lybs.ru
Такими грандиозными трудностями могла бы гордиться любая нация! / Александр Перлюк


Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик


3.8. Финансы и кредит

Главным источником бюджетных доходов царской России в первой половине XIX в. были оброчный и подушный налоги с крестьян, кабацкие и таможенные сборы, налоги с капиталов и торговых оборотов, незначительные налоговые сборы с дворян. В структуре доходов снизилось значение подушного и оброчного налогов и возросла роль косвенного налогообложения, прежде всего так называемого питейного дохода, который продолжал основываться на системе откупов. Накануне крестьянской реформы 1861 г. он составлял почти ЗО % государственного бюджета.

Структура налогов, основное бремя которых лежал на плечах крестьян, обусловила хронический дефицит бюджета. Так, только за 1845-1861 гг. он составил более 1 млрд руб. Правительство прибегало к сбору налогов и недоимок натурой. В 1828 г. в 6 украинских губерниях было собрано налогов натурой на сумму около 3,5 млн руб. Дефицит покрывали в основном выпуском во все больших объемах внутренних и внешних займов, а также бумажных денег.

Расходная часть бюджета, которая составляла почти 15 - 20 % национального дохода России, в значительной степени имела непродуктивный характер. Большинство расходов приходилась на военное и морское министерства. В 1804 г. с 122 млн руб. бюджета по этой статье было израсходовано почти 53, в 1855г. с 526 млн - 270, в 1899 г. с 1463 - 417,2 млн руб. После расходов на армию, флот и платежей за государственный долг содержание двора, чиновников различных министерств составляло важную статью государственных расходов. Содержание двора поглощало более 10 % бюджета. При этом расходы на министерство образования в первой половине XIX в. составляли менее 1% всех бюджетных расходов.

Российское правительство вынуждено было осуществлять меры по упорядочению денежного обращения, совершенствования финансовых отношений. В начале XIX в. было реализовано финансовую реформу М. Сперанского, который в 1803 г. занял пост директора департамента Министерства внутренних дел. В 1809 г. ему поручили составить общий проект государственных реформ, который и был представлен под названием "Введение к уложению государственных законов". В 1810 г. M. Сперанский подал Государственном Совете "План финансов" с теоретическими основами реформ в области финансов и денежного обращения. Был прекращен выпуск новых ассигнаций, резко сократились государственные расходы, продана часть казенных имений в частные руки, введены новые налоги, которые вызвали большое недовольство дворянства. Однако практическая деятельность М. Сперанского как реформатора закончилась в 1812 p.

Исследования М. Сперанского, и в частности его записку "О монетный оборот", не только изучил, но и использовал при подготовке денежной реформы. Канкрин. Немец по происхождению, он в 1823 г. был назначен министром финансов России, пройдя путь от должности мелкого писаря. Его финансово-экономическая политика основывалась на следующих принципах: бережно и экономно использовать государственные средства, осторожно пользоваться государственными кредитами, быть очень предусмотрительным при установлении новых налогов, постоянно укреплять денежную систему. Денежную реформу 1839-1843 гг. проводили изъятием ассигнаций и введением твердой валюты в виде разменных на серебро государственных кредитных билетов. Номинальное восстанавливалась серебряная валюта с приравниванием серебряного рубля до руб. 50 коп. ассигнациями (девальвация). В 1841 г. выпущены новые, разменные на серебро кредитные билеты, а ассигнации в 1843 г. изъято из обращения, внедрение кредитных билетов на уровне с серебром принесло значительные выгоды. Это позволило отказаться от серебра, громоздкого в обращении (к тому же монеты в обращении сильно стирались). Для размена бумажных денег был создан фонд, который на сентябрь 1843 г. составил около 36 млн, а в 1845 г. - уже 87 млн руб.

Однако в связи с ростом государственных и особенно военных расходов царское правительство прибегало к эмиссии новых кредитных билетов, которые начали обесцениваться. Накануне и в период крестьянской реформы 1861 г. денежный оборот в России снова был разлаженный.

