельзя купить, да и зачем она тем, у кого есть деньги? / Александр Перлюк


Книга: Организационно-правовые основы биржевой деятельности - Берлач


9.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ В УКРАИНЕ

Как уже отмечалось, валюта как экономическая категория - это основной элемент, обеспечивающий функционирование валютно-финансового механизма. На территории Украины в 1996 году была проведена денежная реформа и выпущена в общий оборот постоянную национальную валюту - гривну.

В Декрете Кабинета Министров "О системе валютного регулирования и валютного контроля" за валюту Украины принято считать денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет и в других формах, которые обращаются и являются законным платежным средством на территории Украины, а также изъятые из обращения или такие, что изымаются из него, но подлежат обмену на денежные знаки, средства на счетах, во взносах в банковских и других кредитно-финансовых учреждениях на территории Украины.

Формирование национальной валюты в Украине в условиях перехода к новой экономической системы (с 1990 года) происходило в несколько этапов. Первый этап - в январе 1992 года был сделан выпуск в наличное обращение временной переходной валюты - купоно-карбованца.

Второй этап - 7 ноября 1992 года Указом Президента "О реформе денежной системы Украины" вводился в безналичную сферу купоно-карбованец вместо российского рубля. С помощью этого мероприятия Украина вышла из рублевой зоны. Но уже в то время вымывание национального богатства в виде денежного капитала в долларовом эквиваленте составило около 8 миллиардов долларов украинских национальных ресурсов.

Третий этап - 1-16 сентября 1996 года в Украине была проведена денежная реформа и выпущена в общий оборот постоянную национальную валюту вместо временной - гривну. Одновременно произошла деноминация путем уменьшения в 100 000 раз всех ценовых показателей, составляющих денежной массы и ее общей величины.

Украинская гривна хоть и считается конвертируемой валютой, однако остается "запертой". Потребность в перемещении ее за границу в развитые страны и развивающиеся, существует лишь в небольшом количестве. Гривна не является валютой, которая принимает участие в международных расчетах. Она не является валютой цены и валютой платежей во внешнеторговых контрактах. Кроме того, банки развитых западных стран не имеют гривневых счетов на своей территории. Гривна не является полностью конвертируемой валютой даже во внутреннем обращении, хотя ее денежные функции значительно расширены по сравнению с купоно-карбованцем.

Как известно, валютная система - это форма организации валютных отношений. Последние в свою очередь охватывают отношения между юридическими и физическими субъектами страны, которые принимают участие в операциях, связанных с валютой, и такие валютные отношения, которые регулируются национальным законодательством. На территории страны нет пока что единого нормативного акта, который бы регулировал валютные отношения. Его роль выполняют Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности", Декреты Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" и "О временном использования поступлений в иностранной валюте" (19 февраля 1993 p.), Закон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" (23 сентября 1994г.), Указ Президента Украины "О совершенствовании валютного регулирования" (22 августа 1994 p.), а также акты НБУ в виде постановлений Правления НБУ.

Государственная политика в сфере валютного регулирования через формирование той или иной системы валютных ограничений и регламентаций ориентирована на достижение определенных экономических целей. Наиболее приоритетными являются:

* стабилизация валютного курса и обеспечение оптимальной степени внешней и внутренней конвертации национальной денежной единицы;

* обеспечение надежных источников поступлений валютных ценностей на валютный рынок;

* стимулирование экспортного потенциала;

* уравновешивание платежного баланса.

Представителями государства на валютном рынке в большинстве случаев являются центральные банки, осуществляющие денежно-кредитную политику страны. Центральные банки могут просто обслуживать валютные операции органов власти или же заниматься покупкой-продажей иностранной валюты с целью баланса спроса и предложения национальной валюты и, как следствие, влияния на ее курс. Но в конечном итоге каждый центральный банк выражает волю своего государства.

Регулирование валютной сферы Украины в современных условиях сводится к поддержанию стабильного положения на валютном рынке, нейтрализации резких колебаний валютных курсов. Стабильность валютного рынка в свою очередь обеспечивает нормальное развитие внешнеэкономических связей государства и всей экономики. Главным инструментом формирования эффективного валютного регулирования на современном этапе развития рыночных отношений являются валютные интервенции, осуществляемые центральным банком. Каждая страна, как правило, используя валютные интервенции, исходит из конкретных особенностей своей экономики, степени ее "открытости" для участия в международных экономических отношениях.

