lybs.ru
Соль на ране можно стерпеть при одном условии: если соль ваша, а чужая рана. / Валентин Чемерис


Книга: Немецкий язык. Грамматика и упражнения для начинающих / Т. А. Мыкало


Немецкий язык. Грамматика и упражнения для начинающих / Т. А. Мыкало

Простое предложение

По структурному признаку предложения делятся на простые и сложные. Предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, называют простыми непоширеними (einfache nicht erweiterte Sдtze):

Der Student schreibt.

Простое нераспространенное предложение может состоять из самого сказуемого, если он выражен 2-ю лицом единственного или множественного числа повелительного наклонения.

В таких случаях подлежащее понятен формы глагола:

Schreib! Нцг zu!

Предложения, в состав которых, кроме подлежащего и сказуемого, входят второстепенные члены, называют простыми распространенными (einfache erweiterte Sдtze):

Die Studenten unserer Gruppe schreiben heute einen Aufsatz.

Присудки бывают глагольные и именные. Глагольный сказуемое выражается глагольными формами:

Mein Freund arbeitet tьchtig.

Mein Freund kann tьchtig arbeiten.

В именном сказуемом связка всегда выражена глаголом:

Mein Freund ist ein tьchtiger Arbeiter.

Mein Freund bleibt ein tьchtiger Arbeiter.

Грамматической формой, которая выражает подлежащее, является именительный падеж:

Die Studenten sprechen von der politischen Information.

Sie sprechen von der politischen Information.

Для строения немецкого предложения характерны следующие основные признаки:

Наличие обоих главных членов предложения (двоскладність); для украинского языка это не обязательно:

Was machst du? - Ich lese.

Что ты делаешь? - Читаю.

Наличие глагола в личной форме в составе сказуемого, что для украинского предложения также не обязательно. Сравните:

Er ist Student.

Он студент.

Это качество немецкого предложения называют его дієслівністю.

Участие порядка слов (наряду с интонацией) в оформлении различных типов предложения.

По цели высказывания простые предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Розповідне предложения (der Aussagesatz) содержит сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии, ответ на поставленный вопрос. Законченность мысли в розповідних предложениях выражается с помощью интонации. Произносят их ровным тоном, на логически наголошеному слове тон повышают, а в конце предложения снижают. В простом розповідному предложении изменяемая часть сказуемого стоит на втором месте, а незмінювана - на последнем. Подлежащее может стоять перед сказуемым (прямой порядок слов) или после сказуемого (обратный порядок слов).

Прямой порядок слов:

Wir arbeiten am Tage.

Обратный порядок слов:

Am Tage arbeiten wir.

Вопросительное предложение (der Fragesatz) содержит вопрос, требующий ответа от собеседника. Различают два основных типа вопросительных предложений: а) вопросительные предложения без вопросительного слова (Fragesдtze ohne Fragewort) и б) вопросительные предложения с вопросительным словом (Fragesдtze mit Fragewort).

Вопросительное предложение без вопросительного слова предполагает получения утвердительного или отрицательный ответ о определенный факт. Оно характеризуется вопросительной (восходящей) интонацией и обратным порядком слов в предложении: на первом месте стоит изменяемая часть сказуемого, на втором - подлежащее, далее идут второстепенные члены, а незмінювана часть сказуемого, если она есть, стоит в конце предложения:

Fдhrt Ihr Freund heute nach Odessa?

Haben Sie diese Zeitschrift in der Bibliothek genommen?

Некоторые вопросительные предложения без вопросительного слова занимают промежуточное место между повествовательным и вопросительным предложением. У них порядок слов такой, как в розповідному предложении. На вопросительный характер указывает лишь питальна интонация. На такие вопросы должен быть утвердительный ответ, поэтому их еще называют вопросами уверенности (Vergewisserungsfragen):

Sie fuhren nach Deutschland? - Freilich...

Вопросительные предложения с вопросительным словом содержат вопрос о лице, предмет или обстоятельство. Для этих предложений характерна интонация законченности. На первом месте у них стоит вопросительное слово, на втором - изменяемая часть сказуемого, на третьем - группа подлежащего, затем второстепенные члены предложения, а незмінювана часть сказуемого, если она есть, стоит в конце предложения:

Wo arbeitet jetzt dein Vater?

