Книга: Луций Анней Сенека Нравственные письма к Луцилию Перевод А.Содомори
ПИСЬМО XLI
Сенека приветствует своего Луцилию!
Хорошо И спасительно для себя дело делаешь, если и дальше, как узнаю из твоего письма, упорно идешь к своему совершенствованию. Так же глупо вымаливать у кого-то то, что можешь получить от себя самого. Не надо ни протягивать к небу руки, ни умолять храмового сторожа, чтобы допустил тебя ближе к изображение кого-то из бессмертных,- вроде бы лучше вчує, когда шепнеш ему на ухо. Бог - рядом тебя, с тобой, в тебе! Так-так, Луцілію: где-то в глубине нашего естества поселился священный дух - наблюдатель всех наших добрых и злых поступков, наш сторож. Как мы относимся к нему, так он - к нам. В каждой добропорядочной человеку селится какой-то бог. Разве могли бы мы без его помощи подняться над судьбой? Он дает нам высокие, безупречные советы. В каждой, повторяю, добропорядочной человеку
...селится, хоть и невидимый, бог какой-то .
Если, случайно, попав в дремучий лес, где вековые деревья, достигнув необыкновенного роста, соединившись во всю свою высоту обильным отраслью, заслонять тебе небо над головой, то ты, удивляясь той мощи зеленого мира, поэтому глухом відлюддю, той необъятной густой тени, поверишь в присутствие божества. Если над глубокой пещерой, витворилась в виїденім камни, нависнет скала, если и пещера, говорю, не создана трудом рук, а по естественным причинам стала такой просторной, то твоя душа дрогнет в предвкушении празднеств. Склоняем лоб перед истоками крупных рек, строим алтари там, где из-под земли неожиданно прорывается мощный поток, чествуем горячие источники, считаем священными некоторые озера, подивляючи или их затененное плесо, или неизмеримую глубину. А если увидишь человека, которого не пугают опасности, не трогают страсти, человека, счастливую в несчастье, спокойную среди ненастья, того, кто смотрит на всех остальных людей как бы с высоты, а на богов - как на равных себе, то разве не проникнешься уважением к такому? Разве не скажешь: «Здесь есть нечто большее, нечто высшее, чем можно бы поверить, что оно такой же природы, как и то нищее тело, его вместилище. Сюда снизошла божественная сила»? И действительно, разве может таким возвышенным и в то же время умеренным духом, который оставляет в стороне все низкое, улыбается из наших страхов и наших желаний, разве может тем духом не управлять небесная мощь? Разве может такая высота устоять без поддержки божественной силы? Нет! Тот возвышенный дух большей своей частью принадлежит просторам, откуда он опустился. Как солнечные лучи, хотя касаются земли, все же находятся там, откуда взлетают, так же и дух, великий и святой, посланный сюда с тем, чтобы мы ближе познали божественное, общается с нами, но вместе с тем не порывает со своими небесными истоками: от них зависит, на них смотрит, к ним обращается по силу, а в нашей жизни присутствует как высшая, лучшая сила.
Так что же такое дух? Это то, что блестит лишь своим собственным благом. Разве есть что-то нелепее, чем хвалить человека за то, что не принадлежит ей? Или есть что-то божевільніше, чем подивляти в человеке то, что тут же может перейти к кому-то другому? Разве станет лучшим лошадь, когда наденешь на него золотую уздечку? Одно дело, когда на арену пускают льва с позолоченной гривой, уставшего укрощением и готового стерпеть на себе любое украшение, и совсем другое - дикий хищник, чей дух еще не сломлен. Такой, разумеется, и в атаке неудержим, потому что такая уж у него природа, и захватывает своим украшением -- грозным видом, и вообще намного превосходит того вялого, пусть даже озолоченого. Каждый должен гордиться только своим. Хвалим же виноград, что тяготит налитым гроздью лозу и она вместе с подпорками гнется до земли под тяжестью своих же плодов. Или кто-то отдал бы предпочтение лозе, из которой свисают золотые ягоды, золотые листья? Собственная стоимость лозы - в ее плодотворности. Так и в человеке следует хвалить только то, что от самого человека. Должен кто-то прекрасную челядь, роскошный дом, щедро засевает? Имеет немалые прибыли? Что же; но все это не в нем, а вокруг него. Хвали в нем то, чего нельзя ни отнять, ни дать, что присуще самому человеку. Спрашиваешь, что это такое? ее дух, а в нем - совершенный разум. Ведь человек - разумное существо. Следовательно, высшее благо для нее - услужить тому, ради чего рожден. А чего же требует от человека ум? Легчайшего: жить согласно со своей природой. Но этого нелегко добиться через наш общий безумие: друг друга толкаем к порокам. А как можно отямити тех, кого никто не сдерживает, а толкает - целая толпа?