Индустриальное развитие страны диктовал необходимость упорядочения финансово-денежной системы. После 1861 г. царское правительство, который стал на путь прогрессивных преобразований, провел финансовую реформу (1862 г.). Утверждены новые правила создания и рассмотрения государственного бюджета, который начали публиковать. Внесены изменения в кассовую дело, государственный контроль. В налоговой системе отменили винные откупы (пережиток феодализма), их заменил акциз на вино, увеличились акцизы на табак, сахар. Однако порядок взимания налогов с учетом состояний не было уничтожено. Подушный налог не был отменен до 80-х годов (от него освободились только горожане), несмотря на создание многих комиссий для его отмены. В 1863 г. подушный налог с мещан городов Европейской России заменил налог на городское недвижимое имущество, который составил в 1898 p. 8,6 млн руб. В 1894 г. был введен квартирный налог.

В 1875 г. часть местных повинностей начала набирать формы государственного поземельного налога без разграничения владельцев. Этот налог на крестьянские земли в среднем в 1,5 раза, а в некоторых губерниях в 3 раза и более превышал налог на частные земли. Прямые налоги с десятины крестьянской земли в 70-х годах были в 10 раз больше, чем прямые налоги с десятины помещичьей земли. Только в результате революционной ситуации 1879-1880 гг. царское правительство отменил подушный налог (в 1882 г.), уменьшил выкупные платежи на 12 млн руб., установив обязательный выкуп земли как помещичьих, так и для государственных крестьян, создал Крестьянский банк и т.д. Отличие подушного налога сопутствовало увеличение косвенных налогов и платежей бывших государственных крестьян в связи с переводом их на выкуп в 1886 p. До этого они платили оброчный (ниже выкупных платежей) и подушный налоги.

В 27 губерниях Европейской России платежи и примусы, которые платили крестьяне в конце XIX в. с десятины земли, равнялись в среднем 1,39 руб., что, по подсчетам правительственной комиссии, составил 15,4 % валовой прибыли и 36,8 % чистой прибыли с десятины. Во многих уездах налоги превышали прибыль от земли.

В 1900 г. общая сумма косвенных налогов, которые платило население Российской империи, составляла 657 млн руб., в том числе из алкогольных напитков - 317 млн, с табака - 41 млн, из сахара - 63 млн, из нефти - 25 млн, из спичек - 7 млн, из пошлины - 204 млн руб. Эти налоги в первую очередь платили за продукцию, которую производили нерусские народы. В частности, спирт, сахар, табак были украинского производства. Девять украинских губерний с 1868 по 1880 г. дали Российской империи 2899,2 млн руб. Из этой суммы на их потребности возвращено 1749 млн руб. Следовательно, только за 13 лет украинское хозяйство потеряло 1 150,2 млн руб. За 15 лет, начиная с конца XIX ст., бюджет монархии Романовых получал с Украины 3289 млн руб. прибыли. Ассигнования из государственной казны на нужды Украины составляли 2605,2 млн руб. Это - одно из убедительных свидетельств антиукраинской колонизаторской политики русского царизма.

Существенным признаком финансов России был государственный долг. Он непрерывно рос не только абсолютно, но и относительно размера бюджета. Если в начале XIX в. сумма государственного долга (внутренние и внешние займы, ассигнации) равнялась почти четырем годовым бюджетам России, то накануне крестьянской реформы 1861 г. государственный долг превышал ежегодный бюджет уже примерно в 8 раз. С середины 80-х годов Россия по величине государственного долга занимала третье место после Франции и Великобритании, а с выплатой процентов за долги - вторых. В 1903 г. долг составил 6679 млн руб.

В 1862 г. царское правительство провело денежную реформу, позволив размен кредитных билетов на золото и серебро. Однако уже в конце следующего года размен был отменен. Полученная Россией перед введением размена иностранный заем на 85 млн руб. была лишь наполовину использована для увеличения розмінного фонда, вторая половина пошла на возмещение дефицита государственного бюджета.

