lybs.ru
Только тот достигнет вершины, кто лишнее оставит внизу. / Андрей Коваль


Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик


Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XIX - в начале XX ст. 3.1. Промышленный переворот

Промышленный переворот в Украине в составе Российской империи начался позже, чем в Великобритании, США, Франции, почти одновременно с Германией в ЗО-40-х и завершился в 70-80-х годах XIX ст.

Опоздание промышленного переворота объяснялось экономической отсталостью Российской империи. В течение Первой половины XIX в. продолжала существовать феодальнокріпосницька система, которая тормозила развитие сельского хозяйства, формирование рынка вольнонаемной рабочей силы для промышленности. В первой трети XIX в. большинство предприятий составляли городские и сельские кустарные промыслы (ремесленные мастерские), мануфактуры, основанные на ручной технике и принудительном труде крепостных. Негативные последствия наблюдались также через недостаточность национальных и отсутствие внешних инвестиций.

В обществе господствовала идея российской "аграрності", хотя Петр И своими мерами искусственно создавал промышленную структуру хозяйства. Согласно этой идее Россия должна была оставаться земледельческой страной и не была готова к .скасування крепостного права. Экономическая политика Романовых отвечала интересам дворянства, и помощь промышленному предпринимательству была незначительной.

Однако в условиях крепостного хозяйства в первой трети XIX в. мануфактурна промышленность достигла определенных успехов и подготовила условия для промышленного переворота. В Украине количество предприятий (без винокурен) выросла с 200 в 1793 г. до 649 в 1830 p. Главное значение имела обрабатывающая промышленность. Развивались такие отрасли, как пищевая (винокурение, борошномелення, производство масла), текстильная (суконная, полотняная, канатная), салотопна, мыловаренная, кожевенная, производство строительных материалов (кирпичная, стеклянная). В 20-х годах возникла сахарная промышленность. Первую сахарный завод построил граф И. Понятовский с. Трощині Каневского уезда на Киевщине. Свеклосахарные мануфактуры строились в Левобережной, Слободской Украины, с 30-х годов - на Правобережье. Тяжелая промышленность была представлена деревовугільною металлургией на Полесье, разработкой каменноугольных рудников в Донбассе. Потребность Украины в металле удовлетворял Урал.

Мануфактуры по сословной принадлежности их владельцев делились на помещичьи, купеческие, крестьянские. Основателем промышленных мануфактур была государственная казна. Важным явлением был рост доли предприятий с вольнонаемной рабочей силой. В 1828 г. они составляли 46,2 % всех предприятий, на них работало 25,6 % рабочих. Вольнонаемный труд преобладал в стекольном, кожаном, салотопному производствах. Начали использоваться ремесленные и механические рабочие машины, закупленные в Великобритании. Однако этот процесс не получил последовательного, систематического характера.

Промышленный переворот в Украине начался в пищевой промышленности. В сахаропроизводстве начали применять машины для измельчения сахарной свеклы, гидравлические прессы для сокодобывания, паровую технику выпаривания и сгущения свеклосахарного сока. Общее количество сахарных заводов увеличилось до 222 в 1858 г., из них "паровых" было 90, или 60 %. Однако сахарное производство как отрасль дворянского предпринимательства основывалась на принудительном труде крепостных крестьян, что преобладала в 40-50-х годах. Господствующей тенденцией в развитии производства сахара было превращение крепостной мануфактуры (с переходом на вольнонаемный труд) на фабрику.

В 20-х годах XIX ст., появились первые паровые завода. Технический прогресс сказался и на ґуральництві. Паровая техника начала применяться в этой области, не только ускорило производственный процесс, но и увеличила выход водки с единицы сырья. Крупные винокуренные заводы с более совершенной техникой вытеснили небольшие. В 1860 г. в Украине было уже только 2407 винокурен, но объем их продукции неуклонно рос.

