lybs.ru
Слишком вредная и роскошь, которую за страдания покупают. / Феофан ПРОКОПОВИЧ


Книга: География / Масляк


Транспортный комплекс

Транспортный комплекс - это сочетание различных видов транспорта, обслуживающих, вспомогательных предприятий и организаций на определенной территории.

Транспорт - одна из отраслей материального производства Украины. Он является необходимым условием возникновения и развития территориального разделения труда. Последний возможен лишь при условии интенсивного обмена товарами между отдельными территориями, которые принимают участие в этом разделении. Расширение территориального разделения труда, его совершенствования и именно возникновение новых, более эффективных форм в значительной мере зависят от уровня развития транспорта.

Транспорт является важным фактором формирования территориальной структуры хозяйства. Он может ускорять или задерживать процесс территориальной концентрации промышленных предприятий в определенных хозяйственных центрах, обеспечивать нормальное функционирование различных элементов их территориальной организации в промышленных комплексах.

Влияние транспортного фактора зависит от уровня развития транспортной системы. Чем розвинутіша, разнообразнее и более разветвлена транспортная сеть, чем больше функционирует эффективных транспортных средств, тем более благоприятное транспортное положение любого объекта территории (города, промышленные предприятия и т.п.). Недостаточное развитие транспортной системы ограничивает возможности формирования и дальнейшее развитие хозяйства определенной территории.

Транспортный фактор в определенной степени определяет отраслевую и территориальную структуру народнохозяйственного комплекса. Это связано с тем, что на любое перевозки сырья, материалов или готовой продукции расходуется определенное количество труда. Вследствие этого растет, а иногда весьма существенно, стоимость перевозимой продукции. Поэтому, особенно при современной ситуации, наиболее целесообразно размещать хозяйственные объекты там, где наименьшие транспортные расходы. Конечно, что такими местами в большинстве случаев есть населенные пункты, где пересекаются магистрали различных видов транспорта и осуществляются перевалки грузов. Это - транспортные узлы. Здесь возникают сравнительно лучшие возможности для снабжения промышленных предприятий сырьем, материалами, заготовками, а также для сбыта готовой продукции, что достигается согласованной работой различных видов транспорта и целесообразным распределением грузопотоков между ними.

О работе транспорта можно судить по его грузообороту, который измеряется тонно-километрами и пассажирооборотом, который измеряется в пассажиро-километрах. Грузооборот - это количество перевозимого груза за определенный период на определенное расстояние, пассажирооборот - это количество пассажиров, груза за определенный период на определенное расстояние.

Транспорт Украины-за особенностей ее географического положения имеет значительное межгосударственное значение, которое со временем будет расти. Будут расширяться связи не только в направлении «Восток-Запад», но и «Север-Юг». Наверное, можно говорить о восстановлении в будущем пути «из варяг в греки» с использованием существующих транспортных магистралей и строительством новых с участием иностранного капитала.

В связи с этим должен значительно возрасти валовой общественный продукт на транспорте и связи. В последние годы темпы такого роста заметно замедлились по сравнению с другими отраслями материального производства.

В Украине развиты все виды современного транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, воздушный, речной, трубопроводный, электронный.

(Железнодорожный транспорт. Первая железнодорожная магистраль на территории Украины Львов - Перемышль была проложена в 1861 г. Вторая - пролегла от Одессы до Балты в 1865 г. Задачей этой железной дороги было сочетание зернового района с Одесским морским портом для вывоза зерна и другой сельскохозяйственной продукции в другие страны. После этого началось интенсивное строительство железных дорог. К 1913 г. было построено 15,6 тыс. километров новых линий (сейчас их около ЗО тыс. километров).

Характерной особенностью железнодорожного транспорта является то, что общая длина железнодорожных путей предприятий и организаций (подъездные пути) больше, чем длина железнодорожных путей общего пользования (магистральные дороги). Более того, разрыв между этими двумя показателями растет в пользу первого. Особенно много железнодорожных путей предприятий и организаций в Донбассе и Приднепровье. Причина этого явления кроется в значительных объемах обработки грузов на металлургических предприятиях, заводах других отраслей промышленности.

