lybs.ru
Один в богатстве бедный, а другой в бедности богат. / Григорий Сковорода


Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик


2.2. Индустриализация

Темпы и сроки индустриализации зависели от конкретных исторических условий каждой страны, исходного уровня промышленного переворота, общемирового экономического развития. Так, в Великобритании задача индустриализации начали решать во время промышленного переворота. В других развитых странах индустриализация проходила после промышленного переворота и была его продолжением. Индустриальное развитие было прервано первой мировой (1914 - 1918 гг.) и второй мировой (1939-1945 гг.) войнами.

В конце XIX - начале XX в. индустриализация происходила на почве технической революции, которая ознаменовалась внедрением в производство научных открытий, изменениями в технике и технологии. Изменилась энергетическая база экономики. Пар был вытеснен электричеством. Началась электрификация производства, транспорта, быта. Этому способствовало использование машин для получения электрического тока: динамо-машины Е. Сименса (1876 г.) и генератора Т. Эдисона (1883 г.), электродвигателя для вращения агрегатов. Вводились новые достижения в области электротехники: электроплавки стали (1877 г.), электролитический способ получения цветных металлов (конец 80-х годов), лампа накаливания (1876 г.), электросварка (1877 г.), передача электроэнергии на расстояние (1891 p.).

Существенное влияние на изменение структуры экономики имело изобретение новых способов выплавки стали - бессемеровского (1856 г.), мартеновского (1864 г.), томасівського (1878 г.). В 80-90-х годах были изобретены новые двигатели. Среди них динамо-машина, двигатель внутреннего сгорания (1893 г.), паровая турбина (1894 г.), водяная турбина (первая гидроэлектростанция на реке Ниагара в США в 1898 p.). Появились новые виды транспорта: автомобиль (1885 г.), тепловоз (1891 p.), аэроплан (1903 г.), а также вагон-холодильник (1868 г.), телефон (1876 г.), фонограф (1877 г.), лінотип (1880 г.), фотопленка (1881 г.), кинематограф (1893 г.), гусеничный трактор (1900 г.), паровой экскаватор, устройства для автоматического нагружения. Изобретения в области химии дали толчок к появлению производства синтетических красителей, лекарственных и парфюмерных синтетических соединений. Для развития металлообрабатывающей промышленности важное значение имело использование автоматических станков.

Структурные сдвиги последней трети XIX - начала XX вв. обусловили изменения в отраслевой структуре машинной индустрии, ее ведущими отраслями стало производство электроэнергии, продукции органической и неорганической химии (соды, удобрений, серной кислоты и т.д.), добывающей, металлургической, машиностроительной, химической, транспортной промышленности.

Развивались новые отрасли: сталеварная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, электротехническая, алюминиевая, строительная и строительных материалов, автомобильная. Усложнилась структура машиностроения. Наиболее динамично развивалось транспортное производство и станкостроение. В условиях массового производства возросло значение стандартизации. Старые отрасли, такие как текстильная, пищевая, судостроительная, расширялись и модернизировались.

Динамику мирового индустриального развития и структурные сдвиги в течение последней трети XIX в. и до первой мировой войны характеризуют следующие данные:

По динамике промышленного развития сложилось три типа промышленное развитых стран: американский - с относительно высокими, немецкий - со средними, английский -- с самыми низкими темпами развития промышленного производства.

Для промышленности были характерны сравнительно высокие темпы ежегодного прироста: 1872-1890 гг. - около 3%, 1890-1913 гг. - от 4 до 5%. Неравномерно развивались отдельные отрасли, из них опережающими темпами - тяжелая промышленность. Так, добыча угля с 1870 по 1900 г. вырос в 2,5 раза, за 1890-1913 гг. - в 1,8 раза, добыча нефти - соответственно в 28 и 2.7 раза, выплавка стали-60 и ел 3 раза, потребление хлопка увеличилось почти в 2 раза. Возросла доля тяжелой промышленности стран.

