lybs.ru
Счастлив, кто воспитывался в чисто женском семейном окружении: он приучался делать все сам. / Владимир Державин


Книга: География / Масляк


Машиностроительный комплекс

В современной жизни практически нет ни одной отрасли деятельности человека, где бы не использовались изделия машиностроения. Это и телевизор, и магнитофон, и холодильник, и стиральная машина, и радиоприемник, и миксер, и велосипед, и автомобиль. Все они также изготовлены машинами или с применением машин.

Следовательно, без машин жизнь и производственная деятельность сегодня практически невозможны. На работу люди добираются машинами - автобусами, троллейбусами, поездами, автомобилями, где они снова имеют дело с машинами - станками, прокатными станами, комбайнами, сеялками и т.д. Даже управленческий труд все больше оборудуется машинами - компьютерами, автоматизированными рабочими местами.

Обеспечивая машинами другие отрасли хозяйства, машиностроения способствует научно-техническому прогрессу, облегчает труд рабочих, улучшает ее условия.

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, производящих машины и оборудование для всех" звеньев народного хозяйства.

В бывшем ы^Ои* оула' провозглашена линия на всестороннее ограничение нового строительства в машиностроении Украины. Средства преимущественно направлялись в Поволжье и восточные и юго-восточные районы СССР. Украине отводилась роль производителя продукции металлоемкого машиностроения.

Крайне неблагоприятной для развития машиностроения в Украине была организационная (управленческая) структура отрасли. Планово-административная система руководства в СССР приводила к нерациональных перевозок комплектующих деталей и узлов, а также готовой продукции. Так, из Белой Церкви комплектующие детали могли попасть в Омск, а из Баку такие же изделия везли в Белую Церковь. Реальная стоимость таких изделий, учитывая транспортные расходы, возрастала во много раз. Причины этого явления крылись в экономически не оправданном желании создать единый народнохозяйственный комплекс СССР. С распадом СССР и внедрением элементов рыночной экономики эта схема связей была разрушена. А при условии многократного повышения цен на энергоносители, резкого роста стоимости транспортных и других услуг машиностроение Украины оказалось в затруднительном положении. В настоящее время необходимо формирование новой сети экономических связей на принципах целесообразности и прежде всего в пределах Украины. В частности, надо учитывать рациональные радиусы перевозок, что не превышают 500-600 км.

Определите по карте рациональные радиусы экономических связей для Киева, Львова, Харькова, Одессы, Днепропетровска, центра своей области или республики.

Опыт таких развитых стран, как Япония, Германия, Республика Корея, свидетельствует, что машиностроение приобретает ныне значение «отрасли-организатора», способной совершенствовать развитие экономики страны.

Машиностроение - чрезвычайно сложная отрасль в Украине. Оно делится на несколько десятков отраслей и производств. Предприятия машиностроения объединяются в одно целое на основе общности технологии, сырья, а также назначения готовой продукции. Крупные отрасли, например сельскохозяйственное, энергетическое, транспортное машиностроение, делятся на меньшие. Так, транспортное машиностроение состоит из авто, судо-, вагоно-, тепловозе-, самолетостроения и т.п. В свою очередь, например, автомобилестроение - по производству легковых, грузовых автомобилей, автобусов.

Машиностроение является органической составной частью почти каждого более-менее значительного промышленного комплекса.

Размещение отдельных отраслей машиностроения (рис. 76) зависит от характера производства, его трудоемкости, потребности в квалифицированной рабочей силе, показателей затрат сырья, энергии, оборудования в расчете на выпуск единицы продукции. В зависимости от действия этих факторов отрасли машиностроения объединяются по территориальному тяготением в следующие группы: ' 1. Радиотехника, робототехника, электроника, конвейєре-, приладе-, станкостроение, инструментальная промышленность и др. Предприятия этих отраслей объективно тяготеют к промышленных центров, где есть квалифицированные кадры, научно-исследовательские институты соответствующего профиля, производственная и непроизводственная инфраструктуры.

2. Авто-, двигуне-, тракторо-, вагоностроение, производство оборудования для легкой и полиграфической промышленности. Заводы

этих отраслей тяготеют к центрам общего машиностроения, квалифицированных кадров, а также производства металла и энергии. (Подумайте, почему эти предприятия имеют такое территориальное тяготение. Какие факторы обусловливают его?)

