Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик
Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА в XIX - начале XX вв. 2.1. Промышленный переворот
2.1. Промышленный переворот
Промышленный переворот - это переход от мануфактуры с ее ручным ремесленной техникой до крупного машинного фабрично-заводского производства, который обеспечивал внедрение в промышленное производство и транспорт системы рабочих машин, паровых двигателей, создание самостоятельной машиностроительной отрасли. В социальном плане главную роль начали играть фабриканты и люди наемного труда. Завершение промышленного переворота знаменовало окончательную победу индустриальной цивилизации над аграрной (феодализмом).
Промышленный переворот - это мировой процесс, который определялся общими законами и одновременно имел свои особенности в каждой стране. Первой его осуществила Великобритания в последней трети XVIII в. - середине XIX вв. Хотя предпосылки промышленного переворота сформировались уже в середине XVIII в., буржуазная революция указала путь быстрому развитию индустриального общества. Аграрный переворот и политика ограждения создали резерв рабочей силы, необходимой для развития фабричной промышленности. В течение XVIII в. было огорожено 3,3 млн, за два десятилетия XIX в. - 3 млн акров земли; без земли осталось 1,5 млн крестьян. Экономическую жизнь страны определял единый широкий национальный рынок стимулировал развитие промышленности, сельского хозяйства. Мануфактурный процесс достиг высокого уровня специализации, дифференциации, усовершенствовались орудия труда. Появились специализированные мануфактуры для производства орудий труда. Однако мануфактура основывалась на технической базе ремесла и ручной работы.Значительные средства, которые английская буржуазия получала вследствие господства в мировой торговле, эксплуатации колоний и работорговли, вкладывались в промышленность. Они обеспечивали применение изобретений, их быстрое распространение. Сельское хозяйство успешно кормило города и промышленные поселки. Одновременно оно было потребителем промышленных изделий.
Важную роль играло географическое расположение: Великобритания находилась в центре мировых торговых путей. Доступные берега и большое количество рек создавали стабильные хозяйственные коммуникации. Островное размещение оберегало страну от опустошительных войн. Росло использование сырьевых ресурсов (шерсти, каменного угля, железной руды). Обладая лучшим торговым флотом, Великобритания импортировала товары из всех стран мира. Промышленный переворот ускорил и конкуренция. Металлургия страны зависела от импорта железа из России и Швеции. Дешевый индийский ситец угрожал хлопчатобумажной промышленности, для которой техническая база была также нужна, чтобы завоевать и вытеснить с рынков изделия из сукна.Политика протекционизма и меркантилизма английского правительства создало политические предпосылки для промышленного переворота.
Технический прогресс предшествовал промышленному перевороту и происходил в ходе его развития. Он начался в текстильной, распространился в металлургической промышленности, энергетике, на транспорте. Механик Д. Кэй усовершенствовал ткацкий станок "летучим челноком" (изобретенный в 1733 г., но распространился после 1760 г.). Плотник и изобретатель Д. Уайтт в 1733 г. применил вытяжной валик для прядения. Этот процесс ускорился после изобретения прялки "дженни" Д. Харгривсом (1765 г.), на которой можно было работать с 16-18 веретенами. В 1767 г. T. Хайс, применяя вытяжные валики, создал прядильный станок, работал на водяном двигателе (ватерна машина). Важное значение имела мюль-машина С. Кромптона (1779 г.), которая соединила преимущества и принципы работы прялки "дженни" и ватерної машины. Она давала тонкую, прочную хлопчатобумажную пряжу, что конкурировала с индийской. Несоответствие между механическим прядением и ткачеством была решена изобретением в 1785 p. механического ткацкого станка С. Картрайта, который повысил производительность труда почти в 40 раз. Большое значение для текстильной промышленности имели изобретения вязальной, тюлевой, кружевной, ситценабивної машин. Во Франции Же. Жаккаром изобрел станок для изготовления-шелковых великовізерунчастих тканей (1805 г.), Ф. Жирар - льонопрядильну машину (1810 г.). Известный французский химик К. Л. Бертолле открыл метод отбеливания тканей с помощью хлора и способы их окрашивания. Используя метод Леолана, начали добывать соду из морской соли.В металлургии первая печь для выплавки чугуна на коксе была разработана А. Дерби еще в 1709 г., однако лишь в 50-х годах началось их строительство. В 1784 p. Г. Корт получил патент на печь для пудлингование железа (передел чугуна в ковкое железо). Были освоены прокатные вальцы, что увеличили производительность труда в металлургии в 15 раз.