Наиболее развитой отраслью текстильного производства была суконная. Количество мануфактур с 12 в 1797 г. увеличилась до 92 в 1823 г. Господствующее положение занимали помещичьи предприятия, доля которых в общем объеме производства составила 65,5 %. Центром ее было Правобережья. Увольнение в 1816 г. мануфактур от обязательных поставок государственной казны и предоставление права свободной торговли способствовали развитию частного предпринимательства. В ЗО-50-х годах росло значение мануфактур, основанных на вольнонаемном труда. В 1860 г. работало 26 вотчинных мануфактур и 22 предприятия на вольнонаемном труда, объем производства которых рос до 53 % общего производства против 25,3 % в 1823 г. Центр производства переместился на Левобережье в посад Клинцы. Здесь возникли первые предприятия в 1812 p., а первые машины на них появились через 20 лет. В 1834 г. на 11 клинцівських мануфактурах насчитывалось 132, а в 1845 г. на 10 мануфактурах - 283 машины разных наименований. Однако из всех 15-16 операций технологического процесса изготовления сукна машины применялись фактически лишь в двух - и чесанні

прядении.

Почти все машины клинцівських мануфактур представляли собой машиноподібні ремесленные орудия, поскольку роль движущей силы выполняли сами люди или скот. В 1860 г. применялось лишь 17 паровых машин общей мощностью 240 л.с.

Технический прогресс на суконном производстве в г. Дунаевцы Подольской губернии не достиг даже уровня клинцівських мануфактур. Первые машины появились здесь только в середине 40-х годов XIX ст.

Растущие потребности в машинах змовилы развитие машиностроительной промышленности, которая начала создаваться в Украине с конца XVIII ст. Ее представляли мідярні, чугунолитейные и машиностроительные заводы. В начале XIX в. в губерниях Украины насчитывалось 10 мідярень, в 1860 г. их было уже 17. Несмотря на то, что основная часть мідярень на время реформы 1861 г. еще не вышла из мануфактурной стадии, им принадлежала важная роль как в поставке оборудования винокурній и сахарной промышленности, так и в удовлетворении разнообразных потребностей населения.

На время реформы 1861 г. в украинских губерниях было не меньше чем 20 машиностроительных заводов, которые производили продукции на 1231 тыс. руб. Почти 88 % этой суммы приходилось на заводы Киевской, Волынской, Екатеринославской, Херсонской губерний. Вместе с тем много машин ввозилось из-за границы. Только через Одесский порт импорт машин за 1850-1860 гг. вырос более чем в 3 раза. Применение на практике новой техники способствовало повышению производительности труда промышленных рабочих.

Рост объемов машиностроения стимулировало развитие металлургической промышленности. На смену небольшим рудням кустарного типа приходили чугунолитейные и железоделательные предприятия на Черниговской, Луганской, Киевской , Одесской, Слобожанщине. В конце 50-х годов XIX ст. в Украине действовало не менее чем 11 чугунолитейных и 32 железоделательных заводов. Хотя мощность этих предприятий была незначительной, однако они играли важную роль в экономическом развитии страны, выпустив в 1859 г. продукции на сумму свыше 68 тыс. руб. Рядом с технической перестройкой и модернизацией металлургического производства шел процесс замены крепостнической труда вольнонаемным.

В дореформенный период в Украине существовала и каменноугольная промышленность. В начале XIX в. мощность небольших рудников в Донбассе, на которых применялся труд государственных и помещичьих крестьян, была невысокой. К 1860 г. добыча угля здесь уже приобрел промышленного характера и составил почти 6 млн пудов. По количеству добытого угля Донбасс вышел на второе место в Российской империи, уступая лишь Силезского бассейна. Однако шахты в первой половине XIX в. основывались на отсталой технике, а помещичьи, кроме того, и на малопроизводительной, крепостном труде.

Основным видом транспорта были гужевые средства. Большинство грунтовых путей во время осенней и весенней непогоды совсем выходили из строя, и транспортировки ними становилось невозможным. Гужевой транспорт использовался в двух эксплуатационных режимах - чумаки и подводная повинность.

В дореформене десятилетия был разработан ряд проектов строительства железных дорог в Украине. Однако их реализация затормозилась из-за Крымскую войну (1853-1856 гг.). В Украине было только два стратегических шоссе - от Киева и от Харькова до Петербурга.

