lybs.ru
Жизнь состоит из обещаний и угроз. / Павел ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ


Книга: Размещение производительных сил / РПС - Тарангул


2.5. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

1. Роль машиностроения в экономическом развитии страны.

2. Отраслевая и территориальная структура машино-строительного комплекса в Украине.

3. Проблемы и перспективы развития отрасли.

1. Машиностроение имеет большое значение для укрепления экономики Украины и становление ее как независимого высокоразвитого государства. “Экономическое чудо” ФРГ, Японии, Южной Кореи и других государств начиналось с развития современных отраслей. Машиностроение является одной из ведущих звеньев тяжелой промышленности. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов (орудия труда), машино-строительная промышленность существенно влияет на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, роста производительности труда, другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.

В Украине этот комплекс - один из самых развитых. С 1940 по 1990 год объем продукции вырос в 95 раз. С конца 70-х годов машиностроение становится ведущей отраслью промышленности. На него приходится более 40% всего промышленно-производственного потенциала индустриального производства. Доля продукции комплекса в общем объеме продукции промышленности составляет 29%.

Роль машиностроения в экономическом развитии страны определяет его обслуживающая функция во всех межотраслевых комплексах - паливноенергетичному, агропромышленном, строительном, лісовиробничому т.п.; участие в территориальном разделении труда (внутренне-государственном и межгосударственном). Именно от доли машиностроительной продукции в экспортном секторе зависит, во многом, статус страны, ее место в международных экономических интеграционных процессах. Особенно большую роль играет машиностроение Украины в экономической интеграции государств бывшего СССР. Так, в 1990 г. Украина производила 95-100% роторных экскаваторов, угольных, кукурузо - и свекло-уборочных комбайнов, 40% доменного и сталеплавильного оборудования, около 50% силовых трансформаторов и 30% экскаваторов и т.д. В структуре экспорта в 1995 г., когда объемы продукции этой отрасли снизились почти на 50% по сравнению с 1990 г., машиностроение и металлообработка все же занимали значительное место (на них приходилось 13% экспорта).

Углубление общегосударственного кризиса, погрешности в системе ценообразования особенно остро сказались на этой отрасли. В 1998 г. (в % к 1990 г.) вагонов производилось 10%, экскаваторов и бульдозеров - 2,6%, тепловозов - 0,5%, комбайнов: зерноз-биральних-1,4%, кукурузоуборочных - 0,2%, свеклоуборочных - 1%.

2. Машиностроение и металлообработка - чрезвычайно сложная комплексная отрасль промышленности. Его многочисленные подотрасли и производства в определенной степени объединяет общность сырья, технологий, применяемых назначения конечной продукции.

Многоотраслевая структура машиностроения и металлообработки, его технико-экономические особенности (конструкционная сложность машин, широкое развитие процессов специализации и кооперирования, металло - и трудоемкость, малотранспортабельність т.д.) обусловливают специфику размещения различных отраслей. Решающее значение при их размещении имеют такие факторы, как потребительский, сырьевой, трудовой, научный и, особенно, удобное транспортно-географическое положение или сочетание всех указанных факторов. В наиболее обобщенном виде машиностроение делится, прежде всего, за металлоемкостью на тяжелое, общее, среднее и точное. Каждая из этих групп имеет определенное назначение и специфические принципы размещения.

Тяжелое машиностроение - это совокупность отраслей машиностроительного комплекса, выпускающих крупногабаритные и металлоемкие машины, оборудование для энергетики, металлургии, горнодобывающей и химической промышленности. Оно объединяет производство металлургического, горно-шахтного, подъемно-транспортного и энер-ного оборудования. Для такого машиностроение характерными чертами являются: выпуск продукции небольшими сериями; высокая металло - и энерго-ємнісь; расположение вблизи сырьевых (металлургических) баз и потребителя.

Как правило, в тяжелом машиностроении больше предприятий полного цикла, на которых происходит заготовка и обработка деталей и сборки готовых изделий.

Производство металлургического оборудования почти полностью (95,5%) сосредоточено в Донецком и Приднепровском экономических районах.

Крупнейшим предприятием такого типа в Украине Новокраматорский машиностроительный завод, который выпускает кузнечно-прессовое, металлургическое оборудование, слябинги, прокатные листовые станы, тяжелые металлорежущие станки для металлургической промышленности. Реконструировано Старокраматорский машиностроительный завод.

Крупными производителями металлургического оборудования является Дебальцевский машиностроительный завод, Кадіївський литейно-механический завод, Мариупольский завод тяжелого машиностроения, а также заводы городов Днепропетровска, Кривого Рога, Марганца.

Заводы горно-шахтного и бурового оборудования размещены вблизи потребителей - угольной промышленности Донбасса, рудной базы Приднепровья, районов добычи нефти и газа. Учитывается фактор металлоемкости, поскольку потребители машин и металла расположены в тех же районах. Основными центрами этой отрасли являются Дружковка, Горловка, Ясиноватая, Донецк, Харьков, Луганск, Красный Луч, Кривой Рог, Черновцы, Дрогобыч.