Все более актуальным становился вопрос установления в империи Романовых денежного обращения, основанного на золоте, как это уже было в Великобритании, Франции и Германии. Денежная реформа требовала накопления огромного количества золота, которая могла быть получена через активный торговый и расчетный балансы, сокращение ввоза и увеличение вывоза товаров, займов, увеличение налогового бремени. В результате финансово-бюджетной политики царской России в Государственном банке накапливались большие запасы золота в виде фонда для обеспечения будущей золотой реформы. В 1897 г. золотой фонд уже составлял 1095 млн руб. при 1067 млн руб. кредитных билетов в обращении. При таком соотношении возможна была реформа денежного обращения, то есть кредитные билеты становились разменными на золото. Между золотым рублем и бумажным кредитным рублем было взято соотношение, которое на то время после определенных мер, направленных на стабилизацию курса рубля, фактически установилось на рынке, то есть кредитный рубль стоил 66 коп. золотом, а бывший золотой империал стоимостью 10 руб. - 15 новых рублей золотом.

Другими словами, реформа была проведена в виде девальвации, то есть снижение рубля к фактически установленному его рыночного курса. В 1897 г. был окончательно утвержден закон о золотую реформу. Чеканились новые золотые монеты п'ятикарбованцевої стоимости на 1/3 бывшего імперіалу, а также были определены условия обеспечения кредитных билетов в обращении. Эмиссионное право Государственного банка было ограничено правилом: кредитные билеты в обращении до 600 млн руб. обеспечивались золотом полностью, более 600 млн руб. - наполовину, то есть более золотой запас Госбанк мог выпустить необеспеченных кредитных билетов на сумму 300 млн руб. Это эмиссионное правило обеспечения по сравнению с эмиссионными системами других стран достаточно строгое (в первые годы выполнялось даже сверх нормы, поскольку золотой запас часто превышал сумму кредитных билетов в обращении: в 1899 p. - 1007 млн руб. золота и 661 млн руб. кредитных билетов в обращении, то есть на 646 млн руб. меньше от эмиссионного права).

Установленная этой денежной реформой твердая валюта просуществовала в Российской империи до первой мировой войны. Она давала возможность правительству осуществить крупные экономические и кредитно-финансовые мероприятия, направленные преимущественно на развитие крупной промышленности. На основе этого золотого запаса развивались кредитная политика, государственные займы, финансировалось железнодорожное строительство, промышленность и т.д.

Постоянное внимание денежном обращении уделяли правительства Австрийской, а затем Австро-Венгерской империи, под гнетом которых находились Галичина, Буковина и Закарпатье. На западно-украинских землях еще в начале XIX в. господствовала австрийская монетная система. На основании монетной конвенции, подписанной Австрией с немецкими государствами в 1857 г., чеканились новые гульдены: австрийский, равнялся 2/3 таляра, или 20 серебряных грошей, и південнонімецький - 4/7 таляра, или 17 и 1/7 гроша. Австрийский гульден (флорин) весил почти 12,34 г(11,1 г чистого серебра 900-й пробы), он делился уже на 100 крейцеров (вместо 60). С 1870 г. выпускали также золотые австрийские монеты стоимостью 4 и 8 гульденов, весили соответственно 3,2 и 6,5 г. В 1892 г. денежной единицей Австро-Венгрии стала крона. С тех пор гульден не чеканили, однако в обращении он оставался до 1899 г. (1 гульден = 2 кронам). Чеканились золотые монеты достоинством 20 и 10 крон (10 крон == 3,049 г золота) и серебряные стоимостью

1. 2 и 5 крон. Выпускались также бумажные деньги стоимостью 1,

2. 10, 20, 50, 100, 1000 и 10000 крон. Австро-венгерская крона была в обращении на западноукраинских землях до 1918г.

Жестокий налоговый гнет страдало население западноукраинских земель. Бюджет монархии Габсбургов был хронически дефицитным. Так, в 1882 г. сумма доходов составила 448 155 793, а сумма расходов - 485 720 951 золотых гульденов. Следовательно, расходы в 1882 г. превышали сумму доходов бюджета почти на 40 000 000 золотых гульденов.

