lybs.ru
Чужое не станет родным от того, что ты его родным называешь: в чужом содержание чужой. / Лев Силенко


Книга: Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.


4.1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1.1. Прибыль как результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия

4.1.2. Формирование прибыли предприятия

4.1.3. Прибыль от реализации продукции и его формирование

4.1.4. Методы расчета прибыли от реализации

4.1.5. Сущность и методы вычисления рентабельности

4.1.1. ПРИБЫЛЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Прибыль является одной из основных категорий товарного производства. Это прежде всего производственная категория, которая характеризует отношения, которые складываются в процессе общественного производства.

Появление прибыли непосредственно связано с появлением категории "издержки производства". Прибыль - это часть прибавочной стоимости продукта, реализуемого предприятием, которая остается после покрытия издержек производства. Обособление части стоимости продукции в виде расходов выступает в денежном выражении как себестоимость продукции.

Дополнительный продукт - это стоимость, создаваемая производителями сверх стоимости необходимого продукта. Дополнительный продукт присущ всем общественно-экономическим формациям и является одним из важных условий их успешного развития.

Прибыль - это часть прибавочной стоимости, произведенной и реализованной, готовой к распределению. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость будет реализована и вступит в денежной форме.

Следовательно, объективная основа существования прибыли связана с необходимостью первичного распределения прибавочного продукта. Прибыль - это форма проявления стоимости прибавочного продукта.

Таким образом, прибыль является объективной экономической категорией. Поэтому на его формирование влияют объективные процессы, происходящие в обществе, в сфере производства и распределения валового внутреннего продукта.

В то же время прибыль - это итоговый показатель, результат финансово-хозяйственной деятельности предприятий как субъектов хозяйствования. Поэтому прибыль отражает ее результаты и подвержена влиянию многих факторов. Есть особенности в формировании прибыли предприятий в зависимости от сферы их деятельности, отрасли хозяйства, формы собственности, развития рыночных отношений.

На формирование прибыли как финансового показателя работы предприятия, что отражается в бухгалтерском учете, в официальной отчетности субъектов хозяйствования, влияет установленный порядок определения финансовых результатов деятельности; исчисление себестоимости продукции (работ, услуг); общехозяйственных расходов; определение прибыли (убытков) от финансовых операций, другой деятельности.

Следовательно, на формирование абсолютной суммы прибыли предприятия влияют: результаты, то есть эффективность его финансово-хозяйственной деятельности; сфера деятельности; отрасль хозяйства; установленные законодательством условия учета финансовых результатов.

Прибыль - это показатель, который формируется на микроуровне. Прибыль народного хозяйства - это результат деятельности отдельных предприятий, отраслей экономики, развития отдельных сфер, структурных сдвигов в экономике, изменений в порядке учета финансовых результатов.

В таблице 4.1 приведены данные по абсолютной суммы полученной прибыли (убытка) в различных отраслях экономики. Анализ данных таблицы позволяет сделать несколько выводов. Происходит общее снижение абсолютной суммы прибыли. Начиная с 1996 г. стало убыточным сельское хозяйство, и эти убытки постоянно растут. В 1998 году убыточными стали торговля и общественное питание. В такой сфере деятельности, как финансы, кредит и страхование, в течение 1996-1997 гг. происходил рост абсолютной суммы прибыли, однако в 1998 году его объем резко сократился.. Единственной отраслью экономики, где стабильно наблюдается рост прибыли, являются транспорт и связь.

Изменения в объемах прибыли предприятий различных отраслей экономики за 1995-1998 годы свидетельствуют о сложных процессах, происходящих в отдельных отраслях экономики и связаны с изменением объемов производства и реализации продукции (работ, услуг); изменением эффективности хозяйствования; развитием рыночных отношений; ценообразование.

