lybs.ru
Чтобы начать с нуля, надо еще до него дойти. / Николай Левицкий


Книга: Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.


2.2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

2.2.1. Принципы организации расчетов

2.2.2. Расчеты платежными поручениями

2.2.3. Расчеты платежными требованиями-поручениями

2.2.4. Расчеты чеками

2.2.5. Расчеты аккредитивами

2.2.6. Вексельная форма расчетов

2.2.1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ

Эффективность функционирования экономики в целом и каждого отдельного предприятия в значительной степени зависит от организации расчетов.

Первый принцип безналичных расчетов касается обязательного хранения предприятиями и учреждениями денежных средств на счетах в учреждениях банка (за исключением переходящих остатков в кассе). Правовой базой для реализации этого принципа является соглашение между предприятием и банком по расчетно-кассовому обслуживанию.

Второй принцип заключается в том, что предприятиям предоставлено право выбора учреждения банка для открытия счетов всех видов (основного и дополнительного) по согласию банка.

Третий принцип - принцип самостоятельного (без участия банков) выбора предприятиями форм расчетов и закрепления их в своих договорах и соглашениях. Учреждения банков могут только предлагать своим клиентам применять ту или иную форму расчетов, учитывая специфику деятельности и конкретные условия, которые могут сложиться в процессе расчетов.

Четвертый принцип - средства со счета предприятия списываются по распоряжению его владельца. Учитывая возможность открытия нескольких счетов, субъект предпринимательской деятельности определяет один из счетов как основной. На нем осуществляется учет задолженности, которая списывается в бесспорном порядке.

Пятый принцип касается открытия счетов. Текущие счета предприятиям - субъектам предпринимательской деятельности учреждения банков открывают только при условии уведомления об этом налогового органа.

Шестой принцип заключается в срочном осуществлении платежей. Момент осуществления платежа должен быть максимально приближен ко времени отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Седьмой принцип: платежи осуществляются в пределах остатков средств на счетах плательщика или в пределах предоставленного банковского кредита.

Восьмой принцип: расчеты между субъектами предпринимательской деятельности могут осуществляться наличными. При этом поставщик - получатель средств должен сумму полученной наличности провести через кассовую книгу и вернуть ее в полном объеме на свой счет в банк. Использование наличности, связанное с выплатой заработной платы, премий, вознаграждений, материальной помощи, дивидендов, производится только через ее получения из касс банков. Такой порядок дает возможность контролировать своевременную уплату налогов, взносов и других обязательных платежей, размер которых зависит от фонда оплаты труда.

2.2.2. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ

Платежное поручение - это письменное поручение владельца счета перечислить соответствующую сумму с своего счета на счет получателя средств.

Платежные поручения применяются в расчетах по местным, а также междугородних поставок за товары (работы, услуги). Они обеспечивают максимальное приближение сроков получения товарно-материальных ценностей и совершения платежа, ускоряют вращение оборотных средств; предотвращают возникновение кредиторской задолженности у покупателей.

Расчеты платежными поручениями осуществляются также по нетоварным операциям. Это платежи в бюджет, целевых государственных фондов; платежи кредитным учреждениям, по банковским ссудам.

Расчеты платежными поручениями осуществляются по следующей схеме (рис. 2.1).

1 - поставщик отгружает продукцию (выполняет работы, услуги); 2 - поставщик выставляет счет-фактуру за продукцию, работы, услуги; 3 - покупатель подает в банк, который его обслуживает, платежное поручения; 4 - банк покупателя списывает с его счета средства; 5 - банк покупателя извещает покупателя - владельца счета о списании средств; 6 - банк покупателя передает электронным связью или направляет платежное поручение на соответствующую сумму в банк поставщика; 7 - банк поставщика (получателя средств) зачисляет средства на счет поставщика; 8 - банк поставщика сообщает поставщику о поступлении средств на расчетный счет выпиской с расчетного счета.

