lybs.ru
Само понятие “подданный” отдает наилучшим образом суть взаимных отношений между (русским) государством и единицей. / Донцов Дмитрий


Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик


5.6. Экономика независимой Украины

Наша страна унаследовала от большевистской империи устаревший производственный аппарат. В 1966-1990 гг. только 25 % инвестиций направлялось на обновление производственных фондов. Остальные средства шли на поддержание уровня имеющегося производства, то есть только на его капитальный ремонт. Необходимость воспроизводства основных фондов экономики довольствовалась лишь на 50 %. В начале 90-х годов срочной замены промышленного оборудования нуждались 25 % объема основных фондов, в том числе 40 % машин и оборудования. Во многих отраслях промышленности функционирует 65 % изношенных основных фондов. Таких плачевных показателей не имеет ни одна развитая индустриальная страна.

В конце октября 1991 г. Верховная Рада Украины рассмотрела "Основные направления экономической политики в условиях независимости". В документе предусматривалась структурная перестройка хозяйства Украины. В программе большое значение придавалось конверсии оборонной промышленности, которая в прошлом занимала видное место в народнохозяйственном комплексе Украины, перераспределения материальных и трудовых ресурсов в пользу тех производств, которые обеспечивают население потребительскими товарами. Предполагалось закупить нерентабельные предприятия, а машиностроение переориентировать на удовлетворение потребностей агропромышленного сектора, легкой и пищевой промышленности. Важное место в документе отводилось региональной хозяйственной политике. Предполагалось впервые в истории Украины осуществления правительством суверенной Украины контроля за формированием экономической структуры, принятия решений по размещению новых производственных мощностей, реконструкции и переоснащения действующих предприятий всех отраслей промышленности.

В марте 1992 p. Верховная Рада Украины рассмотрела "Основы национальной экономической политики Украины", в которых отмечалось, что Украина остается в СНГ, но полностью выходит из рублевого пространства. Документы, принятые Верховной Радой, постановления и решения правительств не были результативными. Однако в некоторых отраслях легкой промышленности наблюдается попытка переориентации на рыночную экономику. Речь идет об пищевую отрасль, которая в Украине представлена 25 отраслями. Из них самые главные - сахарная, мясная, молочная, маслосыродельная, масляная, консервная, хлебопекарная, пивоваренная, спиртовая, винодельческая, ликеро-водочная.

Путь к рыночной экономике - приватизация государственных заводов и фабрик. В Украине принят Закон "О приватизации имущества государственных предприятий", согласно которому и другими нормативными документами создано 300 ассоциаций, 75 концернов, корпораций и консорциумов, 18 акционерных обществ. Самые известные из них "Укрсахар", "Укрмясо", "Укрмолпром'\ "Укрпродсоюз" и т.д. 114 предприятий переданы в аренду трудовым коллективам. В Украине зарегистрировано более ЗО тыс. малых предприятий и почти столько кооперативов с общим количеством работающих 670 тыс. чел. Дезорганизация руководства пищевой промышленности, некомпетентность управленческого аппарата не способствовали повышению уровня жизни населения. Наоборот, по данным Министерства статистики, потребление основных продовольственных товаров жителями Украины на одного человека с каждым годом неуклонно падает.

Почти во всех отраслях тяжелой промышленности, особенно в угольной, царит кризис. 78 % шахт загазованы. В 38 % шахт добыча каменного угля происходит на глубине 1,3 км при температуре 40-50 °С. К 2000 г. горняки будут работать уже на глубине 2000 м. Снижается добыча не только уголь, но и нефти и газа. Единственный выход из затруднительного положения - переход к ресурсно-экономичной технологии.

В 1992-1993 гг. продолжался процесс износа основных фондов в машиностроительной отрасли. Техническое переоснащение в условиях экономического кризиса невозможно, а тем более при безудержном росте цен на новые технологии. Все больше концернов, ассоциаций, отдельных предприятий становятся неплатежеспособными. Они не имеют финансовых возможностей уделить должное внимание техническому развитию, введению в производство новейших достижений науки и техники. К тому же большинство заводов и фабрик стали должниками, их долги составляют 247 трлн руб. Государство не в состоянии оказать должную помощь в развитии тяжелой промышленности, ведь 2/3 бюджетных ассигнований она платит России, другим странам за энергоносители. Такая ситуация очень опасна, ведь 68 % общего объема товарного производства приходится именно на тяжелую промышленность.