На 1 тыс. квадратных километров территории страны приходится 38 км железнодорожных путей общего пользования и 46 км путей предприятий и организаций.

Самая густая сеть железнодорожных магистралей характерна Для Донбасса, Приднепровья, Правобережной Лесостепи и западных территорий Украины.

Железнодорожный транспорт Украины занимает первое место среди Других видов транспорта по грузообороту. Сейчас на него приходится около 45 % всего грузооборота страны. Десять ЛЕТ назад этот показатель превышал 62 %.

Железнодорожные магистрали соединяют в одно целое отдельные районы страны с разной специализацией хозяйства, внутренние территории с портами и другими странами, крупные промышленные центры с сельскохозяйственными зонами и местами отдыха и

лечение.

Среди внутригосударственных железных дорог наибольшее значение имеют линии Донбасс-Кривой Рог, по которым в одном направлении движется коксующийся уголь, а в обратном - железорудный концентрат. Важное хозяйственное значение имеют магистрали южного направления Харьков-Севастополь и Львов-Одесса. Крупнейшие центры Украины соединяет железная дорога Харьков-Киев - Львов. Магистраль Харьков-Днепропетровск-Херсон дает выход крупным промышленным центрам Харьковщины и Днепропетровщины к портам Черного и Азовского морей.

В значительной вантажонапруженістю в Украине отличаются отдельные участки железных дорог: Харьков-Дебальцево-Долинская, Хутор-Михайловский-Нежин-Киев-Казатин, Здолбунов-Львов-Чоп.

Наибольшие объемы перевозок грузов характерны для Донецкой, Днепропетровской и Луганской областей, наименьшие - для Черниговской, Черновицкой и Тернопольской.

Основными грузами, которые перевозятся, есть уголь, железная руда, сырая нефть, строительные материалы, минеральные удобрения, сельскохозяйственная продукция, изделия металлургии и машиностроения.

За перевозками нефти и нефтепродуктов железнодорожный транспорт превышает трубопроводный. Важнейшими международными железнодорожными магистралями являются те, которые соединяют Украину с ее ближайшими соседями. Это прежде всего Донбасс - Харьков-Курск-Москва, Донбасс-Валуйки-Елец-Москва, Донбасс-Миллерово-Рязань-Москва, Одесса-Киев-Москва. Через Украину проходит магистраль, связывающая столицу России с Северным Кавказом и странами Закавказья (Москва - Курск-Харьков-Ростов-на-Дону), а также железная дорога Донбасс-Поволжье, связывающей Украину с восточными районами России. С Белоруссией Украину связывают железной дороги: Харьков - Брянск-Витебск, Бахмач-Гомель-Минск, Житомир - Жлобин, Ровно-Барановичи и др.

С Польшей Украина связана магистралями Ковель-Хелм и Львов-Перемышль, со Словакией и Чехией - Киев-Чоп-Прага, с Венгрией - Донбасс-Киев-Львов-Будапешт, с Молдовой - Раздельная-Тирасполь-Бендеры-Кишинев, а также Каменец-Подольский-Бєльци-Рыбница. Несколько железнодорожных магистралей пересекает украинско-румынскую границу. Это прежде всего железные дороги, связывающие Закарпатья с городом Сату-Маре, Черновцы с Сучавой, порт Рени на Дунае с Галацем и Бреїлою.

Украина имеет выход практически во все страны Центральной и Западной Европы, а через территорию Беларуси в страны Балтии.

Железнодорожная паромная переправа из Крыма на Кавказ через Керченский пролив дает выход в страны Закавказья, а также к Турции и Ирану.

Железнодорожные магистрали различного направления, пересекаясь, образуют железнодорожные узлы. Крупнейшими среди них в Украине Харьков, Киев, Днепропетровск, Львов, Ковель, Ясиноватая, Дебальцево, Кривой Рог, Апостолово, Жмеринка, Знаменка, Конотоп, Красноармейск, Коростень и др.

