Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик
3.2. Индустриализация
Среднегодовые темпы роста промышленности Украины, как и всей Российской империи, достигли высочайшего уровня. Причем тяжелая индустрия по сравнению с легкой развивался почти вдвое быстрее.В развитии металлургической промышленности Украины переломными стали 80-90-е годы XIX в. В то время на территории Екатеринославской и Херсонской губерний было построено 17 крупных металлургических заводов. Общество Брянского рельсового завода, заключив договор с Акционерным обществом криворожских железных руд о поставках сырья, в 1885 г. начало строительство мощного чугунолитейного предприятия вблизи Екатеринослава (Александровское, позже Брянское). В мае 1887 г. завершено строительство первой домны, а еще через год начала действовать вторая печь. В 1889 г. вступил в строй металлургический завод с двумя домнами в с. Каменское (ныне Днепродзержинск). В 1892 г. введено в эксплуатацию Гданцевский, в 1884. - Дружковский, в 1896 p. - Донецко-Юрьевский, в 1897 p. - Никополь-Мариупольский металлургические заводы. Южно металлургические предприятия были достаточно большими. На Сулинском заводе работало 1200, на Юзовском 5-б тыс., Каменском - около 3 тыс. Александровском - 4 тыс. рабочих.
В результате строительства новых и увеличения производительности действующих заводов на юге Украины было создано крупную металлургическую промышленность. Производство чугуна возросло с 1,3 в 1880 г. до 8,5 млн пудов в 1889 p. (в 6,5 раза), а проката - в соответствии с 1,7 до 5,2 млн пудов (или более чем в 3 раза). Доля Юга Украины в производстве чугуна в монархии Романовых за этот период увеличилась с 5 до 19 %, проката - с 4,5 до 13 %. В 1913 г. в Украине действовал 21 металлургический завод. В конце 90-х годов XIX ст. Украина выплавляла 52, в 1913 p. - 69 % общеимперского производства чугуна, 67 % стали, 58 % проката.В связи с развитием металлургической промышленности на юге Украины начало быстро расти добыча никопольской марганцевой руды,
Переход металлургии на минеральное топливо обусловил высокие темпы развития новой отрасли тяжелой индустрии - коксового производства. Так, с 1889 по 1899 г. производство кокса увеличилось в Украине в 10,2 раза. В общем производстве кокса в России доля Украины в 1889 г. составила 91, а в 1899 p. - уже 99,4 %.В отличие от каменноугольных копей коксовое производство уже на первых металлургических заводах Украины сразу возникло в виде крупных предприятий. Производительность коксовых установок металлургических заводов составляла 3,5-4,5 млн пудов в год, на приисках - 0,3-18 млн пудов. На металлургических предприятиях использовались закрытые коксовые печи, значительно экономичнее по сравнению с открытыми, что действовали на рудниках.
Развитие металлургической промышленности Украины был неразрывно связан с освоением Криворожского железорудного бассейна. За последнее десятилетие XIX в. значительно возросло количество железных рудников в Криворожье.Улучшилась техническая оснащенность украинских рудников. Увеличилось количество паровых машин, возросла их общая мощность. Железорудная промышленность превращалась в самостоятельную отрасль крупного индустриального производства. Увеличилось количество крупных рудников, оборудованных паровыми машинами. В конце XIX в. крупное машинное производство в украинской железорудной промышленности давало более 75 % общего объема продукции. Здесь было занято свыше 62 % рабочих. Железорудная промышленность Украины, как и металлургическая, развивалась быстрее, чем в других промышленных районах Российской империи. Доля Украины в общеимперском добычи железной руды выросла с 4,4 % в 1880 г. до 52,9 % в 1899 p.
Сформировалось крупное каменноугольное производство в Донбассе. Доля Донбасса в общеимперском добычи угля (без Королевства Польского) выросла в 1890 г. до 84,6 % и в 1898 p. - до 92 %. Добыча угля увеличилась с 927 млн пудов в 1909 г. к 1543,8 в 1913 p. (или на 66,5 %). В настоящее время в угольной промышленности Украины действовало 1200 шахт, на которых работало 1684 тыс. чел.Преобразование крупных каменноугольных предприятий на преобладающую форму производства каменноугольной промышленности Донбасса было связано с тем, что они стали сравнительно передовыми технически. Однако технический прогресс в этой отрасли индустрии не получил широкого развития, поскольку она имела большие резервы дешевой рабочей силы.
