lybs.ru
Побеждает не сильнейший, а тот, кому присуждена победа. / Александр Перлюк


Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик


4.2. Динамика и структурные изменения хозяйственного развития второй половины 40-90-х годов XX ст.

Мировое хозяйство охватывало три подсистемы: хозяйства экономически развитых социалистических государств и развивающихся стран. Главной тенденцией в экономическом развитии всех стран была индустриализация. Экономически развитые страны мира вступили в фазу интенсивного развития. Менялась структура национальных хозяйств. Важными факторами развития мирового хозяйства научно-технический прогресс, дальнейшее углубление всемирного разделения труда, интернационализация производства. Сформировалась мировая инфраструктура - комплекс отраслей, обслуживающих мировые экономические отношения (транспортная система, сеть информационных коммуникаций и т.п.). Расширились и приобрели нового содержания все формы международных экономических отношений. Для хозяйственного развития характерным было усиление взаимосвязей между всеми странами и их группами. Получили развитие межгосударственные интеграционные процессы. Экономический рост национальных хозяйств зависело от степени вхождения их до всемирного хозяйства. Усилилось государственное регулирование хозяйственных процессов.

В послевоенные годы стартовые условия для стабилизации и развития национальных хозяйств были разными. Упадок экономики европейских стран, Японии способствовал установлению экономического господства США. Производственные мощности страны превышали мощности всех индустриальных государств вместе взятых. Широкий размах приобрела экономическая экспансия США. В международной валютно-финансовой системе устанавливалась первенство ее национальной валюты. В европейских странах сократилось промышленное производство. Уровень его в 1946 г. составил по сравнению с 1937 г. в Великобритании - 95%, Франции - 73, Японии - ЗО, ФРГ (1948 p.) - 56 %. Царила внутренняя инфляция. Европейские валюты не конвертировались, их курс был заниженным относительно доллара, который стал единственной твердой валютой, и все страны стремились получить его в обмен на свои товары. Сократился міжєвропейський обмен товарами и услугами. Бартер стал преобладающей формой торговли. Европейские правительства осуществляли непопулярные меры для частного капитала: контроль цен на основные товары, перераспределение национального дохода, увеличение денег в обращении. Через это частные инвесторы переводили свои активы из Европы в США. Для восстановления хозяйства Европы, стимулирование экономического роста нужны были значительные финансовые ресурсы.

Состояние хозяйства Европы негативно влиял на мировую экономику. Реконверсия хозяйства в США в соответствии с потребностями мирного времени обусловила появление таких проблем, как сокращение производства и занятости, необходимость обновления гражданских отраслей. Соединенные Штаты должны были в собственных интересах, для стабилизации мировой экономики и политического положения помочь европейским странам в восстановлении хозяйства. В июле 1947 г. в Париже была создана организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЕС), задачей которой была выработка совместной программы восстановления Европы.

В апреле 1948 p. Конгресс США утвердил план Маршалла (по имени государственного секретаря Дж. Маршалла) - план экономической помощи странам Европы. Его участники: Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Ирландия, Испания, Швеция, Люксембург, Австрия, Швейцария, Португалия, Греция, Турция, с декабря 1949 p. - ФРГ. Цель плана - развитие экономики на принципы индивидуальной свободы, свободных институтов и настоящей независимости". Европа рассматривалась как единое экономическое пространство, на что указывал международно-правовой договор между странами. Они были не пассивным объектом американской помощи, а инициаторами в выработке и реализации плана. В его задачи входило возрождение производства на новой технологической основе, расширения внешней торговли, достижения международной финансовой стабилизации, установления справедливых обменных курсов. Действовал план Маршалла с апреля 1948 г. по ЗО декабря 1951 p. Объем помощи странам ОЕЕС составил 17 млрд долл. (в ценах 1990 г. 102 млрд долл.). Из них 4 млрд долл. асигнувалося течение первых 15 мес. Американское правительство гарантировало капиталовложения своих инвесторов, вывоз оптимального прибыли в долларах. Предусматривались отмена пошлин, ограничение импорта американских товаров, поставки сырья в США.

В США для организации помощи была создана Администрация экономического сотрудничества, миссия которой действовала в каждой стране. Помощь оказывалась: 1) беспроцентными товарными займами и "дарами", состав которых определяли США; 2) обычными кредитами под малые проценты; 3) в виде долларовой "обусловленной помощи" в обмен на национальную валюту по официальному курсу. Ею распоряжались другие страны для развития внутриевропейской торговли. В 1950 г. эта система была заменена Европейским платежным союзом.

Фонды согласно плану Маршалла распределялись между странами не по потребностям в инвестициях, а в соответствии с состоянием платежного баланса в отношении долларовой зоны. Товары предоставлялись в распоряжение правительств. Деньги, полученные от их продажи, поступали в национальный банк на специальный счет (так называемые эквивалентные фонды). 95% этих фондов должны были принадлежать странам-участницам, но расходовались под контролем Администрации экономического сотрудничества в Европе. Часть их шла на оплату сырья, которую

вывозили США.

Программа восстановления Европы была выполнена. Довоенного промышленного уровня было достигнуто в начале 50-х годов. Эквивалентные фонды дополнили внутренние ресурсы капиталов европейских стран. Стабилизировалась система международной оплаты. Европейские страны использовали свой потенциал роста без ограничений. Усилился государственный контроль за экономикой. Создание ОЕЕС стало импульсом к европейской интеграции. Однако значение помощи по плану Маршалла для разных стран не было одинаковым. Лучше реализовала его возможности ФРГ.

Советский Союз отказался от помощи по плану Маршалла, поскольку США отвергли его требования. Во-первых, каждая страна должна самостоятельно определять свои потребности в помощи и ее форму. Во-вторых, СССР потребовал разграничить страны-союзники, нейтральные и бывших противников. Помощь Германии должна быть тесно связана с проблемой репараций. Историки и экономисты не однозначно оценивают неприятие Москвой плана Маршалла. Безусловно, его реализация была бы конструктивным подходом к решению послевоенных хозяйственных трудностей. Однако распространенным является утверждение, что американская помощь в условиях борьбы с коммунизмом, что уже началась, планировалась так, чтобы поставить СССР в условия, когда он вынужден будет сам отказаться от участия в плане Маршалла.

Этапом интенсивного индустриального подъема экономически развитых стран мира стали 50-60-е годы. Ускорились сравнима с міжвоєнним периодом темпы экономического роста. Среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) и промышленного производства составляли, %:

Общее развитие национальных хозяйств характеризует динамика основных показателей за 1953-1968 гг.:

Изменилась структура мирового капиталистического хозяйства. Наиболее динамично развивалась промышленность, в основном за счет обрабатывающей промышленности. Доля других отраслей материального производства, особенно сельского хозяйства и строительства, постепенно уменьшилась. В целом совокупная доля отраслей материального производства в общем объеме валового внутреннего продукта оставалась стабильной - около 52 %. Сфера услуг и торговли развивалась в странах неодинаково. Это и привело к незначительному уменьшению ее доли в производстве ВВП. Однако в 1950-1960 гг. среднегодовые темпы роста производства в этой сфере увеличились на 4,5 %, а в сфере материального производства - на 4,3% .

Структурные изменения в национальных хозяйствах бул связанные с особенностями их развития. В целом ги лузеві структуры хозяйств ведущих экономически развитых государств сблизились. Общие тенденции их развития характеризуют следующие статистические данные, %:

Промышленность была ведущей отраслью хозяйства. При всем разнообразии ее развития в различных странах структурные изменения происходили преимущественно в одном направлении. Истощение национальных месторождений руд и угля, конкуренция импортной нефти, повышение эффективности использования топлива обусловили медленные темпы развития, сокращение в ВВП доли добывающих отраслей. Опережающими темпами развивалось производство электроэнергии и газоснабжения. Значение обрабатывающей промышленности росло. Уменьшилась доля "старых" традиционных отраслей - текстильной, пищевой, обувной. Среднегодовые темпы прироста их продукции составляли соответственно 2,9%; 2,6%; 3,5%. Быстро развивались отрасли, определяющие технический прогресс, прежде всего химическая промышленность, ее производство в 1970 г. по сравнению с 1948 г. возросло почти в 9 раз. Начался переход на нефтегазовую сырьевую базу. Это обусловило развитие нефтехимической промышленности. Второе место по темпам развития занимала электротехническая отрасль. Ведущая роль по-прежнему принадлежала машиностроению, однако его традиционные отрасли перестраивались. Росло производство продукции станкостроения, технологического и транспортного оборудования. Возникли новые отрасли: аэрокосмическая, радиоэлектронная (производство ЭВМ, систем автоматизации). Если в 1938 г. металлообрабатывающие отрасли давали 1/5 всего производства обрабатывающей промышленности, то в начале 70-х годов - 2/5.

Существенные изменения произошли в соотношении продукции легкой и тяжелой промышленности. Если в начале XX в. в общей стоимости продукции обрабатывающих отраслей преобладали товары легкой промышленности, в 30-х годах между продукцией этих отраслей установилось равновесие, то с середины 50-х годов тяжелая индустрия начала лидировать. В 1953-1968 гг. объем производства тяжелой промышленности увеличился в 2,4, легкой - в 1,9 раза. их соотношение в общем объеме производства обрабатывающей промышленности в середине 60-х годов составляло, %: в среднем в экономически развитых странах - 65,6 и 34,5; в Западной Европе - 63 и 37; в США - 67 и 33.

