lybs.ru
Юмор - невідлучна примета каждого истинного таланта. / Иван Франко


Книга: Размещение производительных сил / РПС - Тарангул


2.11. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС

1. Значение, функция и структура транспорта.

2. Понятие “транспортная система”, ее содержание.

3. Общая характеристика основных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, морского, речного, трубопроводного и авиационного.

Транспорт - специфическая коммуникационная инфраструктурная отрасль материального производства и сферы обслуживания, которая обеспечивает потребности хозяйства и населения из всех видов перевозок. Это материальная основа развития производственно-технологических внутренних и внешних связей страны. Он участвует в перевозке сырья, полуфабрикатов, материалов, готовой продукции и доставке их потребителям, а также перевозит пассажиров. Транспорт является необходимым условием территориального разделения труда, специализации районов, их комплексного развития. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение и отраслевую структуру производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил.

Специфика транспорта как отрасли хозяйства заключается в том, что он сам не производит продукцию, а участвует в ее создании, обеспечивает производство сырьем, материалами, обору-выполнением и перевозит готовые изделия потребителю. Транспортные расходы включаются в себестоимость продукции. В некоторых отраслях промышленности транспортные затраты особенно значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях, где они могут достигать 50% себестоимости продукции.

Транспорт - важная составляющая часть рыночной инфраструктуры, так как создает условия для формирования общегосударственного и местных рынков.

Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории развитой транспорт-ной системой - важный критерий высокого уровня ее освоения, фактор привлечения населения и производства и развития интеграционных процессов.

Важнейшая функция транспорта - перемещение людей и грузов. Отсюда следует разделение транспорта по видам работы и объектами перемещения на пассажирский и грузовой. По назначению выделяют транспорт общего пользования, ведомственный, а также личного пользования. За средой перемещения различают следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, гужевой, вьючный (наземный), морской, речной, озерный (водный), авиационный (воздушный), трубо-проводной, электронный.

2. Все виды транспорта являются составляющими единой транспортной системы. Транспортная система - территориальное сочетание взаимосвязанных видов транспорта, которые, взаимодействуя совместно, наиболее полно удовлетворяющих потребности народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Работу транспорта обеспечивает транспортная инфраструктура - экономически сбалансированная совокупность путей сообщения, подвижного состава, заведений управления и связи, разнообразного технического оборудования.

Транспорт объединяет подвижной состав и дорожную сеть. Территориальная структура транспорта состоит из транспортной сети, транспортных центров и узлов. Узлами в большинстве случаев являются крупные населенные пункты, где пересекаются магистрали различных видов транспорта и осуществляются большие объемы погрузочно-разгрузочных работ, перевалка грузов. Транспортные узлы и центр, где сходятся, пересекаются, разветвляются не менее чем две-три линии одного или двух видов транспорта (в зависимости от видов транспорта), делятся на железнодорожно-автодорожные (Харьков, Львов), железнодорожно-водно-автодорожные (Одесса, Киев, Николаев, Херсон), водно-автодорожные (Ялта, Алушта, Канев). В каждом из этих узлов может быть еще и воздушный и трубопроводный транспорт.

Основными показателями работы транспорта является грузооборот, который измеряется в тонно-километрах, и пассажирооборот измеряется в пассажиро-километрах. Грузооборот - это количество перевозимого груза за определенный период на определенное расстояние. Транспорт Украины-за особенности ее геополитического положения имеет значительное межгосударственное значение, которое со временем будет расти. Расширяются связи не только в направлении “восток-запад”, но и “север-юг”, начинает формироваться сеть так называемых транзитных транспортных коридоров.

В Украине развиты все виды транспорта. Объединенная транспортными центрами и узлами дорожная сеть вместе с подвижным составом, портами, складскими и другими хозяйствами образуют транспортный комплекс государства. На 10 тыс. км2 территории приходится 372 км железнодорожных путей, 78 км - внутрішньоводних и 2800 км - автомобильных дорог с твердым покрытием. Больше всего перевозят грузов и пассажиров железнодорожный и автомобильный виды транспорта.

