lybs.ru
Все является целесообразным, что служит силе украинского организма. / Юрий Липа


Книга: Луций Анней Сенека Нравственные письма к Луцилию Перевод А.Содомори


ПИСЬМО LХХХІХ

Сенека приветствует своего Луцилию!

Жаждешь от меня полезной и вместе с тем необходимой для каждого, кто приступает к мудрости, вещи: хочешь, чтобы я разделил философию - разложил на отдельные члены ее огромное тело. Действительно, через части легче дойти до познания целости. Если бы, подобно миру, который представляет нашим глазам всю свою фигуру, развернулась перед нами и философия, которые, словно в зеркале, отражает ту окружающую необозримость! Вот тогда и приковала бы к себе восхищенные взгляды смертных! Тогда бы мы оставили все то, что сейчас, не ведая о той величие, называем великим! А что этого не произойдет, то должны присматриваться к каждой ее части в частности, как это делаем, озирая мир. Мудрец, правда, охватывает мыслью всю ее величие и пробегает те просторы с такой же прытью, с которой наш глаз может измерить небесное пространство. Нам же, близоруким, что вынуждены прорываться сквозь туман, легче можно разглядеть части, потому целости нам еще не обнять.

Итак, сделаю то, что просишь,- разделю философию на части, но не на кусочки: полезно делить, а не разрывать, потому охватывать что-то очень большое так же нелегко, как и что-то очень малое. Народ расписывают по трибам(1), войско - по цен-туріях. Все, что разрослось, легче дается познать, когда поделено на части, но это деление, я уже предостерегал, не должен идти к бесконечности, к чему крошечного. Чрезмерно разделено наносит нам таких же хлопот, как и совсем не разделено. Измельчи что-то на порошок - не найдешь в той смеси ни связи, ни счета.

Прежде всего, если позволишь, я укажу тебе разницу между мудростью и философией. Мудрость - самое совершенное благо человеческого духа. Философия - это любовь к мудрости, постоянное стремление. Она направляет нас к тому, чего достигла мудрость. Известно, от чего происходит название философии: именно имя указывает на предмет ее любви. Некоторые, отмечая, что такое мудрость, называет ее «знанием всего божественного и человеческого». А некоторые еще и так: «Мудрость - это знание всего божественного и человеческого, а также его причины»(2). Это приложение, думаю, лишний, ибо что такое «причины», как часть «всего божественного и человеческого»? Так же по-разному определяли, что такое философия. Одни считали ее наукой добродетели; другие - наукой совершенствования духа, а еще кто - то-стремлением правильно мыслить. В одном доходили согласия: между философией и мудростью наверное есть разница. Ибо невозможно предположить, чтобы то, что хочет, и то, что вызывает стремление, было одним и тем же. Насколько велика разница между захланністю и деньгами (и - жаждет, те - вызывают жажду), настолько - и между философией и мудростью: последняя - следствие и награда первой; философия - приходит; к мудрости - приходят. Мудрость - это то, что греки называют ворЬіа. Этим словом пользовались также римляне, как сегодня - словом «философия». Свидетельством тому - древние тогати(3), а еще - надпись на памятнике Доссену(4):

Мандрівче, стань: читай софию Доссена!

Хотя философия - наука добродетели, к тому же это является целью, а и - направляется к ней, то кое-кто из наших придерживается мнения, что их невозможно разъединить, поскольку нет ни философии без добродетели, ни добродетели без философии. Последняя действительно является наукой добродетели, но ее получают посредством самой добродетели: ни добродетели не может быть без науки о ней, ни науки добродетели - без нее самой. Здесь совершенно иначе, чем, скажем, тогда, когда издалека в то целятся: стрелец в одном месте, а цель - в другом. Дороги, ведущие к добродетели, в противовес к тем, которые ведут в города, не могут находиться вне самой добродетелью: к ней приходим через нее саму. Итак, философия и добродетель тесно между собой связаны.

