lybs.ru
Заработанная копейка лучше ворованный червонец. / Украинская народная мудрость


Книга: Учет и аудит в коммерческих банках - Герасимович


Учет и аудит в коммерческих банках - Герасимович

ГЛАВА 1 РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В УПРАВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ

После изучения главы 1 Вы должны знать:

1. Необходимость и причины проведения реформы бухгалтерского учета в банках Украины.

2. Международные аспекты бухгалтерского учета и их суть.

3. Состав и общая характеристика международных стандартов учета.

4. Особенности финансового и управленческого учета.

1.1. Реформа учета и отчетности в Украине

Система бухгалтерского учета в банках Украины, что действовала до 1997 г., сформировалась в пределах бывшего СССР. И функционирование было обусловлено потребностями централизованного управления экономикой. Главная цель бухгалтерского учета заключалась в обеспечении сохранности социалистической собственности и контроле за выполнением Государственного плана (бюджетного, кредитного, кассового и др.). Информация, которая отражалась в бухгалтерском учете и отчетности, прежде всего предназначалась для министерств и ведомств и использовалась ими для управления отраслью и экономикой в целом и расчета налоговых платежей. Совсем не применялась практика составления и предоставления финансовой отчетности для внешних пользователей. В этом не было необходимости, поскольку внешнеэкономическая деятельность составляла монополию государства.

Разработка методологии и правил ведения учета и отчетности в бывшем СССР возлагалась на Министерство финансов, которое жестко регламентировало организацию бухгалтерского процесса и осуществление всех бухгалтерских процедур.

Правила организации и ведения учета и отчетности для банков регламентировал Госбанк СССР. Базируясь на общих принципах учета, предложенных Минфином, Госбанк разрабатывал номенклатуру статей баланса (план счетов), правила выполнения, учета и контроля всех банковских операций. Это позволяло контролировать каждый шаг деятельности банковских учреждений. Итак, Госбанк СССР был единым эмиссионным, кассовым и расчетным центром.

Функции банков как финансовых посредников были ограниченными. Через банки осуществлялся распределение средств между бюджетом и предприятиями и организациями в рамках выполнения Государственного плана. Кредитные ресурсы использовались как плановое источник формирования оборотных средств предприятий. Банковские учреждения выполняли операции по финансированию капитальных вложений, кассового исполнения бюджета, исходя из утвержденных лимитов (контрольных цифр), а не из наличия кредитных ресурсов. При таких условиях бухгалтерский учет использовался как важный инструмент управления централизованной плановой экономикой, а за своими функциями и методами работы наближувався до управленческого. Следовательно, такая система бухгалтерского учета не давала возможности получить объективную информацию относительно результатов деятельности и финансового состояния субъекта хозяйственной деятельности (суммы активов, обязательств, собственного капитала), в том числе и банков.

После провозглашения в 1991 г. Украиной независимости прерогативу установления правил ведения учета и отчетности для банков передано Национальному банку Украины (НБУ). Период становления НБУ как центрального банка характеризовался полным воспроизведением подходов и принципов социалистической системы хозяйствования. Бухгалтерский учет рассматривался только как счетоводство, т.е. как регистрация всех проводимых банком операций и отражение в бухгалтерских формах (регистрах) учетных данных в отношении этих операций. Роль бухгалтерского учета, как и ранее, недооцінювалась. Систематизация учетных данных в бухгалтерской отчетности осуществлялась по старым принципам, поскольку форма и содержание бухгалтерской отчетности - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о распределении прибыли и др.- каких-либо существенных изменений не претерпели.

Современный этап развития экономики в Украине было признано как переходный период становления новой модели хозяйственной системы, основанной на рыночных отношениях. Важнейшей и неотъемлемой составной частью структуры рыночной экономики выступают кредитные институты.

В последнее время банковская система претерпела значительных изменений. Завершился переход на двухуровневую структуру, что соответствует модели кредитной системы развитых стран: на первом уровне - Национальный банк Украины, на втором - коммерческие банки. Реорганизация банковского дела законодательно закрепила трансформирование банков всех уровней и принципы их функционирования.

Национальный банк выполняет традиционные функции, характерные для центрального банка государства: разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику, является эмиссионным и расчетным центром страны, банком банков и банкиром правительства. Доходы и расходы банка определяются сметой, утвержденной в соответствии с действующим законодательством.

Коммерческие банки относятся к категории предприятий - финансовых посредников. Они организуют и осуществляют расчеты и денежные платежи, привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их в ссуду, вкладывают в инвестиционные операции, операции с ценными бумагами.

Коммерческие банки являются субъектами предпринимательской деятельности и функционируют в соответствии со следующими принципами.

1. Коммерческий (хозяйственный) расчет: доходы покрывают расходы, отсутствует право на получение государственных субсидий; цель деятельности - получение прибыли при разумном риске.

2. Автономия: банки получили право самостоятельно осуществлять ценообразование банковских продуктов в рамках действующих ограничений, т.е. самостоятельно устанавливают процентные ставки по депозитам, за предоставленные кредиты, расчетно кассовое обслуживание и т.д.

3. Самоуправления: банки самостоятельно определяют стратегию и тактику своего развития, своей деятельностью без вмешательства государства.

Таким образом, важным показателем оценки деятельности банков становится прибыль. Однако введенное в Украине определение прибыли, методика его расчета и отражения в бухгалтерской отчетности сформировались в рамках административно-командной системы управления и существенно отличаются от их понимания в условиях рыночной экономики. Следовательно, прибыль, отраженный в системе бухгалтерского учета, которая базируется на действующих национальных стандартах, не может рассматриваться как объективный показатель деятельности. Различия связаны прежде всего с методологией определения и измерения доходов и расходов в системе учета.

В странах с развитой рыночной экономикой финансовый учет выполняет две основные функции:

- измеряет и отображает финансовый результат;

- отражает финансовое состояние предприятия: его активы, обязательства и собственный капитал.

Практика бухгалтерского учета в таких странах построена на общепринятых принципах бухгалтерского учета и международных стандартах учета и отчетности. Она направлена на:

- объективное определение и отражение финансового результата деятельности и финансового состояния;

- отражение рыночных рисков;

- учета влияния рынка на деятельность. В международных экономических отношениях бухгалтерский учет рассматривается как язык бизнеса, инструмент деловых отношений. Поэтому интеграция отечественных банков в мировую банковскую систему требует отражения финансового состояния в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета. Несостоятельность банка предоставлять финансовую информацию в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета реальным или потенциальным партнерам тормозит открытие кредитных линий, а также делает невозможным привлечение такого банка в долгосрочные деловые отношения. Итак, к 1998 г. украинским банкам необходимо было привлекать международные аудиторские фирмы для составления годовых отчетов в соответствии с международными стандартами, что требовало значительных средств.

Можно со всей ответственностью утверждать, что в условиях рыночной экономики без перехода на новую методологию учета, отчетности и контроля бухгалтерский учет становится тормозом в развитии рыночных отношений, внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования, привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины и др.

Таким образом, ситуация, которая объективно сложилась, обусловило закономерную необходимость проведения в Украине масштабной реформы в области бухгалтерского учета в целом и в банковской системе в частности.

