lybs.ru
Изливая душу, помни, что человек - не помойная яма. / Евгений Дударь


Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик


5.4. Финансы, кредит, добробут

С целью укрепления финансов (сокращение денежной массы, выпущенной во время войны) в декабре 1947 г. была осуществлена денежная реформа, І.Ї проводили конфіскаційними методами. Старые деньги, находившиеся в обращении, обменивались на новые в соотношении 1:10. Вклады в сберегательных кассах размером до 3000 руб. переоценивались рубль за рубль, от 3000 до 10 000 руб. - из расчета 3:2, а свыше 10 000 руб. - уменьшались наполовину. Облигации государственных займов заменялись на облигации конверсионного 2 %-го займа 1948 p. в соотношении 3:1. Средства колхозов и кооперативных организаций обменивались как 5:4 или изымалось 20 % их денежных накоплений. Поскольку эти меры привели к увеличению дотаций промышленности, то в 1949 г. были повышены оптовые цены на средства производства и тарифы грузоперевозок, 31 марта 1950 г. повышен курс рубля по отношению к иностранным валютам, перевели его на собственную золотую базу.

В 1961 г. проведена реформа, изменившая масштаб цен, который повысился в 10 раз. Это означало соответствующее снижение всех цен, платы за услуги, денежных доходов населения. Старые деньги были заменены на новые в соотношении 10:1. Одновременно с 1 января 1961 г. устанавливался золотое содержание рубля 0,987412 г чистого золота (цена 1 г золота равнялась 1 руб.). Доллар стал оцениваться в 90 копеек вместо 4 руб.

В течение первых послевоенных лет налоговая система была унифицирована и направлена на четкое определение объемов налогов республиканского и особенно местных бюджетов. Во второй половине 50-х годов в финансовой системе Советского Союза наметилась тенденция расширения полномочий союзных республик. Они получили право самостоятельно определять доходы и расходы в разрезе республиканских и местных бюджетов, использовать дополнительные доходы, а также те суммы, оставшиеся в результате экономии расходов. За республиками были закреплены определенные полномочия по составлению, утверждению, исполнению государственных бюджетов, распределения доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами.

Были внесены изменения в налоговую политику. В 1953 г. принят новый закон о сельскохозяйственном налоге. Вместо налогообложения дохода от всех источников сельскохозяйственного производства введен налог по твердым ставкам с одной сотой гектара приусадебной земли колхозного двора. Предусматривалась система льгот для отдельных категорий населения (инвалидов, семей военнослужащих и др.). В 1957 г. вместо четырех разных ставок (в размере от 6 до 15 %) было введено новую единую ставку налогообложения с валового дохода колхозов в размере 14 %, что была дифференцирована по республиках и областях.

В 1958 г. прекращен выпуск государственных займов, которые реализовались по подписке среди населения и долгое время были важным источником доходов бюджета. В течение 1960 - 1962 гг. был повышен необлагаемый минимум заработной платы, снижен налог с заработной платы для низкооплачиваемых граждан, отменен налог за бездетность с холостяков, одиноких и малосемейных. Происходили структурные изменения в формировании доходов государственного бюджета. Уменьшились поступления налога с оборота: с 31,6 % в 1950 г. до 29,2 % в 1965 г. Хозяйственные реформы 60-80-х годов, направленные на совершенствование экономического стимулирования и хозрасчетных отношений, обусловили уменьшение их доли до 29,5 в 1991 p. Однако в государственном бюджете шла большая часть прибыли предприятий - 70 - 55 % в 80-х годах. Большими темпами росли доходы предприятий и хозяйственных организаций. В 1965 г. они составляли 39,1 % против 15,2 % в 1950 p. Доля подоходного налога с колхозов уменьшилась с 19,9 % в 1950 г. до 1,61 % в 1985 г. Начиная с 1968 г. колхозы отчисляли в подоходный налог 8-9 % чистого дохода. Снизилась доля поступлений от населения с 31,8 до 7,7 %. За это время увеличились средства государственного социального страхования с 5,26 до 10,5 %. Из союзного бюджета поступало 5,5-9,1 % общей суммы доходов. Доля доходной части бюджета Украины в государственном бюджете СССР увеличилась с 4,2 % в 1950 г. до 9,9 % в 1960 г. и была в пределах 17-18 % в течение 60-80-х годов.

