Книга: Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.
2.1. РАСЧЕТНЫЕ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
2.1.1. Сущность денежных расчетов предприятий
2.1.2. Безналичные и наличные расчеты
2.1.3. Проведение кассовых операций
2.1.4. Виды банковских счетов и порядок их открытия
2.1.1. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
В процессе купли-продажи товаров, оказания услуг, а также выполнения различного рода обязательств в денежной форме происходят разнообразные расчеты и платежи. Платежи также осуществляются по распределению и перераспределению денежных средств. Совокупность всех платежей создает денежный оборот.
Денежный оборот - это выявление сущности денег в движении. Он охватывает процессы распределения и обмена. На объем и структуру денежного оборота на предприятии оказывают влияние стадии производства и потребления. Длительный производственный процесс, который требует увеличения производственных запасов, приводит к увеличению платежей, связанных с их приобретением. Рост трудоемкости продукции увеличивает платежи, связанные с оплатой труда. Прямые и обратные связи между производством и потреблением осуществляется через стадии распределения и обмена при помощи денежного оборота.
Особое место занимает денежный оборот в процессе реализации продукции. За товарного производства продукт отдельного производителя, предназначенный для потребления другим субъектом хозяйствования, может дойти до потребителя и дать право производителю на получение другого продукта только после его оплаты. Во время реализации проверяется соответствие между объемом и структурой производства и общественной потребностью в них.
В социалистической экономике движение товарных и денежных потоков в экономической литературе рассматривался сквозь призму плановой организации процесса воспроизводства и его составляющих - производства, распределения, потребления.
Рыночным отношениям присущ свободное движение товаров, услуг, капитала и ресурсов. Именно этот момент надо учитывать, рассматривая движение товаров и связанный с ним оборот денег.
Оборот денег сопровождает обмен товаров и услуг, когда осуществляется оплата за товар и деньги переходят от покупателя к продавцу. В общей денежной массе различают активные деньги, что в каждый данный момент участвуют в обороте, и пассивные (средства на счетах субъектов хозяйствования, общественных организаций, средства населения, иные фонды накопления и хранения), что является лишь потенциальным платежным средством. Следовательно, масса денег, которая находится в обороте, всегда будет меньше общее количество денег на сумму денежных фондов накопления и хранения. Последние постоянно вовлекаются в активный денежный оборот.
Масса денег, которая находится в обороте, имеет две формы: наличную и безналичную.
Разграничение денежного оборота на безналичный и наличный становится инструментом регулирования объекта денежного оборота - денежной массы.
Большая часть денежного оборота приходится на безналичный оборот, который охватывает все сферы хозяйственных отношений предприятий и организаций, банковских и финансовых учреждений, населения.
Денежный оборот на каждом предприятии связан с такими направлениями:
- обеспечение процесса производства (закупка сырья, материалов, комплектующих, выплата заработной платы);
- реализация продукции (работ, услуг), т.е. возмещение расходов и формирования доходов;
- уплата налогов, обязательных отчислений и сборов;
- обеспечение совместной деятельности предприятий;
- получение и погашение кредитов и уплата процентов за кредит кредитным учреждениям.
Такая группировка связано с разной экономической сущностью названных расчетов, документооборотом, видами и методами финансового и банковского контроля.
Безналичный денежный оборот полностью осуществляется через банковские учреждения, в них открыты счета субъектов предпринимательской деятельности.
От правильной организации денежных расчетов в целом зависит оперативность их осуществления, а следовательно и финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Одним из главных факторов нормализации расчетов в народном хозяйстве является внедрение единых расчетных правил, которые определяются соответствующими нормативными актами.
2.1.2. БЕЗНАЛИЧНЫЕ И НАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ
Денежные расчеты могут набирать як1 наличной, так и безналичной формы. Безналичным денежным расчетам, как правило, отдают предпочтение. Это объясняется тем, что за использование безналичных расчетов достигают значительной экономии затрат на их осуществление. Широкому применению безналичных расчетов способствуют банковские учреждения, в них также заинтересованное государство - не только с точки зрения экономного расходования средств, но и с точки зрения изучения, регулирования и контроля денежного оборота.