Япония достигла среднего уровня западноевропейских стран в середине 70-х годов.

Итак, в течение 50-60-х годов происходил процесс выравнивания индустриального развития стран. Перестройка хозяйственных структур отразилась в изменении структуры населения. Возросла доля наемных работников в общей численности промышленных работников, %:

Интенсивность динамики и структурных сдвигов национального хозяйства экономически развитых государств определялась достижениями научно-технического прогресса, который активизировался в середине 50-х годов. Наука превратилась в непосредственную производительную силу. Произошли существенные изменения в технике, которая охватила такие виды трудовой деятельности человека: технологическую, транспортную, энергетическую, контрольноуправлінську. Начали широко применяться автоматические системы машин. Появились новые материалы, натуральное сырье заменялась искусственной. На почве фундаментальных открытий возникли новые технологии - лазерная, плазменная и т.д. Зарождалась информационная революция.

При таких условиях производство не могло существовать без постоянного использования научных исследований и конструкторских изобретений, поэтому постоянно росли расходы на науководослідні и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Появились научно-производственные комплексы. Это были территориальные объединения корпораций с научно-исследовательскими лабораториями, созданные и финансируемые государственным и частным капиталом для выпуска новой продукции. Почти во всех странах (кроме Японии) государство ассигновала половину расходов на НИОКР. В 1970 г. ее доля в расходах монополий составляла в США - 43,1 %, Японии - 2 % , ФРГ - 18,2 %, Франции - 32,8 %, Великобритании - 31,8 %. Значительные средства вкладывались в аэрокосмическую, электротехническую, приборостроительную, химическую промышленность, транспортное машиностроение. В этих отраслях сосредоточивалось более 80% ученых, инженеров, техников. Значительное внимание уделялось фундаментальным исследованиям. Главное место в НИОКР принадлежало изготовлению новых видов продукции, улучшению их качества. В связи с "холодной войной" значительная часть средств расходовалась на военные цели. Структуру расходов на НИОКР в 1970 г. характеризуют следующие данные:

Развитие национальных хозяйств определялся значительным ростом капитальных вложений. Если их доля в ВНП экономически развитых государств мира в предвоенные годы составляла в среднем 15,4%, то в 1970 г. она достигла в Японии - 29, ФРГ - 24, в Великобритании - 21, Франции - 26, США - 14%. США потеряли преимущество в сфере капиталовложений в хозяйство. В 1950 г. уровень их в Японии, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии был вдвое меньше, чем в США, а в 1972 г. превышал их на 48%.

Изменилась технологическая структура капиталовложений. В 60-х годах преобладали интенсивные факторы развития экономики (51-67%). Основные расходы шли не на расширение производственных площадей, а на модернизацию, автоматизацию производственных процессов. В 1970 г. в США затраты на машины, оборудование составили 74% валовых капиталовложений в хозяйство, в обрабатывающей промышленности - 81 %. В ФРГ это соотношение составило соответственно 78 и 82 % Треть этих средств шла на внедрение средств контроля за производственными процессами, информации, управления.

Выросли капитальные вложения в непроизводственную сферу: образование, профессиональную подготовку, науку, медицину. В 1968 г. доля их в структуре всех капиталовложений составляла в США - 76,6 %, ФРГ - 56,6, Франции - 53,3, Великобритании - 61,2 %.

Важным структуротворним фактором был рост уровня концентрации, централизации производства и капитала, монополизации.

В хозяйстве экономически развитых стран мира существуют государственный и частный секторы. Главными формами организации бизнеса являются собственное дело, товарищество, корпорация. По количественным характеристикам первые две формы в 50-60-х годах составляли 80-90 % всех предприятий, но их доля в промышленном производстве не превышала 10-20%.

В послевоенные годы возросла экономическая мощь монополистических объединений. Это был период слияния и поглощения фирм различных отраслей хозяйства. Этот процесс охватил крупные корпорации. Так, в США в 1968 p. потеряли самостоятельность 12 компаний с капиталом свыше 250 млн долл. Определяющим фактором концентрации производства и капитала был технический прогресс. Минимальный капитал для создания современной корпорации достиг сотен миллионов долларов.

В США процесс слияния был связан прежде всего с диверсификацией производства. В странах Западной Европы, Японии значительная роль принадлежала конкуренции, особенно с американскими монополиями.

В 50-60-х годах массовым стало явление возникновения транснациональных корпораций - монополий, что создавали за рубежом собственные или совместные производственные филиалы. К середине 70-х годов в мире действовало около 100 тыс. таких корпораций. Особенно быстро они образовывались в обрабатывающей промышленности:

Возросло количество межнациональных монополий, в которых объединялись капиталы различных экономически развитых государств: "Ройал датч-Шелл", "Юнилевер", "Агфа-Геверт", "Данлоп-Пирелли". Заключались соглашения о сотрудничестве между монополиями разных стран.

Во многих экономически развитых странах крупным собственником было государство, ей предстояло 15-25% национального богатства стран. Государство стало значительным производителем и потребителем промышленной продукции и услуг. Так, в 1970 г. доля государства в производстве ВНП составляла в ФРГ 35 %, Италии - 37, Японии - 21, США - 10,2 %. Однако в США государству принадлежит ведущее место среди экономически развитых стран по закупке в национальном продукте (31-32%), в потреблении промышленных товаров и услуг. Так, в 1968 г. государство приобрело 87% продукции авиаракетной промышленности, 40% радиоэлектронной аппаратуры, 35% производства черной и 22% цветной металлургии.

Государственные капиталовложения направлялись преимущественно в отрасли, которые обеспечивали общенациональные потребности: инфраструктуру, атомную промышленность, производство и распределение электроэнергии, водо - и газоснабжение, транспорт, непроизводственную сферу. Предоставлялись инвестиционные субсидии, ссуды для развития конкурентоспособных отраслей, модернизации и рационализации "старых". Значительные средства тратились на военные заказы. В 1970 г. в США доля военных расходов в федеральном бюджете составляла 40 %, в Японии - 7,1, ФРГ - 23,7, Великобритании - 13,7, Франции - 6,7.

Большое значение в государственном регулировании имели налоговые льготы: ускоренная амортизация, уменьшение налоговых ставок, освобождение от уплаты налогов и т.д. Валютные кризисы обусловили вмешательство правительств экономически развитых государств в валютно-финансовые отношения. Поиски эффективных форм и методов государственного регулирования экономики обусловили постепенный переход в конце 60-х годов к "структурной стратегии". Она основывалась на поощрении определенных отраслей к совершенствованию и регулированию структуры хозяйства с учетом прогрессивных изменений в развитии всемирного хозяйства. Фактически это было начало отхода от традиционных, по кейнсианской теории, макроэкономических методов.

Росло значение международных экономических отношений, которые обеспечивали единство производства и обмена в международном масштабе. Новой важной его формой стали межгосударственные интеграционные процессы. В своем развитии они могут проходить такие этапы: 1) зона свободной торговли; 2) таможенный союз; 3) общий рынок; 4) экономический союз; 5) полная интеграция, предполагающая осуществление единой экономической политики. Большое значение приобрела интеграция экономически развитых стран мира. В 1957 г. образовалось Европейское Сообщество. Интеграция направлена на интернационализацию внешнеэкономической деятельности и внутриэкономических структур стран - членов ЕС. Тогдашние социалистические страны в 1949 p. интегрировались в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

В послевоенный период роль лидера во всемирном хозяйстве принадлежала США. Переход к мирному производства обусловил в 1944-1946 гг. промышленный спад. Сокращался выпуск продукции в отраслях, связанных с военным снабжением, в частности в сталеварній, авиационной, судостроительной, химической. Повышенный спрос населения на товары широкого потребления стимулировал развитие текстильной, пищевой, кожевенной, нефтяной отрасли, расширение жилищного строительства. Осенью 1948 г. началась первая в послевоенный период циклический кризис перепроизводства. Кризисы потрясали американскую экономику в 1953-1954, 1957-1958, 1960-1961, 1969-1970 гг. В эти периоды снижалось производство ВНП - на 1,6-3,9%, промышленное производство - на 8-12%. Уровень безработицы рос до 7 % .

Наиболее высокие среднегодовые темпы промышленного производства характерны для 1949-1953 гг. (5,85%), 1962 - 1967 гг. (6-8,4%). Это объяснялось структурными изменениями в хозяйстве, ускорением технического переоснащения промышленности, усилением механизации, автоматизации производственных процессов.

Американская экономика отличалась высокоразвитой промышленностью, в которой создавалось более 50 % национального дохода страны.

В отраслевой структуре индустрии сократилась доля добывающей промышленности. Сохранила свое значение металлургия, однако темпы ее развития были ниже, чем средние. Почти 1/3 промышленного производства давало машиностроения. Наиболее динамично развивались отрасли, связанные с научно-техническим прогрессом: электронная, электротехническая, аэрокосмическая. Перестала быть стержнем экономики автомобильная промышленность. Уменьшилось значение станкостроения, текстильной и пищевой отраслей.