Изменилась доля стран в мировом промышленном производстве. Закончился период "евроцентризма". С конца XIX ст. США вышли на первое место в мире по объему промышленной продукции, ее стоимость превышала стоимость продукции английской промышленности. Великобритания утратила роль "фабрики мира", отстала от США и Германии - сначала по темпам экономического развития, а затем и по абсолютным показателям. Германия опередила Великобританию, Францию и заняла второе место после США.

В связи с интенсивным ростом промышленности изменилась ее доля в структуре хозяйства ведущих индустриальных государств. Так, в США стоимость продукции промышленного производства превосходила стоимость сельскохозяйственного в 1880 г. в 2 раза, в 1900 p. - в 3 раза.

После гражданской войны 1861-1865 гг. были благоприятные политические условия для экономического роста. Конгресс США проводил политику поддержки индустриального развития. Окружение слабкорозвиненими странами, мирные условия существования давали возможность свободно развивать хозяйство, не тратя значительно средства на военные нужды.

Экономические успехи имели географическую основу. Протяженность морского побережья, достигала 18 тыс. миль, предоставляла преимущества для развития мореплавания, рыболовства, внешней торговли. Озера и реки с каналами соединяли разные штаты в одно экономическое целое.

В хозяйственный оборот вовлекались большие природные ресурсы: уголь, железная руда, нефть, цветные металлы, лес, камень, сера, глина. Их запасы обеспечивали развитие тяжелой промышленности. Однако не хватало олова, калийных солей.

Быстрыми темпами осваивались земли американского Запада. Победил фермерский направление сельского хозяйства. Значительных размеров достигло сельскохозяйственное производство.

Активно вводились собственные и европейские изобретения. Только за 1890-1900 гг. было выдано 234 956 патентов. Использовались преимущества нового строительства. Морально устаревшее оборудование практически отсутствовало и не тормозило развитие промышленности. Активная роль принадлежала специализации рабочих и предприятий, географическому разделению труда. Промышленность было ориентировано на массовое производство, стандартизацию деталей. Значительно выросли производительность, интенсивность труда, уменьшались затраты производства.

Существовал широкий емкий внутренний рынок. Высокой была конкурентоспособность американских товаров на внешнем рынке. США строили свое хозяйство под защитой таможенных барьеров. Средний уровень пошлин на импортные товары в течение 1890-1897 гг. увеличился с 38 до 75 %.

Ускоряли развитие экономики концентрация производства и капитала, акционирования и образования корпораций. Экономический подъем опиралось на инвестиции, что постоянно росли. Если в 1859 г. капитал, вложенный в промышленность, составлял 1010 млн долл., то в 1899 p. - 8975, в 1914 p. - 22 791 млн долл. Большое значение имели европейские капиталы. В 1873 г. их сумма достигала 1500 млн долл., в 1899 p. - 3300 млн долл., в 1914 p. - около 5 млрд долл., из них английских - 755 млн долл.

США развивали свое хозяйство, используя рабочую силу всего мира. За последние ЗО лет XIX в. імігрувало почти 14 млн, а за первые 14 лет XX ст. - 146 млн человек. За 1860-1900 гг. население страны возросло с 31,4 до 76 млн человек. В 1910 г. оно составило 92 млн человек.

США поздно включились до территориального раздела мира. В 1867 г. в России за 6,7 млн долл. была куплена Аляска, каждый гектар земли которой обошелся лишь в 5 центов. В 1898 p. Конгресс США узаконил аннексию Гавайских островов. Колониальными владениями стали Куба, Гуам, Пуэр-то-Рико, Филиппины, часть островов Самоа. Общая площадь колоний США в 1914 г. равнялась 0,3 млн км2 с населением 9,7 млн человек. Одновременно США стали на путь экономической экспансии, основной зоной которой была Латинская Америка, и увеличивали инвестиции за рубежом и экспорт товаров, строили филиалы своих предприятий, используя дешевые рабочую силу и сырье.