4.1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Обобщающим финансовым показателем деятельности предприятия является его прибыль. В течение длительного времени общая сумма полученной предприятием прибыли определялась как балансовая прибыль. Наиболее полное, по нашему мнению, определение балансовой прибыли было дано в статистическом ежегоднике Украины за 1996 год. "Балансовая прибыль - общая сумма прибыли предприятия от всех видов деятельности за отчетный период, полученная как на территории Украины, так и за ее пределами, отраженная в его балансе и включает прибыль от реализации продукции (работ, услуг), в том числе продукции вспомогательных и обслуживающих производств, которые не имеют отдельного баланса, основных фондов, нематериальных активов, ценных бумаг, валютных ценностей, других видов финансовых ресурсов и материальных ценностей, а также прибыль от арендных (лизинговых) операций, роялти, а также внереализационных операций".

Получение балансовой прибыли связано с несколькими направлениями деятельности предприятия (рис. 4.1).

Во-первых, это основная деятельность, ее результатом является прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Как правило, эта прибыль занимал основной удельный вес в составе балансовой прибыли. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определялся вычитанием из выручки от реализации суммы налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, ввозной пошлины, таможенных сборов, а также затрат, включенных в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). В зависимости от сферы, вида деятельности предприятия имели место некоторые особенности формирования этой прибыли, методики его расчета.

Во-вторых, это деятельность, которая не является основной для данного предприятия, но связана с реализацией материальных и нематериальных ценностей, некоторых услуг, ее определяли как прибыль от прочей реализации.

Прибыль от прочей реализации мог быть получен при реализации на сторону продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств. В этом случае прибыль рассчитывался так же, как и от реализации продукции основной деятельности. Прибыль от реализации основных фондов (группы 1), нематериальных активов рассчитывается вычитанием из цены их реализации НДС, расходов по реализации и остаточной их стоимости. Прибыль от реализации ценных бумаг исчислялся как разница между ценой их реализации и ценой приобретения. При этом из цены реализации исключали расходы, связанные с реализацией (комиссионный сбор).

Состав и объем прибыли от прочей реализации мог значительно колебаться на отдельных предприятиях и в отдельные периоды.

В-третьих, это деятельность, связанная с осуществлением финансовых инвестиций. В результате предприятия получают прибыль в виде дивидендов на акции, от вложения средств в уставные фонды других предприятий (доходы от владения корпоративными правами); в виде процентов по государственным ценным бумагам, облигациям предприятий, по депозитным счетам в банках. Объем этой прибыли и его удельный вес в балансовой прибыли имели тенденцию к росту, что было обусловлено развитием рыночной экономики, фондового рынка.

На объем названного прибыли оказывал влияние объем финансовых инвестиций, их направления и структура, условия налогообложения. Следует отметить, что со второго полугодия 1997 г. прибыль, полученная от владения корпоративными правами и государственными ценными бумагами субъектами хозяйствования, облагается налогом.

В-четвертых, это деятельность, связанная с получением внереализационных доходов и возникновением внереализационных расходов (убытков) предприятий.

В них включали:

* прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде;

* невозмещенные убытки от чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, пожаров, аварий);

* поступления долгов, ранее списанных как безнадежные;

* штрафы, пени, неустойки, которые поступали за нарушение хозяйственных договоров субъектами хозяйствования в связи с применением финансовых санкций;

* штрафы, полученные за несвоевременное погашение налогового кредита из государственного бюджета;

* кредиторская задолженность между предприятиями негосударственной формы собственности, по которой истек срок исковой давности;

* дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности;

* прибыль от завышения цен и тарифов;

* курсовая разница от операций в иностранной валюте;

* прибыль (убыток) от ликвидации основных средств;

* стоимостная разница отгруженной и полученной части выполненного полностью бартерного контракта;

* прибыль (убыток) от совместной деятельности.

Следует обратить внимание, что получение прибыли субъектами хозяйствования было связано с деятельностью не только на территории Украины, но и за ее пределами.

Средства или имущество, полученные предприятием бесплатно, в состав прибыли не включались.

С принятием Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22 мая 1997 года налоговые администрации осуществляют контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли. Установлена методика определения налогооблагаемой прибыли непосредственно не связана с формированием прибыли, как финансового результата их деятельности.

Однако ослабление контроля за формированием прибыли и со стороны налоговых органов не уменьшает значение этого показателя для предприятия. Прибыль остается источником уплаты налогов, формирования финансовых ресурсов предприятий. Поэтому формирование общей прибыли, его увеличение имеют важное значение для каждого предприятия - субъекта хозяйственной деятельности. Управление этими процессами занимает важное место в финансовом менеджменте.