Медленно развивался речной транспорт. Сквозное движение Днепром был невозможен в связи с наличием многочисленных порогов. В Днепровском бассейне 1852 г. насчитывалось 7 пароходов общей мощностью 360 л.с. После Крымской войны развитие пароходства оживился. Появились пароходные общества и компании. В 1859 p. Днепром и его притоками курсировало 17 пароходов, среди них 3 пассажирских, остальные - буксиры.

Рос грузооборот черноморско-азовских портов и судов, которые обслуживали их. В 40-50-х годах основная часть грузооборота приходилась на парусные суда. Пароходы обслуживали преимущественно пассажирские и почтовые перевозки.

Изложенное свидетельствует об определенных успехах в развитии украинской промышленности в конце 50-х годов XIX ст. В производстве сахара и добыче угля она начала приобретать общеимперского значения. Внедрение в производство более совершенных технологий и машин способствовало увеличению выпуска продукции. Произошли значительные изменения в размещении промышленных предприятий в Украине. Если до середины 40-х годов почти три четверти их, принадлежали преимущественно помещикам, были расположены в городках и селах, и лишь немногим более одной четверти - в городах, то в дальнейшем предприятия, особенно фабрично-заводского типа, владельцами которых становились купцы, мещане и богатые крестьяне, в большинстве своем строились в городах. С 1825 по 1861 г. число их (без винокурен, которых было немало) выросла в 3,6 раза. Количественно преобладали небольшие предприятия. Мануфактуры фабрично-заводского типа составляли лишь 15 %. Однако именно они вместе с крупными мануфактурами производили большую часть товарной продукции.

На время реформы 1861 p. капиталистические предприятия превалировали над помещичьими. Если в 1828 г. в Украине было 53,8 % помещичьих и 46,2 % купеческих предприятий, то в начале 1861 г. помещичьи составляли 5,8 %, а купеческие - 94,2 %. В течение последних дореформенных десятилетий доля вольнонаемного труда в украинской промышленности выросла с 25 % в 1825 г. до почти 74 % в 1861 г.

Итак, в конце дореформенной эпохи помещичье предпринимательство в упадок, что убедительно свидетельствовало о кризисе феодально-крепостнической системы.

В пореформенный период фабрика окончательно вытесняет мануфактуру. Если в 1860 г. насчитывалось 2330 фабрик и заводов, то в 1869 г. - 3712 промышленных предприятий. В 1879 г. объем производства 867 украинских фабрик и заводов с количеством рабочих не менее 16 чел. на каждом предприятии достиг почти 103,3 тыс. руб.

С падением крепостного права ускорился процесс создания крупной машинной индустрии. Промышленный переворот вступил второй этап, который продолжался в течение 60-80 лет.

Первое место в структуре украинской промышленности заняло сахароварения. Доля его во всероссийском производстве сахара в 1882-1885 гг. достигла 87,8 %. Сахарная промышленность Украины стала главным поставщиком сахара для всей Российской империи.

Машинная индустрия в сахарной промышленности Украины сформировалась в основном из крупных вотчинных сахарных мануфактур ("паровых" заводов) заменой на них во всех основных операциях ручной техники системой машин, а принудительного труда крепостных крестьян-трудом вольнонаемных рабочих.

Техническая перестройка сахарных завершилась в конце 1870-х годов повышением концентрации производства, сокращением продолжительности ежегодных сезонов сахароварения, улучшением использования сырья. Ускорились темпы роста объемов свеклосахарного производства и производительности труда.

Значительное место в экономике Украины занимала винокуренная промышленность. Правда, введение в июле 1861 p. нормы выхода спирта, за которую владелец завода должен был платить государству акциз независимо от производственных показателей предприятия, привело к тому, что много небольших винокурен прекратили свое существование. Для водочной промышленности, как и для сахарной, характерным было применение новой техники, концентрация производства. В 1862-1863 гг. в Украине работало 1485 водочных предприятий. Как и в сахарной промышленности, в ликероводочной значительно уменьшалось количество провинции. Однако объемы выпуска продукции при этом не только не уменьшались, а, наоборот, росли.