Концепция построения финансового учета должна найти свое воплощение в Законе о бухгалтерском учете. Только после принятия этого Закона могут быть утверждены новые национальные стандарты бухгалтерского учета, адекватные потребностям рыночной экономики.

Национальный банк Украины, воспользовавшись предоставленным ему правом, осуществил реформу бухгалтерского учета и отчетности в банках. Начиная с 1 января 1998 г., все банковские учреждения ведут бухгалтерский финансовый учет и составляют финансовую отчетность по международным стандартам бухгалтерского учета.

В соответствии с концепцией НБУ переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности позволяет:

- сделать прозрачной деятельность коммерческих банков;

- внешним пользователям получить достоверную информацию относительно реального состояния банка;

- усовершенствовать систему надзора и регулирования деятельности коммерческих банков со стороны НБУ;

- поднять уровень доверия к коммерческим банкам среди населения;

- коммерческим банкам применить эффективную систему внутреннего контроля и анализа финансовой деятельности.

Согласно Закону Украины «О банках и банковской деятельности» функции разработки единых правил бухгалтерского учета в банках возложено на НБУ. Отправной точкой реформы бухгалтерского учета в Украине на уровне НБУ и коммерческих банков является Указ Президента Украины от 23.05.92 г. «О переходе Украины к общепринятой в международной практике системы учета и статистики». Для разработки концепции реформы при НБУ был создан Координационный Совет бухгалтерской отчетности, в состав которой вошли ведущие специалисты Национального банка, коммерческих банков, зарубежные советники, ученые ведущих вузов страны. Координационный Совет разработал проект универсального плана счетов для банков, а также инструкции по учету, включая детали контроля сумм для разных отчетов, которые должны были использоваться как коммерческими банками, так и НБУ.

В 1995 г. на базе Координационного Совета при НБУ было создано Управление методологии и реформирования бухгалтерского учета и отчетности, первоочередная задача которого заключалась в освоении зарубежными принципами и методиками учета и отчетности и определении возможности их применения в Украине. Решение этой задачи предполагало демонтажа существующей системы и замены ее западными аналогами как в теоретическом, так и в практическом плане. Необходимо было обеспечить кардинальные изменения путем естественного расширения круга объектов учета; предоставить гибкости системе учета при применении существующих и внедрения принципиально новых методик учета; пересмотреть роль бухгалтера в управлении банком.

Реформа учета и отчетности в этот переходный период должна отразить эволюционный процесс трансформации одной учетной системы в другую и одновременно обеспечить стабильность учетной политики. Это призвано повысить доверие инвесторов к нашему государству.

В ходе подготовки и осуществления реформы можно выделить четыре этапа.

Первый этап - подготовительный (1995 г.-II кв. 1996 г.). Основная цель - разработка концепции и последовательности проведения реформы. На этом этапе решались следующие важнейшие задачи:

1. Концепция и структура плана счетов и общей финансовой отчетности. Основное внимание было направлено на: а) отражение банковских рисков, ликвидности и анализ источников рентабельности;

б) облегчения составления финансовой и другой отчетности - статистической, налоговой, прудонціальної, то есть необходимой для расчета нормативов.

2. Разработка новой структуры, номеров счетов и параметров аналитического учета, которые позволят использовать дополнительную систему для отслеживания небухгалтерської информации, то есть использование дополнительных признаков (так называемых атрибутов для хранения информации, которая получена для управления, статистики, расчетов базы налогообложения, что постоянно меняется).

В декабре 1996 г. Управления методологии и реформирования бухгалтерского учета завершило разработку проекта плана счетов и форм финансовой отчетности. По итогам проделанной работы было признано целесообразным разработать два плана счетов: один - для НБУ, второй - для коммерческих банков. В И кв. 1997 г. план счетов для коммерческих банков, указания относительно характеристики счетов и формы отчетности были переданы коммерческим банкам для ознакомления и внесения предложений по корректировке. Одновременно была завершена работа по разработке методических указаний относительно параметров ведения аналитического учета. Коммерческие банки начали инвентаризацию всех бухгалтерских счетов с целью подготовки временных таблиц, которые должны облегчить постепенный переход к новому плану счетов.

В мае-июне 1997 г. новый план счетов и формы финансовой отчетности были утверждены Правлением НБУ.

Второй этап (II-III кв. 1997 г.). Основная цель - подготовка методических указаний по применению бухгалтерских счетов, осуществление бухгалтерских процедур, подготовки форм финансовой отчетности согласно новому плану счетов и в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности; анализа существующих информационных потоков для разработки денежно-кредитной статистики и статистики платежного баланса; определение требований к коммерческим банкам по составлению отчетности по денежно-кредитной статистике, статистике платежного баланса, финансовой отчетностью.

Третий этап (IV кв. 1997 г.). Основная цель - апробация подготовленных документов в пилотных банках с целью устранения выявленных несовершенных решений и внесения необходимых корректив. Проверка готовности компьютерных сетей банков к обработке информации.

Четвертый этап (с 1 января 1998 г.). Основная цель - введение нового плана счетов и форм общей финансовой отчетности во всех банках Украины.

Таким образом, для обеспечения перехода бухгалтерского учета на международные стандарты необходимо не только принять Закон о бухгалтерском учете, но и согласовать его с другими законодательными актами относительно системы налогообложения, а также разработать нормативную базу, которая регулирует этот процесс.

Особенности проведения реформы в Украине в отличие от других государств СНГ заключаются в том, что происходит одновременный переход на новый план счетов и составления общей финансовой отчетности. Для примера, в России и Белоруссии введению нового плана счетов предшествовал этап перехода к составлению финансовой отчетности по международным стандартам. Это позволило сформировать у работников бухгалтерского аппарата понимания концепции реформы и облегчило трансформацию компьютерных сетей для обработки учетной информации.

В целом переход банков на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности должен ускорить завершение работы над Законом о бухгалтерском учете и утверждения национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности.

Подводя итоги сказанного, можно следующим образом систематизировать основные черты бухгалтерского учета в банках государств, которые ориентируются на развитие рыночной экономики.

1. Главная цель банковского учреждения:

- получить прибыль;

- улучшить благосостояние акционеров.

2. Главная цель бухгалтерского учета:

- измерение прибыли против четко определенного капитала;

- оценка чистой стоимости банковского учреждения.

3. Базовые принципы бухгалтерского учета:

- общепринятые принципы, касающиеся финансового учета и разработанные бухгалтерами под общим наблюдением регулятивной агентства, как правило,- центрального банка государства.

4. Бухгалтерские процедуры:

- множественность операций и свобода выбора внутренней банковской техники;

- обязательность аудиторской проверки;

- не все обязательные формы отчетности ориентируются на статистику.

5. Финансовый учет:

- классификация баланса по крайней мере реализует две цели - классифицировать активы по их ликвидности, а обязательства - по времени их погашения; измерить чистую стоимость банковского учреждения.