С проведением реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине с 2000 г. в соответствии с международными стандартами происходят изменения в методике определения прибыли предприятий. На рис. 4.2 показана схема формирования прибыли предприятия с учетом изменений в бухгалтерском учете и отчетности.

Учет и определение финансовых результатов - прибыли (убытка) осуществляется по следующим видам деятельности предприятия: обычная деятельность, в том числе операционная, и прочая обычная деятельность; деятельность, связанная с возникновением чрезвычайных событий. В свою очередь, операционная деятельность подразделяется на основную и прочую операционную деятельность.

4.1.3. ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ

Получение прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) зависит от осуществления основной деятельности субъектов хозяйствования. Прибыль является составной частью выручки от реализации. Однако в отличие от выручки, поступление которой на расчетный счет предприятия фиксируется регулярно, объем полученной прибыли определяется только за определенный период (квартал, год) на основании данных бухгалтерского учета.

Реально формирование прибыли на предприятии происходит по мере реализации продукции. В соответствии с законодательными актами Украины момент реализации определяется по дате отгрузки продукции (товаров), а для работ (услуг) - по дате фактического выполнения (оказания) таких, или по дате зачисления денежных средств покупателя на банковский счет поставщика.

Однако независимо от определения момента реализации в законодательных актах реальное формирование на предприятии прибыли от реализации продукции имеет место только при условии, когда такое происходит в действительности, то есть когда средства от покупателя поступают на банковский счет поставщика.

Определение момента реализации по дате отгрузки товаров и установления налоговых обязательств предприятий в связи с этой датой может приводить к использования оборотных средств предприятий на уплату налогов, ухудшение их финансового состояния.

На рис. 4.2 приведена структурно-логическая схема формирования прибыли от реализации продукции, а также названы основные показатели, влияющие на прибыль от реализации.

Прибыль от реализации продукции непосредственно зависит от двух основных показателей: объема реализации продукции и ее себестоимости. На изменение объема реализации продукции влияет изменение объема производства, остатков нереализованной продукции, доли прибыли в цене продукции (рентабельность продукции).

Надо обратить внимание на то, что изменение объема производства, остатков нереализованной продукции оказывают влияние не только на объем реализации продукции, но и на ее себестоимость, поскольку изменяются условно-постоянные расходы (за изменения объема производства продукции); затраты на хранение продукции, прочие расходы (за изменения остатков нереализованной продукции).

Существенное влияние на объем реализации продукции, а также на прибыль от реализации оказывает размер прибыли, которая включается в цену изделий. В условиях формирования рыночной экономики государственного регулирования рентабельности продукции, как правило, уже нет. Следовательно, создается возможность увеличения прибыли предприятия за счет увеличения доли прибыли в цене отдельных изделий. Этому способствует отсутствие должной конкуренции, монопольное положение некоторых предприятий в производстве и реализации многих видов продукции.

Следовательно, можно сделать вывод, что возможности предприятий влиять на объем прибыли от реализации, изменяя объемы производства продукции, остатки нереализованной продукции, ее рентабельность, являются достаточно существенными.

Рассмотрим влияние на формирование прибыли себестоимости продукции (работ, услуг). Себестоимость является обобщающим, качественным показателем деятельности предприятий, показателем ее эффективности. Есть определенные особенности в формировании себестоимости продукции (работ, услуг) в зависимости от сферы деятельности, отрасли хозяйства.

Обобщенно можно дать следующее определение себестоимости.

Себестоимость продукции (работ, услуг) - это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на их производство (выполнение).

Затраты на производство продукции образуют производственную себестоимость.

Как уже было сказано, предприятие может существенно влиять на формирование себестоимости. Однако при этом необходимо принять во внимание следующее.

Во-первых, состав (перечень) затрат, которые можно относить на себестоимость, регламентированный законодательством. В течение 1996 г. Постановлениями Кабинета Министров Украины были утверждены "Типовые положения по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, себестоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ".

На основе "Типовых положений" разработаны отраслевые, ведомственные положения, инструкции, определяющие порядок определения плановой и фактической себестоимости продукции (работ, услуг).

