Книга: Луций Анней Сенека Нравственные письма к Луцилию Перевод А.Содомори
ПИСЬМО LXXVII
Сенека приветствует своего Луцилию!
Сегодня нежданно всплыли перед нами на овиді александрийские судна(1). Они, конечно, первыми приплывают, звістуючи прибытия флота, поэтому и называют их посланниками. Как радуется их появлению Кампания! Побережья Путеолів заполоняют толпы людей, и каждый даже среди многих других судов легко познает александрийские за их парусами: им разрешено натягивать верхний парус. Другие суда распускают его только в открытом море. Ничто так не ускоряет бега, как наивысшее из парусов: именно оно, достигая высоких подувів, подгоняет корабль. Поэтому всегда, когда ветер крепчает, когда он дует сильнее, чем надо, щоглову жердь немного опускают: ниже дуновение его не такой стремительный. Все остальные суда, подплывая к Капреї и до мыса, откуда
Бури зсилаючи, море с высоты озирает Паллада,
должны довольствоваться нижним парусом, верхним же отличаются лишь александрийские корабли.
Среди возбужденной толпы, торопливо и шумно всплывала к берегу, я вдруг одчув странное наслаждение от своего равнодушия, от того, что не спешил получить писем - хоть и должен был их получить - от близких мне людей, не желал знать, в каком там состоянии мои дела, и вообще, что нового принесут мне эти письма: уже ведь давно не могу ни получить ничего, ни потерять. Это ощущение должен был бы я иметь и тогда, когда еще не был старым. Теперь - тем более: хоть бы как мало имел я, все же запасов на дорогу остается мне больше, чем самой дороги; и, наконец, и по этой дороге, на которую я ступил, идти уже нет необходимости. Дорога не пройдена, если остановишься где-то на половине или не дойдешь до намеченного места. Но жизнь, если живешь честно, никогда не может быть недожитим: когда бы ты не расстался с ним,- лишь бы хорошо расстался,- будет целостным. Часто предстоит мужественно оставить его самому, даже и не из важнейших причин, как и не важными являются те причины, которые задерживают нас при жизни. Туллий Марцеллин - ты его хорошо знал - юноша тихий, однако преждевременно постаревший, заслабувавши на болезнь тяжелую, длительную, к тому же и морочливу, подумывал уже о смерти. Созвал многих друзей. Трусоваты дораджували ему то, чего себе желали бы; льстивые и запобігливі давали ему советы, которые, как думали, были бы ему милішими. Только один стоик, наш приятель, и - чтобы похвалить достойными его словами - решительный, мужественный человек, поощрил его, кажется, лучше: «Не мучайся,- начал он,- Марцелліне, так, словно речь шла о невесть какое дело. Жить - это еще не такая важная вещь: живут же все твои рабы, живут и животные. Важно умереть достойно, умереть розважно, мужественно. Подумай сам, сколько времени ты делаешь одно и то же: еда, сон, похоть - вот и замыкается круг, в котором ты находишься. Задумывать смерть может не только розважний, мужественный или несчастлив, но и знудьгований». Мар-целлінові не нужен был уже советником, только помощник; рабы же не хотели выполнять его распоряжений. Тогда стоик развеял их страхи, объяснив, что прислуга в опасности лишь тогда, когда остается неясным, хозяин сам причинил себе смерть. Ну, а кроме того, не один это преступление - убить хозяина или помешать ему сделать это самому? Потом он подсказал Марцеллінові, что, подобно тому, как, заканчивая обед, разделяют остатки пищи между слугами, так и, заканчивая жизнь, подобает кое-что подарить и тем, которые служили нам в течение всей жизни. Марцеллин был чистосердечный и никогда не скупился, даже когда речь шла о собственных расходах. Итак, разделив свои скромные сбережения среди плачущих слуг, он еще и сам их утешил. Не удался, однако, до меча, не проливал и крови: в течение трех дней не потреблял пищи и велел в своей спальне надеть палатку. Потом внесли туда ванну, в которой он долго лежал, и по мере того, как до нее доливали горячей воды, постепенно слабел. Эти минуты ему казались даже приятными. Так и нам, бывает, дает наслаждение минутное расслабление, забвение. Этот рассказ, надеюсь, милая для тебя: смерть твоего друга, как видишь, не была ни тяжелой, ни плачевной. Хоть он и сам причинил ее себе, зато как безболезненно, как легко покинул жизнь! Но пусть и эта история не остается без пользы.
Часто сама необходимость требует таких примеров. Бывает, надо умереть, мы же не хотим; умираем, и все же не хотим. Никто уже не настолько наивным, чтобы не знать, когда время умереть, но, за шаг до предела, отступает, дрожит, плачет. И не покажется тебе неизмеримо глуп тот, кто проливал бы слезы из-за того, что не жил, скажем, тысячу лет назад? Разве не таким же глупым и тот, кто сетует, что не будет жить после тысячи лет? Это - одно и то же: тебя не будет, тебя и не было. Прошедшее время, как и будущее,- не твои. Ты - в этой минуте. ее, даже если бы ты мог, не продолжишь, потому что на время продолжишь? Почему тогда плачешь? Чего желаешь себе? Напрасны твои усилия:
Нечего. Воли богов не отменишь, здесь плач не поможет(2).