3. Производства сельскохозяйственных машин, химического оборудования, промышленной арматуры, строительных и дорожных машин размещаются ближе к районам потребления готовой продукции. (Почему?)

4. Производства горно-шахтного, металлургического, подъемно-транспортного оборудования, металлических изделий тяготеют к источникам металлоснабжение и районов потребления готовой продукции. (Что предопределяет такое двойное притяжение этих предприятий? Какие факторы действуют в данном случае?)

5. Предприятия отрасли металлообработки (ремонт машин и оборудования, производство отдельных несложных металлических изделий и конструкций) ориентируются в размещении на потребителя и могут находиться почти повсеместно. (Вспомните, какие ремонтные предприятия в вашем районе. Какие машины и оборудование они ремонтируют?)

Важнейшими отраслями машиностроения являются: важке. транспортное, энергетическое, электротехническое, станкостроение, приборостроение, сельскохозяйственное, производство оборудования для различных отраслей народного хозяйства.

К отраслям машиностроения, которые получили наибольшее развитие, предстоит тяжелое машиностроение - производство машин и оборудования для горной, угольной, металлургической, химической, нефтяной и газовой промышленности, транспорта и т.д. Предприятия этих металлоемких отраслей размещаются преимущественно в Донбассе, Приднепровье, а также в Харькове. (Почему это так?)

Крупнейшим предприятием тяжелого машиностроения является Новокраматорский завод. Он производит оборудование для металлургических предприятий, горнодобывающей промышленности, шагающие экскаваторы и т.д. Горловский машиностроительный завод производит машины преимущественно для угольной промышленности: струговые установки, угольные комбайны и др. Предприятия тяжелого машиностроения в Днепропетровске, Кривом роге, Донецке.

Большое значение для Украины имеет транспортное машиностроение - сложная и территориальное распространенная отрасль. На ее предприятиях выпускают тепловозы, вагоны, автомобили, суда, самолеты.

Тепловозы производят в Луганске и Харькове, ремонтируют в крупных городах и железнодорожных узлах.

Основными центрами вагоностроения является Днепродзержинск, Кременчуг, Стаханов, Мариуполь, Киев. Вагоноремонтные предприятия в основном расположены в крупных железнодорожных узлах.

Троллейбусы выпускают в Киеве и Днепропетровске, ремонтируют подвижной состав городского электротранспорта в крупных городах.

Автомобили собирают из многих комплектующих узлов и деталей на автомобильных заводах. Некоторые смежные предприятия, которые выпускают комплектующие детали, находятся за пределами нашего государства. Так, Львовский автобусный завод получает часть двигателей французской фирмы «Рено» (рис. 77). Большой автомобильный завод, выпускающий большегрузные автомобили, находится в Кременчуге. В перспективе предприятие будет производить различные типы грузовых машин. В Одессе работает завод тяжелого краностроения (рис. 78), в Луганске - автосборочный. Легковые автомобили выпускает большое предприятие в Запорожье, которое интенсивно развивается и осваивает выпуск новых машин. В Луцке производят грузо-пассажирские автомашины.

Моторный и тракторных двигателей заводы работают в Мелитополе и Харькове. Отдельные узлы и агрегаты к автомобилям производят в Полтаве, Херсоне, Чернигове, Харькове, Виннице и т.д. Расширяется сеть авторемонтных предприятий, особенно по обслуживанию автомобилей иностранного производства.

Судостроение в Украине размещается в нескольких центрах. Крупнейшим из них является Николаев. Здесь выпускают морские суда - танкеры и сухогрузы. Вторым по значению центром судостроения является Херсон. На его заводах производят морские и речные суда, земснаряды, пока для морских портов, портальные краны и т.д. Большой судостроительный завод работает в Киеве. Он выпускает морские траулеры. Есть судостроительный завод в Керчи. Ремонтируют морские суда в Одессе, Ильичевске, Севастополе, Мариуполе, речные - в Запорожье, Вилково, Измаиле, Рени.

Судостроение Украины - важная отрасль, которая способна обеспечить потребности страны в крупных нефтеналивных танкерах, лесовозах и рудовозах, судах на подводных крыльях и воздушной подушке, грузовых судах типа «река-море», военных судах. Судостроительные заводы Украины выполняют заказы для других стран мира.

