lybs.ru
Женщина создана для взглядов и прикосновений. / Павел Загребельный


Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик


3.2. Индустриализация

Среднегодовые темпы роста промышленности Украины, как и всей Российской империи, достигли высочайшего уровня. Причем тяжелая индустрия по сравнению с легкой развивался почти вдвое быстрее.

В развитии металлургической промышленности Украины переломными стали 80-90-е годы XIX в. В то время на территории Екатеринославской и Херсонской губерний было построено 17 крупных металлургических заводов. Общество Брянского рельсового завода, заключив договор с Акционерным обществом криворожских железных руд о поставках сырья, в 1885 г. начало строительство мощного чугунолитейного предприятия вблизи Екатеринослава (Александровское, позже Брянское). В мае 1887 г. завершено строительство первой домны, а еще через год начала действовать вторая печь. В 1889 г. вступил в строй металлургический завод с двумя домнами в с. Каменское (ныне Днепродзержинск). В 1892 г. введено в эксплуатацию Гданцевский, в 1884. - Дружковский, в 1896 p. - Донецко-Юрьевский, в 1897 p. - Никополь-Мариупольский металлургические заводы. Южно металлургические предприятия были достаточно большими. На Сулинском заводе работало 1200, на Юзовском 5-б тыс., Каменском - около 3 тыс. Александровском - 4 тыс. рабочих.

В результате строительства новых и увеличения производительности действующих заводов на юге Украины было создано крупную металлургическую промышленность. Производство чугуна возросло с 1,3 в 1880 г. до 8,5 млн пудов в 1889 p. (в 6,5 раза), а проката - в соответствии с 1,7 до 5,2 млн пудов (или более чем в 3 раза). Доля Юга Украины в производстве чугуна в монархии Романовых за этот период увеличилась с 5 до 19 %, проката - с 4,5 до 13 %. В 1913 г. в Украине действовал 21 металлургический завод. В конце 90-х годов XIX ст. Украина выплавляла 52, в 1913 p. - 69 % общеимперского производства чугуна, 67 % стали, 58 % проката.

В связи с развитием металлургической промышленности на юге Украины начало быстро расти добыча никопольской марганцевой руды,

Переход металлургии на минеральное топливо обусловил высокие темпы развития новой отрасли тяжелой индустрии - коксового производства. Так, с 1889 по 1899 г. производство кокса увеличилось в Украине в 10,2 раза. В общем производстве кокса в России доля Украины в 1889 г. составила 91, а в 1899 p. - уже 99,4 %.

В отличие от каменноугольных копей коксовое производство уже на первых металлургических заводах Украины сразу возникло в виде крупных предприятий. Производительность коксовых установок металлургических заводов составляла 3,5-4,5 млн пудов в год, на приисках - 0,3-18 млн пудов. На металлургических предприятиях использовались закрытые коксовые печи, значительно экономичнее по сравнению с открытыми, что действовали на рудниках.

Развитие металлургической промышленности Украины был неразрывно связан с освоением Криворожского железорудного бассейна. За последнее десятилетие XIX в. значительно возросло количество железных рудников в Криворожье.

Улучшилась техническая оснащенность украинских рудников. Увеличилось количество паровых машин, возросла их общая мощность. Железорудная промышленность превращалась в самостоятельную отрасль крупного индустриального производства. Увеличилось количество крупных рудников, оборудованных паровыми машинами. В конце XIX в. крупное машинное производство в украинской железорудной промышленности давало более 75 % общего объема продукции. Здесь было занято свыше 62 % рабочих. Железорудная промышленность Украины, как и металлургическая, развивалась быстрее, чем в других промышленных районах Российской империи. Доля Украины в общеимперском добычи железной руды выросла с 4,4 % в 1880 г. до 52,9 % в 1899 p.

Сформировалось крупное каменноугольное производство в Донбассе. Доля Донбасса в общеимперском добычи угля (без Королевства Польского) выросла в 1890 г. до 84,6 % и в 1898 p. - до 92 %. Добыча угля увеличилась с 927 млн пудов в 1909 г. к 1543,8 в 1913 p. (или на 66,5 %). В настоящее время в угольной промышленности Украины действовало 1200 шахт, на которых работало 1684 тыс. чел.

Преобразование крупных каменноугольных предприятий на преобладающую форму производства каменноугольной промышленности Донбасса было связано с тем, что они стали сравнительно передовыми технически. Однако технический прогресс в этой отрасли индустрии не получил широкого развития, поскольку она имела большие резервы дешевой рабочей силы.

