lybs.ru
В летописях нет упоминаний о веселых людей. / Павел Загребельный


Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик


3.7. Внутренняя и внешняя торговля

В течение XIX - начале XX в. произошли изменения в ярмарочной торговле. В Украине, как и в других частях монархии Романовых, была очень густая сеть ярмарок. Каждый более-менее значительный населенный пункт находился в пределах этой сети, находился в сфере ее влияния. В первой половине XIX в. насчитывалось более 2 тыс. ярмарок, на начало 1895 г. количество их возросло в 1,8 раза, за 10 лет (1895-1904) - с 4250 до 5600.

Как и ранее, ярмарки проходили во все времена года - зимой, весной, летом и осенью. В связи с отсутствием усовершенствованных путей сообщения и отсталостью средств транспортировки крупнейшие торговые операции на ярмарках проводили в январе, феврале, июне, июле, августе, когда грунтовые дороги были наиболее удобны для транспортировки грузов.

Торговые обороты отдельных ярмарок были различными: от нескольких сот до нескольких миллионов рублей. По данным отчетов губернаторов правительству, накануне реформы 1861 г. в Украине на ярмарки было завезено товаров на сумму 110,5 млн руб., а продано - на 56,7 млн руб. На начало 1895 p. продажа товаров вырос в 1,25 раза.

В течение 1895-1904 гг., по значительно заниженным данным, сумма стоимости привезенных товаров на ярмарки Украины увеличилась с 143,2 до 260 млн руб. Если считать мелкими ярмарки с привозом товаров на сумму до 5 тыс. руб., средними от 5 до 100 тыс. руб. и крупными свыше 100 тыс. руб., то в 1863 г. в Украине насчитывалось мелких ярмарок 1064, средних - 972 и больших - 8.

В Харьковской губернии в 1845 г. произошло 440 ярмарок, из которых на города приходилось 79 и на села - 361. Однако из 34 035 тыс. руб. торгового оборота сельские ярмарки имели 1/10, а городские - 9/10.

Мелкие городские, местечковые и сельские ярмарки обслуживали сравнительно небольшой район, в основном окрестные населенные пункты.

Здесь вели торговлю в основном местными товарами в розницу. В этих ярмарках, принимало участие почти все местное население. Постоянной фигурой на мелких ярмарках был торговец-скупщик. Особенно нужны эти ярмарки были в сельских местностях, где была слабо развита постоянная торговля, сбыт сельскохозяйственных продуктов, крестьянских промышленных изделий не приобрел организованный характер. Продолжительность таких ярмарок ограничивалась одним-двумя днями.

Большие городские ярмарки обслуживали хозяйственно-административные регионы Украины, объединяли их в одно экономическое целое, также втягивали украинские земли в систему всероссийского рынка, были важными пунктами всероссийского обмена. На этих ярмарках широко практиковали оптовую торговлю, в которой главная роль принадлежала купцам и помещикам. На большие городские ярмарки привозили товары почти из всех украинских губерний, многих центральных губерний России, из Белоруссии, Польши, Прибалтики.

Менялись формы и методы торговли на ярмарках. Шире применяли оптовую торговлю по образцам, в форме аукционов. Например, на Киевской контрактовой ярмарке куплю-продажу осуществляли в основном в форме контрактов (договоров) на товары, что были на местах производства (хлеб, сахар, металл, уголь и др.).

Некоторые оптовые ярмарки сокращали объем товарооборота, а некоторые, наоборот, с проведением железных дорог расширяли торговлю, превращались в межрайонные и всероссийские торговые пункты.

На оптовых ярмарках прежде всего усилилась тенденция специализации торговли. Среди сравнительно большого ассортимента (более 40 наименований) выделялся один или несколько видов товаров, которые определяли специфику того или иного ярмарке. Да, Харьков был главным центром торговли изделиями текстильной промышленности. Уже в конце XIX в. на трех ярмарках - Хрещенському, Покровском и Успенском - мануфактура составляла 40 % привезенных и 70 % всех проданных товаров. С начала XX в. эти ярмарки специализировались на торговле шкурами и обувью, которые составляли не менее чем 10 % общей стоимости выставленных здесь товаров и почти всегда розкуповувались.