Промышленный подъем США в конце XIX - начале XX в. наиболее ярко проявилось в строительстве железных дорог, их протяженность за 1870-1913 гг. увеличилась в 8 раз. Они связали все штаты, а четыре трансконтинентальные линии соединили Атлантическое и Тихоокеанское побережья. Размах строительства железных дорог стимулировало развитие тяжелой промышленности, укрепил экономическое единство страны, расширил географию промышленности на Юг и Запад. О динамике промышленной продукции США свидетельствуют следующие данные:

Итак, в отраслевой структуре промышленности США значительно увеличилась доля тяжелой промышленности. В научной литературе она оценивается примерно в 63 %. Однако с развитием сельского хозяйства сохранили свое значение отрасли переработки сельскохозяйственной продукции, особенно мукомольная, консервная.

Изменилась география размещения промышленности. Восточные штаты (Пенсильвания, Нью-Йорк, Массачусетс, Нью-Джерси) сохраняли свое индустриальное значение, особенно в обрабатывающей промышленности. Однако ее центры появились на Западе, Юге. Темпы индустриализации южных районов опережали средние показатели по стране в 2 раза.

Быстро увеличивалась численность рабочих. В 1870 г. их насчитывалось 2 млн, в 1900 p. - 3 млн, в 1909 p. - 6,6 млн человек.

В процессе индустриализации в течение последней трети XIX - начале XX вв. Германия по объему и темпам промышленного производства заняла второе место в мире и первое в Европе. Предпосылки такого экономического роста сложились в начале 70-х годов XIX ст. Завершилось объединение Германии под властью Пруссии. Образовалась так называемая вторая империя. Это привело к ликвидации внутренних таможенных границ, создало государственную систему финансов, денежного обращения, мер и весов, железнодорожного и почтового права. Возросли инвестиции в промышленность. Накопление капиталов способствовало акционированию. Активную роль в строительстве железных дорог брал правительство. Победа во франко-прусской войне 1870 - 1871 гг. дала контрибуцию в 5 млрд фр. Существовали преимущества нового строительства. Для развития тяжелой промышленности были значительные запасы угля, железной руды, калийной соли. (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ позиции Германии укрепило присоединения Эльзаса и Лотарингии, богатых на железную руду высокого качества, с развитой хлопчатобумажной промышленностью.

Преимущества немецкой промышленности обеспечивали высокая производительность труда (1850-1914 гг. выросла в 3 раза) и относительно низкая заработная плата. Машинная индустрия вытеснила ремесленников и обеспечила себя квалифицированными рабочими. Аграрные реформы уничтожили остатки феодальных отношений на селе.

Интенсивно развивалось строительство железных дорог. В 1870- ; 1875 гг. ежегодно вводилось в действие 1500-2000 км путей. В отраслевой структуре возросло значение тяжелой промышленности. Темпы ее развития за 1870-1913 гг. опередили легкую (800 и 350 %). Треть капиталов функционировала в добывающей промышленности. В металлургии, что уступала только американской, выплавка стали возросла в 100 раз, чугуна - в 13 раз. Значительная роль принадлежала машиностроению, в частности производству двигателей внутреннего сгорания. Развивались новые отрасли: химическая, электротехническая, производство электроэнергии. Промышленность обеспечивала потребности страны и экспортировала электродвигатели, трансформаторы, турбины, анилиновые краски, соду, удобрения, серную кислоту. Германия оставалась на первом месте по объему военной промышленности.

Продолжала развиваться легкая промышленность. Так, мощность хлопковых заводов увеличилось на 40 %. Однако, в отличие от США, ограниченность собственного сырья и необходимость импорта ее увеличивали стоимость продукции.

Быстрое развитие промышленности изменило состав населения. В 1895 г. численность рабочих составляла 67%. Развитие немецкой промышленности характеризуют следующие данные:

Причины потери Великобританией промышленной монополии были разными. Интенсивный процесс индустриализации США, Германии, России, Японии обусловил возникновение новых центров промышленного производства. Английская промышленность потеряла иностранные рынки по ряду товаров. Одновременно немецкие, американские товары были качественнее и дешевле, попадали на внутренний рынок страны. Наблюдался застой в технике. Фабричная индустрия работала на морально устаревшем оборудовании. Модернизация техники происходила медленно; поскольку была делом сложным и дорогостоящим. Тормозящую роль играла монополия на эксплуатацию колоний, обеспечивала высокие прибыли при устаревшей технике. Продукция новых отраслей составляла лишь 6,5% всей промышленной продукции страны. Так, в мировом электротехническом производстве доля Великобритании составляла 13, Германии - 32%. В 1913 г. английские заводы изготавливали только 34 тыс. автомобилей. Развитие новых и техническое переоснащение старых отраслей требовали больших инвестиций. Однако капиталы не вкладывались в развитие национальной промышленности, а экспортировались. Достигнув в 1913 p. 4 млрд ф. ст., они давали 5 % годовых. Ежегодная прибыль английских рантье (8 млн человек) составил 200 млн ф. ст. Обострилась проблема поставки сырья для новых отраслей промышленности. Негативную роль играла политика протекционизма со стороны США, Германии, Франции. На 10-15 лет позже началось акщонування промышленности и образования корпораций. Однако в структуре английской промышленности происходили качественные изменения так же, как и в США, Германии. Однако по количественным показателям индустриализация в Великобритании происходила медленно, непоследовательно. Снизились темпы экономического развития. С 1815 г. до 70-х годов XIX в. ежегодный прирост промышленной продукции составил 3,7%, за 1870-1913 гг. - 1,7%. Сравнительно высокие темпы характеризовали тяжелую промышленность, особенно новые отрасли: сталеварну. электротехническую, химическую. В 7 раз увеличился объем железнодорожных перевозок (1200 млн т). Возросла роль машиностроения. Из традиционных отраслей модернизировалось судостроения. За 1870-1913 гг. тоннаж судов удвоился, чистый доход судоходства достиг 94 млн ф. ст., 3/5 новых кораблей мира строилось в Великобритании. В течение 1870 -1913 гг. по сравнению с американскими и немецкими незначительными были темпы добычи угля (в 2,6 раза), выплавка чугуна (в 1,7 раза), потребление хлопка (в 1,8 раза). В начале XX в. по стоимости продукции легкая промышленность продолжала преобладать тяжелую в 1,7 раза.

Абсолютные цифры развития промышленности Великобритании в тот период характеризуют следующие данные:

Франция отставала от США, Германии, Великобритании не только по темпам развития, но и по структурной перестройкой промышленности. Так, за 1884-1909 pp. общая продукция промышленности выросла на 75 %, а за 1909-1914 гг. - лишь на 25 %. Это можно объяснить потерями в франко-прусской войне, преобладающим развитием легкой промышленности, низким техническим уровнем производства. Негативно влияли на экономическое развитие парцелярний характер земледелия, его низкий технический уровень, уменьшение сельскохозяйственного производства вследствие завоза дешевого хлеба из-за океана. Ослаблению экономики Франции способствовал экспорт капиталов составлял 30% мировых инвестиций. По данным 1908 г., во французскую промышленность и торговлю было вложено 9,5 млрд фр., в облигации и зарубежные ценности - 104,4 млрд фр. Франция вывозила капитал в форме заемного, что привело к росту численности рантье. В начале XX в. их насчитывалось 2 млн при населении 40 млн. Для экспорта товаров и капиталов Франция создала колониальную империю, территория которой в 21 раз была больше. Метрополия вывозила в свои колонии 10% экспортного капитала, 13% товаров.

Интенсивно развивалось транспортное машиностроение, в частности производство автомобилей, судостроение. По темпам строительства железных дорог Франция уступала только США, их протяженность в 1911 г. достигла 50,2 тыс. км. В легкой промышленности сохранялось значение производства предметов роскоши, текстиля, галантереи.

