lybs.ru
Каждый атаман добрый, когда будет иметь хороших помощников. / Яков Гальчевский


Книга: ГомерІліадаПереказ для детей Екатерины Головацької


БЫЛА ТРОЯ, БЫЛИ И ТРОЯНЦЫ...

ГРЕЦИЯ ДО ГРЕКОВ

Греция без греков! Разве это возможно? Но четыре тысячи лет назад, в двадцатом веке до нашей эры, так оно, собственно, и было. На юге Балканского полуострова, на островах Эгейского моря, на большом острове Крите жили люди совсем другого племени. Греческие (эллинские) племена - іонійці, ахейцы, еолійці и другие - начали переселяться с севера этого полуострова на юг около двадцатого столетия до нашей эры, и это движение на юг и на острова продолжался вплоть до двенадцатого - одиннадцатого столетий. Последние пришли воинственные дорийцы, вооруженные обоюдоострыми железными мечами.

А что же случилось с первобытными жителями этой страны? Перед нашествием северных племен они бежали в неприступные горы, на дальние острова, в заморские края, становились невольниками вновь прибывших воинов. Постепенно даже их имена и названия исчезали со страниц истории. Древние эллины называли их пелазгами и хоть многое заимствовали у них, но не понимали их языка и имели их за дикарей.

ГОРЫ, МОРЕ, ОСТРОВА

Хорошая земля Эллада: великолепные горные пейзажи, морские заливы, множество островов в море, играет всеми цветами радуги, пахучие сосны, міртові кусты и душистые травы. Однако с давних времен она не столько объединяла отдельные племена, сколько разъединяла их. Каждое держалось за свой клочок земли и враждовала с соседями. На этой земле вырастало мало хлеба, чтобы накормить всех ее жителей, хотя было вдоволь винограда и оливок.

Уже на заре своей истории греки освоили мореходство и отправились искать счастья га плодородной земли в заморских краев. Многие из них навсегда поселились в тех краях.

МИФЫ И ИСТОРИЯ

История почти каждого народа начинается с фантастических преданий, мифов, легенд, но в них всегда есть скрытое зерно исторической действительности, окруженное фантазией рассказчиков.

Уже древние эллины первого тысячелетия до нашей эры, слушая стихотворные повествования о троянской войне и о приключениях велемудрого Одиссея на суше и на море, не знали, что именно в этих рассказах принадлежит к подлинной истории, а что - к пылкой фантазии певцов-аедів, сочинителей и исполнителей древнего эпоса *.

[* Смотрите книгу Гомерова «Одиссея», Киев, «Веселка», 1969, и предисловие к ней «Слово о странствиях Одиссея, велемудрого повелителя Итаки».]

Долгое время ученые считали события, о которых рассказывается в приписываемых древнем аедові Гомеру «Илиаде» и «Одиссее», не столько историческими, сколько мифическими.

Но так было до семидесятых годов прошлого столетия, когда историки, археологи, филологи узнали о необычных открытие немецкого коммерсанта и археолога-любителя, который раскопал на малоазийском побережье Эгейского моря ту самую Трою, об осаде которой рассказывается в «Илиаде».

ПОКЛОННИК ГОМЕРА

Его звали Генрих Шлиман. Он родился в 1822 году в Германии, а умер в Неаполе, в Италии, в 1890 году. Когда мальчик впервые услышал «божественный звук умолкнувшей эллинской речи» - он начал мечтать о гомеровскую Трою. Сила художественного слова заставила его безоговорочно поверить Гомеру - складачеві «Илиады».

Мечтой бедного немецкого мальчика стало раскопать разрушенную неумолимыми ахейцами Трою царя Приама. Он докажет всему миру, что Троя - не выдумка, не беспочвенный миф, а исторический факт.

Так! Но сколько надо было работать, экономить деньги, чтобы любой ценой осуществить мечту детства!

Она осуществилась, когда Шлиман был уже пожилым человеком. Торговля дала ему необходимые для археологических раскопок средства.