До стран-соседей железнодорожным транспортом перевозят уголь, металл, продукцию машиностроения и химической промышленности, разнообразные изделия пищевой промышленности и сельскохозяйственные грузы. В обратном направлении везут лес и изделия из дерева, машины и приборы, продукцию легкой промышленности и т.д.

В будущем, при условии быстрого экономического роста Украины, железнодорожный транспорт будет играть большую роль в обеспечении интеграции государства в Европейское сообщество. Уже сейчас среднее расстояние перевозок 1 т груза железнодорожным транспортом достигла в Украине почти 500 км. Возрастет значение этого вида транспорта в перевозке пассажиров в страны Центральной и Западной Европы. Пассажирооборот железнодорожного транспорта Украины опережает другие виды транспорта (рис. 104). )

Автомобильный транспорт реальное развитие получил • в Украине лишь в послевоенный период и характеризуется перевозками на незначительные расстояния. Сейчас среднее расстояние перевозок 1 т груза автомобильным транспортом не превышает 14 км, а среднее расстояние перевозок одного пассажира

автобусами составляет 11 км, такси - 12 км. Эти показатели уже много лет стабильные. В перевозках на небольшое расстояние автомобильный транспорт - вне конкуренции с другими видами транспорта. Особенно он эффективен на расстояниях до 50 км. Им осуществляются связи между городами и селами, перевозится продукция сельского хозяйства до магазинов и хранилищ, до железнодорожных станций и пристаней. Довольно значительные перевозки этим видом транспорта, строительных материалов и продукции легкой промышленности.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 169 тыс. километров, из них с твердым покрытием - 159,1 тыс. километров (см. приложение 14).

Пути с твердым покрытием распределяются по территории весьма неравномерно. Наибольшая их доля превышает 90 %, находится в западных областях (Закарпатская, Ивано-Франковская, Черновицкая), в Крыму. Близки к ним по этому показателю также Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Киевская, Винницкая, Одесская, Тернопольская и Львовская области. На Полесье уровень обеспечения дорогами с твердым покрытием значительно ниже.

В целом лучше всего обеспечены автомобильными дорогами Донбасс, Приднепровье, Прикарпатье, Закарпатье, Подолье, Автономная Республика Крым, Киевская область. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 264 км на 1 тыс. квадратных километров территории.

Кроме перевозки грузов и пассажиров автомобильный транспорт выполняет много других функций: обеспечивает работу скорой медицинской помощи, пожарной охраны, органов общественного правопорядка и т.д. В системе автомобильного транспорта Украины работает 1,8 млн человек, что в 1,7 раза больше, чем в целом в других видах транспорта. Больше здесь и расхода горючего.

Основными автомагистралями являются: Киев-Львов, Киев-Харьков, Киев-Брест, Киев-Днепропетровск-Донецк, Харьков-Симферополь, Днепропетровск-Никополь, Харьков-Ростов-на-До-ну, Киев-Одесса, Одесса-Николаев-Херсон, Белая Церковь-Винница-Хмельницкий, Днепропетровск, Запорожье, Луганск-Стаханов-Первомайск, Славянск-Константиновка-Донецк и др.

Основные грузопотоки осуществляются автомобильными путями, соединяющие соседние областные центры, а также между Киевом, Харьковом, Львовом, Донецком, Днепропетровском и другими крупными промышленными узлами. Грузовые перевозки по маршрутам Киев-Львов, Донецк-Луганск, Киев-Одесса, Днепропетровск-Запорожье, Киев-Харьков, Симферополь-Харьков, Донецк-Днепропетровск-Кировоград являются наиболее значительными.

Важными автомагистралями, которые соединяют Украину с соседними государствами, является Киев-Москва, Одесса-Киев-Санкт-Петербург, Харьков-Москва, Донецк-Ростов-на-Дону, Киев - Брест, Одесса-Кишинев, Кировоград-Кишинев и др. Украина достаточно хорошо интегрирована в европейскую сеть автомобильных дорог с выходами в Ужгороде в Словакию и Чехию, в Чопе - в Венгрию и Австрию, в Порубному - в Румынию, в Мосты-ской и Любомле - в Польшу.

