lybs.ru
Относитесь к сатире с юмором. / Данил Рудый


Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик


3.3. Промышленное развитие западноукраинских земель

На захваченных империей Габсбургов украинских землях, особенно в Восточной Галиции, в первой половине XIX в. развивались традиционные отрасли промышленности: текстильная, кожевенная, соляная, железорудная, табачная, лесная. Не было деревни или поместья, где бы не производили полотно. В Жовковском, Бережанском и других округах открылись суконные мануфактуры. Основывались новые папирни, гуты, керамические, железоделательные предприятия, литейные заводы, особенно в Стрыйском округе. В Винниках и Монастыриске работали табачные мануфактуры, на которых в 1812 г. было занято 1320 рабочих.

Распространенной отраслью промышленности было винокурение. В 1836 г. в Галиции и на Буковине насчитывалось 4000 винокурен, которые производили свыше 19,2 млн австрийских ведер водки, 1845 г. - соответственно почти 1512 и 12,2, 1850 p. - 990 и почти 10 млн. Помещичье водочное производство приобрело наивысшего развития в 20-х - середине 30-х годов XIX ст. Впоследствии количество винокурен уменьшилась за счет концентрации и совершенствования технологии производства. Старые винокурни постепенно перестраивались, переоснащувалися.

Наряду с ґуральництвом развивалось пивоварение. Хорошо была налажена пивоваренная дело в имениях Ягільницького Ключа на Тернопольщине. Это прежде всего объяснялось наличием сырья - зерна.

Начиная с 20-х годов XIX в. важным источником выгоды западноукраинских землевладельцев становится сахароварения. В 1823 г. в Пужниках недалеко от Станислава была построена первая в крае сахарный завод. Со временем в различных частях западного региона Украины возникло еще несколько сахарных заводов, но большинство из них действовала недолго. Итак, в начале 50-х годов работали только одна большая в Тлумаче (400 рабочих) и небольшая в Устю у Борщова. Всего до середины XIX в. на западноукраинских землях существовало 16 сахарных заводов. В середине 50-х годов Тлумацкая сахарный производила 10-12 тыс. ц и больше сахара-рафинада в год. Она принадлежала предприятий фабрично-заводского типа. В начале 40-х годов здесь был установлен один из первых паровых двигателей в Галичине. Кроме центрального предприятия, Тлумацкая сахарный имела филиалы и многочисленные фабричные сушильни, разбросанные по селам Галицкого Подолья. В 40-х годах на сахарном заводе было занято около 700 рабочих и ремесленников. На 11 фабричных сушилках работало 2000 чел., а на сезонных работах по выращиванию свеклы и разработки леса - почти 3000 рабочих.

Железоделательное производство края было представлено преимущественно руднями. В 1807-1811 гг. на территории Восточной Галиции насчитывалось 12 железных гут, 1825 p. - 15 (семь принадлежали магнатам, семь - государстве, одна - церкви). На них добывалось около 16 тыс. венских центнеров железа. В 20-х годах XIX в. в залізодобувній промышленности Галичины работало 1400 наемных рабочих. Кроме того, на вспомогательных работах (выжигание и транспортировки угля, добычу и доставку руды, подсобные работы) широко использовалась малопродуктивное принудительный труд панщинних крестьян, шахтеров, рудокопов. Продукция железных гут Восточной Галиции в 1841-1848 гг. достигала 66,6 тыс. венских центнеров. Однако этого количества железа не хватало для того, чтобы удовлетворить спрос местных рынков на металлические изделия.

Богатая сырьевая база западного региона Украины способствовала значительному развитию в первой половине XIX в. соледобувної промышленности. Это прежде всего касалось Закарпатья. Добыча соли открытым способом заменился на подземный. Треть среднегодовой добычи соли обеспечивал район Солотвино. На соляных рудниках работало в первой половине XIX в. около 1200 чел., из которых 2/3 составляли немецкие вольнонаемные рабочие.

