lybs.ru
Без веры в Бога человек розлюднюється. / Василий Захарченко


Книга: Плутарх Агид и Клеомен Перевод И. Кобова


32. Через некоторое время Клеомен отчалил с Егалії и прибыл в Египет. Птолемей принял его сначала со сдержанной вежливостью, как кого-то другого, но со временем, когда Клеомен дал доказательства широкого мировоззрения, показал себя человеком разумным, которая умеет сочетать в ежедневном общении спартанскую простоту с благородной радушием, не понося ничем своего высокого достоинства и не впадая в отчаяние под ударами судьбы, он начал вызывать у Птолемея доверие к себе больше, чем облесники, которые пытались понравиться царю. Тем-то Птолемей чувствовал великий стыд за себя самого и очень жалел, что пренебрег этим человеком и бросил Клеомена на растерзание Антигону, который своей победой завоевал громкую славу и набрался силы. Тем-то теперь он пытался склонить Клеомена к себе почестями и вежливостью, и чтобы поднять его дух, обещал дать корабли и денег и отправить в Грецию, чтобы тот вернул себе царскую власть. Он назначил Клеомену плату в размере двадцати четырех талантов в год. Из этих денег Клеомен тратил незначительную часть на содержание себя и друзей, а большинство шла на щедрую помощь тем из греков, которые бежали из Греции в Египет.

33. Однако старый Птолемей (69) умер, не успев выполнить обещание, данное Клеомену - послать его в Грецию. Новый обладатель принес с собой разврат, пьянство и власть женщин, так что о делах Клеомена никто не беспокоился. Сам царь был настолько испорчен развратом и пьянством, что в минуты относительной трезвости и самообладание устраивал таинства и с тимпаном в руке собирал в царском дворце пожертвования Для богини Кибелы (70), а важнейшие государственные дела полагоджували царская любовница Агатоклея и ее мать Энанта, владелица притона. Сначала казалось, что Клеомен будет иметь какое-то влияние: молодой Птолемей, боясь своего брата Мага (71), который благодаря своей матери пользовался сильной поддержкой войска, задумал его убить. В сговор он пытался втянуть и Клеомена, приглашая его на тайные совещания. И когда все поощряли Птолемея до этого преступления, лишь Клеомен відражував его от этого, говоря, что вообще царь имел бы скорее стараться об умножении количества своих братьев, чтобы обеспечить своему царству большую безопасность и долговременное господство. Тогда Сосібій, самый влиятельный из друзей царя, начал доказывать, что, пока Маг жив, Птолемей не может доверять наемным войскам. Но Клеомен уверял, что это не должно никого беспокоить, потому что в этих войсках более трех тысяч пелопоннесців, которые ему безгранично преданы и достаточно ему только кивнуть, как все они немедленно появятся с оружием в руках. Эти слова наполнили тогда присутствующих твердой уверенностью в доброжелательном отношении Клеомена до Птолемея и высоким мнением о его силе, но затем по мере роста беспомощности Птолемея рос и его страх перед окружением. И, как это бывает с людьми крайне неразумными, Птолемею стало казаться, что лучше никому не верить, поэтому и придворные со страхом смотрели на Клеомена как на такого, что пользуется большим влиянием среди наемников. Тем-то часто можно было услышать такие высказывания, что Клеомен, мол, это лев среди овец. И действительно, он проявлял именно львиную нрав, спокойно и внимательно присматриваясь ко всему, что творилось во дворце.

34. При таких обстоятельствах Клеомен уже потерял надежду получить обещанные корабли и войско, но когда узнал, что Ан-тігон умер и что ахейцы втянулись в войну с етолійцями (72), понял, что положение на Пелопоннесе требует его возвращения, ибо весь полуостров охвачен смятением и дрязгами. Он просил отправить его и ближайших друзей, но никто на это не обращал внимания. Царь вообще не принимал его и не хотел с ним разговаривать, потому что непрестанно был занят женщинами, развлечениями и пирами, а Сосібій, который всем ведал и все решал, считал, что задерживать непокорного Клеомена против его воли опасно, но и не решался отпустить этого отважного и предприимчивого мужчины, тем более, что он стал очевидцем расписания египетского царства. Ведь даже дарами нельзя было привлечь его к себе, потому как и священный бык Апис , несмотря на изобилие пищи и роскошь, которыми он, казалось бы, должен был бы наслаждаться, тоскует по вольной жизнью на лоне природы и хочет погонять себе, вырвавшись из-под надзора и опеки жрецов, так же и Клеомен не терпел бузтурботного существования. И, как Ахилл, только ятрив свое сердце, нудячи миром, душой же бою он жаждал боевой (74).