По данным официальной статистики, задачи государственного бюджета до 1990 г. включительно выполнялись с превышением доходов над расходами, хотя это не соответствовало действительности. К 1956 г. видное место в нем занимали расходы на социально-культурные мероприятия (1950 p. - 64,7 %, в 1955 г. - 51,3 %). Со второй половины 50-х годов быстрыми темпами росли расходы на народное хозяйство, их доля в общем объеме расходов государственного бюджета выросла В 1960г. до 55,6 % против 24,9 % в 1950 p.

Уменьшились ассигнования из бюджета на народное хозяйство в 1965 p. - до 51 % и в 1991 p. - до 45,7 %. Это связано с ростом инвестиций предприятий и организаций, доля которых в 80-х годах достигла более 70 % (против 43,4 % в 1958 p.) всех вложений в народное хозяйство. Основная часть государственных финансовых ресурсов, предназначенных для народного хозяйства, асигнувалася на развитие промышленности и строительства. Так, в 1961-1965 гг. их доля составляла 55 %, вложения в сельское хозяйство - 14,2 %, на транспорт и связь - 3,9 %, жилищно-коммунальное хозяйство - 16,6 %. Расходы государства на социально-культурные мероприятия в 50-е годы возросли в 2,7, в 1960-1990 гг. - в 6,6 раза. Они распределялись на народное образование и науку, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение. В 1985 г. это соотношение составляло соответственно 48,6; 25,3; 26,1 %, в 1985 г. - 39; 21;

40% в 1991 г. - 36,4; 22,8; 37,2 %.

Анализ доходов и расходов по отношению к валовому внутреннему продукту свидетельствует, что уже в 1989 г. существовал государственный долг: консолидированный доход (включая прямые поступления в бывший союзный бюджет) - 34,9 % ВВП, в том числе в бюджет Украины - 26,1 % ВВП. Расходы бюджета Украины (включая расходы, которые финансировались из бывшего союзного бюджета) составили 38,6 % ВВП, в том числе из бюджета Украины - 25,7 % ВВП.

Степень перераспределения ВВП через бюджет Украины и расходы на экономику были на уровне экономически развитых стран, где они составляли соответственно 40,6 и 17,3 % ВВП. Однако в этих странах, в отличие от Украины, правительства играли ведущую роль в создании производственной инфраструктуры, субсидировании частного сектора экономики, науки. Бюджетный дефицит покрывался за счет внутренних займов, а не денежной эмиссии.

В течение 50-х годов с расширением прав союзных республик в народном хозяйстве СССР повышающееся значение республиканского бюджета. Его доля в государственном бюджете Украины составляла в 1958 p. 69,2 % против 32,9 % в 1950 p. 3 конца 50-х годов в распределении доходов между республиканским и местными бюджетами снова наметилась тенденция увеличения доли последних.

Кредитные отношения в Украине полностью контролировались союзным правительством. В 1955 г. было создано Украинскую контору Государственного банка СССР и республиканские конторы Промбанка, Сільгоспбанку и Торгбанку. В 1957 - 1959рр. проведена реорганизация банковской системы. Ликвидировано Торгбанк, Сільгоспбанк, их функции переданы Госбанку и Промбанку. К кредитной системы принадлежали Внешторг-банк СССР и государственные сберегательные кассы (14,8 тыс. в 1990 г.). Возросло значение банковского кредита в развитии хозяйства. Увеличились объемы кредитов всех видов: в 1951-1960 гг. - в 3 раза, в 1961-1985 гг. - в 10 раз. Со второй половины 80-х годов началось уменьшение предоставления ссуд, в 1990 г. их количество составляло 70 % от уровня 1985 г. Преобладали долгосрочные займы, их предоставляли для освоения новых предприятий и технологических процессов, на строительство и механизацию животноводческих ферм, приобретение сільськогосподарської'техніки, водохозяйственное строительство. Важным источником платежных кредитов были денежные вклады населения, которые составляли в 1986 p. 220 млрд руб.