Важным фактором, способствовавшим росту экономического потенциала США в послевоенный период, было использование достижений научно-технического прогресса. По размерам расходов на НИОКР США в 1970 p. опережали ФРГ в 7 раз, Англию - в 11, Японию - в 7,2 раза. Источниками финансирования НИОКР были ассигнования из государственного бюджета, средства фирм, вузов, некоммерческих исследовательских организаций. В 1970 г. на американские корпорации работало 15 тыс. научных лабораторий. Они тратили 75% всех средств на НИОКР, государственные лаборатории - 14-15 %, университеты и колледжи - 9-10%. Насчитывалось 120 научно-промышленных комплексов. Крупнейшими из них были Кембриджский. Калифорнийский, Мичиганский. В 50-х годах администрация США создала механизм программно-целевого финансирования и управления НИОКР.

Ускоренными темпами перевооружалась американская промышленность. После войны средний возраст оборудования составлял 21 год, в 1957 г. - 17 лет. В результате модернизации производства в 1966 p. 36 % оборудования имело возраст до 5 лет, а в отдельных отраслях (аэрокосмической, автомобильной) оно составляло 48-52 %. Завершилась механизация производства. Вводилась автоматическая электронная техника. В 1970 p. использовалось 28 тыс. станков с программным управлением, почти 70 тыс. электронных вычислительных машин различного типа.

Относительно высокий уровень промышленного производства обеспечивался эффективностью химической промышленности, которая начала работать на нефти, нефтепродуктах, природном газе. Возросло их значение в производстве топливно-энергетических ресурсов (до 70%). Атомная энергетика обеспечивала до 5 % электроэнергетических мощностей страны.

В послевоенный период США, как и ранее, занимали первое место среди экономически развитых стран в производстве важных видов продукции. Например, их доля в добыче каменного угля в 1970 г. составляла 47,7%, в производстве электроэнергии - 42,2 %, стали - на 28,3 %, автомобилей - 30,3 %, синтетических волокон - 36,5 % .

Усилилась специализация в промышленности. Она охватила небольшие предприятия, специализировавшиеся на выпуске деталей для корпораций и были мобильнее относительно производства. Возникли фирмы, специализирующиеся на ремонтных работах, консультациях различных отраслей и направлений деятельности. Инженерные фирмы занимались проектированием, оборудованием производственного процесса.

В послевоенный период капитальные вложения в американскую экономику росли более высокими темпами - в среднем на 3,35% за год по сравнению с 2,95% в межвоенный период. Из их общей суммы 40 % приходилось на обрабатывающую промышленность, 16,5 - на энергетическую, 8,5 - на транспорт, 8-12 - на связь, 21-24% - на сферу услуг и торговлю. Почти 70% инвестиций направлялись в обрабатывающую промышленность, вкладывали в машины, оборудование, более ЗО % - на автоматизацию производственных процессов. Это способствовало росту эффективности американской промышленности, перехода ее к преимущественно интенсивного характера воспроизведения.

Характерным признаком промышленности США в этот период стала диверсификация. Так, компания "Литтон індастрид" в течение 1954-1970 гг. объединила 100 фирм. Ее 225 предприятий выпускали товары 10 тыс. наименований - от оружия до деловых бланков.

В США процесс концентрации и монополизации происходил быстрее. На предприятиях с численностью занятых более 1 тыс. (1 % от общего количества) в 1970 г. работало 32,8 % занятых в обрабатывающей промышленности^ Доля 500 крупных корпораций в общей сумме продаж промышленных товаров возросла в 1955-1970 гг. с 48,6 до 66,6 %. Первые 100 компаний контролировали 41,5% всех продаж. В банковском бизнесе доля 10 банков в общей сумме активов коммерческих банков в 1950 г. составляла 15,6 %, в 1970 г. - 26,5%. Десять с 1790 страховых компаний США в 1970 p. владели 57,7% общей суммы активов, 50 из них - 82,9%.

Быстро росли абсолютные размеры монополий. Миллиардерами стали 79 корпораций с активами и 115 по суммам годового оборота.

Наиболее монополизированными были нефтяная (16 корпораций), автомобильная (3 корпорации), электротехническая (5 корпораций), химическая (6 корпораций), металлургическая (5 корпораций), цветная металлургия (2 корпорации), авиационная (5 корпораций) отрасли промышленности.

Господствующее положение в американской промышленности в 50-60-х годах принадлежало 20 финансовым группам. Они контролировали 750 корпораций и банков (0,04% всех фирм), 70% активов, 85% прибыли. Самыми могущественными были группы Моргана, Рокфеллера, Дюпонов, Меллонов, Чикагская, Клівлендська. Калифорнийская.

Возросло количество американских транснациональных компаний. Так, "Дженерал Моторе" имела филиалы в 18 странах, "Форд Моторе" - 27, "Дженерал Электрик" - 32, "Мобил Ойл" - в 38. В 1951-1970 гг. они получили от филиалов в странах, что развиваются, в виде дивидендов и процентов без прибылей, реинвестируемых на месте, 37,2 млрд долл.

Технологическая революция, начавшаяся в 70-х годах, имела для США чрезвычайно большое значение. Шел непрерывный процесс технического перевооружения промышленности, происходили существенные сдвиги в ее структуре. Устаревшее оборудование заменялось принципиально новым, которое соответствовало тогдашнему уровню науки и техники. Развивалась стандартизация производства, автоматизация, совершенствовалась электронно-вычислительная техника. Обновляя основной капитал в тяжелой промышленности, в США достигли положительных результатов в сфере экологии. Научно-технический прогресс усилил концентрацию и централизацию производства и капитала, что обусловило появление экономических конгломератов (объединений предприятий разных отраслей).

Быстрыми темпами развивались отрасли промышленности, непосредственно связанные с научно-техническим прогрессом,- электронная, химическая, точного приборостроения, атомной энергетики. Производство электроэнергии выросло на 50%, что обеспечило увеличение енергозабезпеченості производственных І'Йроцесів, повышение производительности труда. Автомобилестроение достигло пикового уровня в 1977 p., когда с конвейеров сошло более 16 млн машин. Однако уже в 1983 г. их выпуск сократился до 9,5 млн. Научно-технический прогресс создал благоприятные условия для выпуска самых разнообразных товаров химической промышленности, пластмасс, синтетических волокон. Увеличивалось производство радиоприемников, бытовой техники. Медленнее проходила реконструкция в машиностроении, текстильной, обувной, судостроительной, транспортной отраслях. Существенные изменения произошли в структуре транспорта США. Железнодорожные и водные перевозки резко сократились. Вместе с тем возросла доля автомобильного и авиационного транспорта, нефте - и газопроводов.

В экономике США большое значение имело военное производство. В период "холодной войны" окреп военно-промышленный комплекс (ВПК). Эта отрасль в полной мере обеспечивала техникой не только собственные национальные вооруженные силы, партнеров по НАТО, но и зарубежных потребителей. Обладая избыточным капиталом, США вывозили его за границу. Из этих инвестиций возникали сотни, тысячи транснациональных корпораций, большей частью которых владели бизнесмены США.

В послевоенные годы укрепилась государственная собственность, доля которой в ВВП страны составляла около 20 %. К ним принадлежали новые предприятия, построенные за счет государственного бюджета, земельный фонд (21,4% земельного фонда страны в 1955 p.), военное имущество, почта, сеть электростанций, пути сообщения, каналы, система водоснабжения, заемные учреждения, фонды социального страхования. Объектами государственной собственности были федеральное правительство, правительства штатов, муниципалитеты.

Возросла доля государственных инвестиций составляла в среднем 20% всех капитальных вложений в экономику. Они направлялись на новое строительство, инфраструктуру, электроэнергетику. США занимали первое место в мире по масштабам государственного финансирования развития научно-технического прогресса - 50-60% общих затрат. Через систему государственных контрактов реализовалось 3/4 средств, что давало возможность правительству контролировать тематику, сроки, качество НИОКР. В 60-х годах на этой основе было получено ЗО тыс. патентов. Средства направлялись в государственные научно-исследовательские институты и лаборатории (30%), на финансирование научно-исследовательских центров и частных компаний, которые работали по заказу правительства (более 50%). Из государственного бюджета на 55% финансировались вузы, на 70% некоммерческие исследовательские учреждения. Приоритет в финансировании государством НИОКР принадлежал военным расходам (76% в 1960 г. и 53% в 1970 p.). Государство взяло на себя ответственность за развитие национальной информационной системы, выделив на это лишь в 1960 p. 76 млрд долл. По плану Маршалла, частным фирмам было передано информацию о научно-технические достижения германской промышленности, что в стоимостном выражении составило 10 млрд долл.

Важным средством регулирования экономики были государственные закупки товаров и услуг. Они осуществлялись либо через торговые соглашения, или в форме заказов частным фирмам. В 1955-1970 гг. объем государственных закупок вырос с 75 до 218,9 млрд долл. Отдельные фирмы поставляли государству 50-70% годовых продаж.

Правительство США проводило политику стимулирования экономического роста. В 1946 p. Конгресс принял "Акт о занятости", который обязывал правительство способствовать достижению полной занятости, увеличению масштабов производства и покупательной способности населения. Широко использовалось конъюнктурное (краткосрочное) программирования. Оно основывалось на индикативных методах, которые определяли направления рзвитку, ориентиры, но не были императивными (обязательными) для частных корпораций. Директивный характер имели программы для государственных предприятий. Правительство Дж. Кеннеди в рамках программы "Новые рубежи" сделал попытку перейти к программированию экономики, однако корпорации оказывали этом сопротивление. В 60-х годах важное значение в экономической ПОЛИТИКЕ государства, как и раньше, мало долгосрочное прогнозирование. В 1947 p. экономическим прогнозированием занималось 20 % промышленных корпораций, в 1966 p. - 90 %. В 1961 г. министерство обороны США приняло систему ППБ - "планирование - программирование - разработка бюджета", ее целью было объединить элементы распределения ресурсов бюджета и планирования. В 1965 г. эту систему было перенесено на государственные учреждения.