По сравнению с металлургией, угольной и железорудной промышленностью машиностроения в Украине, за исключением сельскохозяйственного, развивалось медленно. В 1884 p. Здесь было 75 машиностроительных предприятий (без Таврической губернии). В течение 80-х годов сформировались два района украинского машиностроения общеимперского значения: Херсонско-Екатеринославский (8,5 % общероссийского производства) и Киево-Харьковский (6,5 %). В конце XIX в. в Екатеринославской губернии 33 предприятия производили сельскохозяйственные машины и орудия, в Таврической губернии - 19, в Херсонской - 16.

В Украине производилось более половины всех сельскохозяйственных машин, которые производились на территории Европейской России. Крупным предприятием, которое выпускало сельскохозяйственные машины, был завод Грієвза в Бердянске. Заводы Одессы, Харькова, Елисаветград, Белой Церкви, Киева играли важную роль в производстве сельскохозяйственных машин, а также аппаратов, насосов для сахарной, винокуренной, лесопильной и других отраслей промышленности. В 1876-1890 гг. стоимость машин, выпущенных на предприятиях четырех южных губерний Российской империи (Донской, Екатеринославской, Херсонской, Таврической), выросла более чем в 8 раз, а за последующие четыре года - еще в 2,5 раза. Это были самые высокие темпы развития машиностроения во всей монархии Романовых. Однако машины, изготовленные украинскими предприятиями, по своей стоимости и качеству уступали иностранным. Мало производилось машин для самой промышленности, в том числе для машиностроения.

В 1895 г. началось строительство Харьковского паровозостроительного, а в 1896 p. - Луганского машиностроительного заводов. Уже в 1900 г. эти предприятия выпустили 233 паровозы, что составило 23,3 % общеимперского производства. В Екатеринославской губернии наряду с заводами сельскохозяйственного машиностроения был построен вагоностроительный завод в Нижньодніпровську. Крупным центром машиностроения стал Харьков. Первыми машиностроительными заводами, которые выпускали специальные машины для горнозаводской промышленности, были Краматорский, Горловский и Екатеринославский.

О развитии украинского судостроения достаточно ярко свидетельствует деятельность Николаевского завода "Наваль". Основан в 1895 p. Бельгийским анонимным акционерным обществом (с первоначальным капиталом около 5 млн руб., который через 2 года увеличился вдвое), завод "Наваль" в 1900 г. имел 2250 рабочих. Общий выпуск продукции достиг 4200 тыс. руб. Однако при полной загруженности предприятия его годовая производительность могла составить более 8 млн руб. при условии, что здесь было занято 5 тыс. рабочих.

Всего в Украине в 1913 г. насчитывалось 450 машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий, на которых работало 57 тыс. рабочих. Выпуск валовой продукции машиностроения составил 20,2 % всей продукции машиностроения и металлообрабатывающей промышленности России. Однако украинское машиностроение не удовлетворяло растущих потребностей индустриального развития страны. Большое количество машин и станков, как и раньше, ввозили из-за границы, в частности почти половину сложных сельскохозяйственных машин.

Быстрыми темпами развивались в Украине пищевая, лесопильная, швейная и другие отрасли промышленности.

Предприятия пищевой промышленности Правобережье и частично Левобережья в конце XIX в. производили 72 % украинского сахара. В начале 90-х годов на Правобережье и Харьковской области действовало более 150 сахарных заводов, которые производили около 21 млн пудов сахара (85 % общеимперского производства).

С 1901 до 1917 г. производство сахара-песка в Украине составило 78-85, сахара-рафинада - 73-75 % общеимперского производства. Количество действующих в Украине сахарных заводов за 5 лет перед первой мировой войной (1910-1914) возросло с 197 до 210, а численность рабочих, которые работали на них, - с 110 732 до 129 256 чел.

Центром мукомольной промышленности был юг Украины. На Правобережье и Левобережье предприятия этой отрасли работали в Киеве, Кременчуге, Харькове. Сахарное, мукомольное, спиртоводочный производство стали отраслями крупной промышленности всероссийского значения. Из отраслей, которые перерабатывали животноводческую продукцию, успешно развивалась кожаная.

Важное место в экономике Украины занимала винокуренная промышленность, которая с каждым годом увеличивала выпуск своей продукции.

В табачной промышленности Украины наряду с небольшими табачными предприятиями, которые количественно преобладали, действовало немало крупных фабрик. На некоторых из них работало несколько сотен рабочих.