С населения Галичины взимали в основном прямые и косвенные налоги. Прямые налоги в 1883 г. составляли огромную сумму, например, налог на землю - 4 331 000 золотых гульденов, налог на дома - 3 670 000, на другие различные доходы - 2 380 000, на заработную плату - 745 000, екзекуційні штрафы - 31 000 золотых гульденов. Из этих сумм на население украинской части Галичины приходилось; налога на землю - 2 673 457 золотых гульденов, налога на дома - 2 265 431, с других доходов - 1 469 136, заработную плату - 459 875, екзекуційні штрафы - 83 950 золотых гульденов.

На западноукраинских землях быстро увеличивалась ипотечная задолженность крестьян. В Галичине налоги на крестьянские хозяйства с 1862 по 1905 г. выросли на 770, в Буковине - на 470 %. В Галичине в 1910 г. задолженность всех землевладельцев составляла астрономическую цифру - 1960 млн крон.

Данные государственной статистики убедительно свидетельствуют о колониальную политику Австро-Венгерской монархии на западноукраинских землях. В 1883 г. правительство империи Габсбургов, взимая различные налоги, получил из Галичины доходов на сумму 43 051 019 золотых гульденов, а потратил на нее только 31 217 384 золотых гульденов, в том числе на украинскую часть Галиции приходилось прибылей 26 574 703 золотые ринські, а расходов - только 19 269 989. Следовательно, в государственной казне оставалось 7 304 714 золотых гульденов чистой прибыли.

Российский и австрийский правительства в условиях промышленного развития рассматривали как одну из своих первоочередных задач совершенствования кредитной системы. В 1817 г. в связи с увеличением количества кредитных учреждений в России и расширением их деятельности возникла Совет государственных кредитных учреждений. Этого самого года вместо учетных контор было создано при Ассигнационном банке Государственный коммерческий банк для расширения кредита промышленности и торговли. Отделы банка работали в большинстве крупных городов империи Романовых: Одессе, Киеве, Харькове и др. Этот банк осуществлял операции прием вкладов на хранение, вкладов с процентов (банк платил по вкладам сначала 5 % , затем 4 %), выдача ссуд под залог товаров и учет векселей. Коммерческий банк кредитовал торговлю и частично промышленность (особенно его Екатеринбургская контора). Промышленность кредитовали и другие кредитные учреждения: "Фонд для усиления производства солдатских сукон", "Мануфактурный капитал" и др.

Несмотря на несколько городских частных и общественных банков коммерческого кредита в Российской империи в то время все еще было распространено ростовщичество. В Одессе в начале XIX ст., в учреждении банка, процент у ростовщиков составлял 36 %, а с учреждением банка он снизился до 12 %.

Царское правительство, предвидя неизбежность крестьянской реформы, вынужден был принимать меры, направленные на изменение всей системы государственных кредитных учреждений. Заемный банк был упразднен. Так же был ликвидирован и Государственный коммерческий банк с передачей всех дел в Государственном банке (1860 г.). На последний была возложена задача укрепления денежной и финансовой системы. Банк имел право учитывать векселя и другие срочные бумаги, выдавать займы, за исключением ипотечных, покупать и продавать золото, серебро и ценные бумаги, принимать вклады на хранение на текущий счет и т.д. Однако он не имел права самостоятельной эмиссии, а только выпускал кредитные билеты по требованию правительства. Банк выпускал кредитные билеты для коммерческих целей в каждом случае за специальными приказами. С середины 90-х годов большую часть вкладов составляли казенные суммы. Согласно этого ресурсы Государственного банка формировались преимущественно из казначейских вкладов и кредитных билетов. Депозиты частных лиц и промышленности преимущественно концентрировались в акционерных банках. Активные операции банка обеспечили весомые успехи: сумма учета векселей и специальные текущие счета под векселя выросли с 32 млн руб. в 1861 г. до 261 млн руб. в 1900 г.;

займы и специальные текущие счета под процентные бумаги - соответственно с 11 млн до 73 млн руб.; количество золота - с 82 млн до 843 млн руб., то есть более чем в 10 раз. Хотя коммерческие операции Государственного банка были очень большими, общая сумма учетно-ссудных операций всех коммерческих акционерных банков сравнялась в конце 80-х годов с суммой этих операций в Государственном банке и в дальнейшем превысила их в несколько раз.