Революціонізуючу роль в развитии промышленности играл изобретение паровой машины Дж. Уаттом (1769 г.), усовершенствованной в универсальную машину двойного действия (1784 г.). Это дало возможность широко использовать уголь как основное топливо, ликвидировало зависимость от водяного двигателя, открыло для промышленности новые регионы страны. На ее основе американец Р. Фултон в 1807 г. создал пароход, англичанин Дж. Стефенсон в 20-х годах XIX ст. - паровоз. Токарно-винторезный станок Модели (1797 г.), сверлильная машина Уилкинсона стали основой металлообрабатывающего производства.Первые фабрики (предприятия, применяли системы машин) возникли в шелковом (примерно в1717р.)и хлопчатобумажной (в 20-х годах XVIII ст.) отраслях промышленности. Однако они существовали недолго. В 1769 г. английский предприниматель Аркрайт, похитив и запатентовав изобретение Т. Хайса, построил первую прядильную фабрику в Кромфорді. Этот факт знаменовал начало промышленного переворота, а хлопок начала определять ритм британской экономики XIX в. в целом.
В 1785 г. был аннулирован патент Аркрайта, и строительство фабрик в хлопчатобумажной промышленности стало массовым: 1790 p. - 150, 1868 p. - 2543 с 32 млн прядильных и 379 тыс. ткацких станков. Производство ситца выросло в 50 раз (с 40 млн до 2025 млн ярдов), цена готового продукта уменьшилась в 5 раз, уровень прибыли в конце XVIII в. составлял сотни процентов дохода. Индийские ткани были вытеснены из внутренних и внешних рынков. В 20-х годах XIX в. были механизированы все подотрасли хлопчатобумажной промышленности (чулочно-вязальная, изготовление кружева, тюли) и производственные процессы (беление, крашение, печатание). Механизация суконной, швейной, галантерейной, бумажной, полиграфической отраслей завершилась после 1850 p.В английской металлургии техническое переоснащение началось в середине XVIII в. За 1750-1770 гг. было построено 27 домен на коксе и закрыто 25 на древесном угле. Применение пудлингование обеспечило количественную и качественную первенство английского металла в XIX ст. Выплавка чугуна возросло: в 1780 p. - 80 тыс. т, 1820 г. - 250 тыс. т, 1850 p. - 2,7 млн т, в 1872 p. - 6,7 млн т.
Важным показателем успехов промышленного переворота было распространение паровых машин. В 1782 г. паровой молот появился на металлургическом заводе, в 1785 г. паровая машина была установлена на хлопковой фабрике. В 1820 г. в Соединенном Королевстве (Великобритании и Ирландии) работало 320 паровых машин Уатта мощностью 5200 л.с., в 1840 p. - 620 тыс. л.с., в 1870 p. - 4 млн л.с. (паровая к. с. была эквивалентна силе 21 человека).Промышленный переворот сделал неизбежными изменения в средствах транспорта и связи. Были улучшены сухопутные пути, найден способ твердого покрытия. В 20-30-х годах XIX в. начали использовать паровые машины на железнодорожном и водном транспорте. В настоящее время в Великобритании существовала система чугунных рельсовых путей (без паровоза), достигала сотни лье, ее использовали для перевозки угля. Первая опытная железная дорога Стоктон - Дармінгтон была построена в 1828 г., а железная дорога между Манчестером и Ливерпулем в 1829 г. которая имела коммерческое значение. Ускорились темпы строительства каналов, протяженность которых в 1825 г. достигла 500 миль. В 1814 г. началось пароходное сообщение рек Великобритании, а морское - в 30-х годах XIX ст., строительство океанских судов - в 40-50-х годах. В 60-х годах XIX в. эти виды транспорта стали господствующими. Об их роста свидетельствуют следующие данные:

В первые десятилетия XIX в. появились машиностроительные заводы по изготовлению оборудования для текстильных, паровозостроительных предприятий. В 50-60-х годах XIX в. существенным признаком машиностроения стал выпуск средств производства. Промышленный переворот завершился.