Перед первой мировой войной отставание французской промышленности от американской, немецкой, английской достигло соответственно: в металлургии - 6, 3 и 2 раза; по добыче угля - 12,4; 6 и 7 раз; по производству чугуна - 6,6; 3,9 и 1,6 раза; по производству стали - 6,3; 7 и 1,9 раза. Основными показателями экономического развития Франции были такие:

С 70-х годов XIX в. относительно быстрыми темпами начало развиваться хозяйство Японии. Буржуазная революция И 868 г. и реформы "Мэйдзи" (просвещенного правления) способствовали становлению индустриального общества. Было ликвидировано политическую раздробленность страны, декларировано унификацию законов, равенство всех подданных, свободу выбора профессий и деятельности, торговли, иммиграции населения, введены единые денежную и налоговую системы, отменены цехи и гильдии. Разрешались иностранные инвестиции, внедрялись достижения науки и техники. Аграрная реформа санкционировала частную собственность на землю, ее купле-продаже.

Особенностью экономического развития Японии было совпадение во времени процессов промышленного переворота и индустриализации. Активное участие в создании фабричной промышленности брал правительство. Было конфисковано предприятия, принадлежавшие сегуну (правителю) и князьям. Инвестиции вкладывались в строительство железных дорог, предприятий военной промышленности. Практиковались предоставления субсидий частным предпринимателям, освобождение их от налогов. В 1880 г. государственный сектор включал 3 верфи, 5 военных предприятий, 10 месторождений, 52 фабрики, 51 торговое судно, железные дороги, телеграф. Частные капиталы вкладывали преимущественно в сферу обращения и кредита. В 1883 г. они оценивались в 75 млн иен, в торговле - 36, в промышленности - 15 млн иен.

С 80-х годов XIX в. начался качественно новый этап в развитии хозяйства Японии. Государственные предприятия продавали товары частным лицам по ценам в 2-4 раза меньше их стоимости. Доля банковского капитала с 1884 по 1892 г. уменьшилась с 78% до 24%, а промышленного -

выросла с 5 до ЗО % .

Индустриальное развитие в Японии определялся теми же закономерностями, что и в Европе. Первые фабрики возникли в хлопковой промышленности, что работали в основном на индийской сырье. В 1893 г. их было 40, в 1896 p. - 97 с 971 тыс. механических веретен. Количество последних в 1913 г. составляла 2,4 млн. Ткацкое производство механізувалося медленнее. В 1900 г. работало 32 тыс. механических станков и 700 тыс. ручных. В фабричной форме возникла суконная промышленность. Ремесло хранилось в шовківництві. Строились заводы по переработке сельскохозяйственного сырья. В 70-80-х годах начали использовать пару.

В тяжелой промышленности быстрее развивались те отрасли, которые имели сырьевую базу в стране. За 1880-1913 гг. добыча угля выросла в 20 раз, меди - С раз. Потребности в железной руде на 70 % покрывались за счет импорта. Развитие металлургии ускорился после принятия в 1895 p. 10-летней программы развития хозяйства с целью реорганизации и укреплению вооруженных сил. 90% контрибуции, полученной после войны с Китаем, направлялось в тяжелую промышленность. В 1913 г. производство чугуна и стали обеспечивало потребности страны на 48 и 34 %. Интенсивно росло строительство железных дорог. За 1882 -1890 гг. их протяженность выросла в 10 раз. К 1906 г. было построено 2/3 путей, которые существуют до настоящего времени. Медленно развивалось машиностроение. В 1913 г. в этой отрасли работало 60 тыс. человек. Ускоренные темпы характеризовали судостроения, военную промышленность.

В целом на начало первой мировой войны механизация промышленности не завершилась. Численность фабричных рабочих в 1913 г. составляла 948 тыс., в ремесле, на мануфактурах - около 2 млн человек. Была распространена труд женщин и детей.

По сравнению с европейскими странами Япония по абсолютным показателям выпуска продукции отставала. Однако темпы экономического роста были высокими:

Качественно новые изменения происходили в организации и управлении производством в промышленное развитых странах. Ведущая роль принадлежала обществам на основе коллективной акционерной собственности. Усилился процесс концентрации производства и централизации капитала, охвативший основные отрасли хозяйства. Акционерная система подготовила условия для монополизации. Контроль за производством и сбытом от локальных рынков и промышленных районов охватил целые отрасли промышленности, национальный и мировые рынки. Монополистические объединения стали возникать и развиваться в банковской сфере. Банки превратились в финансовые центры, контролировали как денежный капитал, так и промышленное производство. Слияние банковского капитала с промышленным обусловило формирование финансовой олигархии.