Платежное поручение банк принимает только в пределах средств на расчетном счете, кроме поручений на перечисление в бюджет сумм налогов, сборов, обязательных платежей и взносов в государственных целевых фондов.

Если поставщик (получатель средств) не имеет счета в банке или расчеты между поставщиком и покупателем платежными поручениями невозможны, предприятие может выполнить расчет гарантированным платежным поручение через предприятия связи. Гарантированные платежные поручения применяются в случае перевода средств на выплату заработной платы работникам, которые заготавливают сельскохозяйственную продукцию в населенных пунктах, где отсутствуют банковские учреждения.

Так же пересказывают отдельным гражданам пенсии, заработную плату, авторский гонорар, расходы, связанные с командировкой, и т.д. В таких случаях предприятие-плательщик выписывает платежное поручение, где определено назначение указанной суммы, на предприятие связи и передает его в банк. К поручению прилагаются бланки заполненных денежных переводов на получателей и общий список получателей денег.

Расчеты платежными поручениями имеют ряд положительных сторон по сравнению с другими формами расчетов, а именно:

- относительно простой и быстрый документооборот;

- ускорение движения средств;

- возможность использования данной формы расчетов при нетоварных платежей.

2.2.3. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ-ПОРУЧЕНИЯМИ

Платежные требования-поручение - это комбинированный расчетный документ, который состоит из двух частей. Верхняя часть - требование предприятия-поставщика к предприятию-покупателю оплатить стоимость товара, выполненных работ, услуг. Нижняя часть - поручение покупателя (плательщика денежных средств) банку, который его обслуживает, перевести надлежащую сумму средств с его счета на счет поставщика. Этот расчетный документ заполняет поставщик (получатель денежных средств) и направляет покупателю (плательщику средств). Покупатель (плательщик денежных средств), когда он согласен оплатить товар (работы, услуги), заполняет нижнюю часть этого документа и направляет его в свой банк (банк, который его обслуживает) для перевода акцептованного суммы на расчетный счет поставщика.

Расчеты платежными требованиями-поручениями применяются преимущественно в междугородних расчетах за отгруженные товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, их не применяют в отношении расчетов претензионного характера даже тогда, когда они вытекают из реальных отношений по поставке товаров и предоставления услуг.

Расчеты платежными требованиями-поручениями могут быть с акцептом или без акцепта. Плательщики имеют право полностью отказаться от акцепта платежного требования-поручения, когда товары (услуги) не были заказаны; когда товары отгружены не на согласованную адрес; когда доставлено с нарушением срока; когда они недоброкачественные, некомплектные; когда не согласована цена товара. Частичный отказ от акцепта платежного требования-поручения возможна тогда, когда наряду с заказанными отгружены и какие-то дополнительные товары; когда документально установлено наличие недоброкачественной или неукомплектованої части товаров; в случае завышения цен, арифметических ошибок в товарно-транспортных документах и т.п.

Основой отказа от акцепта может быть также нарушение условий контрактов (соглашений). Об отказе от акцепта плательщик обязан в установленный срок уведомить банк и поставщика, указав причины отказа. Отказ от акцепта не принимается банком, если ее недостаточно мотивирован или мотивы противоречат законодательству или инструкциям банка. Расчет с помощью платежного требования-поручения осуществляется по схеме рис. 2.2.

1 - поставщик отгружает продукцию покупателю; 2 - вместе с документами на отгруженную продукцию поставщик передает платежное требование-поручение на оплату; 3 - покупатель передает платежное требование-поручение в банк, который его обслуживает, для перевода средств; 4 - банк покупателя (плательщика средств) списывает со счета покупателя средства; 5 - банк покупателя извещает выпиской покупателя - владельца счета о списании средств с его расчетного счета; 6 - банк покупателя направляет в банк поставщика платежное требование-поручение; 7 - банк поставщика зачисляет средства на счет поставщика (получателя средств); 8 - банк поставщика извещает поставщика (владельца счета) о поступлении средств на счет (выпиской с расчетного счета).

