lybs.ru
Права без обязанностей - это беспредел. / Леся Украинка


Книга: Айзек Азимов Марсианский путь Перевод ?


9

Кое-кто имел проблемы с кабелями, их надо было уложить идеально точно, чтобы магнитное поле достигло наибольшей мощности. В космосе, и даже в воздухе, это не имело бы большого значения. Кабели сами расположились бы как следует, только по ним пошел ток. Здесь, однако, было иначе. По всей поверхности отломка прокладывались канавки, в которые должны были лечь кабели. И если бы при этом была допущена погрешность всего в несколько минут от рассчитанного направлении, возникло бы скручувальне усилия, что неизбежно привело бы к потере драгоценной энергии. Тогда пришлось бы заново прокладывать канавки, переносить кабели и снова вморожувати их.

Утомленные люди корпели над этой муторной работой. И вдруг раздался приказ:

- Все на монтаж двигателей!

Утильники не из тех, кто любит дисциплину. Послышались ворчание, ругань, ропот; ведь надо было демонтировать двигатели, которых еще не трогали, попереносити их на другой конец отломка, впаять в лед в нужных местах и попротягу-ваты по всей поверхности тросы и кабели.

Итак, прошла почти целая эпоха, пока кто-то не взглянул вверх.

- Эва! - вырвалось у него вместе с несколькими словечками не для печати.

Его сосед себе и поднял голову:

- Чтобы мне глаза повылазили!

Теперь уже на небо повитріщалися все, поражены удивительным мдовищем.

- Взгляните только на Призрака!

Она разрасталась по всему небу, как будто гнойная язва. Все заметили, что она увеличилась вдвое, и стали удивляться, почему никто не замечал этого раньше.

Работу бросили и тесным кольцом окружили Теда Лонга.

- Лететь мы не сможем, - начал он. - Чтобы вернуться на Марс, не хватит горючего. Чтобы захватить другой обломок, нет оснащения. Значит, должны оставаться здесь. Призрак приближается к нам, потому что взрывы изменили нашу орбиту. Мы можем изменить орбиту, продолжая и дальше взрывы. Но здесь взрывать больше нельзя. Попробуем с противоположной стороны.

Они взялись за дело с огромной энергией, их пыл подогревался каждые полчаса, когда на горизонте вырастал Призрак, каждый раз больше и более угрожающая.

Лонг яе совсем был уверен, что у них что-то получится. Даже если реактивные двигатели сработают при дистанционном управлении, даже при условии налаженной подачи воды, - а для этого нужно было встроить резервуар просто в ледяные недра отломка, установить там излучатели, которые выпаривали бы движущую жидкость, направляя ее в камеры утечки, - все равно даже тогда не было уверенности, что обломок, не скреплен магнитными тросами, не рассыплется под действием разрушающего напряжения.

- Готово! - услышал Лонг по радио.

- Готово! - подтвердил он и включил контакт.

Он почувствовал, как все вокруг ужасный шум. Россыпь звезд на экране, настроенном на дальний конец отломка, задрожал, вдали замерцал пенистый рой стремительной нашествия ледяных кристалликов.

- Заработали! - послышался возглас.

Выключить двигатели Лонг не решался. В течение шести часов они извергали кипящие струи, превращая в пар и выбрасывая в пространство лед, в которую были встроены.

Призрак настолько приблизилась,что все позалишали работу и уже не сводили заколдованного зрения от общины, что заслонила все небо, выше самого Сатурна. Каждая выемка и трещина на поверхности Призраки отличались четкими отметинами. И когда она пресекла орбиту их осколка, тот уже успел проскочить на полмили вперед.

Двигатели замолчали.

Лонг съежился в кресле и закрыл глаза руками. Уже два дня он не имел во рту ни маковой росинки. Сейчас, правда, мог и поесть. Другие обломки кольца были так далеко, что не могли им угрожать, даже если бы какой-то из них и начал приближаться.

Свенсон тем временем вылез из корабля.

- Все время, пока я смотрел, как и проклятая скала надвигается на нас, - сказал он, - я знай твердил себе: «Не может этого быть, не может! Мы не допустимой».

- Черт возьми, мы все перенервничали, - сказал Риос. - Ты видел Джима Дэвиса? Тот аж позеленел. Да я и сам перетрусився изрядно.

- Дело не в том, умрешь или нет. И хоть я знаю, что это бред, но мне все не выходила из головы Дорина угроза: «Если погибнешь, я тебе покажу, где раки зимуют!» Не идиотизм думать об этом в такой момент?!

- Слушай, - не выдержал Риос, - ты хотел жениться, поэтому имеешь. И не суйся ко мне со своими проблемами.

10

Злютована в единое целое флотилия возвращалась на Марс, от которого их отделяли необъятные просторы космоса. Каждый день они преодолевали расстояние, на которое по дороге сюда нужно было девять дней.