35. Вот в таком состоянии были дела Клеомена, когда в Алек-сандрію прибыл мессенець Никанор, который испытывал к нему страшную ненависть, но представлял из себя его друга. Причиной этой ненависти было то, что он продал Клеомену хорошее имение, но тот, из-за перегруженности делами, или через войну, деньги ему заплатить не успел. Вот этого человека Клеомен, прогуливаясь однажды по набережной, узнал, когда* то сходил с торгового корабля, сердечно с ним поздоровался и спросил, по какому делу он прибыл в Египет. Никанор вежливо ответил на приветствие и сказал, что привез Птолемею великолепных боевых коней. На это Клеомен рассмеялся и заметил: «Лучше бы ты приехал с арфістками и пьющими ребятами - вот такой товар крайне нужен нашему повелителю». Никанор, услышав такое, только усмехнулся. Через несколько дней он напомнил Клеомену о продаже имения и требовал рассчитаться, добавляя, что не надоедал бы с этим делом, если бы не большие потери, которые он понес в торговле. -Когда Клеомен ответил, что из тех денег, которые он здесь получил, ему ничего не осталось, Никанор, раздраженный отказом, пересказал Сосібію шутка Клеомена относительно Птолемея. Тот очень обрадовался этому доносу, но, желая настроить против царя Клеомена еще более весомым обвинением, подговорил Ніканора оставить письмо с жалобой на Клеомена, который якобы заявил, что, когда получит от Птолемея триеры и воинов, то захватит Кірену. Никанор написал такого письма и отток, а Сосібій через четыре дня принес письмо Птолемею, якобы только что получил его, и при этом случае еще и сам настроений молодого царя против Клеомена. Разъяренный царь приказал запереть Клеомена в «большом доме» (75) с сохранением предыдущего содержания.

36. Уже это было для Клеомена обидным ударом, но далеко печальнее представлялось ему будущее, особенно после такого события. Птолемей, сын Хрісерма, один из друзей царя, все время благожелательно относился к Клеомена, так что они подружились и в разговорах ничего не скрывали друг от друга. И теперь Клеомен, попав в опалу, просил Птолемея посещать его. И вот Птолемей пришел, поговорил с ним дружелюбно, пытаясь развеять подозрения Клеомена и одновременно оправдать решение царя. Но, исходя из того дома и не заметив за своей спиной Клеомена, который украдкой шел за ним до самых дверей, Птолемей при выходе строго обругал стражей за то, что они небрежно и легкомысленно стерегут такого лютого и опасного зверя. Эти слова Клеомен услышал собственными ушами и, не замеченный Птолемеем, отошел и рассказал обо всем друзьям. Они совсем потеряли надежды, которые до сих пор держали их на свете, и, обуянные гневом, положили в отместку Птолемею за несправедливость и умереть в образ, достойный Спарты, не дожидаясь, пока их зарежут, как откормленных для жертвоприношения баранів. им казалось невыносимым, чтобы Клеомен, который пренебрег переговорами с Анти-гоном, человеком несмотря на все деятельной и воинственной, сидіві сложа руки и терпеливо ждал, пока царь - этот сборщик пожертвований для Кибелы - найдет свободную минуту, отложив тимпан и оторвавшись от пиршества, и прикончит его!

