lybs.ru
Слепой не тот, кто зрение потерял, а тот, кто видеть не хочет. / Степан Горлач


Книга: Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.


3.4. ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛОВОГО И ЧИСТОГО ДОХОДА

Выручка от реализации продукции в воспроизводственном процессе материального производства играет важную роль как одно из звеньев нового кругооборота средств предприятия. За счет денежных поступлений от реализации продукции прежде всего возмещается стоимость материальных затрат на производство - использованного сырья, полуфабрикатов, материалов, электроэнергии, топлива и др., а также перенесенная часть стоимости основных фондов (амортизационные отчисления).

Таким образом, создаются экономические условия для нового производственного цикла. Остаток выручки составляет валовой доход.

"Валовой доход есть та часть стоимости... и измеренная часть валового продукта..., которая остается после отчисления части стоимости и измеряемой части всего произведенного продукта, который замещает вложенный в производство и потребленный в нем постоянный капитал. Валовой доход равен, таким образом, заработной плате...+ прибыль + рента".

Это определение подчеркивает, что валовой доход является той частью валового продукта, которая остается после отчисления части этого продукта, что используется на воспроизводство производства. В то же время, стоимость этой части продукта - валового дохода, образована в виде заработной платы и стоимости дополнительного продукта, вступает в денежной форме и является финансовой категорией. Однако в практике учета и планирования этот важный показатель не рассчитывается и не планируется (кроме коллективных сельскохозяйственных предприятий).

Валовой доход - это денежное выражение стоимости вновь созданной продукции. Он определяется как разница между выручкой и материальными затратами и амортизационными отчислениями в составе себестоимости реализованной продукции. Валовой доход является важным показателем деятельности предприятия и характеризует ее эффективность. В нем отражается повышение производительности труда, увеличение заработной платы, сокращение материалоемкости продукции. Использование валового дохода как основного обобщающего показателя эффективности позволяет определить реальный экономический эффект, который получается от деятельности каждого предприятия. Преимущества показателя валового дохода заключаются в том, что в нем наиболее реально отражено такую важную сторону деятельности, как повышение производительности труда. Валовой доход, показывая степень эффективности производства, является величиной вновь созданной стоимости - основного источника национального дохода. Валовой доход - основной источник образования финансовых ресурсов не только предприятий, но и государственного бюджета, внебюджетных фондов.

С точки зрения народнохозяйственного валовой доход является составным элементом национального дохода страны. "Если рассматривать доход всего общества, - писал К. Маркс, - то национальный доход состоит из заработной платы плюс прибыль, плюс рента, то есть с валового дохода".

В процессе воспроизводства валовой доход разделяется на оплату труда и чистый доход. Оплата труда - это расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, которые выражают в денежной форме стоимость необходимого труда.

При любой форме общественного производства труд делится на две части - необходимый и дополнительный труд. Продукт последней всегда предназначен для удовлетворения общественных потребностей. Дополнительный продукт - это продукт, созданный трудом людей на предприятиях, который выступает как чистый доход (денежная форма прибавочного продукта).

"Чистый доход, - писал К. Маркс, - есть прибавочная стоимость, что и отличает чистый доход от валового дохода, потому что последний включает в себя заработную плату, первый же не включает ее".

В экономической литературе стран СНГ понятие чистого дохода и денежных накоплений иногда отождествляются. "В условиях товарно-денежных отношений стоимость прибавочного продукта (чистый доход), - пишет Д. Моляков, - реализуется в денежной форме и выделяется в самостоятельную категорию - денежные накопления. Без оглядки на то, что основой возникновения чистого дохода и денежных накоплений является дополнительный продукт... по своей сути они - самостоятельные категории. Первая (чистый доход) является категорией любой формы общественного производства, вторая (денежные накопления) является распределительной категорией. Только в условиях товарно-денежных отношений чистый доход реализуется в денежной форме и выделяется в самостоятельную финансовую категорию - денежные накопления"". По нашему мнению, понятие "денежные накопления" является надуманной финансовой категорией, потому что чистый доход является денежным выражением прибавочного продукта, созданного трудом людей на предприятиях. Таким образом, чистый доход выражает в денежной форме стоимость прибавочного продукта и определяется как превышение выручки от реализации продукции над стоимостью материальных затрат, амортизационных отчислений и заработной платы, или как разница между валовым доходом и заработной платой.

Чистый доход реализуется в виде акцизов, налога на добавленную стоимость, отчислений в фонды пенсионного и социального страхования, другие государственные целевые фонды и т.п. Значительная часть чистого дохода реализуется в форме прибыли. Таким образом, чистый доход является важнейшим источником финансовых ресурсов не только предприятий, но и государства. В этой связи никак нельзя согласиться с мнениями авторов относительно того, что прибыль как экономическая категория представляет собой чистый доход, образованный дополнительным трудом, а следовательно, понятие "прибыль" и "чистый доход" являются однозначными .

Вместе с тем по экономическому содержанию прибыль - это денежное выражение части стоимости прибавочного продукта, то есть части чистого дохода, полученного предприятием.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ С

1. Дайте характеристику денежных поступлений и объясните их необходимость для предприятий.

2. Назовите виды денежных поступлений из внутренних и внешних источников.

3. Дайте характеристику выручки от реализации продукции.

4. Назовите факторы, влияющие на абсолютную сумму выручки от реализации продукции.

5. Дайте характеристику цен на продукцию и факторы, на них влияющие.

6. Раскройте порядок распределения выручки от реализации продукции на предприятии.

7. Раскройте порядок определения цен на продукцию.

8. Охарактеризуйте доход предприятия от финансово-инвестиционной деятельности.

9. Дайте определение валового и чистого дохода предприятия.


Книга: Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.
2. ВСТУПЛЕНИЕ
3. РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
4. 1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
5. 1.2. ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ И ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
6. 1.3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
7. 1.4. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ
8. 1.5. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ
9. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ И
10. РАЗДЕЛ 2. ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
11. 2.1. РАСЧЕТНЫЕ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
12. 2.2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
13. 2.3. РАСЧЕТНО-ПЛАТЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
14. РАЗДЕЛ С. ДЕНЕЖНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
15. 3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА И СОСТАВ ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ
16. 3.2. ДОХОДЫ (ВЫРУЧКА) ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
17. 3.3. ДОХОДЫ ОТ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
18. 3.4. ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛОВОГО И ЧИСТОГО ДОХОДА
19. РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
20. 4.1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
21. 4.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
22. РАЗДЕЛ 5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
23. 5.1. СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
24. 5.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ
25. 5.3. ПЛАТЕЖИ ЗА РЕСУРСЫ
26. 5.4. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ
27. 5.5. СБОРЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ
28. 5.6. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
29. 5.7. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
30. РАЗДЕЛ 6. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
31. 6.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
32. 6.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ
33. 6.3. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
34. 6.4. ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
35. РАЗДЕЛ 7. КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
36. 7.1. НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
37. 7.2. БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
38. 7.3. НЕБАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

На предыдущую