lybs.ru
Для опьяневших от любви брак - вытрезвитель. / Юрий Мелихов


Книга: Аудит субъектов хозяйствования - Конспект лекций


Аудит субъектов хозяйствования - Конспект лекций

Роль контроля в системе управления

На современном этапе радикальных реформ в Украине особое значение приобретают вопросы совершенствования управления. Одной из важнейших его функций является контроль. Любой вид управления невозможен без четко организованной системы контроля, потому что нельзя эффективно управлять, не проверяя исполнения поставленных требований и не выявляя фактического состояния на управленческих объектах.

В этом смысле контроль является самостоятельной функцией управления, выступает средством установления обратных связей, благодаря чему управляющий орган (субъект управления) может проследить ход выполнения принятых решений. Это дает возможность своевременно реагировать на отклонения в работе подконтрольного объекта от заданной программы и вносить соответствующие коррективы в его деятельность. Контроль как самостоятельная функция управления тесно связан с другими сторонами управленческой деятельности-прогнозированием, планированием, учетом и анализом.

Сущность контроля можно определить как систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния объекта управления с целью выявления обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, информирования об этих явлениях руководителей органов и устранению неблагоприятных ситуаций. Таким образом, контроль выполняет информационную и коррекционную функции.

На информационном этапе контрольной деятельности осуществляется поиск и сбор информации об объекте управления, сравнивается фактическое выполнение с начерченными целями. А на коррекционном этапе устанавливают способ и разрабатывают конкретные мероприятия по устранению выявленных расхождений, принимают решения по нормализации деятельности подконтрольного объекта.

Международная организация высших контрольных органов (ІНТОСАІ) определила, что организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми ресурсами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль - неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на предыдущей стадии, чтобы иметь возможность привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за ущерб и разработать мероприятия по предотвращению подобных нарушений в будущем.

Осуществления в развитых зарубежных странах каких-либо значимых программ (экономических, социальных, политических) предусматривает включение в них подсистем контроля с обязательным выделением на их функционирование части общих ассигнований, предусмотренных на реализацию таких программ. И это всегда оказывается оправданным мероприятием. Таким образом, контроль как социальная функция существует в системе государственного управления независимо от общественно-политического строя и типа экономических отношений. Однако содержание и место контроля в системе управления предопределяются характером общественно-экономических отношений и политической организации общества.

Существующая в Украине система контроля и соответственно система контролирующих органов была сформирована на базе командно-административной системы, при которой акцент делался на политических функциях контроля и его массовости, часто вопреки компетентности и объективности. Поэтому в последнее время в бывшем СССР, а теперь и в Украине, все сильнее наряду с субъективными стали проявляться объективные факторы, которые влияли на снижение качества контрольной деятельности.

В современных условиях сложность контролируемых объектов значительно превышает возможности субъектов контроля (органов управления и контролирующих органов). Таким образом, контроль становится недостаточно эффективным, потому что его органы по объективным причинам не в состоянии регулярно, своевременно и полностью перерабатывать информацию, необходимую для качественной организации контрольной деятельности. А система контроля продолжает развиваться, как правило, экстенсивным методом, то есть путем формирования новых органов государственного контроля, не смотря на то, что уже сейчас специалисты насчитывают более 100 различных систем внешнего контроля деятельности предприятий. При этом качество управленческих решений значительно

снижается (одни решения противоречат другим), а техническая и научная базы для их принятия не успевают за потребностями общества и не соответствуют современным требованиям.

При таких условиях объекты управления постепенно стали выходить из-под реального контроля; процесс контроля становится более формальным, что прежде всего влияет на темпы развития общественного производства.

Предметом любого контроля являются состояние и поведение объектов управления. Это поведение может быть описана системой показателей, с помощью которых можно установить качественное состояние объекта. Кроме того, каждый объект окружает среда, с которым он взаимодействует. Поэтому задача контроля заключается и в том, чтобы выявить факторы, которые существенно влияют на поведение объекта контроля. Определив объект контроля и существенные факторы, влияющие на его поведение, устанавливают необходимые параметры объекта и их соответствие цели управления. От правильного определения этих параметров в значительной степени зависит результат контроля.

Однако сущность контроля не может быть всесторонне раскрытой вне сферы управления, которую он обслуживает. Потому что не существует контроля вообще, а есть контроль конкретного содержания и конкретных форм. В зависимости от сферы управления, которую он охватывает, выделяют такие области контроля: административный, технический, экологический и экономический (финансово-хозяйственный).

Книга: Аудит субъектов хозяйствования - Конспект лекций

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аудит субъектов хозяйствования - Конспект лекций
2. Экономический контроль и его классификация
3. Органы контроля финансово-хозяйственной деятельности в Украине
4. Сущность, предмет и объекты аудита
5. Методические приемы аудита
6. Нормативно-правовое обеспечение аудита
7. Методика проведения аудита
8. Стадии и процедуры аудита, аудиторские доказательства и рабочие документы аудитора
9. Аудит кассовых операций и подотчетных сумм
10. Аудит банковских и кредитных операций
11. Проверка расчетов, обеспеченных векселями
12. Проверка расчетов по оплате труда
13. Аудит материально-производственных запасов
14. Аудит основных и прочих необоротных активов
15. Аудит готовой продукции и продажи товаров (работ, услуг)
16. Проверка соблюдения законодательства при приватизации государственного имущества
17. Аудит валовых расходов и валового дохода предприятия
18. Аудит финансовых результатов работы предприятия
19. Проверка эмиссии и обращения ценных бумаг
20. Проверка расчетов с бюджетом и государственными целевыми фондами
21. Проверка организационно-правовых основ деятельности предприятия
22. Проверка организации внутрихозяйственного контроля
23. Проверка состояния бухгалтерского учета
24. Проверка финансовой отчетности
25. Аудиторские риски
26. Ошибки и возможности обмана
27. Аудиторские отчеты

На предыдущую