Сферу наличных и безналичных расчетов разграничена. Наличная форма расчетов применяется по обслуживанию населения - выплата заработной платы, материального поощрения, дивидендов, пенсий, денежной помощи. Получая денежные доходы населения тратит их на покупку товаров, продуктов питания, оплачивает услуги и осуществляет другие платежи.
Безналичные расчеты - это денежные расчеты, которые осуществляются с помощью записей на счетах в банках, когда деньги (средства) списываются со счета плательщика и переводятся на счет получателя средств.
Между наличной и безналичной формами расчетов существует тесная связь. Так, получая выручку за реализованную продукцию в безналичной форме, предприятие должно получить в установленном порядке в учреждении наличные для выплаты заработной платы, покрытия различных расходов, на хозяйственные нужды и др. В этом случае деньги, поступившие в безналичной форме, могут быть получены в банке в наличной форме.
Предприятия торговли, сферы обслуживания населения, реализуя товары, выполняя заказ, предоставляя услуги, получают плату за это, как правило, наличными. В то же время их расчеты с поставщиками, финансово-кредитными учреждениями, целевыми фондами в основном осуществляются в безналичной форме.
Развитие рыночных отношений привело к определенным изменениям в прежней системе денежных расчетов между предприятиями, в частности расширил возможность применения наличной формы. С конца 1998 г. согласно постановлению НБУ от 11 октября 1998 г. № 473 все наличные расчеты между предприятиями могут осуществляться как за счет средств, полученных в кассе банка, так и за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других кассовых поступлений.
Полученная наличность в виде выручки от реализации продукции и других кассовых поступлений может быть использована предприятиями не только для обеспечения хозяйственных нужд, но и на оплату труда и выплату дивидендов (дохода). Кроме того, для выплат, связанных с оплатой труда и выплатой дивидендов, предприятия могут использовать наличность, полученную из касс банков. В то же время предприятия должны обеспечивать систематическую и полную уплату налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет и государственные целевые фонды в соответствии с действующим законодательством.
Предприятия также могут проводить расчеты с бюджетом и государственными целевыми фондами наличными. Но если предприятия имеют налоговую задолженность, расчеты между покупателем и поставщиком продукции нужно осуществлять только в безналичном порядке.
Безналичные расчеты следует рассматривать как целостную систему, которая включает:
- классификацию расчетов;
- организацию расчетов;
- формы соответствующих документов;
- взаимоотношения плательщиков с банками.
В классификации безналичных расчетов следует различать:
- расчеты по товарным операциям;
- расчеты по нетоварным операциям.
Расчеты по товарным операциям, связанные с реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Они составляют подавляющую часть всего денежного оборота в государстве и обслуживают текущую финансово-хозяйственную деятельность предприятий. От организации расчетов по товарным операциям зависят расчеты по нетоварным операциям.
Расчеты по нетоварным операциям связанные с финансовыми операциями: с кредитной системой, с бюджетами различных уровней, с уплатой финансовых санкций. Эти расчеты осуществляются после реализации продукции, то есть по результатам завершения кругооборота средств предприятия.
Согласно территориального размещения предприятий (покупателей - продавцов) и банковских учреждений, которые их обслуживают, безналичные расчеты подразделяются на местные, междугородные и международные.
Местные расчеты осуществляются между покупателем и поставщиком продукции, если их обслуживает одно учреждение банка или если банк поставщика и банк покупателя, расположенные в том же населенном пункте.
Междугородные - это расчеты, которые осуществляются между покупателем и поставщиком через банки (поставщика и покупателя), которые находятся в разных регионах.
Международные - это расчеты, которые осуществляются по операциям купли-продажи через банк поставщика, которым является зарубежный банк.
Организация расчетов предусматривает их осуществление записью (переводом) средств со счета покупателя (плательщика денежных средств) на счет поставщика (получателя средств) или зачетом взаимных расчетов между покупателем и поставщиком продукции.