По объемам производимой продукции до наиболее производительных предприятий этой отрасли в Восточной Галиции принадлежала солеварня в с. Старая Соль. Прикарпатская соль обеспечивала хозяйственные нужды Галичины и Буковины, вывозилась за границу. На солеварнях края в основном використовуваласяе вольнонаемный труд.

Негативно повлиял на молодую западноукраинскую промышленность начало промышленного переворота в германских и чешских провинциях Австрии. Ремесло и мануфактура края не выдерживали конкуренции фабрично-заводской промышленности. Даже сахароварения, которое сначала хорошо развивалось, вскоре в связи с бурным развитием производства сахара в Чехии начало приходить в упадок. В результате антиукраинской политики австрийского правительства и другие причины не было введено в действие построенную в начале 40-х годов суконную фабрику в Заложцах Золочевской округа, а через короткое время после открытия были ликвидированы механические прядильные и ткальні в Яворове, Бродах, Залещиках, Глинянах.

Несмотря на оживление промышленного производства края в ЗО-40-х годах XIX ст., оно и дальше оставалось на ремесленно-мануфактурному уровне. В 1841 г. здесь насчитывалось около 200 предприятий мануфактурного типа (или 3,9 % от их общего количества в Австрии). Они были менее мощные, чем подобные предприятия западных провинций империи, имели более низкий уровень механизации и организации производства.

Не получило достаточного развития и ремесло. В 1841 г. в Восточной Галиции насчитывалось всего 29,4 тыс. ремесленников. На 100 чел. населения здесь приходилось в 3 и даже в 5 раз меньше ремесленников, чем в промышленное развитых западных провинциях Австрии. Растущий спрос на промышленные товары удовлетворялся в значительной мере ввозом их из западных районов империи Габсбургов.

Крестьянская революция 1848 p. расчистила почву для прогрессивных преобразований на западноукраинских землях. В конце 60-х годов в промышленности края началось оживление. Возникли десятки предприятий фабрично-заводского типа. Численно вырос рабочий класс. Однако в 60-70-х годах здесь преобладала небольшая промышленность. Уровень ее механизации был невысок. Это объяснялось слабым развитием промышленности региона еще до крестьянской реформы 1848 p., недостатком предпринимателей, богатых на денежные капиталы, потерей помещиками интереса к промышленности. После крестьянской реформы они вкладывали деньги (выкупные платежи) в основном в сельское хозяйство. Кроме того, на пути развития промышленности в Западной Украине стоял правительство: западно-украинская промышленность была лишена тех налоговых льгот, которыми пользовались новые предприятия в западных провинциях.

Продукция стекольной, фаянсово-фарфоровой, сахарной, текстильной, кожевенной, бумажной, спичечной, машиностроительной отраслей не имела сбыта на рынке, который заполонила более качественная и дешевая продукция фабрично-заводской промышленности западных провинций империи. Те же отрасли промышленности, которые не подвергались жестокой конкуренции (мукомольная, спиртогорілчана, нефтяная и озокеритна, лесопильная, соляная), развивались лучше. Они были сосредоточены на добыче и первичной обработке сырья, то есть на производстве полуфабрикатов, которые вывозились для дальнейшей переработки в западные провинции. Заинтересованы в развитии этих отраслей промышленности австрийские предприниматели уже в 60-х годах начали вкладывать в них капиталы.

В 70-80-х годах под влиянием увеличения спроса на нефтепродукты происходило быстрое переоснащение нефтедобывающей и озокеритной промышленности. Добыча нефти ручным способом, который царил еще в первой половине 60-х годов на Прикарпатье, сменяется новой техникой. Значительное место в промышленности западноукраинских земель принадлежало добыче озокерита. Однако оно не приняло таких масштабов, как добыча нефти, и в начале XX в. начало приходить в упадок. Большое народнохозяйственное значение имел добыча каменной и поваренной соли, который рос из года в год.