Эффективным методом государственного регулирования экономики стало использование финансово-кредитной системы. Главная роль отводилась государственному бюджету: регулировались ставки налога, выплаты по безработице, социальное страхование. В течение 50-60-х годов было проведено амортизационные реформы, которые сократили сроки амортизации. Прибыль, перечислялся в амортизационный фонд, не подлежал налогообложению, использовался на нужды фирмы. Были введены дополнительные льготы для корпораций (в 1962 г. 7 %-не налоговое снижение на капиталовложения на оборудование). Исходя из ставки индивидуального налога (14-70 %), правительство контролировало соотношение динамики размера дохода и налогов с населения.

Значительное внимание государство уделяло сфере кредита. Государственные кредиты на длительный срок с выплатой льготных процентов предоставлялись на развитие сельского хозяйства, строительство жилья, судостроение, транспорт.

Частный кредит государство регулировало через Федеральную резервную систему (ФРС). Все частные банки, принадлежавшие к этой системы, были обязаны хранить 10-22 % своих депозитов в федеральных резервных банках. Регулируя этот обязательный резерв, правительство стимулировало объем частного кредитования. Регулировались условия потребительских кредитов. Государство выступало гарантом депозитов частных банков, создав социальную учреждение - Федеральную корпорацию страхования депозитов.

В начале каждого года президент США выступает перед Конгрессом с отчетом об экономическом положении страны и мерах правительства по хозяйственной деятельности на будущий период. Особое место среди этих документов принадлежит государственному бюджету. Он определяет перспективы как развития хозяйства своей страны, так и совершенствование международных экономических отношений. В США есть три уровня бюджетов - федеральный, отдельных штатов и местных органов власти. Основные капиталовложения направляются на военные меры, в экономику, на оплату государственного аппарата, полиции, судебных органов и т.д. По традиции бюджеты штатов и местные бюджеты используются на содержание образовательных учреждений, больниц, строительство дорог, коммунальных хозяйств и т.д.

В бюджетном процессе прослеживаются три стадии: подготовка проекта, рассмотрение и утверждения его Конгрессом и исполнения бюджета. С помощью государственного бюджета правительство стремится решать важные хозяйственно-политические проблемы - смягчать последствия кризисных явлений в экономике, стимулировать экономический подъем в ведущих отраслях, предотвращать социальным невзгодам.

Деньги в США выпускают государственная казна, федеральные государственные и коммерческие банки. Первая - выпускает в обращение мелкие купюры номиналом 1-20 долл., а также серебряные доллары и разменные монеты. Государственная эмиссия составляет в целом не более 11 % денежной массы. Основную массу денег в стране выпускают федеральные резервные банки. Третий вид & эмиссии - деньги безналичного оборота. В денежной массе они Ц представлены суммами на счетах до востребования. Чек выполняет функцию передачи депозита одним владельцем другому. В послевоенный период цены на товары и услуги выросли в США в 2,7 раза по индексу розничных цен и в 2,9 раза по индексу оптовых цен. Наиболее ощутимо выросли цены на продовольственные товары (3,18 раза), тарифы на газ и электроэнергию (2,83), оплата транспорта (2,85) и медицинское обслуживание (в 3,57 раза).

Современная кредитная система США аккумулирует временно свободные денежные капиталы предприятий, доходы и сбережения различных групп населения и предоставляет их в ссуду монополиям, частным лицам и государству. Она состоит из банковских и небанковских учреждений, институтов университетского типа, которые выполняют различные кредитно-расчетные операции. Американские кредитные учреждения бывают трех типов: центральный эмиссионный банк, коммерческие банки, специализированные кредитные институты. По сумме активов коммерческие банки занимают первое место среди кредитно-финансовых учреждений США. Банки аккумулируют денежные ресурсы разными каналами: продажей акций, приемом средств на текущие счета, в форме срочных и сберегательных вкладов. Банковские ссуды предоставляются на срок от нескольких дней до 10-12 лет.

Кроме коммерческих банков в США существуют следующие кредитные учреждения: банковские траст-отделы и траст-компании; ссудо-сберегательные ассоциации, взаимно-сберегательные банки; компании по страхованию имущества; пенсионные банки; брокерские фирмы; финансовые компании; кредитные союзы; государственные кредитные учреждения.

Для развития структуры национального хозяйства Великобритании в послевоенный период характерным было уменьшение в ВНП доли промышленности, сельского хозяйства, увеличение сферы услуг. По темпам роста ВНП, национального дохода, промышленности эта страна отставала от других экономически развитых стран. В промышленности возрастало значение машиностроения, химической, электроэнергетической отраслей, обеспечивающих технический прогресс. Важное значение имели новые отрасли - нафтоочисна, атомная, электронная, авиастроительная. Значительно расширился выпуск автомобилей. Сократилось производство в "старых" отраслях: судостроении, текстильной, кожевенной, деревообрабатывающей. Это объяснялось изменением структуры экспорта, потерей традиционных рынков сбыта, развитием новых источников энергии.

Капиталовложения в промышленность Великобритании достигли довоенного уровня в 1949 г. и выросли в 1948-1961 гг. на 128,4 %. В течение 1953-1969 гг. доля инвестиций в ВНП увеличилась с 14,3 до 18,3 %. Высокие темпы инвестиций диктовались потребностями восстановления, реконструкции и модернизации основных отраслей. С 50-х годов значительно расширились капиталовложения в реконструкцию угольной, сталелитейной промышленности, в новые отрасли - нефтехимическую, электротехническую, автомобильную, производство пластмасс, машиностроение. В 60-х годах первенство в инвестировании имели авіаракетна, приборостроительная, химическая, нефтеперерабатывающая, резинотехническая отрасли. Уменьшились инвестиции в добывающую промышленность.

Основные сдвиги в структуре капитальных вложений произошли между сферами национального хозяйства. Общая доля материального производства в 1965 г. уменьшилась с 58,9 до 50,2 % в основном за счет сельского хозяйства, транспорта. Инвестиции в нематериальную сферу увеличились на торговлю, социальные услуги. Решающее значение имело жилищное строительство, хотя его доля сократилась (24-21 %).

Правительство лейбористов дважды в 1945-1951 гг. и 1964-1970 гг. провел национализацию угольной, газовой, металлургической, электроэнергетической отраслей промышленности. Государственными стали транспорт и средства связи (воздушный флот, железные дороги, речной транспорт, радиосвязь). Английский банк. Итак, были национализированы те отрасли, от деятельности которых в значительной степени зависела эффективность общественного воспроизводства. Государственный сектор охватил около 20 % промышленного производства. Частные владельцы получили компенсацию.

Государственные инвестиции обслуживали, как правило, общенациональные потребности экономики, их доля в валовых капиталовложениях в 1970 г. составила 45,8 %. Более 1/3 их вкладывалась в модернизацию оборудования.

Государство было крупным потребителем общественного продукта. Больше чем 1/2 бюджетных средств уходило на текущие расходы на товары и услуги (почти 20 % ВНП страны). Значительной была доля военных расходов (в 1950 p. - 17,3, в 1970г. - 13,8 %).

Определяющим признаком хозяйственного развития послевоенной Великобритании было ускорение монополизации. По промышленным переписи 1958 p., на 52 % всех предприятий (с числом занятых 500 чел. и больше) работало 49,2 % занятых в промышленности, их доля в выпуске продукции составляла 68,5 % . Концентрация охватила все отрасли хозяйства. В автомобильной промышленности 3 корпорации владели более 40 % всех активов отрасли, в машиностроении 20 корпораций - 75 % активов. При этом функционировало значительное количество небольших фирм. В обрабатывающей промышленности в 60-х годах насчитывалось около 140 тыс. предприятий с числом занятых 1-10 рабочих.

Фактическими хозяевами экономики страны была 31 международная финансовая группа. Группа "Морган-Гренфилл" находилась под контролем американской "Дж. П. Морган". Она включала семь торгово-промышленных компаний, восемь инвестиционных трестов и контролировала электромашиностроения. Группа "Джардайн Мейтсон энд компани" - "Гонконг энд Шанхай бэнкинг корпорейшн" с банком Я. Н. Ротшильда действовала с участием американского капитала. Она распространила свое влияние на судостроение, страхование, банковское дело.

В 70-80-х годах в Великобритании, как в других экономически развитых государствах, прослеживались закономерные кризисные явления, концентрация производства в промышленности и сельском хозяйстве, банковско-кредитной системе, внедрение во всех областях достижений научно-технического прогресса. 500 корпораций заняли господствующее положение в хозяйственной жизни страны.

100 крупнейших монополий выпускали 40 % промышленной продукции. В пяти авиационных компаниях сосредоточено 71 % занятых рабочих и служащих. В конце 70-х годов они обеспечили 76 % выпуска отраслевой продукции. Еще большей была концентрация рабочей силы и выпуска продукции в отрасли электронно-вычислительной техники - соответственно 80 и 84 %, искусственных волокон - 90 и 96 %. Промышленные компании были тесно связаны с банковским капиталом, особенно с так называемой " большой четверкой, которая сосредоточила в своих руках почти 90 % всех акционерных банков Великобритании.