Развито в Украине и самолетостроения. Его центрами являются Киев, Харьков, Львов. В Киевском авіаоб'єднанні строят сверхтяжелые транспортные самолеты (Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия»), что по многим показателям превосходят самолеты подобного типа за рубежом. Здесь создали и самолет пожарный Ан-32п. В Харькове работает авиационное объединение. Там выпускают пассажирские самолеты типа Ту-134. Идет работа над созданием самолетов третьего тысячелетия - транспортного Ан-70 и пассажирского Ту-334. Самолетостроение - свидетельство высокого развития страны. (Вспомните, какие предпосылки есть в Украине для развития судостроения, самолетостроения.)

Подъемно-транспортное, строительное и дорожное машиностроение очень металомістке. Поэтому в основном его предприятия тяготеют к металлургическим базам или же сосредоточены неподалеку от них. Производство тяжелых кранов, шагающих экскаваторов, подвесных канатных дорог размещено в Днепропетровске, Запорожье, Луцке, Алчевске, Херсоне. Мощным предприятием является завод тяжелого краностроения в Одессе. Башенные краны изготавливают в Харькове.

Строительные и путевые машины выпускают в Киеве, Одессе, Кременчуге, Бердянске, Харькове, Николаеве, Коростене и Славянске. Оборудования для строительной индустрии производят преимущественно в Харькове, Киеве, Днепропетровске, Лисичанске, Житомире.

Энергетическое машиностроение имеет межгосударственное значение. Крупнейшим его центром является Харьков. Здесь производят мощные турбины для тепловых, атомных, гидравлических, газо-

турбинных и других электростанций. Предприятия этой отрасли размещены также в Полтаве, Стаханове (Луганская область), Монастырище (Черкасская область). До энергетического машиностроения относятся дизелестроения, его центры находятся в Токмаке (Запорожская область), Бериславе (Херсонская область), Первомайске (Николаевская область). Эти предприятия выпускают дизели для судов, тепловозов, буровых механизмов, электростанций.

Заводы электротехнического машиностроения производят электромоторы, приборы, кабель и другую продукцию. Крупнейшими центрами области являются Харьков, Киев, Запорожье, Львов, Полтава, Днепропетровск, Донецк, Одесса и др.

Электронная и радиотехническая промышленность обеспечивает лучшую телевизорами, магнитофонами, радиоприемниками, компьютерами, полупроводниками и т.д., ее предприятия не требуют больших площадей, не очень загрязняют окружающую среду, не являются материалоемкими, могут размещаться как в больших, так и в малых городах и даже селах. Основными центрами области являются Львов (заводы телевизоров и кинескопов), Киев («Маяк», «Радар», «Электронмаш» и др.), Симферополь (завод телевизоров), Днепропетровск (радиозавод), а также Черкассы, Запорожье, Одесса. Расширяется кооперация с предприятиями Японии, Тайваня, Китая, Республики Кореи.

Предприятия электротехнического машиностроения изготавливают разнообразные машины и устройства, предназначенные для производства, передачи, преобразования и потребления электроэнергии. Крупнейшими центрами электротехнического машиностроения является Харьков, Запорожье, Киев, Днепропетровск, Львов, Полтава, Донецк, Одесса, Бердянск. Мощнейшие предприятия сосредоточены в Харькове. Это заводы «Электротяжмаш», электромеханический и «Электромашина». Выделяются также трансформаторный завод и завод электроаппаратуры в Запорожье, исследовательский электромеханический в Киеве, электромеханический в Полтаве, электротехнических изделий в Львове и т.д. Крупные предприятия электротехнического машиностроения является также в Новой Каховке (электромашиностроительный завод), Умани (завод «Мегомметр»), Славянскую (арматурно-изоляторный) и т.п.

Кабельное производство сосредоточено в Киеве, Бердянске, Харькове, Каменце-Подольском, Одессе, Донецке.

Киноаппаратуру выпускают в Киеве и Одессе, электронные приборы и микроскопы - в Сумах, стиральные машины - в Киеве, холодильники в Василькове и Донецке. Эти предприятия также расширяют связи с заводами Финляндии, России и других стран.

Станкостроение в значительной мере работает на удовлетворение потребностей отрасли в металлообрабатывающем оборудовании.

Крупнейшие предприятия станкостроения: Киевский и Житомирский заводы станков-автоматов, Львовский станков и инструментов, Харьковский агрегатных станков, Краматорский тяжелого станкостроения, Одесский станкостроительный.

До крупных городов тяготеют предприятия приборостроения. Для этого производства нужны высококвалифицированные работники. Основными центрами являются крупные города: Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса, Донецк, Запорожье, Львов.