3.1. Железнодорожный транспорт получил в Украине высокий уровень развития. Он занимает первое место по грузообороту (36%) и второе место (после автомобильного) - по пассажирообороту. Длина железных дорог составляет около 23 тыс. км (2/3 из них электрифицированы). Примерно столько же (до 25 тыс. км) составляет протяженность железных дорог предприятий (в т.ч., подъездных путей и ответвлений).

Железнодорожный транспорт Украины - четвертый в мире после России, США и Канады по объему грузовых перевозок. Украинские железные дороги вдвое превышает суммарный объем перевозок 12-ти вместе взятых стран Европейского Сообщества.

Самая густая сеть железнодорожных магистралей характерна для Донбасса, Приднепровья, право-бережного Лесостепи и западных территорий Украины. Наиболее обеспечены железнодорожными путями области: Донецкая, Львовская, Черновицкая. Территориально железнодорожный транспорт разделен на шесть железных дорог: Юго-Западную (центр-Киев), Львовский, Южную (Харьков), Донецкую, Приднепровскую (Днепропетровск), Одесскую.

Важнейшие внутренние магистрали Донбасс-Кривой Рог, Харьков-Севастополь, Киев-Львов, Львов-Одесса, Харьков-Нижнеднепровск-Херсон. Соединяют Украину с ближайшими соседями железнодорожные магистрали: Донбасс-Харьков-Курск-Москва, Донбасс-Москва, Одесса-Киев-Москва, Владимир-Волынский-Катовице, Львов-Краков, Чоп-Чоп, Чоп-Будапешт. Паромная линия Ильичевск-Варна дает выход на Балканы. Украина имеет выход практически всех стран Центральной и Восточной Европы, а через территорию Беларуси в страны Балтии. Функционирует железнодорожная паромная переправа из Крыма через Керченский пролив в страны Закавказья, а также к Турции и Ирану.

Основные грузы (до 90% в железнодорожном транспорте Украины занимает именно перевозки грузов и лишь 10% - пассажиров) до стран-соседей - уголь, металл, изделия машиностроения и химической промышленности, разнообразная продукция пищевой промышленности и сільськогосподарсь-кого производства. В обратном направлении везут лес, изделия из дерева, машины и приборы, продукцию легкой промышленности и т.д.

Перспективы развития железнодорожного транс-порта связанные с усовершенствованием технических средств транспорта, электрификация железных дорог, продолжением строительства новых железных дорог, повышением их грузооборота, активным его интегрированием в европейскую транспортную систему.

3.2 В перевозках на небольшое расстояние вне конкуренции находится автомобильный транс-порт. Его большим преимуществом является то, что он почти не зависит от природных условий и может доставлять грузы от “двери до двери”. По плотности автодорог (280 км на 1000 км2) с твердым покрытием Украина занимает первое место среди стран СНГ.

Автомобильный транспорт удерживает первое место по перевозкам пассажиров и второе - по грузообороту. Протяженность автодорог - почти 170 тыс. км (155 тыс. км дорог имеет твердое покрытие), качество их с европейскими стан-дартами - неудовлетворительная. Несовершенный автопарк, отсутствие необходимого сервиса на дорогах, высокие цены на бензин делают автотранспорт одним из самых дорогих видов транспорта.

Кроме перевозки грузов и пассажиров автомобильный транспорт выполняет много других функций: обеспечивает работу скорой медицинской помощи, пожарной охраны, органов общественного правопорядка и т.д. Большое значение авто-транспорт для обслуживания АПК и доставки грузов и пассажиров в труднодоступные районы. В перевозках грузов важное значение приобретает специальный автомобильный транспорт, контейнерный, рефрижераторный и другие.