Как это не парадоксально, но несмотря на отсутствие закона о валютном регулировании, развитие последнего в Украине уже имеет свою историю и во многом отражает общие проблемы становления нашей государственности.

Образования Украины как независимого государства требовало создания собственной законодательной базы по вопросам осуществления внешнеэкономической деятельности.

В последние годы в Украине почти ежемесячно принимаются законодательные и ведомственные нормативные акты по регулированию валютных отношений, совершенствование контроля за полнотой и правильностью расчетов при экспортно-импортных операциях. Все они подчинены единой цели-созданию валютного рынка, стабилизации курса национальной валюты. Но часто меры, принимаемые правительственные и финансовые органы для регулирования валютной сферы, являются непоследовательными и непродуманными. Рассмотрим основные нормативно-правовые акты регулирования валютного рынка.

Основу валютного регулирования заложены еще в 1992 году, когда Украина поддерживала довольно жесткие правила, регулирующие обмен и торговлю. Дело в том, что Постановлением Верховной Рады Украины "О формировании валютных фондов Украины в 1992 году" от 05.02.1992 года было ратифицировано "дополнительный налог под названием "налог на валютную выручку", уплачивался резидентами исключительно в иностранной валюте. Такое мероприятие оказалось неэффективным: реальные доходы за 1992 год от налога на валютные операции были минимальными - около 100 млн. долларов - частично из-за того, что тяжелый налоговый пресс, безусловно, не способствовал тому, чтобы предприятия возвращали заработанную валюту в Украину, особенно через официальные каналы (один из распространенных вариантов избежания уплаты налога на валютную прибыль было применение бартерных операций). Органы власти отреагировали на ситуацию в конце года: началась кардинальная реформа системы обмена, а налог на валютные операции практически не взимался.

19 февраля 1993 года появился Декрет Кабинета Министров "О системе валютного регулирования и валютного контроля", который начал процесс ускоренной либерализации валютного регулирования, но через некоторое время этот Декрет превратился в набор схоластических догм, одни из которых были отменены, а другие - просто игнорировались.

В этот же день, 19.02.1993 года, был подписан еще один декрет -"О временном порядке использования поступлений в иностранной валюте". Парадоксом было то, что, согласно "основным декретом" предусматривалась обязательная цессия "всех поступлений в пользу резидентов в иностранной валюте через уполномоченные банки на межбанковском валютном рынке Украины, а "временный декрет устанавливал, что обязательной продажи по официальному валютному курсу подлежит лишь 50 процентов валютных поступлений, а остальные иностранной валюты может продаваться по курсу с отклонением от официального, но не более чем в два раза.

И опять же 19.02.1993 года в свет выходит декрет "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" - третий "кит" украинской валютной политики. Таким образом, эти три декреты создали "фундамент" будущей системы государственного валютного регулирования.

Анализируя тенденции валютного рынка в Украине в начале 1993 года, можно сделать вывод, что ситуация в этом секторе отмечается постоянными изменениями и нестабильностью.

В течение 1993 года правительством сохранялся двойной обменный курс официальный и аукционный. В мае этого года был введен единый обменный курс, который просуществовал недолго, потому что в течение лета произошло обесценивание рубля, в результате чего в Украине вернулись к системе множественных курсов.

В сентябре 1993 года были приостановлены торги на УМВБ, введен фиксированный валютный курс, что привело к ухудшению макроэкономических показателей, углубило кризис в финансовой системе, произошло увеличение внешнего долга и отрицательного сальдо платежного баланса. Валюта, которую получали резиденты в обязательном порядке, должна продаваться по официальному курсу в таком соотношении:

- 40% от поступлений на валютном тендере;

- 10% - обязательная продажа;

- 50% оставалось в распоряжении предприятий, но единственным покупателем этой доли заработанной валюты мог быть только НБУ.

Вследствие фиксации валютного курса в Украине в течение 1993-1994 годов произошло:

- снижение эффективности экспорта с оплатой в иностранной валюте и увеличение доли бартерных операций, которая в 1993 году составляла 23,3% общего экспорта, а в 1994 году - уже 50%;

- сокращение поступлений валюты на внутренний валютный рынок Украины;

- увеличение внешнего долга Украины и др.