Промышленная революция изменила экономическую географию Великобритании. Появились новые промышленные районы. Лан-кашир и Манчестер стали центрами хлопчатобумажной промышленности, работавшие на привозном сырье. Хлопок, преимущественно из СЕЛА, поставлялась через Ливерпуль. Вторым по значению центром хлопчатобумажной промышленности был район Глазго. В западном Йоркшире развивалась суконная промышленность на местной шерсти и каменном угле. Южный Уэльс, Средняя Шотландия, Западный Мидленд были основными центрами добычи угля и тяжелой промышленности. Лондон из 2,5 млн населения стал мировым банковским и торговым центром. Объем промышленного производства в течение первой половины XIX в. возрос в 4 раза. Темпы прироста промышленной продукции за десятилетия были достаточно высокими - 6 %. Ведущая роль принадлежала легкой промышленности. В середине XIX в. в текстильной, швейной отраслях работало более трети занятых в промышленности. Предшествовала хлопчатобумажная промышленность, которая давала 1/3 английского экспорта. В угольной, металлургической, машиностроительной индустрии Великобритания заняла господствующее положение в мире, отыгрывая роль "мастерской мира". В 1840 г. ее доля в мировом промышленном производстве достигла 45%. Со сбытом промышленных товаров колониальная империя не имела проблем.Победа машинного производства дала толчок к формированию социальной структуры индустриального общества. Промышленный пролетариат составлял 45,5% занятого населения. Урбанизация превратила Великобританию в страну городов и фабричных поселений, 3/4 населения промышленных городов составляли рабочие и ремесленники. В сельском хозяйстве в 1810 г. было занято 35 %, а в 1850 p. - 21 % населения.
Главной особенностью промышленного переворота во Франции был его сравнительно затяжной характер. Начался он позже, чем в Великобритании (1805-1810 гг.), а завершился в конце 60-х годов XIX ст. В годы Директории и империи Наполеона (1804-1814 гг.) правительство активно поддерживал французскую промышленность и торговлю, стремясь создать для нее наибольшие преимущества. В 1810 г. создан Совет по делам фабрик и мануфактур, а в 1811 г.- отдельное Министерство мануфактур и торговли. В текстильной промышленности распространились "дженни", мюль-машины, станки Жаккара, машины Жирара. Промышленное производство выросло в 1,5 раза, выплавка чугуна, добыча железной руды и угля - в 2, продукция металлообрабатывающей промышленности, суконной - в 4 раза. Континентальная блокада (введена в 1806 г.), что закрыла французский и европейский рынки для английских промышленных товаров, ускорила становление тех отраслей французской промышленности, основанных на континентальном сырье (суконная, полотняная, швейная, обувная, химическая, металлообрабатывающая). Однако кризис затронул те отрасли, которые работали на колониальной сырье (хлопчатобумажную, сахарную) или экспортировали товары. Из-за отсутствия английских машин затормозилась механизация производственных процессов. Это привело к замедлению темпов промышленного переворота.В период реставрации монархии Бурбонов (1815-1830 гг.) и Июльской монархии (1830-1848 гг.) промышленный переворот ускорился. Росли темпы механизации текстильной промышленности. В 1848 г. в хлопковой отрасли работало 116 тыс. станков с 3,5 млн веретен, в шелковой - 90 тыс., из которых 2/3 находились в Лионе - центре этой области. Вырос объем металлургического производства. В 1846 г. половину чугуна и 2/3 железа выплавляли с использованием каменного угля. Его добывали 4,4 млн т в год, импортировали 2 - 2,5 млн т. В 30-х годах фабричная промышленность распространилась в суконном, зеркальном, керамическом, химическом производствах, полиграфии. Начали производить цемент, свечи, светильный газ, железные кровати, металлическая посуда.