Свою товарную специфику имел Киевский контрактовый ярмарок. Он был не только традиционным местом привоза и сбыта разнообразных товаров с украинских и российских губерний, но и славился оптовыми операциями купли-продажи сельскохозяйственной продукции (сахара, зерна).

Ярмарки на юге Украины (Петропавловский в Ярмолинцах, Успенский в Никополе) также специализировались на операциях с зерном, которое большими партиями отсюда отправляли в черноморские порты на экспорт. Большое значение во внутренней торговле имели также сельские и городские базары, торги. В течение первой половины XIX в. количество базаров в городах Украины значительно выросла за счет как устройство базаров в городах, где они раньше не собирались, так и увеличение базарных дней там, где уже были базары.

На время реформы 1861 г. в городах Украины был 12 141 базар, причем один раз в неделю базары проходили в 34 городах, два раза в неделю - в 41, три раза в неделю

- в 13 и ежедневно в 9 городах.

Среди местечковых выделились базары в городках Ставище (Таращанский уезд), Смела, Городище (Черкасский уезд), Таганчі (Каневский уезд) Киевской губернии. В городе Ставище (принадлежало графу А. Браницкому) базары происходили через каждые две недели. Здесь торговали солью, рыбой, скотом, мелкими товарами и особенно хлебом. В конце 40-х - начале 50-х годов на этих базарах ежегодно в среднем продавали товаров на сумму 25-ЗО тыс. руб. Значительный торговый оборот на базарах в Смеле, Городище и Таганчі был обусловлен прежде всего тем, что здесь находились большие на то время промышленные предприятия со значительным количеством рабочих.

Базары были важным звеном в тогдашней торговой системе. Через базары в значительной степени обменивали промышленные и сельскохозяйственные товары, осуществляли экономическая связь между городом и деревней.

Наиболее ходовыми из местных товаров на украинских базарах были зерно и скот. Торговлей хлебом в основном занимались торговцы-скупщики. Посещая сельские базары, городские торги и ярмарки, они скупали хлеб у крестьян и землевладельцев, а затем перепродавали его оптовым торговцам или непосредственно сбывали на внутреннем или внешнем рынках. Если в первые пореформенные годы базары открывали преимущественно в городах, то в 80-90-х годах

- и в большинстве сел. В 1900 p. базары собирались в 940 пунктах и торговали в целом 77 тыс. дней на год. В 1913 г. в украинских губерниях рынки функционировали в 1300 городах и других населенных пунктах свыше 110 тыс. дней.

В крупных городах действовало ежедневно несколько базаров. Так, в конце XIX в. в Киеве их было 6, в Харькове и Одессе - по 5. Расширился ассортимент товаров. Наряду с продуктами земледелия и животноводства, которые производили для продажи помещичьи, кулацкие и крестьянские хозяйства, все больше появлялось на рынке промышленных изделий. Рост транспорта, особенно железнодорожного, способствовало расширению географии торговли: на базары доставляли товары не только из близких местностей, но и из отдаленных губерний.

В 1913 p. ежедневные обороты рынков крупных торгово-промышленных городов, таких как Одесса, составляли не менее 10,4 тыс. руб., Киева и Харькова - 2,5-3 тыс. руб., административных центров экономически менее развитых губерний (например Житомира) - в среднем 1,5 тыс. руб., уездных городов - 0,8-1 тыс. руб. за каждый базарный день, а в селах - от 0,1 до 0,2 тыс. руб.

В украинских губерниях по сравнению с другими регионами Российской империи быстро росло постоянная торговля, которая с 80-х годов XIX в. преобладала. Развитие парового флота, строительство железных дорог ускорили и удешевили доставку товаров непосредственно потребителю, сделали в конце концов ненужным посредничество многих ярмарок и бывших гужевых перевалочных пунктов. Количество постоянных торговых предприятий (магазинов, магазинов, складов, кабаков, корчм) быстро увеличивалось. Если в 1861 г. в Украине их насчитывалось 33,2 тыс., то в 1900 p. - почти 87 тыс.

В условиях быстрого индустриального развития стационарная торговля приобрела новых форм. Неуклонно рос ее объем увеличивался ассортимент товаров. В торговле, как и в промышленности, происходили концентрация капиталов, постепенное вытеснение из оптовой и розничной торговли мелких и средних торговцев. Это, в частности, осуществлялось созданием крупных универсальных и багатофілійних магазинов.

