lybs.ru
Живешь в Украине, то знай ее язык! / Михаил Старицкий


Книга: Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.


5.3. ПЛАТЕЖИ ЗА РЕСУРСЫ

5.3.1. Плата за землю

5.3.2. Фиксированный сельскохозяйственный налог

5.3.3. Налог с владельцев транспортных средств

5.3.4. Налог на недвижимое имущество (недвижимость)

Производственно-хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования связана с привлечением значительных материальных ресурсов. Эффективность их использования оказывает непосредственное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В эффективном использовании этих ресурсов заинтересовано и общество в целом. С целью рационального эффективного использования ресурсов субъектами хозяйствования и формирования централизованных финансовых ресурсов государство может устанавливать соответствующие платежи.

Предусмотренных налоговым законодательством Украины для субъектов хозяйствования платежей за ресурсы, можно отнести: плату (налог) за землю; налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов; налог на недвижимое имущество (недвижимость); сбор за специальное использование природных ресурсов (лесной налог, плата за воду, плата за полезные ископаемые); сбор за загрязнение окружающей природной среды.

Влияние этих платежей на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий достигается через формирование себестоимости и распределение прибыли. Уменьшение суммы указанных платежей, если они осуществляются за счет прибыли, увеличивает объем чистой прибыли. Если указанные платежи относятся на себестоимость, то их сокращение уменьшает текущие расходы хозяйственной деятельности, что в конечном итоге увеличивает объем прибыли.

5.3.1. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ

Плата за землю введена с целью формирования ресурсов для финансирования:

- мероприятий по рациональному использованию и охраны земли, повышения плодородия почв;

- возмещение собственникам земли и землепользователям затрат, связанных с ведением хозяйства на землях худшего качества;

- развития инфраструктуры населенных пунктов.

Плата за землю поступает на счет местных бюджетов. Структурно-логическая схема налога на землю изображена на рис. 5.6.

Порядок исчисления и уплаты налога на землю регулируется Законом Украины "О плате за землю" от 19.06.1996 г. и последующими дополнениями к нему.

Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы и устанавливается в зависимости от денежной оценки земли. Владельцы земли платят земельный налог. За земельные участки, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Объектом платы за землю является земельный участок, находящийся в собственности или пользовании (в том числе и на условиях аренды). Плательщиками являются собственники земли и землепользователи (в том числе арендаторы).

Взимая плату за землю, придерживаются такого разграничения: земли сельскохозяйственного назначения (пригодные для сельскохозяйственного производства или предназначенные для этой цели); земли населенных пунктов (в пределах населенных пунктов, установленных законодательством).

Плата за землю сельскохозяйственного назначения. Ставки земельного налога установлены с одного гектара сельскохозяйственных угодий в процентах от денежной оценки этих угодий.

Плата за земли населенных пунктов. Ставки по земельному налогу установлены в размере 1% от денежной оценки земли. Если денежной оценки земельных участков не проведено, то используются средние ставки земельного налога (за 1 м2). Эти ставки дифференцированы в зависимости от количества населения в населенном пункте: они увеличиваются с увеличением его количества.

Предусмотрено также применение повышающих коэффициентов к установленным ставкам в населенных пунктах курортных зон Черноморского побережья, горных и пригірських районах Карпат, в других рекреационных районах.

Местные советы могут дифференцировать и утверждать ставки (исходя из средних ставок) налога в зависимости от местонахождения земельного участка на территории населенного пункта и его функционального использования.

С 1 июля 1997 года ставки налога на землю была повышена в 1,81 раза против ставок, предусмотренных Законом "О плате за землю".

Источники и порядок уплаты земельного налога. Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму земельного налога ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля предоставляют соответствующие данные налоговой администрации. Налог начисляется со дня возникновения права собственности или права пользования землей.

По вновь отведенным земельным участкам расчеты налога осуществляются в течение месяца со дня возникновения права собственности или пользования участком.