Большая часть механических станков работала на дешевых гидравлических двигателях. В 1820 г. было лишь 39 паровых двигателей, из них 27 в текстильной промышленности. Введение их ускорилось в ЗО-40-х годах: 1830 p. - 600 мощностью 10 тыс. л.с., в 1848 p. - 4,8 тыс. мощностью 62 тыс. л.с. В 1841 г. в промышленности появился первый паровой молот, в 1848 p. мощность паровых молотов достигала 3-4 тыс. л.с. Распространение получили паровые ткацкие станки. В 20-х годах XIX в. зародилось французское машиностроение. Строили паровые двигатели, машины для текстильной промышленности. В металлообрабатывающей промышленности вводили механические станки. В 1842 г. рельсы железных дорог изготавливали 13 заводов. По размерам промышленной продукции Франция в середине XIX в. занимала второе место в мире после Великобритании. Однако ее технический уровень и конкурентоспособность оставались низкими. Преобладали мануфактуры, маленькие мастерские кустарного типа. В Лионе в 1831 г. 750 мануфактур давали работу 8 тыс. мастерам, на которых работало 50 тыс. подмастерьев. Мелкое производство господствовало в изготовлении одежды, парфюмерии, продуктов питания, предметов роскоши. Такое положение объяснялось слабым влиянием торгово-промышленной верхушки, медленным развитием сельского хозяйства. В 1814 г. был издан закон, разрешающий вывозить шерсть из Франции. Это вызвало подорожание шерсти и негативно повлияло на производство сукна. Были введены высокие ввозные пошлины на железо, чугун, сталь, скот, шерсть. Темпы промышленного развития тормозились отставанием в железнодорожном строительстве. На начало 1848 г. во Франции эксплуатировалось только в 1931 км железных дорог. Правительство игнорировало интересы промышленников. Торгово-промышленный кредит был ограничен. Царила и обогащалась финансовая верхушка за счет ростовщичества, финансовых афер, биржевых спекуляций.
Решающий этап промышленного переворота начался после революции 1848-1849 pp. Фабричное производство охватило почти все отрасли промышленности: текстильную, металлургическую, химическую, горнодобывающую машиностроения. В легкой промышленности более половины прядильных веретен приводили в движение автоматические машины или паровые двигатели. Общий объем промышленной продукции за 1851-1865 гг. вырос почти в 2 раза, производство чугуна - в 3, выплавка стали - в 8 раз. В промышленности и на транспорте количество паровых двигателей возросла с 7,7 до 27,8 тыс. Протяженность железных дорог достигла 17,4 тыс. км. Возникло объединение владельцев металлургических предприятий - "Коміте де Форж" (350 доменных и 1000 пудлинговых печей). Железнодорожные общества объединились в 6 компаний. В 1855 г. в Париже было организовано Всемирную промышленную выставку. Однако значительную роль в промышленности продолжало играть ручное производство. Преобладали небольшие предприятия с 2-4, в металлургии - около 20 рабочими.Тяжелая промышленность Франции отставала от английской, немецкой, американской. Такое положение в индустрии в значительной мере объяснялось господством финансовой верхушки, тяготением банковской системы к ростовщичеству, биржевой спекуляции, государственных и внешних займов. Мировой экономический кризис 1857 г., торговый договор с Великобританией (1860 г.), что уменьшал или отменял пошлина для английских товаров, промышленный застой начале 60-х годов также приводили к отставанию французской промышленности.
Промышленный переворот в Германии начался с большим опозданием - в 30-х годах XIX ст. Медлительность экономического развития объяснялась политической раздробленностью немецких земель, господством феодальной системы землевладения, что сдерживало формирование свободной рабочей силы, сохранением цеховой системы. Создание Таможенного союза (1833 г.), унификация монетного обращения и весовых систем ускорили формирование и расширение национального рынка.На начальном этапе, охватывавшем период с 30-х до 50-х годов XIX ст., существенные изменения происходили в легкой промышленности: хлопчатобумажной и шелковой - в Саксонии, суконной - в Рейнському районе и Пруссии. За 1834-1838 гг. Было построено 45 новых фабрик, за 1833-1846 гг..- только в Силезии 8 хлопчатобумажных и 128 льонопрядильних фабрик. В начале 40-х годов применялось несколько сотен жаккардовых ткацких станков.