Wohin sind Ihre Freunde in Urlaub gefahren?

Вопросительные слова делятся на две группы:

- вопросительные местоименные наречия: wo, wann, wie, woher, wohin, warum, wie viel, womit...

- вопросительные местоимения: wer, was, welcher, welche, welches, was fьr ein, was fьr eine...

Вопросительные предложения с вопросительными словами wie viel, welcher, wessen строятся по такой схеме:

Wie viel Tische hier stehen?

Wessen Buch ist das?

Во всех видах вопросительных предложений часто употребляются обращения. Они не влияют на порядок слов и стоят в основном в начале предложения, но могут стоять в середине или в конце предложения.

Побудительное предложение (der Befehlssatz) выражает побуждение к действию, стремление пробудить у говорящего или собеседника желание что-то сделать, чего-то добиться и т.д. Такое побуждение может иметь разные оттенки, например, категорического или некатегоричного приказа, просьбы, предложения, запрета и т.д. Сказуемое в побудительных предложениях чаще всего выражен глаголом в повелительном наклонении и стоит, как обычно, в начале предложения. Подлежащее - на втором месте. Если в предложении сказуемое выражено глаголом во 2-м лице единственного или множественного числа повелительного наклонения, то подлежащего нет, поскольку на него указывает форма глагола:

Gehen wir endlich!

Tu das fьr mich!

Повелительный характер побудительных предложений часто усиливается модальными частицами doch, einmal, mal, nur:

Komm schnell mal her!

Упражнения

Упражнение 1. Замените в предложениях прямой порядок слов на обратный.

1. Er wohnt jetzt in Berlin. 2. Dieses Haus wurde vor kurzem gebaut. 3. Er erzдhlte uns gestern ьber seine Reise. 4. Du hast in der Arbeit einige Ошибкой gemacht. 5. Wir haben gestern einen neuen Auftrag bekommen. 6. Meine Freunde wollen in diesem Sommer zum Meer fahren. 7. Seine Schwester studiert jetzt in Konstanz.

Упражнение 2. Вставьте в предложения глаголы, выделенные курсивом.

1. komme: Ich mit sechs Jahren in die Schule. 2. verlasse: Mit fьnfzehn Jahren ich die Schule. 3. bekomme: Anschliessend ich eine Lehrstelle bei einer Elektrofirma. 4. lerne: Ich dort drei Jahre. 5. besuche: Wдhrend meiner Lehrzeit ich auch die Berufsschule. 6. mache: Nach vier Gesellenjahren ich dann meine Meisterprьfung. 7. ьbernehme: Jetzt ich das Geschдft meines Vaters. 8. seid: Wie lange ihr mit eurem Auto unterwegs gewesen? 9. sind: Sie unterwegs in keinen Stau gekommen.

Упражнение 3. Постройте предложения.

hat/ einen Mitarbeiter/ entlassen/ unsere Firma.

mich/ Peter/ angerufen/ hat.

kann/ reparieren/ wer/ unseren/ Fernseher.

die Kдufer/ des Rundfunks/ die Werbesendungen/ beeinflussen.

beleuchten/ das alte Schloss/ die Scheinwerfer.

verschmutzen/ die Flьsse und Seen/ in/ die Industrieabwдsser/ unserem Land.

Упражнение 4. Поставьте к предложений вопросы без вопросительного слова.

1. Mein Bruder geht heute ins Theater. 2. Im Winter laufen viele Menschen Ski. 3. Dieser Student hat alle Prьfungen abgelegt. 4. Sie sind nach Hause gefahren. 5. Paul soll in diesem Monat viel arbeiten. 6. Ihre Freundin studiert jetzt an einer Universitдt. 7. Anna will ihre Freundin besuchen.

Упражнение 5. Поставьте вопросы к выделенным словам с помощью вопросительных слов wie viel, welcher, wessen.