Издержки производства, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизация основных фондов и нематериальных активов, прочие расходы.

Во-вторых, в составе затрат, включаемых в себестоимость, размер некоторых из них также регулируется государством установлением нормативов отчислений. Это прежде всего касается таких элементов затрат:

* отчисления на социальные мероприятия (государственное пенсионное страхование, социальное страхование, страхование на случай безработицы);

* амортизация основных средств и нематериальных активов;

* расходы на финансирование ремонта и улучшения основных фондов;

* прочие расходы (налоги на землю и на транспортные средства, отчисления в Государственный инновационный фонд, коммунальный налог).

Влияние предприятий на названные элементы затрат является ограниченным. Однако и он возможен через надлежащее управление показателями, к которым применяются установленные нормативы отчислений: расходы на оплату труда, структура и источники ее выплаты; стоимость основных производственных фондов, принадлежащих предприятию, их структура и источники формирования.

В Законе "О налогообложении прибыли предприятий" от 22 мая 1997 года и принятых к нему дополнениях не упоминается категория "себестоимость", поскольку расчет налогооблагаемой прибыли базируется на исчислении валового дохода и его следующей корректировке. Однако из этого не следует делать вывода о ликвидации себестоимости как показателя деятельности предприятия, что поспешили объявить некоторые экономисты после принятия названного закона.

Без исчисления себестоимости невозможно определить финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Сокращение затрат на производство продукции, т.е. снижение ее себестоимости, является важным фактором увеличения прибыли от реализации. Этого можно достичь за счет использования многочисленных факторов, влияющих на сокращение затрат на производство продукции. Для этого необходимо знать: полный перечень указанных расходов; особенности состава и формирования затрат с учетом сферы и отрасли деятельности предприятия.

Следует отметить, что в настоящее время предприятия всех форм собственности получили больше самостоятельности в принятии решений относительно формирования себестоимости. Однако они не могут нарушать действующих законодательных и нормативных документов, регламентирующих эти вопросы.

Согласно положений (стандартов) бухгалтерского учета, вступившие в силу с 2000 года (в частности по положению бухгалтерского учета 9 "Запасы"), себестоимость реализованной продукции состоит из производственной себестоимости продукции, которая была реализована в течение отчетного периода, нераспределенных постоянных обще-новиробничих расходов и сверхнормативных производственных расходов.

К производственной себестоимости продукции (работ, услуг) включают:

- прямые материальные затраты;

- прямые расходы на оплату труда;

- другие прямые расходы;

- общепроизводственные расходы.

Перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием.

Расходы, связанные с операционной деятельностью, которые не включаются в производственную себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), подразделяются на:

- административные расходы,

- расходы на сбыт;

- прочие операционные расходы.

4.1.4. МЕТОДЫ РАСЧЕТА ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Управление формированием прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) предусматривает расчет его планового объема. Планирование, прогнозирование суммы прибыли субъектов хозяйствования необходимое для составления текущих и перспективных финансовых планов.

Определение суммы прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) имеет определенные особенности в зависимости от сферы деятельности субъекта хозяйствования: производственной сферы, торговли, сферы услуг.

В производственной сфере есть особенности в расчетах прибыли от реализации продукции промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, строительными организациями, предприятиями транспорта. В сфере услуг будут особенности определения прибыли от предоставления услуг коммерческими банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами, предприятиями торговли.

На предприятиях производственной сферы могут быть использованы три метода расчета прибыли от реализации продукции: прямого расчета, по показателю затрат на один рубль продукции, экономический (аналитический) метод.

Метод прямого расчета. Прибыль рассчитывается по отдельным видам продукции, которые производятся и реализуются. Для расчета необходимы следующие исходные данные.

1. Перечень и количество продукции соответствующей номенклатуры (ассортимента), который планируется к производству и реализации.

2. Себестоимость единицы продукции.

3. Цена единицы продукции (цена производителя).

Пример 1.

Предприятие планирует реализовать 400 изделий. Себестоимость одного изделия 12 грн. Цена изделия 15 грн.

1 вариант расчета. Прибыль от реализации одного изделия 3 грн. (15 грн. - 12 грн.). Прибыль от реализации всех изделий 1200 грн. (400*3 грн.).