Освобождение официального курса валют сопровождалось быстрым падением курса рубля, темпы которого определялись начальной разнице официального и рыночного курсов.

Либерализация цен и обменного курса в октябре 1994 года вызвала значительное уменьшение реальной цены национальной валюты в результате инфляционных процессов. Но конец 1994 года отмечается увеличением торгов на УМВБ, что весьма положительно повлияло на экономику страны в целом: увеличились поступления валюты из-за границы, сказалось стимулирования экспорта, увеличилось количество иностранных инвестиций по контрактам, несколько отразилось официальное уменьшение курсов иностранных валют к рублю (доллар снизился на 4%, российский рубль - на 12%).

Стабильность валютного рынка просуществовала недолго, и 1995 год характеризовался инфляционными процессами, которые негативно повлияли на экономику страны. После периода обесценивания наступил период постепенного повышения реального обменного курса украинской валюты, когда цены на товары и услуги росли быстрее, чем обменный курс. В основном благодаря политике НБУ инфляционные процессы удалось приостановить. В 1996-1997 годах наблюдалась стабильность обменного курса, особенно в реальном выражении. Весьма большое значение имело проведение денежной реформы в сентябре 1996 года. За последние годы правительству страны удается удерживать курс гривны относительно доллара США в пределах предусмотренного валютного коридора.

Реализация политики валютного коридора в Украине также имеет свои проблемы и неурядицы. Как убеждает опыт рыночных стран (Австрия, Англия, Франция, Япония), политика валютного коридора вводилась правительством лишь на короткий период с целью стабилизации на валютном рынке в условиях небольших размеров инфляции при синхронном росте национального производства во всех отраслях экономики. В нашей стране такого положения вещей не существует, а срок реализации указанной политики имеет далеко не краткосрочный характер. Кроме того, если обозначить это мероприятие (валютный коридор) как административный, можно сказать, что он немного противоречит приоритетам экономической политики НБУ, то есть либерализации в сфере государственного регулирования валютной системы.

В последние годы актуальной проблемой государственного регулирования валютного рынка в Украине является поддержание макроэкономической стабильности национальной валютной единицы. Основным органом государственного регулирования валютного рынка нашей страны является НБУ. Его полномочия в сфере валютного регулирования определены Декретом Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля". Главным методом НБУ, с помощью которого внедряется национальное регулирование валютного курса, является валютная интервенция, ее содержание-предотвращения снижения (повышения) валютного курса национальной денежной единицы.

Основными мерами, которыми пользуется НБУ, внедряя политику валютной интервенции с целью приостановки девальвации курса гривны до валютных единиц других стран, являются:

- увеличение учетной ставки центрального банка и нормы обязательного резервирования коммерческих банков;

- запрет украинским коммерческим банкам кредитования с ЛОРО - счетов банков-нерезидентов гривневыми средствами, продление ранее заключенных кредитных соглашений и размещения гривневых депозитов на корреспондентских счетах банков-нерезидентов и т.д.

Основной недостаток валютной интервенции и, что она имеет только краткосрочный эффект и не может обеспечить высокого уровня макроэкономических показателей, от которых зависит стабильность национальной денежной единицы.

Свои полномочия по регулированию национальной валюты и удержания стабильности на валютном рынке Украины НБУ, безусловно, выполняет. Но в последнее время в результате падения платежеспособности гривны ее стоимость в процессе курсообразования немного завышена, т.е. реальная намного ниже официальной. И если бы НБУ за помощью административного регулирования и различных экономических мер не удерживал национальной валютной единицы в пределах валютного коридора, в стране в условиях высокого уровня безработицы, падение производства, отрицательного сальдо платежного баланса и других неурядиц начались бы инфляционные процессы, а впоследствии и гиперинфляционные.

Как известно, существует достаточно тесная связь между инвестициями и стабильностью на валютном рынке. Сегодня украинской экономике нужно вдвое больше инвестиций, чем она получила их за весь переходный период. То есть правительство должно создать достаточно благоприятные условия, которые помогут привлечению средств из-за границы.