Если земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в общей собственности нескольких юридических лиц, земельный налог начисляется каждому из них пропорционально его доли собственности на здание.

Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по согласию участников договора аренды - арендодателя (собственника) и арендатора.

Субъекты предпринимательской деятельности уплачивают земельный налог за счет себестоимости. Одновременно земельный налог включается в состав валовых расходов. Следовательно, он уменьшает сумму налогооблагаемой прибыли, а следовательно, и налога на прибыль.

За несвоевременную уплату земельного налога взимается пеня в размере 0,3% суммы задолженности за каждый день неуплаты. Размер пени за несвоевременное внесение арендной платы предусматривается в договоре аренды: однако она не должна превышать размера пени за несвоевременную уплату налога на землю.

5.3.2. ФИКСИРОВАННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ

Согласно Закону Украины от 17 декабря 1998 г. "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" с 1 января 1999 г. произошли изменения в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые используют землю как средство производства.

1. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливается фиксированный сельскохозяйственный налог вместо таких налогов и сборов (обязательных платежей):

- налог на прибыль предприятий;

- плата (налог) за землю;

- налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

- коммунальный налог;

- сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

- сбор на обязательное социальное страхование;

- сбор на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог;

- сбор в Государственный инновационный фонд;

- сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;

- плата за приобретение торгового патента на осуществление торговой деятельности;

- сбор за специальное использование природных ресурсов (за пользование водой для нужд сельского хозяйства).

Другие налоги и сборы, установленные Законом Украины "О системе налогообложения", должны уплачиваться сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке и размерах, определенных соответствующими законодательными актами.

2. Плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм хозяйствования и собственности (коллективные и государственные сельскохозяйственные предприятия, акционерные общества, агрофирмы, фермерские хозяйства), занимающиеся производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, а их валовой доход от операций по продаже сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год превышает 50% общей суммы валового дохода предприятия.

Если в отчетном периоде валовой доход предприятия от операций по реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки составляет менее 50% общего объема реализации, предприятие будет платить налоги в следующем налоговом периоде на общих основаниях.

3. Плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога имеют право на выбор формы уплаты указанного налога - в денежной форме или в виде поставок сельскохозяйственной продукции.

Количество сельскохозяйственной продукции с одного гектара сельскохозяйственных угодий устанавливается в начале года и не подлежит корректировке в зависимости от изменения цены на сельскохозяйственную продукцию в течение налогового года.

Обсчет количества сельскохозяйственной продукции с одного гектара сельскохозяйственных угодий, что должно поставляться в счет фиксированного сельскохозяйственного налога, осуществляется, исходя из такого эквивалента - одной тонны пшеницы м 'которой третьего класса по ценам, которые ежегодно будут определяться Кабинетом Министров Украины.

Количество сельскохозяйственной продукции с одного гектара сельскохозяйственных угодий, которая должна поставляться в счет фиксированного сельскохозяйственного налога, определяется как соотношение стоимости одной тонны пшеницы, взятой за эквивалент, к стоимости одной тонны соответствующей продукции. Такое соотношение устанавливается областными советами ежегодно, но не позднее 1 января.

4. За объект налогообложения берется площадь сельскохозяйственных угодий, переданных сельскохозяйственному товаропроизводителю в собственность или предоставленных ему в пользование, в том числе на условиях аренды.

5. Ставки фиксированного сельскохозяйственного налога устанавливаются с одного гектара сельскохозяйственных угодий в процентах к их денежной оценки в таких размерах:

- для пашни, сенокосов и пастбищ - 0,5;

- для многолетних насаждений - 0,3.

6. Плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога в денежной форме определяют его сумму-на текущий год в порядке и размерах, предусмотренных Законом, и до 1 февраля подают расчет в государственную налоговую службу по месту их нахождения.

