lybs.ru
Что напишешь пером, не утягнеш волом. / Украинская народная мудрость


Книга: Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.


5.6. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Субъекты хозяйствования принимают участие в формировании финансовых ресурсов местных органов власти, уплачивая местные налоги и сборы. Это имеет важное значение для развития местной инфраструктуры, которая обеспечивает реализацию социальной и экономической политики.

Платя местные налоги и сборы субъекты хозяйствования обеспечивают наполнение бюджетов местных, поселковых и сельских Советов финансовыми ресурсами, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на деятельность предприятий.

Перечень и порядок исчисления и уплаты местных налогов и сборов в Украине был определен Декретом Кабинета Министров от 20 мая 1993 года "О местных налогах и сборах". Было установлено 17 видов платежей в местные бюджеты.

Местные налоги:

- коммунальный налог;

- налог на рекламу.

Местные сборы:

- за право использования местной символики;

- за парковку автотранспорта;

- за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;

- за разрешение на проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;

- за право проведения кино - и телесъемок;

- за проезд территорией пограничных областей автотранспорта, который отправляется за границу, и другие.

Местные налоги и сборы уплачивают юридические и физические лица. Особенности их взыскания и воздействия на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования заключаются в следующем.

1. Местные налоги и сборы включаются в состав валовых расходов, которые исключаются из скорректированного валового дохода, а следовательно, уменьшают сумму налогооблагаемой прибыли.

2. Местные налоги и сборы субъекты хозяйствования относят на себестоимость продукции (работ, услуг), что влияет на формирование их прибыли.

Органы местного самоуправления имеют право:

-вводить только те налоги и сборы, предусмотренные законодательными актами;

- устанавливать ставки, которые не превышают предельных размеров, предусмотренных законодательными актами;

- устанавливать дополнительные льготы для отдельных налогоплательщиков (установление ставки ниже минимальной, освобождение от налога).

В 1998-1999 гг. было подготовлено два варианта проекта закона "О местных налогах и сборах". Первый вариант закона, подготовленный в 1998 году, предусматривал внесение определенных изменений в их состав и методики определения. Общее их количество предлагалось уменьшить до 14. Однако в проекте названного закона предусматривалось введение новых сборов:

- за предоставление в пользование земельных участков для строительства объектов производственного и непроизводственного назначения, индивидуального жилья и гаражей в населенных пунктах;

- за право размещения офисов субъектов предпринимательской деятельности в центральной части населенного пункта и в зданиях, имеющих историко-архитектурную ценность;

- за осуществление международного туризма.

Важная особенность подготовленного законопроекта заключалась в уменьшении налогового бремени для отечественного товаропроизводителя.

Налоговое бремя в отношении местных налогов и сборов переносился на потребителя (преимущественно в отношении товаров импортного производства). Была сделана попытка реализовать принцип увеличения местных налогов и сборов с ростом потребления и привлечением доходов теневого капитала.

Коммунальный налог. Плательщиками налога в соответствии с декретом было определено юридических лиц всех форм собственности, функционирующих на территории Украины.

Объектом для расчета налога принято фонд оплаты труда, который исчисляется умножением среднесписочной численности работников на месячный необлагаемый минимум доходов граждан. Предельный размер ставки налога определены в размере 10% от объекта налогообложения (расчетной величины фонда оплаты труда). Налог уплачивается ежемесячно, исходя из суммы, которая облагалась налогом в предыдущем месяце.

В соответствии с указанным проектом закона "О местных налогах и сборах" предлагалось внести существенные изменения в порядок исчисления коммунального налога.

За объект налогообложения предполагалось брать стоимость товаров (услуг), реализуемых субъектами предпринимательской деятельности через организованную торговую сеть (магазины, киоски, автозаправочные станции, столовые, кафе, рестораны, лотки).

Объектом налогообложения должна быть также выручка, полученная через кассу неторговых предприятий, учреждений и организаций от продажи непосредственно населению товаров собственного производства, товаров, приобретенных у других юридических и физических лиц.

От налогообложения предполагалось освободить реализацию таких товаров отечественного производства:

- хлеб и хлебобулочные изделия, мука пшеничная и ржаная;

- соль, сахар, масло подсолнечное и кукурузна;

- молоко и молочная продукция;

- продукты детского питания; - безалкогольные напитки и мороженое;

- говядина, свинина, рыба, домашняя птица, яйца;

- ягоды, фрукты, картофель и плодоовощная продукция;

- почтовые марки, открытки, конверты;

- печатные средства массовой информации, проездные билеты, товары народных промыслов;

- готовые лекарственные средства;

- уголь, угольные брикеты, керосин, торф, дрова для продажи населению;

- мыло хозяйственное, спички;

- семена овощных, бахчевых, цветочных культур.