По экономическому содержанию организация безналичных расчетов выходит за рамки чисто технических операций, связанных со списанием и зачислением средств на счета клиентов в банковском учреждении.
Безналичные расчеты осуществляются в различных формах. Различные формы расчетов связаны с использованием различных видов расчетных документов.
Расчетные документы готовит поставщик или плательщик, а в отдельных случаях - банк. Расчетный документ - это соответственно оформленный документ на перевод денежных средств. Используются соответствующие формы безналичных расчетов (в зависимости от формы расчетного документа), а именно:
- платежными поручениями;
- платежными требованиями-поручениями;
- чеками;
- аккредитивами;
- векселями;
- инкассовыми поручениями (распоряжениями).
Платежные требования и инкассовые поручения (распоряжения) применяются в случаях взыскания в бесспорном порядке сумм финансовых санкций, недоимки в бюджет по налогам, штрафов, начисленных государственными налоговыми органами.
Правовые основы организации безналичных расчетов в хозяйственном обороте регламентируются законодательными, инструктивными документами. Национальный банк Украины выступает как методический центр по разработке форм и средств расчетов в народном хозяйстве, правил документооборота, организации банковского контроля за проведением расчетов.
Во времена перехода к рыночным отношениям организация безналичных расчетов должна активно способствовать решению следующих задач:
- совершенствование коммерческого расчета на предприятии;
- повышение ответственности предприятий за своевременное и в полном объеме осуществление платежей по всем обязательствам;
- укрепление договорной дисциплины;
- ускорение оборота оборотных средств.
2.1.3. ПРОВЕДЕНИЕ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Кассовые операции предприятия связаны как с принятием, так и с выдачей наличных. Порядок ведения кассовых операций регламентируется НБУ и распространяется на все предприятия независимо от форм собственности и вида деятельности, а также на физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности (кроме банков и предприятий связи).
Все предприятия, которые имеют текущие счета в банке, обязаны именно там хранить свои средства. Получать наличные деньги с собственного счета, как отмечалось, предприятия могут не только на заработную плату, материальное поощрение, на командировки и общехозяйственные расходы, а и на другие цели (расчеты за сырье, материалы, товары и т.п.).
Получение наличных с текущего счета осуществляется с использованием денежного чека. Выписывая денежный чек, предприятие тем самым дает распоряжение банку выдать уполномоченному лицу указанную в чеке сумму наличных. При оформлении чека не допускается исправлений, которые могут поставить под сомнение его достоверность.
Расчеты наличными предприятиями всех видов деятельности и форм собственности проводятся с оформлением таких документов: налоговых накладных, приходных и расходных кассовых ордеров, кассового или товарного чека, квитанции, договора купли-продажи, актов о закупке товаров, выполнению работ (оказанию услуг) или других документов, удостоверяющих факты какой-либо деятельности, которая подлежит оплате.
Формы налоговой накладной, ведения книг учета приобретения и продажи товаров (работ, услуг), порядок их заполнения, а также систему учета этих операций определяет Государственная налоговая администрация.
Всем предприятиям, имеющим счета в учреждениях банков и осуществляют кассовые операции с наличными деньгами, устанавливаются лимиты остатка наличных денег в кассе. Этот лимит для каждого предприятия определяется коммерческими банками по месту открытия счета с учетом режима и специфики работы предприятия, расстояния его от учреждения банка, размера кассовых оборотов, установленных сроков и порядка передачи наличности в банк.
Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов. Лимиты кассовых остатков по необходимости в течение года могут быть пересмотрены. До установления лимита кассы на текущий год действует лимит предыдущего года.
Новая редакция постановления НБУ от 11 ноября 1998 г. № 473 внесла соответствующие изменения и в регулирование лимита наличности на предприятии.
Если предприятие имеет налоговую задолженность и одновременно осуществляет наличные расчеты (кроме расчетов по налогам и обязательным платежам), сумма тех средств учитывается как фактические остатки наличности в кассе с последующим их сравнением с установленным лимитом кассы.
На нарушителей этого положения налагается штраф за превышение лимита кассы.
