lybs.ru
Огонь ожесточенных не печет. / Тарас Шевченко


Книга: Луций Анней Сенека Нравственные письма к Луцилию Перевод А.Содомори


ПИСЬМО CXXI

Сенека приветствует своего Луцилию!

Я вижу, ты заведешь со мной спор, пусть лишь изложу тебе сегодняшний вопрос, над которым я уже долго ломив себе голову. Ты ведь снова вигукнеш: «А что здесь общего с обычаями?» - Можешь себе выкрикивать, а я тем временем выдвину против тебя и других, с которыми придется вступить в спор,- Посідонія и Архідема(1); они не откажутся принять участие в судебном деле. Тогда уж и я скажу слово. Не все, что относится к обычаям, воспитывает добрые нравы. Что-то одно касается нашей пищи, то второе - совершенствование; еще что - то-нашей одежды, а еще что-то другое - учебу или, скажем, развлечения. Все это имеет отношение к человеку, хотя не все делает ее лучшей. Да и к обычаям те вещи имеют неодинаковое отношение: одно их исправляет и упорядочивает, другое - вникает в их природу и происхождение. Когда дошукуюся, зачем природа произвела на свет человека, зачем предоставила ей предпочтение перед всеми другими созданиями, то, думаешь, я далеко отошел от обычаев? Ошибаешься. Потому как будешь знать, каких обычаев придерживаться, не исследовав, что для человека является лучшим, не присмотревшись к ее природы? Только тогда поймешь, что тебе делать, чего избегать, когда узнаешь, Что ты должен своей природе.- «А я,- скажешь,- стараюсь понять, как бы мне меньше желать, меньше бояться! Освободи меня от предрассудков(2); научи, насколько бесполезным и пустым является то, что называют счастьем,- так легко может приобщиться к нему еще один состав!»(3 - Я исполню твое желание: заохочуватиму тебя к добродетели, а за пороки - наказывать. И пусть меня считают здесь непоміркованим, я все же не оставлю преследовать ничтожество, укрощать разнузданные страсти, погамовувати наслаждения, что заканчиваются страданиями, противостоять молитвенным жаждой. Спросишь, почему? А потому, что большинство наших бед мы сами себе вимолюємо; с чем нас приветствовали, в том впоследствии утешают.

А тем временем позволь мне поразмыслить над вопросом, вроде бы достаточно далеким от того, о чем говорилось. Я дошукувався, есть ли у животных осознанное ощущение состояния своего тела. Что это так, отчетливо видно из того, как они складно и ловко двигают всеми своими членами,- будто действительно всему тому обучены. Любое животное умело владеет той или иной частью тела. Ремесленник легко пользуется своим орудием, руководитель со знанием дела возвращает руль, маляр, разложив перед собой множество различных красок, в одно мгновение останавливается на той, что нужна для воспроизведения подобия,- его взгляд и рука словно перепурхують между воском(4) и произведением. Такую же звинність при каждой своей потребности проявляют и животные. Мы привыкли восхищаться опытными танцорами: удивляемся, как их рука готова тут же создать образ любой вещи, любого чувства; как телодвижениями они успевают догонять мгновенный ход слов. То, чего они достигли наукой, животные получили от природы. Нет среди них такого, которому было бы неудобно шевелить своими конечностями, которая бы решала, как воспользоваться какой-либо части своего тела. Едва появившись на свет, они сразу готовы к действию; с тем знанием приходят, потому и рождаются обученными.- «Однако животные волей-неволей толком двигают всеми своими членами: если бы двигались по-другому, то им просто было бы больно».- Итак, как понимаю из ваших слов, они вынуждены двигаться правильно: к этому их побуждает страх, а не собственная воля. Но ведь это не так. Что делаем под кнутом необходимости, то делаем вяло; подвижность - признак непринужденного порыва. Страх перед болью не может их побуждать к звинності хотя бы потому, что они даже вопреки боли стремятся усовершенствовать свои естественные движения. Вот возьмем для примера младенца. Оно уже думает, как бы то зіп'ястись на ноги, а поднявшись, пытается ступить шаг, пробует свои силы, падает, плачет, но снова и снова сводится с земли, пока не приучит себя, сколько бы пришлось натерпітись, до того, что требует природа. Некоторые животные с твердой спиной, когда перевернутся, то до тех пор мордуються, до тех пор перебирают и вихвицують в воздухе ногами, пока кто-то снова не поставит их так, как им положено стоять. Когда черепаха лежит навзничь, то ей от того совсем не больно, но стремление вернуться к природной положение не перестает ей донимать: все сопротивляется, расшатывается, пока снова не станет на ноги. Следовательно, осознанное ощущение состояния своего тела присуще всем, а отсюда - такое свободное владение всеми членами. А раз не бывает животного, которое бы не умела пользоваться своим телом, то это лучшее доказательство того, что это естественное умение.