Значительных успехов достигла горная промышленность. В середине XIX в. добывали более 3 млн т угля, выплавляли 200 т чугуна. Особенно быстро развивался Рейнско-Вестфальский промышленный район, в котором было сосредоточено четвертую часть промышленных рабочих Германии. Однако это была мануфактурна промышленность. В 1846 г. с 200 домен Рейнско-Вестфальского района только 32 работали на каменном угле, а пудлінгові печи были на 9 заводах. Паровые двигатель распространились практически в ЗО-40-х годах. В 1822 г. работало 2 паровые машины, в 1847р. их стало 1139 мощностью 21,7 тыс. л.с. Первую железную дорогу протяженностью 12 км было построено в 1835 p. Длина железных дорог в 1848 г. достигла 2,5 тыс. км. В 40-х годах капиталовложения в строительство железных дорог составили 450 млн марок. Использовали преимущественно английские паровозы. Продукция немецких паровозостроительных заводов была незначительной (38 паровозов из 429 использовались в 40-х годах). Работало четыре завода локомотивов: два в Берлине, Хемнице, Касселе. Количество пароходов выросло с 4 до 90.Для этого периода характерны достижения немецкой техники: установка для быстрого книгопечатания (1814 г.), кам'яноточильна машина (1835 p.), цилиндрически-точильный (1803 г.), горизонтальный (1807 г.), набивной (1836 г.) станки. В целом за важными экономическими показателями Германия отставала от Великобритании: по добыче угля - в 11 раз, выплавлением чугуна - в 5,6 раза, мощность паровых двигателей - в 5 раз, протяженностью железных дорог - в 2 раза. Во всех областях преобладало мелкое производство. Промышленное население Пруссии составляло 11%. Общая численность промышленных рабочих на транспорте, в торговле равнялась 1 млн. Германия оставалась сельскохозяйственной страной. На рынке господствовали английские промышленные товары.
Промышленный переворот в Германии завершился в 50 - 70-х годах XIX в. после революции 1848-1849 pp. Его темпы характеризуют следующие экономические показатели: продукция тяжелой промышленности, выплавка чугуна, потребление хлопка выросли в 3 раза, добыча угля - в 4, мощность паровых двигателей - в 9 раз, протяженность железных дорог - в 3,3 раза (19,6 тыс. км). В 1861-1870 гг. выпуск средств производства увеличился на 23% , средств потребления - на 9% . Машинное производство победило. Вследствие интенсивного грюндерства (засновування) только в Прусїї образовалось 395 акционерных компаний с капиталом в 2,4 млрд марок.Важными отраслями немецкой промышленности стали горная, металлургическая (на 9/10 работала на коксе), химическая, машиностроительная, военная. Исключительное значение имело железнодорожное строительство, капиталовложения в которое в 1870 г. составили 4 млрд марок. Оно ликвидировало экономическую разобщенность Германии, превратило ее в страну европейского транзита, стимулировало подъем угольной и металлургической отраслей, способствовало росту товарооборота. Немецкая индустрия развивалась на базе отечественного оборудования, применяя последние технические новинки, ее изделия успешно конкурировали с английскими на внутреннем и внешнем рынках. На основе открытия в 1865 г. немецкими специалистами способа получения красителей из каменного угля К сформировалась анилиновая промышленность. Начало развиваться калийное производство. Появилась новая отрасль - электро-техническая, которая обслуживала телеграф и электрическую сигнализацию. Фирма "Сименс и Галльское" прокладывала телеграфные линии не только в Германии, но и в Великобритании, России, Африке.
Экономическому подъему Германии способствовала борьба за ее объединение, завершившейся образованием в 1871 p. империи во главе с прусским королевством. В начале 70-х годов Германия стала аграрно-промышленной державой.В промышленности было занято 1,5 млн человек. Преобладала легкая промышленность (2/3 продукции). Передовой на то время была отраслевая структура тяжелой промышленности. Значительную роль играли ремесла и домашняя промышленность, в которых работало 2 млн человек. По уровню экономического развития Германия продолжала отставать от Великобритании и Франции, однако опережала последнюю по мощности тяжелой промышленности.