Рассматриваемая форма расчетов объединяет расчеты платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями.

Положительные ее качества заключаются в следующем: она отвечает финансовым и хозяйственным интересам поставщиков и покупателей, укрепляет договорные отношения в хозяйстве; ускоряет оформление расчетных документов; платеж совершается с согласия плательщика после предварительной проверки расчетных и товарно-транспортных документов поставщика.

2.2.4. РАСЧЕТЫ ЧЕКАМИ

Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку выплатить со своего счета предъявителю чека соответствующую денежную сумму.

В расчетах между предприятиями применяются расчетные чеки. Для получения наличных денег со счетов в банковских учреждениях используются денежные чеки.

Расчетный чек - это документ стандартной формы с поручением чекодателя своему банку перевести средства на счет предъявителя чека (получателя средств). Расчетный чек, как и платежное поручение, плательщик заполняет. В отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию - получателю платежа непосредственно во время осуществления хозяйственной операции. Получатель платежа подает чек в свой банк для оплаты.

Существует несколько видов расчетных чеков: акцептованы, не акцептованные банком, из лимитированных и нелімітованих книг. Последние применяются в местных расчетах за полученные товары, оказанные услуги, в постоянных расчетах с транспортными организациями (оплата фрахта), с предприятиями связи.

Денежные чеки применяются только для получения предприятиями со счетов в банковских учреждениях наличных денег для выплаты заработной платы, премий и вознаграждений, дивидендов, средств на командировку, на хозяйственные расходы.

Плательщиком по чеку всегда является банк или иное кредитное учреждение. Право чекодателя - обращаться к банку с требованием об оплате чека; обязанность банка выполнить это требование, исходя из соглашения между банком и клиентом. Согласно чековой соглашения клиенту разрешается использовать его собственные, а также привлеченные средства для оплаты своих чеков. Банк платит наличными или безналичным переводом денежных средств со счета чекодателя на счет предъявителя чека.

Чек как денежный документ краткосрочного действия не имеет статуса законного платежного средства. Обращение чеков не регулируется законодательством, а определяется потребностью коммерческого оборота. Через это расчеты чеками имеют условный характер: выдача должником чека еще не означает оплаты его обязательств перед кредитором. Обязательство погашается только после полной оплаты чека банком-плательщиком.

Чековая форма расчетов требует от банковского учреждения соблюдения соответствующих правил: банк обязан удостовериться в подлинности чека (форма, срок действия, отсутствие исправлений, соответствие подписи чекодателя образцу подписи, который есть в банковском учреждении). Чек может быть оплачен только тому лицу, которое указано в нем (именной чек); или предъявителю, когда чек выдан на предъявителя. Чекодатель не только несет ответственность за оплату чека банком-плательщиком, но и обязан обеспечить этот платеж, заранее предоставив банку необходимые средства для покрытия своих чеков (средства на счете чекодателя или кредит). За выдачу чека без покрытия чекодатель несет ответственность. Банк-плательщик, подпись которого на чеке отсутствует, как правило, не несет ответственности перед владельцем чека по его оплате, кроме случаев, когда чек акцептовано банком.

Расчет чеком осуществляется по схеме, приведенной на рис. 2.3.

1 - поставщик передает товар покупателю; 2 - покупатель передает чек поставщику; 3 - поставщик передает чек в свой банк; 4 - банк поставщика направляет чек для оплаты в банк покупателя; 5 - банк плательщика списывает средства со счета покупателя товара; 6 - банк плательщика уведомляет плательщика о списании средств; 7 - банк плательщика перечисляет банку поставщика соответствующие средства; 8 - банк поставщика зачисляет средства на счет поставщика; 9 - банк поставщика сообщает поставщику о зачислении средств на его счет.

