lybs.ru
Руководство помнит о народе, иначе у него не было бы такой охраны. / Александр Перлюк


Книга: Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.


1.5. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Во время перехода к рыночной системе хозяйствования зарождается конкуренция как важный механизм регулирования экономических процессов. Однако в переходный период она еще незначительна. Это дает возможность продавцам устанавливать и поддерживать более высокие цены, чем они могли бы позволить себе за развитой конкуренции, что приводит к застою в производстве, к безработице, а в конечном счете - к социально-экономической и политической нестабильности.

Конкурентоспособность предприятия можно обеспечить правильной организацией управления финансами: движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями. Содержание финансового менеджмента заключается в эффективном использовании финансового механизма для достижения стратегических и тактических целей предприятия (рис. 1.2).

Финансовый механизм предприятия - это система управления финансами, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и денежных фондов с целью оптимизации их влияния на конечные результаты его деятельности. Оптимальное взаимодействие финансовых отношений достигается использованием всех финансовых категорий (выручка, прибыль, амортизация, оборотные средства, кредит, бюджет, налоги), нормативов, различного рода стимулов, льгот, санкций и других финансовых рычагов.

К главным задачам финансового менеджмента относятся: выявление финансовых источников развития производства; определение эффективных направлений инвестирования финансовых ресурсов; рационализация операций с ценными бумагами; налаживание оптимальных взаимоотношений с финансово-кредитной системой, субъектами хозяйствования.

Значение управления финансами предприятий заключается в такой организации работы финансовых служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке.

Мобилизуя денежные средства других собственников для покрытия расходов на собственном предприятии, финансисты должны иметь четкое представление о целях инвестирования ресурсов и давать рекомендации о формах привлечения средств. Для покрытия краткосрочной и среднесрочной потребности в финансовых ресурсах целесообразно использовать ссуды банков. Осуществляя большие капитальные вложения, можно воспользоваться дополнительной эмиссией ценных бумаг. Однако такую рекомендацию можно дать только тогда, когда финансисты основательно изучили финансовый рынок, проанализировали спрос на разные виды ценных бумаг, учли возможные изменения конъюнктуры и уверены в сравнительно быстрой и выгодной реализации ценных бумаг предприятия.

На основании маркетингового исследования предприятие решает следующие три проблемы: товары, работы, услуги следует производить и в каком количестве? Как должны быть произведены эти товары? Кто получит, приобретет ли сможет использовать эти товары и услуги? Финансисты обязаны определить объем и источники финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования в производство и реализацию продукции, выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, целевыми фондами, субъектами хозяйствования.

Процесс производства совершается в определенной технологической последовательности, когда непрерывно повторяется стадия приобретения сырья, материалов и подготовки их к производству, стадия превращения сырья на полуфабрикаты, незавершенное производство, готовую продукцию. Потребность в средствах у предприятия возникает на каждой из этих стадий еще до возмещения производственных затрат, выручки от реализации продукции. Именно поэтому каждое предприятие, формируя свой капитал (уставный фонд), должен предусмотреть необходимую сумму оборотных средств. Вложенные оборотные средства на каждой стадии производственного процесса, переходя из одной функциональной формы в другую, замещаются после реализации продукции.

Очень важным в процессе управления финансами предприятий является определение такой потребности в оборотных средствах, которая обеспечивала бы минимально необходимые размеры производственных запасов, незавершенного производства, остатков готовой продукции для выполнения производственной программы. За нехваткой собственных оборотных средств для текущего инвестирования необходимо определить потребность в заемных средствах.

Нехватка оборотных средств у отдельных предприятий возникает именно из-за того, что поступления и использования денег не совпадают во времени и осуществляются в разных объемах. Вследствие этого в одних предприятий на определенный момент появляются временно свободные средства, а у других возникает временная потребность в них. Это противоречие процесса воспроизводства решается коммерческими банками через кредитование предприятий. За временного дефицита собственных оборотных средств предприятие обращается в банк с целью получения кредитов.

Управление финансами исключает также сферу финансового обеспечения капитальных вложений на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение предприятий. В этом случае финансисты должны точно определить: собственные источники финансирования капитальных вложений, прежде всего амортизационные отчисления и чистая прибыль; привлеченные средства, которые могут поступить от эмиссии ценных бумаг; возможности получения долгосрочных кредитов.

Непосредственным задачам управления финансами предприятий является обеспечение формирования и правильного распределения выручки от реализации продукции для восстановления оборотных средств, формирование амортизационного фонда, валового и чистого дохода. Каждое предприятие стремится обеспечить ликвидность оборотных активов для своевременного погашения краткосрочной кредиторской задолженности. Поэтому своевременное и полное поступление выручки от реализации продукции постоянно контролируется финансовыми менеджерами.

Амортизационные отчисления ныне является важнейшим элементом затрат на производство и основным источником воспроизводства основных фондов. Управление формированием и использованием амортизационных отчислений, особенно в случае применения ускоренной амортизации, является важной стороной финансового менеджмента. Первоочередной задачей является также своевременное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, государственными целевыми фондами, банками, страховыми компаниями и другими субъектами хозяйствования.

Действующим законодательством и нормативными актами установлены конкретные сроки платежей по каждому виду налогов и других обязательных взносов. Несвоевременное и неполное перечисление таких платежей в бюджет влечет за собой применение финансовых санкций к предприятиям-неплательщикам. Эти санкции могут стать причиной значительных внереализационных расходов, чего ни в коем случае не должен допускать финансовый менеджер.

Управление финансами предприятий включает также сферу формирования, распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Распределение прибыли является одной из форм реализации экономических интересов участников процесса воспроизводства. Так, в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятий государство получает свою долю в виде налогов, предприятие в виде чистой прибыли, а работники - от распределения и использования части прибыли. От регулирования распределения чистого дохода зависит мотивация развития производства, возможность дальнейшего увеличения прибыли.


Книга: Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.
2. ВСТУПЛЕНИЕ
3. РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
4. 1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
5. 1.2. ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ И ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
6. 1.3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
7. 1.4. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ
8. 1.5. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ
9. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ И
10. РАЗДЕЛ 2. ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
11. 2.1. РАСЧЕТНЫЕ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
12. 2.2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
13. 2.3. РАСЧЕТНО-ПЛАТЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
14. РАЗДЕЛ С. ДЕНЕЖНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
15. 3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА И СОСТАВ ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ
16. 3.2. ДОХОДЫ (ВЫРУЧКА) ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
17. 3.3. ДОХОДЫ ОТ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
18. 3.4. ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛОВОГО И ЧИСТОГО ДОХОДА
19. РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
20. 4.1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
21. 4.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
22. РАЗДЕЛ 5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
23. 5.1. СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
24. 5.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ
25. 5.3. ПЛАТЕЖИ ЗА РЕСУРСЫ
26. 5.4. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ
27. 5.5. СБОРЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ
28. 5.6. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
29. 5.7. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
30. РАЗДЕЛ 6. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
31. 6.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
32. 6.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ
33. 6.3. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
34. 6.4. ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
35. РАЗДЕЛ 7. КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
36. 7.1. НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
37. 7.2. БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
38. 7.3. НЕБАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

На предыдущую