В Австрийской империи, где господствовали феодальные порядки, промышленный переворот осуществлялся медленно. Промышленность играла незначительную экономическую роль, ремесленное и мануфактурное производство было связано с домініальним хозяйством. Европейские войны в начале XIX ст., политика Вены по ограничению строительства новых предприятий (1802-1811 гг.) подорвали экономику страны. Развивалась только чешская промышленность, которая стала поставщиком товаров для армии Наполеона. С начала 20-х годов XIX в. началась механизация австро-чешской текстильной промышленности. С применением кокса производство чугуна до революции 1848 г. выросло в 2 раза. Распространилось использование паровых машин: в 1830 г. их насчитывалось 11, в 1850 p. - 900, в середине 60-х годов - 2000. В Чехии развивались такие отрасли, как сахаро-, пивоварение, пищевая промышленность. В конце 50-х годов появились первые акционерные предприятия. Австрия построила первую железную дорогу в 1829 г. но протяженность железных дорог в 1846 г. равнялась всего 148 км. В 50-х годах правительство разрешило частное строительство железных дорог. В 1840 p. Дунайском пароходном обществу принадлежало 17 пароходов.Американская промышленная революция была частью развития мирового индустриального хозяйства, ее начальный этап оказался лишь после англо-американской войны 1812-1815 гг. Промышленный переворот начался в условиях несформованості системы мануфактурного производства, значительное развитие ремесла и домашней промышленности. Механизация и строительство фабрик начались в текстильной отрасли. Первую хлопчатобумажную фабрику было построено в 1790 г. в Провиденсе (штат Айленд) эмигрантом, английским механиком С. Слэйтером. Поскольку английские законы запрещали вывозить чертежи и детали машин, он по памяти воспроизвел ватерну машину Аркрайта. В 1832 г. работало 795 хлопчатобумажных фабрик с 1200 веретенами, что обеспечили потребности страны в ситцы. В 1860 г. американская хлопчатобумажная промышленность, которая насчитывала 5,2 млн механических веретен, по объему производства заняла второе место в мире после английского. Действовало 1700 текстильных фабрик с паровыми двигателями. В 20-30-х годах XIX в. началась массовая механизация суконной, мукомольной, спиртовой, сахарной, табачной отраслей.
Первые сталеплавильные и прокатные заводы были построены в 1816 г. близ Питсбурга. Однако общий объем производства черных металлов был недостаточным. СЕЛА импортировали железо из Швеции и России. Лишь со второй половины 30-х годов развитие металлургии и добывающей промышленности ускорился. В 1837 г. построили первую домну на каменном угле (в 1847 г. их было 50), за 1847-1857 гг. - еще 100. В конце 40-х годов начали использовать кокс для выплавки чугуна, антрацит для пудлингование. За 1830-1850 гг. добыча каменного угля выросла с 0,3 до 6,3 млн т, производство чугуна - с 0,2 до 0,6 млн т. Особенностью промышленного переворота было широкое использование дешевых водяных и медленное внедрение паровых двигателей, в 1838 г. их насчитывалось 1100.Революционизирующее значение для развития американской индустрии имел промышленный переворот на транспорте. Начали строить шоссейные дороги. В 1807 г. на реке Гудзон появился первый в мире пароход, построен Г. Фултоном. В 1860 г. на реках Миссисипи, Огайо ходило более тысячи пароходов. Большое хозяйственное значение имело сооружение каналов, протяженность которых в 1850 г. составляла 5950 км. Первая железная дорога Балтимор - Огайо начала работать в 1830 г., в 1850 г. ее протяженность достигла 15 тыс. км.