В начале 80-х годов, после двух этапов национализации промышленности, сложился государственный сектор, доля которого составляла 10 % валового национального дохода страны, почти 20 % промышленной продукции, 19 % общего количества занятых рабочих и служащих. Капиталовложения государственного сектора составляли 40 % всех инвестиций. Консервативное правительство поощряло частных владельцев выкупать национализированные предприятия, которые благодаря государственной финансовой поддержке, преодолев техническую отсталость, снова стали конкурентоспособными.

Открытие месторождений нефти в шельфе Северного моря превратили Великобританию в 70-80-х годах на одного из крупнейших экспортеров нефти и нефтепродуктов в Европе.

Положение Великобритании на мировом рынке несколько ухудшилось. Во-первых, окончательно разрушилась Британская колониальная империя, а Содружество еще не окрепла. Вовторых, и опередили не только США, но и ФРГ, Япония и Франция. Если в 1938 г. общая сумма иностранных капиталовложений на мировом рынке равнялась 43, то в 80-х годах - 20 %.

Франция после второй мировой войны быстро модернизировала свое хозяйство. Темпы развития были выше, чем средние в экономически развитых государствах, но ниже, как в ФРГ, Японии, Италии. В структуре хозяйства уменьшилась доля сельского хозяйства, отраслей добывающей промышленности, транспорта, связи. Расширилась сфера материального производства. Традиционные отрасли французской промышленности - текстильная, швейная, деревообрабатывающая, пищевая - уступили первенство отраслям тяжелой промышленности. Наирикінці 60-х годов здесь было занято 2/3 промышленных рабочих. Стоимость продукции составила 64 % общей стоимости производства всей промышленности. На этапе восстановления быстрее развивались угольная, газовая, электроэнергетическая, нефтеперерабатывающая отрасли. В течение 80-х годов промышленное производство выросло на 70 %. Решающее значение имели автомобильная, химическая, перерабатывающая, электрическая отрасли, частично сельскохозяйственное машиностроение, их роста было связано с военными заказами, переориентацией на производство потребительских товаров, на потребности международного рынка. Так, доля товаров для населения выросла в объемах продаж автомобильной отрасли до 60-65 %, в электротехнической - до 25 %. Быстрые темпы развития (10% среднегодовых) химической промышленности обусловлены развитием новых видов сырья, применением удобрений в сельском хозяйстве. Были созданы атомная, авіаракетна, радиоэлектронная отрасли, начато производство точной механики, оптики. Возникла новая современная структура промышленного производства.

Важной особенностью послевоенного развития Франции было увеличение объема инвестиций, их доля в ВНП возросла с 14,9 % в 1953 г. до 26,3 % в 1969 г. Как и в других экономически развитых странах, уменьшилась доля производственных и увеличилась доля непроизводственных вложений. В восстановительный период инвестиции в производственную сферу составили 3/4 всех капиталовложений, в конце 60-х годов - около 47 %. Внутри материальной сферы почти 60 % было направлено в промышленность, 20-25 % в связь и транспорт. В 50-х годах основная сумма инвестиций вкладывалась в новое строительство и модернизацию оборудования, в 60-х - на модернизацию и рационализацию. Непроизводственные капиталовложения обеспечивали жилищное строительство (46-40 %), образование (25 - 22 %), здравоохранение (6,5 %), услуги, административные расходы.

Значительно усилилось государственное вмешательство в хозяйственную жизнь. В 1944-1947 гг. было проведено национализацию угольной, авиационной отраслей, электростанций, воздушного флота, автомобильных заводов "Рено", французского и четырех крупнейших депозитных банков. Государственному сектору принадлежала 1/3 национального имущества страны. Он охватил 20 - 25 % общего объема промышленного производства, 75 % общих перевозок, 50 % ресурсов банковско-кредитной системы, 33 % занятого населения. Доля государственных производственных инвестиций в ВНП составляла 35-25 % их общей суммы.

Франция первой среди экономически развитых государств стала на путь программирования национальной экономики. В 1947-1953 гг. действовал "План Моне" (по имени его инициатора). Предпочтение отдавалось шести отраслям (добыча угля, производство электроэнергии, стали, цемента, сельскохозяйственных машин, транспорт). Хотя этот план не был выполнен, он стимулировал развитие тяжелой промышленности.

В 1954-1957 гг. хозяйство Франции развивалось по плану модернизации экономики. Третий план (1958 - 1961 гг.) провозгласил переход от протекционизма к "открытой экономике". С приходом к власти генерала де Голля экономическая стратегия четвертого (1962-1965 гг.) и пятого (1966-1970 гг.) планов предусматривала передний развитие всех отраслей промышленности ("индустриальный императив"}” Такая экономическая политика государства получила название "дирижизма", ее главным содержанием было влияние на накопление капитала. Поскольку в 50-х годах промышленность не испытывала трудностей со сбытом товаров, усилия государства были направлены на развитие производственных мощностей. В 60-х годах возросли государственные закупки, проводилась политика "коллективного строительства".

Послевоенный период характеризовался быстрым ростом концентрации и централизации капитала. Этот процесс происходил в двух направлениях: слияние крупных и средних капиталов, разорение и объединения небольших семейных и ремесленных предприятий. Так, в обрабатывающей промышленности в 1954-1962 гг. количество предприятий уменьшилось на 25 % . Наиболее монополизированными были металлургическая, нефтяная, химическая отрасли. В первых десяти промышленных корпораций принадлежали пять нефтяных, три химические, одна металлургическая, одна транспортная. В 1949-1970 гг. количество французских банков уменьшилось с 380 до 235 при увеличении филиалов с 3,3 до 6,4 тыс. Хозяйством страны руководило 10 финансовых групп.

Одним из признаков французской экономики было смещение позиций иностранного капитала. В середине 60-х годов общие вложения с целью контроля за деятельностью предприятий достигли 4,6, портфельные вложения - 1,3 млрд долл. Почти 1/3 иностранных капиталов была американской.

Экономика Франции в 70-80-х годах развивалась чрезвычайно динамично. Вступление Франции в ЕС стимулировал процесс концентрации промышленности. В 1970 p. 500 монополистических объединений производили 80 % национальной продукции. Формировались гигантские не только промышленные, но и финансовые группы.

В начале 70-х годов Франция превратилась в одну из самых развитых стран мира, ее доля в выпуске промышленной продукции составила почти 7 %. Ежегодный прирост продукции индустрии превышал 5 %. С середины 70-х - начале 80-х годов темпы роста несколько снизились. Эта тенденция обусловлена сокращением производства в "старых" отраслях (каменноугольной, металлургической, текстильной). Одновременно на высокий уровень поднялась авиационная промышленность компаний "Конкорд", "Аэробус", транспортная (скоростные электропоезда), автомобильная "Пежо-Ситроен", военно-промышленный комплекс. В 1960-1983 гг. объем производства, связанного с научно-техническим прогрессом, а именно: электроникой, кибернетикой, ЭВМ, вырос в 4 раза, производство электроэнергии (особенно АЭС) - в 3 раза, выпуск телевизоров - в 2,5, автомобилей и нефтепродуктов - 17,6, производство искусственных волокон, пластмасс - в 4 раза.

Однако в начале 80-х годов во Франции наблюдались значительный бюджетный дефицит, усиление инфляции. Увеличился пассив платежного баланса (в 1984 p. - 3,5 млрд долл.). Внушительных размеров вступил отток валюты за границу. Спад производства сопровождался ростом социальных конфликтов.

На экономику Франции негативно влияли военные расходы, которые достигли в 1983 p. 7,6 млрд долл. По этому показателю Франция уступала только США. Франция систематически испытывала ядерное оружие, создала собственный термоядерный потенциал. Огромные масштабы производства военной техники тормозили нормальный процесс индустриального воспроизводства.

Хозяйственное развитие ФРГ в послевоенный период имел свои особенности. Он начался со значительно худших стартовых позиций по сравнению с Великобританией и Францией. Производственные мощности использовались на 15-ЗО %. Царили безработица, хаос в кредитно-денежной сфере. Государство контролировало цены и заработную плату. Для организации производства нужно было иметь разрешение оккупационных властей.

Начало перехода к рыночной экономике положила денежно-ценовая реформа в июне 1948 p. Л. Эрхарда (министра народного хозяйства ФРГ в 1949-1963 гг. и канцлера в 1963-1966 гг.). Он считал, что Германия должна построить общество социального рыночного хозяйства (сочетание собственной инициативы и конкуренции с разумным вмешательством государства в хозяйственную жизнь в интересах социальной защиты граждан). Задачей реформы было сокращение объема денежной массы, изменение структуры государственных и частных долгов. Для реализации реформы был принят ряд законов. Обмен денег (старых рейхсмарок) должен осуществляться конфискацией в соотношении 100:10. Однако реальная пропорция составляла 100:6,5. Для обеспечения минимумом на человека выделялось по 60 новых марок: 40 - в день проведения реформы, 20 - через 2 мес. Краткосрочные долги обесценивались в пропорции 10:1, для длительных были установлены специальные правила. Кредиторы получили государственные долговые обязательства. Уменьшились налоги. Было проведено либерализацию цен (ликвидирован государственный контроль за ценами). Однако остался контроль за ценами на продукты питания, топливо, электроэнергию, квартирную плату. Печатались "каталоги уместных цен". Законы наказывали за необоснованное повышение их. Фактически сохранялись цены довоенного периода. Стабилизационным фактором стала помощь по "плану Маршалла". Рынок наполнился товарами. Он урізноманітнювався также за счет запасов фирм и быстрой конверсии промышленности. Предпочтение отдавалось не базовым отраслям, а производство предметов потребления. Заработная плата не превышала темпов роста производительности труда (14 и 16 %). В 1949-1950 гг. началось снижение цен при росте заработной платы. Большое значение имела система социального страхования, на которую было направлено 15 % национального дохода.