В течение текущего года ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, указанный налог уплачивается в размере трети суммы налога, определенной на каждый квартал. Установлен такой квартальный распределение годовой суммы налога: i квартал - 10%, II квартал - 10%, III квартал - 50%, IV квартал - 30%.

Для уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога в форме поставок сельскохозяйственной продукции установлены следующие сроки. Относительно поставок зерна срок устанавливается по согласованию с районной государственной администрацией, но не позднее 15 октября (ранние зерновые культуры) и 1 декабря (поздние зерновые и технические культуры). Поставка продукции животноводства для уплаты налога должно осуществляться ежемесячно, но не позднее последнего дня текущего месяца. При этом расходы, связанные с транспортировкой сельскохозяйственной продукции в заготовительных предприятий и организаций, несут плательщики налога.

Плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога перечисляют средства на отдельный счет Казначейства Украины.

С целью стабилизации сельскохозяйственного производства с 1 января 1999 года до 1 января 2001 года освобождаются от уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога сельскохозяйственные товаропроизводители, являющиеся плательщиками налога в соответствии с рассмотренным выше Законом.

При этом указанные плательщики не освобождаются от уплаты средств на обязательное государственное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование.

5.3.3. НАЛОГ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Средства, поступающие от взимания налога, направляются на финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования, проведения природоохранных мероприятий на водоемах. Налог зачисляется в бюджеты местного самоуправления. Структурно-логическая схема налога на транспортные средства изображено на рис. 5.7.

Порядок исчисления и уплаты налога на транспортные средства регулируется Законом Украины "О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов" от 18 февраля 1997 г.

Плательщиками налога являются предприятия, организации, учреждения (юридические лица) - владельцы транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.

Согласно законодательству объектами налогообложения являются автомобили (легковые, грузовые, специального назначения); колесные тракторы; мотоциклы, яхты и судна парусные, лодки моторные и катера. Не облагаются налогом: трактора на гусеничном ходу; машины и механизмы для сельскохозяйственных работ; автомобили скорой помощи и пожарные; спортивные яхты, суда парусные и лодки; транспортные средства (подъемные и самоходные), используемые на заводах, складах, в портах для перевозки грузов на короткие расстояния.

Ставки налога определены в расчете на год: 100 см объема двигателя, с 1 кВт мощности двигателя, со 100 см длины транспортного средства. Все ставки налога установлены с 1 января 2000 г. в грн. по видам транспортных средств и дифференцированы в зависимости от мощности двигателя, вида транспортного средства, его назначения и использования.

Исчисление налога осуществляется на основании данных о количестве транспортных средств по состоянию на 1 января текущего года.

Налог уплачивается по местонахождению юридических лиц на специальные счета территориальных дорожных фондов.

Территориальные дорожные фонды 85% налога направляются на финансирование затрат, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования. Остальные (15%) они направляют в бюджеты местного самоуправления на финансирование соответствующих расходов.

Налог уплачивается ежеквартально равными частями до 15 числа месяца, следующего за отчетными кварталами.

За приобретенные транспортные средства в течение года налог уплачивается перед их реєстацією.

Налоговые льготы. От уплаты налога освобождаются предприятия автомобильного транспорта общего пользования (в отношении транспортных средств, занятых перевозкой пассажиров, в том случае, когда законодательное установлены тарифы на оплату проезда в этих транспортных средствах) независимо от формы собственности.

Сельскохозяйственные предприятия-товаропроизводители уплачивают налог на трактора колесные, автобусы и специальные автомобили для перевозки людей (с количеством мест менее 10) в размере 50%.

Для предприятий установлены достаточно высокую ответственность за уплату налога. В случае занижения налога взимается вся сумма неуплаченного налога и штраф в двукратном размере той же суммы. За неимением учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка (непредставление, несвоевременное представление расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налога) взимается штраф в размере 10% от суммы налога, подлежащей уплате. За несвоевременную уплату налога взимается пеня в размере 120% годовых от учетной ставки Национального банка на день составления акта проверки, от суммы недоимки за каждый день просрочки платежа.

