Книга: Организационно-правовые основы биржевой деятельности - Берлач
11.5. БИРЖЕВОЕ ХЕДЖИРОВАНИЕ И СПЕКУЛЯЦИЯ
Хеджирование - это способ получения прибыли благодаря биржевой фьючерсной торговли, основывающийся на различиях в динамике цен реальных товаров и цен фьючерсных контрактов на этот же товар.Биржевая спекуляция - это способ получения прибыли в процессе биржевой фьючерсной торговли, базирующийся на различиях в динамике цен фьючерсных контрактов во времени, пространстве и на разные виды товаров.
В политико-экономическом значении как хеджирования, так и биржевая спекуляция представляют собой простую спекуляцию, т.е. способ получения прибыли, основывающийся не на производстве, а на разнице в ценах. Хеджирование и биржевая спекуляция - две формы спекуляции на бирже, что сосуществуют и дополняют друг друга, но одновременно и отличаются между собой. Это две стороны одной медали. Хеджирование невозможно без биржевой спекуляции, и наоборот.Хеджирование на бирже осуществляют, как правило, предприятия, организации, частные лица, которые одновременно являются участниками рынка реальных товаров: производители, переработчики, торговцы.
Биржевой спекуляцией обычно занимаются члены биржи и все желающие (обычно частные лица) сыграть на разнице в динамике цен фьючерсных контрактов.На практике нет четкого разграничения между субъектами, занимающимися хеджированием, и субъектами, деятельность которых связана с биржевой спекуляцией, так как участники рынка реальных товаров тоже участвуют в биржевых спекуляциях, и в рыночном хозяйстве главное - получение прибыли, независимо от того, благодаря которому биржевым операциям эта цель достигается.
Цель хеджирования - получение дополнительной прибыли по сравнению с прибылью от реализации на рынке реального товара.Для всех организаций и лиц, которые не являются членами биржи, хеджирование представляет собой особую форму коммерческой деятельности на бирже с постоянной целью - получение наибольшей прибыли наравне с другими имеющимися формами коммерции. Хеджирование, в связи с двойственным характером, то есть одновременной опорой на цену реального товара и на цену фьючерсного контракта на этот же товар, имеет важное практическое значение. Оно обеспечивает непрямую связь биржевого рынка фьючерсных контрактов с рынком реального товара.
Хеджирование выполняет функцию биржевого страхования от ценовых потерь на рынке реального товара и обеспечивает компенсацию некоторых расходов (в частности, на хранение товаров). Именно от этой функции и ведет свое происхождение сам термин "хеджирование".Техника хеджирования заключается в следующем.
Продавец реального товара, стремясь застраховать себя от предполагаемого снижения цены, продает на бирже фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование продажей). В случае снижения цен он выкупает фьючерсный контракт, цена на который тоже упала, и получает прибыль на фьючерсном рынке, который должен компенсировать недополученную им выручку на рынке реального товара (табл. 5).В соответствии с условным примером №1 продавец в конечном итоге получил от продажи товара (70 единиц) и от фьючерсного рынка (20), т.е. ту сумму выручки, которую он рассчитывал получить по состоянию на 1 мая (90 единиц).

Покупатель наличного товара заинтересован в том, чтобы не потерпеть убытков от повышения цен на товар. Поэтому, предполагая, что цены будут расти, он покупает фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование покупкой). В случае, если тенденция роста цены имеет место, покупатель продает свой фьючерсный контракт, цена которого тоже возросла в связи с ростом цен на рынке реального товара, и тем самым компенсирует свои дополнительные расходы по покупке наличного товара (табл. 6).
Следовательно, исходя из условного примера №2, затраты покупателя на рынке реального товара (110 единиц) благодаря полученному прибыли от фьючерсной торговли (20) не превысили суммы затрат, планируемых им по состоянию на 1 мая (100 единиц). Оба приведенные примеры раскрывают суть страховой функции хеджирования.
Использование механизма фьючерсной торговли, вытекающей из приведенных условных примеров, позволяет продавцам запланировать свою выручку, а значит, и прибыль, а покупателям - расходы. На практике трудно предсказать изменение цен на длительный срок. Динамика цен рынков реального товара и фьючерсного не совпадает, поэтому, как правило, хеджирование не охватывает всего потока произведенных биржевых товаров.
Существуют различные формы (способы) хеджирования в зависимости от того, кто является его участником и с какой целью оно осуществляется. Хеджирование может проводиться на весь реальный товар или на его часть; на реальный товар или товар, отсутствующий в момент заключения фьючерсного контракта; на комбинацию различных дат поставки реального товара и выполнение фьючерсного контракта.Хеджирование способствует получению и дополнительной прибыли. Средняя разница между ценой наличного товара и фьючерсного контракта на соответствующий месяц поставки представляет собой "базис" и зависит от расходов на хранение и других труднопрогнозируемых факторов.
При хеджировании продавец товара, желающий получить дополнительную прибыль, стремится продать фьючерсный контракт на свой товар по цене, превышающую существующую рыночную цену реального товара на величину базиса. Если в дальнейшем базис будет уменьшаться, то хеджер (т.е. тот, кто осуществляет хеджирование) выигрывает, поскольку рост цен на фьючерсном рынке отстает от роста цен на реальном рынке, либо снижение цен на фьючерсном рынке опережает снижение цен на реальном рынке. В случае увеличения базиса хеджер-продавец проигрывает. Покупатель товара, желающий получить дополнительную прибыль, опирается в своих прогнозах на другие изменения базиса, то есть при его росте хеджер выигрывает, а при уменьшении базиса - проигрывает.В указанных вариантах конечная цена для хеджера равна его конечной цене плюс изменение базиса.
Кц = Цц + 36,где
Кц - конечная цена для хеджера;Цц - целевая цена для хеджера;
36 - изменение базиса.Если хеджер продавец, то он будет иметь дополнительную прибыль в случае, когда конечная цена окажется выше целевой. Это возможно при уменьшении базиса. Покажем это на условном примере (табл. 7).

Итак, целевая цена для продавца согласно условия составляла 90 единиц, изменение базиса - 10 (20 - 10), конечная цена - 100 единиц (90 + 10), т.е. по сравнению с хеджированием в условном примере №1 хеджер получил дополнительную прибыль, равную 10 единицам (100 - 90).
Если хеджер-покупатель, то дополнительную прибыль он получит при условии, когда конечная цена окажется ниже целевой, то есть при росте базиса.
Проиллюстрируем это на условном примере (табл. 8).Целевая цена для покупателя по условию - 90 единиц, изменение базиса составила минус 10 (20 - 30), конечная цена равна 80 единицам (90 - 10), т.е. по сравнению с хеджированием в примере №2 хеджер получил дополнительную прибыль, равную 10 единицам (90 - 80).
Книга: Организационно-правовые основы биржевой деятельности - Берлач
СОДЕРЖАНИЕ
На предыдущую
|