По сравнению с металлургией, угольной и железорудной промышленностью машиностроения в Украине, за исключением сельскохозяйственного, развивалось медленно. В 1884 p. Здесь было 75 машиностроительных предприятий (без Таврической губернии). В течение 80-х годов сформировались два района украинского машиностроения общеимперского значения: Херсонско-Екатеринославский (8,5 % общероссийского производства) и Киево-Харьковский (6,5 %). В конце XIX в. в Екатеринославской губернии 33 предприятия производили сельскохозяйственные машины и орудия, в Таврической губернии - 19, в Херсонской - 16.В Украине производилось более половины всех сельскохозяйственных машин, которые производились на территории Европейской России. Крупным предприятием, которое выпускало сельскохозяйственные машины, был завод Грієвза в Бердянске. Заводы Одессы, Харькова, Елисаветград, Белой Церкви, Киева играли важную роль в производстве сельскохозяйственных машин, а также аппаратов, насосов для сахарной, винокуренной, лесопильной и других отраслей промышленности. В 1876-1890 гг. стоимость машин, выпущенных на предприятиях четырех южных губерний Российской империи (Донской, Екатеринославской, Херсонской, Таврической), выросла более чем в 8 раз, а за последующие четыре года - еще в 2,5 раза. Это были самые высокие темпы развития машиностроения во всей монархии Романовых. Однако машины, изготовленные украинскими предприятиями, по своей стоимости и качеству уступали иностранным. Мало производилось машин для самой промышленности, в том числе для машиностроения.
В 1895 г. началось строительство Харьковского паровозостроительного, а в 1896 p. - Луганского машиностроительного заводов. Уже в 1900 г. эти предприятия выпустили 233 паровозы, что составило 23,3 % общеимперского производства. В Екатеринославской губернии наряду с заводами сельскохозяйственного машиностроения был построен вагоностроительный завод в Нижньодніпровську. Крупным центром машиностроения стал Харьков. Первыми машиностроительными заводами, которые выпускали специальные машины для горнозаводской промышленности, были Краматорский, Горловский и Екатеринославский.О развитии украинского судостроения достаточно ярко свидетельствует деятельность Николаевского завода "Наваль". Основан в 1895 p. Бельгийским анонимным акционерным обществом (с первоначальным капиталом около 5 млн руб., который через 2 года увеличился вдвое), завод "Наваль" в 1900 г. имел 2250 рабочих. Общий выпуск продукции достиг 4200 тыс. руб. Однако при полной загруженности предприятия его годовая производительность могла составить более 8 млн руб. при условии, что здесь было занято 5 тыс. рабочих.
Всего в Украине в 1913 г. насчитывалось 450 машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий, на которых работало 57 тыс. рабочих. Выпуск валовой продукции машиностроения составил 20,2 % всей продукции машиностроения и металлообрабатывающей промышленности России. Однако украинское машиностроение не удовлетворяло растущих потребностей индустриального развития страны. Большое количество машин и станков, как и раньше, ввозили из-за границы, в частности почти половину сложных сельскохозяйственных машин.Быстрыми темпами развивались в Украине пищевая, лесопильная, швейная и другие отрасли промышленности.
Предприятия пищевой промышленности Правобережье и частично Левобережья в конце XIX в. производили 72 % украинского сахара. В начале 90-х годов на Правобережье и Харьковской области действовало более 150 сахарных заводов, которые производили около 21 млн пудов сахара (85 % общеимперского производства).С 1901 до 1917 г. производство сахара-песка в Украине составило 78-85, сахара-рафинада - 73-75 % общеимперского производства. Количество действующих в Украине сахарных заводов за 5 лет перед первой мировой войной (1910-1914) возросло с 197 до 210, а численность рабочих, которые работали на них, - с 110 732 до 129 256 чел.
Центром мукомольной промышленности был юг Украины. На Правобережье и Левобережье предприятия этой отрасли работали в Киеве, Кременчуге, Харькове. Сахарное, мукомольное, спиртоводочный производство стали отраслями крупной промышленности всероссийского значения. Из отраслей, которые перерабатывали животноводческую продукцию, успешно развивалась кожаная.Важное место в экономике Украины занимала винокуренная промышленность, которая с каждым годом увеличивала выпуск своей продукции.