В 60-х - начале 70-х годов западноукраинские земли получили железнодорожное сообщение с Западом, что было обусловлено не только экономическими, но и военно-стратегическими соображениями. В 1864 г. железнодорожная колея была доказана с запада через Краков и Перемышль до Львова, через 5 лет - до Черновцов, а в 80-е годы - через Стрый на Закарпатье. Впоследствии она соединила Львов с украинскими землями, которые входили в состав России. Однако железнодорожное строительство, которое в России и странах Запада вызвало бурное развитие тяжелой индустрии, на западноукраинских землях лишь в незначительной степени способствовало развитию производства промышленной продукции, преимущественно лесной и строительных материалов. В результате прокладки дорог, хоть и было уменьшено в несколько раз транспортные расходы на перевозку товаров, западный регион Украины стал легкодоступным источником сырья и рынком сбыта для фабричной промышленности западных провинций монархии Габсбургов.

Итак, фабрично-заводская промышленность западноукраинских земель развивалась однобоко - расширялись добыча и первичная переработка сырья, а не производство готовой продукции. Такое направление диктовал правительство Австро-Венгрии, а также иностранный капитал. Это негативно влияло на ход промышленного переворота, начальный этап которого пришелся на 50-70-е годы XIX в.

В индустриальную эпоху западноукраинские земли вошли со значительными пережитками феодально-крепостнических отношений, что в сочетании с колониальной политикой центральных властей монархии Габсбургов и иностранного капитала тормозило их экономический подъем. Уже. в течение 80 - 90-х годов в регионе возникли десятки средних и крупных предприятий, возросла численность фабрично-заводских рабочих. Быстро развивалась нефтяная промышленность Галиции, особенно с конца 70-х годов. Существенные изменения в нефтедобыче произошли с применением с 1887 p. глубинного бурения. Росло число паровых двигателей. За несколько десятилетий техническая оснащенность труда в нефтедобыче значительно повысилась. В 1904 г. здесь насчитывалось 347 машин, тогда как в 1851 г. во всей галицкой промышленности работало 5 паровых машин. Ускоренное применение машин привело к уменьшению количества рабочих в нефтедобывающей промышленности, в которой в начале XX в. работало в среднем 5857 чел. против 12 тыс. чел. в 1873 p.

В начале XX в. нефтедобывающая промышленность подверглась технической реконструкции. Были закрыты небольшие колодцы, ямы, начали бурить скважины глубиной более 1000 м. Мощность паровых двигателей и двигателей внутреннего сгорания в Дрогобычском и Станиславскому горных округах достигла в 1910 г. около 20 тыс., а в 1913 p. - почти 50 тыс. л.с. Накануне первой мировой войны в нефтедобывающей промышленности использовалось значительно больше паровых двигателей и двигателей внутреннего сгорания, чем во всех других отраслях промышленности в целом. Вследствие применения бурильной техники рос добычу нефти. В 70-х годах он составлял 20-ЗО тыс. т в год, в 80-х годах - 40-70 тыс., в 1900 p. - более 325 тыс., а в 1909 p. - более 2050 тыс. т. Позже он уменьшился, но оставался достаточно высоким и в 1913 г. составил 1,1 млн т. Больше всего нефти добывалось в районах Борислава и Дрогобыча.

Галицкая нефть перерабатывалась на австрийских и венгерских нефтеперегонных заводах. В течение нескольких лет австро-венгерское правительство вообще не позволял строить нефтеперегонные заводы в Восточной Галичине. На вивізну неочищенную нефть ввели более низкие пошлины, чем на вывозимые нефтепродукты, поощряя так нефтедобыча и ограничивая переработку нефти на местах. В 1905 г. в Западной Украине ее очищалось лишь 33,7 %, тогда как в австрийских провинциях, что не имели собственной нефти, - 42,5 %. Это был один из проявлений торможения монархией Габсбургов развития промышленности колоний - Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья;

Добыча каменной и поваренной соли в Галичине в 1861 г. составил 65 тыс. т, в 1900 г.- 145 тыс., в 1908 p. - более 1800 тыс. т. Западная Украина давала 64 % добычи соли в Австро-Венгрии. Добыча соли была государственной монополией. Правительство устанавливал на нее высокие цены, и большинство крестьян страдало от "соляного голода".