Коллективные сельскохозяйственные кооперативы, крестьянские союзы самостоятельно определяют объем наличности, который может постоянно храниться в их кассах. Об этом они обязаны сообщать в первом квартале каждого года учреждения банков, которые их обслуживают. В пределах этих средств они осуществляют необходимые текущие расходы (кроме средств на выплату заработной платы и дивидендов). Наличность сверх предварительно определены объемы они так же должны сдавать в банки.
Лимит остатка наличности в кассе не устанавливается фермерским хозяйствам, которые занимаются исключительно производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, а также индивидуальным предпринимателям.
Сдачу избыточной наличности предприятия проводят в порядке и в сроки, установленные соответствующим учреждением банка. Эта наличность зачисляется на их счета. Когда лимита остатка наличных денег вообще не установлено, всю имеющуюся в кассе наличность в конце дня надо сдать в банк.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по соответственно оформленным (подписанным главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным) приходными кассовыми ордерами. Выдача наличных денег кассами предприятий производится по расходным кассовым ордерам или по надлежаще оформленным платежным (расчетно-платежным) ведомостям.
Все поступления и выдачи наличности в национальной валюте предприятия регистрируют в кассовой книге.
Прием и учет наличных денег предприятиями сферы торговли, общественного питания и услуг, то есть осуществление расчетов с населением производится с применением электронных контрольно-кассовых аппаратов или товарно-кассовых книг. Порядок применения ЭККА определяется Государственной налоговой администрацией. Каждое предприятие, имеющее кассу, ведет только одну кассовую книгу. Если предприятия имеют подразделения, которые осуществляют кассовые операции с наличными, независимо от того, выделены ли эти подразделения на самостоятельный баланс или нет, они должны также вести кассовые книги.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром после получения или выдачи денег по каждому приходному кассовому ордеру и расходному документу. Ежедневно, в конце рабочего дня кассир выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию как отчет. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.
На каждом предприятии в установленные руководителем сроки (но не реже одного раза в квартал) проводится ревизия кассы. Остаток наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.
Проверки кассовой дисциплины осуществляются органами Государственной налоговой администрации, Государственной контрольно-ревизионной службы, финансовыми органами и учреждениями банков.
Ответственность за соблюдение кассовой дисциплины возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.
2.1.4. ВИДЫ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ И ПОРЯДОК ИХ ОТКРЫТИЯ
Взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с банками по открытию счетов регулируются Законом Украины "О внесении в некоторые законы Украины изменений относительно открытия банковских счетов" и Инструкцией №3 "Об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте".
Субъекты предпринимательской деятельности (юридические и физические лица) для хранения средств и осуществления всех видов банковских операций открывают счета в банках по своему выбору и по согласию этих банков.
Каждое предприятие может открывать два и более текущих счетов в национальной валюте и счета в иностранной валюте.
Открывая счета предприятию, учреждение банка сообщает об этом налоговый орган по месту регистрации владельца счета и Национальный банк в течение трех рабочих дней со дня открытия счета. Форма и содержание такого уведомления устанавливаются центральным налоговым органом Украины. Операции по счетам осуществляются только после получения сообщения от налогового органа о взятии таких счетов на учет.
При наличии двух текущих счетов в национальной валюте владелец счетов в течение трех рабочих дней со дня открытия или закрытия каждого следующего счета определяет один из них как основной (для учета задолженности, которая взыскивается в бесспорном порядке) и сообщает его номер налоговому органу по месту регистрации и банкам, в которых открыты дополнительные счета в национальной и счета в иностранных валютах. В свою очередь, банки, в них открыты дополнительные счета в национальной и счета в иностранных валютах, также в течение трех рабочих дней уведомляют об этом банк, в котором открыт основной счет.
Все субъекты предпринимательской деятельности и учреждения банков обязаны соблюдать требования действующего законодательства относительно открытия счетов. За нарушение надлежащих требований субъекты предпринимательской деятельности и коммерческие банки несут ответственность.
