lybs.ru
В развитых государствах внешняя политика диктуется внутренней, в недоразвитых - внешнее давление определяет внутреннюю политику. / Виктор Радионов


Книга: География / Масляк


Донецкий район

Район расположен на востоке И юго-востоке страны Площадь его составляет 53,2 тыс. квадратных километров. Населения - более 8,2 млн человек. Район охватывает территорию Донецкой И Луганской областей (рис 109. Экономические районы Донецкий И Приднепровский.)

Для развития хозяйства район имеет в целом благоприятные природные условия, значительные И разнообразные природные ресурсы (плодородные почвы, каменный уголь, поваренная соль, киноварь - основная ртутная руда, строительные материалы и ш.).

Здесь сосредоточены значительные человеческие ресурсы. По количеству и плотности населения район занимает первое место в Украине. Обе области очень урбанизированные (Донецкая - 90, Луганская - 87 %).

Донецкий район имеет самый высокий уровень экономического развития в Украине. Наиболее развитыми отраслями хозяйства являются электроэнергетика, угольная, металлургическая, химическая промышленность, тяжелое машиностроение и промышленность строительных материалов. В сельском хозяйстве преобладает пригородный тип. На севере и юге района выращивают зерновые культуры, подсолнечник, развиваются молочно-мясное скотоводство и свиноводство. Район имеет выход к Азовскому морю и разветвленную транспортную сеть, которой осуществляются интенсивные межрайонные и международные связи.

Ведущей отраслью в районе является угольная промышленность. Здесь добывают коксующийся (Донецкая область) и энергетическое (Луганская область) угля. На угольной промышленности базируется мощная электроэнергетика. Она представлена тепловыми электростанциями, которые дают около трети всей электроэнергии страны (Углегорская, Луганская, Кураховская, Миро-нівська, Северодонецка, Славянская, Старобешевская, Штерівська).

Отраслью специализации является черная металлургия, однако за производством металла Донецкий район уступает Приднепровском. Здесь производят чугун, сталь, широкий прокат. (Вспомните, на которых сырьевых ресурсах работает эта отрасль. Какие из них собственные, а какие девизные?)

Черную металлургию обслуживает мощная коксохимическая промышленность. Крупнейшими коксохимическими заводами являются: Авди-ївський, Горловский, Алчевский, Ясиновский, Макеевский. Добывают в районе флюсовые известняки (Докучаевск, Комсо-мольськ и Новотроицк) и огнеупоры (часов Яр, Великоана-дольск, Никитовка и др.).

Крупнейшие предприятия черной металлургии - «Азовсталь» в Мариуполе, Донецкий, Макеевский, Алчевский заводы.

Цветная металлургия по уровню развития намного уступает черной. Производство цинка налажено в Костянти-нівці, ртути - в Никитовке. В Артемовске размещен завод по обработке цветных металлов (медный и латунный прокат).

Донецкий район имеет также мощную химическую промышленность. На базе местной коксохимии производят азотные удобрения в Горловке и Северодонецке, анілінофарбова промышленность развита в Рубежном. В Константиновке выпускают фосфорные удобрения. В комплексе с производством удобрений развивается сірчанокислотна промышленность. (Вспомните, что является сырьем для этой отрасли.)

В районе значительно развита содовая промышленность (Лисичан-ский содовый завод, Славянское ПО «Химпром»). Этом

способствуют запасы поваренной соли, а также карбонатного сырья. (Вспомните, где.)

Получила развитие химия органического синтеза. Сырьем для нее являются продукты нефтепереработки, природный и коксовый газ. Нефтеперерабатывающая промышленность сосредоточена в Лисичансь-ку, смолы и пластмассы производят в Донецке и Северодонецке, резинотехнические изделия - в Лисичанске. Сажу (технический углерод) снабжает производство в Стаханове. (Какие экологические проблемы связаны с развитием этих отраслей промышленности?)

Значительного развития в районе достигло тяжелое машиностроение, прежде всего производство оборудования для горнодобывающей, металлургической, строительной индустрии, подвижного состава железнодорожного транспорта.

Крупнейшие предприятия тяжелого машиностроения находятся в Краматорске. Здесь производят шагающие экскаваторы, прокатные станы, шахтное и транспортное оборудование, станки для обработки крупных деталей для прокатных станов, железнодорожных вагонов.

Производство горно-шахтного оборудования налажено на машиностроительных заводах Донецка, Луганска, Горловки, Дружковки, Ясиноватой, оборудование для металлургической промышленности - в Макеевке, Дебальцево, Славянск.