В США процессы акционирования, концентрации производства и капитала ускорились после кризиса 1873 p. Количество предприятий увеличивалась медленнее, чем стоимость их продукции. Так, в обрабатывающей промышленности за 1900-1913 гг. рост составил соответственно 130 и 210 %. В 1914 г. акционерные общества составляли 28,3 % всех предприятий, выпускали 83,2% промышленной продукции, на них работало 80 рабочих. В 1910 p. предприятия по объему производства делились на небольшие (до 20 тыс. долл.) - 67,2%, средние (от 20 до 100 тыс. долл.) - 21,3, крупные (100 тыс. долл. и более) - 11,5%. Корпорации, стоимость продукции которых была более 1 млн долл., производили меди - 99%, свинца - 92, проката - 91, чугуна - 85,8, автомобилей, сельскохозяйственных машин, продукции химической, электротехнической, текстильной отраслей - 50, переделывали мяса - 80% .

Монополизация началась с возникновением железнодорожной империи Вандербильта. Первой формой монополистических объединений были пулы (или картели), которые устанавливали цены, распределяли заказы и прибыли. В 1866 г. возник соляной пул в штате Мичиган, в 1870 p. - Чикагский пул, который контролировал железнодорожные перевозки. Господствующей формой монополий сначала в легком, затем в тяжелой промышленности стали тресты. Первым из них был нефтяной трест Рокфеллера "Стандарт ойл Компани", образованное в 1870 p.

В 90-х годах ведущая роль в монополизации промышленности, транспорта, банков перешла в холдинг-компаний и концернов. В 1901 г. в США насчитывалось 440 трестов с общим капиталом 20,3 млрд долл.

Одновременно происходила монополизация банков. В 1890 г. в Нью-Йорке было 64 банки, владевшие капиталом 302 млн долл., в 1900 p. - 58, капитал которых увеличился до 548 млн долл. Интенсивно, в результате слияния банковского и промышленного капиталов, формировался финансовый капитал.

Крупнейшими американскими монополиями были группы Рокфеллера (контролировали 95% американского добычи нефти и 90% ее экспорта, промышленные предприятия, банки, железные дороги), Моргана ("Юнайтед Стейтс Стил", монополизировал производство 2/3 стали, тресты в сельскохозяйственном машиностроении, торговом пароходстве, электротехническая корпорация "Дженерал электрик", предприятия связи, городского транспорта, страховые компании), Пенсільванська группа, группа Вандербильта, группы Гульде, Гарримана, три автомобильные корпорации: "Форд", "Дженерал моторе", "Крайслер" и др. Финансовые группы Рокфеллера и Моргана контролировали 112 банков.

Правительство пыталось ограничить экономическое господство монополий. В 1890 г. был принят закон Шермана о запрете монопольного сговора, который регулировал торговлю за пределами отдельного штата. В 1914 г. закон Клейтона запретил устанавливать различные цены на товары для отдельных категорий покупателей, скупать акции для ослабления конкурента, обмениваться директорськими должностями. Однако антитрес-тівське законодательство фактически не применялось.

В Германии активное развитие акционерной собственности (грюндерства) начался со строительства железных дорог в 70-х годах XIX ст. В 1870 г. существовало 418 акционерных обществ, за период 1871-1872 гг. появилось 978 новых с акционерным капиталом 2,8 млрд марок. Процесс монополизации охватил все отрасли промышленности. В отличие от США, монополии объединяли большее количество предприятий (несколько сотен) существовали в форме картелей и синдикатов. В 1879 г. их количество составляло 14, в 1900 p. - 300, перед первой мировой войной количество их возросло в 2 раза. В конце 90-х годов XIX ст. - в начале XX в. появились первые тресты: электротехнические корпорации АЕГ и общество "Сименс".