Чековая форма расчетов имеет определенные преимущества перед другими формами. Это, прежде всего, относительная скорость расчетов и поступления денежных средств на счет поставщика, что способствует уменьшению дебиторской задолженности. Принципиальными недостатками такой формы расчетов является недостаточная гарантия платежа, поскольку на счете чекодателя может не быть нужных средств; невозможность расчетов чеками на большую сумму; сложность оформления чека.

2.2.5. РАСЧЕТЫ АККРЕДИТИВАМИ

Аккредитив - это расчетный документ с поручением одного кредитного учреждения другому произвести за счет специально задепонированных средств оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар.

Аккредитив применяется в расчетах между поставщиками и покупателями. Документы поставщика оплачиваются банком только на условиях, предусмотренных в аккредитивной заявлении покупателя.

Когда используют аккредитивную форму расчетов, оплата документов за отгруженный товар, оказанные услуги осуществляется или в банковском учреждении поставщика за счет средств плательщика, там задепонированных для этой цели, или в банке плательщика - так называемый гарантированный аккредитив. Аккредитивная форма расчетов гарантирует платеж поставщику. Эта форма расчетов применяется при наличии соглашения между поставщиком и плательщиком по такой формы расчетов.

Поставщик представляет в банк, его обслуживающий, заявление с указанием условий использования задепонированных средств (собственных или привлеченных). Аккредитив открывается для расчетов только с одним конкретным поставщиком. Его нельзя использовать для расчетов с другими поставщиками или для выплаты денег наличными. Действие аккредитива, как правило, не превышает 15 дней с момента открытия. Плательщику предоставлено право изменять условия аккредитива, досрочно отозвать неиспользованные средства. После сообщения об открытии аккредитива поставщик отгружает товар и не позднее трех рабочих дней после этого подает в учреждение банка реестры счетов и транспортные или иные документы, подтверждающие отгрузку. Если документы соответствуют условиям аккредитива, средства в тот же день зачисляются на счет поставщика.

Существует несколько видов аккредитивов.

Покрытый - это аккредитив, который предусматривает предварительное депонирование средств. В этом случае банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и перечисляет эти средства в банк поставщика (банк-исполнитель) на отдельный балансовый счет "Аккредитив".

Депонирование средств в учреждении банка поставщика можно осуществить также и за счет кредита, полученного плательщиком в банкуємітенті. Однако для каждого конкретного аккредитива можно использовать только один источник платежа, т.е. выставлять аккредитив частично за счет владелец средств, а частично за счет кредита не разрешается.

Непокрытый - это аккредитив, когда платежи поставщику гарантирует банк. В таком случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Такое ходатайство банк-эмитент удовлетворяет только в отношении платежеспособных клиентов и при условии установления между клиентом и банком, который открывает аккредитив, корреспондентских отношений.

Открывая гарантированный аккредитив, банк-эмитент дает банку-исполнителю право списывать платежи в пользу поставщика - получателя средств со своего корреспондентского счета.

Отзывный - аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом по требованию покупателя без предварительного согласования с поставщиком. Но банк-исполнитель должен оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.

Безвідривний - это аккредитив, который нельзя изменить или аннулировать без согласия поставщика, в пользу которого был открыт аккредитив.

Использование аккредитивной формы расчетов оговаривается в соглашении между поставщиком и покупателем, в котором указывают конкретные условия расчетов по аккредитиву, срок его действия, вид аккредитива, способ его исполнения, банк поставщика и покупателя.

Основанием для открытия аккредитива плательщиком является сообщение поставщика о готовности к отгрузке товара. Для открытия аккредитива плательщик подает в банк заявление установленного образца с необходимыми реквизитами (номер договора, по которому открывается аккредитив; срок действия аккредитива; счет плательщика и банк, который его обслуживает; документы, в соответствии с которыми производятся выплаты по аккредитиву; срок их представления; вид аккредитива сумма аккредитива).