Немало выдающихся мыслителей стоял на том, что надо различать три части философии: моральную философию, философию природы и философию разума. Первая доводит до ума человеческую душу. Вторая исследует природу. Третья вникает в свойства слов, их порядок, рассматривает способы доказывания, чтобы под видом правды не прокралась ложь. Впрочем, были такие, что делили философию и на меньше и на больше частей. Некоторые из перипатетика добавлял еще четвертую часть - о государстве: здесь, мол, нужен особый способ исследования, потому что и предмет совершенно другой. А некоторые приточував еще такую часть, что у греков называется оікопотіке, то есть умение рядить домашним имуществом. А были и такие, что отдельно рассматривали науку о различных способах жизни. Но любое из этих приложений можно найти в той части философии, что называется моральной. Эпикурейцы признавали две части философии - моральную и природознавчу, а философию человеческого разума отвергали. Впоследствии, когда сам предмет занятий заставил их отмежеваться от всего сомнительного, выявить неправду, что скрывалась под видом правды, они таки ввели отдельный раздел, назвав его «учением о суждении и правила», что, собственно, по-другому названной наукой о разуме, хотя ту науку они считают приложением к философии природы. Киренаики вместе с посвященной природе частью философии отвергли и ту, что изучает ум, удовлетворившись только моральной, но и они тут же, хоть и по-другому, ввели то, что отвергли. Вот почему моральную философию они поделили на пять частей: одна-о том, чего следует избегать, а чего - стремиться; вторая - о страсти; третья - о поступках; четвертая - о причинах; пятая - о доведении. Но причины вещей относящихся к философии природы, а доказательства - к философии разума. Аристон Хиосский утверждал, что философия природы и философия ума не только лишние, но и такие, что мешают. Оставил только моральную философию, однако и ее сократил: удалил раздел, который вмещает наставления относительно поведения, отметив, что все это касается не философа, а педагога. И разве философ не воспитатель, наставник рода человеческого?

Итак, поскольку философия трехчленная, начнем с разграничения ее моральной части. Здесь в свою очередь был принят трехчленное деление. Первый раздел - это исследование того, как определить каждому свое, как оценить, что чего стоит; вопрос весьма полезное, ибо что может быть более необходимым, чем дать оценку той или иной вещи? Во втором разделе говорится о стремлении; в третьем - о поступках. Потому что действительно, первый твой шаг - оценить, что чего стоит; второй - согласовать с тем свои стремления и унять их; третий - добиться того, чтобы твои стремления и поступки соответствовали друг другу, чтобы во всем ты хранил согласие с самим собой. Если не будет хватать чего-то одного, то нарушится все остальное. Что тебе из оценки всех вещей, если слишком к чему-то пориваєшся? Что тебе даст, когда утолишь порыв и уничтожишь страсти, но будешь беспомощным относительно самого действия: не будешь знать, когда, где и как тебе действовать? Одно дело - знать вес и цену вещей, другая - подобрать соответствующую мгновение, а еще другая - обуздать порыв и браться за дело, а не с разгона натыкаться на него. Жизнь можно назвать слаженным лишь тогда, когда поступок не противоречит пориванню, а порыв, зарождающиеся в нашей душе соответствии с весомости той или иной вещи, то угасает, то разгорается в зависимости от того, насколько та вещь достойна, чтобы к ней рваться.

Философия природы делится на две части: одна охватывает вещи телесные, вторая - бестелесные. Каждая из них в свою очередь делится, так сказать, на свои степени. В той части, где говорится о телесном, различаем прежде всего тела, которые творят, и те, что от них произошли; происходят - начатки вещей. По разделу о начатки вещей, то он, как кое-кто считает, неделимый; а по мнению других - делится на учение о материи, о движущей причине и о самые начатки.

Осталось сказать о разделение той части философии, которая трактует вопросы, связанные с умом. Любой язык может быть либо сплошной, либо разделенной между тем, кто спрашивает, и тем, кто отвечает. Для последней принято название гЬеіогіке, для первой - (Ііаіекііке. Риторика заботится о словах, об их значении и порядок. Диалектика делится на две части: одна из них посвящена словам, вторая - их значением; следовательно, речь идет о том, что является предметом речи, и о высказываниях, которыми осуществляется вещание. А дальше - бесчисленные разделы и одной, и второй части. Итак, здесь я остановлюсь и

...кратко скажу лишь о самом главном .