37. После принятия такого решения, воспользовавшись того, что случайно в это время царь Птолемей уехал из Александрии в поблизький Каноп (76), они первым делом распустили слух, будто царь освобождает Клеомена из-под стражи. Поскольку при дворе был обычай давать обильный обед и подарки тем# кто должен был быть освобожден из заключения, друзья Клеомена позаботились в городе много такого рода вещей и прислали их Клеомену. Таким образом они обманули стражей, которые поверили, что все это было прислано царем. Клеомен приносил жертвы богам, щедро угощал стражей и сам с венком на голове весело пировал с друзьями.

Говорят, что Клеомен приступил к выполнению своего замысла раньше, чем было договорено, боясь доноса, потому что узнал, что один из рабов, скрытый в их замысел, ло-дался в город к своей любовнице. Итак, в полдень, увидев, что стражники напились и заснули, Клеомен надел хитон, распорол шов с правой стороны, чтобы через него можно было добыть меч и с вооруженными друзьями опрометью выбежал на улицу. Всех их было тринадцать. Один из них, на имя Гіппіт, хромал. Он в пылу сперва бежал вместе с другими, и когда увидел, что из-за него товарищи замедлили бег, попросил, чтобы они порешили его на месте и не загубили: всего дела, ожидая никому не нужного калеку. Но случилось так, что некий александрієць проходил мимо во«: рит, ведя на поводу коня. Спартанцы забрали у него лошадь, посадили на него Гіппіта и помчались чвалом улицам, призывая народ сбросить иго рабства. Однако александрійцям, очевидно, хватало мужества лишь на то, чтобы удивлял роваться и восхищаться отвагой спартанцев, но никто не зваг жився пойти за Клеоменом и поддержать его дело. Во всяком случае, на Птолемея, сына Хрісерта, когда он выходил из дворца, напали сразу трое и убили на месте. Другой Птолемей, начальник городской стражи, погнал на спартанцев свои колесницу, но они загородили ему дорогу, расправились с его слугами и охранниками, а его самого стащили с колесницы и умертвили. Затем спартанцы направились к крепости с намерением сломать ворота тюрьмы и присоединить к бунту юрму заключенных. Но охрана успела вовремя запереть все входы. Таким образом, Клеомен после неудачной попытки завладеть крепостью бесцельно гонял по городу, но никто к нему не присоединился: все убегали и скрывались из страха.

Конец концом, Клеомен, отчаявшись, сказал друзьям: «Нечего удивляться, что здесь, где люди бегут от свободы, правят женщины», и призвал всех умереть, не опозорив своего царя и былых подвигов. Первым погиб Гіппіт, который попросил, чтобы кто-то из младших заколол его. Потом все по очереди бесстрашно и спокойно покончили с собой, кроме Пантея, того самого, что первым некогда ворвался в Мегалополь. Это был юноша, красивый на красоту, лучше всего с молодых усвоил основы спартанского воспитания, любимец Клеомена. Теперь он получил от царя приказ наложить на себя руки тогда, когда Клеомен и все остальные будут мертвы. Когда уже все лежали на земле, Пантей обошел их и кинжалом уколов каждого, проверяя, в ком из них не тлеет искорка жизни. А когда в такой способ уколов и Клеомена возле косточки ноги, и тот повернул к нему лицо, Пантей поцеловал царя, сел возле него, а когда увидел, что в Клеомені уже погас жизнь, обнял мертвого и сам заколол себя.

38. Так суждено погибнуть Клеомену, великому человеку, которая правила Спартой в течение шестнадцати лет (77). Когда слух о его гибели мигом облетела город, его мать, Кратесіклея, хоть была женщиной мужественной, потеряла самообладание под бременем такого горя и, прижимая к груди детей Клеомена, навзрыд зарыдала. На утро старший внук вырвался из ее рук и, прежде чем кто-то успел понять, что он хочет делать, бросился вниз головой с крыши. Но парень не погиб, а только сильно подрался. Когда, однако, его подняли, он кричал от гнева, что ему не дают умереть.