Основными районами производства спирта в Украине стали Киевская, Харьковская и Подольская губернии. В конце 70-х - начале 80-х годов много винокуренных предприятий перешло к промышленникам.

Развивалось мукомольное производство. Росла доля крупных предприятий - паровых мельниц. На смену примитивным жерновам пришел вальцовочный станок.

В пореформенный период из других пищевых производств сравнительно быстро развивалось масляное, сырьем для которого было семян льна, конопли, подсолнечника. Особенно высоких темпов развития эта отрасль достигла в середине 80-х годов. Большие паровые заводы вытесняли небольшие предприятия. В целом масляная отрасль ежегодно производила продукции на сумму 2602 тыс. руб.

С произведенных в Украине еще в конце б0-х годов почти 6,5 млн кг шерсти (по сравнению с более 8 млн кг ее производства в Российской империи в целом) 25 % оставалось для переработки на украинских предприятиях. Остальные украинской шерсти поступала на фабрики Москвы и Петербурга, поскольку 88 % всей шерстяной промышленности было сконцентрировано в российских губерниях.

В тяжелой промышленности технический прогресс распространился позже, чем в пищевой и легкой. Переход от мануфактуры к фабрике в металлургии был связан с преодолением больших трудностей, прежде всего технического характера. Он стал возможным лишь на основе принципиально новых технологических процессов и соответствующих механизмов.

Деревовугільна металлургическая промышленность Украины, которая существовала в полесских районах Правобережья и на Черниговщине, оставалась в стороне от технического прогресса и в конечном итоге прекратила свое существование.

Помещичьи металлургические предприятия мануфактурного типа (Волынская губерния), которые возникли еще в дореформенный период, просуществовали на два десятилетия дольше, чем рудные.

Прогресс здесь сводился лишь к тому, что с крепостной (помещичьей) мануфактуры они практически превратились в капиталистическую мануфактуру^ Однако в силу ряда обстоятельств и эта мануфактура на фабрику не превратилась.

Неудачными оказались попытки царского правительства организовать на базе южных казенных заводов-мануфактур образцовое металлургическое производство фабрично-заводского типа. За это правительство Российской империи в конце 60-х - начале 70-х годов окончательно отказался от казенного строительства в металлургической промышленности. Поощрялось развитие в ней частного предпринимательства (в форме предоставления долгосрочных кредитов, выплаты премий за готовую продукцию, бесплатного предоставления земель под заводы, шахты и др.). Ближайшим результатом такого содействия стало то, что вскоре на юге Украины возникли первые металлургические предприятия типа фабрики: Новороссийский (Юзовский) завод Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства (1871 p., Екатеринославская губерния) и Сулинский завод (1872 p.. Область Войска Донского).

Технологический процесс на обоих предприятиях основывался на использовании минерального топлива. Однако между ними существовала и существенное отличие: Юзовский завод наладил выплавку местных руд на донецком коксе, а на Сулинском заводе была предпринята попытка организовать доменный процесс на местных рудах и донецком антраците, которая сначала оказалась неудачной. Окончательно на нем наладили постоянное производство чугуна лишь в 1883 p. Мощность этого предприятия намного уступала Юзовском, на'якому в 1876 г. вступила в строй вторая доменная печь.

Производство чугуна в Украине выросло в 1870-1880 гг. в 4 раза, а проката - в 7,7 раза. Украинская металлургическая промышленность в те годы развивалась быстрее, чем в России в целом (прирост выплавки чугуна за 1870-1880 гг. в империи составлял 25, а выпуск проката - 139 %). Доля Украины в производстве чугуна и проката монархии Романовйх выросла в 3 раза.