Транспортное машиностроение Донецкого района представлено вагоностроительным заводом в Стаханове. Мариупольское ВО «Мариупольтяжмаш» изготавливает различные типы железнодорожных цистерн, ПО «Луганский тепловозостроительный завод» (крупнейшее предприятие транспортного машиностроения в Украине) - тепловозы.

В Луганске и Мариуполе производят сельскохозяйственные машины, в Первомайске Луганской области - электродвигатели для врубовых машин. Производство разнообразного электротехнического оборудования сосредоточено в Донецке, Славянске и Торезе.

Район имеет мощную строительную индустрию, предприятия которой преимущественно размещаются в малых и средних городах. (Вспомните, есть сырьевая база для этой отрасли в Донбассе.) Наибольшего развития достигла цементная и стекольная промышленность. Производят также кровельные материалы (толь, шифер), керамические изделия, железобетонные конструкции.

Высокий уровень территориальной концентрации характерен для цементной промышленности района. Работает цементный комбинат в Амвросиевке, цементные заводы в Макеевке, Енакиево и Краматорске.

В Донецком районе сосредоточена значительная доля производства оконного и технического стекла в стране. Крупнейшим предприятием отрасли является Константиновский завод «Автостекло».

Природные условия и потребности городского населения способствовали формированию в районе мощного АПК. Около 80 % соль-

ськогосподарських угодий приходится на пахотные земли. Они занимают площадь более 3 млн 'гектаров. Из них около 50 % находится под зерновыми культурами, 35 % - под кормовыми.

Особенностью сельского хозяйства района является преобладание животноводства над растениеводством. Животноводство имеет молочно-мясное направление. (Почему?) Развиты также свиноводство и птицеводство. В наиболее индустриальной части района сельское хозяйство имеет пригородный характер. Юг и север Донецкого района специализируются на выращивании зерна, прежде всего озимой пшеницы и подсолнечника.

Предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, в основном, сосредоточены в крупных промышленных узлах. Среди них выделяются мукомольно-крупяная, мясная, молочная, пивоваренная, винодельческая, хлебопекарная и кондитерская. (Размещение каких отраслей определяется сырьевыми факторами, а которые тяготеют к потребителю?)

Развита в районе соляная отрасль, что относится к пищевой, промышленности. Здесь сосредоточено 75% добычи соли в стране.

Легкая промышленность использует как местное сырье, так и девизную. В отрасли заняты в основном женские трудовые ресурсы. Крупнейшими предприятиями в районе являются Донецкий хлопчатобумажный и Луганский тонкосуконний комбинаты, трикотажные предприятия Луганска, Донецка, Мариуполя, кожевенно-обувные - Донецкая, Луганская, Константиновки, Артемов-ская. Во многих городах района находятся швейные цеха и

фабрики. И

Значительно развит в районе транспортный комплекс. По объемам перевозок район занимает первое место в стране. Ведущее место по этому показателю занимает железнодорожный транспорт.

Высокая плотность городских поселений и большие объемы перевозок сырья и готовой продукции предопределяют найгу-стішу в стране сеть железных дорог, что составляет 56 км на 1 000 км2 территории.

Основными электрифицированными железными дорогами является Ясиноватая - Чаплино-Днепропетровск-Кривой Рог, Иловайск-Славянск - Лозовая-Харьков, Славянск-Донецк-Мариуполь.

Второе место по объемам перевозок в районе занимает автомобильный транспорт. Основными магистралями являются: Донецк - Днепропетровск, Донецк-Артемовск-Харьков, Луганск - Дебальцево-Донецк-Запорожье.

Промышленными узлами района: Донецко-Макеевский, Мариупольский, Горловско-Енакиевский, Луганский, Кра-маторсько-Константиновский, Стаханово-Алчевский, Лисичан-ско-Рубежанский.

Ведущими отраслями Донецко-Макеевского промышленного узла являются угольная промышленность и черная металлургия. Основные центры узла - Донецк (1 млн 121 тыс. человек) и Макеевка (424 тыс. человек).

В пределах узла находятся предприятия черной металлургии, представленные Донецким и Макеевским металлургическим заводами, Харцызским трубным заводом.

Машиностроительные предприятия расположены в Донецке, Макеевке, Ясиноватой и т.д. Развиты также легкая и пищевая отрасли промышленности. Донецк - важный железнодорожный узел, который объединяет 6 станций.

Мариупольский промышленный узел размещен на юге района на берегу Азовского моря. Крупнейшим центром узла является Мариуполь (549 тыс. человек). Здесь работают два крупных металлургических комбината. Сосредоточено производство железнодорожных цистерн и металлургического оборудования, коксохимия. В городе имеются предприятия легкой (швейная, обувная, трикотажная) и пищевая (мясная, молочная, рыбоконсервная, мукомольная, хлебопекарная, кондитерская) отраслей промышленности. Мариупольский порт - крупнейший на Азовском море.