Согласно нового устава, утвержденного в 90-х годах, Государственному банку предоставлялось право учитывать векселя с двумя и более подписями; предоставлять займы под залог государственных бумаг, акций и разнообразных облигаций частных союзов, под железнодорожные накладные и другие документы; покупать и продавать процентные бумаги; предоставлять займы под залог недвижимости и под товары; покупать и продавать золото и серебро, российские и иностранные векселя и чеки, билеты иностранных банков; принимать денежные вклады и т.д. Банк стал центральным эмиссионным учреждением Российской империи и вместе с тем крупнейшим коммерческим банком краткосрочного кредита.

Ипотечный длительный кредит имел десять акционерных земельных банков и два крупных государственных банка - Крестьянский поземельный банк (1883 г.). Дворянский земельный банк (1885 г.), а также городские кредитные общества.

Крестьянский поземельный банк, предоставляя займы преимущественно зажиточной части крестьян, помогал дворянству на выгодных условиях продать свою землю. За 1883-1900 гг. было предоставлено 170 тыс. займов и продано крестьянам 12,6 тыс. десятин земли.

Государственный Дворянский земельный банк выдавал долгосрочные кредиты потомственным дворянам-землевладельцам под залог их земельной собственности. По займам банка заемщики обязаны были уплачивать определенный процент роста, на возмещение займов и т.п., однако меньше, чем платили заемщики Крестьянского банка. Банк действовал на территории Европейской России (кроме Польши, Прибалтики и Финляндии) и Закавказья.

Царское правительство сполна помогал Дворянском банке - за счет государства он оплачивал его убытки, снизил в 1897 p. размер процента по займам, которые выдавал банк, позволил присоединить к капитальному долгу недоимки дворян по полученным займам и т.д.

В начале XIX в. возникли органы кредитование торговли. В 1806 г. в Одессе и Феодосии были открыты филиалы Дисконтной конторы, основанной в Петербурге в 1798 г. После ее реорганизации в Государственный коммерческий банк последний имел конторы в Одессе (с 1819 г.), Киеве (с 1839 г.), Харькове (с 1843 г.), Полтаве (с 1852 г.). Немалым кредитным центром был в ЗО-50-х годах XIX ст. Бердичев, где было сосредоточено 8 банковских домов. Здесь действовало (до 1839 г.) агентство Польского банка (Варшава). Значительные кредитные операции осуществлялись через Киевский контрактовый ярмарок. Эти операции в основном сводились к предоставлению ссуд крупным землевладельцам под будущий урожай.

В последней трети XIX в. в Украине было основано 12 коммерческих банков: Киевский частный коммерческий банк (1868 г.), Харьковский торговый (1870 г.). Киевский промышленный (1871 г.), Николаевский коммерческий (1872 г.), Одесский дисконтный (1879 г.) и др. Однако большинство из них существовала недолго. В конце XIX - начале XX в. осталось лишь два украинских коммерческих банка - Киевский частный и Одесский дисконтный, к которому было присоединено основан в 1912 г. Одесский купеческий банк. Эти украинские банки занимали незначительное место в кредитной системе империи Романовых. Их основной капитал в 1913 г. составлял менее чем 1,5 % основного капитала коммерческих банков России, оборот - 0,5 %, дисконт векселей - 0,6 %. Такая роль украинских банков, как и всех так называемых провинциальных банков, объясняется особенностями социально-экономического развития России, тесной связью частных банков с Государственным банком и министерством финансов, колониальной политикой русского царизма в Украине.

Основу кредитной системы Украины составили филиалы столичных банков, в правлениях которых входили и украинские предприниматели. Так, Петербургский международный банк в Украине 35 филиалов, Объединенный банк - 31, АЗОВСКО-ДОНСКОЙ - 23. Сеть дореволюционных банков (1916 p., без ипотечных банков) можно проиллюстрировать данными, приведенными в таблице(см. с. 590).

В конце XIX - начале XX в. интенсивно зрощувався (сливался) банковский капитал с промышленным. Например, Петербургский международный и Дисконтный банки были связаны с украинской металлургией и угольной промышленностью; АЗОВСКО-ДОНСКОЙ банк контролировал большинство предприятий сахарной промышленности империи Романовых.