Закрытие аккредитива в банке поставщика производится:

на заявление поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения срока его действия;

после окончания срока действия аккредитива;

на заявление покупателя об отзыве аккредитива полностью или частично.

Аккредитив закрывается в день получения сообщения от банка-эмитента.

Неиспользованная сумма аккредитива возвращается банку плательщика для зачисления на счет, с которого депонувалися средства.

Схему осуществления счетов с использованием аккредитивной формы приведен на рис. 2.4.

1 - покупатель поручает банку, который его обслуживает, открыть аккредитив; 2 - банк покупателя открывает аккредитив; 3 - банк покупателя извещает покупателя об открытии аккредитива; 4 - банк покупателя извещает банк поставщика об открытии аккредитива поставщику на конкретную сумму; 5 - банк поставщика извещает поставщика об открытии аккредитива; 6 - отгрузка товара; 7 - покупатель уведомляет банк о выполнении условия аккредитива, то есть дает приказ на раскрытие аккредитива; 8 - банк покупателя перечисляет банку поставщика сумму средств с аккредитива; 9 - банк поставщика зачисляет средства на счет поставщика; 10 - банк поставщика уведомляет об этом своего клиента.

Аккредитивная форма расчета дает поставщику уверенность, что отгруженный товар будет своевременно оплачен.

Для поставщиков (получателей средств) аккредитивная форма расчетов надежная, относительно простая и привлекательная, поскольку гарантирует оплату.

Покупателям расчеты с использованием аккредитива не выгодны, потому что на определенное время денежные средства изымаются из оборота, что ухудшает финансовое положение предприятий-покупателей.

2.2.6. ВЕКСЕЛЬНАЯ ФОРМА РАСЧЕТОВ

Вексельная форма расчетов - это расчеты между поставщиком (получателем средств) и покупателем (плательщиком средств) с отсрочкой платежа, которые оформляются векселем.

Вексель - это письменное безусловное обязательство, долговая расписка стандартной формы, что дает право ее владельцу требовать уплаты обозначенной в векселе суммы от лица, выдавшего вексель, в соответствующий срок и в соответствующем месте.

Правовой основой вексельного обращения в Украине есть законодательные, нормативные акты, разработанные в соответствии с положением Единого вексельного закона, принятого Женевской вексельной конвенцией 1930 года.

Первым реальным шагом на пути возрождения векселя в Украине было постановление 18 июня 1991 г. Верховной Радой Украины Закона "О ценные и фондовую биржу". В 1992 году Верховная Рада Украины приняла Постановление "О применении векселей в хозяйственном обороте Украины".

Применение этих двух нормативных актов значительно расширило возможности правового регулирования вексельного обращения.

Наряду с созданием нормативной базы, которая регулирует вексельное обращение, издаются нормативные акты, направленные на развитие этой формы расчетов.

Дальнейшим шагом по внедрению векселя как инструмента финансово-хозяйственной деятельности предприятия стал Указ Президента Украины "О выпуске и обращении векселей для покрытия взаимной задолженности субъектов предпринимательской деятельности" от 14.09.94 г.

Этим Указом была введена в хозяйственную деятельность предприятия простой товарный вексель. Его можно было применять как средство оформления взаимной задолженности субъектов предпринимательской деятельности.

Порядок проведения зачета взаимной задолженности с использованием векселей включает четыре этапа:

- оформление и учет платежных документов;

- проведение зачета взаимной задолженности;

- вексельное оформление просроченных задолженностей;

- дальнейшие операции с векселями.

Однако отдельные вопросы вексельного обращения в Украине остаются еще недостаточно определенными.

С целью расширения сферы обращения векселей 26 июля 1995 года был издан Указ Президента Украины "О расширении сферы обращения векселей", который предусматривал отмену ограничений в отношении размера суммы обязательств на один вексель. Размер обязательств устанавливался по соглашению субъектов предпринимательской деятельности.

Итак, в Украине уже заложены законодательные основы применения векселей в расчетах между поставщиками и покупателями.