Машиностроение развивалось медленно. Первый завод по производству паровых машин появился в 1803 г. в Филадельфии. Однако американская промышленность в начале XIX в. работала в основном на английских машинах. Первая машиностроительная компания "Порт-Ричмонд-Компани", изготовлявшей паровые машины и оборудование, была создана в 1828 г. Быстро развивалось производство сельскохозяйственных машин, пароходов. В 50-х годах машиностроения работало на основе собственного станкостроения.Интенсивная механизация, нехватка и дороговизна рабочей силы стимулировали быстрое внедрение изобретений. По закону о патентах (1790 г.) изобретатели на протяжении 14 лет имели монополию на свои изобретения. За 1790-1800 гг. количество патентов составляла 276, в 1840-1850 гг. - 6480. Были изобретены бавовноочисна (1793 г.), цилиндрическая ситцена-бивна, паровая Івенса (1803 г.) машины, пароход Г. Фултона (1807 г.), фосфорный спичка (1836 г.), косилка Мак-Кормика (1836 г.) комбінованамолотарка с віялкою Хейрема, швейная машина (1841 г.), паровой молот Насміта (1842 г.), вулканизация каучука (1844 г.), пневматическая шина (1845 г.), ротационная машина (1846 г.), бессемеровский процесс (1856 г.), турбина (1849 г.), револьверный (1854 г.), шлифовальный (1865 г.), фрезерный (1867 г.) станки, печатная машина (1867 г.). Эти изобретения дали толчок развитию новых отраслей и подотраслей промышленности: швейной, вооруженной, электротехнической и т.д. Главным признаком машиностроения США стала стандартизация.
В 50-х годах XIX в. в промышленности северо-восточной части СЕЛА воцарилась фабричная система. Объем промышленной продукции с 1827 по I860 г. увеличился в 8 раз, капиталовложения выросли с 50 млн до 1 млрд долл. В 1859 г. стоимость продукции промышленности превысила сельскохозяйственную. По переписи 1860 г. в промышленности было занято 1,3 млн человек. По объему промышленного производства США заняли второе место в мире после Великобритании. Однако промышленный переворот завершился лишь на Севере, где выпускали 75% промышленной продукции страны. Юг оставался аграрным районом с рабовладельческим плантаційним хозяйством. Обеспечивая текстильную отрасль сырьем, оно вместе с тем тормозило индустриализацию страны. В 1860 г. из общей суммы национального богатства США в 16 млрд долл. на Север приходилось 68,7, на Юг - 31,3%. Население Севера составляло 20 млн человек. Юга - 12 млн, в том числе 4 млн рабов. Стоимость промышленной продукции за 1810 -1850 гг. возросла лишь в 3 раза. Добывалось 3% мирового производства железной руды, 8% - угля, текстильная промышленность насчитывала 300 тыс. веретен (6% всего количества). Рабовладельческое хозяйство было мало связано с внутренним рынком. Основную массу хлопка продавали в Великобританию, где покупали промышленные товары. Это тормозило создание общенационального рынка США. Конфликт обострялся в результате борьбы между Севером и Югом за необжитые и плодородные земли на Западе, за руководство политическим развитием страны.Гражданская война 1861 -1865 гг., которая одновременно была буржуазной революцией, закончилась победой Севера. С 1 января 1863 г. было отменено рабство на территории Юга, ликвидировано политическую и экономическую разобщенность США, созданы благоприятные условия для расширения внутреннего рынка. В 60-80-е годы завершился промышленный переворот на всей территории США. Особенно благоприятным для экономики был период промышленного подъема 1867-1873 гг. За этот период было построено 200 домен на минеральном топливе, мощность угольных шахт возросла в 2 раза. В 1870 г. все отрасли промышленности были оснащены механическими двигателями мощностью 2346 тыс. л.с., в основном паровыми.