Общая тенденция спада производства во всех отраслях промышленности сохранялась и в 1994 p. За 6 мес. в топливной отрасли по сравнению с 1993 г. он составлял 36 %, в черной металлургии - 34,8, химической - 37,7, машиностроительной - 46,6, деревообрабатывающей - 42,3, строительных материалов - 48,4, легкой - 50,7, пищевой - 4,8% .

Кризис охватил и сельское хозяйство Украины. В 1990 -1993 гг. объем сельскохозяйственной продукции сократился на 1/4. Уменьшилось стадо крупного рогатого скота, свиней, овец и коз уменьшилось количество птицы. Спад поголовья не остановился и в 1994 p. Это привело к тому, что в 1993 г. в колхозах реализация крупного рогатого скота на убой сократилась против 1990 г. на 43 %, свиней и птицы - на 57, овец и коз - на 49 %.

Кризисное состояние в сельском хозяйстве обусловили такие причины, как бесхозяйственность, инфляция, отсутствие комбикормов и т.д. От этого прежде всего страдает население Украины. Общий объем продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности характеризуют следующие данные:

Данные таблицы иллюстрируют общий кризис государственного сектора сельского хозяйства Украины. Так, в 1990-

1993 гг. объем производства многих сельскохозяйственных продуктов отброшена на 15-20 лет назад. На 1 января

1994 г. поголовье крупного рогатого скота в государственных и колхозных хозяйствах составило 17 717 тыс. По сравнению с 1991 г. оно сократилось на 3368,1 тыс., или на 16 %. В 1991-1993 гг. общая собранная площадь посевов сельскохозяйственных культур составила 14 203,7 тыс. га, что на 1282,2 тыс. га (или на 8,3 %) меньше, чем за последние пять лет. Сократились на 7,6 % посевы сахарной свеклы, 23 % льна, 4,7 % овощей, 33,3 % кукурузы.

В государственно-колхозном секторе сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, государственные хозяйства тратят миллионы долларов только на закупку эмбрионов и кормов, чтобы в перспективе создать мясное стадо, а с другой - украинские крестьяне не могут продать тысячи голов откормленного крупного рогатого скота, свиней, молока, сыра, масла. Все это происходит в то время, как население потребляет пищевых продуктов все меньше. Ряд экономических факторов может привести сельское хозяйство к катастрофическим последствиям. В 1994 г. площадь эрозионных пахотных земель в Украине составляла 13,6 млн га (51,8 %). Ежегодно с полей смывается водой, сдувается ветром 600 млн т грунта, в том числе 40 млн т гумуса: Заброшенные в последние годы не только свиноводство, но и птицеводство, садоводство, виноградарство.

Упадок сельского хозяйства может иметь для украинского государства трагические последствия, ведь экспорт продукции этой отрасли - это основные валютные поступления страны, только за которые можно купить нефть, энергоносители. Вывоз продуктов питания из Украины иллюстрируют следующие данные:

С каждым годом экспорт украинских сельскохозяйственных товаров сокращается, а следовательно, уменьшаются валютные резервы государственной казны.

Правительство, ведущие экономисты, хозяйственники ищут выход из сложной ситуации, наступившей в экономическом секторе. Однако они не сумели реформировать совхозы и колхозы. Основанные при сталинского тоталитарного режима, они не могут обеспечить элементарные потребности государства, наполнить внутренний рынок сельскохозяйственной продукцией.

Как альтернатива государственному аграрному сектору в Украине в 1991-1993 гг. начали постепенной создаваться фермерские хозяйства. Частная собственность на землю делает крестьянина полноправным хозяином. Закон Украины "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определяет основы деятельности таких ферм. В ст. 6 этого Закона указано, что площадь земельных участков для хозяйственной деятельности не должна превышать 50 га пашни и 100 га всех земельных угодий. В Украине есть фермы различных типов: сельские, міжсільські, малые кооперативы семейных хозяйств. Хоть и медленно, но динамика роста их очевидна, и в начале 1992 г. в Украине насчитывалось 2098, на 1 октября 1993 г. - 26 048 ферм. Всего зарегистрировано таких хозяйств в Николаевской (3877), Одесской (3269), Херсонской (1817) областях. Они получили в свое пользование 510 тыс. га земли.