По своей сути вексель является абстрактным долговым обязательством. Его абстрактность заключается в том, что он не обусловлен предыдущим выполнением каких-либо договорных обязательств.

Пример 1.

Предприятие А (покупатель) заключило договор с предприятием Б на поставку товара. Расчет по договору осуществляется векселем, который предприятие А выписывает в пользу предприятия Б (продавца). Предприятие Б почему-то не выполнило своих обязательств по соглашению. В этом случае предприятие А не освобождается от обязанности уплатить по векселю и не может воспользоваться факту невыполнения продавцом своих обязательств по соглашению для неуплаты по векселю. Предприятие не теряет права требования по векселю. В этом заключается основное свойство векселя - вексельная сила - право безусловного требования платежа от всех обязанных по векселю лиц.

Из приведенного примера следует, что вексель - это денежное обязательство, то есть денежный документ со строго определенным соответствующим набором реквизитов. Это значит, что векселем является только тот документ, который содержит все необходимые реквизиты векселя, определенные Положением о переводном и простом векселе.

Векселя на основе взаимного доверия субъектов рыночных отношений функционируют в обращении как расчетное средство, долговое обязательство и как разновидность ценных бумаг, что имеет значительные преимущества над бумажными деньгами. Эти особенности накладывают специфический отпечаток на сферу обращения векселей по сравнению с другими ценными бумагами. В частности, векселя не обесцениваются, в обращении находятся определенное договором время, сокращают потребности в наличности, уменьшают издержки денежного оборота и ускоряют его. Предметом вексельного обязательства могут быть только деньги.

Развитие кредитных институтов обусловлен возможностью немедленного обращения долговых обязательств на деньги, что предполагает, в свою очередь, перевод данных обязательств третьим лицам в простой и надежной форме. Вексель, что отвечает именно этим требованиям, является удобным инструментом для движения кредитов.

Тот, кто дает кредит в обмен на вексель, при необходимости может повернуть его на деньги, передавая вексель как другим лицам, так и банка с условием предоставления скидки с номинала. Один вексель в процессе своего обращения способен погасить целый ряд денежных зобов'язань1.

Векселя, которые применяются в хозяйственном обороте как в Украине, так и в международных расчетах, достаточно разнообразны. Векселя отличаются по эмитенту, соглашениями, которые они обслуживают, субъектом, осуществляет оплату, наличием залога, порядком оплаты, возможностью передачи другому лицу, местом платежа, форме предъявления и другими признаками. Классификация векселей по различным признакам изображен на рис. 2.6.

Векселя казначейские - один из видов государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия расходов государственного бюджета. Они могут быть использованы:

- для осуществления расчетов;

- для зачисления уплаты налогов в государственный бюджет;

- как залог для обеспечения платежей и кредитов. Векселедателем и, соответственно, плательщиком по казначейским векселям является Главное управление Государственного казначейства. Такие векселя выдаются на предъявителя со сроком платежа не более одного года.

Частные векселя эмитируются корпорациями, финансовыми группами, коммерческими банками. Специального обеспечения эти бумаги не имеют. Как гарантия их надежности выступает рейтинг векселедателя, устойчивость его финансового положения и авторитет на рынке ценных бумаг.

Финансовый вексель имеет в своей основе депозитную природу. Если классический вексель выдается за реальной товарной сделки, то финансовый в основном используется для мобилизации денежных ресурсов.

Товарный (коммерческий) вексель используется для кредитования торговых операций. Он определяет условия погашения вексе-ледавцем-должником своих обязанностей перед поставщиком-кредитором за поставленную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы.

Простой (соло-вексель) выписывается и подписывается покупателем (векселедателем) и является его долговым обязательством оплатить кредитору указанную сумму в установленное время. То есть, оформляя простой вексель, векселедатель является плательщиком. Подписав простой вексель, он становится на определенный срок должником лица, указанной в векселе. Векселедатель принимает на себя обязательство лично уплатить по векселю определенную сумму денег в точно зафиксированное время в будущем или в срок, определенный владельцем векселя.