На морской транспорт приходится более У4 грузо-оборота страны. Он осуществляет перевозки грузов и пассажиров в Черноморско-Азовском бассейне. Здесь находятся порты Черного и Азовского морей и нижнего течения реки Дунай. Дунай доступен для морских судов в 170 км от устья.

Черноморско-Азовский бассейн имеет чрезвычайно благоприятное географическое положение для развития морского транспорта. Его порты незамерзающие, имеют сравнительно неглубокие подходы. Развитию пассажирских перевозок морским транспортом Украины способствует большое количество курортов и туристических баз на побережье Черного, Азовского и Средиземного морей.

За средними расстояниями грузовых перевозок (около 6 000 км) морской транспорт занимает первое место среди других видов транспорта. Но по расстоянию перевозки пассажиров значительно уступает железнодорожному и особенно воздушному транспорту.

В структуре перевозок грузов морскими судами преобладают руды металлов, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные материалы.

Этот вид транспорта сейчас превращается в ведущий по обеспечению внешнеэкономических связей.

Среди экспортных грузов преобладают железная и марганцевая руды, угля, машины и оборудование, продукция химической промышленности, а также сельского хозяйства. С помощью морского транспорта в Украину поступают нефть, разнообразное оборудование и машины, джут, чай, кофе, цитрусовые, бананы и т.д.

Довольно значительные объемы грузов относятся каботажним перевозкой, т.е. между портами Украины. Они осуществляются в среднем на расстояние, не превышающее 150 км, поэтому их доля в вантажообороті морского транспорта Украины незначительна.

Крупнейшим морским портом Украины является Одесса. Он оборудован под контейнерные перевозки. Здесь на железнодорожной станции Одесса-Порт происходит перегрузка с железнодорожного на морской транспорт и наоборот. Одесса имеет регулярное сообщение более чем с 100 странами мира. В Одессе обрабатывают свыше 20 млн тонн грузов, что составляет 20 % морского грузооборота страны. Это такие грузы, как нефть, зерно, железная

руда, строительные материалы, сахар и т.д. Одесса как морской порт не имеет себе равных в Украине за перевозкой пассажиров. В будущем Одесский порт превратится в значительный центр перевозки зарубежных туристов.

На юго-запад от Одессы на берегу Сухого лимана находится порт Ильичевск. Сюда поступают марганец, уголь, железная руда, строительные материалы, химические удобрения, каучук, зерно, масло и т.д. С 1978 г. в Ильичевске работает международная паромная переправа Ильичевск-Варна (Болгария).

Своеобразную специализацию имеет порт Южный на Аджалицькому лимане. Он предназначен для переработки аммиака, который поступает по трубопроводу Тольятти (Россия)-Горловка-Одесса.

В устье Южного Буга за 74 км от моря находится порт Николаев. Здесь возделывают преимущественно нефтяные грузы, марганцевую руду и уголь.

В устье Днепра расположен Херсон. Основные грузы: уголь, лес, зерно, металл, железная и марганцевая руды, нефть. Это одновременно морской и речной порт. Здесь осуществляется перевалка грузов с речных на морские суда и наоборот.

Значительными портами Азовского моря Керчь (рис. 105), Мариуполь и Бердянск. Преобладающими видами грузов, которые перерабатывают эти порты, есть железная руда, уголь, а также рыбные продукты.

Морские порты находятся и в устье Дуная. Это Вилково, Килия, Измаил и Рени. Последний по грузообороту уступает в Украине только в Одессе и Ильичевске. Он играет большую роль в связях государства со странами Юго-Восточной и Центральной Европы.

Пассажирские перевозки осуществляют в Украине 17 морских портов. Наибольший объем пассажиропотока приходится на порты Черного моря: Севастополь, Ялту (рис. 106), Евпаторию и Одессу, значительно меньший - на Феодосию, Измаил, Ильичевск, Керчь и Бердянск. Среди пассажирских перевозок преобладают каботажные. Наибольший пассажиропоток в международных перевозках осуществляется паромной переправой через Керченский пролив. Достаточно интенсивные связи между Украиной и Россией происходят по маршрутам Мариуполь-Ейск, Бердянск - Азов, Бердянск-Ейск.

