lybs.ru
Убивая в себе зверя, подумайте, не станете сиротой? / Флориан Боднар


Книга: Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.


5.4. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ

5.4.1. Влияние косвенных налогов на финансово-хозяйственную деятельность предприятий

5.4.2. Пошлина

5.4.3. Акцизный сбор

5.4.4. Налог на добавленную стоимость

5.4.1. ВЛИЯНИЕ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ НА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

Практика налогообложения использует несколько видов косвенных налогов-универсальные и специфические акцизы, а также пошлины. Специфические акцизы устанавливаются на ограниченный перечень товаров. В этом случае применяются дифференцированные ставки для отдельных групп, видов товаров.

Универсальные акцизы возникли в начале нашего века. Они отличаются от специфических тем, что имеют более широкую базу налогообложения и унифицированные ставки. В налоговой практике используются три формы универсальных акцизов.

Налог с продажи. Применяется в сфере оптовой и розничной торговли. Объектом налогообложения является реализация товаров на заключительном этапе. При этом налогообложение осуществляется один раз. Эта форма использовалась непродолжительное время в последний период существования Советского Союза, но распространена в других странах.

Налог с оборота. Взимается с валового оборота на всех стадиях движения товаров. При этом допускается двойное налогообложение, поскольку в валовой оборот включаются налоги, которые были уплачены ранее. Этот налог широко и в течение длительного периода (с начала 30-х и до начала 90-х годов) использовался в Советском Союзе. Ставки налога с оборота были дифференцированы по видам товаров.

Налог на добавленную стоимость. Уплачивается на всех этапах движения товаров, работ, услуг.

Объектом налогообложения является не валовой оборот, а добавленная стоимость. При этом применяются унифицированные ставки. Это облегчает исчисления налога и контроль за его поступлением. Исчисления и взимания налога на добавленную стоимость требует четкого определения объекта налогообложения добавленной стоимости. Возможны два способа ее определения: заработная плата + прибыль; выручка от реализации - материальные затраты. Этот налог получил широкое распространение в странах Западной Европы.

В Украине используются три вида косвенных налогов: акцизный сбор (специфический акциз), налог на добавленную стоимость (универсальный акциз), пошлина.

Косвенные налоги включают в цены реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. Следовательно, эти налоги являются ценообразующим элементом и могут существенно влиять на общий уровень цен.

На рис. 5.9 изображена структурно-логическую схему формирования цен реализации товаров с учетом косвенных налогов. Следует обратить внимание, что есть особенности в определении базы (объекта) для исчисления отдельных видов косвенных налогов в зависимости от сферы деятельности, условий приобретения товаров.

В отпускную цену продукции предприятий производственной сферы могут быть включены два косвенные налоги: акцизный сбор и налог на добавленную стоимость.

Акцизный сбор, который включается в цену, рассчитывается в твердых суммах с единицы реализованного товара, или исходя из процентной ставки налога к цене производителя продукции.

Налог на добавленную стоимость, который включается в цену, рассчитывается исходя из процентной ставки налога к цене производителя и суммы акцизного сбора, включенного в цену.

Такой же порядок включения НДС в цену выполненных работ и оказания услуг. Разница в том, что работы, которые выполняются (строительные, монтажные, научно-исследовательские, проектно-изыскательские и др.), а также оказанные услуги не облагаются акцизным сбором.

Особенности определения суммы косвенных налогов, включаемых в цену реализации товара потребителю (розничную цену), при реализации предприятиями товаров, приобретенных внутри страны и импортируемых. Акцизный сбор и НДС включают в отпускную цену производителя продукции. Следовательно, предприятия торговли покупают товары по цене, включающей эти косвенные налоги. С принятием Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" с 1 октября 1997 г. НДС с валового дохода (торговых наценок), полученного предприятиями торговли, непосредственно не устанавливается. Предприятия торговли исчисляют НДС от общей стоимости (цены) приобретенных товаров и суммы торговой наценки.

Цена реализации потребителям импортируемых товаров может включать три вида косвенных налогов: ввозную пошлину, акцизный сбор, НДС.

Ввозная пошлина устанавливается в твердых ставках в ЭКЮ (ЕВРО) с единицы импортируемых товаров, или в процентах к таможенной стоимости импортируемых товаров.

Сумма акцизного сбора включается в цену, определяется в твердых суммах с единицы импортируемых товаров, или по ставкам в процентах к обороту, который включает: таможенную стоимость товаров, приобретенных и ввозная (импортная) пошлина.

Таможенная стоимость приобретенных товаров включает расходы: на их приобретение (контрактная стоимость); на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, страхование до пересечения таможенной границы; на уплату брокерских, агентских, комиссионных и других видов вознаграждений.

Налог на добавленную стоимость, который включается в цену, определяется в процентах к обороту, который включает таможенную стоимость приобретенных товаров, ввозная пошлина, акцизный сбор (если это подакцизный товар). Для исчисления НДС в отношении импорта в облагаемый оборот не включается оплата таможенных услуг.

Косвенные налоги имеют, в основном, фискальную направленность. Однако было бы неправильно отрицать регулирующую функцию косвенных налогов. На сумму косвенных налогов соответственно растет цена товаров, что влияет на их производство и реализацию.