Важные узлы - все областные и многие районные центры. Важнейшие автомагистрали: Одесса-Киев-Чернигов, Харьков-Донбасс, Днепр-петровск-Запорожье, Запорожье-Севастополь, Львов-Киев, Харьков-Киев, Полтава-Кишинев. Автомобильный транспорт постепенно интегрируется в высокоразвитую европейскую коммуникационную систему. К этой системе наш транспорт будет привлечено после введения в действие первоклассной трансъевропейской автомагистрали Киев-Мадрид. С паромной переправой Ильичевск-Поти, которая является кратчайшим путем между Западом и Востоком, введенной в 1997 году, возникла возможность транспортировать автомобильные грузы вместе с автомобилями страны Закавказья, а дальше переправой Баку-Туркмен-Баши - в страны Центральной и Южной Азии.

3.3. На морской транспорт придется 1/4 грузооборота страны. Этот транспорт концен-трується исключительно на юге страны на уз-берегу Черного и Азовского морей, в так называемом Азово-Черноморском бассейне, который через проливы Босфорт и Дарданеллы связан со Средиземноморьем, а следовательно - с мировым океаном. Выделяют три вида морских пере-возок: а) малый каботаж - перевозки между портами одного государства одного моря (например, Черного); б) большой каботаж - перевозки между портами одного государства различных портов (Черного и Азовского); в) заграничные перевозки (между портами Украины и России и т.д.).

Морской транспорт обслуживает важные внешнеэкономические связи Украины.

Организационно морской транспорт нашего государства состоит из трех пароходств: Черноморского, Азовского и Украинско-Дунайского. В Черноморском бассейне функционирует также паромная переправа Ильичевск-Варна (Болгария). В структуру Черноморского пароходства входят 11 морских портов, три судоремонтных завода. В Азовском паро-плавстві судна специализируются на перевозках угля, руды, зерна и конструкционных материалов. Работают три порты: Мариуполь, Бердянск, Керчь. Дунайское пароходство работает на реке и в море, имеет 4 порты: Рени, Измаил, Усть-Дунайск, Килия.

За средними расстояниями грузовых перевозок (около 6000 км) морской транспорт занимает первое место среди других видов транспорта. Но по расстоянию перевозки пассажиров значительно уступает железнодорожному и, особенно, уезд-ряному.

В структуре экспорта грузов морскими судами преобладают руды металлов, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные материалы. По импорту на первом месте - зерновые (более 30%), древесина, продукты питания.

Крупнейшим морским портом в Украине является Одесса, которая имеет регулярное сообщение более чем со ста странами мира. Он оборудован под контейнерные перевозки. Одесса не имеет себе равных в Украине и за перевозкой пассажиров.

В перспективе, при завершении сооружения нефтяного терминала по приему нефти с танкеров в порту Южный, роль Одесского портового комплекса (Одесса, Ильичевск, Южный) в Украине возрастет. На морском транспорте будет поглиб-люватися специализация, контейнеризация, возрастет использование танкеров и лихтеровозов.

Основной проблемой морского транс-порта является рост удельного веса судов, техническое состояние которых не отвечает современным требованиям, что приводит к конфликтам, катастроф, обострения экологической ситуации в морской акватории и портовых городах.

3.4. Речной транспорт, как и морской, имеет ряд преимуществ перед сухопутным. В частности, он использует готовые естественные пути, течения воды, возможность одновременной транспортировки больших грузов и пассажиров. Содержание водных путей требует гораздо меньше капитальных вложений, к тому же перевозка грузов водным транспортом обходится дешевле. Но он имеет и ряд недостатков: сезонность действия, малая скорость и т.д. Общая длина судоходных путей в Украине около 4 тыс. км (Франция - 8,6 тыс. км). Почти по всем показателям перевозок грузов и пассажиров этот вид транспорта находится на одном из последних мест. Доля речного транспорта в общем перевозке грузов не превышает 1,1%, а пассажиров - 0,2%.