Важным фактором индустриализации Украины в начале XX в. был самой развитой на то время железнодорожный транспорт. В 1881-1890 гг. в Украине было введено в действие 1093км железных дорог, а в 1890-1895 гг. - еще 1141 KM. Часть железных дорог было построено за счет государственной казны, остальное - крупными акционерными обществами при поддержке государственного кредита. В начале 90-х годов в Украине действовало 9 железнодорожных (государственных и частных) магистралей. Общая протяженность их составляла 7,6 тыс. верст, или 1/5 всей железнодорожной сети Российской империи. В первом десятилетии XX в. темпы строительства железных дорог по сравнению с 90-ми годами прошлого века снизились почти вдвое и повысились лишь накануне первой мировой войны в связи с промышленным подъемом. В целом по России протяженность железных дорог увеличилась в 1913 г. до 70 200, в том числе в Украине - до 10 900 KM.

Железной дороги создали необходимые условия для быстрого роста металлургии на юге Украины, обеспечили широкий сбыт угля Донбасса. В 1870-1874 гг. железные дороги Украины ежегодно перевозили около 121 млн пудов грузов, а в 1895-1899 гг. - более 1414. Если в 1878-1882 гг. минеральное топливо составило 13,1 % грузов, то в 1899 - 1901 гг. - уже 28,9 %.

В 1901-1911 гг. грузооборот на железных дорогах Украины вырос на 81,6 %, причем темпы роста зерновых (103,6 %) и угольных (96 %) перевозок были опережающими. На зерно и уголь приходилась почти половина грузооборота, что отражало характер развития экономики Украины в общеимперском масштабе. В 1913 г. украинские железные дороги перевезли 104 млн т грузов и 49 млн пассажиров.

Определенное влияние на развитие промышленности и транспорта в Украине имел иностранный капитал, приток которого увеличился с 80-х годов XIX ст. Особенно большой поток бельгийских, французских, английских и американских капиталов хлынул в горную промышленность. С 1888 по 1894 г. здесь было создано 22 иностранные компании.

Монополистические объединения в Украине, особенно большие, были тесно связаны с иностранным капиталом. Более 25 % всех иностранных капиталов, вложенных в промышленность Российской империи в начале XX ст., приходилось на Украину. Так, в угольной промышленности иностранцам принадлежало 63 % основного капитала, в металлургии - 90 %. Иностранный капитал привлекали в Украину высокие прибыли, которые почти полностью уходили за границу.

Огромная роль в развитии украинской промышленности принадлежала акционированию. Первые акционерные компании в Украине возникли в 70-х годах. Этот процесс приобрел широкий размах в 90-х годах, во время кризиса 1900-1903 гг., которое изменило промышленный подъем 1910-1913 гг. Оно было обусловлено урожайными годами, усилением в связи с проведением столыпинской реформы капитализации деревни, растущим спросом на сельскохозяйственную технику. Приток свободных капиталов в промышленность способствовал увеличению основных капиталов частных акционерных коммерческих банков и торгово-промышленных предприятий, росту акционерных обществ. На масштабы промышленного подъема немалое влияние оказало значительное увеличение заказов государственной казны, связанных с подготовкой царизме до первой мировой войны.

Создание акционерных обществ в определенной степени решало проблему объединения индивидуальных капиталов и компенсировало нехватку денег у предпринимателей. Акционерные компании были единственной формой организации финансового и монополистического капитала и проникновения иностранного капитала в украинскую промышленность.

В 70-80-х годах возникли первые акционерные компании. Немало их было создано в 90-х годах. Среди них Голубівське Берестово-Богодуховское горнопромышленное общество (1890), Русское-Донецкое общество каменноугольной и заводской промышленности (1895), акционерное общество Брянских каменноугольных копей и рудников (1896), Катеринівське горнопромышленное общество (1896), Таганрогское металлургическое общество (1896). В 1896 г. образуется также Донецко-Петровеньківське горнозаводское общество для разработки каменноугольных и других залежей в Екатеринославской губернии. В 1898-1899 гг. возникли Южное и Воскресенское гірничопромислові общества, Крымское-Донецкое общество каменноугольной и горной промышленности, акционерное общество Екатеринославского трубо - и железопрокатного завода. Южнорусское металлургическое общество. Общество Керченских металлургических заводов и рудников, Краматорское металлургическое общество.