Правительство ФРГ провел демонополизацию производства. Концерны превратились в акционерные общества с символическим капиталом 100 тыс. марок, которые заключали договоры аренды с предыдущими собственниками. В работе они подчинялись Опекунском управлению - официальном государственном учреждении, которая финансировалась из бюджета. Осенью 1948 г. оккупационные власти вернули бывшим владельцам их предприятия, которые также переорганізувалися в акционерные компании. Акции заменялись в соотношении 1:1,5-С, в результате чего капитал новых компаний превышал старый. В банковской сфере вместо Немецкого, Дрезденского и Коммерческого банков было создано ОКОЛО самостоятельных банков. Правительство демонтировал систему государственного контроля за промышленностью, созданную при Гитлере. Однако продолжалось регулирования экономики через субсидии, дешевый кредит, налоговые льготы. Конверсия милитаризованной экономики стала фактором роста промышленного производства.

С восстановлением хозяйства в течение 50-х годов экономика ФРГ перешла в состояние непрерывного подъема. Среднегодовой прирост промышленной продукции составил 9,6 %. В 60-х годах рост производства продолжалось, однако с ощутимыми колебаниями среднегодовых темпов - от 3,6 % в 1963 г. до 12 % в 1968-1969 гг. В целом темпы экономического роста превышали средние темпы развития экономически развитых государств.

Структура хозяйства ФРГ характеризовалась увеличением доли в ВВП отраслей материального производства. Сфера услуг не получила такого развития, как в США, других странах Западной Европы. Особенно возросла доля обрабатывающей промышленности, транспорта. Как и в других странах, уменьшилась доля добывающей промышленности, сельского хозяйства. Соответствующие изменения произошли в структуре занятости. Если в 1950 г. в сельском хозяйстве работало 1/4 самодеятельного населения, то в 1960 p. - 1/7. При этом численность занятых в промышленности, на транспорте увеличилась.

Структурная перестройка промышленности была связана прежде всего с развитием прогрессивных отраслей - переработке искусственных и синтетических волокон, химической, электротехнической, транспортного машиностроения, добычи и переработки нефти, точной механики и оптики. В 50-х - начале 60-х годов четыре отрасли (химическая, электротехническая, транспортное и общее машиностроение) сконцентрировали 70 % прироста промышленной продукции. Темпы их роста составили соответственно 11,5, 16,2, 19,9, 10 %.

Успехи немецкой экономики (так называемое " немецкое экономическое чудо) определялись в значительной мере увеличением капитальных вложений. Доля их в ВНП выросла с 19,7 % в 1953 г. до 25,3 % в 1969 г. Высокая эффективность инвестиций обусловлена технологической структурой. В 50-х годах 60 % общей их суммы вкладывались в производственную сферу. В 60-х годах выросли вложения в непроизводственную сферу (почти 57 % в 1968 p.). Преобладающая часть инвестиций направлялась в жилищное строительство (20-18 %), промышленность и промышленное строительство (23-15 %), транспорт и связь (21-17 %). В промышленности 3/4-4/5 средств тратились на оборудование и лишь 1/4-1/5 - на новое строительство.

Основными источниками капиталовложений были частные и государственные средства, инвестиции из эквивалентных фондов по плану Маршалла. В 1948-1949 гг. Западная Германия получила От США 1,4 млрд, тогда как другие страны вместе 2,6 млрд долл. Однако по сравнению с общей суммой инвестиций в 1948 - 1960 гг. на 144,6 млрд новых марок государственных инвестиций пи , фонды были не очень существенными - 9,5 млрд новых марок.

Значительное влияние на процесс воспроизведения производило государственное регулирование экономики. Главной его формой были государственные финансы. В 1950 г. их доля в общих валовых капиталовложениях составляла 11,4, в 1970г. - 16,2 %. В течение 50-х годов монополиям было передано 10,6 млрд марок и предоставлено кредитов на сумму 81,1 млрд марок, что составило 33,6 % инвестиций в национальное хозяйство ФРГ.

Государство постоянно увеличивала закупки товаров и услуг. За 10 лет (1950-1959 гг.) она потратила на них 187,3 млрд марок, т.е. закупила 10,9 % ВНП. В 6U-x годах в связи с усилением милитаризации важным источником стабильности промышленности стали военные заказы. Военный бюджет достиг внушительной суммы - 12 млрд марок в 1960 г. и 20,5 млрд марок в 1970 p. (23,7 % федерального бюджета).

Важным фактором влияния на развитие хозяйства ФРГ была государственная собственность. На конец 50-х годов государство контролировало 13 % основного капитала акционерных компаний, 26,2 % добычи каменного угля, 15,2 % нефти, 36,3 % железной руды, 45,3 % цинка, 44,6 % производства легковых автомобилей. Государственный капитал функционировал в отраслях, производящих промышленное сырье для других отраслей, требовали значительных вложений с медленным оборотом капитала. Низкие цены на электроэнергию, сырье способствовали росту прибылей частных фирм.

Структурные изменения сопровождались усилением концентрации производства и капитала. Количество крупных предприятий с численностью занятых 500 чел. и больше возросла в течение 50-60-х годов с 1,9 до 2,9 % общего количества. На них работало свыше 50 % занятых в промышленности. 68 корпораций с капиталом свыше 100 млн. марок контролировали 53,3 % основного капитала всех акционерных обществ. Восстановились старые концерны Крупа, Флика, "ИГ Фербер индустрии", "Дойче банк", "Дрезднер банк", "Коммерцбанк". В металлургической промышленности господствовали девять корпораций, в химической - восемь, автомобильной - шесть, в добыче угля, железной руды - четыре. По уровню монополизации производства и рынка ФРГ занимала ведущее' место в Европе. Вместе с тем здесь было почти 100 тыс. небольших и средних предприятий, специализация которых полностью подчинялась потребностям монополий. Так, на "Сименс" работало до ЗО тыс., на Крупа - 21, на "Даймлер Бенц" - 18 тыс. небольших предприятий-поставщиков.

Итак, для хозяйства Западной Германии определяющими были быстрые темпы развития, рост доли промышленности в ВНП и занятого в ней населения, расширения инвестиций.

Определяющим фактором развития экономики ФРГ в 70-80-х годах был научно-технический прогресс. Прослеживались такие тенденции, как резкое сокращение традиционных отраслей тяжелой и легкой промышленности. Отпала потребность в большом количестве металла и каменного угля. Западная Германия, как и другие экономически развитые государства, вывозя за границу капитал, укладывала его в развитие черной металлургии в развивающихся странах. Современная промышленность потребляет меньше металла, но высокого качества. Модернизация охватила основные отрасли хозяйства. В ФРГ началось массовое внедрение автоматизации, роботизации. Домны и мартены было заменено електропечами. Произошла почти полная электрификация железнодорожного транспорта. Средняя скорость электровозов составляла 350-500 км/ч. С железнодорожным транспортом успешно конкурировал автомобильный. Этому способствовали интенсивное строительство автострад, выпуск самых разнообразных модификаций грузовых автомобилей.

После второй мировой войны в ФРГ работало много иностранных рабочих из Турции, Африки, Юговосточной Азии, Югославии. В конце 80-х годов их работа стала лишней. Промышленность нуждалась в высококвалифицированных кадров. Через это в ФРГ часто возникали конфликты на социальной и национальной почве, особенно в моменты кризиса, усиление безработицы.

В 70-х - начале 80-х годов Западная Германия, хоть и уступила Японии, но осталась экономическим лидером "объединенной Европы". Здесь проживало 25 % населения тогдашней Европейской Содружества, но она производила ЗО % валового национального продукта, 34 % объема промышленной продукции. В ФРГ, как и во всех экономически развитых странах, усилилась концентрация производства и капитала. В 1975 г. три автомобильные концерны выпускали 51% машин. Такие же тенденции наблюдались в горнорудной отрасли, где монополии контролировали 61 % продукции, в производстве канцелярских приборов и ЭВМ - 71 %, самолетостроении - 84 % . В 1971-1975 гг. в среднем ежегодно происходило 299 объединений различных форм, тогда как в предыдущих десятилетиях - не больше 130.

В 80-х годах общий объем промышленного производства в 5 раз превысил уровень 50-х годов. Доля ФРГ в мировом выпуске промышленной продукции составила 13 %. Ее хозяйство в 80-х годах контролировал "клуб миллиардеров" - 116 крупнейших монополий и три банки.

В развитии хозяйства Японии в послевоенное время различают три этапа. 1946-1951 гг. были периодом восстановления. За время войны Япония потеряла почти 25 % производственных фондов. Спад производства в 1945 г. составлял 63 %. Уровень инфляции в 1945-1950 гг. достиг 7000 %. Правительство продолжало вмешиваться во все сферы экономики. Для того чтобы не было голода, страна импортировала продукты питания. Японии запрещалось участвовать в международной торговле. Импорт контролировали правительство и Верховное командование союзнических сил (ВКСС).