В каждой области Украины фермы разные по размерам: в Харьковской, Херсонской, Кировоградской, Луганской и Запорожской областях их площадь составляет в среднем ЗО га, в Киевской, Полтавской, Хмельницкой, Житомирской, Винницкой, Сумской - 10-20 га, в Закарпатской - 5, Черновицкой - 5, Ивано-Франковской - 8, Львовской - 10 га. В среднем в Украине на одно хозяйство приходится 18-20 га. В перспективе через 3-5 лет их количество может увеличиться до 40 тыс. с площадью 1 млн 800 тыс. га, в том числе 750 тыс. га пахотных земель. По статистическим данным, эти хозяйства еще экономически слабы. В начале 1993 г. в Украине на одну ферму приходилось 2 головы крупного рогатого скота, 3 свиньи, 2 овцы или козы, 6 шт. птицы. Как на Западе, так и в Украине фермерам без государственной помощи не выжить. Такие формы сотрудничества функционируют в ряде областей. Например, на Херсонщине на 1 октября 1993 г. 1847 ферм, объединенных в сельскохозяйственную ассоциацию, обрабатывали 55 тыс. га земли. Подобные объединения успешно работают и в других областях Украины.

Закон Украины "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" гарантирует хлеборобам условия для самостоятельной деятельности, стимулирует повышение производительности труда, определяет структуру производства. Фермер имеет право самостоятельно реализовать свою продукцию государству, другим покупателям на внутреннем или внешнем рынке. Закон дает возможность фермерам пользоваться кредитами банков. Однако каждый хозяин должен взвешивать при этом свои экономические возможности. Для нормального развития украинском фермерству нужна соответствующая современная техника, в частности малая механизация. Наша промышленность должна в этом помочь сельским труженикам. Село ждет также всесторонней поддержки науки. Однако наибольшую помощь хлеборобам должно предоставить государство. Только тогда Украина почувствует отдачу от работников полей, а население будет обеспечено продуктами питания.

Хотя законом предусмотрено создание ферм, однако внедрить его в жизнь очень сложно. В среднем на один колхоз в Украине приходится 2300 га земли, 700 колхозников, в том числе 350 пенсионеров. Когда дело доходит до выделения земли фермеру, то его доля составляет 3-4 га. 95 га ему надо добавить за счет членов колхозного хозяйства. Отсюда и возмущение колхозников, враждебность к фермерству. Они просто борются за источник своих доходов.

Кроме того, для создания 100-гектарной ферме нужны десятки миллиардов рублей. Таких средств нет ни у государства, ни у хозяев.

Важная роль в экономике каждой страны принадлежит банковской системе. Национальный банк Украины (НБУ) создана в сентябре 1991 г. Он является центральным банком государства, ее эмиссионным центром, проводит единую политику в сфере денежного обращения, кредита, создание и укрепление национальной денежной системы, организует межбанковские расчеты, определяет курс национальной денежной единицы относительно валюты других государств. Национальный банк создает государственную казну, хранит фонды денежных знаков, золото-валютные резервы, драгоценные металлы. Статус НБУ утверждена Законом Украины "О банках и банковской деятельности". Этим сделан первый шаг на пути к его независимости.

Кризис в экономике усугубляется еще и тем, что в Украине дефицит валюты. Объясняется это тем, что государство очень мало продает товаров, и эта тенденция усиливается, что ставит под угрозу обеспечение производства новым современным технологическим оборудованием.

В 1993 p. Украина торговала со 180 странами мира, но регулярные торговые связи установлено лишь с некоторыми из них. Продавалось товаров больше, чем покупалось (экспортировалось товаров на сумму 5588, импортировалось - на 4045 млрд долл. США). Более 20 % торговых операций составлял бартер. Вывозили же из Украины за рубеж в основном сырье и изделия первичной обработки. Экспортно-импортные операции в Украине, можно обобщить так:

Парадокс ситуации заключается еще и в том, что в Украине происходит сокращение производства и может случиться то, чего до этого времени не знала мировая экономическая практика - кризис перепроизводства в условиях спада производства (в Украине сокращается рынок, на товары нет спроса за низкое качество и высокие цены).

Большим недостатком в проведении реформ в Украине является медленное акционирования государственных предприятий, то есть переход их к рыночным отношениям, а без приватизации государственной собственности невозможно в стране создать цивилизованную рыночную экономику.