Заводы сельскохозяйственного машиностроения расположены во всех частях страны. Крупнейшие предприятия находятся в Тернополе и Днепропетровске (свеклоуборочные комбайны), Херсоне (кукурузо - и зерноуборочные комбайны). Сеялки производят в Кировограде, тракторные плуги - в Одессе, оросительные машины - в Первомайске Николаевской области, кормораздаточными машины - в Белой Церкви, оборудование для ферм - в Умани. Предприятия сельскохозяйственного машиностроения есть в Киеве, Николаеве, Мелитополе, Бердянске, Львове, Донецке, Луганске, Черновцах и др. Производство тракторов сосредоточено главным образом в Харькове. Здесь работает мощный Харьковский тракторный завод (ХТЗ) (рис. 79). В городе находятся также заводы «Поршень», тракторных самоходных шасси, тракторных двигателей. ХТЗ кооперируются с заводами Харьковской области, Киева, Винницы и других городов.

Предприятия машиностроения для химической промышленности выпускают химическую аппаратуру, машины для производства минеральных удобрений, синтетического каучука, искусственного волокна, пластмасс, компрессорное и насосное оборудование, фильтры и т.д. Крупнейшие заводы находятся в Киеве, Сумах, Полтаве, Днепропетровске, Одессе, Львове, Фастове, Дрогобыче.

Предприятия, производящие машины и оборудование для легкой и пищевой промышленности, тяготеют к крупных машиностроительных центров и центров пищевой промышленности. Производство оборудования для пищевой промышленности развито в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Одессе, Запорожье, Полтаве, Мариуполе, Черкассах, Смеле, Львове, Мелитополе, Симферополе, Ужгороде.

Заводы, производящие оборудование для легкой промышленности, размещенные в Харькове, Киеве, Полтаве, Черновцах, Херсоне, Мелитополе, Одессе, Ивано-Франковске, Фастове, Бердичеве, Чернигове, Каменце-Подольском и др.

Основными формами территориальной организации машиностроения машиностроительные центры, узлы и районы.

В машиностроительном центре сосредоточены машиностроительные предприятия определенной специализации. Машиностроительный узел охватывает несколько машиностроительных центров, население которых в значительной степени занято в машиностроительном производстве. Машиностроительный район - это территориально-производственный комплекс с четкой специализацией по выпуску машиностроительной продукции. Охватывает обычно территорию одной или нескольких соседних областей.

В Украине можно выделить более 70 машиностроительных узлов. Они разные по величине, специализацией, уровнем сформированности.

Крупнейшим машиностроительным узлом Украины является Харьковский. Преимущественное развитие здесь получили тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое, подъемно-транспортное, станкостроение, электротехническое машиностроение.

Вторым по величине является Киевский машиностроительный узел. Здесь развиты приборостроение, а также машиностроение для пищевой, химической промышленности, транспортное машиностроение. (Подумайте, почему эти два крупнейшие узлы страны очень отличаются друг от друга по своей отраслевой структурой.)

Мощный машиностроительный узел сформировался в Днепропетровске. Здесь преобладает тяжелое, сельскохозяйственное машиностроение, электротехническая промышленность.

Одесский машиностроительный узел специализируется на станкостроении, подъемно-транспортном, сельскохозяйственном машиностроении.

В Львовском машиностроительном узле преобладают электротехническая, автомобильная промышленность, приборостроение, в Луганском - тепловозостроения и горное машиностроение, в Запорожском - электротехническая и автомобильная отрасли.

Большим узлом тяжелого машиностроения Краматорск, судостроение - Николаев, судостроения и сельскохозяйственного машиностроения - Херсон. (Особенности рас-

развития и размещения машиностроения в вашем городе, области, республике? Его отраслевая структура? Какие центры и узлы сформировались?)

Машиностроительные районы формируются вокруг одного или нескольких крупных узлов и охватывают несколько областей.

Можно выделить Харьковский машиностроительный район (Харьковская, Полтавская и Сумская области), Донбассе (Донецкая и Луганская области), Приднепровский (Днепропетровская, Кировоградская и Запорожская области), Центральный (Киевская, Черниговская, Житомирская и Черкасская области), Западный (Львовская, Ивано-Франковская, Волынская, Ровенская, Закарпатская области), Подольский (Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская и Черновицкая области), Южный районы (Автономная Республика Крым, Одесская, Николаевская, Херсонская области). (Определите по карте главные машиностроительные узлы каждого из районов.)

