Книга: Луций Анней Сенека Нравственные письма к Луцилию Перевод А.Содомори
ПИСЬМО XXX
Сенека приветствует своего Луцилию!
Видел я Ауфідія Басса(1), действительно прекрасную человека; вон уже истощился, борясь со старостью: угнетала его настолько, что стоит ему подняться,- всем своим большим бременем навалилась на него. Он всегда, как знаешь, был слабого здоровья, крихкотілий. Долго держался, скорее поддерживал то свое тело, а тут вдруг надломился. Как тот корабль, что протекает, еще в силе противостоять одной-двум шпаринам, и когда, подвергаясь качке, начинает повсюду розлазитись и, разваливаясь, неизбежно идет ко дну,- так и старческое тело еще можно некоторое время стоять, помогать его немощи; и когда, как в струхлілій сооружении, расходятся все спайке и, пока собьешь вместе одно, трещит другое,- то тут уже надо оглядываться, кудой бежать. И все же наш Б на удивление бодрый. Вот что дает философия! Человек веселый, даже когда перед глазами - смерть; Радостная и сильная духом, хоть бы в каком состоянии было тело; не изнывает в самой изнеможении. Опытный рулевой ведет судно и тогда, когда порванном парусе; даже когда мачты поломаны, он приспосабливает к плаванию все то, что осталось от судна. Так поступает и наш Б: близкую свою смерть озирает с таким настроением, таким выражением лица, что эту безмятежность ты подивляв бы и тогда, когда бы не свою, а чью-то гибель он имел перед глазами. Велико то искусство, Луцілію, и длительной науки требует - отойти со спокойным душой, когда над-несется та невідхильна час. Любой другой вид смерти еще оставляет место для надежды: проходит болезнь, улеглась пожар, завал здания, бывает, легко кладет стороне того, кто вот-вот должен был оказаться под обломками; кого укрыла волна, того она не раз выбрасывает невредимым с такой же силой, с которой поглотила; воин, случалось, отводил меч от самой шеи обреченного на загиб,- но кого к смерти ведет старость, поэтому уже не на что надеяться, здесь уже никто не может вмешаться. 3-между всех видов смерти эта смерть - найлагідніша, но и самая длинная. Вот и сложилось у меня впечатление, что наш Б как будто сам себя сопровождал до могилы, сам заладнав последние свои дела и, пережив самого себя, стойко, как и подобает мудрецу, переносит разлуку. Он много говорит о смерти, и то специально, чтобы убедить собеседника, что когда умирания действительно в чем-то и плохое, и страшное, то виноват тот, кто умирает, а не смерть: в ней самой не больше муки, чем после нее. Бояться того, в чем нет страдания, такое же безумие, как бояться того, в чем нет чувствование. Разве можно предполагать, что будем чувствовать то, что лишает нас самого ощущения? «Поэтому,- заключает наш Б - смерть - вне всякого зла, а значит, - вне страха перед всяким злом». Подобное, знаю, часто говорилось, часто и должно мовитись. Но мне не очень помогали те слова - ни тогда, когда я читал их, ни тогда, когда слышал из уст тех, кто доказывал, что смерти не надо бояться: они боролись с удаленным страхом. Другое дело наш Б: его слова для меня самые значительные, ведь он говорит о смерти, которая уже ступила на его порог. Скажу тебе свое мнение: считаю, что более устойчивым должен быть тот, кто, так сказать, в самой смерти, чем тот, кто приближается к ней. Ведь близкая смерть даже незагартованому уже самой своей неизбежностью придает мужественности. Так, даже найбоязкіший протяжении всего боя гладиатор сам наставляет противнику шею, сам же направляет его призрачный меч, словно сомневается, чтобы с уверенностью ударил, чтобы не промахнулся. Но соседство со смертью - той, которая неизбежно переступит порог, требует длительной силы духа, а это - редкое качество, на которое может отважиться разве что наделена мудростью человек. Поэтому я с большим удовольствием слушал его каждый раз, когда он выносил приговор смерти, когда раскрывал ее природу, словно знал ту смерть в лицо. Конечно, большего доверия в тебя, большего веса заслужил бы тот, кто, іїереживши свою смерть, рассказал бы тебе из собственного опыта, что никакого зла в той смерти нет. Ну, а о том, что за смятение овладевает людьми с приближением смерти, лучше всего разъяснят тебе те, кто стоял перед ней, кто видел, как она подступает, кто принял ее. К ним можешь причислить Басса. Он хочет снять нам с глаз пелену. Говорит, что таким же глупым является тот, кто боится смерти, как и тот, кто боится старости. Ведь как за молодостью наступает старость, так и за старостью - смерть. Кто не хочет умирать, тот, значит, и жить не хотел. Жизнь дана с условием смерти. К ней, собственно, идем. Страх перед смертью еще и потому странный и нелепый, что боимся конечно чего-то неопределенного, а определенного - ожидаем. Смерть для всех - ровная и непреодолимая необходимость. Может ли кто-то жаловаться на свою судьбу, если она является общей для всех? А разве равенство - это не начало справедливости? Впрочем, разве не лишнее защищать от обвинений природу, которая не захотела, чтобы мы жили не по ее закону? А она, что зладнала, то уничтожает; что уничтожила, то снова сходится.