1.2. Международные принципы и стандарты бухгалтерского учета

Национальные системы учета и отчетности имеют определенные отличия, которые обусловлены политическими, экономическими факторами. Прежде всего это проявляется в разнице подходов к отражению активов, учета доходов и расходов, способов определения финансовых результатов. Незіставлюваність финансовых отчетов, сложность их понимания со стороны иностранных инвесторов и кредиторов тормозит развитие процессов интеграции экономик, международного бизнеса. В мировой практике это привело к необходимости унификации и стандартизации учета, который является средством международного делового общения, то есть на языке бизнеса.

Унификация - это процесс уменьшения различий между национальными бухгалтерскими и хозяйственными системами и повышения уровня постоянства и сравнимости финансовых отчетов. Цель унификации - устранение препятствий в перемещении капиталов на международных финансовых рынках и понимании финансовых отчетов.

Постоянство означает использование одних и тех же правил бухгалтерского учета во всех отчетных периодах и для всех однородных и аналогичных операций.

Порівняльність дает возможность проанализировать и сопоставить финансовые отчеты без существенных корректировок и перерасчетов.

В основу национальных систем учета положены принципы бухгалтерского учета и стандарты, которые регламентируют правила осуществления бухгалтерских процедур.

Обобщение подходов, разработанные школами бухгалтерского учета Италии, Франции, Ирландии, США, позволило сформулировать базовую концепцию, методологию учета, или, другими словами, общепринятые в мировой практике принципы бухгалтерского учета.

Применение международных принципов дает возможность составлять финансовую отчетность, которая в достаточной мере воспроизводит достоверную и четкую картину экономико-финансовой деятельности предприятия, в том числе коммерческого банка.

К международным (общепринятых) принципов учета относятся:

Принцип непрерывности деятельности. Предполагается, что предприятие или банк будет продолжать свою деятельность постоянно, то есть на момент составления отчетности администрация не имеет ни намерений, ни потребностей в отношении его ликвидации или сокращения объема операций. В случае, когда есть решение о ликвидации или частичное прекращение деятельности, например, продажи филиала или отделения банка в следующем отчетном периоде, активы следует учитывать по их реальной стоимости продажи. Если реальная стоимость продажи имущества меньше остаточной (первоначальная стоимость за минусом износа), коммерческому банку необходимо учесть скрытый убыток и отразить его в отчете о прибылях и убытках.

Пример. В 1995 г. банк приобрел офис за 200 000 игры. Срок амортизации составляет 20 лет. Таким образом, его балансовая стоимость на 01.01.97 г. Составляет 180000грн.

200000 - ((200000/20) х 2) = 180,

то есть сумма амортизации за два года равна 200 000 : 20 х 2 = 20 000 грн.

Продажная цена офиса на 01.01.97 г. составляет 140000 грн. Через неудобство его местонахождение.

1. В случае продолжения функционирования предприятия офис в активе баланса будет учитываться в сумме 180000грн.

2. В случае ликвидации отделения и продажи офиса банка принадлежит учесть скрытый убыток и отразить проводкой доначисленную амортизацию из расчета 180 000 - 140 000 = 40 000 грн.

Сумма доначисленной амортизации по международным стандартам подлежит отнесению к расходам банка.

Принцип автономности предприятия. Он означает, что каждое предприятие (банк) рассматривается как самостоятельная хозяйственная единица, которая юридически отделена от своих владельцев и других предприятий. Счета собственника и фирмы должны быть разделены, и ответственность по обязательствам учитывается отдельно. По каждой хозяйственной единицы ведется бухгалтерский учет и составляется финансовый отчет. Принцип автономности соблюдается во всех случаях независимо от организационно-правовой формы деятельности предприятия. Этот принцип еще называют принципом единицы учета.

Принцип двосторонності. Каждая хозяйственная (банковская) операция должна быть отражена дважды в одинаковой сумме - по дебету одного и кредиту другого счета. Этот принцип заключается в том, что средства предприятия (банка) отображаются в двух направлениях: с одной стороны - ресурсы (деньги, основные средства, предоставленные кредиты и т.д.), а с другой - по источникам их формирования. Источниками формирования, в свою очередь, могут быть как привлеченные (обязательства), так и собственные (собственный капитал) средства. Поэтому принцип двосторонності может быть выражен формулой:

Ресурсы = Обязательства + Собственный капитал,

или А = П + К,

где А - актив; П - пассив (обязательства); К - собственный капитал.

В зарубежной бухгалтерской практике под пассивами понимают только обязательства.

Следует обратить внимание на то, что в основу отечественного баланса положено уравнение:

Обязательства + Собственный капитал,

или А = П,

где под пассивами понимают все источники - как привлеченные, так и собственные средства. Это обусловлено постсоветским наследием и может быть объяснено тем, что в условиях общественной собственности на средства производства понятие собственного капитала не имело под собой никакого экономического основания. Формула А = П + К еще называют основным бухгалтерским уравнением или фундаментальной учетной модели.

Баланс - основа бухгалтерского учета и двойная запись вытекает из условий балансового уравнения. Следовательно, статьи активов и пассивов должны оцениваться отдельно и отображаться в развернутом виде, чтобы предотвратить завышение или занижение величины активов и пассивов.

В международной практике только текущие счета, открытые в форме контокорентного счета, могут быть активными или пассивными по остатку, если существует право их сальдировании. Другие счета являются исключительно пассивными или активными в зависимости от их назначения (например, остатки дебиторской и кредиторской задолженности в балансе должны отражаться отдельно); их остатки не должны сальдуватись.

Пример. По состоянию на 31.12.96 г. банк А имеет два балансовых счета с банком Б. Предоставленный межбанковской кредит - 120000 игры. (срок погашения кредита - 20.01.97 г.). Полученный банковский кредит - 70 000 грн. (дата возврата кредита по договору - 10.01.97 г.).

В конце года баланс банка А выглядит следующим образом:

Актив Пассив

Предоставлена ссуда Б-120 Получена ссуда в Б-70

Запись в виде:

Актив Пассив

Чистая заем Б-50

недопустим.

Принцип денежного измерения. Он означает, что в бухгалтерском учете отражаются явления, данные, которые могут быть выражены в денежном измерении (отечественный подход предусматривает как денежный, так и натуральный средства измерения). Согласно принципу денежного измерения объектом бухгалтерского учета признают только движение ценностей, выраженных в деньгах. Это особенно важно учитывать при учете основных средств и материалов.

Принцип постоянства правил бухгалтерского учета. Согласно этому принципу фирма должна придерживаться избранной учетной политики в течение длительного времени. Изменения выбранных методов учета и оценки должны быть обоснованы и подробно описаны в приложении к финансовой отчетности. Это касается методов начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, порядок начисления износа малоценных предметов, создание резервов, методов оценки имущества и т.д.

В случае, если такие изменения имеют место, банк должен обеспечить зіставлюваність данных учета и отчетности путем перечисления показателей предыдущего года согласно новых правил. Собственно изменения правил учета, а также последствия их воздействия на прибыль банка должны объясняться в отдельной пояснительной записке к отчетности.