Предприятия машиностроения в Украине размещены крайне неравномерно. Более 50 % выпуска товарной продукции, количества сотрудников и стоимости промышленно-производственных основных фондов сосредоточено в трех машиностроительных районах - Донбасская, Приднепровском и Харьковском.

Больше всего машиностроительных предприятий в таких промышленных центрах, как Харьков, Киев, Львов, Одесса, Запорожье. В то же время очень низкий уровень развития машиностроения характерен для Западного и Подольского машиностроительных районов. (Назовите области и промышленные центры этих районов. Уровень развития машиностроения в вашем городе или области? Достаточен ли он, на ваш взгляд?)

В последние десятилетия в размещении предприятий машиностроения произошли определенные сдвиги, однако недостаточны. Правительство Украины определило 50 малых городов, которым рекомендовано развитие машиностроительных производств.

Дальнейшее развитие машиностроения страны требует технического перевооружения, реконструкции, переспеціалізації предприятий, производящих ненужную обществу продукцию. Новые направления - это создание небольших и средних заводов, которые будут выпускать приборы, продукцию загальномашино-строительного назначения, товары народного потребления. Это позволит эффективнее использовать возможности отдельных районов.

Что производит известное вам предприятие? Ли оно непосредственно собирает машины и механизмы, выплавляет металл, производит заготовки, имеет транспортные цеха, поля, фермы? Вспомните из истории, для которого времени характерна комплексность производства на отдельных предприятиях.

Книга: География / Масляк

СОДЕРЖАНИЕ

1. География / Масляк
2. Время местное, поясное, декретное, летнее
3. Раздел ІІ.ФІЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Раздел ІІ.ФІЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Исследования территории Украины
4. Рельеф
5. Палеогеографические условия
6. Полезные ископаемые
7. Моря, поверхностные и подземные воды. Водные ресурсы
8. Почвенный покров, земельные ресурсы
9. Растительность и животный мир
10. Неблагоприятные физико-географические процессы и явления
11. Раздел ІІІ.ПРИРОДНІ КОМПЛЕКСЫ (ЛАНДШАФТЫ) И ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ Раздел ІІІ.ПРИРОДНІ КОМПЛЕКСЫ (ЛАНДШАФТЫ) И ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ Природные комплексы (ландшафты), их распространение и классификация
12. Физико-географическое районирование
13. Раздел IVНАСЕЛЕННЯ УКРАИНЫ Раздел IVНАСЕЛЕННЯ УКРАИНЫ Количество и плотность населения
14. Естественный прирост. Возрастной и половой состав
15. Система расселения. Городское и сельское население
16. Миграции населения
17. Национальный состав
18. Украинская диаспора
19. Культура украинского
20. Трудовые ресурсы
21. Раздел V.ТОПОНІМІКА УКРАИНЫ Раздел V.ТОПОНІМІКА УКРАИНЫ Топонимика природных условий и ресурсов Украины
22. Хозяйство Украины в географических названиях
23. Социальная топонимика
24. Раздел VI. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ Раздел VI. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ Общая характеристика народного хозяйства
25. Промышленность
26. Топливно-энергетический комплекс
27. Топливно-энергетический комплекс
28. Металлургический комплекс
29. Машиностроительный комплекс
30. Химическая промышленность
31. Лесопроизводственный комплекс
32. Промышленность строительных материалов
33. Медицинская и микробиологическая промышленность
34. Социальный комплекс
35. Агропромышленный комплекс
36. Транспортный комплекс
37. Раздел VII.ЕКОНОМІЧНІ РАЙОНЫ Раздел VII.ЕКОНОМІЧНІ РАЙОНЫ Территориальная организация народного хозяйства и экономическое районирование Украины
38. Донецкий район
39. Северо-Восточный район
40. Столичный район
41. Центральный район
42. Причерноморский район
43. Подольский район
44. Карпатский район
45. Раздел VIII. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ОХРАНА
46. Влияние хозяйственной деятельности человека на природные условия и природные ресурсы
47. Геоэкологическая ситуация в Украине
48. Рациональное использование и охрана природных условий и природных ресурсов
49. Природоохранные комплексы
50. Природоохранные комплексы (продолжение)
51. Мониторинг окружающей среды в Украине

На предыдущую