В другом случае, когда бы я захотел делить те части на части, то получилась бы целая научная книга. Я не хочу отпугивать тебя, лучший из людей Луцілію, от чтения подобных исследований, только бы все прочитанное ты тут же связывал с обычаями. Погамовуй их, а вялость - розворушуй, вольность - приструнчуй, дерзость - обуздывай, страсти, как свои, так и чужие, всячески притлумлюй. А кто упрекнет тебе: «Сколько можно говорить про одно и то же?» - на вопрос ответь вопросом: «А сколько можно обращать на окольные пути одни и те же?» Хотите избавиться от лекарств, не избавившись от болячек? Итак повторятиму еще и еще, и тем более настаивать, чем больше будете упираться. Лекарства начинают помогать тогда, когда отерпле тело словно стало чужим, снова болью отзывается на прикосновение. Хоть уши затикайте, а я все равно надокучатиму вам спасительными словами. Ну-ка когда же дойдет до вас невлесливе слово, а что не хотите слушать правду в одиночку, то слушайте ее все вместе. Пока розсуватимете пределы своих владений? Для одного владельца тесным есть поле, на котором бы разместился целый народ! До каких горизонтов простиратимете пахотные земли, если вас не удовлетворяет нива, которая своей розлогістю не уступает целой провинции? Славные реки проплывают сейчас через частные вотчины; большие потоки, служат границами для больших народов, теперь в вашей собственности - от истоков до устья! Но и этого вам мало, если просторами своих владений вы не охватили еще и морских безкраїв, если ваш управляющий не издает распоряжений по ту сторону Адриатического, Ионийского или Эгейского моря, если острова, жилища могущественных властителей, не кажутся вам каким-то мелочью среди всех ваших владений. Сядьте хоть какие необозримые просторы, пусть вашей нивой будет то, что некогда называлось государством, присваивайте себе то, что только можете,- чужой все же будет больше.

Теперь я обращаюсь к вам, чья расточительность такая же необъятная, как их жадность! К вам обращаюсь! Долго еще не будет ни озера, над которым возвышались бы башни ваших загородных дворцов? Долго еще не будет реки, чьих берегов не видно из-за ваших зданий? Только где-то пробьется горячий источник, там сразу и гнездится ваша роскошь. Где бы только не выгнулся заливом морской берег, там же и закладываете фундамент и, жадные уже только на рукотворную землю, гоните море далеко к горизонту(6). И хотя повсюду отсвечивают кровли ваших домов - то на вершинах гор, откуда видно и суша, и моря, то на равнинах, соревнуясь в стремительности с горными вершинами, сколько бы вы строились тех жилищ, и величественных и прекрасных,- каждый из вас занимает только одно, да и то крохотное тело. Зачем вам столько спален? В одной же кладетесь до сна! Где вас нет, там все не ваше.

Наконец, перейду к вам, чья бездонная, неусыпное ненажерність перетряхивает суша и моря. Не жалея сил, вылавливают для вас пищу то крючками, то сильцями, то разного рода сетями и сетями. Ни одна тварь не знает покоя, разве то, что уже приелось вам. Сколько же из тех блюд, которые приготовила для вас не одна пара рук, то сколько же из всех тех яств вы можете употребить? Вот разве лизнете что-то натомленим от наслаждений языком. Сколько же той дичи, битой с такой опасностью для жизни, посмакує вымученный нестравністю и тошнотой хозяин? Сколько же тех устриц, что их привозят из такой дали, скользящее в его невситиме брюхо? Разве не понимаете, несчастливцы, что ваша жадность гораздо больше, чем то ваше брюхо?.. Все это, Луцілію, говори другим, чтобы, говоря, и самому слушать; пиши другим, чтобы, пока пишешь, самому читать. Все связывай с обычаями, все направляй на укрощение бешеных страстей. Учись не для того, чтобы знать больше, а для того, чтобы знать лучше.

Будь здоров!