В табачной промышленности Украины наряду с небольшими табачными предприятиями, которые количественно преобладали, действовало немало крупных фабрик. На некоторых из них работало несколько сотен рабочих.Важным фактором индустриализации Украины в начале XX в. был самой развитой на то время железнодорожный транспорт. В 1881-1890 гг. в Украине было введено в действие 1093км железных дорог, а в 1890-1895 гг. - еще 1141 KM. Часть железных дорог было построено за счет государственной казны, остальное - крупными акционерными обществами при поддержке государственного кредита. В начале 90-х годов в Украине действовало 9 железнодорожных (государственных и частных) магистралей. Общая протяженность их составляла 7,6 тыс. верст, или 1/5 всей железнодорожной сети Российской империи. В первом десятилетии XX в. темпы строительства железных дорог по сравнению с 90-ми годами прошлого века снизились почти вдвое и повысились лишь накануне первой мировой войны в связи с промышленным подъемом. В целом по России протяженность железных дорог увеличилась в 1913 г. до 70 200, в том числе в Украине - до 10 900 KM.
Железной дороги создали необходимые условия для быстрого роста металлургии на юге Украины, обеспечили широкий сбыт угля Донбасса. В 1870-1874 гг. железные дороги Украины ежегодно перевозили около 121 млн пудов грузов, а в 1895-1899 гг. - более 1414. Если в 1878-1882 гг. минеральное топливо составило 13,1 % грузов, то в 1899 - 1901 гг. - уже 28,9 %.В 1901-1911 гг. грузооборот на железных дорогах Украины вырос на 81,6 %, причем темпы роста зерновых (103,6 %) и угольных (96 %) перевозок были опережающими. На зерно и уголь приходилась почти половина грузооборота, что отражало характер развития экономики Украины в общеимперском масштабе. В 1913 г. украинские железные дороги перевезли 104 млн т грузов и 49 млн пассажиров.
Определенное влияние на развитие промышленности и транспорта в Украине имел иностранный капитал, приток которого увеличился с 80-х годов XIX ст. Особенно большой поток бельгийских, французских, английских и американских капиталов хлынул в горную промышленность. С 1888 по 1894 г. здесь было создано 22 иностранные компании.Монополистические объединения в Украине, особенно большие, были тесно связаны с иностранным капиталом. Более 25 % всех иностранных капиталов, вложенных в промышленность Российской империи в начале XX ст., приходилось на Украину. Так, в угольной промышленности иностранцам принадлежало 63 % основного капитала, в металлургии - 90 %. Иностранный капитал привлекали в Украину высокие прибыли, которые почти полностью уходили за границу.
Огромная роль в развитии украинской промышленности принадлежала акционированию. Первые акционерные компании в Украине возникли в 70-х годах. Этот процесс приобрел широкий размах в 90-х годах, во время кризиса 1900-1903 гг., которое изменило промышленный подъем 1910-1913 гг. Оно было обусловлено урожайными годами, усилением в связи с проведением столыпинской реформы капитализации деревни, растущим спросом на сельскохозяйственную технику. Приток свободных капиталов в промышленность способствовал увеличению основных капиталов частных акционерных коммерческих банков и торгово-промышленных предприятий, росту акционерных обществ. На масштабы промышленного подъема немалое влияние оказало значительное увеличение заказов государственной казны, связанных с подготовкой царизме до первой мировой войны.Создание акционерных обществ в определенной степени решало проблему объединения индивидуальных капиталов и компенсировало нехватку денег у предпринимателей. Акционерные компании были единственной формой организации финансового и монополистического капитала и проникновения иностранного капитала в украинскую промышленность.
В 70-80-х годах возникли первые акционерные компании. Немало их было создано в 90-х годах. Среди них Голубівське Берестово-Богодуховское горнопромышленное общество (1890), Русское-Донецкое общество каменноугольной и заводской промышленности (1895), акционерное общество Брянских каменноугольных копей и рудников (1896), Катеринівське горнопромышленное общество (1896), Таганрогское металлургическое общество (1896). В 1896 г. образуется также Донецко-Петровеньківське горнозаводское общество для разработки каменноугольных и других залежей в Екатеринославской губернии. В 1898-1899 гг. возникли Южное и Воскресенское гірничопромислові общества, Крымское-Донецкое общество каменноугольной и горной промышленности, акционерное общество Екатеринославского трубо - и железопрокатного завода. Южнорусское металлургическое общество. Общество Керченских металлургических заводов и рудников, Краматорское металлургическое общество.Акционерные компании появлялись также в других отраслях промышленности юга Украины: Общество рудников Дубовой Балки в Кривом Рогу по добыче железной руды (1892), Русское паровозостроительное и механическое общество (1895), Русское общество машиностроительных заводов Гартмана (1896), Общество Южно-русского машиностроительного завода (1896) и др. В руках крупнейших акционерных обществ сосредоточена большая часть капиталов.