Птолемей, узнав о случившемся, велел тело Клеомена одеть в звериную шкуру и розіп'ясти, а детей, Крате-сіклею и женщин из ее окружения казнить. Среди них была и жена Пантея, женщина исключительной красоты и душевной закалки. Они лишь недавно поженились, и горькая судьба постигла их в разгар их любви. Она хотела уехать из Пелопоннеса Вместе с мужем, но родители не пускали ее. Они силой . заперли ее дома и следили. И через время она сумела Раздобыть себе лошадь, достала немного денег, ночью убежала и без передышки помчалась к Тенара. Там села на корабелі который отправлялся в Египет. Так она добралась до чоловім и на чужбине жила с ним в согласии, на радость себе и людям Теперь, когда воины вели Кратесіклею на казнь, она взяла за руку, подняла подол ее одеяния и утешала старуху. В конце концов Кратесіклея не боялась смерти, только о один-одинешенек просила, чтобы могла умереть раньше от внуков. Но коде пришли на место казни, палачи, прежде всего, убили детей на глазах Кратесіклеї, а потом ее саму. Среди адских мук пера смертью, несмотря на дикую расправу с детьми, она только и сказала: «Дітоньки дорогие, до чего вы дожили!» Дружишь Пантея, женщина сильна и высока ростом, підсмикнувши молча разделение, с невозмутимым спокойствием каждую из казненных клала на бок и, как только могла, лаштувала до похорон. Наконец после всех и сама приготовилась к смерти: опустила полы одеяния и, не позволив никому подойти и смотреть, кроме того, кто должен был исполнить приговор, погибла, как настоящая героиня, не требуя ничьей помощи - чтобы кто-нибудь после казни положил ее и укрыл плащом. Так даже в минуту эмери она сохранила душевную чистоту, которую при жизни поставила я страже чистоты своего тела.

39. Вот так этой трагедией, где женщины успешно змагаливі мужества с мужчинами в трудное время, Спарта показала что над истинной душевной стойкостью даже судьба не способна взять верх.

Несколькими днями позже стражи, которые охраняли тело распятого Клеомена, увидели, что голову его окружила кольцами огромная змея, закрыв его лицо, поэтому ни одна хищная птица не подлетал туда. Это явление вселило в Птолемга суеверный ужас, да и женщин пойняв страх, который побуждение их устроить очищальні обряды, ибо в Клеомені теперь видели любимца богов и сверхъестественное существо. Александрийцы толпами приходили к месту распятия, даже обращались я Клеомена с молитвами, называя его героем (78) и сыном бога, пока мудрые люди (79) не положили конец этой вере, объясняя, что из плоти быка, который разлагается, образуются пчелы, с коня - осы, с трупа осла вылетают жуки, а человеческое тело, когда загнивающие жидкости вокруг спинного мозга сольются и згуснуть, порождает змей. Это замечали уже древние люди и посвящали героям из всех животных именно змеи.

ПРИМЕЧАНИЯ

АГИД

1. Іксіон - царь лапіфів в Фессалии, которого Зевс приглашал на трапезу богов в Олимпии. Влюбившись в Геру, он покушался на ее честь. Зевс подменил свою жену призраком Геры, образованной из облака. За святотатство и вероломство Іксіон был сбросить в Тартар, где его приковали к колесу, обвитого змеями, неустанно крутилось. Плутарх толкует миф о Іксіоиа аллегорически: в страсти Іксіона он видит жажду славы, а в кентаврах видит политические действия, которые принадлежат людям, которые руководствуются жаждой славы. [415]

2. Строки из трагедии Софокла, которая не сохранилась до наших дней. (Перевод собственный).

3. Начальник носовой части корабля (прорат) был помощником стерничого и командовал гребцами.

4. Теофраст - см. жизнеописание Никия, коммент. 51.

5. Фокіон - афинский полководец и политик, председатель промакедон-ской партии. Прославился своей честностью.,

6. Антипатр - см. коммент. 57 до жизнеописания Александра. После смерти Александра разгромил греческих повстанцев в битве круг Краннона в 322 г. до н. э.

7. Эта Эзопова басня дошла до наших дней в поэтической обработке древнегреческого баснописца Валерия Бабрія со II в. н. э.

8. По словам Плутарха (см. также жизнеописания «Яікург», разд. ЗО и «Лисандр», разд. 16-17), спартанское законодательство, приписываемое Лікургові, запрещало чеканки и ввоз золотой и серебряной монеты. Впервые этот запрет нарушил спартанский полководец Лисандр (конец V - начало IV в. до н. э.) после победы над Афинами в 404 г. до н. э.