В Горловско-Енакиевского промышленного узла принадлежат Горловка, Енакиево, Дебальцево, Пантелей-монівка и Ясиновка.

В промышленном узле сосредоточены угольная, химическая, коксохимическая, металлургическая и машиностроительная отрасли промышленности. В Горловке (336 тыс. человек) и ее окрестностях работает несколько крупных шахт мощностью свыше 1 млн тонн угля в год.

На газе Горловского и Енакиевского коксохимических заводов производящих аммиак и гранулированные удобрения (Горловское ПО «Стирол»).

Крупный машиностроительный завод в Горловке выпускает угольные комбайны и другое шахтное оборудование. На территории узла находится Никитовский ртутный комбинат. Для обеспечения потребностей населения города и сбалансированного использования трудовых ресурсов в Горловке возникли предприятия легкой и пищевой промышленности.

Енакиево (120 тыс. человек) почти втрое меньше Горловки по количеству населения. Город является крупным центром угольной, коксохимической, металлургической и цементной промышленности.

В состав Краматорского-Константиновского промышленного узла входят Краматорск, Славянск, Артемовск, часов Яр и др. Узел находится на севере Донецкой области и специализируется на тяжелом машиностроении, черной И цветной металлургии. Развиты здесь также химическая промышленность, промышленность строительных материалов, добыча огнеупорных глин и каменной соли. Промышленность узла работает на электроэнергии Славянской и Мироновской ГРЭС.

Крупнейшим промышленным центром узла является Краматорск (204 тыс. человек). Среди отраслей преобладает тяжелое машиностроение. Три машиностроительные заводы производят машины и оборудование для черной металлургии, химии, энергетики, угольной

промышленности:: блюминги, слябинги, роторы для турбин, мостовые краны, шагающие экскаваторы, мощные прессы, шахтные подъемники и т.д. Работают также заводы: металлургический, коксовый, строительных материалов.

Важным центром Краматорского-Константиновского узла является Славянск (138 тыс. человек) - довольно своеобразное по своей специализацией город. Местные ресурсы соли и мела является основой для развития химической и соляной промышленности (ПО «Химпром»). Развиты также тяжелое и электротехническое машиностроение, производство оборудования для черной металлургии и коксохимии и арматурно-изоляционного оборудования, строительных машин. Город - крупнейший в стране центр, который производит карандаши. Рядом со Славянском расположен Славяногорск - важный рекреационный центр, использующий грязи и соляную рапу Торских соляных озер.

На юг от Краматорска находится Константиновка (106 тыс. человек) - мощный центр черной и цветной металлургии, химической и строительной индустрии. В городе работают металлургический и цинковый заводы, производящие фосфорные удобрения и серную кислоту (какая это область?), оконное, цветное и автомобильное стекло, минеральную вату, зеркала и т.д.

Центром горнодобывающей промышленности (каменная соль, мел, гипс, огнеупорные глины) является Артемовск (92 тыс. человек). Работает несколько соляных шахт. Развиты машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов. В городе находится завод шампанских вин. Легкая промышленность представлена обувной и швейной отраслями.

Между Краматорском и Костянтинівкою находится Дружеские ківка (75 тыс. человек) - центр тяжелого машиностроения и строительной индустрии. В городе производят породопогрузочные машины, электровозы и вагонетки для шахт и рудников, механизированные крепи для угольных шахт. Фарфоровый завод в основном использует женские трудовые ресурсы.

В городе часов Яр добывают лучшие по качеству в стране огнеупорные глины, налажено производство огнеупорных материалов.

До Луганского промышленного узла входят Луганск (504 тыс. человек) и окрестные селения. Основой производственной специализации узла является транспортное (тепловозостроительный завод), а также тяжелое машиностроение, производство инструментов, станков, деталей автомобилей и сельскохозяйственных машин, санитарно-технического оборудования, труб.

Легкая промышленность представлена швейной, текстильной, обувной отраслями. Развита мебельная и пищевая промышленность (молочная, мясная и кондитерская).

К Лисичанско-Рубежанского промышленного узла входят Лисичанск, Северодонецк, Рубежное и Кременная.

Центром химической промышленности является Северодонецк (1'35 тыс. человек), где работают предприятия ПО «Азот» и «Стеклопластик». Дополняют производственный комплекс города приборостроение, легкая и пищевая промышленность.