Важная роль в восстановлении японской экономики принадлежала государственному регулированию, прогрессивным реформам - земельном, наем рабочей силы, ликвидация головных компаний (дзайбацу). Началом государственного регулирования стали замораживание банковских депозитов, деноминация иены, новая система фиксированных цен и введение нового налога на собственность. Были созданы Комитет экономической стабилизации и Банк реконструкции Японии. Используя такие экономические инструменты, как нормирование стратегических товаров, политика приоритетных отраслей, в которые принудительно направлялась 1/2 инвестиционных ресурсов коммерческих банков, ограничение субсидий размерами государственных фондов, запрет повышать заработную плату более инфляционный уровень, фиксированный обменный курс иены, правительству удалось снизить инфляцию. Нормализации государственных финансов и восстановлению механизма воспроизводства способствовала линия Дж. Доджа, которому президент США Г. Трумэн поручил возглавить преобразования в Японии. Стабилизационная политика предусматривала единый обменный курс валюты (360 иен за 1 долл.), улучшение организации и управления на предприятиях, постепенную запрет субсидий на экспорт и производство, отмену контроля за ценами, уравнивание их с мировыми, внедрения принципов свободного рынка. Внешняя торговля была денационализированная. Вместе с тем внешние финансовые сделки контролировались. Для регулирования денежных потоков через границу было создано Бюджетную систему иностранной валюты и принят закон об иностранных инвестициях.

В течение 1946-1950 гг. изменилась структура японской акционерной собственности. В ходе "декартелизации" было ликвидировано главные компании (дзайбацу) и установлен государственный контроль за слиянием компаний и картелюванням (антимонопольный закон 1947 p.). Способствовала росту промышленного производства и развития внутреннего рынка земельная реформа 40-х годов, которая обусловила индустриализацию села, появление нового трудового законодательства, подъем жизненного уровня.

Довоенный уровень промышленного производства в Японии превышен в 1951 p. (114,4 %), а сельскохозяйственного - в 1950 p. В течение первой половины 50-х годов темпы роста замедлились, поскольку производственные мощности достигли возможного максимума. Вторая половина 50-х - 60-е годы стали периодом обновления и расширения производственных мощностей, их модернизации. Определяющим признаком Японии в этот период были высокие темпы экономического роста. В промышленности они в 1951-1970 гг. составляли 15,2% ежегодно. В 60-х годах Япония получила также первенство в темпах прироста ВНП (11,4 %).

Структурные изменения хозяйства заключались прежде всего в развитии промышленности. Основным ее направлением было формирование сначала базовых отраслей тяжелой промышленности, затем производство наукоемкой продукции. В общем производстве снизилась доля электроэнергетики и добычи каменного угля. Как и ранее, прослеживалась тенденция роста тяжелой промышленности. В 1961 г. ее соотношение с легкой промышленностью достигло 66,9 и 66,1 %. Наиболее быстрыми темпами росли машиностроение, химическая промышленность (17,7 и 15,6 % в 60-х годах).

Первостепенное значение приобрело развитие радиоэлектроники, приладе - и судостроение, производство искусственных каучука, смол, волокон, пластмасс, энерго - и матеріалозберігаючого оборудования. Япония заняла второе место в мире после США в использовании ЭВМ, выпуска автомобилей. Возросла роль атомных электростанций. Замедлились темпы развития текстильной и пищевой промышленности.

Важное место в японской экономике традиционно занимала непроизводственная сфера. После войны благоприятным фактором стало аграрное перенаселение. Рабочая сила, которую не могла поглотить промышленность, шла в сферу услуг и торговлю. Для нее была характерна большое количество небольших предприятий.

Заметной движущей силой экономического развития Японии было роста капитальных вложений, их доля в ВНП значительно увеличилась по сравнению с другими экономически развитыми странами. В течение 1953-1969 гг. она выросла с 25 до 38,7 %. Из них 80 % вкладывались в промышленность, строительство, на машины и оборудование. По масштабам обновление производственных фондов Японии принадлежало первое место в мире.

Качественное обновление японского хозяйства было связано с развитием научно-технического прогресса. Процесс развертывания НИОКР в Японии имеет свою специфику. Слабый собственный научный потенциал компенсировался внедрением зарубежного научно-технического опыта. В 1950-1970рр. было введено 15 тыс. иностранных лицензий и патентов. Япония, технически переоснастив промышленность, сэкономила значительные материальные и финансовые ресурсы (потрачено коштгв в 7 раз меньше, чем в США).

Значительную роль в быстром развитии хозяйства имела дешевая рабочая сила японских рабочих. В 1955-196 2 pp. объем производства вырос в 2,7 раза, производительность труда на 48 %, заработная плата - на 35 % . На небольших и средних предприятиях зарплата была меньше на 50-60 % по сравнению с большими. В 50-х годах труд японского рабочего оплачивался в 7 раз дешевле, чем американского, а в конце 60-х годов - в 4 раза.

Укрепили свои позиции японские монополии. Восстановили старые деятельность финансово-промышленные группы, возникли новые. Особенностью экономики была ее двойственная структура - параллельное существование великой, малой и средней промышленности. Доля последних в общем промышленном производстве в конце 50-х годов составляла 51,8 %, а в пищевой, текстильной, швейной, деревообрабатывающей - 58-95 %.

В 1968 г. на крупных предприятиях (свыше 1 тыс. занятых) сосредоточивалась лишь 16-17 % рабочей силы и производилось 28-50 % продукции. Характерным явлением стало подчинение малого и среднего предпринимательства большом капитала через систему субподрядов.

Чрезвычайно большое значение в послевоенной Японии имела регулятивная роль государства в экономической сфере. В течение 50-х годов разрабатывались трехлетний, два пятилетних, шестилетний планы развития хозяйства, которые признавались неудовлетворительными. В конце 50-х годов был создан Совет отраслевой структуры, по разработкам которого было принято десятилетний комплексный план структурной перестройки (план "Икеда" - по имени тогдашнего премьер-министра Японии). Длительные экономические программы имели характер планов-прогнозов. Они определяли определенные цели, условия развития, выявляли "узкие" места экономики. За ними производилась государственная политика и распределялись государственные инвестиции.

Экономическая деятельность осуществлялась по принципам частной инициативы через рыночный механизм и механизм цен. Государство стало значительным производителем и потребителем промышленной продукции. Доля ее в производстве национального продукта в 1971 г. достигла 21 %.

Кредитно-финансовые меры государство осуществляло через Японский банк и специализированные государственные кредитно-финансовые институты, государственный бюджет.

Реализация курса на индустриализацию, форсированное развитие отраслей, которые определяли технический прогресс, вывели Японию на второе место в мировой индустрии.

В 70-80-х годах Япония занимала в мировом промышленном производстве второе место после США. Пик "японского чуда" прошел. Во всем мире наступили неблагоприятные конъюнктурные условия. В 1973-1974 гг. на мировых рынках цены на нефть выросли в 4 раза. Поскольку экономика Японии на 3/4 зависела от привозной нефти, то в хозяйстве страны воцарилась настоящая паника. Для того чтобы выйти из кризиса, Япония увеличила вывоз товаров. Ежегодно в США японцы реализовывали до 2 млн автомобилей. Второй путь, который должен был вывести Японию из застоя,- изменение экономической стратегии или курс на всестороннее развитие новейших, наукоемких отраслей: производство ЭВМ, роботов, тонких химических соединений, станков с программным управлением, очистных сооружений, оборудования связи, атомных электростанций и т.д. Япония тратила на научные исследования 3 % ВНП, сократив расходы на прежние традиционные отрасли - судостроение, металлургию, нефтехимию. Благодаря этому, преодолев кризисные явления, она сохранила за собой в 70-80-х годах второе место среди экономически развитых стран мира. Для того чтобы не допускать резких спадов в динамичном развитии своего хозяйства, правительство Японии утвердило план государственного регулирования национальной экономики.

Итогом экономического развития сильнейших экономически стран мира стало выделение трех господствующих центров: США, Японии, Западной Европы. Рост производства последней фактически определялось ФРГ, Францией, Великобританией. По основным экономическим показателям эти страны занимали положение лидеров. Ослабли позиции США, хотя замасштабами производства ВНП они в 5 раз превосходили Японию. Восстановив свое хозяйство и осуществив структурную перестройку, страны Западной Европы и Япония обошли США. Великобритания постепенно теряла значение могущественного государства.

Новый уровень экономического развития индустриальных государств характеризуют следующие данные:

Создание так называемой социалистической системы означало переход стран до новых механизмов экономического развития. К 1950 г. были в основном преодолены трудности послевоенного восстановления. 50-бО-е годы стали периодом форсированной индустриализации на основе экстенсивного развития. Экономическая политика основывалась на методах и механизмах, что. использовались в тогдашнем СССР. Это обусловило ее унификацию. Использовались одинаковые инструменты воздействия на хозяйственную жизнь. Были осуществлены преобразования в трех направлениях: национализация промышленности, внедрение плановой экономики, аграрные реформы.

Исходные условия для европейских социалистических стран были разными. Только СССР, Чехословакия, Германская Демократическая Республика (ГДР) имели сформирован промышленный комплекс. По уровню национального дохода на душу населения, промышленного развития внешнеторговых связей в 1950 г. существовало три группы стран: 1) наиболее развитые - Чехословакия, ГДР; 2) с уровнем вдвое меньшим по этим показателям - Венгрия, Польша; 3) СССР, Болгария, Румыния, показатели которых в 2,5 раза и больше отличались от стран первой группы.