Принцип осторожности. По этому принципу: 1) доходы учитываются, если возможность их получения становится вполне определенным событием (фактом); 2) расходы и потери должны отображаться, когда их осуществления является вероятным, возможным событием. В основу этой концепции положен оценку объектов учета, что позволяет избежать завышения активов и доходов, а также недооценки обязательств и расходов. В соответствии с принципом предосторожности предусмотрены потенциальные убытки (сомнительная дебиторская задолженность; резерв для покрытия кредитных рисков; резерв под обесценение ценных бумаг и т.п.) должны быть отражены по результатам отчетного периода. Для этого используют контрактивні счета.

В международной практике проводки по всем видам резервов состоят на момент определения и возникновения рисков независимо от достаточности или наличия прибыли.

Пример. АК Банк 04.01.97 г. предоставил заем фирме в сумме 100 000 грн. На 01.04.97 г. финансовое состояние заемщика существенно ухудшилось. Гарантия по займу была предоставлена коммерческим банком, который обанкротился на 30.03.97 г. Принцип предосторожности требует создания резерва в размере 80 % займа.

Сумма резерва = 100 000 х 80 : 100 = 80 000 грн.

Образование резерва отражается проводкой:

Д-т «Расходы банка» 80 000 грн.

К-т «Резерв на покрытие сомнительных долгов по займам» 80 000 игры.

Под неопределенный кредитный риск банки, как правило, образуют общий резерв, который рассчитывается как процент от общей ссудной задолженности по займам.

Принцип начисления и соответствия. Принцип начисления регулирует момент определения доходов и расходов. По этому принципу доходы и расходы отражаются в учете в том периоде, когда они были начислены, то есть заработанные осуществлены, независимо от того, когда фактически были получены или уплачены деньги. Альтернативным методом является кассовый, по которому доходы определяются с момента поступления денег, а расходы - с момента их уплаты.

Пример. Вкладчик разместил в банке депозит на сумму 100 грн. 01.04.97 г. сроком на 3 мес. с выплатой процентов в размере 30 % годовых после окончания срока вклада.

По принципу начисления процентные расходы отражаются ежемесячно проводкой:

Д-т счета

«Процентные расходы»:

К-т счета

«Начисленные проценты по депозитам».

После окончания срока вклада:

Д-т счета

«Начисленные проценты»;

К-т счета

«Текущий счет (касса)».

По кассовому методу:

Д-т счета

«Процентные расходы»:

К-т счета

«Расчетный счет (касса)».

Принцип соответствия. Это принцип разграничения доходов и расходов между отчетными периодами и согласования (соответствия) доходов отчетного периода с расходами, благодаря которым получены эти доходы. Учет доходов за данный отчетный период осуществляется по принципу начисления. Затраты определенного отчетного периода связаны с выполнением банковских операций, которые обусловили получение доходов в этом периоде. Принцип соответствия имеет большое значение для правильного определения финансовых результатов отчетного периода.

Пример. Клиенту предоставлен кредит на сумму 10 000 грн. сроком на 3 мес. 15.11.96 г. с уплатой процентов за кредит после окончания срока кредитного соглашения. Годовая процентная ставка - 12 % годовых. По состоянию на 31.12.96 г. Сумма процентов за кредит составляет 10 000 х 12 : 12 х 1,5 = 150 грн.

В учете выполняется проводка:

Д-т счета

«Начисленные проценты по кредитам»:

К-т счета

«Процентный доход».

Принцип неизменности входного баланса. Он предусматривает, что остатки в балансе на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам в конце предыдущего периода, поэтому все изменения в собственных средствах банка выполняются за счет доходов и расходов отчетного периода. Это означает, что расходы не могут быть осуществлены непосредственно путем дебетования капитальных счетов.

Пример. Согласно расчету чистая прибыль банка до уплаты налогов составил 200 000 грн., ставка налога на прибыль - 30 %. По международному стандарту эта операция отражается проводкой:

Д-т «Расходы по налогу на прибыль» 60 000 грн.

К-т «Корсчет» 60 000 грн.

Различия в учете обусловлены также различным пониманием назначения прибыли в странах с общественной собственностью на средства производства и рыночной экономикой.

В государствах с общественной собственностью прибыль используется как источник покрытия расходов на выплату премий, социальные потребности и т.п., т.е. в течение отчетного периода происходит дебетование счета «Финансовый результат отчетного периода».

В странах с рыночной экономикой за счет чистой прибыли не могут покрываться текущие расходы. После его определения в балансе он подлежит распределению на дивиденды и капитализированную часть, которая является источником роста собственного капитала акционеров (владельцев) банка.

Принцип приоритета содержания над формой. Финансовые отчеты должны достоверно отражать экономическую и финансовую сущность операций, а не их юридическую форму. Реализация этого принципа позволяет получить достоверную информацию о состоянии банка.

Данный принцип не допускает искусственного увеличения валюты баланса и «украшения» баланса, который не отражает реальных экономических отношений. Например, банки не могут предоставлять друг другу займы на одинаковые суммы без реальных кредитных ресурсов, поскольку валюта баланса используется в качестве оценочного показателя финансового состояния при определении рейтинга банка.

Принцип консолидации. Финансовые отчеты должны отражать состояние и результаты деятельности не только банка, но и всех компаний, которые он контролирует, обеспечивает объективное воспроизведение его экономической ситуации в целом.

Подготовка консолидированных отчетов состоит из следующих этапов:

- унификация счетов дочерних предприятий;

- постатейное сведение счетов;

- вычитание остатков по внутригрупповым операциям;

- вычитание взаимных вложений и обособление результатов, приходящихся на других акционеров консолидированных предприятий.

Пример. Банк А владеет 100 % уставного капитала инвестиционной компании.

Балансовый отчет банка А (материнская компания), тыс. грн.

Заем Бы

50

Другие займы

70

Займы

170

Основные средства

50

Капитал

100

Акции банка Б

100

Всего активов

270

Всего пассивов

270

+ Балансовый отчет (дочерняя компания), тыс. грн.

Займы

10

Займы от банка А

50

Инвестиции

150

Другие займы

35

Основные средства

25

Уставный фонд

100

Всего активов

185

Всего пассивов

185

= Балансовый отчет группы, тыс. грн.

Займы

80

Займы

205

Инвестиции

150

Капитал

100

Основные средства

75

Всего активов

305

Всего пассивов

305

В настоящее время коммерческие банки в Украине составляют только сводные отчеты, включающие данные отделений и филиалов.

Принцип себестоимости (неизменности первоначальной стоимости). Объекты в бухгалтерском учете отражаются по цене их приобретения, включая расходы на их доставку, обустройства и введения в эксплуатацию. Другими словами, активы и пассивы учитываются по их себестоимости (первоначальной, исторической стоимости), а не по рыночной стоимости. Начальная стоимость не должна меняться до момента списания активов и пассивов с баланса.

Целесообразность принципа обусловлена следующими моментами:

1) объективность - отражение в учете осуществляется на основе документа, который подтверждает сумму денег, которая была фактически выплачена;

2) в этом случае реально отражаются финансовые результаты, поскольку на них не влияют переоценки.

Но в хозяйственной практике свойственны случаи, затрудняющие последующую реализацию этого принципа:

- наличие активов и пассивов в иностранной валюте; колебания валютного курса приводят к необходимости их переоценки;

- в условиях высоких темпов инфляции или гиперинфляции отражения имущества и ресурсов по себестоимости приводит к искажению финансового состояния предприятия (банка).