в Лисичанске (127 тыс. человек) развиты угольная, химическая, стекольная отрасли промышленности и промышленность строительных материалов. В городе и вблизи него есть несколько шахт. Химическая промышленность представлена содовым заводом, заводами резино-технических изделий и нефтеперерабатывающим. В Лисичанске производят стекло для автомобилей, телевизоров, вагонов и т.д. Развита также легкая и пищевая промышленность.

Центром химической промышленности является Рубежное (76 тыс. человек). В городе находится химический комбинат (производство синтетических красителей, ядохимикатов). Работают предприятия промышленности строительных материалов (производство силикатного кирпича), легкой (швейное и чулочно-носочное производства) и пищевой промышленности.

К Стаханово-Алчевского промышленного узла входят города Стаханов, Алчевск, Брянка, Первомайск и др.

Центром угольной и коксохимической промышленности является Стаханов (114 тыс. человек). В городе и вблизи него есть угольные шахты. Развита черная металлургия (завод ферросплавов). Химическая промышленность представлена коксохимическим заводом и заводом технического углерода, машиностроительная - производством бурового оборудования и металлоконструкций, легкая - комбинатом шелковых тканей из искусственного волокна. Есть предприятия пищевой промышленности.

Алчевск (129 тыс. человек) - центр металлургии и коксохимии. Одно из самых загрязненных городов Украины. Здесь также развиты машиностроение, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность.

Из Донецкого экономического района экспортируют в другие районы уголь, кокс, черные металлы, электроэнергию, разнообразные машины и оборудование, удобрения, продукцию АПК. Из Приднепровья в Донбасс поступают железная и марганцевая руды, из Карпатского района - калийные удобрения, лес, автобусы, телевизоры, из Столичного - разнообразные машины и оборудование, продукция легкой промышленности. Значительное количество продуктов пищевой промышленности достает район из Причерноморского - и Подольского районов.

Проблемы Донецкого района можно разделить на социально-экономические и экологические. Такое разделение достаточно условно, поскольку все они взаимосвязаны.

Важной проблемой является неравномерность развития отдельных частей района. Прежде всего это касается Луганской области, на севере которой много слаборазвитых малых городов. (Подумайте, что может стать основой их экономического развития в Рыночных условиях.)

Еще одна проблема связана с рациональным использованием трудовых ресурсов. Для Донбасса острой является также проблема развития малых и средних городов, поселков городского типа, хозяйство которых тесно связано с угледобычей. Закрытие шахт, сокращение объемов строительства новых предприятий приводят к тому, что население трудоспособного возраста начинает оставлять такие города и поселки. (Влияет ли на это явление экологическая ситуация в городах района?)

Проблемой является также техническое перевооружение и реконструкция металлургических предприятий района, где находятся старейшие заводы Украины. Остроту приобрела и социальная проблема, поскольку условия труда на таких предприятиях очень тяжелые.

Чрезвычайно острой является также проблема водоснабжения промышленности и сельского хозяйства. В основном предприятия района очень водомісткі. Не хватает воды и на бытовые нужды населения.

Много проблем в развитии сельского хозяйства района. Прежде всего необходимо увеличить выращивания свежих овощей, картофеля, фруктов, ягод, производство цельного молока для промышленных районов и городов. Почвы становятся менее плодородными. Большие площади в Донбассе и Приазовье занимают эродированные земли.

Азовское море, в прошлом одно из самых чистых и самых продуктивных на рыбу морей мира, постепенно теряет свое значение. (Подумайте, почему так случилось.)

Проведите пресс-конференцию на тему «Проблемы социально-экономического развития нашего села (города)».

Приднепровский район

Район расположен в центральной и юго-восточной частях страны, в бассейне Днепра.

Площадь его составляет 59,1 тыс. квадратных километров. Населения - 6,0 млн человек. Район охватывает территорию Днепропетровской и Запорожской областей (см. рис. 109).

По уровню экономического развития Приднепровский район уступает только Донецком. По стоимости произведенной про-

дукции промышленность значительно преобладает над сельским хозяйством, ее доля достигает 80 %.

Наиболее развитыми отраслями района являются черная металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая промышленность и электроэнергетика.

В отличие от Донецкого района в Приднепровском производится больший объем сельскохозяйственной продукции, здесь большая распаханность земель и большие ее площади орошаются. Растениеводство развито лучше, чем животноводство. В районе разветвленная транспортная сеть, конфигурацию которой определяют размещение главных промышленных центров и географическое положение района.

Район имеет благоприятные природные условия, разнообразные и богатые природные ресурсы. Отдельные из них по качеству и количеству имеют мировое значение.