Он вырядился в Греции и Турции с «Илиадой» Гомера в руках. Неутомимый искатель вел раскопки в Греции на местах древних городов - Микен, Тиринфа, Орхомена, на острове Итаке - родине Одиссея.

Наконец, раскапывая холм Гисарлик на малоазийском берегу, он, как ему показалось нечего, нашел руины полученного ахейцами крепости троянского царя Приама, воспетой Го-мэром Трои.

ИЛИОН, НО НЕ ТОТ!

Уже впоследствии оказалось, что хоть раскопки Шлимана состоялись на месте гомеровской Трои, но разрушенный пожаром город, который он считал за развалины Илиона, перестало существовать еще в двадцать первом столетии до н.э., то есть за тысячу лет до гибели Трои. После Шлимана археологи раскопали на том самом месте остатки по крайней мере десяти городов, существовавших от 26 в. до н. э. до середины четвертого века до н. есть. Среди наслоений разных эпох Шлиман не заметил Трои, воспетой Гомером, 1300-1150 г. г. до н. есть. Однако, так или иначе, факт исторического существования Трои был неоспоримо доказан. Оставалось доказать, что и события, воспетые в «Илиаде», также были исторические, хоть и украшены мифологией, например, такими эпизодами, как появление богов среди людей, их вмешательство к боям ахейцев с троянцами и т.д.

ХЕТТЫ О АХЕЙЦЕВ

Во второй половине второго тысячелетия до нашей эры в Малой Азии перестала существовать некогда могущественная хеттська государство. Архивы клинописных табличек ее столицы Хаттусаса (недалеко от современной столицы Турции Анкары) сохраняют название народа аххіява, имя Алаксанду, правителя города Вілуса, название Таріус Некоторые из современных нам исследователей отождествляет народ аххіява с ахейцами, Алаксанду - с Александром (иначе - Парисом), Ви-лус - с Іліосом (Іліоном), Таріус с Троей. Это также может быть свидетельством в пользу исторической основы «Илиады».

КТО ОНИ, АХЕЙСКИХ И ТРОЯНСКИЕ ГЕРОИ?

Некоторые ученые до сих пор сомневаются, что события, воспетые в «Ідіаді», действительно происходили под стенами древнего Илиона на суровом побережье Троады.

Однако в начале пятидесятых годов нашего столетия мир ученых-филологов облетела весть: молодой английский архитектор Майкл Вентрис (1922-1956) научился понимать и переводить надписи на глиняных табличках, найденных в руинах двух древних городов: Кно-са на острове Крите и Пилос на юго-западе Пелопоннеса в континентальной Греции. Эти надписи были сделаны около середины второго тысячелетия до нашей эры каким-то письмом не из 24 букв, как в греческой азбуке, а примерно с 50 знаков для отдельных складов и многих знаков для целых слов *.

Когда ученые расшифровали надписи на этих глиняных табличках, то они прочитали имена Ахиллеса (Ахилла), Гектора, Агамемнона и многих других героев «Илиады», хотя надписи с названными именами были составлены еще до возможного разрушения Трои ахейцами. Это навело их на мысль, что в этих надписях, которые все имели чисто деловой характер, речь идет об исторических, а не мифических лиц.

А ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЛА ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА?

Если верить мифу, то к войне ахейцев против троянцев привело похищение троянским царевичем Парисом-Александром красавицы Елены, жены спартанского царя Менелая, брата микенского царя Агамемнона. За мифом этом угону поспособствовала богиня красоты и любви Афродита, и произошло оно не без воли верховного бога-олимпийца З68" са, который искал способа втянуть людей к пагубной войны.