Показательными являются данные о доле крупных компаний в акционерном капитале важнейших отраслей промышленности. В 1870-1890 гг. количество крупнейших обществ, основной капитал которых составлял от 1 млн руб. и более, выросло в 11 раз, а их капитал - в 8 раз. При этом общий основной капитал обществ с капиталом менее 1 млн руб. увеличился только в 6 раз по сравнению с их количеством. К тому доля акционерных обществ с капиталом менее 1 млн руб. уменьшилась в 1,6, а с основного капитала - в 1,33 раза.Правом решающего голоса в акционерных обществах пользовались только крупные и крупнейшие предприниматели. В уставах этих обществ отмечалось, что каждый акционер имеет право присутствовать на общих собраниях и принимать участие в обсуждении вопросов, но право решающего голоса предоставлялось акционеру, который имел не менее 12 акций. Владелец 24 акций имел два голоса, 48 - три.
Акционерная промышленность Украины, как и монархии Романовых в целом, характеризовалась большой доходностью. Во второй половине 90-х годов норма прибыли в ней колебалась между 11,5 и 15,6 % на капитал, что составило в среднем 13 %, почти вдвое превышая доходность западноевропейских предприятий. Гірничопромислові южно фирмы, используя систему государственных заказов и запрещенного таможенного протекционизма, достигали невиданных сверхприбылей. Это, в частности, касалось металлургических заводов, прибыль которых в 1897 г. достигал в среднем 50 % на капитал, а Юзовского завода - 100 %. Дивиденды Южно-Русского Днепровского металлургического общества и Общества Брянского рейкопрокатного железоделательного и рельсового производства составляли ЗО-40 % на капитал. В 1897-1898 операционном году общество Днепровского завода получило около 4 млн руб., то есть 80 % чистой прибыли на капитал, выдав из этой суммы 2 млн руб., или 40 % дивидендов.Дивиденды акционерных обществ коксового производства достигали ЗО-35, а угольных - 9-12 % на капитал. Южно гірничопромисловці наживали многомиллионные богатства.
Появление значительного количества акционерных обществ в важнейших отраслях промышленности Украины свидетельствовала о том, что начался новый этап становления крупной индустрии. Накопление капитала небольшим количеством акционерных компаний в ведущих отраслях украинской промышленности стало важным условием для создания здесь монополий.Переломным моментом процесса растущей концентрации производства был экономический кризис 1900-1903 гг. Она непосредственно привела к краху сотен небольших и слабых предприятий и создание ряда крупных монополистических объединений.
За концентрацией производства в основных отраслях промышленности Украина занимала первое место в Российской империи. Так, в 1901 г. на 12 крупных металлургических заводах (из 16 действующих) было сосредоточено 96 % всех рабочих металлургии Юга Украины. На каждом из них работало свыше 1 тыс. рабочих, которые выплавляли 87 % чугуна в этом регионе.Высокий уровень концентрации был характерен также для угольной промышленности Донбасса. Здесь доля 25 акционерных обществ (из 26 действующих в этой области) в 1912 г. составляла 95,4 % добычи всех акционерных обществ и свыше 70 % добычи угля в Донбассе.
Важным фактором в монополизации промышленности Украины в целом и угольной частности была организация в 1904 г. синдиката "Продуголь", который объединил почти весь добыча и продажа каменного угля в Донбассе. Это был один из крупнейших синдикатов Российской империи. В него входило 18 крупных акционерных угольных обществ, предприятия которых сосредоточивали почти 75 % всей добычи угля в Донбассе. Накануне первой мировой войны на предприятиях "Продуголь" работало 64 тыс. рабочих.В 1902 г. в Украине основан крупнейший в металлургии синдикат "Продамет". Его цель - торговля изделиями заводов этого объединения. В синдикат входило 12 предприятий (обществ), среди которых были Южно-русское Днепровское металлургическое общество "Провидане" и др. На начало 1908г. "Продамет" сосредоточил в своих руках две трети всего производства железа и стали Южной Украины. Синдикат продавал железо разного сорта, балки, рельсы, бандажи, оси в империи Романовых.