Быстрое развитие фабрично-заводской промышленности, транспорта, а также хищническое истребление лесов, что вызвало большой спрос на минеральное топливо, стали важными факторами подъема угледобычи в Донецком бассейне. В конце 60-х и особенно в начале 70-х годов здесь наблюдалась настоящая предпринимательская лихорадка. Быстро переоборудовались и увеличивали добычу угля шахты, возникали новые каменноугольные предприятия, акционерные общества с участием иностранных капиталов. В течение 1860-1870 гг. добыча угля в Донбассе выросла в 2,5 раза. Через 10 лет в Донбассе насчитывалось 197 угольных шахт, на которых добывалось 86,3 млн пудов угля, что составило 43,1 % всей добычи угля в Российской империи. Как и в других отраслях, развитие угледобычи сопровождался усилением концентрации производства. Уменьшалось количество небольших шахт, зато росли число крупных и доля их в угледобыче. Вместе с тем потребности промышленности и транспорта в угле удовлетворялись недостаточно.

Уровень энерговооруженности шахт оставался низким. Основные производственные процессы-добыча и транспортировка в лаве угля - осуществлялись вручную.

Несмотря на то что в пореформенные десятилетия важнейшие отрасли тяжелой индустрии развивались ускоренными темпами, машиностроение, которое было ее основой, значительно отставало. Сравнительно быстро развивалось сельскохозяйственное машиностроение, что было вызвано растущим спросом на сельскохозяйственную технику. Если в начале 60-х годов в Украине существовало не более 20 небольших машиностроительных заводов, то в 1884 г. действовало 75 заводов (без Таврической губернии). Среди них были довольно крупные предприятия фабрично-заводского типа. В Харькове, например, действовали заводы Гельферих-Саде (основан в 1878 г.) и Мільгозе (1873 г.). В Херсонской губернии работало два предприятия - в Одессе и Елизаветграде. В 1876 г. в Луганске был основан машиностроительный завод Гартмана.

Постепенно разворачивалось морское судостроение. Оно было представлено Херсонской и Николаевской верф'ями - большими капиталистическое организованными предприятиями. К концу 70-х годов они строили деревянные парусные корабли для Черноморского флота.

С развитием машиностроительной промышленности росла ее энерговооруженность. В середине 80-х годов в Украине более чем 79 % предприятий машиностроения использовали паровую энергию. Они выпускали более 96 % продукции этой отрасли.

Непосредственное влияние на развитие производительных сил Украины имел транспорт, особенно железнодорожный. Железнодорожное строительство в Украине развернулось сразу после крестьянской реформы. В 1863 г. началось строительство первой железнодорожной линии от Балты до Одессы протяженностью 196 верст. 1 сентября 1866 г. здесь началось уже регулярное движение. В 1869 г. закончено линию Балта - Крюков (через Елисаветград) с веткой от станции Раздельная до Тирасполя.

Первая железная дорога на Левобережье появилась в 1868 г. Она пролегала от Курска на Волхвования, а дальше до Броваров. В 1870 г. эту дорогу было соединено с Киевом. В 1869 г. завершено строительство еще одной важной линии: Курск - Харьков - Таганрог - Ростов-на-Дону. Она соединила Слободскую Украину (через Донбасс) с Таганрогом и Ростовом-на-Дону на юге, а также с Москвой на севере. Активное железнодорожное строительство продолжалось в течение 70-х годов.

В 1871-1880 гг. сооружен 2643 км железнодорожных путей, а за предыдущее десятилетие - 2191 км. На конец 70-х годов в Украине была создана целая система железных дорог. Они соединили между собой крупнейшие города и промышленные районы Донбасса, Приднепровья, Кривой Рог, Украину и различные районы России. Крупными железнодорожными узлами стали Харьков, Киев, Кременчуг, Екатеринослав, Одесса.

Осуществляя программу железнодорожного строительства в Украине, царское правительство исходило из своих великодержавных интересов. Железные дороги имели прежде всего соединить российские промышленные центры с черноморскими портами. Направлены на запад пути были подчинены не столько хозяйственный, сколько стратегическим целям, которые не совпадали с хозяйственными интересами Украины. Таможенными и провозными железнодорожными тарифами, налогообложением российское правительство ставило экономику Украины в все труднее положение. Например, нормы вывозных тарифов на украинское зерно и другие товары на одинаковых расстояниях железнодорожных путей были выше для украинских и ниже для российских экспортеров.