Обращение простого векселя осуществляется по схеме, приведенной на рис. 2.7.

1 - векселедатель (покупатель) передает вексель; 2 - держатель векселя (ремитент) предъявляет вексель к акцепту; С - векселедатель погашает вексель и передает его ремитенту; 4 - держатель векселя (ремитент) вручает погашен вексель векселедателю.

Сейчас в Украине простые векселя приобретают определенную популярность. Они используются для привлечения временно свободных денежных средств. Банковские учреждения активно используют простые векселя для привлечения денежных средств, поскольку вексель имеет преимущество перед сберегательным сертификатом, поскольку он более ликвидный. Это означает, что владелец векселя имеет возможность рассчитаться со своими кредиторами не только деньгами, но и векселем за отгруженные товары и оказанные услуги либо досрочно учесть вексель.

Важная особенность векселя состоит в том, что его можно использовать как средство платежа. Финансово-кредитные учреждения используют "расчетный" вексель. Расчетный вексель - это вексель, который приобретается с дисконтом для покрытия кредиторской задолженности перед векселедателем в размере вексельной суммы. Суть такой операции в том, что разница между ценой покупки векселя и вексельной суммой становится доходом.

В таких операциях используют векселя надежных банков или транспортных предприятий. Векселя этих предприятий покупают с целью досрочного погашения кредиторской задолженности перед векселедателем. Поэтому в таких векселей добавляют гарантированные письма с обязательством векселедателя досрочно погасить вексель в счет кредиторской задолженности владельца перед векселедателем векселя за полученные последним товары и предоставленные услуги.

Операции с такими векселями считают наиболее доходными.

Пример 2.

Предприятие имеет кредиторскую задолженность перед акционерным обществом "А" в размере 300 тыс. грн. На фондовом рынке курсовая стоимость векселя акционерного общества "А" составляет 25% от номинальной стоимости. Следовательно, предприятию-должнику выгодно купить вексель номинальной стоимостью 300 тыс. грн. всего за 75 тыс. грн. и получить доход или экономию от погашения кредиторской задолженности в размере 225 тыс. грн.

Преимущество простого векселя - в довольно простых правилах его обращения. В простом векселе векселедатель является прямым должником, и он обязан по простому векселю так же, как и акцептант по переводному векселю. Исходя из этого простой вексель акцептовать не нужно.

Переводной вексель (тратта) - это документ, регулирующий вексельные отношения трех сторон: кредитора (трассанта), должника (трассата) и получателя платежа (ремитента). Такой вексель выписывает и подписывает кредитор (трассант).

Трассант - лицо, выдающее тратту, то есть пересказывает свой платеж на другое лицо. Переводной вексель означает приказ трассату - лицу-должнику векселедателя - уплатить в установленный срок определенную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю тратты.

Ремитент - владелец переводного векселя. Им может быть предприятие или банк удерживает в свою пользу соответствующий процент от суммы платежа - комиссионное вознаграждение за оказанную банком услугу по переводу указанной в векселе суммы в установленный срок со счета векселедателя на счет владельца векселя.

Суть этих отношений заключается в следующем: трассант выписывает (трасирує) вексель на трассата с требованием уплатить соответствующую сумму ремитенту в подходящем месте в подходящий срок.

Пример 3.

Предприятие А получает кредит в учреждении банка для производства соответствующей продукции. Потребителем этой продукции является предприятие Б. Отношения трех сторон (банк, предприятие А и предприятие Б) могут быть оформлены переводным векселем по следующей схеме (рис. 2.8).

1 - предприятие А трасирує переводной вексель в пользу банка с целью погашения кредита; 2 - банк предоставляет предприятию сумму кредита; 3 - предприятие А отгрузило товар предприятию Б; 4 - банк предъявляет предприятию Б вексель для акцепта; 5 - трассат оплачивает деньги банка по векселю.