«Но ведь вы утверждаете, что естественное состояние - это то или иное отношение ведущего начала души к телу. Как может ребенок понять такую запутанную и тонкую вещь, что и вам лишь с трудом ложится на язык? Все животные должны были бы родиться діалектиками, чтобы понять подобное определение, неясное и для большинства зодягнених в тогу?»(5) - То упрек был бы уместен, если бы я утверждал, что животные осознают определение состояния, а не само состояние. Природу легче просто узнать, чем описать. Скажем, и ребенок не знает, что такое состояние вообще, но свое состояние она знает; ровно же не знает, что такое живое существо, а несмотря на то чувствует себя живым существом. Правда, свое состояние она понимает только грубо, общо и обтекаемо. Да и мы, взрослые, знаем, что у нас есть душа, а что оно такое эта душа, где она, какая она, откуда взялась,- того не ведаем.

Итак, какой у нас есть ощущение, что занимаем душу, хоть ничего не знаем ни о его природе, ни о месте, где она находится, таким оно есть и у всех животных - о состоянии их тела. Поэтому не могут они не чувствовать того, благодаря чему чувствуют все остальное; не могут не чувствовать того, почему повинуются, что ими руководит. Каждый из нас понимает: есть нечто такое, что дает толчок к какого-то действия, а что это такое - не знает; понимает, что есть еще какой-то поезд, а что это за сила, откуда она - тоже не ведает. Так и детям, и животным присуще чувство ведущего начала, что есть в их душе, хотя то ощущение не является ни достаточно ясным, ни выразительным.

«Но вы говорите, что каждое живое существо приспосабливается прежде всего к своему состоянию; главное в состоянии человека - разум, поэтому человек приспосабливается к себе не как к живому существу, а прежде всего как существа разумного. Человек, собственно, и дорога себе той частью своего естества, благодаря которой она - человек. И каким образом младенец может приспособиться к состоянию разумного существа, если и сам еще не стало разумным?» - У каждого возраста свое состояние: у новорожденного - такой, у парня - другой, а еще другой - в наклонной человека. Всяк приспосабливается к тому состоянию, в котором находится. Младенец - беззубое, вот оно и приспосабливается к тому своего состояния. Выросли зубы - приспосабливается и до такого состояния. Так и в той уборочной растения, что должно стать хлебом и зерном, одно состояние, когда она, хрупкая, едва проглядывает из борозды, другой - когда, окрепнув, выпрямляется, хоть еще мягким, но готовым нести вес первого налива стеблем, а еще другой - когда половіє и, склоняя тугой колос, ждет току; одно слово, которого достигает состояния, такового держится, до такого и подлаживает. Одним является возраст младенца, другим - паренька, еще другим - юноши, затем - старого. Но я, хоть был и младенцем, и мальчиком, и юношей, остаюсь самим собой. Так вот: хотя состояние у каждого существа постоянно меняется, приспособления до того состояния остается одним и тем же. Ведь природа отдает мне в опеку не парня, не юноши и не старца, а меня самого. Итак, младенец приспосабливается к тому своему состоянию, который на то время присущ немовлячому возраста, а не до того состояния, которое потом будет свойственный юноше. Потому что если на младенца ждет в будущем другой, высший, состояние, то это еще не значит, что то состояние, в котором оно появляется на свет дневной, противоречит природе. Живое существо приспосабливается же прежде всего к себе, ведь должно быть что-то такое, к чему бы можно было отнести все остальное. Жажду наслаждения. А для кого? Для себя. Итак, беспокоюсь о себе. Избегаю боли. Ради кого? Конечно, ради себя. Итак, беспокоюсь о себе. Если все делаю, заботясь о себе, то отсюда видно, что для меня забота о себе - прежде всего. И это свойственно всем живым существам, и оно не привитое, а врожденное. Природа выводит свое потомство, а не выбрасывает его. Так же найпевнішою бывает и опека, которой одаривает нас кто ближайший, то не удивительно, что каждый поручений в опеку самому себе. Итак, как я говорил в предыдущих письмах, даже самые нежные существа, что только-только вышли из материнского чрева или вылупились из яйца, сразу знают, щї для них враждебно, и избегают смертельной угрозы. Даже тени коршуна, пролетающего в небе, пугаются те, которым выпало быть добычей хищных птиц. Нет такого существа, которое, появившись на свет, не знало бы, что такое страх перед смертью.