Но есть и другая сторона вопроса. В Украине стабильность на валютном рынке имеет достаточно высокую степень зависимости от движения иностранных инвестиций. Подтверждением этого стали события второй половины 1997 года. Через изменение политики Минфина относительно снижения доходности облигаций внутригосударственного займа (ОВГЗ) и неразвитости рынка корпоративных ценных бумаг иностранные инвесторы начали забирать свои средства с территории Украины, что уже в конце августа отразилось на увеличении спроса на иностранную валюту, а период август - декабрь на валютном рынке вошел в стадию медленной девальвации курса гривны.

Как видим, в условиях политического кризиса и некоторых просчетов правительства в выбранной политике отток иностранного капитала достаточно сильно сказывается на стабильности национальной валютной единицы, а следовательно, и на макроэкономических показателях.

Обменный курс имеет прямое влияние на инфляционные процессы внутри страны, В условиях открытости Украины до импорта происходит инфляция цен на товары зарубежного производства. Если проанализировать структуру импорта за 1997-1998 годы, то более половины его общего объема составляют нефть и продукты ее переработки, природный газ, которые являются не чем иным, как составной затрат продуктов и услуг, производимых в нашей стране.

В Украине за сентябрь - декабрь 1998 года цены на большинство товаров выросли в два раза в результате повышения курса доллара к гривне, а заработная плата осталась почти без изменений. Условно говоря, покупательная способность сократилась в 1,5-2 раза. От такого положения вещей страдают потребители и производители, как национальные, так и зарубежные (в результате падения спроса на продукцию).

Итак, какую политику должно выбрать государство по проблемам валютного регулирования?

Прежде всего необходимо действительно согласовывать экономическую политику государства с валютной политикой НБУ. Как уже отмечалось, сегодня все действия относительно валютного регулирования направлены либо на ликвидацию последствий финансового кризиса (который, кстати, имеет тенденцию развиваться во второй половине года, наблюдается почти четыре указанных периода подряд и отличается лишь по глубине), или на административное регулирование удержания курса гривны относительно валютного коридора. И нет ни одной программы или действия, которые были бы направлены на ликвидацию причин нестабильности национальной валюты, которая сегодня очевидна, - она не имеет мощности прежде всего потому, что не подтверждена повышением макроэкономических показателей.

Относительно проблемы высокой степени зависимости валютного рынка от движения иностранных инвестиций и одновременной"^ потребности для развития украинской экономики, то НБУ необходимо определить оптимальные объемы иностранного инвестирования в таком размере, который бы не имел значительного влияния на тенденции валютного рынка.

Еще одной из болезненных проблем валютной политики сегодня является вопрос о возвращении вывезенного за рубеж украинского капитала и приостановка оттока валюты из Украины. Таким образом, возвращение наших законодателей к обсуждению проекта Закона Украины "О валютном регулировании" в 1995 году было обусловлено острой и насущный необходимой для решения проблемой современного состояния экономики Украины - репатриации валютных средств. Результатом такого поиска стало прекращение с 1 августа 1995 года действия лицензий на осуществление валютных операций, что означало фактический запрет использования иностранной валюты в качестве платежного средства в Украине и в результате привело к еще большему невозврата валютных средств в Украину и зачисление их на счета в банках за рубежом.

Отсюда вывод: регулируя валютные отношения, акцент все-таки нужно делать не на запретах, а на создании благоприятного валютного климата (разумное налогообложение, постепенная либерализация движения капитала, развитие валютного рынка) через комплексную модернизацию законодательства.