Интенсивно формировался финансовый капитал. В 1913 г. существовало 1850 банков; 9 берлинских банков контролировали 85 % банковского капитала (11,3 млрд марок). К таким банкам принадлежали Немецкий (капитал 3 млрд марок и контроль за 87 банками). Дрезденский, Дармштадтский банки, Учетное общество (собственный капитал 300 млн марок), их прибыль в 1895-1900 гг. составил 38,6-67,7% ежегодно. Немецкие банки вкладывали капиталы в основном в промышленность. Так, 6 берлинских банков контролировали 751 предприятие.

В Великобритании еще в начале 60-х годов XIX в. было 639 акционерных корпораций. Однако первые монополии возникли лишь в конце 80-90-х pp. XIX ст. В 1888 г. возник Соляной союз, контролировавший 90% продукции. В 1894 - 1896 гг. в Шотландии образовалось монопольное объединение по изготовлению труб. Постепенно монополии появились в химической, трубопрокатній, военной промышленности, судостроении, на транспорте. В 1913 г. в Великобритании их насчитывалось 93. Следовательно, формирование монополий началось позже, чем в США и Германии, осуществлялось медленнее. В основном они объединяли ЗО-50 фирм. Контроль над отраслями был практически отсутствует. Наименьшее монополий было в легкой и добывающей промышленности.

По темпам монополизации банковский капитал опережал промышленный. В 80-х годах XIX в. количество частных банков уменьшилась до 172, а количество акционерных достигла 91. Депозиты в банках за 1880-1908 гг. выросли в 2,8 раза, им принадлежало 25% всех ценных бумаг мира. В 1913 p. 12 банков во главе с Английским сосредоточили 70% всего мирового капитала.

Для экономики Франции характерным было сохранение большого количества небольших предприятий, медленный процесс концентрации производства. В начале XX в. лишь 30% предприятий имели более 50 рабочих. Быстрый рост количества акционерных обществ началось в первые годы XX в., когда ежегодно возникало 600-700, а в 1907 p. - 1000 новых компаний. Монополизация в форме картелей и синдикатов началась в 70-х годах XIX ст. Так, в 1876 г. образовался металлургический синдикат (13 заводов), в 1883 p. - сахарный картель. В начале XX в. большое количество картелей возникла в химической, текстильной, угольной, металлургической промышленности, на торговом флоте, в машиностроении.

Исключительно высокими были темпы концентрации банковского капитала. За 1870-1909 pp. три банка "Лионский кредит", "Национальная учетная контора", "Генеральное общество" увеличили объем капиталов в 4,4 раза, вкладов - в 10,2, количество отделений - в 19,2 раза. Общая сумма банковского капитала достигла в 1914 p. 11 млрд фр. Главным центром финансового капитала был Французский банк. И Однако деятельность банков была направлена не на инвестиции в промышленность, а на ссудно-ростовщическую деятельность. Капиталовложения внутри страны ежегодно росли на 1 %, экспорт капитала - на 3 %. Перед войной объем экспортируемого капитала был в 1,6 раза больше, чем капиталовложения в национальную промышленность и торговлю.

Акционирование и монополизация экономики в Японии начались в 80-х годах XIX ст. Только за 1905-1906 гг. возникло 180 акционерных компаний. В 1913-1914 гг. 25% всех рабочих работали на предприятиях с количеством работающих свыше 500 чел. В 1913 p. капитал акционерных жорпорацій достиг 2 млрд долл. Из них 38% принадлежало 0,4% корпораций, каждая из которых имела более 5 млн иен. Первыми конополіями были старые банковско-торговые компании Мицуи контролировали добывающую и текстильную промышленность), Мицубиси (господствовали в судоходстве, транспортном машиностроении). В 1880 г. была создана Японская бумажная, в 1882 p. - Японская пароходная компании. Процесс монополизации ускорили финансовый кризис 1887-1898 гг. и мировой кризис перепроизводства 1900-1903 гг. Основными формами монополий были картели, синдикаты, концерны.

Быстро рос банковский капитал. Первый Национальный банк Японии был образован в 1873 г. компаниями Мицуи и Оно. В 1879 г. количество банков достигло 153. В 1912 г. банковский капитал составлял 570 млн иен.