Реальными плательщиками косвенных налогов являются покупатели (потребители) товаров, работ, услуг. Ими могут быть: физические лица (население); юридические лица; физические лица - субъекты хозяйственной деятельности; организации, учреждения, не е субъектами хозяйствования.

Население платит косвенные налоги со своих собственных доходов. А значит, больше налогов платят те категории населения, которые больше потребляют товаров, имеющих более высокие доходы.

Достаточно сложным является влияние косвенных налогов на финансовую деятельность, финансовое состояние субъектов предпринимательства. Последние являются плательщиками косвенных налогов, когда они покупают товары, работы, услуги. В то же время субъекты предпринимательства, реализуя товары, работы, услуги, в составе выручки от реализации получают на свои счета определенные суммы косвенных налогов, уплаченных покупателями (потребителями), а следовательно они являются плательщиками косвенных налогов в бюджет.

При этом влияние косвенных налогов на финансовую деятельность субъектов предпринимательства зависит от многих обстоятельств и факторов. Это влияние можно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, он связан с уплатой косвенных налогов в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, оплаты выполненных работ и полученных услуг. На данном этапе уплата косвенных налогов осуществляется за счет оборотных средств субъектов предпринимательства, то есть имеет место временная иммобилизация оборотных средств для уплаты налогов. В этом случае необходимо учесть следующие факторы: условия оплаты и объемы приобретения товарно-материальных ценностей, ставки и льготы по налогам, источники и сроки возмещения уплаченных косвенных налогов субъектам предпринимательской деятельности.

Во-вторых, это влияние связано с поступлением косвенных налогов на счета субъектов предприятия, которые реализуют товары, работы, услуги. Косвенные налоги, которые поступают на счета субъектов предпринимательства, используются для возмещения уплаченных ими косвенных налогов в процессе приобретения товарно-материальных ценностей (работ, услуг). При этом, некоторое время, к перечислению в бюджет, косвенные налоги могут оставаться в распоряжении (обороте) предприятий. Следовательно, необходимо учитывать: условия реализации и оплаты, объемы и направления реализации товаров (работ, услуг); ставки и льготы по косвенным налогам; сроки их уплаты в бюджет.

Влияние косвенных налогов на финансовую деятельность, финансовое состояние субъектов предпринимательства в зависимости от сферы их деятельности проявляется по-разному. Поэтому есть определенные особенности влияния косвенных налогов на деятельность предприятий производственной сферы (с учетом отрасли), тех, которые занимаются торговр-посреднической деятельностью, предоставляющих услуги (в том числе финансовые).

Рассмотрим особенности исчисления и уплаты в бюджет отдельных косвенных налогов и их влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

5.4.2. ПОШЛИНА

Пошлина является косвенным налогом, который взимается с товаров, транспортных средств, других предметов, которые перемещаются через таможенную границу страны. Это перемещение может быть связано с ввозом или вывозом товаров или транспортных средств. Этот налог выполняет фискальную и регулирующую функции. Регулирующая функция направлена на формирование рациональной структуры импорта и экспорта, защита национального производителя, поощрения или ограничения экспорта.

На практике применяется несколько видов пошлин: ввозные, вывозные, сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные.

Ввозная пошлина начисляется на товары и другие предметы при ввозе их на таможенную территорию. Оно является дифференцированным:

- в отношении товаров, происходящих из государств, входящих вместе с Украиной в таможенные союзы или образующих специальные таможенные зоны;

- в отношении товаров, которые происходят из стран или экономических союзов, пользующихся в Украине режимом наибольшего благоприятствования.

Ввозная пошлина начисляется на товары и другие предметы при их вывозе за пределы таможенной территории.

Сезонная пошлина применяется на отдельные товары на срок не больший за четыре месяца от момента его установки. Сезонная пошлина может быть ввозной и вывозной.

Специальная пошлина применяется:

- как способ защиты украинских изделий в целом;

- как способ защиты национального товаропроизводителя, когда товары ввозятся на таможенную территорию Украины в объемах или при условиях, которые могут наносить вред национальному товаропроизводителю;

- как предупредительная мера в отношении участников внешнеэкономической деятельности, нарушающих национальные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности;

- как меры в ответ на дискриминационные или недружественные действия других государств, таможенных союзов.

Антидемпинговая пошлина применяется в случае:

- ввоз на таможенную территорию товаров, и являются объектом демпинга, который наносит ущерб национальному товаропроизводителю;

- вывоз за пределы таможенной территории товаров по цене, существенно ниже цен других экспортеров подобных или конкурирующих товаров.

Компенсационная пошлина применяется в случае:

- ввоз на таможенную территорию товаров, которые являются объектом субсидируемого импорта, который наносит ущерб национальному товаропроизводителю;

- вывоз за пределы таможенной территории товаров для производства переработки, продажи или потребления которых предоставлялась субсидия, если такой вывоз наносит вред государству.

Международная практика (а также и опыт Украины) свидетельствуют, что наиболее распространенными являются пошлина на импорт.