Появились новые отрасли: электротехническая, резиновая, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая. Значительных успехов достигло машиностроение, в частности в производстве сельскохозяйственной техники, локомотивов. Развитие станкостроения дал возможность массово производить различные машины. Усилилось значение стандартизации. О динамике американской промышленности свидетельствуют следующие данные. За 1860-1870 гг. добыча угля выросла в 2,4 раза, выплавка чугуна - в 2, добыча нефти - 10, протяженность железных дорог - 1,8 раза. В 1859 г. основной капитал, вложенный в промышленность, составлял 1010 млн долл., в 1869 p. - 1695 млн долл. Количество промышленных предприятий за 1850-1870 гг. увеличилась с 123 до 252 тыс., рабочих - с 957 до 2053 тыс. В сельском хозяйстве США в 1860 p. использовали машины на сумму 246 млн долл,, в 1880 p. - 406 млн долл. Соотношение легкой и тяжелой промышленности менялось: в 1860 г. - 2,4 : 1, 1880 г.-1,8 : 1. Стоимость промышленной продукции в 1880 г. превышала стоимость сельскохозяйственной в 2,5 раза.Значительную роль в ускорении промышленного развития США отыграл импорт капиталов из Европы, прежде всего из Великобритании. С 1790 по 1860 г. ввоз иностранного капитала в США оценивался в 500 млн долл. В 1873 г. иностранная задолженность США достигла 1500 млн долл.
Важное значение имели территориальная экспансия США и быстрый рост населения страны. За 70 лет (1783 - 1853 гг.) территория США увеличилась в 3 раза - с 890 тыс. до 3 млн кв. миль. За 40 лет (1820-1860 гг.) население страны выросло с 9638 тыс. до 31 443 тыс. человек (более чем в З раза). Этому способствовала массовая иммиграция из Европы. Если за 1790-1860 гг. въехало 5353 тыс. чел., в основном из Ирландии, Германии, Великобритании, то за 1860-1870 гг. в США приехало около 5 млн. чел. Большинство из них были молодые квалифицированные специалисты, которые активно включались в экономическую структуру страны.Итак, промышленный переворот, начавшийся в последней трети XVIII в. и завершился в 60-80-х годах XIX ст., охватил Великобританию, США, Германию, Францию, другие европейские страны. Было сформировано аграрно-промышленное хозяйство, созданы экономические предпосылки для утверждения индустриальной цивилизации. Поскольку ход промышленного переворота имел свои особенности в каждой стране, уровень их экономического развития, место в мировом производстве были различными, что видно из следующих данных:

Важным итогом промышленного переворота было создание национальных финансово-кредитных систем, которые обеспечивали потребности индустриального развития.
В Великобритании ведущая роль оставалась за Английским банком (1694 г.), что был не только правительственным банком, но и частным. После введения золотого стандарта (1797 г.) его билеты стали заменителем золотой монеты. Количество частных банков выросла с 290 в 1797 г. до 650 в 1810 г. 3 1826 г. закон позволял образовывать акционерные банки, в 1836 г. их стало 70. Однако лишь в 1854 г. они были допущены в Расчетную палату (1773 г.) и полностью принимали участие в обращении денег и кредита. Возросло значение Фондовой биржи. Это дало возможность привлечь 100 млн ф. ст. в промышленное производство. В 60-х годах XIX в. в национальную экономику английские банки вкладывали примерно 50% инвестиций.Финансовый капитал во Франции развивался быстрее по сравнению с промышленностью и торговлей. В 1800 г. был создан Французский банк, в 1818 p. - Сберегательный банк. Ценность билетов Французского банка, которые были в обращении, увеличилась за 1815 -1830 гг. с 41 до 234 млн фр. Возросло количество ценных бумаг на бирже: в 1814 p. - 4, в 1830 p. - 38 видов. Созданы банки: Общество движимого кредита (1852 г.), Общество поземельного кредита (1850 г.). Национальная учетная контора (1854 г.). Лионский кредит (1864 г.), Общество по развитию торговли и промышленности (1864 г.). Парижская биржа превратилась в денежный рынок европейского масштаба. Заемный капитал Франции за рубежом составил 10 млрд фр.
В США банки возникли в конце XVIII в. В 1860 г. функционировал 1601 банк практически в каждом городе. В 1816 г. был основан Государственный банк США с капиталом в 35 млн долл. Диктуя условия кредита для покупки земли, он захватил значительные массивы, а затем продавал по спекулятивным ценам. Это вызвало всеобщее недовольство, и в 1836 г. этот банк был отменен. Государственные вклады распределили между банками штатов.В 50-70-х годах получила развития банковская система в Германии. Только в Пруссии за это время возникло 20 акционерных банков с капиталом 94,7 млн марок.
Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик
СОДЕРЖАНИЕ
На предыдущую
|