Росло количество магазинов и лавок, торговавших оптом и в розницу, ларьков, палаток, различных предприятий по продаже водки, вина, табака и т.д.

Во внутренней торговле Украины все возрастающую роль играли товарные биржи, которые начали возникать еще в дореформенный период. Они очень часто образовывались по оптовой ярмарочной торговли и часто заменяли ее. Биржа как особая форма рынка исторически образовалась в условиях промышленного развития. Для нее были характерны регулярные, приуроченные к определенному месту и времени деловые собрания, на которых осуществляли торговлю на основе заключения соглашений, которые подчинялись специальным правилам, и устанавливали цены, прийнятні. для участников операции. В 1870 г. в Украине действовала одна товарная биржа, а в 1904 г. - 6. В начале XX в. основания бирж продолжалось.

Среди бирж по объемам операций выделялись Киевская и Одесская. Єлизаветградська и Николаевская биржи проводили операции по купле-продаже зерна.

В январе 1902 г. было основано Харьковскую каменноугольную и залізоторгову биржу. Создание ее было, с одной стороны, следствием быстрого промышленного развития Юга Украины, а с другой - недостаточной оперативностью промышленных предприятий с учетом конъюнктуры местного рынка в Украине, так и внутреннего рынка Российской империи. Позднее, когда образовались и начали господствовать в экономике Украины такие монополии, как "Продамет" и "Продуголь" и другие, Харьковская биржа превратилась в организацию крупного торгово-промышленного капитала и способствовала утверждению его господство на внутреннем рынке монархии Романовых. Через эту биржу осуществляли миллионные сделки по сбыту минерального топлива, руды, железа. Особенно крупными были сделки "Продамета" и "Продуголь". Даже в не самые благоприятные для хозяйства годы (1905, 1906, 1907 гг.) через биржу было заключено соглашения на продажу угля и железа - соответственно на 1 230 827, 2 279 177, 1 343 000 руб.

Украина все больше втягивалась в сферу общероссийских внешнеторговых связей, в систему мирового рынка. Наличие большого количества товарного зерна в Украине и повышение спроса на него со стороны западноевропейских государств обусловили быстрый рост вывоза зерна, особенно пшеницы, из черноморско-азовских портов.

Больших объемов приобрел вывоз украинского зерна в 1816 - 1817 гг., когда в Западной Европе был голод. В конце 50-х годов 81 % продукции украинского земледелия, что экспортировали через черноморско-азовские порты, составляла пшеница. В совокупности экспорта ее доля равнялась 68 %.

Росту торговли через черноморско-азовские порты, большинство которых было на территории Украины, способствовала как внешняя торговая политика царского правительства, так и предоставление этим портам некоторых привилегий. Так, в 1782 г. с целью расширения торговли через эти порты царское правительство издало распоряжение об уменьшении там на 1/4 таможенных сборов.

Ряд торговых привилегий было предоставлено Одессе. Например, в 1804 г. было разрешено провозить товары транзитом через Одессу в Молдавию, Валахию, Австрию и Пруссию, а также за море. Царским манифестом от 10 мая 1817 г, Одессе "подарено" на 30 лет порто-франко, то есть право беспошлинного вывоза и ввоза товаров. Как следствие, Одесса стала местом складирования иностранных товаров, расходились отсюда не только в Россию, но и в Польшу, через транзит - в Австрию, через Кавказ в Персию. В Одессе организовывали банкирские дома, обороты которых охватили все побережье Черного и Азовского морей: одесское купечество стало быстро богатеть. Введение порто-франко способствовало превращению Одессы в один из важнейших портов Российской империи. Импорт товаров через Одесский порт постоянно рос. Так, если в 1802 г. сюда было ввезено иностранных товаров на сумму 719 тыс. руб., то в 1860 г. на 14 766 тыс. руб., причем вывоз в 1860 г. уступал по объему ввоза многим предыдущим годам. Значительные обороты во внешней торговле имели такие южные порты, как Бердянск, Мариуполь, Херсон.