По количеству населения Приднепровский район занимает шестое место в стране. Однако он весьма густо заселен (более 103 человека на 1 км2). (Определите по картам, какая часть района и почему наименее заселена.)

По уровню урбанизации район уступает только Донбасса. Вместе с тем по количеству городов, где проживает более 700 тыс. человек, он не имеет себе равных в стране. (Какие это города? Найдите их на карте. Почему именно в этом районе они возникли?)

Одной из ведущих отраслей промышленности Приднепровья является черная металлургия. По производству черных металлов (большая часть общего объема) район занимает первое место в стране. Здесь возник цикл производств, состоящий из добычи коксующегося угля (Западный Донбасс), железной и марганцевой руд, нерудного сырья, производства кокса, огнеупоров, чугуна, стали, сплавов, проката. (Начертите в тетради схему цикла производств черной металлургии.)

Коксохимия района развивается в комплексе с черной металлургией. Основными ее центрами являются Днепропетровск, Кривой Рог, Днепродзержинск, Запорожье, Новомосковск, Никополь. Цветная металлургия представлена производством алюминия, магния и титана (Запорожье).

Машиностроение и металлообработка уступает только черной металлургии. Ведущую роль играет тяжелое металомістке машиностроения, но оно все же медленно теряет свои позиции, уступая его трудоемким отраслям - производству инструментов, станков, приборостроению и т.д. Металлургическое и горношахтное оборудование производят в Днепропетровске, Кривом Роге, Марганце, электротехническое - в Запорожье и Бердянске, строительно-дорожное - в Бердянске, Днепропетровске, Никополе. Транспортное машиностроение сосредоточено в Днепродзержинске и Запорожье, производство металлоконструкций в Кривом Роге и Днепропетровске.

Предприятий химической промышленности в районе сравнительно немного, но их продукция значительная по объему.

Шины для автомобилей производят в Днепропетровске, минеральные удобрения - в Днепродзержинске, лаки и краски - в Кривом Роге и Днепропетровске, пластмассы - в Днепропетровске.

В Приднепровье очень развита строительная индустрия (почему? ), которая использует значительную и разнообразную сырьевую базу (какую?). Основные предприятия размещены в крупнейших городах (назовите их).

В крупных городах района размещается также деревообрабатывающая промышленность (почему?).

Большую роль в развитии хозяйства Приднепровье играет АПК. По валовой продукцией сельского хозяйства район занимает шестое место среди экономических районов страны. А по общей земельной площадью, площадью сельскохозяйственных угодий и площади пахотных земель он преобладает Донецкий район. Значительно больше здесь и площади орошаемых земель.

Главной отраслью сельскохозяйственного производства является растениеводство. Под зерновыми культурами занято около 50 % посевных площадей. Большая часть посевов зерновых приходится на озимую пшеницу. Ведущими техническими культурами являются подсолнечник, сахарная свекла, южные конопли. Вблизи крупных городов созданы пригородные хозяйства.

Потребности населения индустриальных центров определяют специализацию животноводства. Ведущую роль играет молочно-мясное скотоводство. Получили развитие также свиноводство, птицеводство, овцеводство. В водохранилищах Днепра и в Азовском море вылавливают рыбу. Особую ценность имеют осетровые Азовского моря.

И На местной, а также частично девізній сырье работают предприятия легкой и пищевой промышленности, основные мощности которых сосредоточено в крупных городах. Наиболее развитыми отраслями легкой промышленности является швейная, трикотажная и обувная. ' Предприятия пищевой промышленности района размещений повсеместно. Основные ее отрасли - мясная, молочная, масложировая, мукомольно-крупяная, сахарная, консервная, крахмало-пато-кова, хлебопекарная, кондитерская.

Предприятия каких отраслей пищевой промышленности и почему (из указанных) тяготеют в размещении в сырьевых зон, а каких - к потребителю?

Приднепровский район имеет хорошо развиты все виды транспорта, но первое место принадлежит железнодорожному. По густоте железных дорог, что составляет 38 км на 1 000 км2, район уступает только Донбасса. Здесь есть несколько крупных железнодорожных узлов: Днепропетровск, Запорожье, Кривой Рог, Апостолово, Пологи, Пятихатки, Синельниково.

Во внутриобластных перевозках на небольшие расстояния первенство ведет автомобильный транспорт. Крупнейшими узлами являются Днепропетровск, Запорожье, Кривой Рог, Никополь, Мелитополь, Новомосковск.

Большое значение имеет речной и морской транспорт. Крупнейшими портами на Днепре является Днепродзержинск, Днепропетровск, Никополь. В Запорожье работают два крупных речных порта. Крупнейший порт на Азовском море - Бердянск.