«Но каким образом только что родившееся существо может понимать, что для нее спасительно, а что - смертельное?» - Прежде всего встает вопрос, вообще понимает, а не каким образом понимает. А что есть у тех существ понимание, видно вот из чего: в каждом случае они поступают именно так, как поступали бы, понимая. Почему, скажем, курица не убегает ни от павлина, ни от гуся, а только от значительно меньшего, да и не известного ей ястреба? Почему цыплята боятся кота, а собаки не боятся? Понятно, что им присуще знание того, что может повредить, и то знание - не из опыта, ведь остерегаются и такого, чего еще не изведали. А дальше,- чтобы ты не думал, что все здесь происходит случайно: они и не боятся, чего им бояться, и никогда не забывают о том, что сами должны заботиться о себе и быть бдительными,- все равно бегут от гибели. А еще: хоть бы как долго они жили, лякливішими не становятся. Отсюда ясно, что они пришли к этому не через опыт, а из естественной любви к себе и стремления сохранить свою жизнь. Опыт - учитель медленный, а наука его - разнообразная; природа передает знания сразу и всем одинаковое. Если настаиваешь, я объясню тебе, как всякое существо пытается распознать, что для него губительно. Оно чувствует себя живым телом, а значит, чувствует и то, какой ущерб может понести: что его может резать, жечь, давить, какие животные готовы ему повредить; отсюда и заключает для себя представление о все враждебное и опасное. Те две вещи тесно между собой связаны: каждое существо приспосабливается к тому, как себя спасти, и одновременно ищет того, что ей целебен, а что вредно,- того избегает. Естественным является влечение к полезному, естественная и отвращение к противоположному: что предписывает природа, то осуществляется без раздумывания, которое бы гласило, что должны действовать, без никакого совета. Разве ты не наблюдал за пчелами - с каким тонким умением они строят свои жилища, в которой согласии выполняют распределенную между собой труд? Разве ты не присматривался к паутине - той тканки, которой ни за что не повторит никто из смертных? Сколько труда надо вложить, чтобы одни из тех ниточек прослалися прямо и служили основой, другие - чтобы разбегались лучами по кругу, при организации гуще, а дальше все реже и реже,- чтобы, словно тенета, они задерживали маленькие существа, на чью погибель они протянутые! То искусство не добытое наукой - оно врожденное. Поэтому-то не бывает так, чтобы одно животное было сдать-нишей к чему, чем другая: паутина везде одинаковая, в восковых чашечках соты одинаковые углы. Что подает нам наука, то и неопределенно, и неровное; из рук природы взамен получаем все поровну. Она же наставляет нас, прежде всего, как заниматься собой, как вести себя, чтобы сохранить себя. Вот почему для всех живых существ и наука, и жизнь начинаются одновременно. Поэтому не удивительно, что рождаются они с тем, без чего родились бы напрасно. Первое орудие, которое дала им природа, чтобы они могли продолжаться на свете,- это приспособления и любовь к себе. Они бы не уцелели, когда бы того не хотели. И хотя именно то стремление не принесло бы им спасения, но и без него ничто другое не спасло бы их. Не найдешь, говорю, такого существа, которое бы не дорожило или даже легковажило собой. Вот и в безмолвной, тупой ко всему прочему скота хватает сообразительности, когда речь идет о жизни. Вот видишь, даже те существа, которые не приносят другим никакой пользы, для себя же на все сподобятся.

Будь здоров!