9. В Спарте правили одновременно два царя, один из рода евріпонтідів, второй из рода агіадів, то есть потомки Евріпонта и Агида. Оба рода считали себя потомками Геракла, то есть гераклідами.

10. Агесілай (399-358 гг. до н. э.) - спартанский царь, знаменитый полководец. Ему Плутарх посвятил отдельный жизнеописание.

11. Архидам III, вызванный на помощь жителями города Тарента в южной Италии, погиб в 338-г. до н. э. в битве с итальянским племенем мессапіїв.

12. Речь идет о Агида III (338-330 гг. до н. э.), который, проводя антимакедонську политику, во время похода Александра на Персию осадил город Мегалополь в Аркады (центральный Пелопоннес), но был разгромлен Антіпатром.

13. Агид IV стал спартанским царем в 245 г. до н. э.

14. Платеи - город в Беотии, области в центральной Греции. Здесь в 479 г. до н. э. греки добились блестящей победы над персами, во главе которых стоял Мардоний.

15. Павсаний бежал в Тегею, город в Аркадии, потому что должен был предстать перед судом, обвиняемый за медленные действия в войне с фиванцами, вследствие чего спартанцы потерпели поражение у Галіарта в 395 г. до н. э.

16. Арей погиб в 265 г. до н. э. в битве против македонского царя Антигона Гоната.

17. Речь идет, очевидно, о Селевка П Каллиника (247-226 гг. до н. э.), царя великой державы, в состав которой входили Сирия, Месопотамия, часть Малой Азии и Армения.

18. То есть победив афинян в Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н. э.).

19. Ликург - мифический спартанский законодатель, деятельность которого относят к IX-VIII вв. до н. э. Количество семей полноправных граждан и количество земельных наделов, нарезанных Ликургом, составляла 9000.

20. Эфоры - аристократическая коллегия из пяти человек, которую ежегодно избирали для выполнения государственного надзора. Даже цари обязаны [416] были отчитываться перед ними о своей деятельности. Епітадей был ефором около 400 г. до н. э.

21. Ретри - устные постановления, которые передавались по традиции. В Спарте не было писаных законов.

22. Современником Агида на царском престоле в Египте был Птолемей III Евергет (246-221 гг. до н. э.).

23. Совет старейшин (герусия) состояла из ЗО членов - 28 геронтий и 2 царей.

24. Пеллена - город в северо-западной частиш Лаконии. Тайгет - горный кряж между Лаконією, областью, в которой расположена была Спарта, и Мессенією. Мыс Малея - юго-восточная оконечность Пелопоннеса. Селласія - лаконське город к северу от Спарты.

25. Периэки (букв, «жители окрестных мест, соседи») - неповноправна часть населения Спарты, потомки коренного населения, покоренного дорийцами. Периэки могли заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, служили в важкоозброєній пехоте, но политических прав не имели.

26. Талами - город в Лаконии на северо-запад от Спарты.

27. Кассандра - дочь троянского царя Приама и Гекаби, наделенная даром прорицания, но никто не верил ее пророчествам. После захвата Трои греками стала пленницей Агамемнону и погибла вместе с ним от руки его жены Клитемнестры.

28. Народная этимология: древние греки имя Пасифаи толковали как и, что всем открывает будущее.

29. Філарх - древнегреческий историк конца III начала II в. до н. э., написал историю лет 272-220, произведение его сохранился фрагментарно.

30. Дафна (по-гречески «лавр») - в греческой мифологии нимфа, которую преследовал влюбленный в нее Аполлон; превратилась в лавровое дерево.

31. Терпандр - древнегреческий поэт и музыкант VII в. до н. э. родом с острова Лесбоса. По совету Дельфийского оракула спартанцы пригласили его в Лакедемония, чтобы с его помощью уладить внутренние распри. Фалет - легендарный поэт и музыкант с острова Крита, которого Ликург уговорил переселиться в Спарту. Ферекида (родом с острова Серо-са) - первый древнегреческий поэт и философ, автор мистического сочинения про богов и создание мира.