В национальных учетных системах существуют различные подходы, позволяющие учесть изложенные.

Пример. Рассмотрим особенности учета в условиях гиперинфляции.

Балансовый отчет банка А

(до переоценки с учетом инфляции), тыс. грн.

Счета «ностро»

300

Займы полученные 1000

Займы

1800

Депозиты 700

Основные средства

400

Капитал 800

Всего активов

2500

Всего пассивов 2500

х уровень инфляции за отчетный период (150 %)

= Балансовый отчет банка после переоценки, тыс. грн.

Счета «ностро»

300

Займы полученные

1000

Займы

1800

Депозиты

700

Основные средства

Капитал

400 х (1+1,5)

1000

800 + 600 (фонд переоценки

основных средств)

1400

Всего активов

3100

Всего пассивов

3100

При этом в учете составляются следующие бухгалтерские проводки:

Д-т «Основные средства» 600 000 грн.

К-т «Фонд переоценки основных средств» - 600 000 грн.

Фонд переоценки рассматривается как составной элемент собственного капитала.

Более сложным является отражение в учете влияния на финансовые результаты переоценки активов и пассивов в иностранной валюте.

Принцип открытости. Финансовые отчеты должны быть достаточно ясными и подробными, чтобы избежать двусмысленности, реально отразить операции коммерческого банка и их влияние на его финансовое положение с необходимыми пояснениями в записках. Например: правила оценки активов и пассивов, анализ определенных статей отчетов, анализ активов и пассивов по срокам погашения, анализ движения собственных средств, анализ валютных позиций, анализ операций, проведенных с крупными акционерными банками или с дочерними и совместными предприятиями (банками).

Национальные системы учета базируются на общепринятых (международных) принципах учета. Но невозможно найти даже две страны, которые используют абсолютно идентичные системы учета. Ведь на бухгалтерский учет влияет существующая форма организации хозяйственной деятельности, характер государственного регулирования, внешние факторы: политические, экономические, социальные, географические и др.

Развитие процессов экономической интеграции стран, создание межнациональных корпораций, свободных экономических зон, функционирование совместных предприятий, реализация совместных проектов нуждаются в стандартизации финансового учета в мировом масштабе и унификации учетных систем. Учет, который строится на общепринятых принципах, обеспечивает зіставлюваність учетной информации, представляемой в финансовых отчетах, усиливает доверие со стороны инвесторов.

Под стандартами бухгалтерского учета понимают совокупность нормативных документов, определяющих правила и процедуры ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Национальный бухгалтерский стандарт включает национальный план счетов, законодательные и нормативные акты, определяющие методологию, организацию и ведение бухгалтерского учета.

Вопросами стандартизации учета занимаются как межправительственные, так и международные профессиональные организации, а именно:

- Межправительственная группа экспертов центра по транснациональным корпорациям ООН;

- Межправительственная группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности;

- Африканский совет по бухгалтерскому учету;

- Европейское экономическое общество;

- Комитет по международным стандартам;

- Международная федерация бухгалтеров;

- Совет по разработке финансовых учетных стандартов в США и др. Значительную роль среди них играет Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (International Accounting Standards Committee - IASC) - КМСБУ. Он был создан в 1973 г. организациями профессиональных бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Японии, ФРГ, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. Это вполне независимый орган, который занимается разработкой международных стандартов бухгалтерского учета. Членами комитета являются более 100 организаций из более чем 80 стран мира. К основным задачам комитета относятся:

- разработка и публикация важнейших бухгалтерских стандартов формирования финансовой отчетности;

- содействие внедрению бухгалтерских стандартов в мировой практике бухгалтерского учета;

- оказание помощи по совершенствованию и унификации национальных законодательств в отношении бухгалтерского учета и отчетности.

Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ) используются странами и компаниями:

- как база для всех или некоторых национальных требований;

- как международно принятая отправная точка для тех стран, которые создают свои собственные требования;

- нормативными органами для отечественных и иностранных компаний;

- собственно компаниями при публикации финансовой отчетности.

Особенности МСБУ можно определить следующим образом:

1) они должны быть достаточно подробными и понятными для того, чтобы их значение было подобным в разных странах;

2) стандарты регламентируют общие принципы;

3) стандарты не содержат детальных правил и указаний;

4) стандарты рассматривают суть операции, а не ее детали.

Деятельностью КМСБУ руководит Совет директоров из профессиональных организаций бухгалтерского учета 15 стран, а также из других организаций, которые проявляют интерес к финансовым отчетам. Его деятельность пользуется поддержкой Международной федерации бухгалтеров (МФБ) и Международной организации комиссий по ценным бумагам (МЖКЦП).

Комитет МСБУ не имеет права навязывать использование стандартов. Они не являются обязательными, за исключением тех случаев, когда конкретная страна избрала их для применения в финансовой отчетности субъектов хозяйственной деятельности. Такова ситуация в Украине, где МСБУ являются обязательными для коммерческих банков с 1 января 1998г.

Интересным является тот факт, что МСФО применяются в большинстве стран Европы, в Великобритании, а также в Австралии и некоторых странах Дальнего Востока. В США используются международные бухгалтерские принципы (GAAP - general acceptance principle). Срок с момента публикации до введения стандартов обычно составляет один год.

Приведем список международных стандартов бухгалтерского учета.

Номер МСБУ Содержание стандартов

1 Раскрытие политики бухгалтерского учета

2 Товарно-материальные запасы (оценка и представленняв контексте первоначальной стоимости

4 Учет амортизационных отчислений

5 Информация, подлежащая раскрытию в финансовых отчетах

7 Отчет о движение денежных средств

8 Чистая прибыль или убытки отчетного периода, істотніпомилки и изменения учетной политики

9 Учет расходов на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельности

10 Непредвиденные события и события хозяйственной деятельности, происходящие после даты балансового отчета

11 Строительные подряды

12 Бухгалтерский учет налога на прибыль

13 Представление текущих активов и текущих обязательств

14 Сегментация финансовая информация в отчетности

15 Информация, отражающая последствия изменений в ценах

16 Имущество, здания и оборудование

17 Бухгалтерский учет аренды

18 Доход

19 Расходы на пенсионное обеспечение

20 Бухгалтерский учет правительственных субсидий и помощи розкриттяурядової

21 Последствия изменений курсов обмена валют

22 Объединение компаний

23 Затраты по займам

24 Раскрытие информации о связанных сторонах

25 Бухгалтерский учет инвестиций

26 Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения

27 Консолидированные финансовые отчеты и учет инвестиций предприятия удочірні

28 Учет инвестиций в ассоциированные предприятия

29 Финансовая отчетность в гіперінфляційній экономике

30 Раскрытие информации в финансовых отчетах банков таподібних финансовых учреждений

31 Финансовая отчетность о доле участия в спільнихПідприємствах

32 Финансовые инструменты: раскрытие и представление

33 Доход на одну акцию.