Воля их полное и невідхильна: большая и извечная необходимость движет ею. Пойдешь ты туда, куда идет все остальное. Что кажется тебе необычным? Согласно этому закону ты пришел на свет. Это постигло твоего отца, твою мать, твоих предков; это постигло всех тех, которые жили перед тобой, постигнет и всех тех, которые придут на смену тебе. Невидимый цепь последовательности, которого бессильна разорвать никакая сила, связал все, тянет за собой все. Хочешь видеть, какая толпа людей умрет после тебя? Которая - вместе с тобой? Кажется, ты был бы відважніший, когда бы в минуту твоей смерти сдержали тебе общества тысячи людей. Но ведь так оно и есть на самом деле: в эту самую минуту, когда ты оттягиваешь свою смерть, не одна тысяча людей и всевозможных существ по-разному расстаются с жизнью. Неужели ты не задумался над тем, что когда дойдешь-таки до того, до чего все время шагал? Ибо где такая дорога, которой не было бы конца? Надеешься, видимо, что теперь я приведу тебе примеры славных мужей. Остановлюсь лишь на детях. Вот один из переводов. Подросток, лаконець, когда его схватили, говорят, воскликнул: «Не буду рабом!» И доказал это делом: как только было определенного ему приступить к рабских обязанностей (должен был принести ночной горшок),- разогнавшись, ударивсь головой об стену и так погиб.
К свободе, следовательно, недалеко ходить, но есть такие, что предпочитают быть рабами. То ли не желал бы ты, чтобы твой сын погиб, чем имел бы увянуть в рабстве? Что же тогда беспокоит тебя, если уже и ребенок способен мужественно умереть? Не захочешь уйти, призван смертью,- она поведет тебя силой. Делай добровольно то, что должен был бы делать по принуждению. Или не наберешься отваги ребенка, чтобы сказать: «Не буду рабом»? Нещасливче! Ты - раб людей, раб вещей, раб жизни. Ибо жизнь, если не хватает смелости умереть,- тоже рабство. Или, может, надеешься еще чего? Наслаждения, которые задерживают тебя, ради которых ты же ты медлишь,- уже за тобой. Ни одна из них не является новой для тебя; через пересит все они вызывают лишь неприязнь. Ты знаешь, вкус вина, вкус питьевого меда. Нет разницы, твой пузырь пропустит сто или тысячу амфор: ты - мешок для вина. Ты прекрасно знаешь, какая вкусная устрица, а какой - марена. Жажда роскоши не оставила тебе ничего, чего бы ты еще не коснулся, и все же тебя пугает мысль, что со всем этим придется расстаться. А может, есть что-то другое, что покидал бы ты с болью? Приятели? Но кто бы мог быть твоим приятелем? Твой город? Но так уж дорожишь им, чтобы мог, скажем, отложить на позже свой обед? Солнце, ты - была бы только возможность - скорей пригасив бы? Сделал ли ты когда-нибудь нечто такое, что достойно было бы света дневного? Ведь признайся, не через любовь к курии, к форуму или даже до самой природы ты так отягаєшся, когда речь идет о смерти: неохотно покидаешь мясной рынок, где уже и так ничего не оставил для себя. Боишься смерти? Так почему же презираешь ее во время пира? Хочешь жить? А умеешь? Боишься умирать? Что ж... А такая жизнь - разве не смерть? До Цезаря(3), переходил на Латинском улицей(4), подошел какой-то воин из сторожевого отряда, напрочь заросший бородой, и попросил, чтобы тот отобрал ему жизнь. На то Цезарь: «Но разве вот теперь ты живешь?» Так надо ответить и тем, для кого смерть будет желанной: «Боишься смерти? Но разве теперь живешь?» - «Но я,- говорит другой,- хочу жить, потому что сделаю еще много славных дел. Обидно оставить жизненные обязанности, тем более, когда выполняю их добросовестно и внимательно».- Постой! Не знаешь того, что и умереть - это один из жизненных обязанностей? Ни один долг не будет тогда заброшенный тобой. Потому что эти обязанности не выражаются в каком-то определенном числе, которое должен исчерпать. Всякая жизнь коротка. Когда будешь смотреть на вещи, понимая их природу, то коротким кажется и жизнь Нестора(5) и Сатії(6), которая велела написать на своем памятнике, что прожила девяносто девять лет. Как видишь, некоторым приносит славу даже долгая старость. Но кто бы ту бабушку мог вытерпеть, если бы ей суждено прожить еще и сотый год?.. Жизнь - как та байка: важно не то, сколько времени она длится, а то, насколько хорошо составлена. Поэтому нет значения, в каком месте ее перервеш: где хочешь, там и прерывай, лишь бы хорошую дал ей конечность.
Будь здоров!
Книга: Луций Анней Сенека Нравственные письма к Луцилию Перевод А.Содомори
СОДЕРЖАНИЕ
На предыдущую
|