С конца 80-х годов XIX в. в районе Карпат быстро начала развиваться лесопильная промышленность. В конце XIX в. ежегодное рубки леса здесь достигло более 6 млн м2. Почти 2/3 его составляла деловая древесина, подавляющее большинство которой вывозилась за пределы края. В начале XX ст. Галичина ежегодно экспортировала 80-85 тыс. вагонов лесоматериалов. Мощность паровых двигателей на галицких лесопилках, которая в 1870 г. не превышала 120 л.с., в 1885 г. достигла 1,6 тыс., а в 1890 p. - 2,2 тыс. л.с. Это составляло 2/5 мощности всех паровых двигателей перерабатывающей промышленности края. Еще больше усилилось развитие лесопиления на рубеже XIX-XX вв. На западноукраинских землях в то время действовало около 100 лесопильных заводов, на каждом из которых работало более 20 чел.

Темпы роста мебельного производства и других отраслей деревообрабатывающей промышленности были очень медленными. Иностранный капитал не проявлял заинтересованности в их развитии, поскольку для этого нужны были значительные капиталовложения. Поэтому в Западную Украину приходилось ввозить готовые изделия из дерева. Даже бочки для пива в этот регион поставлялись из Чехии и Америки.

Шаг вперед сделало лісохімічне производство. В конце 60-х годов в Великом Бычкове на Закарпатье был построен первый, в 1880 г. в Турьи Быстром - второй, а в начале 90-х годов в Перечине - третий лесохимических заводы. Это были большие на то время предприятия, которые в конце XIX в. насчитывали по 300-600 рабочих и вместе на год перерабатывали около 300 тыс. складометров древесины. В начале XX в. было введено в действие лесохимических заводы в Сваляве и Выгоде.

Незначительные изменения произошли в большинстве отраслей пищевой промышленности региона. К середине 70-х годов крупный сахарный завод в Тлумаче и меньше в Устю прекратили производство. Лишь в конце XIX в. возникли два сахарных завода на Буковине. В 1913 г. начал работать сахарный завод в галицком городе Ходорове.

В начале XX в. на западноукраинских землях действовало 5 крупных государственных табачных фабрик (четыре в Восточной Галичине и одна на Закарпатье). Австро-венгерское правительство и здесь проявил свое колонизаторском лицо. Западноукраинские фабрики лишь в незначительной степени обеспечивали местные потребности в табачных изделиях и подавляющая часть их завозилась из центральных районов монархии Габсбургов.

Продукция легкой промышленности западноукраинских земель не могла успешно конкурировать с австрийскими, венгерскими и зарубежными промышленными изделиями и развивалась медленно. Отставало, в частности, текстильное производство. Так, в Восточной. Галичине в конце XIX - начале XX в. действовало лишь несколько текстильных предприятий. На крупнейших из них было занято по несколько десятков рабочих.

В западноукраинских землях тяжелой промышленности почти не существовало. Машиностроение было развито слабо. В Закарпатье - в Длинном, Кобылецкой Поляне и Фридешові действовали металлургические заводы, где выплавляли чугун. На этих предприятиях использовалась устаревшая техника. Только завод в Кобылецкой Поляне был несколько модернизирован в течение 1908-1912 гг. в связи с использованием машин. На нем производились колеса для паровозов, небольшие металлические вещи - топоры, лопаты и т.д. С 90-х годов XIX в. обнаружились признаки концентрации производства на западноукраинских землях. Одним из проявлений этого было образование в 1892 p. картеля с целью нормирования цен на нефть. Только в течение 1905-1906 гг. возникло более 50 акционерных компаний по добыче нефти, крупнейшими из которых были "Галицкое-Карпатское общество" с капиталом 16 млн крон, компания "Сходница" с капиталом 10 млн крон, компания "Галичина" с капиталом 6 млн крон.

В первом десятилетии XX в. в нефтяной промышленности ускорился процесс концентрации предприятий. Количество их с 344 в 1907 p. (Сократилось до 254 в 1910 p. Наибольшие 15 предприятий производили 75 % нефти, добываемой в Галичине.