Следовательно, за период своей деятельности комитетом разработано и опубликовано 33 стандарты. Процесс разработки международных стандартов учета и отчетности является динамическим. Отдельные ранее выпущенные стандарты уточняются или заменяются новыми с учетом опыта их применения и требований сегодняшнего дня. Разработаны стандарты имеют рекомендательный характер, регулируют лишь основные принципиальные моменты, от которых зависит формирование финансовых результатов деятельности предприятия, отражение в отчетности результатов и финансового состояния предприятия.

Некоторые стандарты имеют обще-методологический характер. К ним относятся, например, стандарт № 1 «Раскрытие учетной политики», № 5 «Информация, подлежащая раскрытию в финансовых отчетах», № 21 «Влияние изменения валютных курсов» и др.

Другие стандарты касаются учета, оценки и отражения в отчетности отдельных видов средств, назначения и учета доходов и расходов. К ним относятся стандарты № 2 «Запасы», № 4 «Учет амортизационных отчислений», № 6 «Основные средства», № 18 «Доход», № 25 «Учет инвестиций» и др.

Некоторые стандарты связанные со специфическими видами деятельности. Речь идет прежде всего о стандарт № 30 «Раскрытия в финансовой отчетности банков и подобных институтов», введенный в 1991 г. Стандарт № 30 регламентирует четыре стандарты, которые определяют требования к формы, содержания и способа представления финансовой информации. В этом стандарте делается акцент на следующих ключевых моментах.

1. Для отчета о прибылях и убытках стандартом № 30 предусматривается предоставление отдельной формы о доходах и расходах. Это позволяет предотвратить взаимозачетов (или проведения в форму нетто) доходных и расходных статей; некоторые исключения возможны по сделкам с ценными бумагами и валютными операциями. Запрет на взаимо зачет также не распространяется на операции хеджирования (финансовое страхование).

2. Для баланса стандартом № 30 предусмотрено требование предоставления отдельной информации о типах активов и обязательств без взаимозачетов. Предлагается выносить сделки с банками и на денежных рынках отдельно от активов и обязательств клиентов. Рекомендуются специальные стандарты отчета о сбалансированы операции и предлагается предоставление отдельной информации по каждой из статей.

3. Чтобы помочь пользователям оценить будущие перспективы банков, стандартом № 30 предусмотрено предоставление дополнительной публичной информации. Она должна быть построена таким образом, чтобы дать возможность лучше оценить текущий риск института, особенно в отношении ликвидности, процентного и кредитного рисков.

4. Для оценки риска ликвидности рекомендуется предоставление информации об активах и обязанности в соответствии со срока, оставшегося до погашения (remaining time to maturity). Альтернативным методом является предоставление информации в соответствии с исходного срока погашения (original1 tame to maturity). Он применяется для банков, где отсутствуют системы учета информации в соответствии с срока, оставшегося до погашения. Поскольку целью публичной информации является предоставление информации для выстраивание прогноза отчета о движении денежных средств, банковские инспекторы должны настаивать на использовании оставшегося срока до погашения, активно содействовать развитию информационных систем, обеспечивающих эту основную для управления банком информацию.

5. Чтобы оценить процентный риск банка, рекомендуется предоставление подобной информации. Только в данном случае необходимо разделение активов и обязательств по срокам, оставшимся до пересмотра процентных ставок. Целесообразной формой отчетности является стандартный отчет о расторжении сроков погашения активов и обязательств (GAP Report).

6. Относительно будущих перспектив для банков наиболее важной является оценка их кредитного риска. Стандартом № 30 рекомендуются определенные стандарты для раскрытия публичной информации, которые помогают пользователю оценить текущие убытки по кредитам банков и потенциальные убытки по кредитам. Так, нужно, чтобы сумма выявленных убытков в кредитном портфеле, как и сумма, непроявленных убытков, которые, исходя из опыта прошлых лет, являются обычными для подобного кредитного портфеля, рассматривались как расходы и высчитывались из суммы выданных кредитов в виде резерва на покрытие убытков по кредитам. К публичной информации относятся изменения резерва по сравнению с предыдущим периодом. Сюда включаются погашены из резервов кредиты и возвращены кредиты, ранее списанные из резервов. Банки также должны предоставлять информацию о суммах кредитов, по которым прекращено начисление (при кассовом методе выплатить) процентов.

Соглашения связанных лиц исключаются из финансовой отчетности, даже если они осуществляются по правилам длинной руки (arms-legth basis) - через подставных лиц или дочерние компании.

Стандартом № 30 рекомендуется предоставление дополнительной публичной информации в виде комментариев или письменных заявлений управляющих банками, поскольку только на основе финансовых отчетов невозможно с достаточной полнотой реально оценить финансовое состояние банка. Кроме того, финансовые отчеты позволяют оценить финансовое положение банка только на определенную прошедшую дату. Пользователи публичной финансовой отчетности более заинтересованы в оценке финансового состояния банка и его эффективности в будущем. Возможно, наиболее важным в этом смысле является предоставление управляющим информации относительно их собственной политики управления кредитным риском, процентным риском, валютным риском и ликвидностью.

В приложении к публичной информации должны быть раскрыты принципы учетной политики банка. Например, управляющим предстоит объяснить политику списания кредитов. Эта публичная информация является необходимой для оценки пользователями размеров резервов убытков по кредитам. В отчете следует также раскрыть политику прекращения начисления процентов по проблемным кредитам или создание резервов на погашение начисленных, но не уплаченных процентов. Если банк пользуется поддержкой государства в форме субсидий, депозитов или кредитов ниже рыночной, в отчете надо объяснить суть этой поддержки и особенности пользования им.

1.3. Финансовый и управленческий учет: содержание и назначение

Управление коммерческим банком прежде всего направлено на поддержку ликвидности, снижения банковских рисков, максимизацию прибыли.

В рыночной экономике бухгалтерский учет непосредственно связан с процессом управления банком и является важной составляющей этого процесса. Бухгалтерский учет в банках - это система сбора, измерения, обработки и передачи пользователям информации о состоянии и движении собственного капитала банка, его имущества, привлеченного капитала, кредитов и других активов, о расходах и доходах, финансовых результатах, необходимой для принятия оптимальных решений. Следовательно, банковский бухгалтерский учет - это информационная система для управления уставной деятельностью банка.

Управления банком состоит в прогнозировании основных параметров развития банковского бизнеса. К элементам управления относятся: а) планирование как процесс определения стратегических и тактических целей развития банковского бизнеса; б) организация как процесс решения структурного построения банка, определение функций и характера деятельности структурных подразделений и делегирование им определенных полномочий; в) контроль как процесс измерения и оценки реального состояния выполнения намеченных задач по сравнению с заданными параметрами, определение отклонений и внесение корректив; г) управление персоналом - определение потребности в кадрах, зачисление на должность, повышение квалификации и т.п.; д) мотивация - управление поведением людей с целью достижения намеченных задач.

Таким образом, бухгалтерская информация необходима широкому кругу пользователей - внутренним и внешним для принятия соответствующих решений.

К внутренним пользователям относятся: совет акционеров, акционеры, собственники, администрация, руководители различных уровней менеджмента. Владельцам информация необходима для того, чтобы объективно оценить размер своего капитала; администрации - с целью управления.