Книга: Луций Анней Сенека Нравственные письма к Луцилию Перевод А.Содомори

СОДЕРЖАНИЕ

1. Луций Анней Сенека Нравственные письма к Луцилию Перевод А.Содомори
2. ПИСЬМО II Сенека приветствует своего Луцилию! Из писем, что их пишешь...
3. ПИСЬМО IV Сенека приветствует своего Луцилию! Настойчиво продолжай...
4. ПИСЬМО VI Сенека приветствует своего Луцилию! Я понимаю, Луцілію,...
5. ПИСЬМО VIII Сенека приветствует своего Луцилию! «Ты велиш мне,- так...
6. ЛИСТ Х Сенека приветствует своего Луцилию! Так-так. Я не...
7. ПИСЬМО XII Сенека приветствует своего Луцилию! Повсюду, куда не...
8. ПИСЬМО XIII Сенека приветствует своего Луцилию! Знаю, тебе не...
9. ПИСЬМО XIV Сенека приветствует своего Луцилию! Согласен: уже от...
10. ПИСЬМО XV Сенека приветствует своего Луцилию! Был у наших предков,...
11. ПИСЬМО XVI Сенека приветствует своего Луцилию! Знаю, Луцілію, ты не...
12. ПИСЬМО XVIII Сенека приветствует своего Луцилию! Вот и декабрь,...
13. ПИСЬМО XIX Сенека приветствует своего Луцилию! Аж подпрыгнул, случайно,...
14. ПИСЬМО XX Сенека приветствует своего Луцилию! Если ты здоров и...
15. ПИСЬМО XXI Сенека приветствует своего Луцилию! То ты думаешь, что...
16. ПИСЬМО XXII Сенека приветствует своего Луцилию! Ты, наконец,...
17. ПИСЬМО XXIII Сенека приветствует своего Луцилию! Надеешься,...
18. ПИСЬМО XXV Сенека приветствует своего Луцилию! Что касается двух...
19. ПИСЬМО XXVII Сенека приветствует своего Луцилию! «Ты вот даешь...
20. ПИСЬМО XXIX Сенека приветствует своего Луцилию! Спрашиваешь нашего...
21. ПИСЬМО XXX Сенека приветствует своего Луцилию! Видел я Ауфідія...
22. ПИСЬМО XXXI Сенека приветствует своего Луцилию! Узнаю моего...
23. ПИСЬМО XXXII Сенека приветствует своего Луцилию! Все вивідую о...
24. ПИСЬМО XXXIV Сенека приветствует своего Луцилию! Кажется мне, что...
25. ПИСЬМО XXXVII Сенека приветствует своего Луцилию! Крупнейшая из твоего...
26. ПИСЬМО ХL Сенека приветствует своего Луцилию! Я благодарен тебе за то,...
27. ПИСЬМО XLI Сенека приветствует своего Луцилию! Хорошо И спасительно для...
28. ПИСЬМО XLIII Сенека приветствует своего Луцилию! Ты спрашиваешь,...
29. ПИСЬМО ХLVI Сенека приветствует своего Луцилию! Обещанную твою книгу...
30. ПИСЬМО XLVIII Сенека приветствует своего Луцилию! На твоего письма,...
31. ПИСЬМО XLIX Сенека приветствует своего Луцилию! Разве что равнодушный и...
32. ПИСЬМО L Сенека приветствует своего Луцилию! Твое письмо я получил...
33. ПИСЬМО LII Сенека приветствует своего Луцилию! Что же это за такая...
34. ПИСЬМО LIII Сенека приветствует своего Луцилию! На что только не...
35. ПИСЬМО LIV Сенека приветствует своего Луцилию! Долгий отпуск дало...
36. ПИСЬМО LVI Сенека приветствует своего Луцилию! Пусть я пропаду, если...
37. ПИСЬМО LVII Сенека приветствует своего Луцилию! Вынужден...
38. ПИСЬМО LIX Сенека приветствует своего Луцилию! Большое наслаждение я...
39. ПИСЬМО LX Сенека приветствует своего Луцилию! Жалуюсь, сопереживаю и возмущаюсь,...
40. ПИСЬМО LХІV Сенека приветствует своего Луцилию! Вчера ты был с нами....
41. ПИСЬМО LХVІ Сенека приветствует своего Луцилию! После многих лет...
42. ПИСЬМО LХVІІ Сенека приветствует своего Луцилию! Чтобы и себе начать...
43. ПИСЬМО LXVIII Сенека приветствует своего Луцилию! Присоединяюсь к...
44. ПИСЬМО LХІХ Сенека приветствует своего Луцилию! Я бы не хотел, чтобы...
45. ПИСЬМО LХХІ Сенека приветствует своего Луцилию! Часто советуешься со...
46. ПИСЬМО LХХII Сенека приветствует своего Луцилию! То, о чем...