2 вариант расчета. Объем реализации всех изделий 6000 грн. (400*15 грн.). Себестоимость реализованных изделий 4800 грн. (400*12 грн.). Прибыль от реализации изделий 1200 грн. (6000 грн. - 4800 грн.).

Этот метод расчета применяется за относительно небольшого ассортимента продукции. Метод достаточно точный, но слишком трудоемкий, когда реализуется большой ассортимент продукции. Кроме того, он не дает возможности определить влияние на прибыль отдельных факторов.

Расчет прибыли на основе показателя затрат на 1 грн. продукции. Это укрупненный метод. Может применяться по предприятию в целом при расчете прибыли от выпуска, реализации всей продукции. Предполагается использование данных о производственные затраты и реализацию продукции за предыдущий период, а также ожидаемое их смену, что прогнозируется в следующем периоде.

Пример 2.

Затраты на 1 грн. реализуемой продукции в отчетном периоде - 82 коп. (рассчитывается делением себестоимости продукции на объем реализации в оптовых ценах). Планируется снижение затрат на 1 грн. продукции, которая будет реализована, на 2 коп. Объем реализации продукции в планируемом периоде в оптовых ценах - 1100 тыс. грн.

1-й вариант расчета. Расходы, планируемые на 1 грн. реализованной продукции - 80 коп. (82 коп. - 2 коп.). Себестоимость продукции, которая будет реализована в плановом периоде, - 880 тыс. грн. (1100 тыс. грн.*0,80 грн.). Прибыль от реализации продукции в плановом периоде - 220 тыс. грн. (1100 тыс. грн. - 880 тыс. грн.).

2-й вариант расчета. Расходы, планируемые на 1 грн. реализованной продукции - 80 коп. (82 коп. - 2 коп.). Прибыль на 1 грн. продукции, которая будет реализована в плановом периоде, - 20 коп. (100 коп. - 80 коп.). Прибыль от реализации продукции в плановом периоде 220 тыс. грн. (1100 тыс. грн. * 0,20 грн.).

По этому методу расчета также не хватает возможности определить влияние отдельных факторов на объем прибыли, его изменение.

Экономический (аналитический) метод. Может использоваться для расчета прибыли от выпуска (реализации) продукции. Он отличается от уже рассмотренных методов расчета прибыли тем, что дает возможность определить не только общую сумму прибыли, но и влияние на нее изменения отдельных факторов: объема производства (реализации) продукции; себестоимости продукции; уровня оптовых цен и рентабельности продукции; ассортимента и качества продукции.

Расчет прибыли этим методом осуществляется отдельно по сравнимой и несравнимой продукцией в плановом периоде. Сравнимая продукция - это продукция, которая производилась в предыдущем периоде. Несравнимая продукция - это продукция не производилась на предприятии в предыдущем периоде.

Расчет прибыли по сравнимой продукцией осуществляется в такой последовательности:

* определяется ожидаемый базовая прибыль и базовая рентабельность продукции;

* сопоставимая продукция планового периода определяется по себестоимости периода, предшествовавшего плановому;

* исходя из уровня базовой рентабельности продукции рассчитывается прибыль по сравнимой продукцией в плановом периоде;

* рассчитывается влияние отдельных факторов на изменение прибыли в планируемом периоде.

Расчет базовой прибыли осуществляется на основании отчетных или ожидаемых данных за предыдущий период. Базовая прибыль - это прибыль от выпуска (реализации) продукции в период, предшествующий плановому. За его расчета осуществляется корректировка отчетного ожидаемой прибыли с учетом факторов, на него повлияли тогда, но не будут действовать в планируемом периоде: изменение оптовых цен, прекращение выпуска отдельных видов продукции, изменение рентабельности отдельных видов продукции, снижения их себестоимости. От точного расчета базовой прибыли зависит точность всех последующих расчетов.

Пример 3.

Базовая рентабельность определяется делением базовой прибыли (30 000 грн.) на ожидаемую себестоимость продукции за период, предшествующий плановому (150 000 грн.).

Базовая рентабельность составит 20% (ЗО 000 : 150 000 * 100%).