32. Фріннід - поэт и музыкант V в. до н. э. родом с острова Лесбоса. К семи струн Терпандра он добавил еще две, что любители старины сочли за признак распущенности.

33. Тимофей из Милета - поэт и музыкант V-IV вв. до н. э., увеличил количество струн кифары до двенадцати. Это нововведение в Спарте было осуждено.

34. Афина названа Міднодомною, потому что колонны и кровля в ее храме в Спарте были из меди. Каждый храм был местом убежища, то есть давал неприкосновенность том, кто искал в нем защиты перед преследованием.

35. В 243 г. до н. э.

36. Ахейцы - жители Ахайе, области в северной части Пелопоннеса, которые образовали союз, к которому присоединились и ахейских города, как Коринф, Сікіон, Мегары. Особое значение приобрел этот союз под руководством его основателя сікіонця Арата (272-228 гг. до н. э.). [417]

37. Втолійці - жители Этолии, горной области в средней Греции, которые образовали в IV в. до н. э. етолійський союз, враждовавший с ахейским,

38. Мегарида - область к западу от Аттики.

39. Незапам'ятний Леонид - знаменитый спартанский царь, который в 480 г. до н. э. с тремястами спартанцев героически защищал Фермопільську ущелье от персидского нашествия.

40. Батон из Синопы (город на северном побережье Малой Азии) - малоизвестный древнегреческий историк, сочинения которого не сохранились.

41. Древние греки пользовались лунным календарем, в котором год делился на 12 месяцев по 30 и 29 дней, что составило 354 дня, и отличался от солнечного года на 11 дней. Чтобы устранить это несоответствие, до каждого третьего, пятого и восьмого года добавляли дополнительный тридцатидневный месяц.

42. Дорийский племя греков вторглось на Балканский полуостров с севера в XII в. до н. э. Значительная часть их поселилась на Пелопоннесе.

43. Речь идет о Филиппа II, царя Македонии, отца Александра Великого.

44. V битве у Левктр в Беотии фиванцы под руководством Епамінонда в 371 г. разгромили спартанское войско, которым командовал царь Клеомброт и там погиб.

45. Теопомп - спартанский царь, который в VIII в. до н. э. вел затяжную войну с Мессенією, западной соседкой Лаконии, и победил ее, захватив крепость Ітоме. Аристомен - вождь мессенців во второй их войне со Спартой (VII в. до н. э.).

КЛЕОМЕН

1. В 241 г. до н. э.

2. Сфер - древнегреческий философ-стоик, родом из Борисфена, греческой колонии в устье Днепра, ученик основателя стоической школы Зенона с Кітіона, автор ряда произведений по этике, диалектике, физике, геометрии и т.д.; реформы Клеомена поддерживал в трактатах «О спартанский государственный строй», «О Ликурге и Сократе», «О законах».

3. См. комент. 39 к жизнеописанию Агида.

4. Тирта - древнегреческий поэт VII в. до н. э., своими зажигательными елегіями поощрял спартанцев к мужества во время войны с мессенцями - жителями соседней области.

5. Клеомен стал царем в 236 г. до н. э.

6. Бледная - область в северо-западной частиш Пелопоннеса с одноименным главным городом.

7. Бельбіна на границе Аркадии и Лаконии между Мегалополем и Пелленою. Храм Афины был захвачен в 229 г. до н. э.

8. Мегалополь - главный город Аркадии.

9. Тегея и Орхомен - город Аркадии, которые, как возникает из рассказа Плутарха, способствовали Арату.

10. Кафії - город в северной Аркадии.

11. Метідрій - город в северной Аркадии. Арголида - область в северо-восточной части Пелопоннеса с главным городом Аргосом.

12. Арістомах - тиран Аргоса, союзник Арата. [418]

13. Паллантій - небольшой город в южной Аркадии. Описываемые события имели место в 228 г. до н. э.

14. Выражение это принадлежит спартански царю Агіду II (426-401 гг. до н. э.).

15. Ликей - гора в юго-западной Аркадии.