Внешние пользователи - инвесторы, потенциальные кредиторы банка, а также органы государственного управления, надзора, регулирующие и налоговые органы. Им информация нужна для принятия решения: стоит ли купить акции банка; стать его вкладчиком; предоставлять ему займы; предупреждать негативные явления в деятельности банка с целью своевременной санации, предотвращения угрозы банкротства или смягчения его последствий для вкладчиков и клиентов банка; для формирования денежно-кредитной политики. Наличие информации о финансовом состоянии банка позволяет непосредственно влиять па его деятельность.

Взаимосвязь управления деятельностью и бухгалтерского учета как информационной системы приведены ниже:

В рыночной экономике центральный банк и коммерческие банки выполняют различные функции. Этим обусловлены особенности их бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет в центральном банке направлен на от слежки денежно-кредитных процессов, а в коммерческом банке - на отслеживание выполненных операций и оказанных услуг, связанных с ними рисков и рентабельности.

Методологически и организационно бухгалтерский учет подразделяется на финансовый и управленческий. Под методологией и организацией, как уже отмечалось, понимают принципы и стандарты учета, которые определяют бухгалтерские процедуры. Это два звена единой системы учета, каждая из которых имеет свое назначение и выполняет определенные функции в управлении банком и обеспечение пользователей необходимой информацией.

Финансовый учет - это совокупность правил и процедур, которые обеспечивают подготовку, публикацию информации о результатах деятельности банка и его финансовом состоянии в соответствии с требованиями действующего законодательства и стандартов бухгалтерского учета. Пользователями такой информации могут стать любые физические или юридические лица, в том числе внешние по банка: вкладчики, кредиторы, налоговые органы и др.

Таким образом, финансовый учет - это комплексный системный учет уставной деятельности банка. Требования по организации финансового учета: 1) целостное, полное и непрерывное отражение всех банковских операций, выполненных за отчетный период; 2) составления финансовой отчетности.

Финансовая отчетность позволяет обобщить данные финансового учета. Информация, отраженная в финансовых отчетах, не считается коммерческой тайной. Она служит основой для выяснения состояния ликвидности, доходности банка; для определения основных факторов, влияющих на доходность деятельности; для расчета налогов.

Введение финансового учета является обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности.

Практически в каждой стране используется своя национальная система бухгалтерского финансового учета. Они отличаются методологии и методике учета, различной степенью государственного регулирования. В мировой практике существует подход, согласно которому все страны в зависимости от типа действующего законодательства и системы его влияния на различные аспекты жизни общества делятся на две большие группы: страны, имеющие разветвленный кодекс законов; страны, имеющие законодательство общеправовой ориентации.

В первом случае законы носят жестко детерминированный характер, являются по сути серией распоряжений на образец. «Вы должны». Физические и юридические лица должны четко соблюдать законы. В большинстве стран, где регулирование базируется на этом подходе, учетные стандарты вводятся законодательно. Учет и бухгалтерские процедуры при этом детализируются и жестко регламентируются. Главной задачей бухгалтерского учета в этих странах является начисление государственных налогов и контроль за своевременной их уплатой. Среди этих стран - Германия, Франция, Аргентина. К ним можно отнести и Украину.

Национальный план счетов Франции разработан Министерством экономики и финансов и введен в 1947 г. Он обеспечивает последовательный переход от простого к двойной, а впоследствии к четырехкратной (управленческой) бухгалтерии. В результате достигается возможность организации учета на предприятиях различных форм собственности и размеров с максимальной эффективностью.

План счетов в Германии введен в 1937 г. В нем впервые четко разграничена финансовая и производственная (цеховая) бухгалтерия, предусмотренный связь между ними тремя различными способами, в зависимости от размеров предприятия.

Во второй группе стран регулирование ограничивается законами общего права, которые представляют собой серию ограничений вроде «вы не должны». Они четко очерчивают границы, в которых физические и юридические лица пользуются свободой действия. Учетные стандарты в этих странах не регулируются государством, а разрабатываются определенными профессиональными организациями бухгалтеров. Они более гибкие и подвержены воздействию различных новаций. Великобритания и США - яркие представители стран, где введены эти подходы. Они не имеют единого национального сформированного плана счетов, а пользуются отраслевыми планами. Так, «Американская энциклопедия учетных систем» содержит 73 отраслевых планы счетов.

Вместе с тем во всех странах, где принят национальный план счетов, и в тех, что используют профессиональные планы, существуют жесткие требования относительно формы и содержания финансовой отчетности. Учетные стандарты определяют объем, тип и способ представления информации в отчетности. Это ставит предприятия в равные условия при отражении финансовых результатов, облегчает понимание отчетности внешними пользователями.

Во всех развитых странах бухгалтерский учет в банках, как и в других секторах экономики, ведется в соответствии с действующих национальных стандартов учета. Различия касаются только содержания формы финансовой отчетности, что обусловлено спецификой банковской деятельности.

Управленческий учет, что иногда называется производственным учетом, или учетом затрат, представляет собой процесс сбора и подготовки информации, необходимой менеджерам для планирования, анализа, контроля и оценки текущей деятельности банка по различным критериям. В крупных западных банках на таком учете базируется управления затратами, определение себестоимости банковских продуктов, составление смет с целью планирования новых для банка операций, осуществляется оперативное и стратегическое планирование банковского бизнеса.

Построение управленческого учета и группировки его счетов происходит по приведенным ниже категориям центров.

1. Центры себестоимости - предполагают группировка затрат, исходя из различных критериев, которые не обязательно связаны с номенклатурой расходов банка. Критерием может выступать период времени, подразделение (филиал, отделение, удаленное рабочее место, пункт обмена), отдельный банковский продукт и т.п.

2. Центры ответственности - это группировка, построенные с учетом наличия соответствующего работника и подведение итогов по центрам деятельности. К центрам ответственности относятся департаменты, управления, отделы, характеризующиеся наличием соответствующих затрат и приносят соответствующие доходы при условии, что доходы и расходы могут быть выделены и измерены.

3. Сегменты деятельности (центры прибыли) - это учетные конструкции управленческой бухгалтерии, предназначены для принятия стратегических решений: результаты реализации банковских продуктов по зонам страны, категориям населения. Центры прибыли, в отличие от центров ответственности, являются позициями, искусственно созданными в управленческой бухгалтерии. Результаты по ним определяются периодически (один раз в 6 мес. в год) для принятия стратегических решений в деятельности банка. Они связаны с внедрением новых банковских продуктов, использованием новых информационных технологий, осуществлением капитальных вложений, проникновением банковских услуг на новые сегменты рынка или новые рынки. Отчетность, в которой обобщается информация управленческого учета, составляет коммерческую тайну и используется внутри банка.

Управленческий учет направлен на решение внутренних проблем банка, которые связаны с повышением эффективности центров ответственности, сегментов деятельности и других задач.

В отличие от финансового управленческий учет не является обязательным и не регламентируется законодательными актами или национальными стандартами. Каждый банк самостоятельно организует управленческую бухгалтерию, определяет методы ее функционирования. При этом в разных странах, имеющих свои национальные системы учета, взаимосвязь между финансовым и управленческим учетом осуществляется различными способами с помощью специальной системы счетов, входящих в управленческую бухгалтерию. Для этого разрабатывается система операционных счетов или номенклатуры счетов для финансового учета вводится класс специальных счетов отображения, которые обеспечивают связь управленческого учета с финансовым.