Сумма налога на транспортные средства включается в состав валовых расходов плательщика, а следовательно, уменьшает налогооблагаемую прибыль и сумму налога на него. Налог на транспортные средства включается в себестоимость перевозок, что влияет на размер прибыли предприятия.

Анализ механизма взимания налога на транспортные средства позволяет сделать вывод, что наряду с фискальной функцией указанный налог выполняет регулирующую функцию. Он направлен на повышение интенсивности использования транспортных средств.

5.3.4. НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО (НЕДВИЖИМОСТЬ)

В Законе Украины "О системе налогообложения" предусмотрен налог на недвижимое имущество субъектов хозяйствования. Законодательных актов относительно указанного налога пока не принято.

Цель введения данного налога - обеспечить сбалансирование доходов и расходов бюджета государства и способствовать повышению эффективности использования недвижимости субъектами хозяйствования. Было подготовлено несколько вариантов закона в отношении этого налога. Последний его вариант, проработанный 1997 года, предусматривал, что объектом налогообложения является земля, а также постоянные здания и сооружения, конструктивно и технологически связаны с землей, на которой они размещены.

Структурно-логическую схему названного варианта проекта Закона "О налоге на недвижимое имущество (недвижимость)" представлена на рис. 5.8.

Предполагалось, что налог на недвижимость (согласно упомянутому выше проекту закона) должен быть общегосударственным налогом и является разновидностью налога на имущество.

В подготовленном проекте Закона "О местных налогах и сборах" также предусмотрен налог на недвижимое имущество. То есть названный налог отнесен к местным.

Налог на недвижимость состоит из суммы налогов на землю, здания и сооружения. Недвижимость - это земля и постоянно размещенные на нем здания и сооружения. Здания - это жилые дома, офисы, гаражи, дачи. Сооружения - это объекты, подпадающие под определение первой группы основных фондов, за исключением зданий. Если объект, который относится к основных фондов первой группы, используется одновременно как сооружение и как здание, налогоплательщик должен обратиться в налоговую администрацию с заявлением о разграничении направлений использования такого объекта с целью отдельного определения налоговых баз и сроков налогообложения.

Следует обратить внимание на то, что в рассматриваемом варианте налога на недвижимость предполагалось для расчетов базы налогообложения применять индексацию базы налогообложения на уровень инфляции. Такая индексация возможна, когда уровень инфляции, рассчитанный на базе налогового года, равна или превышает 110%.


Книга: Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.
2. ВСТУПЛЕНИЕ
3. РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
4. 1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
5. 1.2. ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ И ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
6. 1.3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
7. 1.4. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ
8. 1.5. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ
9. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ И
10. РАЗДЕЛ 2. ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
11. 2.1. РАСЧЕТНЫЕ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
12. 2.2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
13. 2.3. РАСЧЕТНО-ПЛАТЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
14. РАЗДЕЛ С. ДЕНЕЖНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
15. 3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА И СОСТАВ ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ
16. 3.2. ДОХОДЫ (ВЫРУЧКА) ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
17. 3.3. ДОХОДЫ ОТ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
18. 3.4. ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛОВОГО И ЧИСТОГО ДОХОДА
19. РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
20. 4.1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
21. 4.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
22. РАЗДЕЛ 5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
23. 5.1. СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
24. 5.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ
25. 5.3. ПЛАТЕЖИ ЗА РЕСУРСЫ
26. 5.4. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ
27. 5.5. СБОРЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ
28. 5.6. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
29. 5.7. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
30. РАЗДЕЛ 6. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
31. 6.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
32. 6.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ
33. 6.3. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
34. 6.4. ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
35. РАЗДЕЛ 7. КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
36. 7.1. НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
37. 7.2. БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
38. 7.3. НЕБАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

На предыдущую