Будь здоров!
Сенека приветствует своего Луцилию!
То так уже муж убедил тебя в своей добропорядочности? Добропорядочным наскоро не станешь, да и не распознаешь его мимоходом. А знаешь, кого сейчас название добродетельным? Людей, так сказать, второй метки(1). Поистине добродетельный человек рождается, возможно, как феникс, один раз в пятьсот лет. В том-то и чуда нет, что большое появляется на свет лишь время от времени. Посредственность фортуна сеет щедро, с полной пригоршни, а исключительное выделяется среди общественности уже самой своей исключительностью. А тому мужчине, о котором пишешь, ой, как далеко еще до добродетели! Впрочем, когда бы он знал, что такое добродетельный человек, то не выдавал бы себя за такого, а возможно, и не надеялся бы им стать вообще.- «Но ведь он плохой мысли о злых».- Как и сами злые. Ведь самая большая кара для пораженных пороками людей - быть противными и для себя, и для близких.- «Он еще и ненавидит тех, кто, добравшись вдруг к высокой власти, разнузданно пользуется ею».- То же самое делал бы он, если бы мог. У многих людей пороки незаметны, потому что не имеют сил прорасти, а дай возможность - розбуяють не меньше, чем те, что им одкрило дорогу счастья. Одно слово, им не хватает средств, чтобы блеснуть всей своей ничтожностью. Даже найотруйнішу змею можешь безопасно взять в руки, пока она задубело от холода: ей не хватает яда - она просто онемела. Не один - лишь бы судьба улыбнулась - сравнится с последним негодяем и в жестокости, и в честолюбності, и в расточительности. Не один - потому что у них склонность к дурному. Хочешь убедиться? Дай таким людям делать то, что хотят. Помнишь, ты говорил когда-то, что подобный человек - в твоих руках. Но я уверял тебя, что имеешь дело с тем легкомысленным, перебіжним, что держишь его не за лапу, а за перо. Или я соврал? В твоей руке осталась перо; сам он убежал. Знаешь, каких лошадок он выбрасывал тебе после, чего только не навлек на свою голову. Не видел того, что, подвергая опасности других, он и своей головой весит. Не думал, насколько обременительным, даже если бы не было лишним, есть все то, чего он добивается. Так вот: хоть бы чему мы стремились, к чему бы ценой больших усилий не тянулись, надо прежде всего смотреть, не является ли оно ненужным или вообще вредным. Кое бывает лишним, кое - что, не стоит таких стараний. Но мы дальше своего носа не видим: считаем, будто даром приходит то, что на самом деле нам очень дорого обходится. Нашу засліпленість видно хотя бы из того, что купленным называем только то, что приобретено за деньги, а за что платим собой, то для нас - даровое. Чего мы не захотели бы купить, если взамен пришлось бы отдать дом или хороший, урожайный надел земли,- за то мы готовы платить своим спокойствием, своей жизнью, своей честью, своей свободой, своим досугом. Человек ничего не ценит так низко, как себя саму! Поэтому-то, что бы мы не намислювали, что бы не делали, чинімо так, словно пришли к торговцу каким-то товаром: давай спросим заранее, сколько стоит то, что мы хотели бы иметь. Часто цена очень высокая, а товар - одно лишь ничто. Могу тебе указать немало такого, что мы приобрели или приняли в дар, избавившись при том своей свободы. Мы принадлежали бы самим себе, если бы эти вещи не принадлежали нам.
Хорошенько размышляй над тем не только тогда, когда речь идет о достояние, но и о потере. «Вот эта вещь таки пропадет».- Но ведь она не все время была твоей. Так же легко обойдешься без нее теперь, как и когда-то обходился. Если ты долго владел тем, что потерял, то успел им насытиться, а если недолго, то не успел к нему привыкнуть. Меньше получишь денег? Но и хлопот меньше. Меньше будет влияние у тебя? Меньше и зависти. Озирни все то, что доводит нас до безумия, что теряем со слезами,- и поймешь: нас угнетает не сама потеря, а лишь мысль о ней. Никто же не чувствует потери - думает о ней. Кто владеет собой, тот ничего не потерял. И много ли людей могут похвастаться тем, что они владеют собой?
Будь здоров!
Книга: Луций Анней Сенека Нравственные письма к Луцилию Перевод А.Содомори
СОДЕРЖАНИЕ
На предыдущую
|