Предприятия и их обособленные подразделения могут иметь такие счета в национальной валюте:
- текущие счета, которые открываются для хранения денежных средств и осуществления всех видов банковских операций;
- бюджетные-открываются предприятиям, которым выделяются средства за счет государственного или местного бюджетов для целевого их использования;
- кредитные, что открываются в любом учреждении банка, которое имеет право выдавать кредиты (эти счета предназначены для учета кредитов, предоставленных способом оплаты расчетных документов или перечисления средств на текущий счет заемщика согласно условиям кредитного соглашения);
- депозитные-открываются между владельцем счета и учреждением банка на определенный срок. Средства на депозитные счета перечисляются с текущего счета и после окончания срока хранения возвращаются на него же. Проценты на депозитные вклады перечисляются на текущий счет или зачисляются на пополнение депозита. Проведение расчетных операций и выдача средств наличными с депозитного счета запрещается.
Для открытия текущих счетов предприятия подают учреждениям банков такие документы:
- заявление на открытие счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером;
- копию свидетельства (заверенную нотариально) о государственной регистрации в органе государственной исполнительной власти или другом органе, уполномоченном осуществлять государственную регистрацию;
- копию устава (положения), заверенную нотариально или органом регистрации. Учреждение банка, который открывает счет, делает отметку об открытии счета на том экземпляре устава (положения), где стоит отметка о взятии предприятия на учет в налоговом органе, после чего этот экземпляр возвращается владельцу счета;
- копию документа, подтверждающего взятие предприятия на налоговый учет;
- карточку с образцами подписей лиц, которым предоставлено право распоряжения счетом и подписи расчетных документов с образцом оттиска печати предприятия;
- копию документа о регистрации в органах Пенсионного фонда Украины, засвидетельствованную нотариально или органом, выдавшим соответствующий документ.
Банковские счета в иностранной валюте подразделяются на:
- текущие;
- распределительные;
- кредитные;
- депозитные (вкладные).
Текущий счет в иностранной валюте открывается предприятию для проведения расчетов в безналичной и наличной иностранной валюте при осуществлении текущих операций.
Распределительный счет предназначен для предварительного зачисления средств в иностранной валюте. Средства, которые были зачислены на распределительный счет и не подлежат продаже на межбанковском валютном рынке Украины, распределяются по назначению. Гривне-ный эквивалент средств в иностранной валюте, которые были зачислены на распределительный счет и согласно с действующим законодательством Украины подлежат продаже на межбанковском валютном рынке, в установленном порядке зачисляется на текущий счет.
Для открытия текущего счета в иностранной валюте предприятие представляет в банк те же документы, что и для открытия текущего счета в национальной валюте. Если текущий счет в иностранной валюте открывается в том же банке, где открыт текущий счет в национальной валюте, предприятие подает только заявление об открытии счета и карточки с образцами подписей и оттиском печати.
При реорганизации предприятия (слияния, преобразования, разделения) необходимо переоформить счет. Для этого предприятие представляет в учреждение банка такие же документы, что и в случае создания предприятия. Если изменено название предприятия, в учреждение банка представляется заявление владельца счета, новая копия свидетельства о государственной регистрации и изменения в учредительные документы. В случае изменения характера деятельности владельца счета в банк представляется новый устав (положение).
Когда предприятие ликвидируется, его основной счет переоформляется на имя ликвидационной комиссии, для чего подается решение о ликвидации предприятия и нотариально заверенная карточка с образцами подписей уповнойажених членов ликвидационной комиссии и оттиском печати ликвидируемого предприятия. Ликвидационная комиссия принимает меры для закрытия дополнительных счетов.
Кредитные счета в иностранной валюте открываются уполномоченным банком в порядке, установленном на договорной основе, юридическим лицам - резидентам и нерезидентам - банковским учреждениям. Кредитные счета предназначены для учета кредитов, предоставленных способом оплаты расчетных документов или способом перевода кредитных средств на текущий счет заемщика согласно условиям кредитного соглашения.
Книга: Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.
СОДЕРЖАНИЕ
На предыдущую
|