Украине и России принадлежала большая роль в российском экспорте. Об этом свидетельствуют такие данные: в 1861-1865 гг. из европейских морских портов и сухопутных таможен России в среднем вывозили около 75 млн пудов зерна, из которых на черноморско-азовские порты приходилось 45,5 млн пудов, или 60,6 % общего вывоза. В 1891-1895 гг. вывоз зерна из России уже составил 377,5 млн пудов, из которых на чорноморськоазовські порты приходилось 288,3 млн пудов, или 76,5%.

Наряду с продуктами земледелия с Украины отправляли на экспорт большое количество продуктов животноводства. Вывозили лошадей, крупный рогатый скот, овец, свиней, шерсть, кожи, сало, мясо, масло и т.д. Только из Одессы в 1896 - 1890 гг. ежегодно отправляли в среднем по 74,3 тыс. овец. Через европейские границы России в 1861-1865 гг. вывозили шерсти 1188 тыс., а в 1886-1890 гг. - 1839 тыс. пудов. Украина давала более 50 % общего ее вывоза из России, в частности основную часть мериносної породы.

Еще выше стала доля Украины во внешнеторговом обороте Российской империи в начале XX ст. Экспорт из Украины превышал импорт. В 1900 г. торговый баланс составил активное сальдо 367 млн руб., 1901 г. -740, 1902 p.

- 468, 1904 p. - 287, 1905 г. - ЗОИ млн руб. В течение 1909-1914 гг. среднегодовое активное сальдо достигало 319 млн руб. Из этой суммы 262 млн приходилось на торговлю с заграницей и 57 млн на торговлю с Россией и другими краями империи Романовых. За 1912 г. активное торговое сальдо Украины составляло 528,1 млн руб. Стоимость украинского экспорта в 1913 г. составила 1022,8 млн руб, сумма импорта

- 648 млн руб., активное сальдо - 374,8 млн руб.

В общем экспорте России в то время доля Украины составляла почти 26 %, а в импорте - 11,5 %. За пределы империи Романовых с Украины вывозили пер'еважно продукты сельского хозяйства, в Россию - промышленное сырье и полуфабрикаты. Стоимость экспортируемых из России сельскохозяйственных продуктов в течение 1909-1911 гг. составляла 85 % всего экспорта, в том числе Украина давала почти 50 % вывоза зерна. Первое место в украинском экспорте занимал сахар. В 1913 г. его стоимость составляла 267,4 млн руб., зерна и муки - 235,3 млн, руд и необработанных металлов - 115,4 млн руб. Из всех товаров, которые вывозили из Украины в Россию, 75 % их стоимости составляли промышленные материалы. Такая политика российского царизма тормозила экономический прогресс Украины.

В системе мер царского самодержавия, направленных на колониальное зависимость Украины, немаловажная роль отводилась таможенному тарифу 1822 г. Его целью было укрепление коренной русской промышленности и превращение Украины на монопольный рынок российского текстиля. Главная цель этого тарифа, несмотря на многочисленные дополнения, оставалась неизменной и в последующие годы. Его положение лишили Украину возможности ввозить необходимые ей товары из-за границы. Высокие пошлины ставили украинский рынок в зависимость от доставки товаров по России. Это прежде всего изделия текстильной промышленности, которые позже частично завозили в Украину и из польских промышленных центров, что были в пределах империи Романовых. Так, уже в 1834 г. российская промышленность поставила в Украину 85,9 % общего количества экспорта текстильных товаров. Текстильные изделия были основным предметом украинского импорта во второй половине XIX ст. - в начале XX ст. Из общей суммы украинского импорта, которая в течение 1909-1911 гг. составила 471 млн руб., на текстильные изделия приходилось 208 млн. Однако продукция текстильных предприятий Украины составляла чуть более 8 млн руб. Русские купцы благодаря протекции правительства освоили крупные украинские ярмарки - киевский, харьковский, лубенский, полтавский и другие, которые регулировали торговлю России с Украиной тканями.