В деревообрабатывающей промышленности Закарпатья с 1882 г. действовал синдикат "Мундус". Акционерный капитал синдиката составлял в 1910 p. Из млн, а в 1916 г. - 7,3 млн крон. Крупнейший химический завод в Сваляве, построенный в 1910 - 1911 гг., принадлежал будапештской компании "Сольвей", акционерами которой кроме австрийских были английские, французские и американские предприниматели.

Создав банки, акционерные общества, концерны и другие монополистические объединения, иностранные предприниматели овладели основными отраслями промышленности Западной Украины, прежде всего нефтяной.

Сначала господствующее положение в ней принадлежало австрийским предпринимателям, но с начала XX в. начал поступать немецкий капитал, а впоследствии американский и английский капиталы. В 1911 г. английским капиталистам лишь в Бориславе принадлежала 71 скважина с 363, которые давали 1/4 нефтедобычи Бориславского бассейна. В 1912 г. немецкие и английские фирмы объединились в концерн, который сосредоточил в своих руках 1/3 добычи нефти в бассейне, завладел всеми нефтепроводами этого района, четырьмя из семи крупными нефтеперерабатывающими заводами. В 1913 г. в нефтяную промышленность Прикарпатья начал усиленно проникать и французский капитал. Накануне первой мировой войны вложенный в нефтедобывающую промышленность Прикарпатья капитал оценивался в 310 млн австрийских крон, из них почти 1/3 приходилась на австрийский капитал, 1/5 - на английский, по 12-15 % - на немецкий, французский и местный галицкий, по 2 % - на американский и бельгийский.

Австрийский капитал занимал ведущие позиции в лесопильной и деревообрабатывающей отраслях промышленности. Иностранные предприниматели скупали на западноукраинских землях тысячи гектаров леса. Хищническая разработка лесных массивов приводила к уменьшению их площадей. Только за 1912 г. они сократились более чем на 1 100 га.

С начала XX в. австро-венгерская промышленность, в которой преобладали картели, особенно настойчиво начала диктовать свою волю западноукраинской экономике. Картели поглощали в Восточной Галичине все предприятия, существование которых было для них нежелательным. Почти невозможно было строительство новых фабрик и заводов, если это противоречило интересам соответствующих монопольных объединений.

Развитие промышленности, рост внутреннего рынка на западноукраинских землях требовали совершенствования путей сообщения. Однако власти не спешили с их строительством. Строительство железных дорог, как и в предыдущие десятилетия, велось преимущественно из стратегических соображений. В течение 1870-1910 гг. железнодорожная сеть во всей Галичине выросла на 1430 км. В 1910 г. она составляла 4120 км. Несмотря на это, западноукраинские земли были хуже обеспечены железными дорогами, чем развитые страны Европы, а также западные провинции Австро-Венгрии. В 1900 г. в Галичине на 1 тыс. км2 территории приходилось всего 45,7 км железных дорог, а на Буковине - 46,6, тогда как в Нижней Австрии - 98,8, а в Богемии - 114,1 км. В конце XIX в. протяженность железных дорог на Закарпатье составляла 500 км (3,3 % всех железнодорожных линий Венгрии).

Тенденциозное отношение австро-венгерских правительственных и финансовых кругов к нуждам экономического развития западноукраинских земель оказывалось и в железнодорожно-тарифной политике. На первом промышленном съезде в Кракове в 1901 г. указывалось, что и государственные, и частные железные дороги своей системой транспортных тарифов поставили западноукраинские предприятия в неравное положение по сравнению со своими австро-венгерскими конкурентами.

Экономическая отсталость западноукраинских земель сказывалась на социальной структуре населения. Крупных городов было немного. В начале 40-х годов XIX в. свыше 10 тыс. чел. имели, кроме Львова (61 тыс. чел. в 1850 г.), лишь 8 городов - Броды (18 тыс.), Тернополь (18 тыс.), Черновцы, Дрогобыч, Станислав, Самбор, Коломыя и Перемышль (по 10-12 тыс.). Крупнейшие города Закарпатья - Ужгород, Мукачево, Марамош, Сигет - насчитывали в конце 40-х годов по 6-7 тыс. чел.