Речной транспорт. Общая длина судоходных путей, эксплуатируемых в Украине, менее 4 тыс. километров.

Почти по всем показателям перевозок грузов и пассажиров этот вид транспорта находится на последнем месте. Доля речного транспорта в общем перевозке грузов не превышает 1,1 %, а пассажиров - 0,2 %. В структуре грузовых перевозок этого вида транспорта ведущее место принадлежит строительным материалам, угля и кокса, железной и марганцевой рудам.

Основную роль в перевозках грузов и пассажиров играет Днепровский бассейн. По Днепру и его крупнейших притоках Припяти и Десне осуществляется более 90 % всех перевозок речного транспорта в стране. На днепровские порты Киев, Днепропетровск, Херсон и Запорожье приходится более 85 % всего объема работы по перевозке грузов и пассажиров в Днепровском бассейне.

Основным портом в верхнем течении Днепра Киев. Отсюда транспортируют разнообразные изделия машиностроения, металлолом, лес, продукцию пищевой и легкой промышленности. Из Днепропетровска и Запорожья до портов Черного моря перевозят уголь, металл, железную и марганцевую руды. Зерно транспортируется преимущественно на небольшие расстояния до элеваторов Херсона, Запорожья, Днепропетровска и Киева. В этом же направлении летом перевозят знаменитые херсонские арбузы. Вверх по Днепру везут также каменный уголь, металл, строительные материалы, руды и т.п. Основными портами, где происходит перегрузка с речного на железнодорожный транспорт, является Днепропетровск, Запорожье, Черкассы и Кременчуг. По Днепру и его притокам перевозятся грузы в Беларусь, Польшу и Россию.

Днестр судоходен на значительном протяжении (323 км в пределах Украины), но только 125 км имеют гарантийные глубины. По этой реке Украина имеет связь с Молдовой.

На Южном Буге судоходство получило развитие на трех участках, которые не имеют между собой сообщения водным транспортом. Одна из них Гнивань-Лавровка имеет длину 52 км, вторая - Ладыжинское водохранилище-Зятковцы - 31,5, самая длинная - Николаев-Александровка - 128 км.

Основной речной магистралью, по которой осуществляются межгосударственные перевозки, является Дунай. Вверх по Дунаю везут каменный уголь, железную и марганцевую руды, машины и оборудование, товары легкой промышленности. В обратном направлении перевозят разнообразные комплектующие изделия, зерно, товары химической и пищевой промышленности. (Назовите речные порты на Дунае, что является одновременно и морскими.)

Судоходство осуществляется и некоторых малых реках: Ингулец, 'Северский Донец, Стырь и Горынь. По этим рекам перевозят строительные материалы, минеральные удобрения, сельскохозяйственные продукты.

Воздушный транспорт. В наследство от Аэрофлота СССР авиационный транспорт Украины достал старые, изношенные машины: ТУ-134, ТУ-154, Як-42. Износ парка самолетов составляло 70 %.

С сентября 1995 г. самолеты государственной авиакомпании «Авиалинии Украины» работают на 32 международных маршрутах. Открылись воздушные линии до Франкфурта, Парижа, Торонто, Нью-Йорка, Лондона, Израиля. Будут расширяться связи посредством воздушного транспорта со странами Ближнего Востока - Ливаном, Сирией, Пакистаном, Индией, а также со странами Тихоокеанского региона. Важное значение приобретают полеты в Китай и Японию. Украина вступила в международных авиационных организаций.

Крупнейшие города Украины имеют по два аэропорта: в Киеве - это «Борисполь» и «Киев» (Жуляны), в Одессе - «Центральный» и «Застава», в Симферополе - «Симферопольский» и «Заводской». Воздушные ворота столицы Украины - Бориспольский аэропорт. Поэтому был объявлен конкурс на участие в строительстве нового международного аэровокзала в Борисполе.