В 1987 г. началась перестройка банковской системы СССР. Образовалось пять специализированных банков: Внешэкономбанк, Промстройбанк, Агропромбанк, Житлосоцбанк, Сбербанк. Однако монополия центра в банковской системе оставалась.

Однако финансово-кредитная система нерационально использовалась для формирования оптимальной структуры хозяйства, его интенсификации. Нужно было больше вкладывать средств в наукоемкие отрасли, связанные с научно-техническим прогрессом, на жилищное строительство, дотации сельскому хозяйству.

В хозяйственном развитии Украины значительное внимание уделялось торговле. В 1950 г. было возрождено ее материально-техническую базу. Абсолютный объем продажи товаров в государственной и кооперативной торговле, включая общественное питание, составил 97 % от уровня 1940 г.

В течение 50-80-х годов торговля и общественное питание превратились в самостоятельную отрасль хозяйства с собственной материально-технической базой, организационной структурой и трудовыми ресурсами.

О динамике ее развития свидетельствуют следующие данные:

Среди форм торговли ведущей оставалась государственная, ее доля в структуре общего объема товарооборота в 1985 г. составляла 70,3 %, кооперативной торговли -27,1%, оборот колхозного рынка - 2,6 %. В этой отрасли работало 1,8 млн человек.

В общем объеме товарооборота постепенно увеличивалась доля непродовольственных товаров: 1985 г. - 52 %, 1990 г. - 57 %.

Росту эффективности работы отрасли способствовала специализация. За 50-е годы уменьшилось количество смешанных (9,7 % общего количества в 1960 p.), расширилась сеть продовольственных и непродовольственных магазинов, углублялась их специализация, уровень которой на конец 80-х годов достиг 54 %. Распространились прогрессивные формы торговли и методы труда:

самообслуживание, продажа по образцам или предварительным заказам, открытая выкладка товаров, продажа полуфабрикатов, создание фирменных магазинов, доставка товаров на дом или по месту работы, выездная торговля. Одновременно происходила концентрация предприятий торговой сети, увеличилось количество крупных магазинов типа универсам и универмаг, домов, торговых центров. Однако в государственной торговле более 80 % всех магазинов были небольшими.

Колхозная торговля как важный поставщик городскому населению сельскохозяйственных продуктов активизировалась с отменой в 1964 p. ограничений относительно подсобных хозяйств. В 1990 г. насчитывалось 1576 колхозных рынков, в том числе крытых - 139. В обеспечении общего потребления картофеля, мяса, овощей их доля составляла 10-20 %.

Однако торговля не обеспечивала потребностей населения. В 1990 г. на 10 тыс. населения приходилось лишь 28 предприятий розничной торговли и 12 общественного питания. Товарооборот в сельской местности был почти в 3 раза меньше, чем в городах. Торговля не использовала свои права по отношению к промышленности в выпуске товаров необходимого ассортимента и качества.

Вторая половина 40-х - начало 60-х годов характеризовались низким жизненным уровнем и недостаточно развитой социальной сферой общества. Советский Союз по политическим мотивам в 1947 г. провел денежную реформу и отменил карточную систему распределения продуктов и промышленных товаров. В 1947-1950 гг. трижды снижались цены на товары массового потребления. Однако, в отличие от реформы Эрхарда в Германии, в СССР реформа происходила в условиях дефицита промышленных и продовольственных товаров. Платежеспособный спрос значительно превышал предложение. В 1950 г. государственные розничные цены в Украине по сравнению с довоенными были выше в 1,83 раза. Только на колхозных рынках индекс цен уменьшился до 0,9. Реальная заработная плата в 1946-1950 гг. превысила довоенный уровень лишь на 24 %, а общая сумма доходов населения - на 62 % . В этих условиях правительство ужесточило внеэкономическое принуждение к труду. Началось экономическое преследование крестьян, которые активно работали на приусадебных участках, а также административное выдворение. Как следствие выросли цены на колхозных рынках. Усилились побеги крестьян из колхозов, хотя действовал закон 1932г., что запрещал крестьянам выезжать из села без специального разрешения. Продолжала существовать "лагерная экономика".