В конце XIX - начале XX в. выросло городское население Западной Украины. Так, количество жителей 19 галицких городов в течение 1880-1910 гг. увеличилась на 62,8 %. В 1880 г. доля жителей городов во всем населении составляла 17,1,ав 1910г. - 19,8%. Быстрее всего росло население Львова. Если взять 1850 г. за 100, то в 1910 г. население города увеличилось на 286,5 %.

В целом население западноукраинских городов росло в сравнительно небольших величинах, что свойственно аграрным провинциям. Так, на Закарпатье в течение 1869-1910 гг. городское население увеличилось на 71 %, тогда как все население выросло на 45 %.

Торгово-промышленное население за этот период росло значительно быстрее.

Несмотря на рост населения городов, западноукраинские земли были отсталыми провинциями Австро-Венгерской империи. В промышленности Галиции в начале XX в. было занято лишь 9 % населения, а в сельском хозяйстве - 77 %. На Буковине в 1900 г. сельским хозяйством было занято 75 % населения. В Закарпатской Украине в промышленности работало не более 5 % населения.

Изложенное свидетельствует, что экономика западноукраинских земель была отсталой. Энергоресурсы всей Австрии в конце XIX в. составляли 1 016 420 л.с. А на Галичину, в которой проживало почти 1/3 населения Австрии, приходилось лишь 56 500 л.с., или 5,57 %. Незначительное количество паровых машин работала на предприятиях Закарпатья. В 1905 - 1909 гг. их насчитывалось всего 128 против 119 в конце XIX ст. На предприятиях Буковины в 1889 г. было 297 паровых машин, что составило 0,9% от их количества в Австрии в целом. Большое значение для дальнейшего технического прогресса промышленности имело строительство в начале XX в. во Львове достаточно большой (мощностью 10 тыс. кВт) электростанции. В ряде других городов были введены в действие меньшие электростанции. Повышение уровня механизации производства способствовало значительному повышению производительности труда, росту в несколько раз выпуска продукции фабрично-заводской промышленности, усилению и роли в экономике края.

В начале XX в. на западноукраинских землях всеми видами промышленной деятельности было занято около 300 тыс. чел. Из них промышленные рабочие составляли 62 - 63 тыс. чел. Они работали на 700 фабрично-заводских предприятиях. В Восточной Галиции действовало 600 промышленных предприятий фабрично-заводского типа, на которых было занято около 40 тыс. рабочих. На железных дорогах и государственных предприятиях работало 6-8 тыс. чел. На Буковине в 1910 г. насчитывалось 35,5 тыс. рабочих, в том числе 13,6 тыс. промышленных. Половину из них составляли фабрично-заводские рабочие, которые концентрировались на 80 предприятиях. На Закарпатье численность фабрично-заводских рабочих в 1910 p. приближалась к 7 тыс. чел.

Отраслевая структура западноукраинской промышленности оставалась однобокой и имела характер, типичный для колониальных территорий. Главную часть продукции давали отрасли, занимающиеся добычей и первичной переработкой местного сырья, - лесная, лесопильная и нефте-озокеритна. Другие отрасли были развиты очень слабо. Это означает, что несмотря на значительные сдвиги в конце XIX - начале XX в. становление фабрично-заводской промышленности на западноукраинских землях еще не завершилось.

В целом промышленность украинских земель, находившихся в составе Австро-Венгрии, в течение XIX - начале XX эт. сделала значительные шаги вперед. Однако если в Восточной Украине шел процесс индустриализации, то экономическое развитие западноукраинских земель был на значительно более низком уровне. Промышленный переворот здесь, начавшись позже, чем в Восточной Украине, проходил медленнее и до начала первой мировой войны еще не завершился. Западный регион, как и вся Украина в начале XX ст., существенно отставал от передовых стран мира. Это стало результатом прежде всего грабительской антиукраинской политики Австро-Венгерской империи, наличия многих пережитков Средневековья, засилье иностранного капитала. Без политической независимости Украины не могли в полной мере расти новые тенденции в социальном и экономическом развитии. Он был типичным для колониальных империй.

Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик

СОДЕРЖАНИЕ

1. Экономическая история Украины и мира - Лановик
2. КНИГА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ МИРА Часть И ХОЗЯЙСТВО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (с древнейших времен до IV в. н.э.) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
3. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 2.1. Особенности восточного рабства
4. 2.2. Хозяйство Древней Греции
5. 2.3. Античный Рим: экономические причины расцвета и упадка
6. 2.4. Хозяйство скифов, греческих и римских колоний Северного Причерноморья
7. Часть II ХОЗЯЙСТВО В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО ЕВРОПЫ В V - XV вв. 1.1. Землевладение и сеньйоріально-крестьянские отношения
8. 1.2. Агрокультура и сельскохозяйственная техника
9. 1.3. Средневековый город, развитие ремесла
10. 1.4. Торговля. Кредит. Финансы
11. Часть III СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ И ПОСТШДУСТРІАЛЬНОЇ ШОХ (XVI ст. - до наших дней) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО СТРАН ЕВРОПЫ, США В ПЕРИОД ГЕНЕЗИСА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (XVI - XVIII вв.) 1.1. Основные аспекты развития хозяин
12. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА в XIX - начале XX вв. 2.1. Промышленный переворот
13. 2.2. Индустриализация
14. 2.3. Особенности аграрного развития
15. 2.4. Международные экономические отношения
16. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО МИРА В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД 3.1. Преодоление экономических следствий первой мировой войны и стабилизация хозяйства
17. 3.2. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и экономическое развитие в 30-х годах XX ст.
18. Раздел 4. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (1939 p. 90-е годы XX ст.) 4.1. Экономика стран мира в годы второй мировой войны
19. 4.2. Динамика и структурные изменения хозяйственного развития второй половины 40-90-х годов XX ст.
20. 4.3. Индустриализация сельского хозяйства
21. 4.4. Международные экономические отношения
22. 4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономический розвиток4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономическое развитие
23. КНИГА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ПРАИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА И КНЯЖЕСКИЙ ПЕРИОД
24. 1.1. Процесс феодализации крестьян и земельные отношения
25. 1.2. Ремесла. Города
26. 1.3. Торговля. Финансы
27. Раздел 2. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XVI-XVIII вв. 2.1. Аграрные отношения в Украине в XVI - первой половине XVII вв.
28. 2.2. Аграрная эволюция украинских земель во второй половине XVII - XVIII вв.
29. 2.3. Мануфактурный период украинской промышленности
30. 2.4. Развитие украинского национального рынка. Финансы
31. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XIX - в начале XX ст. 3.1. Промышленный переворот
32. 3.2. Индустриализация
33. 3.3. Промышленное развитие западноукраинских земель
34. 3.4. Сельское хозяйство Украины в дореформенный период
35. 3.5. Аграрные реформы и развитие сельского хозяйства в 60-х годах XIX ст. - в начале XX ст.
36. 3.6. Зарождение и развитие кооперативного движения
37. 3.7. Внутренняя и внешняя торговля
38. 3.8. Финансы и кредит
39. Раздел 4. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1914 - 1939 гг. 4.1. Экономическое положение Украины в 1914 - 1921гг.
40. 4.2. Новая экономическая политика в Украине
41. 4.3. Индустриализация и коллективизация: позитивные и негативные последствия
42. 4.4. Западноукраинские земли в 20-30-х годах Хх века.
43. Раздел 5. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1939 г. - 90-е годы XX века. 5.1. Хозяйство Украины в годы второй мировой войны
44. 5.2. Восстановление и развитие промышленности
45. 5.3. Сельское хозяйство
46. 5.4. Финансы, кредит, добробут
47. 5.5. Участие Украины в мировом хозяйстве
48. 5.6. Экономика независимой Украины
49. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
50. Историко-экономические термины

На предыдущую