Книга: Луций Анней Сенека Нравственные письма к Луцилию Перевод А.Содомори

СОДЕРЖАНИЕ

1. Луций Анней Сенека Нравственные письма к Луцилию Перевод А.Содомори
2. ПИСЬМО II Сенека приветствует своего Луцилию! Из писем, что их пишешь...
3. ПИСЬМО IV Сенека приветствует своего Луцилию! Настойчиво продолжай...
4. ПИСЬМО VI Сенека приветствует своего Луцилию! Я понимаю, Луцілію,...
5. ПИСЬМО VIII Сенека приветствует своего Луцилию! «Ты велиш мне,- так...
6. ЛИСТ Х Сенека приветствует своего Луцилию! Так-так. Я не...
7. ПИСЬМО XII Сенека приветствует своего Луцилию! Повсюду, куда не...
8. ПИСЬМО XIII Сенека приветствует своего Луцилию! Знаю, тебе не...
9. ПИСЬМО XIV Сенека приветствует своего Луцилию! Согласен: уже от...
10. ПИСЬМО XV Сенека приветствует своего Луцилию! Был у наших предков,...
11. ПИСЬМО XVI Сенека приветствует своего Луцилию! Знаю, Луцілію, ты не...
12. ПИСЬМО XVIII Сенека приветствует своего Луцилию! Вот и декабрь,...
13. ПИСЬМО XIX Сенека приветствует своего Луцилию! Аж подпрыгнул, случайно,...
14. ПИСЬМО XX Сенека приветствует своего Луцилию! Если ты здоров и...
15. ПИСЬМО XXI Сенека приветствует своего Луцилию! То ты думаешь, что...
16. ПИСЬМО XXII Сенека приветствует своего Луцилию! Ты, наконец,...
17. ПИСЬМО XXIII Сенека приветствует своего Луцилию! Надеешься,...
18. ПИСЬМО XXV Сенека приветствует своего Луцилию! Что касается двух...
19. ПИСЬМО XXVII Сенека приветствует своего Луцилию! «Ты вот даешь...
20. ПИСЬМО XXIX Сенека приветствует своего Луцилию! Спрашиваешь нашего...
21. ПИСЬМО XXX Сенека приветствует своего Луцилию! Видел я Ауфідія...
22. ПИСЬМО XXXI Сенека приветствует своего Луцилию! Узнаю моего...
23. ПИСЬМО XXXII Сенека приветствует своего Луцилию! Все вивідую о...
24. ПИСЬМО XXXIV Сенека приветствует своего Луцилию! Кажется мне, что...
25. ПИСЬМО XXXVII Сенека приветствует своего Луцилию! Крупнейшая из твоего...
26. ПИСЬМО ХL Сенека приветствует своего Луцилию! Я благодарен тебе за то,...
27. ПИСЬМО XLI Сенека приветствует своего Луцилию! Хорошо И спасительно для...
28. ПИСЬМО XLIII Сенека приветствует своего Луцилию! Ты спрашиваешь,...
29. ПИСЬМО ХLVI Сенека приветствует своего Луцилию! Обещанную твою книгу...
30. ПИСЬМО XLVIII Сенека приветствует своего Луцилию! На твоего письма,...
31. ПИСЬМО XLIX Сенека приветствует своего Луцилию! Разве что равнодушный и...
32. ПИСЬМО L Сенека приветствует своего Луцилию! Твое письмо я получил...
33. ПИСЬМО LII Сенека приветствует своего Луцилию! Что же это за такая...
34. ПИСЬМО LIII Сенека приветствует своего Луцилию! На что только не...
35. ПИСЬМО LIV Сенека приветствует своего Луцилию! Долгий отпуск дало...
36. ПИСЬМО LVI Сенека приветствует своего Луцилию! Пусть я пропаду, если...
37. ПИСЬМО LVII Сенека приветствует своего Луцилию! Вынужден...
38. ПИСЬМО LIX Сенека приветствует своего Луцилию! Большое наслаждение я...
39. ПИСЬМО LX Сенека приветствует своего Луцилию! Жалуюсь, сопереживаю и возмущаюсь,...
40. ПИСЬМО LХІV Сенека приветствует своего Луцилию! Вчера ты был с нами....
41. ПИСЬМО LХVІ Сенека приветствует своего Луцилию! После многих лет...
42. ПИСЬМО LХVІІ Сенека приветствует своего Луцилию! Чтобы и себе начать...
43. ПИСЬМО LXVIII Сенека приветствует своего Луцилию! Присоединяюсь к...
44. ПИСЬМО LХІХ Сенека приветствует своего Луцилию! Я бы не хотел, чтобы...
45. ПИСЬМО LХХІ Сенека приветствует своего Луцилию! Часто советуешься со...
46. ПИСЬМО LХХII Сенека приветствует своего Луцилию! То, о чем...