Плательщиками пошлины являются физические и юридические лица. Уплата налога осуществляется за пересечения таможенной границы. В конечном итоге реальными плательщиками пошлины на импорт являются потребители товаров, которые импортируются. Субъекты предпринимательства, которые импортируют товары для последующей реализации, во время пересечения таможенной границы платят пошлину за счет своих оборотных средств, что, разумеется, влияет на их финансовое состояние. На период от уплаты ввозной пошлины до реализации потребителям товаров, которые импортируются, происходит отвлечение (иммобилизация) оборотных средств импортеров.

На финансовую деятельность импортеров - субъектов хозяйствования будут оказывать влияние: определение объекта налогообложения, размер ставок налога, налоговые льготы, сроки уплаты ввозной пошлины в бюджет.

Объектом налогообложения является таможенная стоимость товара перемещаемого через таможенную границу. Для определения таможенной стоимости импортируемого товара, стоимость товара в валюте, определенной заключенным контрактом, перечисляется в национальную валюту Украины по курсу Национального банка на день подачи таможенной декларации.

Пользуются двумя видами ставок для исчисления суммы таможенной пошлины:

- в процентах к таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу;

- в денежном размере на единицу товара.

На подакцизные товары установлены ставки специфической ввозной пошлины. Для большинства видов подакцизных товаров ставка ввозной пошлины установлена в ЕВРО с единицы товаров, которые импортируются. Перечень товаров, подлежащих таможенному обложению, значительно шире, чем перечень подакцизных товаров.

Контроль за взысканием пошлины осуществляют таможенные органы. За выполнение ими своих обязанностей и предоставление плательщикам соответствующих услуг взимаются таможенные сборы. Они тоже могут быть установлены в процентах от таможенной стоимости товаров, однако их не следует отождествлять с таможенным налогом.

5.4.3. АКЦИЗНЫЙ СБОР

Акцизный сбор - это косвенный налог, который устанавливается на подакцизные товары и включается в их цену.

Плательщиками налога в бюджет являются субъекты предпринимательской деятельности - производители (при реализации товара) или импортеры подакцизных товаров (за пересечения таможенной границы).

В зависимости от вида предпринимательской деятельности есть некоторые особенности исчисления объекта налогообложения. Законодательством определены следующие объекты налогообложения:

1) обороты по реализации произведенных в Украине подакцизных товаров. При этом оборотом по реализации является продажа, обмен на другие товары, безвозмездная передача. В облагаемый оборот включается реализация (передача) товаров для собственного потребления, промышленной переработки, а также для своих работников (в том числе и в порядке натуральной оплаты труда);

2) таможенная стоимость импортируемых товаров, в том числе в пределах бартерных (товарообменных) операций, полученных без оплаты их стоимости.

Плательщиками акцизного сбора в бюджет являются субъекты предпринимательской деятельности (их филиалы, отделения, подразделения):

- производители подакцизных товаров на таможенной территории Украины, в том числе из давальческого сырья;

- нерезиденты, которые производят подакцизные товары на таможенной территории Украины непосредственно или через их постоянные представительства;

- субъекты предпринимательской деятельности, другие юридические лица, которые импортируют на таможенную территорию Украины подакцизные товары;

- физические лица-резиденты или нерезиденты, которые ввозят подакцизные вещи на таможенную территорию Украины;

- юридические или физические лица, приобретающие подакцизные товары у налоговых агентов.

Есть определенные особенности влияния акцизного сбора на финансово-хозяйственную деятельность предприятий, занятых производством и реализацией подакцизных товаров (производственная деятельность) или импортом подакцизных товаров с последующей реализацией (торговая деятельность). Эти особенности зависят от ставок акцизного сбора, методики расчета суммы налога, срока его уплаты в бюджет, источников уплаты субъектом предпринимательства.

Перечень товаров, на которые устанавливается акцизный сбор (подакцизных товаров), и ставки акцизного сбора утверждаются законодательно и являются едиными на всей территории Украины для отечественных и импортных товаров.

С 1 января 2000 г. значительно сокращен перечень подакцизных товаров, изменены ставки налога и введен новый механизм исчисления акцизного сбора для импортируемых товаров при применении ставки акцизного сбора в процентах.

К подакцизным товарам относятся:

- бензины моторные;

- дизельное топливо;

- автомобили;

- табачные изделия;

- ювелирные изделия;

- спирт этиловый и алкогольные напитки;

- пиво солодовое.

Акцизный сбор исчисляется по ставкам, которые определяются в двух вариантах:

- в твердых суммах с единицы реализованного товара;

- по ставкам в процентах к обороту с продажи товаров.

Ставки акцизного сбора установлены в твердых суммах с единицы товаров, которые реализованы. Эти ставки дифференцированы в зависимости от качественных характеристик товара и определен в гривнях (по табачным изделиям) и в ЕВРО (относительно бензина, дистилляторов, пива, алкогольных напитков).

Акцизный сбор, исчисленный в ЕВРО для товаров, их произведено и реализовано в Украине, уплачивается в валюте Украины. При этом используется валютный (обменный) курс Национального банка, действующему на первый день квартала, в котором осуществляется реализация товара. Этот курс для исчисления ставок акцизного сбора остается неизменным в течение квартала.

Акцизный сбор, исчисленный в ЕВРО для товаров, импортируемых в Украину, уплачивается в валюте Украины по валютному (обменному) курсу Национального банка, действовавшему на день подачи таможенной декларации.