Австро-венгерский и другие иностранные капиталы, экономически завоевывая западноукраинские земли, имели прочные позиции в кредитно-банковской системе края, формирование которой началось еще в 50-х годах XIX ст. Активным проводником колонизаторской политики империи Габсбургов стал эмиссионный Австро-горский банк. Он был центральным кредитным учреждением всей империи. Его акционерный капитал в 1900 г. составлял 210 млн крон. В Галичине и на Буковине этот банк имел 12 филиалов. Он содержал основные позиции всех банковских операций, ему принадлежала главная роль на местном денежном рынке.

В 1888 p. Австро-Венгерский банк принимал участие во всех 4 акционерных банках Галичины и Буковины. Сумма средств составила 48 млн крон. Кроме того, он имел большое количество ипотечных акций и облигаций на много миллионов крон.

Австро-Венгерский банк был расчетным центром в Западной Украине. Частные коммерческие и земельные банки держали, часть своих капиталов в его центральном управлении, конторах и отделениях. Галицкие и буковинские филиала осуществляли операции с ипотечными займами, учетом векселей, хранили вклады, финансировали хозяйства крупных землевладельцев. В конце XIX - начале XX в. почти 50 % всех ипотечных операций государственного Австро-Венгерского банка приходилось на галицкие отделение. В 1909 г. банк выдал 744 ипотечные займы на сумму 59 670 546 крон. Из этой суммы на Галичину приходилось 27 651 986 крон, то есть почти половина всех ипотечных займов.

Активно действовал Буковинский краевой банк. Он выдавал ссуды под зерно, земельное обеспечение, соло-векселя и^ совершал другие операции. В 1898 г. ипотечная задолженность Буковинском краевом банка достигла 18 млн золотых гульденов, в 1910 г. эта сумма увеличилась до 68 177 093 крон.

В 1903 г. все дела Буковинского краевого банка перешли к Буковинского земельного банка в Черновцах. В этом банке кредиты крупным землевладельцам стали еще больше: в 1907 p. - 20 362 тыс., а в 1909 p. - 23 630 тыс. крон.

В 1890 p. земельные магнаты при активном содействии Австро-Венгерского и местных банков учредили Львовский парцеляційний банк. Целью его было способствовать парцелляции крупных землевладений и продажу крестьянам участков земли при условии выплаты за нее в течение 5-10 лет. При этом банк продавал земли крупных землевладельцев по наиболее спекулятивным ценам, которые непрерывно росли. Так, в 1900 г. банк продавал морг земли за 1 100 крон. В 1905 г. цена одного морга обрабатываемой земли составляла 1800 крон, а необрабатываемой - 616 крон. Для сравнения: в Познаньщині, где земля давала в 2 раза больше прибыли, морг земли продавался за 462 кроны.

В 1868 г. в Галиции возник Крестьянский банк, или, как его называли, Банк рустикальный, что финансировал также и буковинских крестьян. Банк одалживал деньги под залог недвижимого имущества (землю) на 12 % годовых. За 11 лет он предоставил 62 972 займа.

Значительная роль в экономике Западной Украины стала принадлежать украинским кредитным учреждениям, в том числе Украинскому акционерному земельном ипотечном банке, основанном в 1909 г., с капиталом в 1 млн крон. Акционерами банка стало много украинских землевладельцев, торговцев и промышленников. Банк широко проводил кредитные операции под залог земли и недвижимого имущества. Он выпускал векселя, организовал инвестиции в различные торгово-промышленные кооперативные предприятия. Этот банк стал основным источником кредита для западноукраинских торговых и производственных сфер, кооперативных учреждений.

Кредитам банка пользовались зажиточные крестьянские хозяйства. Только богатые крестьяне могли брать ссуду на сумму свыше 400 крон. Банк провел в 1910 p. 310 таких операций на сумму 1 540 000 крон, в 1911 p. - 416 операций на сумму 1877 тыс. крон.