Основание Финансовый учет Управленческий учет

На кого ориентирован Государственные регулирующие и контролирующие органы, акционеры или собственники банка, клиенты банка, руководство банка Руководство банка

Какая информация нужна Информация об итогах работы за год Оперативная, ежедневная информация, прогнозирование

Формы и период отчетности Внешне-регламентированные формы и период отчетности Формы и период отчетности регламентируются каждым банком самостоятельно

Основание

Финансовый учет

Управленческий учет

На кого ориентирован

Государственные регулирующие и контролирующие органы, акционеры или собственники банка, клиенты банка, руководство банка

Руководство банка

Какая информация нужна

Информация об итогах работы за год

Оперативная, ежедневная информация, прогнозирование

Формы и период отчетности

Внешне-регламентированные формы и период отчетности

Формы и период отчетности регламентируются каждым банком самостоятельно

В современных условиях в Украине все субъекты хозяйственной деятельности, в том числе и банки, вынужденные вести отдельно налоговый учет. Это обусловлено тем, что в налоговом законодательстве определения и измерения прибыли, валовых доходов и валовых расходов существенно отличается от заложенных в международных принципах бухгалтерского учета и, что вполне естественно, предусмотренных действующими национальными стандартами бухгалтерского учета.

Налоговый учет состоит из правил ведения бухгалтерского учета, введенных органами налоговой администрации, наделенные полномочиями по сбору налогов.

Контрольные вопросы

1. Назовите причины и основные этапы реформы бухгалтерского учета и отчетности в банках.

2. Дайте определение бухгалтерского учета.

3. В чем заключается сущность финансового учета, его основные функции?

4. Раскройте назначение и сущность управленческого учета.

5. Что понимают под международными принципами учета?

6. Дайте определение международных стандартов бухгалтерского учета. В чем заключается их предназначение?

7. Кто является пользователями учетной информации?

8. Какую роль играет бухгалтерский учет в системе управления банком?

9. Как измеряется прибыль?

Упражнения для самостоятельной работы

Упражнение 1. Начальный баланс банка «Киев» включает следующие данные:

1. Учредителями - физическими лицами внесены в кассу банка взносов наличными в сумме 100 000 грн.

2. Учредителями - юридическими лицами на корсчет банка перечислено взносов в уставный капитал в сумме 2 500 000 грн.

• Используя основное бухгалтерское уравнение, запишите приведенные данные в виде формулы.

• Объясните содержание бухгалтерского уравнения.

Упражнение 2. АКБ «Киев» в течение месяца на корсчет получил проценты за кредит в сумме 20 000 грн., оплатил проценты по срочным депозитам - 14000 грн., получил межбанковский кредит в сумме 135 000 грн. В последний день месяца получены взносы в уставный капитал - 70 000 грн. Полные поступления за месяц равны 225 000 грн., а платежи - 14 000 грн.

• Какие из приведенных позиций следует включить в баланс, а какие - в отчет о прибылях и убытках?

• Заполните таблицу:

Финансовые отчеты

Отчет о прибылях и убытках:

доходы

расходы

Бухгалтерский баланс:

активы

обязательства

капитал владельцев

Упражнение 3. Используя данные упражнения 1 и 2 найдите чистые активы (капитал) банка на начало и конец месяца, а также рассчитайте прирост чистых активов. Составьте уравнения бизнеса.

• Ответьте на вопрос: какая существует связь между прибылью, приростом чистых активов, доходами и расходами за рассматриваемый период?

Уравнение бизнеса имеет вид:

П = 4А + ВП - ДК,

где П - прибыль; ОП - удален прибыль; ДК - сумма дополнительного капитала, который введен в оборот за рассматриваемый учетный период; 4А - прирост чистых активов.

Упражнение 4. Банк потратил на покупку акций акционерной компании на фондовом рынке 50 000 грн. Эта компания выплатила дивиденды из прибыли банка на сумму его инвестиций в размере 6500 грн.

• Укажите разницу между определенными капитальными и текущими расходами.

• Заполните таблицу, приведенную в упражнении 2.

Упражнение 5. Какие из перечисленных статей расходов следует считать капитальными, а какие - текущими для составления финансовых отчетов банка:

• покупка офисного помещения;

• ежегодная амортизация офисного помещения;

- уплата средств за нотариальное удостоверение сделки купли-продажи помещения;

- стоимость ремонта компьютерного оборудования;

- доход от реализации кредитных карт;

- стоимость новых компьютеров;

- таможенные сборы, уплаченные при ввозе компьютеров;

- транспортные расходы на доставку компьютеров;

- стоимость установки новых компьютеров;

- заработная плата операторов.

Упражнение 6. Согласно принципам начисления и соответствия для признанных доходов и расходов применяют следующие термины:

- отложенный доход, или доходы будущих периодов (авансов, поступлений, предоплат);

- начислен доход;

- отложенные затраты, или расходы будущих периодов (авансовый платеж);

- начисленные расходы.

• Выясните соответствие приведенных ниже определений к термину и прокомментируйте ответ примерами:

- доход еще не заработан, полученный заранее;

- доход уже заработанный но не получен;

- расходы оплаченные, но не понесены;

- расходы понесенные, но еще не оплачены.

ПРИМЕРЫ:

- проценты за весь срок пользования кредитом, уплаченные заемщиком одновременно с получением кредита;

- проценты по срочным депозитам, начисленные в конце месяца, срок возврата которых еще не наступил;

- получена арендная плата за офисное помещение за шесть месяцев вперед;

- начисленные и уплаченные отпускные в размере 1800 грн. за дни отпуска в январе месяце;

- в конце месяца начисленные проценты за пользование кредитами, срок уплаты по кредитным договорам еще не наступил.

Книга: Учет и аудит в коммерческих банках - Герасимович

СОДЕРЖАНИЕ

1. Учет и аудит в коммерческих банках - Герасимович
2. ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ УКРАИНЫ
3. ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ УКРАИНЫ
4. ГЛАВА 4 УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСТАВНОГО КАПИТАЛА БАНКА
5. ГЛАВА 5 УЧЕТ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ
6. ГЛАВА 6 ПЛАТЕЖНЫЕ СЧЕТА И УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
7. ГЛАВА 7 УЧЕТ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
8. ГЛАВА 8 УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
9. ГЛАВА 9 КАССОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА УКРАИНЫ
10. ГЛАВА 10 УЧЕТ ДЕПОЗИТНЫХ И ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
11. ГЛАВА 12 УЧЕТ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
12. ГЛАВА 13 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И МАТЕРИАЛОВ
13. ГЛАВА 14 УЧЕТ ДОХОДОВ, РАСХОДОВ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
14. ГЛАВА 15 УЧЕТ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ВЗНОСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ
15. ГЛАВА 16 ОТЧЕТНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
16. ГЛАВА 17 ВНУТРЕННИЙ АУДИТ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
17. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

На предыдущую