За использование процентных ставок акцизного сбора возможны следующие варианты определения оборота, облагаемого:

1) для товаров, реализуемых по свободным ценам, облагаемый оборот определяется исходя из их стоимости по указанным ценам, без учета акцизного сбора и налога на добавленную стоимость;

2) для товаров, реализуемых по государственным фиксированным и регулируемым ценам, облагаемый оборот определяется исходя из их стоимости по этим ценам без учета торговых скидок, а также суммы налога на добавленную стоимость;

3) по закупке импортных товаров облагаемый оборот определяется исходя из их таможенной стоимости и включая пошлину.

Пример 1.

1. Таможенная стоимость товара (согласно таможенной декларации) 70 долл. США

2. Курс Национального банка Украины 1 долл. США - 5,5 грн.

3. Таможенная стоимость товара, пересчитанная по курсу (70 * 5,5) 385 грн.

4. Таможенные и комиссионные сборы 20 грн.

5. Ставка ввозной пошлины 20%

6. Сумма ввозной таможенной пошлины (385+20) * 0,2 81 грн.

7. Ставка акцизного сбора 55%

9. Сумма акцизного сбора (385 + 81 * 0.55) 256 грн.

Сроки уплаты акцизного сбора в бюджет зависят от вида подакцизных товаров, суммы налога.

- Предприятия-производители, реализующие спирт, алкогольные напитки, пиво, уплачивают налог на третий рабочий день после осуществления оборота по реализации.

- Предприятия-производители, реализующие табачные изделия, налог платят один раз в месяц (до 16 числа), исходя из фактического объема реализации за прошлый месяц.

- Собственники (заказчики) алкогольных напитков, спирта, пива, табачных изделий, изготовленных в Украине с использованием давальческого сырья, уплачивают налог не позднее дня получения продукции.

- Предприятия, (кроме указанных выше), в которых среднемесячная сумма акцизного сбора за прошлый год составила более 25 тыс. грн., уплачивают налог ежедекадно (15, 25 числа текущего месяца и 5 числа месяца, следующего за отчетным), исходя из фактического оборота за отчетную декаду.

- Остальное предприятий платит налог ежемесячно до 15 числа также исходя из фактического оборота за истекший месяц.

За импортируемые подакцизные товары акцизный сбор уплачивается при "растаможке" импортного товара.

Анализ указанных сроков уплаты акцизного сбора позволяет прийти к следующим выводам:

1) наиболее негативное влияние на финансовое состояние субъектов хозяйствования производит уплата акцизного сбора на импортируемые товары. Субъекты хозяйствования обязаны уплатить акцизный сбор во время "растаможки" товара, а за алкогольные и табачные изделия - во время приобретения марок акцизного сбора за счет своих оборотных средств. Возмещение этих средств произойдет только после реализации товаров. Следовательно, имеет место иммобилизация оборотных средств субъектов хозяйствования на уплату акцизного сбора. Период иммобилизации зависит от времени между уплатой акцизного сбора и реализацией товаров, импортируемых. Следует обратить внимание, что в случае импорта подакцизных товаров не разрешается использовать векселя для расчетов с бюджетом (кроме импорта горюче-смазочных материалов). Следовательно нет возможности отсрочке уплаты акцизного сбора. Импортерам подакцизных товаров не разрешается пользоваться векселями и уплаты налога на добавленную стоимость (кроме импорта бензина);

2) у предприятий, производящих и реализующих подакцизные товары, также может иметь место иммобилизация оборотных средств на уплату акцизного сбора. Это объясняется тем, что облагаемый оборот, который учитывается для исчисления акцизного сбора, определяется по факту отгрузки подакцизных товаров. Когда произойдет задержка в оплате отгруженной продукции, может иметь место иммобилизация оборотных средств на уплату сбора. Такая ситуация чаще случается по ежедневной и подекадной уплаты налога;

3) если оплата покупателями подакцизных товаров осуществляется авансом или одновременно с отгрузкой продукции поставщиком, иммобилизации оборотных средств у поставщика на уплату акцизного сбора может и не произойти. Более того, за подекадной и ежемесячной уплаты налога поставщик некоторое время использовать в собственном обороте часть акцизного сбора, которая подлежит перечислению в бюджет.

Негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятий налогу "акцизный сбор" (как и других косвенных налогов) будет иметь место тогда, когда установление или повышение ставок налога сопровождается повышением цен, ограничивает объем производства и реализации товаров, приводит к накоплению нереализованных товаров.

Льготы по акцизному сбору. На финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования оказывают влияние льготы, предоставленные в отношении акцизного сбора.

1. Акцизный сбор не взимается при реализации подакцизных товаров на экспорт за иностранную валюту. Эта льгота повышает конкурентоспособность соответствующих товаров на зарубежных рынках, способствует увеличению поступлений валютных ресурсов.

2. Не облагаются акцизным сбором обороты по реализации подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров. В этом случае исключается возможность двойного налогообложения.

3. Не подлежит обложению акцизным сбором реализация легковых автомобилей специального назначения.

4. Не облагается оборот по реализации спирта этилового для изготовления лекарственных средств и ветеринарных препаратов.

5. Установлены определенные льготы относительно взимания акцизного сбора в специальных экономических зонах, определенных соответствующими законами Украины.