На свадьбу фессалийского царя Пелея и богини Фетиды, будущей матери героя Ахиллеса, были приглашены все олимпийцы, кроме богини ссор и раздора Эриды. Обиженная Эрида пришла без приглашения и бросила на стол прелестная яблоко с надписью: «прекраснейшей». Три самые богини - Гера, Афина и Афродита заспорили, кому из них должно принадлежать то яблоко (отсюда, кстати, и выражение «яблоко раздора»). Каждая считала себя самой прекрасной. В конце концов они попросили Зевса рассудить их. Громовержец не хотел обижать ни одну из трех великих богинь и решил так: пусть этот спор решит Па-рос, сын троянского царя Приама, самый красивый мужчина. Парис растерялся, а богини начали наперегонки соблазнять его щедрыми обещаниями. Гера за яблоко обещала ему власть и богатство, Афина - военную славу, а нежная Афродита - самую красивую из всех смертных женщин. Царевич дал яблоко Афродите. Обиженные Гера и Афина разгневан не только на него, но и на всех троянцев. А обученный Афродитой Парис приехал в Спарту и уговорил красавицу Елену (которой он тоже очень понравился) бежать с ним в Трою. Разъяренный Менелай пожаловался своему брату Агамемнону, а тот созвал всех ахейских правителей, чтобы вместе отправиться в поход против троянцев и вернуть Менелаеві его жену Елену.

Это, по мнению древних греков, и стало первопричиной десятилетней войны ахейцев с троянцами. Можно спорить о том, была или не была Троянская война. Если же эта война была на самом деле, то причину ее следует искать в столкновении материальных интересов ахейских племен Европы (в «Илиаде» - ахейцев, аргосців, данайцев) и, возможно, также ахейцев Малой Азии - троянцев и их союзников. Допустим даже, что ахейцы из Эллады требовали, чтобы троянцы возвратили Елену Менелаю, но это могло стать разве что поводом к войне, а не ее основной причиной, которая потеряна для нас в темноте прошлых" веков.

[* Когда вас интересует, как были прочитаны надписи глиняных табличек из Кноса и Пилоса, прочитайте книгу профессора С. Я. Лурье «Заговорившие таблички», Москва, Детгиз, 1960, (Школьная Гіиблиотека).]

Несомненно лишь то, что была Троя (или Ідіон), и были определенные события, воспоминание о которых сохранилось в древнегреческих эпических произведениях. В эпосе об этих событиях рассказывается как о такіг произошедшие в далеком прошлом. Древние греки интересовались и самими событиями и их художественным отражением. Этот интерес была унаследована от них следующими поколениями. И сегодня люди читают в оригинале, в переводах, в преданиях не только богатую захватывающие приключения «Одиссею», но и стихотворную повесть о битвы ахейцев с троянцами - «Илиаду». Ахиллес, Агамемнон, Гектор, Андромаха, Елена, Парис, Диомед, Одиссей, Патрокл, Приам - это не просто имена, а живые люди, чьи добрые и плохие поступки, слова, судьба и до сих пор волнуют нас.

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА

Конечно, древним грекам было известно о героях Троянской войны, чем нам с вами, однако впоследствии их эпос стал неотъемлемой частью общей европейским народам культуры.

В післягомерівській литературе о событиях Троянской войны и ее последствия составляли трагедии выдающиеся драматурги: Эсхил (трилогия «Орестейя»), Софокл («Еант», «Филоктет»), Еврипид («Гекуба», «Орест», «Андромаха», «Троянки», «Елена», «Электра», «Ифигения в Ав-лиде», «Ифигения в Тавриде»). Римский драматург Л. Анней Сенека, подражая грекам, составил трагедии «Агамемнон» и «Троянки». Можно сказать, что образами Гомеровскому эпосу насыщена вся античная греческая и римская литература, а также скульптура и живопись. На древних вазах, которые хранятся в разных музеях, воспроизведен богов и героев, сцены боев ахейцев с троянцами. В скифских могилах на Украине археологи нашли несколько золотых го-ритів (колчанов для луков и стрел), на которых очень искусно изображена жизнь Ахиллеса от его рождения до гибели под стенами Илиона. Этого героя особенно почитали жители города Ольвии, руины которого можно увидеть и сейчас на берегу Днепровско-Бугского лимана возле села Парутино. Древнегреческий эпос был источником вдохновения для художников новых времен. Русский художник Карл Брюллов создал серию рисунков на темы этого эпоса: «Ссора Ахиллеса с Агамемноном», «Прощание Гектора с Андромахой», «Гибель Трои», «Возвращение Одиссея». К нему художник из Украины Антон Лосенко написал картину «Прощание Гектора с Андромахой». Наверняка все вы знаете знаменитую скульптурную группу, созданную древнегреческими мастерами с острова Родоса - Гагесандром, Атанодором и Полидором - гибель троянского жреца Лаокоонта и его сыновей от змей (теперь она в Риме). До наших времен сохранились такие произведения древнегреческой скульптуры, как Менелай с телом Патрокла (теперь во Флоренции), Одиссей с обнаженным мечом (теперь в Венеции) и битвы ахейцев с троянцами, воссозданная в скульптурных фигурах храма богини Афины па острове Эгине (ныне в Мюнхене). Как и живописцы, так и скульпторы новых времен обращались к гомеровского эпоса. Российский скульптор Михаил Козловский вырезал композиции «Ахиллес с телом Патрокла» и «Ахиллес на кровати». Известный вам автор памятников Шевченко в Киеве, Харькове, Каневе - Матвей Манизер в начале своей творческой деятельности создал рельеф «Гнев Ахиллеса».