Главной водной артерией был Днепр с его притоками. Немало грузов перевозилось Днестром, Южным Бугом. В подвижном составе речного флота росла доля пароходных речных судов. Если Днепру выше порогов в 1859 г. курсировало 17 пароходов, то в 1884 г. уже 74. Всего на Днепре в 1886 г. эксплуатировалось 7,4 тыс. судов. Южными морскими воротами не только Украины, а и всей империи Романовых был Азово-Черноморский бассейн. На его порты в 1866-1870 гг. приходилось 46,8 % стоимости вывезенных и 20,7 % ввозимых через европейские порты России товаров. В последующие годы торгово-экономическое значение южноукраинских морских портов росло.

Итак, после отмены крепостного права в империи Романовых развитие промышленности Украины ускорился, несмотря на ее колониальное положение и сохранение средневековых устоев в обществе. В ведущих отраслях производства в конце 70-х годов произошел технический переворот. Он имел свои особенности. Во-первых, если в Великороссии он сначала охватил хлопковое производство, то в Украине паровая техника начала применяться в первую очередь в таких развитых отраслях, как цукроварна и водочная. Во-вторых, в Украине промышленный переворот охватил прежде всего купеческую мануфактуру, а не помещичью. В-третьих, за то, что промышленный переворот начался в сахароваренной и водочной промышленности и машины начали применяться и в сельском хозяйстве, украинское машиностроение в основном было направлено на обеспечение техникой этих отраслей. В-четвертых, рядом с крупными фабриками, заводами, рудниками существовали небольшие мануфактуры, в частности в пищевой и обрабатывающей промышленности.

Относительно временных границ промышленного переворота в Украине в историко-экономической литературе существуют два противоположных взгляда. Одни исследователи утверждают, что он произошел еще до реформы 1861 p., другие связывают его завершения с 90-ми годами XIX в. По нашему мнению, переход от мануфактуры к фабрике в ведущих традиционных отраслях промышленности Украины состоялся в конце 70-х годов, хотя машинізація горно-добывающей промышленности, которая находилась в процессе становления, завершилась позже.

Промышленный переворот способствовал экономическому росту городов. Наряду с ремеслами и мануфактурами в городах возникли предприятия фабрично-заводского типа, количество которых быстро росло. Если в 1825 г. в городах Украины насчитывалось 528 промышленных предприятий, то через 22 года в 1847 г. их было уже 718.

Социально-экономические изменения в украинской промышленности обусловили увеличение численности городского населения. Характерно, что если в 1811-1858 гг. городское население всей Украины выросло почти в 3 раза, то на Левобережной Украине - в 2, на Правобережной - в 2,7, в Южной - 64,5 раза. Интенсивное увеличение численности городского населения в Екатеринославской, Херсонской и Таврической губерниях обусловлено как их сравнительно быстрым экономическим развитием в условиях неразвитых феодально-крепостнических отношений, так и усиленной колонизацией. Доля городского населения Украины в течение 1811-1858 гг. выросло с 5 до 11 %. Жители значительной части городов почти совсем не занимались сельским хозяйством.

Городское население в целом росло значительно быстрее, чем сельское. В 1885 г. в 50 губерниях Европейской России насчитывалось 660 городских поселений, из которых 165 приходилось на Украину. В городах Украины проживало 28 % всех городских жителей Российской империи (мещан, купцов, ремесленников, рабочих).

Однако в Украине было еще немало городов, где значительная часть населения принадлежала к сельских сословий (государственные, помещичьи крестьяне, казаки), а главным занятием городских жителей считалось земледелие.

В целом с начала XIX в. до 1870-х годов в промышленности Восточной Украины состоялись важны не только количественные, но и качественные изменения. Наряду с заметным ростом численности промышленных предприятий возникли новые отрасли производства. Предприятия фабрично-заводского типа вытеснили мануфактуры. В большинстве ведущих отраслей украинской промышленности произошли коренные технические преобразования. Принудительный труд заменила вольнонаемный. Это свидетельствовало о завершение в основном промышленного переворота на Приднепровье. Однако вследствие колониальной политики российского царизма промышленность восточноукраинских земель в значительной степени имела односторонний характер.

Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик

СОДЕРЖАНИЕ

1. Экономическая история Украины и мира - Лановик
2. КНИГА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ МИРА Часть И ХОЗЯЙСТВО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (с древнейших времен до IV в. н.э.) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
3. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 2.1. Особенности восточного рабства
4. 2.2. Хозяйство Древней Греции
5. 2.3. Античный Рим: экономические причины расцвета и упадка
6. 2.4. Хозяйство скифов, греческих и римских колоний Северного Причерноморья
7. Часть II ХОЗЯЙСТВО В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО ЕВРОПЫ В V - XV вв. 1.1. Землевладение и сеньйоріально-крестьянские отношения
8. 1.2. Агрокультура и сельскохозяйственная техника
9. 1.3. Средневековый город, развитие ремесла
10. 1.4. Торговля. Кредит. Финансы
11. Часть III СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ И ПОСТШДУСТРІАЛЬНОЇ ШОХ (XVI ст. - до наших дней) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО СТРАН ЕВРОПЫ, США В ПЕРИОД ГЕНЕЗИСА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (XVI - XVIII вв.) 1.1. Основные аспекты развития хозяин
12. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА в XIX - начале XX вв. 2.1. Промышленный переворот
13. 2.2. Индустриализация
14. 2.3. Особенности аграрного развития
15. 2.4. Международные экономические отношения
16. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО МИРА В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД 3.1. Преодоление экономических следствий первой мировой войны и стабилизация хозяйства
17. 3.2. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и экономическое развитие в 30-х годах XX ст.
18. Раздел 4. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (1939 p. 90-е годы XX ст.) 4.1. Экономика стран мира в годы второй мировой войны
19. 4.2. Динамика и структурные изменения хозяйственного развития второй половины 40-90-х годов XX ст.
20. 4.3. Индустриализация сельского хозяйства
21. 4.4. Международные экономические отношения
22. 4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономический розвиток4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономическое развитие
23. КНИГА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ПРАИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА И КНЯЖЕСКИЙ ПЕРИОД
24. 1.1. Процесс феодализации крестьян и земельные отношения
25. 1.2. Ремесла. Города
26. 1.3. Торговля. Финансы
27. Раздел 2. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XVI-XVIII вв. 2.1. Аграрные отношения в Украине в XVI - первой половине XVII вв.
28. 2.2. Аграрная эволюция украинских земель во второй половине XVII - XVIII вв.
29. 2.3. Мануфактурный период украинской промышленности
30. 2.4. Развитие украинского национального рынка. Финансы
31. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XIX - в начале XX ст. 3.1. Промышленный переворот
32. 3.2. Индустриализация
33. 3.3. Промышленное развитие западноукраинских земель
34. 3.4. Сельское хозяйство Украины в дореформенный период
35. 3.5. Аграрные реформы и развитие сельского хозяйства в 60-х годах XIX ст. - в начале XX ст.
36. 3.6. Зарождение и развитие кооперативного движения
37. 3.7. Внутренняя и внешняя торговля
38. 3.8. Финансы и кредит
39. Раздел 4. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1914 - 1939 гг. 4.1. Экономическое положение Украины в 1914 - 1921гг.
40. 4.2. Новая экономическая политика в Украине
41. 4.3. Индустриализация и коллективизация: позитивные и негативные последствия
42. 4.4. Западноукраинские земли в 20-30-х годах Хх века.
43. Раздел 5. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1939 г. - 90-е годы XX века. 5.1. Хозяйство Украины в годы второй мировой войны
44. 5.2. Восстановление и развитие промышленности
45. 5.3. Сельское хозяйство
46. 5.4. Финансы, кредит, добробут
47. 5.5. Участие Украины в мировом хозяйстве
48. 5.6. Экономика независимой Украины
49. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
50. Историко-экономические термины

На предыдущую