5.4.4. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Налог на добавленную стоимость (НДС) доминирует среди косвенных налогов, которые поступают в бюджет. То есть это налог, который выполняет ярко выраженную фискальную функцию. Как уже отмечалось выше, особенность НДС заключается в том, что именно он оказывает значительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования и на их финансовое состояние.

Следует обратить внимание, что вариант исчисления НДС, который применяется в Украине, допускает налогообложения перенесенной стоимости, а также двойное налогообложение. Это обусловлено тем, что ставки НДС устанавливаются на облагаемый оборот, который включает стоимость материальных затрат (перенесенную стоимость), а также предварительно включены в стоимость товаров (работ, услуг) налоги.

Налог на добавленную стоимость был введен в Украине с 1 января 1992 г. согласно Закону Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 20 декабря 1991 г. Декрет Кабинета Министров Украины "О налоге на добавленную стоимость", который начал действовать с 1993 г., было подписано 26 декабря 1992 г. С учетом дополнений и изменений, которые вносились в последующих периодах, указанный декрет регламентировал порядок исчисления и уплаты НДС в течение 1993-1997 гг. (до 1 октября 1997 p.).

С 1 октября 1997 г. порядок исчисления и уплаты НДС регламентируется Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость" от С апреля 1997 г. К сожалению, налоговое законодательство по НДС является очень нестабильным. Так, только со времени принятия указанного Закона и до введения его в действие было принято четыре закона, которые вносили изменения по НДС.

Исходя из действующих законодательных актов, рассмотрим порядок исчисления и уплаты НДС, механизм его влияния на финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

Плательщики налога. Плательщиками налога в бюджет являются субъекты хозяйственной деятельности (юридические лица) и граждане (физические лица), которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Украины. При этом налог взимается, если объем налогооблагаемых операций плательщика по продаже товаров (работ, услуг) за последние двенадцать календарных месяцев превышал 1200 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения являются следующие операции, осуществляемые налогоплательщиками, субъектами хозяйствования:

- продажа товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины, в том числе операции по оплате стоимости услуг по договорам оперативной аренды (лизинга);

- ввоз (пересылка) товаров на таможенную территорию Украины, выполнения работ (услуг), осуществляемой нерезидентами для использования или потребления этих работ (услуг) на таможенной территории Украины; ввоз (пересылка) имущества по договорам аренды (лизинга), залога, ипотеки;

- вывоз (пересылка) товаров за пределы таможенной территории Украины и выполнение работ, оказание услуг для потребления за пределами таможенной территории Украины.

Следовательно, объектом налогообложения являются операции, связанные с продажей товаров (работ, услуг) внутри государства, их импортом или экспортом.

Следует обратить внимание, что законодательно определено понятие продажи товаров (работ, услуг). Продажа товаров - это любые операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, другими гражданско-правовыми договорами и предусматривают передачу права собственности на товары за компенсацию, а также операции по безвозмездному предоставлению товаров.

Не является продажей операции по передаче товаров по договорам комиссии (консигнации), поручительства, ответственного хранения, доверительного управления, аренды (лизинга) и других гражданско-правовых договоров, не предусматривающих передачу права собственности на товары другому лицу.

Продажа услуг (работ) - это любые операции гражданско-правового характера по предоставлению услуг (работ) с передачей права пользования или распоряжения товарами, в том числе нематериальными активами, за компенсацию, а также операции по бесплатному предоставлению услуг. Продажа услуг (результатов работ) включает предоставление права на пользование или распоряжение товарами в соответствии с договорами аренды (лизинга), продажи, лицензирования, установленных законом способов передачи права интеллектуальной собственности.

Не считаются объектами налогообложения следующие операции, осуществляемые суб 'объектами хозяйствования:

- выпуск, размещение и продажа ценных бумаг, эмитированных субъектами предпринимательской деятельности, а также деривативов;

- обмен ценных бумаг на другие ценные бумаги, депозитарная, регистраторская и клиринговая деятельность с ценными бумагами;

- передача имущества в аренду и его возврат после окончания срока договора аренды, уплата арендных платежей в соответствии с договорами финансовой аренды;

- предоставление услуг страхования и перестрахования, социального и пенсионного страхования;

- обращение валютных ценностей;

- предоставление услуг по инкассации, расчетно-кассового обслуживания, по кредитным и депозитным договорам;

- выплата заработной платы, других денежных выплат, дивидендов;

- предоставление брокерских, дилерских услуг с заключением контрактов на торговлю ценными бумагами и деривативами на рынке ценных бумаг;

- передача основных фондов в форме взносов в уставные фонды юридических лиц в обмен на их корпоративные права.

База налогообложения. База налогообложения для начисления НДС зависит от сферы и вида деятельности субъекта хозяйствования. Рассмотрим возможные варианты определения базы налогообложения.

База налогообложения по продаже товаров (работ, услуг) определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости этих товаров (работ, услуг), рассчитанной по свободным или регулируемым ценам (тарифам). В базу для расчета НДС включается акцизный сбор и другие общегосударственные налоги и сборы.

Пример 2.