Началась демилитаризация труда. В 1945 г. было восстановлено отпуска, оплачиваемые выходные. Продолжительность рабочего дня составляла 8 часов. Отменен указ, по которому все население считалось мобилизованным. Однако к 1956 г. действовал указ от 1940 p., который запрещал рабочим и служащим менять место работы без разрешения администрации, устанавливал ответственность за самовольный уход с работы или прогул без уважительных причин. В 1951 г. его было заменено мерами дисциплинарного характера.

С середины 50-х годов заработная плата стала ведущей формой повышения благосостояния. Среднемесячная денежная заработная плата всех категорий рабочих и служащих за 50-е годы выросла на 25,3 %, 60-80-е годы - в 3,2 раза и в 1990 г. составила 248,4 руб. Минимум заработной платы достиг 60 руб. Постепенно ликвидировался разрыв в уровнях оплаты низко - и высокооплачиваемых работников. Это сдерживало профессиональный рост рабочих, инженерно-технических работников, не стимулировало трудовую деятельность. В 1965 г. сокращался рабочую неделю. Фабрики и заводы перешли на пятидневную рабочую неделю. Увеличились отпуска беременным женщинам до и после родов.

Доходы колхозников от общественного и личного хозяйства увеличились в 1951-1955 гг. на 50 %. С введением в 1956 г. ежемесячного авансирования денежная оплата труда колхозников постепенно становилась преобладающей. В I960 г. ее среднемесячный размер составлял 24,3 руб., или около 45 % общей оплаты трудодня. В июле 1964 г. был принят закон о пенсии и пособия членам колхозов. Минимальный размер пенсии устанавливался в размере 12 руб. в месяц. В 1966 г. была введена гарантированная денежная оплата их труда. В течение 1965-1990 гг. оплата труда в колхозах и совхозах росла более быстрыми темпами, чем рабочих и служащих, и достигла соответственно 220,4 и 265,8 руб. Вырос годовой доход семьи от личного подсобного хозяйства. В 1990 г. у рабочих и служащих он составлял 2,5 % совокупного дохода (155 руб.), у колхозников - 28,8 % (1880 руб.).

Определенное значение для подъема благосостояния населения мало отмена или уменьшение налогов, погашения государственных займов (временно прекращено в 1958 г. и возобновлено В 1974 p.).

Возрастала роль общественных фондов потребления. Так, в 1963 г. в СССР они составляли 17 % национального дохода, в 1990 г. - 82 %. За их счет обеспечивались бесплатное обучение, здравоохранение. Более рациональной стала структура потребления. Однако расходы на питание были высокими: 47,4 % заработной платы работника промышленности. Выплаты и пособия оставались низкими - 717 руб. в год на душу населения.

Урбанизация усилила жилищный кризис. В 1954 г. было принято решение о строительство индустриальными методами на основе серийного производства. Возросла площадь введенных в действие жилых домов. Люди начали переселяться из "коммуналок". Уменьшилась острота жилищной проблемы. Однако уровень обеспеченности населения жильем был низким. На 1 января 1959 г. на одного человека приходилось в среднем 6,35 м2 жилой площади. Строительство по типовым проектам приводило к однообразию городов и поселков.

В течение 60-80-х годов жилищная проблема обострилась, количество введенных в действие жилых домов и квартир (377-388 на 1000 чел. населения) за 80-е годы практически не росла.

Значительное внимание уделялось улучшению водоснабжения, бытовому потреблению газа. Велось строительство метрополитенов. В быту появились наручные часы, фотоаппараты, радиоприемники, телевизоры, швейные и стиральные машины, холодильники. В структуре потребления населения росла доля непродовольственных товаров.