Важная роль во внутренней и внешней торговле принадлежала купцам, численность которых в течение 1816-1856 гг. увеличилась с 18,2 тыс. до 104 тыс. Росли суммы капиталов, которые сосредоточивались в их руках. В пореформенный период, несмотря на концентрацию торгового капитала, значительно увеличилось количество людей, деятельность которых была в той или иной степени связана с торговлей. В течение 60 - 70-х годов выросли численно и увеличили свои капиталы купцы. Если на 1861-1862 гг. в городах Украины было более 9 тыс. купеческих капиталов, то уже в 1864 г., по неполным данным, 16 290. Немалую группу населения Украины в период ее промышленного развития составляли мелкие торговцы, которые ежегодно принимали удостоверение на право вести торговлю. В частности, в 1864 г. губернские учреждения выдали более 23 тыс. удостоверений, владельцы которых могли вести мелкую торговлю в своей местности. Кроме того, было выдано более 1000 удостоверений. По данным официальной статистики, в 1885 г. торговую деятельность в Украине осуществляли 175,9 тыс. человек, а в конце XIX в.

- уже 334,1 тыс. человек. Следовательно, численность торговцев увеличилась в 1,9 раза на развозную и около 1500 на разносную торговлю. В 1882 г. количество удостоверений на ведение местной мелкой торговли составила более 54 тыс. Численность мелких торговцев и в последующие годы оставалась значительной. Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что только в Киевской губернии в 1890 г. было выдано на мелкую торговлю близ-ко 12 700 удостоверений и свыше 9 тыс. билетов, в Волынской губернии в 1897 p. - соответственно около 730 удостоверений и 7490 билетов.

На западноукраинских землях в течение XIX в. развивались все формы торговли. Ведущей формой организации периодической торговли оставались ярмарки. В конце XIX

- в начале XX в. в Восточной Галиции, Северной Буковине, Закарпатье проходило ежегодно 1 тыс. ярмарок.

Ярмарки на западноукраинских землях, так же как и на восточноукраинских, происходили во все времена года, однако насыщенность ярмарочных операций была неодинаковой, меньше всего ярмарок было весной, а больше всего осенью, что непосредственно связывалось с наличием товарной продукции в крестьянских и помещичьих хозяйствах.

Крупные специализированные ярмарки в Восточной Галиции и Северной Буковине проходили в крупнейших тогда торгово-промышленных центрах - Львове, Бродах, Тернополе, Станиславе, Черновцах. Например, во Львове проходили знаменитые святоюрские и шерстяные ярмарки, Бродах и Тернополе - большие ярмарки лошадей, Станиславе и Черновцах - полотна и скота. На всю Галичину и за ее пределами славились в течение первой половины XIX в. универсальные ярмарки в Улашковцах и Уневе (раз в год), что длились две-три недели.

На ярмарках, которые были расположены вблизи крупных рек или дорог, большими партиями срубили лес и лесоматериалы.

В Северной Буковине и Закарпатье вели активную торговлю скотом. На ярмарки Ужгорода, Берегово, Мукачево 1897-1900 гг. пригнали в среднем по 123 тыс. голов рогатого скота, лошадей, овец, в 1901-1905 гг. - 130 тыс., в 1906-1910 гг. - 120 тыс. Важными рынками сбыта зерна стали Черновцы, Вижница, Садгора.

Значительную роль в экономической жизни Галичины играли контрактовые ярмарки, которые ежегодно, начиная с конца XVIII в., собирались во Львове (начало января - начало февраля). К периодической формы торговли принадлежала также базарная торговля.

в ЗО-40-х годах XIX в. на территории Западной Украины ежегодно действовало более 6 тыс. базаров и торгов, а в начале XX ст. - почти 9 тыс. Источники свидетельствуют, что на неделю базары проводились один-три раза. Как правило, дважды в неделю они собирались в окружных городах, а также там, где развивались солеварни и другие ремесленные промыслы (Делятин. Долина, Калуш, Косов, Куты, Надворная, Старая Соль и др.). Трижды в неделю происходили базары и торги в Снятыне, Золочеве и Роздоле. Ежедневные базары действовали во Львове.

На базарах продавали в основном продукты питания, ремесленные изделия, а также товары, закупленные на крупных ярмарках. Между базарами и ярмарками существовала определенная связь. В некоторых городах, в частности во Львове, собирались торги, которые по товарообороту и количеству участников не уступали малым ярмаркам. На торги часто приезжали купцы из ближних и дальних городов, даже из-за границы. Ассортимент товаров свидетельствовал об определенной порайонну специализацию. Торги и базары имели важное значение в реализации продуктов земледелия и животноводства, сельскохозяйственного сырья, ремесленных изделий.