Себестоимость сравнимой продукции в планируемом периоде, - 160000грн. Снижение себестоимости продукции в планируемом периоде,- 1%.

Следовательно, себестоимость сравнимой продукции в плановом периоде, исходя из себестоимости предыдущего периода, будет равна 158400 грн. (160000 : (100%- 1%) * 100%).

Прибыль от снижения себестоимости сравнимой продукции в планируемом периоде, против предыдущего равна 1600грн. (160000 грн. - 158400 грн.).

Прибыль от выпуска (реализации) сравнимой продукции в планируемом периоде, исходя из уровня базовой рентабельности, составит 31680 грн. (158400 грн. * 20% : 100%).

Разница 1680 грн. (31680 грн. - 30000 грн.) - это увеличение прибыли от выпуска (реализации) сравнимой продукции в планируемом периоде, вследствие влияния такого фактора, как увеличение объема выпуска продукции.

Прибыль от выпуска (реализации) несравнимой продукции может быть рассчитан методом прямого расчета, если есть соответствующие выходные данные. За неимением таких прибыль рассчитывается для всей сравнимой продукции с использованием показателя средней рентабельности продукции по предприятию.

Пример 4.

Себестоимость несравнимой продукции, что планируется к выпуску и реализации, - 25000 грн. Средняя рентабельность продукции на предприятии в текущем периоде - 20%. Прибыль составит 5 тыс. грн. (25 тыс. грн. * 20% : 100%).

Следует отметить, что в том случае, когда расчет прибыли рассмотренными выше методами осуществлен исходя из общего выпуска продукции, отдельно рассчитывается прибыль от реализации продукции. При этом учитывается исчисленная сумма прибыли от выпуска продукции, а также изменение прибыли в остатках нереализованной продукции. Может быть использована следующая формула расчета:

Прп = Сзпп + Пвп - Пзкп

где Прп - прибыль от реализации продукции;

Сзпп - прибыль в остатках нереализованной продукции на начало планового периода;

Пвп - прибыль от выпуска продукции;

Пзкп - прибыль в остатках нереализованной продукции на конец планового периода.

Прибыль в остатках нереализованной продукции можно рассчитывать по методу прямого расчета, если есть соответствующие выходные данные. Однако, как правило, очень сложно определить ассортимент, перечень изделий в остатках, особенно на конец периода, что планируется.

Поэтому чаще прибыль в остатках нереализованной продукции рассчитывается по показателю рентабельности продукции. При этом прибыль в остатках нереализованной продукции на начало планового периода исчисляется умножением себестоимости этих остатков на среднюю рентабельность продукции на предприятии в предыдущем периоде (или в четвертом квартале предыдущего года при расчете прибыли на плановый год).

Прибыль в остатках нереализованной продукции на конец планового периода можно рассчитать умножением себестоимости на среднюю рентабельность продукции на предприятии в период, что планируется (или в четвертом квартале планового года при расчете прибыли на плановый год).

Сводный расчет прибыли от реализации продукции можно представить так (тыс. грн.).

1. Остатки продукции на начало планового периода:

- по оптовым ценам 220

- по себестоимости 190 Прибыль 30

2. Выпуск продукции в плановом периоде:

- по оптовым ценам 7000

- по себестоимости 5600 Прибыль 1400

3. Остатки продукции на конец планового периода:

- по оптовым ценам 200

- по себестоимости 160 Прибыль 40

4. Реализация продукции в плановом периоде (1+2-3):

- по оптовым ценам 7020

- по себестоимости 5630 Прибыль 1390

Из рассмотренных методов исчисления прибыли метод прямого расчета практически может быть использован на предприятиях различных сфер деятельности и отраслей экономики. Относительно аналитического метода расчета и метода с использованием показателя затрат на 1 грн. продукции, то методология и отдельные положения могут быть применены также и на предприятиях сферы услуг.