47. ПИСЬМО LXXIII Сенека приветствует своего Луцилию! По моему мнению, очень...
48. ПИСЬМО LХХІV Сенека приветствует своего Луцилию! Твое письмо и утешил...
49. ПИСЬМО LХХV Сенека приветствует своего Луцилию! Ропщешь, что...
50. ПИСЬМО LXXVI Сенека приветствует своего Луцилию! Ты грозиш...
51. ПИСЬМО LXXVII Сенека приветствует своего Луцилию! Сегодня нежданно...
52. ПИСЬМО LХХVIII Сенека приветствует своего Луцилию! То, что страдаешь...
53. ПИСЬМО LХХІХ Сенека приветствует своего Луцилию! Жду от тебя...
54. ПИСЬМО LXXX Сенека приветствует своего Луцилию! Сейчас у меня...
55. ПИСЬМО LXXXI Сенека приветствует своего Луцилию! Ропщешь, что...
56. ПИСЬМО LХХХІІ Сенека приветствует своего Луцилию! Я уже перестал...
57. ПИСЬМО LXXXIII Сенека приветствует своего Луцилию! Жаждешь, чтобы я...
58. ПИСЬМО LXXXIV Сенека приветствует своего Луцилию! Те путешествия, что...
59. ПИСЬМО LХХХV Сенека приветствует своего Луцилию! До сих пор я тебя щадил:...
60. ПИСЬМО LXXXVI Сенека приветствует своего Луцилию! Пишу тебе,...
61. ПИСЬМО LXXXVII Сенека приветствует своего Луцилию! Я увидел обломки...
62. ПИСЬМО LXXXVIII Сенека приветствует своего Луцилию! Ты хочешь знать,...
63. ПИСЬМО LХХХІХ Сенека приветствует своего Луцилию! Жаждешь от меня...
64. ПИСЬМО XC Сенека приветствует своего Луцилию! Кто, мой Луцілію, мог...
65. ПИСЬМО ХСІ Сенека приветствует своего Луцилию! Наш Лібераліс сейчас...
66. ПИСЬМО XCII Сенека приветствует своего Луцилию! Думаю, дойдем...
67. ПИСЬМО ХСІІІ Сенека приветствует своего Луцилию! В письме, где ты...
68. ПИСЬМО ХСІV Сенека приветствует своего Луцилию! Некоторые берут...
69. ПИСЬМО ХСV Сенека приветствует своего Луцилию! Жаждешь, чтобы я выложил...
70. ПИСЬМО XCVI Сенека приветствует своего Луцилию! И все же ты чем-то...
71. ПИСЬМО ХСVIII Сенека приветствует своего Луцилию! Никогда не верь, что...
72. ПИСЬМО XCIX Сенека приветствует своего Луцилию! Посылаю тебе...
73. ПИСЬМО С Сенека приветствует своего Луцилию! Пишешь, что с большим...
74. ПИСЬМО СИ Сенека приветствует своего Луцилию! Каждый день, каждая...
75. ПИСЬМО СИИ Сенека приветствует своего Луцилию! Как делает нам...
76. ПИСЬМО СІІІ Сенека приветствует своего Луцилию! Почему так беспокоишься...
77. ПИСЬМО СV Сенека приветствует своего Луцилию! Я скажу тебе, на что...
78. ПИСЬМО CVII Сенека приветствует своего Луцилию! Так где же твоя...
79. ПИСЬМО CIX Сенека приветствует своего Луцилию! Хочешь знать,...
80. ПИСЬМО CX Сенека приветствует своего Луцилию! А это поздравление насылаю...
81. ПИСЬМО северный и Сенека приветствует своего Луцилию! Ты спрашивал меня, как...
82. ПИСЬМО СХІV Сенека приветствует своего Луцилию! Ты спрашиваешь меня,...
83. ПИСЬМО СХV Сенека приветствует своего Луцилию! Не хочу, мой...
84. ПИСЬМО СХVІ Сенека приветствует своего Луцилию! Не раз возникал...
85. ПИСЬМО СХVIII Сенека приветствует своего Луцилию! Требуешь, чтобы я...
86. ПИСЬМО СХІХ Сенека приветствует своего Луцилию! Сколько бы...
87. ПИСЬМО CXX Сенека приветствует своего Луцилию! Твое письмо,...
88. ПИСЬМО CXXI Сенека приветствует своего Луцилию! Я вижу, ты заведешь...
89. ПИСЬМО CXXII Сенека приветствует своего Луцилию! Вот уже и день несколько...
90. ПИСЬМО CXXIII Сенека приветствует своего Люцілія! Уставший...
91. ПИСЬМО СХХІV Сенека приветствует своего Луцилию! Могу тебе немало...
92. ПРИМЕЧАНИЯ Данный перевод - это первая полная украинская...
93. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН Август (Гай Юлий Цезарь Октавиан) - LXXXIII,...

На предыдущую