В разных направлениях район пересекают трубопроводы, идущие преимущественно от газовых месторождений Шебелинки до крупнейших городов.

Основными промышленными узлами района Днепропетровской-ско-Днепродзержинский, Никополь-Марганецкий, Павел-градской-Петропавловский, Запорожский.

Самый мощный промышленный узел Приднепровье - Дни-пропетровсько-Днепродзержинский. В его состав входят Днепропетровск, Днепродзержинск, Новомосковск, Подгородное, Таромское, Приднепровск и др.

Значительным промышленным центром узла является Днепропетровск (1 млн 186 тыс. человек). Он имеет исключительно удобное географическое положение. (В чем его удобство?)

Основой промышленного комплекса города являются черная металлургия, машиностроение и химическая промышленность. Здесь находятся четыре металлургических завода, которые выплавляют чугун, сталь, производят стальной лист, трубы и разнообразный прокат. Черная металлургия является базой для развития тяжелого машиностроения.

Машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия города производят металлические конструкции, металлургическое оборудование для доменного и прокатного производства, шахт, рудников, обогатительных фабрик, тюбинги для шахт метрополитенов и других подземных сооружений, оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, кузнечно-прессовые машины и штамповочные прессы. Известной продукцией является также свеклоуборочные комбайны, электровозы, электротехнические изделия, инструменты и т.п.

Днепропетровск занимает ведущие позиции в стране по уровню развития военно-промышленного комплекса. В последнее время здесь интенсивно происходит конверсия оборонной промышленности. Одним из ее реальных достижений является выпуск дефицитных в нашей стране троллейбусов.

Химическая промышленность города довольно тесно связана с черной металлургией. Здесь производят разнообразные продукты коксования, пластмассы, смолы. Крупнейшим в Украине по производству лаков, красок, эмалей, белил, олифы является Днепропетровский лакокрасочный завод. ВО «Днепрошина» специализируется на производстве шин для большегрузных автомобилей, культиваторов, сеялок и т.д.

На девізній сырье развиваются деревообрабатывающая, мебельная и бумажная отрасли промышленности.

Как и в каждом большом городе, в Днепропетровске есть предприятия легкой и пищевой промышленности. К легкой относятся швейная, трикотажная и кожевенно-обувная отрасли. Пищевая представлена почти всеми отраслями, обслуживающих население большого города. (Какие это отрасли?)

Благоприятное географическое положение Днепропетровска превратило город в важный транспортный узел. (Какие виды транспорта и почему получили здесь наибольшее развитие?)

Выше по течению Днепра от Днепропетровска находится Днепродзержинск (217 тыс. человек). Хозяйственная специализация города несколько отличная от Днепропетровска прежде всего из-за значительно меньшую долю машиностроения в отраслевой структуре.

Основными отраслями промышленности города являются черная металлургия, машиностроение, химическая и цементная промышленность. Днепродзержинский металлургический комбинат - один из ведущих в стране. В комплексе с ним работают коксохимические предприятия. Кроме своей основной продукции - кокса, они производят коксовый газ, фенол, бензол, толуол, нафталин, смолы и др.

Производственное объединение «Азот» специализируется на производстве азотных удобрений, кислот (азотная, серная, соляная), аммиака и т.д.

Крупнейшим машиностроительным предприятием является вагоностроительный завод производит грузовые вагоны для перевозки горячего агломерата, гранулированной сажи, нефтебитума, разнообразных сыпучих грузов.

Удобное географическое положение (в чем оно проявляется?) имеет также Новомосковск (78 тыс. человек). Основной отраслью города является черная металлургия. Новомосковский трубный завод производит трубы для нефте - и газопроводов, оцинкованный и стальной лист, эмалированную и оцинкованную металлическую посуду. Есть предприятия строительной индустрии - заводы железобетонных изделий, кирпичный, а также шпалопросочувальний завод, мебельная фабрика, предприятия легкой и пищевой промышленности.

Крупным промышленным центром района является Кривой Рог (737 тыс. человек) - город, в виде отдельных поселков простяглеся на много десятков километров узкой полосой вдоль Ингульца и Саксагани. (Подумайте, что определяет такую необычную конфигурацию большого города.)

Кривой Рог - крупнейший в стране центр железорудной промышленности. Высококачественную железную руду добывают на десятках шахт, среди которых выделяются «Гигант-Глубокая», «Сак-сагань». Железная руда обогащается на пяти горно-обогатительных комбинатах. Комбинат «Криворожсталь» имеет полный цикл производства. Он является одним из самых мощных в стране. На комбинате работает крупнейшая в мире доменная печь. Тесно

связанные с металлургическим производством коксохимия и цементная промышленность города. Машиностроение специализируется на выпуске горного и энергетического оборудования. Крупнейшим производителем суриковой краски в стране Криворожский суриковый завод. Среди отраслей легкой промышленности выделяются швейная, шерстопрядильная и обувная, пищевой - мясная, молочная, масляная (почему?).