Несмотря на важную роль западноукраинских ярмарок и базаров, сезонная торговля в регионе теряла свое значение, уступая более прогрессивным и более стабильным формам товарного обмена. Дальнейшего развития приобрела высшая форма торговли - стационарная.

В Галичине крупнейшим центром стационарной торговли был Львов. В 1812 г. в городе действовало 8 оптовых магазинов и 222 магазины розничной торговли, большое количество магазинов по продаже вина, пива, меда, водки, табака. В 1850-1851 гг. в львовской торговли было занято 2700, а в вспомогательных торговых предприятиях - почти 8000 человек, в том числе более 2100 купцов торговали различными товарами. За 1870-1911 гг. количество лиц, занятых в стационарной торговли Львова, увеличилась с 1,9 до 3 тыс. Всего в Восточной Галиции в 1902 г. было 45,5 тыс. стационарных магазинов.

Зарождалась и развивалась постоянная торговля в Закарпатье. В Ужгороде, Мукачево, Берегово, Виноградове, Сигете в первой половине XIX в. было уже немало купціввласників лавок, магазинов, винных склепов и т.д. Например, только в Ужгороде в середине XIX в. насчитывалось около 100 винных склепов, Мукачево-Чинадиевский доминия предоставляла тогда в аренду мясные лавки и 37 различных магазинов. В селах Галичины, Буковины и Закарпатья единственным местом, где постоянно торговали, была корчма.

Все больше расширялись внешнеэкономические связи западноукраинских земель. В первой половине XIX в. произошли изменения в товарной структуре внешней торговли. Окончательно потеряла значение торговля через Гданьск. Зато значительных масштабов вступили в экономические отношения с западными провинциями империи Габсбургов. Торговлю строго регламентировали цесарские указы и циркуляры, согласно которым из упомянутых провинций Австрийской монархии товары свободно, даже беспошлинный перемещали в национальных окраин, а в обратном направлении - через "высокие таможенные барьеры". Вследствие этого, а также промышленной отсталости Галичины и Буковины открывались широкие возможности для роста ввоза фабричных изделий из более развитых в промышленном отношении западных провинций и коренных австрийских земель. Если в 1844 г. ввоз составил 221,5 тыс. золотых гульденов, то в 1849 p. - почти 356,8 тыс. К Галиции и Буковины постоянно поступали сельскохозяйственные орудия, металл и металлические изделия, текстильные и галантерейные товары, аптечные материалы. Поток австрийских товаров негативно влиял на развитие местной фабричной промышленности и ремесленных промыслов, закреплял за Галичиной и Буковиной роль сырьевого придатка метрополии и рынок сбыта готовых фабричных изделий.

В западные районы Австро-Венгрию, в Германию, другие западные страны во второй половине XIX ст., как и ранее, вывозили много продукции животного происхождения. Значительная часть скота была не местного происхождения, а пригнана из Приднепровской Украины и Бессарабии, а на западноукраинских землях лишь некоторое время відгодовувалася. В последней четверти XIX в. развилось и торговое свиноводство. Доставка скота на запад после прокладки железных дорог была значительно удешевленная, что позволило существенно увеличить экспорт скота. В конце XIX - начале XX в. за пределы края ежегодно вывозили около 50 тыс. голов крупного рогатого скота, 300 тыс. голов свиней, много продукции овцеводства, птицеводства, жиров, масла.

В последнюю треть XIX в. в большом количестве вывозили на запад продукцию сырьевых отраслей промышленности, которые в то время начали бурно развиваться, - нефть и нефтепродукты, озокерит, лес, пиломатериалы, продукты сухой перегонки древесины, пищевую, а в начале XX в. также калийную соль.

Из западных провинций монархии-импортировали в страны Западной Европы, особенно в Германию, различные изделия фабрично-заводской промышленности. Кроме товаров для удовлетворения бытовых потребностей населения, особенно городского, тканей, одежды, кожевенных товаров, обуви, галантерейных изделий, предметов культурного и домашнего обихода (бумаги, мебели, стеклоизделий, фарфоро-фаянсовой посуды и т.п.), а также некоторых пищевых продуктов - сахара, кондитерских и табачных изделий, алкогольных напитков, вин, начали ввозить машины и оборудование, химикаты, минеральные удобрения, цемент и др. Потребности края в основном удовлетворялись импортным фабричными промышленными изделиями.