Наибольший объем перевозок пассажиров (около 4 млн человек в год) осуществляется воздушным транспортом в Киевской области. Это составляет примерно 87 % всего ее населения. Киевской области принадлежит первое место в Украине и за перевозкой грузов воздушным транспортом - более 35 тыс. тонн ежегодно. Далее идут Харьковская, Днепропетровская и Донецкая области.

Для пассажирских перевозок в Украине характерна сезонность. Основной пассажиропоток приходится на лето.

Трубопроводный транспорт предназначен для транспортировки нефти, газа и других жидких, газообразных и сыпучих веществ. Длина газопроводов на 1 января 1992 г. составляла 34,8 тыс. км, нефтепроводов - 2,5, нефте-продуктопроводов - 2,9 тыс. километров.

Крупнейший нефтепровод «Дружба» является трансевропейской магистрали и в пределах Украины имеет протяженность 680 км. Межгосударственного принадлежит и нефтепровод Мичуринск (Россия)- Кременчуг протяженностью в пределах нашего государства 313 км, а также етиленопровид от Калуша до Венгрии. В пределах Украины длинными нефтепроводами являются Кременчуг-Херсон (428 км), Гнединцы-Розбишивка-Кременчуг (395 км). На западе государства находятся небольшие нефтепроводы Долина - Дрогобыч (58 км) и Битков-Надворная (15 км). Работает наф-топродуктопровід Кременчуг-Лубны-Киев.

Более разветвленная сеть газопроводов. В связи с началом эксплуатации в 50-е годы Шебелинского газового месторождения в Харьковской области и освоением газовых месторождений Дашавы в Прикарпатье Украина превратилась в основной район поставки газа в бывшем СССР. Были построены мощные магистральные газопроводы Дашава-Киев-Москва (1 330 км), Дашава-Минск-Вильнюс-Рига (1 198 км), Е-белинка-Белгород-Брянск-Москва, Шебелинка-Остро-гожськ-Москва, Шебелинка-Дніпропетровьк-Кривой Рог - Одесса-Кишинев с ответвлениями до Запорожья, Никополя, Николаева и Херсона.

В пределах Украины стали действовать и меньшие по протяженности газопроводы Дашава-Дрогобыч, Дашава-Стрый, Дашава-Львов, Угерськ-Ивано-Франковск, Шебелинка-Полтава-Киев.

После открытия месторождений природного газа в Крыму построены газопроводы местного значения Глебовка-Симферополь и Джанкой-Симферополь.

Новые открытия газа в Харьковской области способствовали сооружению газопровода Ефремовка-Диканька-Киев-западные области Украины (1 010 км).

Через Украину из Западной Сибири и других районов России проходят несколько магистральных газопроводов в страны Центральной и Западной Европы. Среди них крупнейшим является газопровод у Ренгой-Помары-Ужгород (рис. 107).

Среднее расстояние транспортировки 1 т грузов трубопроводами в Украине в настоящее время достигла более 700 км и увеличилась по сравнению с 1980 г. более чем на 130 км.

В перспективе планируется рост добычи газа в Украине, строительство новых газопроводов, в том числе и магистральных из Ирана, а также других стран мира.

Городской транспорт. Основное назначение городского транспорта - перевозки пассажиров. Процессы урбанизации в Украине, быстрые темпы роста населения, особенно крупных городов, требуют постоянного развития городского транспорта. От эффективности его работы в значительной степени зависят ритмичность функционирования всего хозяйственного комплекса страны, согласованность и взаимодействие магистральных транспортных линий. Рост масштабов перевозок, энергетический кризис, экологические проблемы приводят к постоянной структурной перестройки городского транспорта.

К основным видам городского транспорта относятся трамвайное, троллейбусное, автобусное сообщение и метро.