Тед Лонг объявил аврал. Синхронизировать работу двигателей двадцати пяти кораблей, встроенных в ледяную глыбу и неспособных ни двигаться, ни маневрировать самостоятельно, было чрезвычайно сложно. Первого же дня полета начались хаотичные рывки, которые чуть ли не повитрясали из них все внутренности. Затем стремительное нарастание скорости прекратило эту ужасную тряску. Под конец второго дня они летели со скоростью сто тысяч миль в час, но стрелка, неустанно двигаясь, достигла отметки в один миллион и перевалила и за нее.

Только с корабля Лонга, который правил за нос ледяной сооружения, можно было вести наблюдение во всех направлениях. Лонг ловил себя на том, что напряженно наблюдает за космосом, почему-то ожидая, что звезды начнут соскальзывать назад и вот-вот замиготять по бокам их много-секционного корабля - такая невероятная была их скорость.

Конечно, ничего такого не произошло. Звезды оставались прикованными к черной занавеси космоса, неподвижно созерцая людей из таких недосягаемых далей, что сводили на нет любую скорость, подвластную человеческому гению.

Жалобы посыпались уже через несколько дней. И дело было не в том, что команда лишилась возможности парить в космосе. На них давила сила, значительно большая, чем обычное искусственное гравитационное поле кораблей, - это было следствие бешеного ускорения, что они все испытали. Сам Лонг был смертельно измотан, причавлений немилосердным давлением в гидравлической прокладки кресла.

Пришлось щотригодини на час выключать двигатели, и Лонга это сильно злостило. Ведь с тех пор как он последний раз видел в иллюминатор своего (тогда еще самостоятельного) корабля далекое пятнышко Марса, прошло больше года. Что произошло за то время. Или еще существует колония?

Беспокоясь все сильнее, Лонг ежедневно посылал на Марс радиосигналы, используя объединенную энергию двадцати пяти двигателей. Ответа не было, да он и не ждал ее. Марс и Сатурн находились теперь по обе стороны от Солнца. И пока корабли не поднимутся над эклиптикой довольно высоко, ни один сигнал не сможет прорваться сквозь плетение препятствий.

Над внешним краем Пояса астероидов они достигли максимальной скорости. Короткие струи с одного бокового двигателя, потом из второго, - и огромный корабль развернулся кормой вперед. Снова мощно взревел комбинированный задний двигатель, но теперь он уже тормозил их движение. Они прошли в ста миллионах миль от Солнца и хлынули по кривой до Марса.

За неделю дороги до Марса они впервые получили ответ на свои сигналы. Импульсы были отрывочные, едва слышные и неразборчивые. Но они доносились с Марса. Земля и Венера находились в совершенно противоположных направлениях, так что сомнения отбрасывались.

Лонг немного успокоился. В любом случае, на Марсе все еще есть люди.

За два дня дороги до Марса поступили четкие, сильные сигнали. их вызвал Сенков.

- Здоров был, сынок. У нас сейчас третий час утра. Никакого тебе уважения к возрасту. Прямо с кровати стянули.

- Мне очень жаль, сэр...

- Зря! Я же сам так велел. Даже спрашивать страшно, сынок. Есть раненые? Может, кто погиб?

- Все живы-здоровы, сэр. Все до одного.

А... как с водой? Что-то осталось?

Лонг ответил как можно равнодушнее:

- Хватит.

- Тогда вертай можно скорее домой. Конечно, без лишнего риска.

- Значит, дела плохи?

- Не так чтобы очень... То когда вас ждать?

- Через двое суток. Продержитесь?

- Должен.

Через сорок часов Марс вырос в ярко-оранжевую пулю, которая заполнила все иллюминаторы, и льдина-корабль вышла на последнюю спираль перед посадкой.

«Медленно, - говорил Лонг сам к себе, - медленно». Даже разреженная атмосфера Марса, если бы они вошли в нее, не уменьшив скорости, могла нанести кораблю непоправимый вред.

Поскольку их орбита пролегала гораздо выше Марсової эклиптики, они летели по спирали с севера на юг. Сначала под ними промчалась одна белая полярная шапка, потом - вторая, немного меньшая, летней полушария, дальше - большая, опять меньше. Интервалы между ними все більшали.

Планета приближалась. Вскоре уже стало отчетливо видно отдельные очертания ландшафта.

- Приготовиться к посадкиї - скомандовал Лонг.

Книга: Айзек Азимов Марсианский путь Перевод ?

СОДЕРЖАНИЕ

1. Айзек Азимов Марсианский путь Перевод ?
2. 3 Риос снова постоял в дверях, наблюдая, как Тед Лонг...
3. 4 Тед Лонг наслаждался высотой и шириной...
4. 5 Когда Геміш Сенков прибыл на Марс, коренных жителей здесь...
5. 6 На расстоянии в полмиллиона миль над Сатурном Марио Риос,...
6. 7 Работа на обломке оказалась обратной стороной медали....
7. 8 Тед Лонг брел по неровной поверхности обломка. Душу сковала...
8. 9 Кое-кто имел проблемы с кабелями, их надо было уложить...
9. 11 Сенков изо всех сил старался держаться спокойно, что...

На предыдущую