Ставки коммунального налога предлагалось устанавливать от стоимости реализованных товаров без НДС: в 1999 году - 2%, в 2000 году - 3%.

Налог с рекламы. Плательщиками указанного налога в связи с указанным выше декретом было определено субъектов предпринимательской деятельности, их филиалы, отделения, представительства, постоянные представительства нерезидентов: заказчиков рекламы (рекламодателей), производителей и распространителей рекламы.

Налог с рекламы должен взиматься со всех видов коммерческих объявлений и сообщений, которые распространяются с помощью средств массовой информации (радио, телевидение, пресса), афиш, плакатов, рекламных щитов (на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте); печатаются на спортивной одежде или имуществе.

Объектом налогообложения была определена стоимость услуг за установление и размещение рекламы. Ставки налога определены в следующих размерах: 0,1% от стоимости услуг за одноразовую рекламу; 0,5% от стоимости размещения стационарной рекламы на длительное время; 0,3% за рекламу на имуществе, товарах, одежде.

Рекламодатели должны платить налог во время оплаты услуг. Производители рекламы - ежемесячно (до 15 числа месяца, следующего за отчетным).

В связи с указанным выше проектом закона предусматривалось повышение предельных ставок налога на рекламу, а также более широкая дифференциация ставок в зависимости от способа подачи рекламы.

За рекламу табачных изделий и алкогольных напитков в соответствующей ставки налога предлагалось применять увеличительный коэффициент 5.

За рекламирование отечественными производителями продукции собственного производства (кроме табачных изделий и алкогольных напитков) предлагалось применять льготный коэффициент 0,5.

В 1999 году был разработан второй вариант закона Украины "О местных налогах и сборах". В этом варианте законопроекта предусматривается взимание таких налогов:

- местный налог на прибыль предприятий;

- местный налог на доходы физических лиц;

- налог на недвижимое имущество;

- рыночный налог;

- гостиничный налог;

- торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности.

Местные собрания должны быть такими:

- рекламный сбор;

- собрание по торговой деятельности:

а) сбор за выдачу разрешения на стационарное размещение объектов торговли, сферы бытовых услуг;

б) сбор за выдачу разрешения на стационарное размещение заведений игорного бизнеса;

- сбор за парковку автотранспорта;

- строительный сбор;

- экологический сбор (сбор за загрязнение окружающей среды).

Следовательно, согласно второму варианту закона предусмотрено внесение изменений в состав местных налогов, а также методики их определения. Это должно расширить налоговую базу, а следовательно, способствовать укреплению финансовой базы местных органов власти.


Книга: Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Финансы предприятий. А. М. Поддерьогін. Часть 1.
2. ВСТУПЛЕНИЕ
3. РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
4. 1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
5. 1.2. ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ И ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
6. 1.3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
7. 1.4. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ
8. 1.5. СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ
9. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К РАЗДЕЛУ И
10. РАЗДЕЛ 2. ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
11. 2.1. РАСЧЕТНЫЕ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
12. 2.2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
13. 2.3. РАСЧЕТНО-ПЛАТЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
14. РАЗДЕЛ С. ДЕНЕЖНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
15. 3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА И СОСТАВ ДЕНЕЖНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ
16. 3.2. ДОХОДЫ (ВЫРУЧКА) ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
17. 3.3. ДОХОДЫ ОТ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
18. 3.4. ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛОВОГО И ЧИСТОГО ДОХОДА
19. РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
20. 4.1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
21. 4.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
22. РАЗДЕЛ 5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
23. 5.1. СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
24. 5.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ
25. 5.3. ПЛАТЕЖИ ЗА РЕСУРСЫ
26. 5.4. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ
27. 5.5. СБОРЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ
28. 5.6. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
29. 5.7. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
30. РАЗДЕЛ 6. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
31. 6.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
32. 6.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ
33. 6.3. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
34. 6.4. ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
35. РАЗДЕЛ 7. КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
36. 7.1. НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
37. 7.2. БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
38. 7.3. НЕБАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

На предыдущую