Индустриальное развитие не был поступательным. Начиная с 1825 г. его прерывали кризиса(1825,1836,1847,1857, 1866, 1873, 1883, 1893, 1901-1902 гг.), вследствие чего он приобрел циклического характера. Разорение небольших и средних предпринимателей способствовало концентрации и централизации производства, капитала.

Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик

СОДЕРЖАНИЕ

1. Экономическая история Украины и мира - Лановик
2. КНИГА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ МИРА Часть И ХОЗЯЙСТВО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (с древнейших времен до IV в. н.э.) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
3. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 2.1. Особенности восточного рабства
4. 2.2. Хозяйство Древней Греции
5. 2.3. Античный Рим: экономические причины расцвета и упадка
6. 2.4. Хозяйство скифов, греческих и римских колоний Северного Причерноморья
7. Часть II ХОЗЯЙСТВО В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО ЕВРОПЫ В V - XV вв. 1.1. Землевладение и сеньйоріально-крестьянские отношения
8. 1.2. Агрокультура и сельскохозяйственная техника
9. 1.3. Средневековый город, развитие ремесла
10. 1.4. Торговля. Кредит. Финансы
11. Часть III СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ И ПОСТШДУСТРІАЛЬНОЇ ШОХ (XVI ст. - до наших дней) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО СТРАН ЕВРОПЫ, США В ПЕРИОД ГЕНЕЗИСА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (XVI - XVIII вв.) 1.1. Основные аспекты развития хозяин
12. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА в XIX - начале XX вв. 2.1. Промышленный переворот
13. 2.2. Индустриализация
14. 2.3. Особенности аграрного развития
15. 2.4. Международные экономические отношения
16. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО МИРА В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД 3.1. Преодоление экономических следствий первой мировой войны и стабилизация хозяйства
17. 3.2. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и экономическое развитие в 30-х годах XX ст.
18. Раздел 4. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (1939 p. 90-е годы XX ст.) 4.1. Экономика стран мира в годы второй мировой войны
19. 4.2. Динамика и структурные изменения хозяйственного развития второй половины 40-90-х годов XX ст.
20. 4.3. Индустриализация сельского хозяйства
21. 4.4. Международные экономические отношения
22. 4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономический розвиток4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономическое развитие
23. КНИГА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ПРАИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА И КНЯЖЕСКИЙ ПЕРИОД
24. 1.1. Процесс феодализации крестьян и земельные отношения
25. 1.2. Ремесла. Города
26. 1.3. Торговля. Финансы
27. Раздел 2. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XVI-XVIII вв. 2.1. Аграрные отношения в Украине в XVI - первой половине XVII вв.
28. 2.2. Аграрная эволюция украинских земель во второй половине XVII - XVIII вв.
29. 2.3. Мануфактурный период украинской промышленности
30. 2.4. Развитие украинского национального рынка. Финансы
31. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XIX - в начале XX ст. 3.1. Промышленный переворот
32. 3.2. Индустриализация
33. 3.3. Промышленное развитие западноукраинских земель
34. 3.4. Сельское хозяйство Украины в дореформенный период
35. 3.5. Аграрные реформы и развитие сельского хозяйства в 60-х годах XIX ст. - в начале XX ст.
36. 3.6. Зарождение и развитие кооперативного движения
37. 3.7. Внутренняя и внешняя торговля
38. 3.8. Финансы и кредит
39. Раздел 4. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1914 - 1939 гг. 4.1. Экономическое положение Украины в 1914 - 1921гг.
40. 4.2. Новая экономическая политика в Украине
41. 4.3. Индустриализация и коллективизация: позитивные и негативные последствия
42. 4.4. Западноукраинские земли в 20-30-х годах Хх века.
43. Раздел 5. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1939 г. - 90-е годы XX века. 5.1. Хозяйство Украины в годы второй мировой войны
44. 5.2. Восстановление и развитие промышленности
45. 5.3. Сельское хозяйство
46. 5.4. Финансы, кредит, добробут
47. 5.5. Участие Украины в мировом хозяйстве
48. 5.6. Экономика независимой Украины
49. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
50. Историко-экономические термины

На предыдущую