Акционерные компании появлялись также в других отраслях промышленности юга Украины: Общество рудников Дубовой Балки в Кривом Рогу по добыче железной руды (1892), Русское паровозостроительное и механическое общество (1895), Русское общество машиностроительных заводов Гартмана (1896), Общество Южно-русского машиностроительного завода (1896) и др. В руках крупнейших акционерных обществ сосредоточена большая часть капиталов.

Показательными являются данные о доле крупных компаний в акционерном капитале важнейших отраслей промышленности. В 1870-1890 гг. количество крупнейших обществ, основной капитал которых составлял от 1 млн руб. и более, выросло в 11 раз, а их капитал - в 8 раз. При этом общий основной капитал обществ с капиталом менее 1 млн руб. увеличился только в 6 раз по сравнению с их количеством. К тому доля акционерных обществ с капиталом менее 1 млн руб. уменьшилась в 1,6, а с основного капитала - в 1,33 раза.

Правом решающего голоса в акционерных обществах пользовались только крупные и крупнейшие предприниматели. В уставах этих обществ отмечалось, что каждый акционер имеет право присутствовать на общих собраниях и принимать участие в обсуждении вопросов, но право решающего голоса предоставлялось акционеру, который имел не менее 12 акций. Владелец 24 акций имел два голоса, 48 - три.

Акционерная промышленность Украины, как и монархии Романовых в целом, характеризовалась большой доходностью. Во второй половине 90-х годов норма прибыли в ней колебалась между 11,5 и 15,6 % на капитал, что составило в среднем 13 %, почти вдвое превышая доходность западноевропейских предприятий. Гірничопромислові южно фирмы, используя систему государственных заказов и запрещенного таможенного протекционизма, достигали невиданных сверхприбылей. Это, в частности, касалось металлургических заводов, прибыль которых в 1897 г. достигал в среднем 50 % на капитал, а Юзовского завода - 100 %. Дивиденды Южно-Русского Днепровского металлургического общества и Общества Брянского рейкопрокатного железоделательного и рельсового производства составляли ЗО-40 % на капитал. В 1897-1898 операционном году общество Днепровского завода получило около 4 млн руб., то есть 80 % чистой прибыли на капитал, выдав из этой суммы 2 млн руб., или 40 % дивидендов.

Дивиденды акционерных обществ коксового производства достигали ЗО-35, а угольных - 9-12 % на капитал. Южно гірничопромисловці наживали многомиллионные богатства.

Появление значительного количества акционерных обществ в важнейших отраслях промышленности Украины свидетельствовала о том, что начался новый этап становления крупной индустрии. Накопление капитала небольшим количеством акционерных компаний в ведущих отраслях украинской промышленности стало важным условием для создания здесь монополий.

Переломным моментом процесса растущей концентрации производства был экономический кризис 1900-1903 гг. Она непосредственно привела к краху сотен небольших и слабых предприятий и создание ряда крупных монополистических объединений.

За концентрацией производства в основных отраслях промышленности Украина занимала первое место в Российской империи. Так, в 1901 г. на 12 крупных металлургических заводах (из 16 действующих) было сосредоточено 96 % всех рабочих металлургии Юга Украины. На каждом из них работало свыше 1 тыс. рабочих, которые выплавляли 87 % чугуна в этом регионе.

Высокий уровень концентрации был характерен также для угольной промышленности Донбасса. Здесь доля 25 акционерных обществ (из 26 действующих в этой области) в 1912 г. составляла 95,4 % добычи всех акционерных обществ и свыше 70 % добычи угля в Донбассе.

Важным фактором в монополизации промышленности Украины в целом и угольной частности была организация в 1904 г. синдиката "Продуголь", который объединил почти весь добыча и продажа каменного угля в Донбассе. Это был один из крупнейших синдикатов Российской империи. В него входило 18 крупных акционерных угольных обществ, предприятия которых сосредоточивали почти 75 % всей добычи угля в Донбассе. Накануне первой мировой войны на предприятиях "Продуголь" работало 64 тыс. рабочих.

В 1902 г. в Украине основан крупнейший в металлургии синдикат "Продамет". Его цель - торговля изделиями заводов этого объединения. В синдикат входило 12 предприятий (обществ), среди которых были Южно-русское Днепровское металлургическое общество "Провидане" и др. На начало 1908г. "Продамет" сосредоточил в своих руках две трети всего производства железа и стали Южной Украины. Синдикат продавал железо разного сорта, балки, рельсы, бандажи, оси в империи Романовых.