Основными видами грузов, пере-возятся речным транспортом, являются минеральные, строительные материалы (более 80%), руда (4%), каменный уголь (2%). Этим видом транспорта перевозятся грузы реками Днепр, Дунай. Последний объединяет Украину с восемью евро-пейськими странами через порты Румынии, Германии, Венгрии, Австрии, а также морские порты Турции, Греции, Израиля, Франции, Италии.

Важнейшей речной судоходной артерией является Днепр (в пределах Украины - 1018 км) с его притоками - Десной и Припятью. Другие речные судоходные магистрали Украины: Южный Буг (особенно на отрезке Николаев-Александ-ривка), Днестр (в целом до Залещиков Тер-нопільської области), Северский Донец (от города Счастье Луганской области), Дунай и другие. Речными судоходными магистралями Днестра (до города Орша) осуществляются межгосударственные перевозки с Белоруссией, Северского Донца - с Россией. Важнейшими речными портами Украины являются Днепропетровск, Запорожье, Херсон, Киев, а также Рени.

Недостатки в эксплуатации речных судов, их техническое состояние ухудшают экологию рек, вода которых используется для полива в сельском хозяйстве и как питьевая в городах. Для развития речного транспорта необходимо применять большегрузные суда, увеличивать долю грузов в пакетированном виде, контейнерах, расширять перевозки в ліхтеровозах, выводить из эксплуатации физически и морально устаревшие суда и наполнять флот судами новых типов.

Трубопроводный транспорт отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа, а также некоторых химических продуктов (в частности, аммиака). Он является одним из самых эффективных, потому что, по сравнению с железнодорожным и автомобильным транспортом, доставка нефти им в три раза дешевле. Преимуществами этого вида транспорта есть и возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшим расстоянием независимо от рельефа, а также его экологическая чистота.

Это относительно новый вид транспорта. В Украине он возник в 20-е годы в Прикарпатье, где впервые был построен газопровод Дашава-Стрый-Дрогобыч (1924 год). В настоящее время протяженность газопроводов составляет более 35 тыс. км, нефтепроводов - 2,5 тыс. км, нафтопродукто-проводов - 2,9 тыс. км. Средняя плотность трубопроводного транспорта - 67 км на 1 тыс. км2 территории. В Украине действуют нефтепроводы Долина (Ивано-Франковская обл.), Дрогобыч (Львовская обл.), Битков-Надворная (Ивано-Франковск-ка обл.), Качановка-Ахтырка (Сумская обл.), Гнединцы-Прилуки (Черниговская обл.), Кременчуг (Полтавская обл.), Херсон, Кременчуг-Черкассы, Самара-Лисичанск-Кременчуг-Херсон-Одесса, через который в Украину поступает сибирская нефть.

Крупнейший нефтепровод “Дружба” - есть транс'європейським и в пределах Украины имеет протяженность 680 км. Межгосударственного принадлежит и нефтепровод Мичуринск (Россия)-Кременчуг, протяженностью в пределах нашего государства - 313 км.

Крупнейшие газопроводы - Шебелинка-Харьков-Брянск, Шебелинка-Днепропетровск-Кривой Рог-Одесса-Кишинев, Шебелинка-Диканька-западные районы Украины. Из Прикарпатья идут газопроводы к Чехии, Словении, Польши. Через крайнюю восточную часть Украины проходят трассы газо-проводов Пінічний Кавказ-Москва. Этот газ потребляют также в Донбассе. Через Украину из Западной Сибири и других районов России проходят несколько магистральных газопроводов в страны Центральной и Западной Европы. Среди них крупнейшим является газопровод Уренгой-Помары-Ужгород.

В Украине создана сеть продукто-проводов: крупнейший в Европе (протяженностью около 25 тыс. км) аммиакопровод Тольятти-Горловка-Одесса, етиленопровид Чепель (Венгрия)-Калуш.