Поэтому, если кому-то повезет и старость не грубо вырвет его из жизни, а ласково отошлет, скорее выведет шаг по шагу,- то не должен ли он составлять благодарение всем богам за то, что направили его, сытого, на отдых(2), необходимый для каждого человека, милый - для усталого труженика?.. Ты сам видел, что кое-кто с большим рвением стремится к смерти, чем обычно хватаются за жизнь. Но я не знаю, кто бы нам больше добавил духа: те, что жаждут смерти, или те, что в радости и покое ожидают ее. Ведь в первых жажду смерти вызывает временем какой-то внезапный шквал или вспышка возмущения; покой вторых - от их твердого убеждения. Кто-то от гнева падает в объятия смерти, но погідно ей навстречу раскрывает объятия лишь тот, кто долгое время готовил себя к ее приходу.
Я по многим причинам наведываюсь к этой дорогой для меня человека, но, зізнавсь, одна вещь больше всего побуждает меня к встрече с ним: хочу знать, застану его каждый раз таким же, или вместе с телом не убывает и душевная тяга. Но как раз наоборот: она росла в нем, как вот все заметнее радостью сияет візниця, приближаясь на седьмом(3) круге до пальмы. Он, идя за Епікуром, говорил мне следующее: прежде всего надо надеяться, что в том последнем дыхании нет ни боли, а если бы даже был, то какой-то утешением должно служить нам его мгновенность, так же большой боль не бывает длительным. И в конце: если разлучение души с телом таки действительно сопровождается страданием, то и здесь можно утешить себя мыслью, что после того страдания другие страдания уже невозможны. Впрочем, не сомневается, что старческой душе остается спорхнуть с уст - ее не надо силой вырывать из тела. Огонь, охвативший прочную, питательную для себя сооружение, можно обуздать разве что полы-вйючи его потоками воды, а порой - завалив само здание; когда же ему нечем питаться, то такой огонь, хоть и не гаси его,- сам погаснет.
С удовольствием, мой Луцілію, слушаю тех вещей, и не потому, что они для меня новые, а потому, что становлюсь как бы участником самого действия. Ну и что? - спрошу сам себя.- Разве не приходилось видеть многих, что накладывают на себя руки? - Конечно, видел. Но, как на меня, куда большего внимания, то бишь уважения заслуживают те, что идут к смерти, не отягощенные ненавистью к жизни, не хватаются за нее, а принимают.- «Мы сами себе,- говорил он,- придумываем муку, впадая в дрожь тогда, когда считаем, что смерть уже близко. А как тогда быть с той, которая, хоть и далеко, но может наспіти к нам где и когда?.. Скажем, что-то нам грозит близкой смертью. Подумаем тогда, сколько-то есть всякого другого, что грозит нам еще ближе смертью, чего, однако, не боимся».- Вот на чью-то жизнь покушался насильник, но насильственную смерть опередил, к примеру, заворот кишок. Когда бы мы хотели навести порядок в причинах нашего страха, то выяснили бы для себя, что боимся, по сути, не того, что является причиной страха. Нас пугает не смерть, а сама мысль о ней. Ведь смерть так или иначе - всегда близ нас. Тем-то, если смерти надо бояться, ее надо бояться всегда: разве есть такой отрезок времени, когда она не могла бы нанести удар?.. Но и мне надо бояться, чтобы такого вот длинного письма ты не возненавидел больше, чем саму смерть. Итак кінчатиму. А ты, чтобы никогда не бояться смерти,- всегда о ней думай.
Будь здоров!
Книга: Луций Анней Сенека Нравственные письма к Луцилию Перевод А.Содомори
СОДЕРЖАНИЕ
На предыдущую
|