В пищевой промышленности наибольший синдикат сахарозаводчиков, основанный в 1887 г., бюро которого находилось в Киеве. Самая влиятельная роль в нем принадлежала сахарным магнатам Бобринским, Браницким, Береденкам, Хряковим. Сначала синдикат объединял 78 %, а в 1892-1893 гг. - 91 % всех сахарных заводов Украины. Основной его задачей было регулирование цен на сахар и обеспечение предпринимателям высокого монопольной прибыли на внутреннем рынке. Всего в середине 90-х годов в Украине действовало 153 сахарных завода, которые производили 23,9 млн пудов сахара. Как и в первые годы существования сахарного синдиката, предприниматели сокращали продажу сахара на внутреннем рынке и увеличивали его экспорт. Вывозя часть сахара за границу, они искусственно поддерживали высокие цены на него в Российской империи.

Монополии охватили своей деятельностью и другие отрасли народного хозяйства. Накануне первой мировой войны в Украине уже не было никакой важной отрасли промышленности, в которой в той или иной мере производство не было бы монополизировано. Если в 1901 г. работало 17 предприятий, на каждом из которых было занято более 1 тыс. рабочих, то в 1913 г. их насчитывалось уже 42. В 1900 p. 5 крупных металлургических заводов выплавляли 49 % всего чугуна в Украине, обеспечив более 25 % общеимперского производства. В 1913 г. на эти самые предприятия приходилось 55 % выплавляемого чугуна Юга Украины и 37 % производства его в России в целом. Все монополистические объединения, которые действовали в Украине, с самого начала имели не региональное, а загальноімперське значение.

Высокий уровень концентрации производства не противоречило существованию большого количества небольших предприятий, которые, применяя рутинную технику, производили мизерные объемы продукции.

В условиях экономического прогресса на рубеже XIX-XX в. быстро росли города, создавались новые промышленные центры. В 1897 г. городские жители Украины составляли около 13 % общего количества населения. Количество городов с населением до 10 тыс. чел. сократилось почти вдвое. Здесь проживало лишь 11,8 % городского населения. При этом удвоилось количество сравнительно крупных и средних городов. В 1897 г. в Украине было 4 крупных города: Одесса (403,8 тыс. жителей), Киев (247,7), Харьков (173,9), Екатеринослав (112,8 тыс. жителей). В них сконцентрировалось 35 % городского населения. Больше чем половина городских жителей Украины, как и ранее, проживали в небольших городах с населением до 50 тыс. чел. в каждом.

Быстрое промышленное развитие вызвало значительный приток населения из центральной России, прежде всего в Донецко-Криворожский регион. За счет прибывших рабочих бурно росло количество жителей таких городов, как Екатеринослав, Николаев, Одесса, Харьков, Киев. Вследствие этого в некоторых городах Екатеринославской, Херсонской, Киевской губерний заметно преобладало русское население. Так, в Николаеве россиян было 66,3 %, украинцев - 7,5 %, в Харькове - соответственно 62,8 и 26, в Одессе - 47,4 и 9,2, в Киеве - 54,5 % и 21% и т. д. В Донбассе примерно 70 % рабочих были выходцами из великорусских губерний.

В целом в конце XIX в. доля русских среди населения Украины составила 12 %. Это были преимущественно рабочие-горняки, металлурги и административные служащие.

В конце XIX - начале XX вв. Украина поднялась на высшую ступень экономического прогресса. Она заняла в монархии Романовых одно из первых мест по индустриальному развитию, опережала другие регионы империи по добыче угля, выплавлением чугуна, производством сахара. Во всех ведущих отраслях украинской промышленности, в транспорте происходили значительные технические и социальные преобразования.

Однако для коренных изменений в экономике этого было недостаточно. Украина, как и ранее, была аграрной страной. В 1913 г. в совокупной продукции промышленности и сельского хозяйства промышленность составляла 48,2 %. Доля средств производства во всей промышленной продукции равнялась 42 %. На селе проживало более 80 % населения Украины.

До первой мировой войны украинская промышленность составляла 24,3 % общеимперской, давая более 70 % всей продукции добывающей промышленности России в целом. При этом доля Украины в обрабатывающей промышленности Российской империи составляла только 15 %. В результате этого индустрия в Украине развивалась односторонне. Предприятий текстильной промышленности почти совсем не было. Слабо развивались химическая и полиграфическая отрасли промышленности. Металлообрабатывающие предприятия, расположенные в Украине, не обеспечивали элементарных потребностей населения. Даже проволоку и гвозди на Приднепровье завозили из России.