Договорная (контрактная) цена изделия 120 грн. Изделие является подакцизным. Акцизный сбор (включен в отпускную цену) - 20 грн. Отпускная цена, включая акцизный сбор, - 140 грн. Сумма НДС, включенная в цену, - 28 грн. (140 грн. х 0,2). Отпускная цена изделия, включая акцизный сбор и НДС, составит 168 грн. (140 грн. + 28 грн.).

Сегодня в практике работы субъектов хозяйствования распространены бартерные операции и натуральные выплаты в счет оплаты труда физическим лицам. В таком случае база налогообложения определяется исходя из фактической цены указанных операций, но не ниже обычной цены.

Обычная цена - цена реализации товаров (работ, услуг) продавцом, включая суммы начисленных (уплаченных) процентов, стоимость иностранной валюты, которая может быть получена в случае их продажи лицам, которые не связаны с продавцом при обычных условиях ведения хозяйственной деятельности.

Для товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины, база налогообложения включает таможенную стоимость, ввозная пошлина, акцизный сбор.

Определенные особенности налогообложения предпринимательской деятельности связанные с комиссионной торговлей. В отношении товаров, которые были в пользовании и полученные от лиц, не зарегистрированных как плательщики налогов, базой налогообложения является сумма комиссионного вознаграждения плательщика налога.

Стоимость тары, которая согласно договору (контракту) является возвратной, в базу налогообложения не включается. Однако если в течение установленного законодательством срока тара не возвращается отправителю, ее стоимость включается в базу налогообложения покупателя товара.

Операции, освобожденные от налогообложения. Сфера и виды деятельности субъектов хозяйствования весьма разнообразны. Поэтому в процессе их деятельности важно учитывать, какие операции освобождены от налога на добавленную стоимость. В соответствии с действующим законодательством от НДС освобождены следующие операции субъектов хозяйствования.

1. Операции по продаже:

- отечественных продуктов детского питания молочными кухнями и специализированными магазинами;

- товаров специального назначения для инвалидов (согласно перечню, установленному Кабинетом Министров Украины);

- лекарственных средств и изделий медицинского назначения, зарегистрированных в Украине в установленном порядке (в том числе оказание услуг по их продаже аптечными заведениями);

- книг отечественного производства, периодических изданий, печатных средств массовой информации отечественного производства (включая их доставку), ученических тетрадей, учебников и других учебных пособий;

- путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха детей;

- товаров, работ, услуг для собственных нужд дипломатических представительств, консульских учреждений и представительств международных организаций в Украине;

- товаров, работ, услуг (за исключением подакцизных товаров, игорного бизнеса) предприятиями, которые основаны всеукраинскими общественными организациями инвалидов. На этих предприятиях инвалидов должно быть не менее 50% от общего количества работников, а фонд оплаты их труда должен составлять не менее 25% суммы общих расходов на оплату труда.

2. Операции по предоставлению услуг:

- перевозки пассажиров городским транспортом (при условии, что тарифы на такие перевозки регулируются законодательно);

- ремонт школ, дошкольных учреждений, интернатов, учреждений здравоохранения (в сельской местности);

- обработка земли сельскохозяйственными производителями многодетным семьям, инвалидам, ветеранам, одиноким лицам и лицам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, школам, дошкольным учреждениям, интернатам, учреждениям здравоохранения в сельской местности;

- услуги образования, предоставляемые учреждениями образования, имеющими соответствующее разрешение;

- услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения, которые имеют специальное разрешение на предоставление таких услуг;

- доставка пенсий и денежной помощи населению.

3. Операции по выполнению работ:

- строительство за счет средств инвесторов жилья для военнослужащих, ветеранов войны, членов семей военнослужащих, которые погибли, выполняя служебные обязанности;

- строительство жилья, осуществляется за счет средств физических лиц при условии передачи его в собственность тем самым физическим лицам;

- фундаментальные исследования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, осуществляемые за счет государственного бюджета.

4. Операции по передаче:

- земельных участков под объектами недвижимости или незастроенной земли;

- бесплатной передачи подвижного состава одной железной дорогой или предприятием железнодорожного транспорта другим железным дорогам или предприятиям железнодорожного транспорта общего пользования государственной формы собственности.

5. Операции ввоза на таможенную территорию Украины продуктов морского промысла, выловленных судами Украины.

Как уже отмечалось, на финансовое состояние субъектов хозяйствования оказывает влияние уплата НДС в связи с приобретением товаров (работ, услуг). При этом важным для покупателя - субъекта хозяйствования является определение источника уплаты и последующего возмещения НДС (входного НДС), включенного в цену.

Установлены следующие источники возмещения входного НДС.

1. Для приобретенных товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к составу валовых затрат производства, входной НДС возмещается за счет сумм НДС, поступающих от реализации продукции (работ, услуг) субъектом хозяйствования, а также из средств государственного бюджета.

Такой же порядок возмещения входного НДС установлен в отношении приобретенных основных фондов и нематериальных активов, которые подлежат амортизаціїлСплачений входной НДС включается в налоговый кредит. В учете суммы входного НДС относят на дебет 68 счета "Расчеты с бюджетом (субсчет - расчеты с бюджетом по НДС)" (рис. 5.10).

Налоговый кредит возникает (формируется) у субъектов хозяйствования, которые осуществляют операции по продаже товаров (работ, услуг), которые облагаются НДС. При этом в сумму налогового кредита включается та часть уплаченного НДС за приобретенные товары (работы, услуг), которые использованы для производства и реализации облагаемых налогом НДС товаров (работ, услуг).