ЧТО БЫЛО ДО «ИЛИАДЫ»

Давнему рассказу о событиях последнего года Троянской войны предшествовали рассказы о ее причины, начало, первые годы. Уже после того, как был составлен «Илиаду» и «Одиссею», эти рассказы были объединены в эпическом произведении под названием «Кіпрії». В нем говорилось о том, как Зевс с другими богами решил, что на земле стало слишком много людей и поэтому надо втянуть их к пагубной войны. Рассказывалось здесь также о ссоре богинь на свадьбе Пелея и Фетиды, о Парісів суд и похищение Елены Парисом.

Об этих событиях вы уже знаете. Остается еще сказать, что первая попытка ахейцев отправиться в поход на Трою закончилась неудачей, потому что они не попали в Трою, а вместо нее оказались в Тевтранії, стране царя Телефа. К тому же страшная буря чуть не уничтожила все их корабли. Наконец, микенский царь Агамемноп второй раз собрал ахейских власть имущих с их войсками в приморском городке Авлиде, и только тогда ахейцы на своих кораблях отправились против троянцев и их многочисленных союзников.

Однако столица троянского царя Приама - Троя с мощной крепостью на горе (называемой «Пергамами Трои» или просто «Пергамом») была неприступна, ибо сами боги обвели ее огромным муром. Шли годы, а грозные войовники ахейцы, расположив свой лагерь на берегу вблизи кораблей, все не имели успеха. Война, как и хотели боги, теряла много людей и в низком, и в троянцев. Ахейских вожди начали ссориться между собой за добычу. Кроме того, среди воинов ширилось недовольство Агамемноном и Менелаем, через которых им приходилось воевать.

Необычный произведение «Илиада»! Она начинается в первой песни (рапсодии) из гнева Ахилл-леса на Агамемнона, но дальше сын Пелея не участвует в событиях вплоть до девятнадцатой песни, где бросается в бой, чтобы отомстить за смерть своего друга Патрокла и убить троянского героя Гектора. Заканчивается «Илиада» похоронами найдоблеснішого из троянцев: «Гектора так, упокірника лошадей, они похоронили».

Но осада Трои (Илиона) на этом не завершилась. О том, что было дальше, рассказывается в других, более поздних по времени составления эпических произведениях, которые сохранились лишь в немногих отрывках и пересказах.

А ЧТО БЫЛО ПОСЛЕ «ИЛИАДЫ»?