Несмотря на сравнительно быстрые темпы промышленного развития, Украина, как и Российская империя в целом, продолжала оставаться отсталой в технико-экономическом отношении. По сравнению с дореформеним периодом развитие промышленности в Украине в конце XIX - начале XX в. следует признать чрезвычайно быстрым. Если же исходить из возможностей промышленного развития, которые открывал тогдашний уровень науки, техники, культуры, то следует признать, что в украинской экономике в начале XX в. существенных качественных изменений не произошло. Индустриализация не была завершена, ее прервала первая мировая война.

Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик

СОДЕРЖАНИЕ

1. Экономическая история Украины и мира - Лановик
2. КНИГА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ МИРА Часть И ХОЗЯЙСТВО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (с древнейших времен до IV в. н.э.) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
3. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 2.1. Особенности восточного рабства
4. 2.2. Хозяйство Древней Греции
5. 2.3. Античный Рим: экономические причины расцвета и упадка
6. 2.4. Хозяйство скифов, греческих и римских колоний Северного Причерноморья
7. Часть II ХОЗЯЙСТВО В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО ЕВРОПЫ В V - XV вв. 1.1. Землевладение и сеньйоріально-крестьянские отношения
8. 1.2. Агрокультура и сельскохозяйственная техника
9. 1.3. Средневековый город, развитие ремесла
10. 1.4. Торговля. Кредит. Финансы
11. Часть III СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ И ПОСТШДУСТРІАЛЬНОЇ ШОХ (XVI ст. - до наших дней) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО СТРАН ЕВРОПЫ, США В ПЕРИОД ГЕНЕЗИСА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (XVI - XVIII вв.) 1.1. Основные аспекты развития хозяин
12. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА в XIX - начале XX вв. 2.1. Промышленный переворот
13. 2.2. Индустриализация
14. 2.3. Особенности аграрного развития
15. 2.4. Международные экономические отношения
16. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО МИРА В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД 3.1. Преодоление экономических следствий первой мировой войны и стабилизация хозяйства
17. 3.2. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и экономическое развитие в 30-х годах XX ст.
18. Раздел 4. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (1939 p. 90-е годы XX ст.) 4.1. Экономика стран мира в годы второй мировой войны
19. 4.2. Динамика и структурные изменения хозяйственного развития второй половины 40-90-х годов XX ст.
20. 4.3. Индустриализация сельского хозяйства
21. 4.4. Международные экономические отношения
22. 4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономический розвиток4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономическое развитие
23. КНИГА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ПРАИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА И КНЯЖЕСКИЙ ПЕРИОД
24. 1.1. Процесс феодализации крестьян и земельные отношения
25. 1.2. Ремесла. Города
26. 1.3. Торговля. Финансы
27. Раздел 2. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XVI-XVIII вв. 2.1. Аграрные отношения в Украине в XVI - первой половине XVII вв.
28. 2.2. Аграрная эволюция украинских земель во второй половине XVII - XVIII вв.
29. 2.3. Мануфактурный период украинской промышленности
30. 2.4. Развитие украинского национального рынка. Финансы
31. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XIX - в начале XX ст. 3.1. Промышленный переворот
32. 3.2. Индустриализация
33. 3.3. Промышленное развитие западноукраинских земель
34. 3.4. Сельское хозяйство Украины в дореформенный период
35. 3.5. Аграрные реформы и развитие сельского хозяйства в 60-х годах XIX ст. - в начале XX ст.
36. 3.6. Зарождение и развитие кооперативного движения
37. 3.7. Внутренняя и внешняя торговля
38. 3.8. Финансы и кредит
39. Раздел 4. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1914 - 1939 гг. 4.1. Экономическое положение Украины в 1914 - 1921гг.
40. 4.2. Новая экономическая политика в Украине
41. 4.3. Индустриализация и коллективизация: позитивные и негативные последствия
42. 4.4. Западноукраинские земли в 20-30-х годах Хх века.
43. Раздел 5. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1939 г. - 90-е годы XX века. 5.1. Хозяйство Украины в годы второй мировой войны
44. 5.2. Восстановление и развитие промышленности
45. 5.3. Сельское хозяйство
46. 5.4. Финансы, кредит, добробут
47. 5.5. Участие Украины в мировом хозяйстве
48. 5.6. Экономика независимой Украины
49. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
50. Историко-экономические термины

На предыдущую