Согласно Закону "О налоге на добавленную стоимость" применяются две ставки налогообложения: 20% и нулевая. Нулевая ставка налогообложения НДС применяется к таким операциям:

- продажа товаров, которые были вывезены (экспортированы) плательщиком налога за пределы таможенной территории Украины;

- продажа работ (услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины;

- продажа товаров (работ, услуг) предприятиями розничной торговли, которые размещены на территории Украины в зонах таможенного контроля (беспошлинных магазинах);

- предоставление транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов за пределами таможенной границы Украины;

- продажа угля и продуктов его обогащения, угольных и торфяных брикетов, электроэнергии, импортируемого газа.

Не разрешается применение нулевой ставки НДС к операциям, связанным с вывозом (экспортом) товаров (работ, услуг), в тех случаях, когда эти операции освобождены от налогообложения на таможенной территории Украины.

Таким образом, применение нулевой ставки налогообложения НДС в перечисленных выше операций делает возможным включение в сумму налогового кредита по НДС, уплаченного на приобретенные товары (работы, услуги), использованные для продажи товаров (работ, услуг), которые облагаются налогом по нулевой ставке.

Основанием для включения НДС в налоговый кредит является налоговая накладная, которая передается покупателю продавцом товаров (работ, услуг). Налоговую накладную составляют в двух экземплярах в момент возникновения налоговых обязательств продавца. Оригинал налоговой накладной передается покупателю, а копия остается у продавца. Налоговая накладная является важным расчетным и налоговым документом. В случае освобождения от налога на добавленную стоимость в налоговой накладной делается запись "Без НДС" со ссылкой на соответствующие законодательные документы.

Не разрешается включать в налоговый кредит расходы на уплату НДС, не подтвержденные налоговой или таможенной декларацией. При импорте работ (услуг) подтверждением факта возникновения налогового кредита является акт принятия работ (услуг) или банковский документ, свидетельствующий о переводе денег на оплату таких работ (услуг).

Когда на момент проверки плательщика налога налоговым органом включены в состав налогового кредита суммы не подтверждаются соответствующими документами, к налогоплательщику применяются финансовые санкции на сумму неподтвержденного документами налогового кредита.

Следует обратить внимание на дату возникновения права плательщика налога на налоговый кредит. Она зависит от вида совершаемых операций, формы расчетов. Возможны следующие варианты определения даты возникновения налогового кредита.

1. Для обычных операций, связанных с продажей товаров (работ, услуг) - это дата списания средств с банковского счета плательщика налога для оплаты товаров (работ, услуг), подтвержденная налоговой накладной, или дата получения товаров.

2. Для бартерных (товарообменных) операций - дата осуществления заключительной балансирующей операции.

3. Для операций, связанных с ввозом (импортом) товаров, - это дата оформления ввозной таможенной декларации с указанной в ней суммой налога.

4. При импорте работ (услуг) - это дата списания средств с текущего счета плательщика налога для их оплаты или дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ (услуг) нерезидентом.

Погашение (возмещение) налогового кредита осуществляется прежде всего за счет сумм НДС, поступающих от реализации товаров (работ, услуг) плательщика налога. Суммы НДС, поступающих от реализации продукции (работ, услуг), в учете относят на кредит счета 68 "Взаимоотношения с бюджетом (субсчет - расчеты с бюджетом по НДС)" (рис. 5.10).

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет суб 'объектом хозяйствования - плательщиком налога, определяется как разница между общей суммой его налоговых обязательств, возникших в связи с продажей товаров (работ, услуг) в течение отчетного периода, и суммой налогового кредита, который сформировался в течение того же периода.

Если по результатам отчетного периода сумма налогового кредита превышает сумму налоговых обязательств плательщика НДС, разница подлежит возмещению плательщику налога с государственного бюджета.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет или сумма налогового кредита, которая возмещается из бюджета, определяется на основании налоговой декларации за отчетный период. Возмещение из бюджета налогового кредита плательщику НДС должно быть произведено после подачи отчета за три отчетные периоды (кроме налогообложения по нулевой ставке). По требованию плательщика налога сумма бюджетного возмещения может быть полностью или частично зачислена в сумму последующих платежей по НДС или других налогов, которые зачисляются в государственный бюджет.

Суммы налогового кредита, не возмещенные плательщику налога в установленный срок, является бюджетной задолженностью. На сумму этой бюджетной задолженности начисляется пеня в размере 120% от учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на время возникновения задолженности. Пеня в пользу плательщика налога начисляется за каждый день бюджетной задолженности, включая день ее погашения.

Сроки уплаты НДС в бюджет. Выбирая налоговый период, плательщик должен учесть возможность получения бюджетного возмещения налогового кредита. Такое возмещение непосредственно связано с налоговым периодом.

Для плательщиков налога, у которых объем операций, которые облагаются налогом, за предыдущий календарный год превышает 7200 необлагаемых минимумов доходов граждан, облагаемый (отчетный) период равен календарному месяцу. При этом уплата НДС должна осуществляться не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Плательщики налога, что в них объем налогооблагаемых операций является меньше, чем указано выше, сами определяют налоговый период. Он может быть равен календарному месяцу или кварталу. Заявление о своем решении налогоплательщик подает в налоговый орган за месяц до начала календарного года. В течение календарного года возможна замена квартального налогового периода на месячный по заявлению налогоплательщика.