Значительное место в банковской системе западноукраинских земель занимал Промышленный банк в Львове. Его создание требовали как польские, так и украинские промышленники еще в 1901 p. Группа галицких промышленников в 1909 г. начала переговоры с австрийским банком "Нідеростеррайхіше Ескомпте - Гезельшафт" о совместной организации кредитного учреждения для финансирования галицкой промышленности. После длительных переговоров контрагенты согласовали организацию Промышленного банка с акционерным капиталом в 10 млн крон. Двадцать процентов акций обязались выкупить Краевой сейм и местные предприниматели, а 80 % капитала должен оплатить Австрийский банк. Итак, с самого начала Промышленный банк был под контролем австрийской финансового учреждения.

В конце XIX в. в связи с акцией, направленной на ограничение частного ростовщичества, на Закарпатье возникло несколько десятков кредитных касс и учреждений, которые работали на собранном капитале за помощью венгерских банков. Они принадлежали венгерским и иностранным, в основном немецким банкирам.

Перед войной 1914-1918 гг. почти всю банковскую систему Западной Украины контролировали австро-венгерские и немецкие байки. Последние могли распоряжаться не только средствами своих филиалов, но и денежными ресурсами всех частных банков Западной Украины.

Следовательно, финансово-кредитная система Украины, которая была сформирована в процессе промышленного и индустриального развития, стала одним из важных факторов социально-экономического прогресса общества. С ее помощью правящие круги России и Австро-Венгрии осуществляли свою жестокую колониальную политику на украинских землях.

Хозяйственное развитие Украины в первой половине XIX в. значительно отставал от передовых стран мира. В начале XX в. ее экономика имела аграрно-индустриальный характер. Колониальное положение Украины тормозило прогресс и хозяйственного развития. В экономике преобладал иностранный капитал.

В результате аграрных реформ 1848 и 1861 гг. в украинском селе были ликвидированы феодально-крепостнические отношения. Сельское хозяйство стало переходить на индустриальную основу. Этот процесс тормозился отсутствием в Украине в составе Российской империи до реформы П. Столыпина права собственности крестьян на надільні земли, недостаточностью инвестиций, низкой агротехникой. Эффективность труда была в Зраза меньше, чем во Франции, где, как и в Украине, крестьянское землевладение было парцелярним.

На рубеже XIX-XX вв. завершилось формирование мирового рынка и мирового хозяйства. Создавалась система международного разделения труда, составной частью которой стала Украина. Этому предшествовал длительный и сложный процесс совершенствования товарно-денежных отношений. Как и в Западной Европе, в Украине дальнейшего развития приобрели внутренняя и внешняя торговля, финансово-кредитная система. Зародился и развивался украинское кооперативное движение, который творчески использовал опыт передовых стран мира, исходя из национальных условий. Украинская кооперация, в отличие от западноевропейской, была обусловлена прежде всего потребностями освобожденного от крепостного крестьянства, а не индустриального пролетариата. Она стала важным фактором хозяйственного развития трудовых слоев нации, средством национально-экономического самозащиты украинства.

Колонизаторская политика Российской и Австровенгерской империй не дала возможность украинскому народу занять достойное место в мировом хозяйстве, в полной мере использовать свои потенциальные возможности. Антиукраинские позиции занимал иностранный капитал. Особенно негативно сказалась на экономическом развитии Украины отсутствие государственности.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Охарактеризуйте предпосылки, основные этапы и последствия промышленного переворота в Украине. Каковы его особенности ?

2. В чем заключается суть индустриализации Украины? Какие важнейшие последствия ее до начала первой мировой войны?

3. Как повлияли промышленный переворот и индустриализация на развитие украинских городов?

4. Когда начался и как проходил промышленный переворот на западноукраинских землях? Почему он не завершился в начале XX cm.?

5. Назовите характерные черты развития аграрных отношений в Украине накануне 1861 p. На конкретных примерах и фактах раскройте предпринимательский характер сельского хозяйства в первой половине XIX cm.

6. Раскройте содержание аграрных реформ 1848 и 1861 гг. и сравните их.

7. Какие изменения произошли в украинском селе в пореформенный период?

8. В чем заключалось прогрессивное значение столыпинской аграрной реформы?

9. Раскройте предпосылки возникновения украинской кооперации, виды и важнейшие направления деятельности ее.

10. Раскройте содержание и покажите последствия денежных реформ, проводимых российским правительством в XIX cm.