Западноукраинская фабрично-заводская промышленность имела очень ограниченные возможности экспортировать свою продукцию на запад, где она не могла успешно конкурировать с местной промышленностью. Поэтому она была ориентирована на западный рынок и лишь в незначительной степени на экспорт на Балканы. Накануне первой мировой войны сырье составляла более 90 % всего экспорта из западноукраинских земель в другие и лишь несколько процентов составляли фабрикати.

Западноукраинские земли укрепляли экономические связи с Приднепровской Украиной и Россией. В первой половине XIX в. эти связи расширялись и становились важным фактором поддержания многих сторон хозяйственной жизни западноукраинских земель. В течение первой половины XIX в. на территорию Правобережной Украины завозили многочисленные изделия западноукраинских ремесленников, в частности галицких и буковинских бондарей и столяров, бродівських кузнецов, литейщиков, скорняков, шорников, закарпатских "дротярів" и странствующих ремесленников, разнообразные каменные строительные материалы и сырье, точильные орудия труда и т.д. Лишь в 1838 - 1839 гг. с Галичины через Радзивилівську таможню вывезено в Россию столярных изделий на сумму 169 тыс. руб. ассигнациями. В 1839 г. экспорт этих товаров из Галичины и Буковины в России составил почти 245,2 тыс. руб. ассигнациями. Среди этой группы товаров особым спросом пользовались изделия буковинской деревообрабатывающей промышленности и львовских каретников. Например, в 1831-1839 гг. среди отправленных из Буковины в Россию и в Украину через Новоселицкую таможню деревянных изделий было более 137,6 тыс. коновок, почти 6000 бочівок, 5620 ульев, 5290 бочек, 5032 шаплики, 19 тыс. лопат, 40,5 тыс. ложек, 2400 баклаг, две телеги, сани, а также корыта, желоба, черпаки, оси, мазницы, колеса до колодцев и т.д.

В российско-украинском экспорте в Галичину видное место занимали продукты животноводства, в частности крупный рогатый скот и лошади. Так, в отчете киевского губернатора министерству внутренних дел по 1808 г. отмечалось, что в Полтавской и Черниговской губерниях закуплено и відігнано через Радзивилівську таможню в Галиции 3000 волов. В 1825-1835 гг. через эту таможню переработано 12,1 тыс. волов и лошадей, 1840-1850 гг. - почти 47,6 тыс. волов.

Галицкие купцы бойко торговали русскими кожами, шерстью, мехом и изделиями из него. Привезенную сырицу обрабатывали в основном в дубильных мастерских Броды, Буск, Доброжан, и Пошиковців, Засова.

Несмотря на различные препятствия и ограничения со стороны австро-венгерского правительства, во второй половине XIX в. развивались и крепли экономические связи западноукраинских земель с Приднепровской Украиной. Главными статьями вывоза, как и ранее, оставались лес и продукция деревообработки. Буковинские и частично галицкие лесоматериалы сплавляли Днестром на Подолье, в Херсонщину, Бессарабию, до Одессы. Часть их сплавляли по рекам до Дуная и далее к Черному морю. С 70-х годов, после соединения Западной и Приднепровской железных дорог Украины, много лесоматериалов начали вывозить по железной дороге. Западноукраинский лес обеспечивал безлесные районы Юга Украины строительными материалами, что способствовало его экономическому развитию.

Тысячи западноукраинских крестьян работали в Приднепровской Украине на строительстве железных дорог, шоссейных дорог, на плантациях сахарной свеклы, других работах в промышленности и сельском хозяйстве. Усиление экономических связей между искусственно разобщенными государственным рубежом землями Украины было естественной потребностью жизни украинского народа, и тогдашняя действительность неизбежно оживляла их. Личное общение населения Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья с надднепрянскими украинцами способствовало укреплению сознания этнического единства всего украинского народа.