Плательщик НДС, который использует квартальный налоговый период, но осуществляет экспортные операции по продаже товаров (работ, услуг), может получить бюджетное возмещение части налогового кредита по результатам двух первых месяцев квартала.

Время возникновения налоговых обязательств. Осуществление расчетов с бюджетом по НДС, возможность получения бюджетного возмещения налогового кредита, которое влияет на финансовое состояние предприятия, зависят от времени возникновения налоговых обязательств.

Время (дата) возникновения у плательщика налоговых обязательств вследствие продажи им товаров (работ, услуг) имеет некоторые особенности в зависимости отказов продажи, участников этого процесса, формы расчетов.

1. При обычной продаже товаров (работ, услуг) датой возникновения налоговых обязательств является дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого произошло зачисление средств от покупателя, заказчика на банковский счет поставщика в оплату за проданные товары (работы, услуги), или дата отгрузки товаров.

2. В случае осуществления бартерных (товарообменных) операций дата возникновения налогового обязательства - это:

* дата отгрузки товара, а для работ (услуг) - дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ (услуг);

* дата получения товаров, а для работ (услуг) - дата оформления документа, подтверждающего факт получения работ (услуг).

3. По продаже товаров (работ, услуг) с оплатой за счет бюджетных средств датой возникновения налоговых обязательств является дата поступления средств на текущий счет плательщика налога или дата получения соответствующей компенсации в любом виде, включая уменьшение задолженности плательщика налога по его обязательствам перед бюджетом.

4. В случае импорта товаров датой возникновения налоговых обязательств является дата оформления ввозной таможенной декларации с указанной в ней суммой налога, подлежащей уплате. По импорту работ (услуг) датой возникновения налоговых обязательств является дата списания средств с расчетного счета плательщика налога в оплату работ (услуг) или дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ (услуг) нерезидентом.

Следовательно, можно прийти к выводу, что между формированием входного НДС (налогового кредита) и его возмещением проходит время. Этот период является периодом иммобилизации оборотных средств на уплату входного НДС. Чем он продолжительнее, тем более продолжительной является иммобилизация оборотных средств, то есть негативное влияние на финансовое состояние предприятий (рис. 5.11).

Время иммобилизации оборотных средств предприятия - плательщика налога на уплату входного НДС зависит от времени списания средств с его банковского счета за купленные товары (работы, услуги) и времени поступления НДС от продажи продукции (работ, услуг), т.е. зачисление средств от покупателя, заказчика на банковский счет плательщика налога, а также от времени получения возмещения из государственного бюджета.

Время перечислении средств для уплаты входного НДС и время поступления НДС от продажи продукции (работ, услуг) зависит от форм расчетов, применяемых условий покупки товаров, направлений продажи продукции, платежеспособности покупателя.

Время иммобилизации оборотных средств предприятия на уплату входного НДС также зависит от условий его возмещения из бюджета (выплата компенсации из бюджета или зачет в последующие платежи в бюджет). Влияет также продолжительность налогового периода.

Когда НДС, уплаченный предприятием при приобретении товаров (работ, услуг), включается в состав издержек производства, реальное возмещение входного НДС происходит не после его отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг), а только после реализации этой продукции. Следовательно, увеличивается период иммобилизации оборотных средств.

С целью сокращения задолженности (недоимки) налогоплательщиков разрешено зачислить сумму бюджетного возмещения НДС в счет других налогов и сборов, уплачиваемых соответствующим плательщиком налогов в государственный бюджет. Согласно Закону о НДС использования суммы бюджетного возмещения было возможным только в счет платежей по НДС. Такое изменение может положительно повлиять на финансовое состояние предприятий.


Книга: Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.
2. ВСТУПЛЕНИЕ
3. РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
4. 1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
5. 1.2. ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ И ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
6. 1.3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
7. 1.4. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ
8. 1.5. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ
9. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ И
10. РАЗДЕЛ 2. ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
11. 2.1. РАСЧЕТНЫЕ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
12. 2.2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
13. 2.3. РАСЧЕТНО-ПЛАТЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
14. РАЗДЕЛ С. ДЕНЕЖНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
15. 3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА И СОСТАВ ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ
16. 3.2. ДОХОДЫ (ВЫРУЧКА) ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
17. 3.3. ДОХОДЫ ОТ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
18. 3.4. ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛОВОГО И ЧИСТОГО ДОХОДА
19. РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
20. 4.1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
21. 4.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
22. РАЗДЕЛ 5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
23. 5.1. СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
24. 5.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ
25. 5.3. ПЛАТЕЖИ ЗА РЕСУРСЫ
26. 5.4. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ
27. 5.5. СБОРЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ
28. 5.6. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
29. 5.7. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
30. РАЗДЕЛ 6. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
31. 6.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
32. 6.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ
33. 6.3. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
34. 6.4. ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
35. РАЗДЕЛ 7. КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
36. 7.1. НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
37. 7.2. БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
38. 7.3. НЕБАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

На предыдущую