Был провозглашен курс на выравнивание и сближение уровней экономического развития стран. Ставилась задача преодоления аграрного характера хозяйств и превращение их в индустриальное развиты. В течение 50-60-х годов утвердилась общественная форма собственности. Характерным признаком стало ускорение экономического роста. Среднегодовые темпы прироста хозяйства были выше, чем в экономически развитых странах, особенно в 50-х годах. В следующем десятилетии в "странах социалистического лагеря" началось замедление темпов:

Произошли структурные изменения в национальных хозяйствах. Главным направлением развития стал быстрый рост промышленности. Как следствие, в конце 60-х годов более 1/2 национального дохода создавалась за счет промышленности, %: в Болгарии - 49,2 , Венгрии - 63,3, ГДР - 65,4, Польши - 53,5, Румынии - 54,7, СССР - 56,1.

Изменилась структура промышленности. Опережающими темпами развивалась тяжелая промышленность. Доля отраслей группы А постоянно росла. В 1970 г. она составила, %: в СССР - 73,4, Румынии - 70,4, ГДР - 64,3, Польши 63,6, Венгрии - 65,1, Чехословакии - 67,8, Болгарии - 54,7. Главное внимание уделялось развитию металлургии, тяжелого машиностроения, производства строительных материалов, то есть отраслей, которые не были носителями технического прогресса, их продукция ориентировалась на внутренний рынок. В б0-х годах увеличилось производство предметов длительного пользования (автомобилей, электротехнического и электронного оборудования) и индивидуального потребления. Существенного значения получила химическая промышленность, валовая продукция которого возросла в 9,4 раза. Промышленность реконструировалась на основе механизации и автоматизации.

В зависимости от темпов индустриализации и уровня промышленного развития изменилась структура занятости в социалистических странах. В 1970 г. в промышленности, на транспорте работало 50 % всех занятых в хозяйстве. Действовал принцип полной занятости. Среднегодовой прирост занятости был в течение 50-х годов в целом выше чем 3 %, что свидетельствовало о экстенсивный тип роста. В конце 60-х годов ГДР, Венгрия, Чехословакия, исходя из прироста численности занятых, перешли к интенсивному типу роста.

Важная роль в экономическом развитии социалистических окраин принадлежала росту капиталовложений. Однако меньше, чем в экономически развитых странах, выделялось средств на НИОКР.

50-60-е годы были периодом взаимного приспособления национальных хозяйств. Основными формами экономических связей были обмен товарами и услугами, перемещение финансовых ресурсов из одной страны в другую, миграция рабочей силы, обмен научно-техническими достижениями, международная координация экономической политики и хозяйственной деятельности.

Происходили изменения в процессе сближения экономического развития стран СЭВ:

Основным стратегическим направлением развития стран Азии, Африки, Латинской Америки в 50-60-х годах XX в. была индустриализация. Решающее значение имел развитие промышленности, особенно обрабатывающей, транспорта, строительства. Изменилось соотношение легкой и тяжелой промышленности: в середине 60-х годов оно составляло соответственно 56,9 и 43,1 %. Значение сельского хозяйства, доля которого в 1950 г. в 2 раза превышала промышленное производство, постепенно уменьшалось. Наметилась тенденция преимущественного развития сферы услуг по сравнению с сельским хозяйством. Это обусловлено более высоким доходом, незначительной потребностью в материально-техническом обеспечении, аграрным перенаселением и сосредоточением рабочей силы в городах. Традиционно в городах значительной была доля торговцев, кустарей.

Экономика аграрно-сырьевых государств росла быстрее по сравнению с экономически развитыми государствами. В 60-х годах среднегодовой прирост национального продукта составлял 5,4 %, промышленного производства - 7,3, тяжелой промышленности - 9,1, сферы услуг - 6,4 %. Наращивание экономического потенциала нивелировало различия в структуре национальных хозяйств развивающихся стран и экономически развитых:

Процесс индустриализации обеспечивался ростом капитальных вложений в экономику, их доля в ВНП возросла до 14-20%. Почти 50% средств инвестировало государство. Было становлено национальный суверенитет ресурсного потенциала стран. Сформировался государственный сектор в экономике, который включал банковскую систему, внешнюю торговлю, транспорт, коммунальное хозяйство, энергетику, некоторые отрасли промышленности. Сфера натурального патриархального хозяйства уменьшилась до 4-25 % ВНП. Государству принадлежала ведущая роль в определении и реализации стратегии экономического развития, ее деятельность сосредоточена на выработке и за-

утверждении планов, осуществлении индустриализации с учетом занятости, создании инфраструктуры, на контроле за использованием иностранного капитала, регулировании внешнеэкономической политики, внедрении новых технологий, операциях в сфере услуг.

Большинство аграрно-сырьевых государств имели смешанную экономику, которая основывалась на сочетании приватногосподарського и государственного капиталов. Важной тенденцией было преодоление дезинтеграции и несбалансированности экономики, переход ее на национальную базу, переориентация на внутренний рынок, самообеспечения.

Заметное влияние на отраслевую структуру стран, имела экспансия транснациональных компаний. Главными формами их деятельности были дочерние компании, филиалы, отделения, смешанные предприятия. Последние стали одним из каналов получения новых технологий, управленческого опыта, повышение квалификации кадров. В начале 50-х годов 391 транснациональная компания имела в обрабатывающей промышленности этих стран 170 смешанных компаний. Так, 20 % крупных корпораций Латинской Америки были общими с транснациональными компаниями. Акции последних составляли 20-40 %. Распространенными типами соглашений между транснациональными компаниями и национальными предприятиями стали соглашения о технической помощи, управленческое содействие, предоставление определенных услуг. Эффективность сотрудничества с транснациональными компаниями зависела от государственного контроля.

Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик

СОДЕРЖАНИЕ

1. Экономическая история Украины и мира - Лановик
2. КНИГА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ МИРА Часть И ХОЗЯЙСТВО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (с древнейших времен до IV в. н.э.) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
3. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 2.1. Особенности восточного рабства
4. 2.2. Хозяйство Древней Греции
5. 2.3. Античный Рим: экономические причины расцвета и упадка
6. 2.4. Хозяйство скифов, греческих и римских колоний Северного Причерноморья
7. Часть II ХОЗЯЙСТВО В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО ЕВРОПЫ В V - XV вв. 1.1. Землевладение и сеньйоріально-крестьянские отношения
8. 1.2. Агрокультура и сельскохозяйственная техника
9. 1.3. Средневековый город, развитие ремесла
10. 1.4. Торговля. Кредит. Финансы
11. Часть III СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ И ПОСТШДУСТРІАЛЬНОЇ ШОХ (XVI ст. - до наших дней) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО СТРАН ЕВРОПЫ, США В ПЕРИОД ГЕНЕЗИСА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (XVI - XVIII вв.) 1.1. Основные аспекты развития хозяин
12. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА в XIX - начале XX вв. 2.1. Промышленный переворот
13. 2.2. Индустриализация
14. 2.3. Особенности аграрного развития
15. 2.4. Международные экономические отношения
16. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО МИРА В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД 3.1. Преодоление экономических следствий первой мировой войны и стабилизация хозяйства
17. 3.2. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и экономическое развитие в 30-х годах XX ст.
18. Раздел 4. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (1939 p. 90-е годы XX ст.) 4.1. Экономика стран мира в годы второй мировой войны
19. 4.2. Динамика и структурные изменения хозяйственного развития второй половины 40-90-х годов XX ст.
20. 4.3. Индустриализация сельского хозяйства
21. 4.4. Международные экономические отношения
22. 4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономический розвиток4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономическое развитие
23. КНИГА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ПРАИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА И КНЯЖЕСКИЙ ПЕРИОД
24. 1.1. Процесс феодализации крестьян и земельные отношения
25. 1.2. Ремесла. Города
26. 1.3. Торговля. Финансы
27. Раздел 2. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XVI-XVIII вв. 2.1. Аграрные отношения в Украине в XVI - первой половине XVII вв.
28. 2.2. Аграрная эволюция украинских земель во второй половине XVII - XVIII вв.
29. 2.3. Мануфактурный период украинской промышленности
30. 2.4. Развитие украинского национального рынка. Финансы
31. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XIX - в начале XX ст. 3.1. Промышленный переворот
32. 3.2. Индустриализация
33. 3.3. Промышленное развитие западноукраинских земель
34. 3.4. Сельское хозяйство Украины в дореформенный период
35. 3.5. Аграрные реформы и развитие сельского хозяйства в 60-х годах XIX ст. - в начале XX ст.
36. 3.6. Зарождение и развитие кооперативного движения
37. 3.7. Внутренняя и внешняя торговля
38. 3.8. Финансы и кредит
39. Раздел 4. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1914 - 1939 гг. 4.1. Экономическое положение Украины в 1914 - 1921гг.
40. 4.2. Новая экономическая политика в Украине
41. 4.3. Индустриализация и коллективизация: позитивные и негативные последствия
42. 4.4. Западноукраинские земли в 20-30-х годах Хх века.
43. Раздел 5. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1939 г. - 90-е годы XX века. 5.1. Хозяйство Украины в годы второй мировой войны
44. 5.2. Восстановление и развитие промышленности
45. 5.3. Сельское хозяйство
46. 5.4. Финансы, кредит, добробут
47. 5.5. Участие Украины в мировом хозяйстве
48. 5.6. Экономика независимой Украины
49. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
50. Историко-экономические термины

На предыдущую