Никополь-Марганецкий промышленный узел. В состав узла входят города Никополь, Марганец, Орджо-нікідзе.

Никополь (161 тыс. человек) находится на правом берегу Каховского водохранилища. Город - порт на Днепре, через который проходит важная железная дорога из Кривого Рога в Запорожье, центр марганцево-рудной промышленности мирового значения (шахты, карьеры, обогатительные фабрики). Южно-трубный завод производит бесшовные стальные трубы (нефтепроводные, для бурения, радиорелейных линий связи и т.п.). Машиностроение представлено заводом строительных машин. Здесь производят башенные краны, транспортеры для шахт и элеваторов, пассажирские лифты, разгрузчики сыпучих материалов и др. В Никополе работают предприятия легкой и пищевой промышленности, строительной индустрии и т.д.

На восток от Никополя, также на берегу Каховского водохранилища, находится город Марганец (56 тыс. человек). Само название города говорит о его специализацию. Это - значительный центр марганцево-рудной промышленности с шахтами, карьерами, горно-обогатительными комбинатами. В городе размещены предприятия строительной индустрии, легкой и пищевой промышленности.

Западнее Никополя расположен город Орджоникидзе (46,2 тыс. человек) - центр добычи и обогащения марганцевых руд, ремонта горного оборудования.

Ядром Павлоградский-Петропавловского промышленного узла, который формируется, является Павлоград (137 тыс. человек) - крупный многоотраслевой промышленный центр, «столица» Западного Донбасса. Вблизи города расположены 11 угольных шахт и обогатительная фабрика. В Павлограде ведущей отраслью является машиностроение и металлообработка (заводы по производству литейных машин и химического машиностроения), Являются предприятия строительной индустрии, легкой и пищевой промышленности.

До Запорожского промышленного узла входят Запорожье, Вольнянск и несколько поселков, которые находятся на обоих берегах Днепра.

Ведущими отраслями промышленности Запорожья (900 тыс. человек) являются черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика.

Черная металлургия представлена мощными заводами «По-поріжсталь» и электрометаллургическим «Днепроспецсталь»,

выплавляют чугун, все виды высококачественной стали, производят стальной лист, другие виды проката. К этой же области относятся ферросплавный завод и завод огнеупоров. В Запорожье сосредоточено также производство цветных металлов. Это, прежде всего, Днепровский алюминиевый завод и Запорожский титаномагниевый комбинат.

Машиностроение и металлообработка представлена крупнейшими в стране предприятиями: «Запорожтрансформатор» (силовые трансформаторы), ВО «АвтоЗАЗ» (малолитражные автомобили «Таврия»), Запорожским абразивным комбинатом (абразивные инструменты), «Моторостроитель» и др.

Среди отраслей легкой промышленности выделяются швейная и обувная, пищевой - мясная, молочная, мукомольная, масложировая. Запорожье является железнодорожным узлом и речным портом.

Крупными промышленными центрами района являются Мелитополь и Бердянск. Мелитополь (178 тыс. человек) находится на юге района в Запорожской области на пересечении автомобильных и железнодорожных магистралей, ведущих из Северо-Восточного и Донецкого районов в Крыму. Это значительный промышленный центр, который в Запорожской области по индустриальным потенциалом уступает только Запорожью. Машиностроение и металлообработка наиболее развита по сравнению с другими отраслями. В городе работают заводы: моторный, «Автокольорлит», «Ав-тогідроагрегат», ВО «Мелитопольпродмаш», «Старт».

Пищевая промышленность состоит из мукомольной, молочной, масложировой, плодоовощной и других отраслей. Легкая - представлена швейным, трикотажным и чулочно-носочным производством. (Что является основой для развития пищевой промышленности в городе? Какие фрукты и овощи выращивают вблизи

города? )

Бердянск (137 тыс. человек) - город, находится на юге района на берегу Азовского моря. По отраслям промышленности напоминает Мелитополь, хотя имеет и отличия (чем они обусловлены?).

Ведущая отрасль города - машиностроение и металлообработка, которая представлена заводами: «Азовкабель», сельскохозяйственных машин, дорожных машин и др. Работают завод стекловолокна и опытный нефтемаслозавод. Развиты швейная, трикотажная и обувная отрасли промышленности. Размещено несколько предприятий мясной, молочной, мукомольной, плодоовощной, винодельческой, рыбной промышленности.