Согласно положений (стандартов) бухгалтерского учета, определения финансовых результатов от операционной деятельности предприятия в целом можно осуществить по следующей схеме (тыс. грн.)-

1. Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) 6300

2. Вычеты из дохода:

- налог на добавленную стоимость 1050

- акцизный сбор 320

- рентные платежи

- другие отчисления 250

3. Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (1-2) 4680

4. Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) 3000

5. Валовая прибыль (убыток) (3-4) 1680

6. Прочие операционные доходы 1240

7. Административные расходы 950

8. Расходы на сбыт 220

9. Прочие операционные расходы 660

10. Финансовые результаты (прибыль) от операционной деятельности (5 + 6-7-8-9) 1090

4.1.5. СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ВЫЧИСЛЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, в том числе прибыль от основной деятельности, являются очень важными показателями. Однако они не могут характеризовать уровень эффективности хозяйствования. При прочих равных условиях большую сумму прибыли получит предприятие, которое владеет большим капиталом, использует более живого и овеществленного труда, больше производит и реализует продукции (работ, услуг).

Прибыль - это часть полученного на вложенный капитал чистого дохода предприятия, характеризующий его вознаграждение за риск предпринимательской деятельности.

Чтобы сделать вывод об уровне эффективности работы предприятия, полученную прибыль необходимо сравнить с осуществленными затратами. Во-первых, затраты можно рассматривать как текущие расходы деятельности предприятия, т.е. себестоимость продукции (работ, услуг). Здесь возможны различные варианты определения текущих затрат и прибыли, используемых в расчетах.

Во-вторых, расходы можно рассматривать как авансовану стоимость (авансированный капитал) для обеспечения производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Здесь также возможны различные варианты определения авансированной стоимости и определения прибыли, которая берется для расчетов.

Соотношение прибыли с авансованою стоимостью или текущими затратами характеризует такое понятие, как рентабельность. В самом широком, самом общем смысле рентабельность означает прибыльность или доходность производства и реализации всей продукции (работ, услуг) или отдельных ее видов; доходность предприятий, организаций, учреждений в целом как субъектов хозяйственной деятельности; доходность различных отраслей экономики.

Рентабельность непосредственно связана с получением прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность - это относительный показатель, то есть уровень доходности, которая измеряется в процентах.

Различные варианты решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности, обусловливают наличие значительного количества показателей рентабельности.

На рис. 4.4 приведена классификация показателей рентабельности. Вычисление рентабельности отдельных видов продукции (работ, услуг) может основываться на показателях прибыли от их выпуска или реализации. При этом текущие расходы могут приниматься в таких вариантах: себестоимость продукции (производственная); себестоимость продукции за вычетом материальных затрат (вновь созданная стоимость); стоимость продукции в ценах производителя (стоимость за минусом косвенных налогов).

Для расчета уровня рентабельности предприятий могут использоваться: общая прибыль; прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. от основной деятельности. При этом прибыль сопоставляется с авансованою стоимостью, которую можно определять в различных вариантах (весь капитал предприятия, собственный капитал, заемный капитал, основной капитал, оборотный капитал).

Для расчета рентабельности отраслей экономики берется общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли влиять наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.


Книга: Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.
2. ВСТУПЛЕНИЕ
3. РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
4. 1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
5. 1.2. ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ И ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
6. 1.3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
7. 1.4. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ
8. 1.5. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ
9. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ И
10. РАЗДЕЛ 2. ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
11. 2.1. РАСЧЕТНЫЕ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
12. 2.2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
13. 2.3. РАСЧЕТНО-ПЛАТЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
14. РАЗДЕЛ С. ДЕНЕЖНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
15. 3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА И СОСТАВ ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ
16. 3.2. ДОХОДЫ (ВЫРУЧКА) ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
17. 3.3. ДОХОДЫ ОТ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
18. 3.4. ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛОВОГО И ЧИСТОГО ДОХОДА
19. РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
20. 4.1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
21. 4.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
22. РАЗДЕЛ 5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
23. 5.1. СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
24. 5.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ
25. 5.3. ПЛАТЕЖИ ЗА РЕСУРСЫ
26. 5.4. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ
27. 5.5. СБОРЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ
28. 5.6. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
29. 5.7. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
30. РАЗДЕЛ 6. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
31. 6.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
32. 6.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ
33. 6.3. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
34. 6.4. ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
35. РАЗДЕЛ 7. КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
36. 7.1. НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
37. 7.2. БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
38. 7.3. НЕБАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

На предыдущую