Итак, на протяжении XIX - начала XX в. во внутренней и внешней торговле Украины произошли новые качественные изменения. Расширилась ее география, увеличился ассортимент товаров, возросли объемы товарооборота. Появились прогрессивные формы товарообмена. Важное значение начали приобретать товарные биржи. Расширялись, становились более тесными экономические связи между западноукраинскими землями и Приднепровьем. Укрепился всеукраинский национальный рынок. Однако на него негативно влияла антиукраинская политика в области торговли, которую проводили правящие круги империи Романовых и Габсбургов.

Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик

СОДЕРЖАНИЕ

1. Экономическая история Украины и мира - Лановик
2. КНИГА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ МИРА Часть И ХОЗЯЙСТВО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (с древнейших времен до IV в. н.э.) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
3. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 2.1. Особенности восточного рабства
4. 2.2. Хозяйство Древней Греции
5. 2.3. Античный Рим: экономические причины расцвета и упадка
6. 2.4. Хозяйство скифов, греческих и римских колоний Северного Причерноморья
7. Часть II ХОЗЯЙСТВО В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО ЕВРОПЫ В V - XV вв. 1.1. Землевладение и сеньйоріально-крестьянские отношения
8. 1.2. Агрокультура и сельскохозяйственная техника
9. 1.3. Средневековый город, развитие ремесла
10. 1.4. Торговля. Кредит. Финансы
11. Часть III СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ И ПОСТШДУСТРІАЛЬНОЇ ШОХ (XVI ст. - до наших дней) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО СТРАН ЕВРОПЫ, США В ПЕРИОД ГЕНЕЗИСА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (XVI - XVIII вв.) 1.1. Основные аспекты развития хозяин
12. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА в XIX - начале XX вв. 2.1. Промышленный переворот
13. 2.2. Индустриализация
14. 2.3. Особенности аграрного развития
15. 2.4. Международные экономические отношения
16. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО МИРА В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД 3.1. Преодоление экономических следствий первой мировой войны и стабилизация хозяйства
17. 3.2. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и экономическое развитие в 30-х годах XX ст.
18. Раздел 4. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (1939 p. 90-е годы XX ст.) 4.1. Экономика стран мира в годы второй мировой войны
19. 4.2. Динамика и структурные изменения хозяйственного развития второй половины 40-90-х годов XX ст.
20. 4.3. Индустриализация сельского хозяйства
21. 4.4. Международные экономические отношения
22. 4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономический розвиток4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономическое развитие
23. КНИГА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ПРАИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА И КНЯЖЕСКИЙ ПЕРИОД
24. 1.1. Процесс феодализации крестьян и земельные отношения
25. 1.2. Ремесла. Города
26. 1.3. Торговля. Финансы
27. Раздел 2. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XVI-XVIII вв. 2.1. Аграрные отношения в Украине в XVI - первой половине XVII вв.
28. 2.2. Аграрная эволюция украинских земель во второй половине XVII - XVIII вв.
29. 2.3. Мануфактурный период украинской промышленности
30. 2.4. Развитие украинского национального рынка. Финансы
31. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XIX - в начале XX ст. 3.1. Промышленный переворот
32. 3.2. Индустриализация
33. 3.3. Промышленное развитие западноукраинских земель
34. 3.4. Сельское хозяйство Украины в дореформенный период
35. 3.5. Аграрные реформы и развитие сельского хозяйства в 60-х годах XIX ст. - в начале XX ст.
36. 3.6. Зарождение и развитие кооперативного движения
37. 3.7. Внутренняя и внешняя торговля
38. 3.8. Финансы и кредит
39. Раздел 4. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1914 - 1939 гг. 4.1. Экономическое положение Украины в 1914 - 1921гг.
40. 4.2. Новая экономическая политика в Украине
41. 4.3. Индустриализация и коллективизация: позитивные и негативные последствия
42. 4.4. Западноукраинские земли в 20-30-х годах Хх века.
43. Раздел 5. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1939 г. - 90-е годы XX века. 5.1. Хозяйство Украины в годы второй мировой войны
44. 5.2. Восстановление и развитие промышленности
45. 5.3. Сельское хозяйство
46. 5.4. Финансы, кредит, добробут
47. 5.5. Участие Украины в мировом хозяйстве
48. 5.6. Экономика независимой Украины
49. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
50. Историко-экономические термины

На предыдущую