Рассмотрим эту схему. Предприятие А трасирує переводной вексель с предложением к предприятию Б уплатить банку соответствующую сумму, то есть сумму кредита, которую предприятие А взяло в учреждении банка на соответствующий срок.

Переводной вексель передается предприятием банка с целью погашения полученного кредита. С согласия банка принять такой вексель кредит будет считаться погашенным. А предприятие А с этого момента несет условную ответственность перед плательщиком за платеж по векселю. Банк предъявляет предприятию Б вексель для акцепта. В случае его акцепта предприятие Б становится прямым должником по переводному векселю.

Вексельное обращение с опротестованием векселя и назначению посредника осуществляется по схеме рис. 2.9.

Обеспеченный вексель - это вексель гарантирован залогом, который предоставляется кредитору, банку или продавцу до тех пор, пока долг не будет уплачен. Залогом может быть дебиторская задолженность, товарные запасы, ценные бумаги, основные производственные средства, оборудование.

Векселя на предъявителя - это такие векселя, которые оплачиваются немедленно после принятия дебитором. Вексель, который оплачивается в срок, указанный в документе, называется срочным,

Домицилированный вексель - это такой, в котором оговорено, что данный вексель подлежит оплате третьим лицом - доміцилян-том по месту жительства плательщика или в другом месте). Конкретное место платежа указывается на векселе векселедателем и предъявляется к оплате доміцилянту, который не является ответственным лицом по векселю, то есть не несет никакой ответственности, если платеж не будет осуществлен.

1 - выдача векселя; 2,3 - передача права по векселю (індосація); 4 - перепоручительство по векселю (перепоручительний индоссамент); 5 - предъявление векселя к акцепту (презентация); 6 - подтверждение акцепта; 7 - предъявление векселя к платежу; 8 - отказ от платежа по векселю; 9 - опротестование векселя; 10 - нотариальная требование об уплате по векселю; 11 - отказ от нотариальной требования уплаты по векселю; 12 - повторное опротестование; 13, 14 - возвращение опротестованного векселя; 16 - назначение посредника; 17 - осуществление платежа по векселю; 18 - вручение оплаченного векселя (с распиской в получении платежа).

Доміцилювання переводного векселя может иногда повысить его внутреннюю стоимость, потому что устраняет трудности, которые могли бы возникнуть в случае осуществления платежа в другом месте.

Вексель может существовать в бумажной или безбумажной форме - в виде записей на электронных счетах.


Книга: Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.
2. ВСТУПЛЕНИЕ
3. РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
4. 1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
5. 1.2. ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ И ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
6. 1.3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
7. 1.4. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ
8. 1.5. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ
9. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ И
10. РАЗДЕЛ 2. ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
11. 2.1. РАСЧЕТНЫЕ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
12. 2.2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
13. 2.3. РАСЧЕТНО-ПЛАТЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
14. РАЗДЕЛ С. ДЕНЕЖНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
15. 3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА И СОСТАВ ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ
16. 3.2. ДОХОДЫ (ВЫРУЧКА) ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
17. 3.3. ДОХОДЫ ОТ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
18. 3.4. ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛОВОГО И ЧИСТОГО ДОХОДА
19. РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
20. 4.1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
21. 4.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
22. РАЗДЕЛ 5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
23. 5.1. СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
24. 5.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ
25. 5.3. ПЛАТЕЖИ ЗА РЕСУРСЫ
26. 5.4. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ
27. 5.5. СБОРЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ
28. 5.6. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
29. 5.7. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
30. РАЗДЕЛ 6. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
31. 6.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
32. 6.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ
33. 6.3. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
34. 6.4. ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
35. РАЗДЕЛ 7. КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
36. 7.1. НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
37. 7.2. БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
38. 7.3. НЕБАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

На предыдущую