Однако в целом уровень жизни в Украине повышался медленно. Производство потребительских товаров не обеспечивало потребностей населения и компенсировалось импортом. Отставал от потребностей населения развитие сферы услуг, торговли, общественного питания.

Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик

СОДЕРЖАНИЕ

1. Экономическая история Украины и мира - Лановик
2. КНИГА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ МИРА Часть И ХОЗЯЙСТВО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (с древнейших времен до IV в. н.э.) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
3. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 2.1. Особенности восточного рабства
4. 2.2. Хозяйство Древней Греции
5. 2.3. Античный Рим: экономические причины расцвета и упадка
6. 2.4. Хозяйство скифов, греческих и римских колоний Северного Причерноморья
7. Часть II ХОЗЯЙСТВО В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО ЕВРОПЫ В V - XV вв. 1.1. Землевладение и сеньйоріально-крестьянские отношения
8. 1.2. Агрокультура и сельскохозяйственная техника
9. 1.3. Средневековый город, развитие ремесла
10. 1.4. Торговля. Кредит. Финансы
11. Часть III СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ И ПОСТШДУСТРІАЛЬНОЇ ШОХ (XVI ст. - до наших дней) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО СТРАН ЕВРОПЫ, США В ПЕРИОД ГЕНЕЗИСА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (XVI - XVIII вв.) 1.1. Основные аспекты развития хозяин
12. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА в XIX - начале XX вв. 2.1. Промышленный переворот
13. 2.2. Индустриализация
14. 2.3. Особенности аграрного развития
15. 2.4. Международные экономические отношения
16. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО МИРА В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД 3.1. Преодоление экономических следствий первой мировой войны и стабилизация хозяйства
17. 3.2. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и экономическое развитие в 30-х годах XX ст.
18. Раздел 4. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (1939 p. 90-е годы XX ст.) 4.1. Экономика стран мира в годы второй мировой войны
19. 4.2. Динамика и структурные изменения хозяйственного развития второй половины 40-90-х годов XX ст.
20. 4.3. Индустриализация сельского хозяйства
21. 4.4. Международные экономические отношения
22. 4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономический розвиток4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономическое развитие
23. КНИГА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ПРАИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА И КНЯЖЕСКИЙ ПЕРИОД
24. 1.1. Процесс феодализации крестьян и земельные отношения
25. 1.2. Ремесла. Города
26. 1.3. Торговля. Финансы
27. Раздел 2. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XVI-XVIII вв. 2.1. Аграрные отношения в Украине в XVI - первой половине XVII вв.
28. 2.2. Аграрная эволюция украинских земель во второй половине XVII - XVIII вв.
29. 2.3. Мануфактурный период украинской промышленности
30. 2.4. Развитие украинского национального рынка. Финансы
31. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XIX - в начале XX ст. 3.1. Промышленный переворот
32. 3.2. Индустриализация
33. 3.3. Промышленное развитие западноукраинских земель
34. 3.4. Сельское хозяйство Украины в дореформенный период
35. 3.5. Аграрные реформы и развитие сельского хозяйства в 60-х годах XIX ст. - в начале XX ст.
36. 3.6. Зарождение и развитие кооперативного движения
37. 3.7. Внутренняя и внешняя торговля
38. 3.8. Финансы и кредит
39. Раздел 4. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1914 - 1939 гг. 4.1. Экономическое положение Украины в 1914 - 1921гг.
40. 4.2. Новая экономическая политика в Украине
41. 4.3. Индустриализация и коллективизация: позитивные и негативные последствия
42. 4.4. Западноукраинские земли в 20-30-х годах Хх века.
43. Раздел 5. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1939 г. - 90-е годы XX века. 5.1. Хозяйство Украины в годы второй мировой войны
44. 5.2. Восстановление и развитие промышленности
45. 5.3. Сельское хозяйство
46. 5.4. Финансы, кредит, добробут
47. 5.5. Участие Украины в мировом хозяйстве
48. 5.6. Экономика независимой Украины
49. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
50. Историко-экономические термины

На предыдущую