Крупнейшие предприятия подъемно-тран-спортного машиностроения расположены в Одессе, Львове, Харькове, Никополе, Прилуках, Днепропетровске; средние - в Славянске, Золотоноша (Черкасская обл.) и Киверцах (Волынская обл.).

Металоємним, но и ориентированным на высококвалифицированные кадры, является энергетическое машиностроение. Оно специализируется на производстве паровых гідравнічних турбин, генераторов, котлов и мощных дизельных моторов, оборудования для атомных электростанций, электроаппаратуры и кабеля.

Центрами энергетического оборудования является Харьков (дает 40% всего энергетического оборудования Украины), Запорожье, Киев, Днепропетровск, Мелитополь, Львов, Тернополь, Полтава, Новая Каховка, Токмак (Запорожская обл.), Одесса.

Важнейшими центрами производства тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования является Краматорск, Харьков, Днепро-петровск, Кривой Рог, Марганец.

Отрасли общего машиностроения характеризуются средней металлоемкостью, невысокой працеємністю и транспортабельностью готовой продукции за небольших объемов ее выпуска (производство оборудования для нефтяной и некоторых отраслей химической промышленности; строительных, дорожных, транспортных и сельскохозяйственных машин). Они размещаются, как правило, в районах потребления продукции.

Так, машины и оборудование для химической промышленности производят в Сумах, Полтаве, Снежном; железнодорожное машиностроение, в частности тепловозы производят в Луганске, вагоны - в Днепродзержинске, Кременчуге и Стаханове, цистерны - в Мариуполе. Судно-строительство развито в Николаеве, Херсоне, Киеве.

Крупнейшими центрами сельскохозяй-ственного машиностроения является Харьков (моторы для самоходных комбайнов), Кировоград (сеялки), Днепропетровск, Тернополь (свеклоуборочные комбайны), Херсон (зерновые и кукурузоуборочные комбайны), Одесса (тракторные плуги). Заводы по выпуску различных сельскохозяйственных машин и запчастей есть в Киеве, Николаеве, Бердянске, Черновцах и других машиностроительных центрах.

Отрасли среднего машиностроения выпускают продукцию с высокой трудо - и фондоемкостью (транспортное машиностроение, тракторостроение, оборудование для легкой, пищевой, комбикормовой и полиграфической промышленности) размещаются в центрах машиностроительной промышленности с наличием квалифицированных кадров.

Достаточно разветвленная в Украине структура транспортного машиностроения, которое объединяет предприятия по производству тепловозов, вагонов, (общее машиностроение) легковых и грузовых машин, микроавтобусов, троллейбусов и, что главное для экспортной звена страны, морских судов и самолетов.

Автомобильные заводы Украины выпускают большегрузные автомобили (Кременчуг), автобусы и автопогрузчики (Львов), легковые автомобили (Запорожье), легковые автомобили для сельской местности (Луцк), автомобильные моторы (Мелитополь), микроавтобусы (Симферополь).

Авиационная промышленность производит самолеты и узлы, приборы и запчасти к ним. Наибольшего развития она достигла в Киеве и Харькове, где производят пассажирские и транспортные самолеты, в том числе один из крупнейших в мире - АН-225. В последнее время в связи с конверсией производства эта промышленность стала выпускать много продукции широкого потребления.

Тракторостроение в своем размещении ориентируется на потребителя. Важнейшим его центром является Харьков, где действуют заводы: тракторный, тракторных самоходных шасси, моторостроительный. Колесные трактора производят в Днепропетровске, тракторные агрегаты - в Виннице. Ряд крупных предприятий по производству деталей и запасных частей для тракторов работает в Симферополе, Кременчуге, Чугуеве, Киеве, Белой Церкви, Луганске, Одессе.

Станкостроение сосредоточено в крупных городах (Киеве, Харькове, Краматорске, Одессе, Запорожье, Львове, Житомире).

Машиностроение для легкой и пищевой промышленности ориентируется на потребителя. Эти предприятия рассредоточены на территории и размещены как в больших (Киев, Донецк, Харьков, Днепропетровск, Одесса), так и в малых (Смела и Каменка, Черкасская обл.; Калиновка, Винницкая обл.; Васильков, Киевская обл.) городах.

Четвертую группу составляют отрасли точного и наукоемкого машиностроения. К ним относятся: электронная, радиотехническая, приборо-строительная отрасли, производство компьютерной и космической техники и т.д. Им свойственна очень высокая працеємність, малая металлоемкость, повышенная фондоемкость. Они размещаются в районах высокой технической культуры, имеющих высоко-квалифицированные кадры, экспериментальные базы, научно-исследовательские институты. Крупнейшими центрами такого машиностроения, в частности, производства телевизоров, Львов, Киев, Харьков, Симферополь; электронно-вычислительных машин - Киев; приборостроение и инстру-ментов - Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса, Донецк, Запорожье, Львов.