1. Ich verstehe dieses Wort nicht.

2. Hier liegen viele Zeitungen.

3. An diesem Tisch ist der Platz meines Freundes.

4. Er hat heute drei Briefe bekommen.

5. Sie чтобы быть ihre Eltern und oft.

Упражнение 6. Образуйте из представленных предложений маленькие диалоги.

Образец:A.: Ich will den Aufsatz morgen schreiben.

B.: Schreib den Aufsatz heute!

C.: Vielleicht schreibe ich ihn heute.

1. Ich will ins Museum morgen gehen.

2. Ich will den Brief morgen beantworten.

3. Ich will meinen Freund morgen besuchen.

4. Ich will den Vortrag morgen vorbereiten.

5. Ich will das Zimmer morgen aufrдumen.

6. Ich will die Arbeit morgen abgeben.

Упражнение 7. Образуйте предложения.

Образец:Warum singt ihr nicht?

Singt!

1. Warum treibt ihr Sport nicht? 2. Warum ihr schreibt die Ьbung nicht? 3. Warum hцrt ihr in der Vorlesung nicht? 4. Warum legt ihr eure Mдntel nicht ab? 5. Warum seid ihr unaufmerksam? 6. Warum kommt ihr zu spдt?

Упражнение 8. Дополните предложения.

1. Am 1.September...

2. Schon frьh...

3. An diesem Tag...

4. Mit дгоЯег Freude...

5. Mit дгоЯем Interesse...

Упражнение 9. Измените предложения по образцу.

Образец:schrieb Sie den Aufsatz ins Reine und пометки темы dann spazieren.

Schrieb Sie den Aufsatz ins Reine, und dann пометки темы sie spazieren.

1. Wir lesen den Text und schreiben nachher die unbekannten Wцrter heraus.

2. Der Student ьbersetzte den Text und пометки темы dann ins Theater.

3. Die Lehrerin diktierte uns einen Text satzweise und las dann den ganzen Text vor.

4. Ich war im Sommer im Wassersportlager und fuhr spдter mit meinen Freunden ans Meer.

Упражнение 10. Ниже приведены ответы. А какие были вопросы?

1. ...?- Auf dem s lande bei meinen Verwandten.

2. ...?- Ja, es hat mir dort sehr gut gefallen.

3. ...?- Nein, ich habe nicht gebadet, dort gibt es keinen Fluss.

4. ...?- Ja, ich bin oft in den Wald gegangen.

5. ...?- Ich habe Haustiere gefьttert und im Gemьsegarten gearbeitet.

6. ...?- Nein, ich war nur dort einen Monat.

Упражнение 11. Обратите внимание на порядок слов в предложениях и переведите их с помощью словаря.

Von besonderer Bedeutung ist die Entdeckung der neuen Erdцlvorrдte.

Тгддег der Versicherung ist die Bundesanstalt fьr Arbeit in Nьrnberg.

Eine umfassende gesetzliche Arbeitslosenversicherung gibt es in Deutschland seit 1927.

Versicherungspflichtig sind grundsдtzlich alle Arbeitnehmer.

5. Der Generalstreik in Frankreich fьhrte am vergangenen Freitag zu chaotischen Zustдnden in den Stдdten, konnte aber den Handel an der Pariser Bцrse nicht lahmlegen.

Книга: Немецкий язык. Грамматика и упражнения для начинающих / Т. А. Мыкало

СОДЕРЖАНИЕ

1. Немецкий язык. Грамматика и упражнения для начинающих / Т. А. Мыкало
2. Отрицательные предложения
3. Неозначено-личные предложения с местоимением man
4. Безличные предложения
5. Глагол
6. Основные формы глагола
7. Образование презенса
8. Імперфект
9. Перфект
10. Плюсквамперфект
11. Футурум
12. Повелительное наклонение
13. Существительное
14. Склонение существительных
15. Местоимение
16. Притяжательные местоимения
17. Указательные местоимения
18. Вопросительные местоимения
19. Относительные местоимения
20. Неозначені местоимения
21. Прилагательное
22. Образование степеней сравнения прилагательных
23. Наречие
24. Числительное
25. Причастие
26. Основные формы сильных и непереходных глаголов

На предыдущую