16. Мантінея - город у восточной границы Аркадии, прославлен победой Епамінонда над спартанцами в 362 г. до н. э.

17. Мессена - главный город Мессении, области к западу от Лаконии.

18. Філарх - см. коммент. 29 к жизнеописанию Агида; его сведениям пользовался Плутарх при написании биографии Клеомена. Філарх был противником Арата, сторонником политики Клеомена.

19. Тарентійці - легкая конница, вооруженная дротиками, названная так от названия города Тарента в южной Италии, где впервые были образованы такие кавалерийские подразделения. Критяне славились как несравненные лучники.

20. Мотаки - дети ілоток (илоты - покоренное дорийцами земледельческое туземное население Мессении и Лаконии, сведено до положения рабов) от полноправных спартанцев; получали воспитание вместе с молодыми спартанцами.

21. Страх, по-гречески Фобос - божество олицетворение страха.

22. Переворот был осуществлен Клеоменом на переломе 227-226 гг. до н. э.

23. Речь идет о произведении Аристотеля «О государственном устройстве лакедемонян», который не сохранился до наших дней.

24. Гомер. Илиада, III, 172. Перевод Бориса Тена.

25. Гомер. Илиада, IV, 431.

26. Речь идет о Первой мессенську войну, то есть войну между спартанцами и мессенцями в середине VIII в. до н. э., которая закончилась уярмленням мессенців и превращением их в илотов.

27. Сарісса - македонский копье длиной около 6 м.

28. Речь о так называемых сіссітй - обязательные общественные обеды в Спарте, которые вели начало от обычаев родового общества. Имели ли они целью воспитания у граждан чувства единства.

29. Мина - древнегреческая денежная единица, равная 100 драхмам или 600 оболам.

30. То есть войск свободных греческих государств (напр. Ахейского союза) и преемников Александра Македонского.

31. Древние греки и римляне обедали, лежа за столом, опираясь на локоть, по двое на одном ложе.

32. Любимое блюдо спартанцев - вареная свинина с уксусом и солью в крови.

33. Древние греки и римляне пили вино, смешанное с водой. Эта смесь приготовлялась в специальных сосудах, называемых кратерами.

34. Катила (досїі. «чашка») - древнегреческая мера жидкостей и сыпучих тел, равна 0,274 л.

35. Этот поход Клеомена состоялся в 226 г. до н. э.

36. Дима - город в западной Ахайе. Гекатомбей - поселение возле Дымы.

37. Лерна - город в Арголиде, который входил в Ахейский союз.

38. Речь идет о Антигона III Досона (229-221 гг. до н. э.). [419]

39. Акрокоринфа - коринфский замок (акрополь) на холме высотой 575 м над уровнем моря.

40. Сикионцы - дня. комент. 61 в жизнеописании Перикла. Сікіон - батькивщина Арата; тріттейці - жители города Трітеї в Ахайе.

41. Этот гимнасий, то есть учебное заведение, где юноши в возрасте от 16 до 28 лет занимались различными видами спорта, а также слушали лекции по различным отраслям знаний, был построен неподалеку от городских стен Аргоса в честь аргосского героя Кіларабіса.

42. Егій - город в Ахайе, на северном побережье Пелопоннеса, в котором проходило собрание представителей Ахейского союза.

43. Пеллена, Фэней, Пентелій - город в Ахайе.

44. Йєменські игры - общегреческие соревнования, которые проходили каждые два года в Йєменській долине в Арголиде в честь Зевса. В их программу входили гимнастические, конные и музыкальные состязания. Речь здесь идет о Йєменські игры 224 г. до н. есть,

45. Пирр - царь Эпира, области в северо-западной части Греции, который воевал с Римом (280-279 гг. до н. э.) и несколько раз побеждал ценой больших потерь (отсюда выражение «Пиррова победа»). Погиб при осаде Аргоса в 272 г. до н. есть,

46. Клеони и Фліунт - город в Арголиде.

47. Трезен, Эпидавр (город, знаменитый храмом Эскулапа, бога медицины), Гермиона - города восточной Арголиды.