11. Назовите характерные черты налоговой политики Российской и Австро-Венгерской империй.

12. Как развивались российская и австро-горская кредитные системы на украинских землях?

13. Проанализируйте основные формы организации внутренней торговли в Украине. Какова роль принадлежала Украине в системе мирового рынка?

Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик

СОДЕРЖАНИЕ

1. Экономическая история Украины и мира - Лановик
2. КНИГА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ МИРА Часть И ХОЗЯЙСТВО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (с древнейших времен до IV в. н.э.) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
3. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 2.1. Особенности восточного рабства
4. 2.2. Хозяйство Древней Греции
5. 2.3. Античный Рим: экономические причины расцвета и упадка
6. 2.4. Хозяйство скифов, греческих и римских колоний Северного Причерноморья
7. Часть II ХОЗЯЙСТВО В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО ЕВРОПЫ В V - XV вв. 1.1. Землевладение и сеньйоріально-крестьянские отношения
8. 1.2. Агрокультура и сельскохозяйственная техника
9. 1.3. Средневековый город, развитие ремесла
10. 1.4. Торговля. Кредит. Финансы
11. Часть III СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ И ПОСТШДУСТРІАЛЬНОЇ ШОХ (XVI ст. - до наших дней) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО СТРАН ЕВРОПЫ, США В ПЕРИОД ГЕНЕЗИСА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (XVI - XVIII вв.) 1.1. Основные аспекты развития хозяин
12. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА в XIX - начале XX вв. 2.1. Промышленный переворот
13. 2.2. Индустриализация
14. 2.3. Особенности аграрного развития
15. 2.4. Международные экономические отношения
16. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО МИРА В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД 3.1. Преодоление экономических следствий первой мировой войны и стабилизация хозяйства
17. 3.2. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и экономическое развитие в 30-х годах XX ст.
18. Раздел 4. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (1939 p. 90-е годы XX ст.) 4.1. Экономика стран мира в годы второй мировой войны
19. 4.2. Динамика и структурные изменения хозяйственного развития второй половины 40-90-х годов XX ст.
20. 4.3. Индустриализация сельского хозяйства
21. 4.4. Международные экономические отношения
22. 4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономический розвиток4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономическое развитие
23. КНИГА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ПРАИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА И КНЯЖЕСКИЙ ПЕРИОД
24. 1.1. Процесс феодализации крестьян и земельные отношения
25. 1.2. Ремесла. Города
26. 1.3. Торговля. Финансы
27. Раздел 2. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XVI-XVIII вв. 2.1. Аграрные отношения в Украине в XVI - первой половине XVII вв.
28. 2.2. Аграрная эволюция украинских земель во второй половине XVII - XVIII вв.
29. 2.3. Мануфактурный период украинской промышленности
30. 2.4. Развитие украинского национального рынка. Финансы
31. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XIX - в начале XX ст. 3.1. Промышленный переворот
32. 3.2. Индустриализация
33. 3.3. Промышленное развитие западноукраинских земель
34. 3.4. Сельское хозяйство Украины в дореформенный период
35. 3.5. Аграрные реформы и развитие сельского хозяйства в 60-х годах XIX ст. - в начале XX ст.
36. 3.6. Зарождение и развитие кооперативного движения
37. 3.7. Внутренняя и внешняя торговля
38. 3.8. Финансы и кредит
39. Раздел 4. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1914 - 1939 гг. 4.1. Экономическое положение Украины в 1914 - 1921гг.
40. 4.2. Новая экономическая политика в Украине
41. 4.3. Индустриализация и коллективизация: позитивные и негативные последствия
42. 4.4. Западноукраинские земли в 20-30-х годах Хх века.
43. Раздел 5. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1939 г. - 90-е годы XX века. 5.1. Хозяйство Украины в годы второй мировой войны
44. 5.2. Восстановление и развитие промышленности
45. 5.3. Сельское хозяйство
46. 5.4. Финансы, кредит, добробут
47. 5.5. Участие Украины в мировом хозяйстве
48. 5.6. Экономика независимой Украины
49. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
50. Историко-экономические термины

На предыдущую