В «Ефіопіді», приписываемой Арктінові из Милета, действие начинается с прибытия на помощь осажденным троянцам прекрасной Пентесілеї - предводительницы воинственных женщин - амазонок. Это событие чуть не изменила весь ход войны, ибо Ахиллес, который жестоко отомстил на троянцях за смерть своего любимца Патрокла, воспылал любовью к этой красавице-войов-нице. В одной из стычек он столкнулся с неизвестным противником, чье лицо было прикрыто забралом. Ахиллес победил неизвестного, но когда снял с него шлем, оказалось, что то была прекрасная амазонка, которая скончалась в объятиях влюбленного героя - своего убийцы. Ахиллес в отчаянии покидает поле боя, забыв о своем воинственное рвение. Именно тогда из далекой Эфиопии (это мифическая, а не историческая страна) прибывает к троянцев могучий герой Мемнон, сын богини рассвета-Эос. Воодушевленные его храбростью, защитники Трои снова успешно отражают нападения ахейцев. В кровавой схватке Мемнон убивает Антилоха, такого же близкого друга Ахиллеса, как и Патрокл. Узнав об этом, неудержимый в своем гневе Пелеїв сын бросается в битву и становится на единоборство с Мемноном, который погибает от руки ахейского героя. В разгаре боя, преследуя троянцев, удрученных гибелью Мемнона, Ахиллес во главе ахейского отряда врывается в Пріамової твердыни. Битва происходит в самой крепости. Парис видит Ахиллеса и натягивает свой лук: стрела, что попала именно в пятку - единственное уязвимое место ахейского героя, обрывает его короткую и славную жизнь. Нет уже ни Гектора, ни Ахиллеса. Троянцы ликуют. Кажется, победа теперь на их стороне. Вокруг тела ахейского героя идет запекіий бой. Одиссей и Еант Теламопід отбивают тело героя в троянцев, но впоследствии между обеими ахейцами возникает ссора - кому будет принадлежать Ахиллесову доспех. Разъяренный Еант сходит с ума и сам убивает себя. «Ефіопіда» заканчивается описанием похорон Ахиллеса.

«Ефіопіду» продолжают два эпические произведения: «Малая Илиада», приписываемая Лесху, сыну Есхіліна, с острова Лесбоса, и «Разрушение Илиона» (возможно, упомянутый уже Арктіна). После смерти Ахиллеса в сражениях с троянцами отмечается Неоптолем, сын Ахиллеса и Где-ідамії. Он привозит с острова Лемноса обиженного ахейцами героя Филоктета, владельца самого лука Геракла (ахейцам было предсказано, что без того лука им не получить Трои). Стрелой с друга геракла лука Филоктет убивает Париса, но троянцы продолжают сопротивление. Они знают, что ахейцам не победить их, пока в храме Афины Паллады находится статуя богини - Палладіон. Знают об этом и ахейцы. Как-то ночью Одиссей с Диомедом незаметно пробираются в храм и выносят из города статую - залог непобедимости его жителей. Но и этого не достаточно, чтобы получить Пріамову твердыню.

КОНЬ ПОСЕЙДОНА И ЗАВОЕВАНИЕ ТРОИ

Одиссей предлагает прибегнуть к хитрости. По его совету ахейцы строят из дерева огромного коня, внутри которого был тайник для воинов. Одного рапку удивлены троянцы видят, что лагерь ахейцев опустел, а их корабли отплыли далеко от берега. Что же произошло? Ахеєдь Синон, который выдает себя за перебежчика, объясняет, будто ахейцы решили прекратить безнадежную осаду Илиона и вернуться на родину. Этого удивительного коня они соорудили для троянцев, чтобы те принесли его в жертву богу Посейдону.

Зря жрец Посейдона Лаокоонт предостерегал опьяневших от радости кажущейся победы подданных старого Приама. Олимпийские боги уже вынесли приговор: город должен погибнуть. На глазах у всех троянцев из моря вышли две огромные змеи и задушили жреца Лаокоонта и обоих его сыновей.

Весь день праздновали легковерные троянцы свою победу. Они разломали составленный некогда богами мур, потому что не смогли втянуть деревянного коня в город через ворота. А ночью коварный Синон открыл в брюхе коня незаметны дверцу и выпустил похороненных там воинов. Тем временем в город вернулось уже ахейське войско.