47. ПИСЬМО LXXIII Сенека приветствует своего Луцилию! По моему мнению, очень...
48. ПИСЬМО LХХІV Сенека приветствует своего Луцилию! Твое письмо и утешил...
49. ПИСЬМО LХХV Сенека приветствует своего Луцилию! Ропщешь, что...
50. ПИСЬМО LXXVI Сенека приветствует своего Луцилию! Ты грозиш...
51. ПИСЬМО LXXVII Сенека приветствует своего Луцилию! Сегодня нежданно...
52. ПИСЬМО LХХVIII Сенека приветствует своего Луцилию! То, что страдаешь...
53. ПИСЬМО LХХІХ Сенека приветствует своего Луцилию! Жду от тебя...
54. ПИСЬМО LXXX Сенека приветствует своего Луцилию! Сейчас у меня...
55. ПИСЬМО LXXXI Сенека приветствует своего Луцилию! Ропщешь, что...
56. ПИСЬМО LХХХІІ Сенека приветствует своего Луцилию! Я уже перестал...
57. ПИСЬМО LXXXIII Сенека приветствует своего Луцилию! Жаждешь, чтобы я...
58. ПИСЬМО LXXXIV Сенека приветствует своего Луцилию! Те путешествия, что...
59. ПИСЬМО LХХХV Сенека приветствует своего Луцилию! До сих пор я тебя щадил:...
60. ПИСЬМО LXXXVI Сенека приветствует своего Луцилию! Пишу тебе,...
61. ПИСЬМО LXXXVII Сенека приветствует своего Луцилию! Я увидел обломки...
62. ПИСЬМО LXXXVIII Сенека приветствует своего Луцилию! Ты хочешь знать,...
63. ПИСЬМО LХХХІХ Сенека приветствует своего Луцилию! Жаждешь от меня...
64. ПИСЬМО XC Сенека приветствует своего Луцилию! Кто, мой Луцілію, мог...
65. ПИСЬМО ХСІ Сенека приветствует своего Луцилию! Наш Лібераліс сейчас...
66. ПИСЬМО XCII Сенека приветствует своего Луцилию! Думаю, дойдем...
67. ПИСЬМО ХСІІІ Сенека приветствует своего Луцилию! В письме, где ты...
68. ПИСЬМО ХСІV Сенека приветствует своего Луцилию! Некоторые берут...
69. ПИСЬМО ХСV Сенека приветствует своего Луцилию! Жаждешь, чтобы я выложил...
70. ПИСЬМО XCVI Сенека приветствует своего Луцилию! И все же ты чем-то...
71. ПИСЬМО ХСVIII Сенека приветствует своего Луцилию! Никогда не верь, что...
72. ПИСЬМО XCIX Сенека приветствует своего Луцилию! Посылаю тебе...
73. ПИСЬМО С Сенека приветствует своего Луцилию! Пишешь, что с большим...
74. ПИСЬМО СИ Сенека приветствует своего Луцилию! Каждый день, каждая...
75. ПИСЬМО СИИ Сенека приветствует своего Луцилию! Как делает нам...
76. ПИСЬМО СІІІ Сенека приветствует своего Луцилию! Почему так беспокоишься...
77. ПИСЬМО СV Сенека приветствует своего Луцилию! Я скажу тебе, на что...
78. ПИСЬМО CVII Сенека приветствует своего Луцилию! Так где же твоя...
79. ПИСЬМО CIX Сенека приветствует своего Луцилию! Хочешь знать,...
80. ПИСЬМО CX Сенека приветствует своего Луцилию! А это поздравление насылаю...
81. ПИСЬМО северный и Сенека приветствует своего Луцилию! Ты спрашивал меня, как...
82. ПИСЬМО СХІV Сенека приветствует своего Луцилию! Ты спрашиваешь меня,...
83. ПИСЬМО СХV Сенека приветствует своего Луцилию! Не хочу, мой...
84. ПИСЬМО СХVІ Сенека приветствует своего Луцилию! Не раз возникал...
85. ПИСЬМО СХVIII Сенека приветствует своего Луцилию! Требуешь, чтобы я...
86. ПИСЬМО СХІХ Сенека приветствует своего Луцилию! Сколько бы...
87. ПИСЬМО CXX Сенека приветствует своего Луцилию! Твое письмо,...
88. ПИСЬМО CXXI Сенека приветствует своего Луцилию! Я вижу, ты заведешь...
89. ПИСЬМО CXXII Сенека приветствует своего Луцилию! Вот уже и день несколько...
90. ПИСЬМО CXXIII Сенека приветствует своего Люцілія! Уставший...
91. ПИСЬМО СХХІV Сенека приветствует своего Луцилию! Могу тебе немало...
92. ПРИМЕЧАНИЯ Данный перевод - это первая полная украинская...
93. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН Август (Гай Юлий Цезарь Октавиан) - LXXXIII,...

На предыдущую