Бердянск - второй по значению порт страны на Азовском море, известный климатический и бальнеологический курортный центр.

С Приднепровского района вывозят в Донбасс железную и марганцевую руды, алюминий, титан, горное и металлургическое оборудование. Во все экономические районы страны отсюда поступают

легковые автомобили, шины, лак*ы и краски, свеклоуборочные комбайны и т.п., продукция АПК (растительное масло, черешни и т.п.). Из других районов страны Приднепровье получает уголь и кокс, горное и металлургическое оборудование, различные машины и оборудование, продукцию легкой промышленности и АПК.

Проблемы Приднепровского района во многом совпадают с проблемами Донецкого района. Так, общей является проблема, связанная со специализацией обоих районов. Донбасс и Приднепровье целесообразно специализировать не только на производстве чугуна, стали и проката для металлоемких отраслей машиностроения (автомобили, комбайны, локомотивы, суда, вагоны, сельскохозяйственные машины). Металлургические заводы должны удовлетворять потребности в ассортименте металла предприятия точного машиностроения, что будет развиваться ускоренными темпами.

Проблемой является размещение Запорожской АЭС наряду с мощной ГРЭС. Тепловая станция выбрасывает в воздух тысячи тонн пыли, оксидов серы и азота, пруд-охладитель АЭС испаряет десятки миллионов тонн воды ежегодно. Это привело к образованию в районе самого мощного в Европе «генератора» кислотных дождей. (Каков механизм образования кислотных дождей? Используйте знания по химии.)

Почвы теряют свое плодородие. Рекультивированы земли почти непригодны для использования. Добыча железной и марганцевой руд открытым способом привело к значительным изменениям земной поверхности, резко понизило уровень грунтовых вод.

Книга: География / Масляк

СОДЕРЖАНИЕ

1. География / Масляк
2. Время местное, поясное, декретное, летнее
3. Раздел ІІ.ФІЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Раздел ІІ.ФІЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Исследования территории Украины
4. Рельеф
5. Палеогеографические условия
6. Полезные ископаемые
7. Моря, поверхностные и подземные воды. Водные ресурсы
8. Почвенный покров, земельные ресурсы
9. Растительность и животный мир
10. Неблагоприятные физико-географические процессы и явления
11. Раздел ІІІ.ПРИРОДНІ КОМПЛЕКСЫ (ЛАНДШАФТЫ) И ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ Раздел ІІІ.ПРИРОДНІ КОМПЛЕКСЫ (ЛАНДШАФТЫ) И ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ Природные комплексы (ландшафты), их распространение и классификация
12. Физико-географическое районирование
13. Раздел IVНАСЕЛЕННЯ УКРАИНЫ Раздел IVНАСЕЛЕННЯ УКРАИНЫ Количество и плотность населения
14. Естественный прирост. Возрастной и половой состав
15. Система расселения. Городское и сельское население
16. Миграции населения
17. Национальный состав
18. Украинская диаспора
19. Культура украинского
20. Трудовые ресурсы
21. Раздел V.ТОПОНІМІКА УКРАИНЫ Раздел V.ТОПОНІМІКА УКРАИНЫ Топонимика природных условий и ресурсов Украины
22. Хозяйство Украины в географических названиях
23. Социальная топонимика
24. Раздел VI. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ Раздел VI. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ Общая характеристика народного хозяйства
25. Промышленность
26. Топливно-энергетический комплекс
27. Топливно-энергетический комплекс
28. Металлургический комплекс
29. Машиностроительный комплекс
30. Химическая промышленность
31. Лесопроизводственный комплекс
32. Промышленность строительных материалов
33. Медицинская и микробиологическая промышленность
34. Социальный комплекс
35. Агропромышленный комплекс
36. Транспортный комплекс
37. Раздел VII.ЕКОНОМІЧНІ РАЙОНЫ Раздел VII.ЕКОНОМІЧНІ РАЙОНЫ Территориальная организация народного хозяйства и экономическое районирование Украины
38. Донецкий район
39. Северо-Восточный район
40. Столичный район
41. Центральный район
42. Причерноморский район
43. Подольский район
44. Карпатский район
45. Раздел VIII. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ОХРАНА
46. Влияние хозяйственной деятельности человека на природные условия и природные ресурсы
47. Геоэкологическая ситуация в Украине
48. Рациональное использование и охрана природных условий и природных ресурсов
49. Природоохранные комплексы
50. Природоохранные комплексы (продолжение)
51. Мониторинг окружающей среды в Украине

На предыдущую