В пищевой промышленности наибольший синдикат сахарозаводчиков, основанный в 1887 г., бюро которого находилось в Киеве. Самая влиятельная роль в нем принадлежала сахарным магнатам Бобринским, Браницким, Береденкам, Хряковим. Сначала синдикат объединял 78 %, а в 1892-1893 гг. - 91 % всех сахарных заводов Украины. Основной его задачей было регулирование цен на сахар и обеспечение предпринимателям высокого монопольной прибыли на внутреннем рынке. Всего в середине 90-х годов в Украине действовало 153 сахарных завода, которые производили 23,9 млн пудов сахара. Как и в первые годы существования сахарного синдиката, предприниматели сокращали продажу сахара на внутреннем рынке и увеличивали его экспорт. Вывозя часть сахара за границу, они искусственно поддерживали высокие цены на него в Российской империи.Монополии охватили своей деятельностью и другие отрасли народного хозяйства. Накануне первой мировой войны в Украине уже не было никакой важной отрасли промышленности, в которой в той или иной мере производство не было бы монополизировано. Если в 1901 г. работало 17 предприятий, на каждом из которых было занято более 1 тыс. рабочих, то в 1913 г. их насчитывалось уже 42. В 1900 p. 5 крупных металлургических заводов выплавляли 49 % всего чугуна в Украине, обеспечив более 25 % общеимперского производства. В 1913 г. на эти самые предприятия приходилось 55 % выплавляемого чугуна Юга Украины и 37 % производства его в России в целом. Все монополистические объединения, которые действовали в Украине, с самого начала имели не региональное, а загальноімперське значение.
Высокий уровень концентрации производства не противоречило существованию большого количества небольших предприятий, которые, применяя рутинную технику, производили мизерные объемы продукции.В условиях экономического прогресса на рубеже XIX-XX в. быстро росли города, создавались новые промышленные центры. В 1897 г. городские жители Украины составляли около 13 % общего количества населения. Количество городов с населением до 10 тыс. чел. сократилось почти вдвое. Здесь проживало лишь 11,8 % городского населения. При этом удвоилось количество сравнительно крупных и средних городов. В 1897 г. в Украине было 4 крупных города: Одесса (403,8 тыс. жителей), Киев (247,7), Харьков (173,9), Екатеринослав (112,8 тыс. жителей). В них сконцентрировалось 35 % городского населения. Больше чем половина городских жителей Украины, как и ранее, проживали в небольших городах с населением до 50 тыс. чел. в каждом.
Быстрое промышленное развитие вызвало значительный приток населения из центральной России, прежде всего в Донецко-Криворожский регион. За счет прибывших рабочих бурно росло количество жителей таких городов, как Екатеринослав, Николаев, Одесса, Харьков, Киев. Вследствие этого в некоторых городах Екатеринославской, Херсонской, Киевской губерний заметно преобладало русское население. Так, в Николаеве россиян было 66,3 %, украинцев - 7,5 %, в Харькове - соответственно 62,8 и 26, в Одессе - 47,4 и 9,2, в Киеве - 54,5 % и 21% и т. д. В Донбассе примерно 70 % рабочих были выходцами из великорусских губерний.В целом в конце XIX в. доля русских среди населения Украины составила 12 %. Это были преимущественно рабочие-горняки, металлурги и административные служащие.
В конце XIX - начале XX вв. Украина поднялась на высшую ступень экономического прогресса. Она заняла в монархии Романовых одно из первых мест по индустриальному развитию, опережала другие регионы империи по добыче угля, выплавлением чугуна, производством сахара. Во всех ведущих отраслях украинской промышленности, в транспорте происходили значительные технические и социальные преобразования.Однако для коренных изменений в экономике этого было недостаточно. Украина, как и ранее, была аграрной страной. В 1913 г. в совокупной продукции промышленности и сельского хозяйства промышленность составляла 48,2 %. Доля средств производства во всей промышленной продукции равнялась 42 %. На селе проживало более 80 % населения Украины.
До первой мировой войны украинская промышленность составляла 24,3 % общеимперской, давая более 70 % всей продукции добывающей промышленности России в целом. При этом доля Украины в обрабатывающей промышленности Российской империи составляла только 15 %. В результате этого индустрия в Украине развивалась односторонне. Предприятий текстильной промышленности почти совсем не было. Слабо развивались химическая и полиграфическая отрасли промышленности. Металлообрабатывающие предприятия, расположенные в Украине, не обеспечивали элементарных потребностей населения. Даже проволоку и гвозди на Приднепровье завозили из России.Несмотря на сравнительно быстрые темпы промышленного развития, Украина, как и Российская империя в целом, продолжала оставаться отсталой в технико-экономическом отношении. По сравнению с дореформеним периодом развитие промышленности в Украине в конце XIX - начале XX в. следует признать чрезвычайно быстрым. Если же исходить из возможностей промышленного развития, которые открывал тогдашний уровень науки, техники, культуры, то следует признать, что в украинской экономике в начале XX в. существенных качественных изменений не произошло. Индустриализация не была завершена, ее прервала первая мировая война.
Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик
СОДЕРЖАНИЕ
На предыдущую
|