Это была последняя ночь неприступной Трои. Началась ужасная резня. Ахейцы убивали безоружных воинов, забирали в плен женщин и детей, поджигали дома. Жестокий Неоптолем собственноручно убил старого царя Приама, искавшего спасения при жертвеннике Зевса> Так завершилась десятилетняя осада Илиона, которого боги обрекли на гибель. В эпическом произведении «Ностой» («Возвращение»), автором которого называют Гагія С Тройзена, рассказывалось о возвращении на родину тех ахейских героев, что остались живыми. Среди них был и известный вам Одиссей, сын Лаэрта, с Итаки, удивительные приключения которого легли в основу другой поэмы Гомера - «Одиссеи».

ПОЖАР И БЕГСТВО ЭНЕЯ

Той роковой ночи с охваченного пламенем Илиона повезло убежать только герою Энею с старым отцом Анхісом, маленьким сыном Асканієм и несколькими спутниками... О судьбе Энея и его потомков римский поэт Публий Вергилий Марон сочинил эпическую поэму «Энеида». Как вы знаете, наша новая литература началась с перелицьованої «Энеиды» Ивана Котляревского. Таким образом украинская литература связывается с гомеровским эпосом.

Андрей Белецкий

Книга: ГомерІліадаПереказ для детей Екатерины Головацької

СОДЕРЖАНИЕ

1. ГомерІліадаПереказ для детей Екатерины Головацької
2. НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ Темная ночь царила над миром. Все спали...
3. ПОЕДИНОК ПАРИСА И МЕНЕЛАЯ Отворилась Скейська ворота...
4. НАРУШЕНИЕ КЛЯТВЫ. ВОЙНА В Зевса радужные господе...
5. ДИОМЕДУ ПОДВИГИ Могущественному Диомеду, сыну славного...
6. ПРОЩАНИЕ ГЕКТОРА С АНДРОМАХОЙ В широкой долине, между течений...
7. ПОЕДИНОК ГЕКТОРА С ЕАНТОМ Уже у Скейских ворот...
8. ПРЕРВАН БОЙ Едва светозарная Эос засверкала в одеждах...
9. ПОПЫТКА ПОМИРИТЬСЯ С АХИЛЛОМ Я к волнуется винно-темное...
10. НОЧЬ ПЕРЕД БОЕМ Крепко спали ахеи, успокоенные благотворительным...
11. ПОДВИГИ ЦАРЯ АГАМЕМНОНА Только розовая Эос підвелась с...
12. БИТВА ПОД ВАЛОМ Ни ров, ни высокий вал вдоль кораблей...
13. БИТВА ПЕРЕД КОРАБЛЯМИ Когда великий Гектор со своим...
14. ГЕРА УСЫПЛЯЕТ ЗЕВСА Старый Нестор, обладатель пілоський,...
15. ОПЯТЬ У КОРАБЛЕЙ Словно волна морская, что,...
16. ПАТРОКЛОВА СМЕРТЬ Быстроногий Ахилл, смертный сын богини...
17. БОЙ ЗА ПАТРОКЛОВЕ ТЕЛО Ясночолий Менелай первый...
18. ГЕФЕСТ КУЕТ АХИЛЛЕСОВЫ ОРУЖИЕ В то время, как вокруг...
19. АХИЛЛЕС ОТКАЗЫВАЕТСЯ от СВОЕГО ГНЕВА С первым сиянием...
20. БИТВА БОГОВ Пока на земле люди выстраивались к бою, на...
21. НА БЕРЕГАХ СКАМАНДРА Троянцы в беспамятстве...
22. ГИБЕЛЬ ВЕЛИКОГО ГЕКТОРА Троянское войско, словно стадо...
23. ПОХОРОНЫ ВЕРНОГО ПАТРОКЛА Так скучали трояны в целом...
24. ПРИАМ ВЫКУПАЕТ МЕРТВОГО СЫНА Игры кончились, и все...
25. БЫЛА ТРОЯ, БЫЛИ И ТРОЯНЦЫ... ГРЕЦИЯ ДО ГРЕКОВ...
26. СЛОВАРЬ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ИМЕН И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ АВЛІДА -...

На предыдущую