Предприятия машиностроительного комплекса территориально сосредоточены во всех областях. На этом фоне особенно выделяются восемь крупных машиностроительных городов: Харьков, Киев, Днепр-петровськ, Запорожье, Одесса, Львов, Донецк, Луганск. На основе действия закона территориальной специализации и комплексного развития в Украине сформировалось семь машиностроительных районов:

Харьковский (основные центры - Харьков, Полтава, Кременчуг, Сумы) со специализацией на энергетическом, транспортном, тракторном, сельскохозяйственном машиностроении и выпуске электротехники и приборов;

Приднепровский (Днепропетровск, Днепро-дзержинск, Кривой Рог, Запорожье, Мелитополь, Кировоград) с ведущими отраслями тяжелого и среднего машиностроения, станков, транспортных, энергетических, электротехнических и сельскохозяйственных машин; наукоемкой космической техники;

Донецкий (Донецк, Краматорск, Луганск, Мариуполь, Горловка, Дружковка) с изготовлением преимущественно металлоемких оборудования: машин и оборудования для угледобычи и черной металлургии, транспортных средств;

Центральноукраинский (Киев, Житомир, Бердичев, Коростень, Чернигов, Черкассы) с выпуском станков, оборудования для химической и строительной индустрии, транспортных средств, электротехнических машин, приборов, ЭВМ;

Подольский (Винница, Хмельницкий, Тернополь) с развитием сельскохозяйственного и электротехнического машиностроения, станков и приборостроения;

Западноукраинский (Львов, Луцк, Ровно, Ивано-Франковск, Черновцы, Ужгород, Мукачево, Дрогобыч, Стрый) с приборостроением, произ-водством телевизоров, станков, подъемно-транспортных машин, автобусов, грузовых несущих конвейеров, грузопассажирских автомобилей, товаров электроники, сельскохозяйственных машин;

Южный (Одесса, Николаев, Херсон, Симферополь, Измаил, Керчь), специализирующееся на выпуске судов, станков, сельскохозяй-ственных машин, кранов, приборов, киноаппаратов.

В последние десятилетия, особенно с 1980 по 1990 гг., значительно выросли объемы производства наиболее наукоемкой продукции, в частности, приборов и средств автоматизации, вычислительной техники, роботов, космической техники и т.д. Однако в последние годы темпы ее производства, как и другой машино-строительной продукции, резко снизились. Это связано с общим экономическим кризисом, резким повышением стоимости энергоносителей, сокращением инвестиций в эту отрасль (29% всех инвестиций в промышленность в 1990 до 5,5% в 1995 году). Многие предприятия находятся на грани банкротства.

3. Проблемы и перспективы развития машиностроения напрямую связаны со стратегией экономического развития страны. Прежде всего, это повышение эффективности самого машиностроения путем:

- структурной перестройки отрасли с увеличением наукоемких производств;

- создание современного технологического оснащения для всех отраслей машиностроительного комплекса с целью снижения энерго-, ресурсо - и трудоемкости производства и повышение конкурентоспособности его продукции;

- ориентации продукции на потребности внутреннего рынка и возможности вхождения в мировой рынок;

- экологизации производства, что предусматривает выпуск ресурсосберегающих и природоохранных видов техники.

Вопросы и задания

1. Какова роль машиностроения в выходе государства из экономического кризиса?

2. Охарактеризуйте структуру машиностроительного комплекса и назовите основные принципы размещения предприятий отрасли.

3. Выделите отраслевые экономические районы, которые специализируются на машиностроении.

4. Раскройте проблемы развития отрасли в условиях формирования рыночных отношений.

Книга: Размещение производительных сил / РПС - Тарангул

СОДЕРЖАНИЕ

1. Размещение производительных сил / РПС - Тарангул
2. РАЗДЕЛ 1 Теоретические и методологические основы и общие условия размещения производительных сил 1.1. Предмет, задачи и методология курса “Размещение производительных сил”
3. 1.2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
4. 1.3. Научные методы анализа территориальной организации народного хозяйства
5. 1.4. РАЙОННАЯ ПЛАНІРОВКА
6. 1.5. Экономическое районирование Украины
7. 1.6. Демографическая и трудоресурсной ситуации в Украине
8. 1.7. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УКРАИНЫ
9. РАЗДЕЛ 2 Развитие и размещение производительных сил Украины 2.1. Народнохозяйственный комплекс Украины
10. 2.2. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ УКРАИНЫ
11. 2.3. Топливно-энергетический комплекс Украины
12. 2.4. Металлургический комплекс Украины
13. 2.5. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
14. 2.6. Строительный комплекс
15. 2.7. ХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ
16. 2.8. Лесопроизводственный комплекс Украины
17. 2.9. ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
18. 2.10. Агропромышленный комплекс Украины
19. 2.11. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС
20. РАЗДЕЛ 3 Территориальная организация народного хозяйства 3.1. Западный экономический макрорайон
21. 3.2. ВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАКРОРАЙОН
22. 3.3. Южный экономический макрорайон
23. РАЗДЕЛ 4 Влияние внешних экономических связей на развитие производительных сил Украины 4.1. Внешние экономические связи Украины
24. Список литературы

На предыдущую