Трамвайное сообщение возникло в Украине еще в конце XIX ст. Первый трамвай в Российской империи был введен в эксплуатацию в 1892 г. в Киеве. Особенно быстрыми темпами росло число городов с трамвайным сообщением в 30-е годы. Теперь таких городов насчитывается 24. Длина трамвайных путей составляет более 2 000 км. Линии скоростного трамвая действовали в Киеве и Кривом Роге. Сейчас за год трамваями в стране перевозится около 2 млрд пассажиров.

Троллейбусное сообщение возникло на 20 лет позже от трамвайного, но по всем показателям уже превысило его.

В 1995 г. троллейбусы перевозили пассажиров в 47 городах страны. Эксплуатационная длина пути единичной троллейбусной линии превысила 4 тыс. километров. Троллейбусы перевозят за год примерно 3 млрд пассажиров.

Самый прогрессивный и удобный вид городского транспорта - метрополитен. В Украине в настоящее время метрополитены действуют в 3 городах: Киеве, Харькове и Днепропетровске. Длина пути метрополитена в двухпутном исчислении составляет около 100 км. Всего из 64 станций метро в Киеве находится 37, Харькове - 21, Днепропетровске - 6 станций.

Большинство городов Украины имеет автобусное сообщение. По всем показателям этот вид городского транспорта превышает все другие виды. Одним из основных недостатков автобусного сообщения, особенно в крупных городах, является то, что автобус очень загрязняет окружающую среду.

Книга: География / Масляк

СОДЕРЖАНИЕ

1. География / Масляк
2. Время местное, поясное, декретное, летнее
3. Раздел ІІ.ФІЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Раздел ІІ.ФІЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Исследования территории Украины
4. Рельеф
5. Палеогеографические условия
6. Полезные ископаемые
7. Моря, поверхностные и подземные воды. Водные ресурсы
8. Почвенный покров, земельные ресурсы
9. Растительность и животный мир
10. Неблагоприятные физико-географические процессы и явления
11. Раздел ІІІ.ПРИРОДНІ КОМПЛЕКСЫ (ЛАНДШАФТЫ) И ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ Раздел ІІІ.ПРИРОДНІ КОМПЛЕКСЫ (ЛАНДШАФТЫ) И ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ Природные комплексы (ландшафты), их распространение и классификация
12. Физико-географическое районирование
13. Раздел IVНАСЕЛЕННЯ УКРАИНЫ Раздел IVНАСЕЛЕННЯ УКРАИНЫ Количество и плотность населения
14. Естественный прирост. Возрастной и половой состав
15. Система расселения. Городское и сельское население
16. Миграции населения
17. Национальный состав
18. Украинская диаспора
19. Культура украинского
20. Трудовые ресурсы
21. Раздел V.ТОПОНІМІКА УКРАИНЫ Раздел V.ТОПОНІМІКА УКРАИНЫ Топонимика природных условий и ресурсов Украины
22. Хозяйство Украины в географических названиях
23. Социальная топонимика
24. Раздел VI. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ Раздел VI. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ Общая характеристика народного хозяйства
25. Промышленность
26. Топливно-энергетический комплекс
27. Топливно-энергетический комплекс
28. Металлургический комплекс
29. Машиностроительный комплекс
30. Химическая промышленность
31. Лесопроизводственный комплекс
32. Промышленность строительных материалов
33. Медицинская и микробиологическая промышленность
34. Социальный комплекс
35. Агропромышленный комплекс
36. Транспортный комплекс
37. Раздел VII.ЕКОНОМІЧНІ РАЙОНЫ Раздел VII.ЕКОНОМІЧНІ РАЙОНЫ Территориальная организация народного хозяйства и экономическое районирование Украины
38. Донецкий район
39. Северо-Восточный район
40. Столичный район
41. Центральный район
42. Причерноморский район
43. Подольский район
44. Карпатский район
45. Раздел VIII. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ОХРАНА
46. Влияние хозяйственной деятельности человека на природные условия и природные ресурсы
47. Геоэкологическая ситуация в Украине
48. Рациональное использование и охрана природных условий и природных ресурсов
49. Природоохранные комплексы
50. Природоохранные комплексы (продолжение)
51. Мониторинг окружающей среды в Украине

На предыдущую