В перспективе планируется строительство крупных транспортных транс'євроазіатських трубопроводов из Ирана через Северный Кавказ (Россия) в Украину, а также нефтепровода из Ирана через Азербайджан до портов Грузии и далее морским транспортом в Украину (Одесса). Для транспортировки этой нефти предусмотрено создание нефтепровода Одесса-Броды (львовской обла-ка обл.). В этой принципиально новой транспортной системе важным звеном будет нефтетерминал, что сооружается в Одессе.

3.6. Авиационный транспорт - один из самых молодых видов сообщения. Его преимуществами являются скорость, цілорічність функционирования, возможность доставки грузов в труднодоступные районы. Авиатранспортом осуществляют подавляющее большинство трансконтинентальных пассажиро-перевозок и перевозок товаров с небольшим сроком хранения на значительные расстояния. Недостатки: большая себестоимость, зависимость от природных условий.

В транспортном пассажиро - и грузооборота его доля меньше 1%. Крупнейшие города Украины имеют по два аэропорта: в Киеве - это “Борисполь” и “Киев” (Жуляны), Одессе - “Центральный” и “Застава”, в Симферополе - “Симферопольский” и “Заводской”. Воздушными воротами столицы Украины является Бориспольский аэропорт. Открылись воздушные линии до Франкфурта, Парижа, Торонто, Нью-Йорка, Лондона, Израиля. Важное значение приобретают полеты в Китай, Японию, Индию.

Воздушный транспорт Украины объединен в “Авиалинии Украины”, к которым принадлежат почти 30 авиаотрядов, 100 аэродромов, а также предприятия по ремонту авиатехники, частные авиалинии.

Киевской области принадлежит первое место в Украине за перевозкой пассажиров и грузов воздушным транспортом. Далее идут Харьковская, Днепропетровская и Донецкая области.

В перспективе, в процессе более тесной интеграции Украины в европейские и мировые социально-экономические структуры, роль авиатранспорта будет расти. В этом плане необходимым является рекон-струкція международных авіагаваней, расширение подвижного состава (износ парка самолетов Ту-134, Ту-154, Як-42 составляют почти 70%) и т.д., создание новых международных авиапортов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое значение транспорта в функционировании хозяйственного комплекса?

2. На какие группы делится транспорт за объектами и средой перемещения?

3. Как вы понимаете понятия: транспортная система, инфраструктура, транспортные узлы, грузо - и пассажирооборот?

4. Охарактеризуйте транспорт Украины: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, трубо-проводной, авиационный.

5. Обозначьте проблемы и перспективы развития различных видов транспорта.

Книга: Размещение производительных сил / РПС - Тарангул

СОДЕРЖАНИЕ

1. Размещение производительных сил / РПС - Тарангул
2. РАЗДЕЛ 1 Теоретические и методологические основы и общие условия размещения производительных сил 1.1. Предмет, задачи и методология курса “Размещение производительных сил”
3. 1.2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
4. 1.3. Научные методы анализа территориальной организации народного хозяйства
5. 1.4. РАЙОННАЯ ПЛАНІРОВКА
6. 1.5. Экономическое районирование Украины
7. 1.6. Демографическая и трудоресурсной ситуации в Украине
8. 1.7. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УКРАИНЫ
9. РАЗДЕЛ 2 Развитие и размещение производительных сил Украины 2.1. Народнохозяйственный комплекс Украины
10. 2.2. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ УКРАИНЫ
11. 2.3. Топливно-энергетический комплекс Украины
12. 2.4. Металлургический комплекс Украины
13. 2.5. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
14. 2.6. Строительный комплекс
15. 2.7. ХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ
16. 2.8. Лесопроизводственный комплекс Украины
17. 2.9. ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
18. 2.10. Агропромышленный комплекс Украины
19. 2.11. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС
20. РАЗДЕЛ 3 Территориальная организация народного хозяйства 3.1. Западный экономический макрорайон
21. 3.2. ВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАКРОРАЙОН
22. 3.3. Южный экономический макрорайон
23. РАЗДЕЛ 4 Влияние внешних экономических связей на развитие производительных сил Украины 4.1. Внешние экономические связи Украины
24. Список литературы

На предыдущую