48. Речь о египетского царя Птолемея III Евергета (246-221 гг. до н. э.).

49. Антігон Досон пришел Арату на помощь в 223 г. до н. э. Геранія - горный хребет в Мегаріді, области между Аттикой и Пелопоннесом. Истм - Коринфский перешеек между средней Грецией и Пелопоннесом; Оней - горный кряж на юго-восток от Коринфа.

50. Лехей - гавань Коринфа на западном побережье Коринфского перешейка.

51. Мыс Герей (с храмом Геры, отсюда его название) лежит к северу от Коринфа и Лехея на противоположной стороне Корінфської залива.

52. Ночь в греческом (и римском) армии делилась на четыре стражи (каждая по три часа) от шести вечера до шести утра, здесь речь идет о времени между 9 и 12 часами.

53. Тенар - мыс на юге Пелопоннеса с одноименным портом.

54. Левкаспіди (буквально «білощитники») - отряды отборной пехоты в македонском войске.

55. Селласія - город в Лаконии, недалеко от Спарты.

56. Філопемен (ок. 253-183) - выдающийся политический деятель и полководец, который затем успешно воевал со спартанцами и заставил их вступить в Ахейского союза.

57. Полівій (ок. 201 - ок. 120 г. до н. э.) - выдающийся древнегреческий историк, автор «Всеобщей истории» в 14 книгах (события лет 264-168 до н. э.), из которых до наших дней дошло пять начальных, остальные во фрагментах.

58. Олігірт - город в северо-восточной Аркадии.

59. Демад - афинский оратор и политик IV в. до н. э., противник Демосфена. [420]

60. Архидам II (469-427 гг. до н. э.) - спартанский царь начале Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н. э.).

61. Иллирийцы - жители Иллирии, страны на западном побережье Адриатического моря (нынешняя Албания).

62. Июнь 221 г. до н. э.

63. Полибий. Общая история, II, 65.

64. Акарнанці - жители Акарнании,приморской области на западе средней Греции.

65. Криптії - отряды молодых спартанцев, которые следили за илотами и проводили карательные операции; здесь, возможно, имеется в виду разведывательный отряд.

66. Гітій - порт в Лаконии к югу от Спарты.

67. Кифера - остров к югу от Пелопоннеса, известный культом Афродиты. Е г а л и я - остров между Пелопоннесом и Крітом.

68. Кирена - город в Ливии, основанное выходцами из греческого города Феры.

69. Птолемей НИ Евергет умер в 221 г. до н. э., его преемником стал Птолемей IV Філопатор (221-205 гг. до н. э.).

70. Кибела - фригийский богиня плодородия и возрождающейся природы, великая мать богов и всего живого на земле. ее оргіастичний культ был распространен по всем античном мире, ее священнослужители, путешествуя, собирали пожертвования для богини.

71. Маг был не родным, а единокровным братом Птолемея Філопатора.

72. После смерти Антигона Досона в 221 г. до н. э. спартанцы заключили соглашение с етолійцями для совместной борьбы против Ахейского союза с намерением вернуть престол Клеомену.

73. Апис - священный бык египтян, которого держали в храме в Мемфисе и роскошно кормили.

74. Гомер. Ілліада, И, 491-492.

75. «Большой дом» - часть царских домов в Александрии.

76. Каноп - приморский город в устье Нила в 22 км от Александрии.

77. Клеомен умер весной 219 г. до н. э.

78. Героями древние греки называли выдающихся предков - легендарных основателей городов, вождей, потомство от брака богов со смертными (Геракл, Ахилл, Елена Прекрасная). Они верили, что и после смерти герои, будучи посредниками между людьми и богами, защищают людей от всякого бедствия.

Книга: Плутарх Агид и Клеомен Перевод И. Кобова

СОДЕРЖАНИЕ

1. Плутарх Агид и Клеомен Перевод И. Кобова
2. 15. После такого разгрома Арат, которого обычно выбирали каждого...
3. ПРИМЕЧАНИЯ АГИД 1. Іксіон - царь лапіфів в...
4. 79. «Мудрыми людьми» Плутарх называет тех, кто отстаивал взгляд...

На предыдущую