Книга: Организационно-правовые основы биржевой деятельности - Берлач

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-правовые основы биржевой деятельности - Берлач
2. Раздел 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ
3. 1.2. ИСТОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНЫХ БИРЖ В УКРАИНЕ
4. Раздел 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5. 2.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
6. 2.3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ
7. 2.4. ОСОБЕННОСТИ БИРЖЕВОГО ПРОЦЕССА В УКРАИНЕ
8. Раздел ОРГАНИЗАЦИЯ БИРЖЕВЫХ ИНСТИТУТОВ
9. 3.2. ФУНКЦИИ БИРЖИ
10. 3.3. ВИДЫ БИРЖ
11. Раздел 4 ОРГАНИЗАЦИЯ БИРЖЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
12. Раздел 5 ОРГАНИЗАЦИЯ БИРЖЕВЫХ ТОРГОВ
13. 5.2. БИРЖЕВОЙ ТОВАР
14. 5.3. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ТОРГОВ
15. 5.4. ПОРЯДОК СНЯТИЯ ТОВАРОВ С ТОРГОВ
16. 5.5. БИРЖЕВАЯ ЯЗЫК ЖЕСТОВ И ЖАРГОН БРОКЕРА
17. 5.6. РЕШЕНИЕ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ
18. Раздел 6 ОРГАНИЗАЦИЯ БИРЖЕВЫХ СДЕЛОК
19. 6.2. ВИДЫ БИРЖЕВЫХ СДЕЛОК И ОПЕРАЦИЙ
20. 6.3. БИРЖЕВЫЕ И ВНЕБИРЖЕВЫЕ ОПЦИОНЫ
21. 6.4. СПЕКУЛЯТИВНЫЕ СДЕЛКИ
22. 6.5. ТОВАРНЫЙ АРБИТРАЖ
23. 6.6. КОТИРОВКИ И ВИДЫ ЦЕН НА БИРЖЕ
24. 6.7. РЕГИСТРАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ СДЕЛОК
25. Раздел 7 ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРНЫХ БИРЖ
26. 7.2. РОЛЬ ТОВАРНОЙ БИРЖИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН
27. 7.3. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ТОВАРНОЙ БИРЖИ И ЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
28. 7.4. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНОЙ БИРЖЕЙ
29. 7.5. СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТОВАРНОЙ БИРЖИ
30. 7.6. БИРЖЕВЫЕ ТОВАРЫ
31. 7.7. МЕХАНИЗМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БИРЖЕВЫХ СДЕЛОК
32. 7.8. ВИДЫ БИРЖЕВЫХ СДЕЛОК
33. 7.9. БИРЖЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ
34. 7.10. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИРЖЕВЫХ СДЕЛОК И ОПЕРАЦИЙ
35. Раздел 8 ФОНДОВЫЕ БИРЖИ
36. 8.2. ФОНДОВЫЙ РЫНОК КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
37. 8.3. СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УКРАИНЕ
38. 8.4. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА
39. 8.5. ЦЕННЫЕ БУМАГИ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ, ВЗАИМОСВЯЗИ
40. 8.6. УЧАСТНИКИ ФОНДОВОГО РЫНКА
41. 8.7. ПРОЦЕДУРА ЛИСТИНГА НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ
42. 8.8. ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ СДЕЛОК НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ
43. Раздел 9 ВАЛЮТНЫЕ БИРЖИ
44. 9.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВАЛЮТНОЙ БИРЖЕ
45. 9.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ В УКРАИНЕ
46. 9.4. ВАЛЮТНЫЕ БИРЖИ ЗА РУБЕЖОМ
47. 9.5. ВАЛЮТА КАК ТОВАР
48. 9.6. ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
49. 9.7. МЕХАНИЗМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СДЕЛОК С ВАЛЮТОЙ
50. 9.8. ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ
51. 9.9. КОТИРОВКИ
52. 9.10. КОМИССИОННЫЕ И ПОСТАВКА НА ВАЛЮТНОЙ БИРЖЕ
53. Раздел 10 БИРЖЕ ТРУДА
54. 10.2. СУБЪЕКТЫ РЫНКА ТРУДА И ИХ ФУНКЦИИ
55. Раздел 11 ОРГАНИЗАЦИЯ ФЬЮЧЕРСНОЙ ТОРГОВЛИ
56. 11.2. ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ФЬЮЧЕРСНОЙ ТОРГОВЛИ
57. 11.3. ЦЕЛИ ФЬЮЧЕРСНОЙ ТОРГОВЛИ
58. 11.4. МЕХАНИЗМ БИРЖЕВОЙ ФЬЮЧЕРСНОЙ ТОРГОВЛИ
59. 11.5. БИРЖЕВОЕ ХЕДЖИРОВАНИЕ И СПЕКУЛЯЦИЯ
60. 11.6. ОПЦИОНЫ С ФЬЮЧЕРСНЫМИ КОНТРАКТАМИ
61. 11.7. МЕХАНИЗМ СДЕЛОК ПО КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ ФЬЮЧЕРСНЫХ КОНТРАКТОВ
62. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

На предыдущую