Общеизвестный принцип, что земля должна принадлежать тому. кто ее обрабатывает. Имея землю, ее владелец сам определит, как на ней организовать производство.

Одной из самых острых проблем социально-экономического развития Украины является никем не контролируемый рост цен и гиперинфляция. Остановить эти процессы - одно из главных заданий, которое стоит перед руководством государства.

Важной целью .структурної стратегии является снижение уровня энергетической и иной ресурсной зависимости Украины от внешних факторов и укрепления экономической безопасности государства. Только при таких условиях Украина сможет вывести экономику на мировой рынок, обеспечить значительный рост валютных поступлений, крайне необходимых для сбалансирования бюджета.

Тяжелым и долгим был путь Украины к независимости, нелегкими является становление и развитие ее государственности, особенно рыночной экономики. Однако, несмотря на все трудности украинское государство, имея большой природный, экономический, интеллектуальный потенциал, способна сделать заметный вклад в развитие мирового хозяйства и занять подобающее место среди цивилизованных стран планеты.

В 1991 году Украина получила лишь атрибуты суверенного государства. Но за три года она не смогла наполнить их реальным содержанием. Особенно опасной стала незавершенность развития национальной экономики. Переход от административно-директивной к рыночной экономике, от общесоюзного экономического комплекса к собственной экономической системы не мог быть безболезненным. Это подтверждает и опыт других стран. Но то, что произошло с экономикой Украины, не имеет исторических аналогов. С 1990 по 1994 год валовой национальный продукт сократился на 44 %, объем промышленной продукции на 41, национальный доход - на 54 %. В 1994 г. спад промышленного производства Украины достиг своего максимума - 27,7%. За годы великой депрессии спад производства в США не превышал 25 %. В СССР во время второй мировой войны самая низкая отметка падения промышленного производства составила ЗО % .

Возникла серьезная угроза вытеснения Украины на периферию мирового хозяйства, установление ее технологической и финансовой зависимости от других государств, превращение в сырьевой придаток, на территорию для размещения экологически вредных производств. Эта ситуация требовала принятия решительных мер, которые бы органично сочетали неотложные антикризисные действия с реализацией новой экономической стратегии. Она была изложена в Обращении украинского Президента Леонида Кучмы к Верховной Рады Украины в октябре 1994 г. и получила одобрение высшего законодательного органа, влиятельных политических сил страны. Были приняты практические меры по реализации нового курса экономической политики. Получены первые результаты от воплощения его в жизнь.

После почти четырехлетнего топтание на месте за последнее время в украинской экономике заложены основы для радикальных преобразований. Чрезвычайно серьезным шагом в процессе рыночной трансформации экономики стало осуществление ценовой либерализации, которая охватывает практически все как производственные, так и потребительские товары. В ценовой либерализации Украина приблизилась к мировым ценам. Это прежде всего касается энергоносителей. Так, сегодня в Украине тонна нефти без НДС. стоит 99-106 долларов, а в России - 42. Или возьмем плату за коммунальные услуги. Если в 1994 г. население платило за газ в среднем 1-2 доллара, а государство покупала его за 80, то сегодня население платит 25,2 доллара, тогда как в России - 4,1. То же самое можно сказать и об угле. В Украине тонна угля стоит более ЗО долларов, а это по сути мировая цена, тогда как в России 16. Также, как видим, на пути рыночного преобразования экономики, хотя и не безболезненно, но кое-что таки удалось сделать.

Анализ современного состояния украинской экономики свидетельствует о появлении первых стабилизационных признаков. В первом полугодии 1995 г. зафиксировано падение уровня инфляции. Ежемесячный ее индекс составил: в январе - 121,2 %, в феврале - 118,1, в марте - 111,4, в апреле - 105,8, в мае - 104,5 (а еще раньше - в ноябре 1994 г. - 174 %). Уровень инфляции в Украине стал почти вдвое ниже, чем в России.

Особенно резко замедлились инфляционные процессы в 1997 p. В частности, потребительские цены выросли лишь на 10,1% против 39,7 % в 1996 г. и 181,7 % в 1995 г. Их среднемесячный прирост в 1997 г. был почти в 4 раза ниже соответствующего показателя предыдущего года. В течение большинства месяцев уровень инфляции не превышал 1 %, а в августе 1997 г. впервые за весь период расчета этого показателя (с 1991 г.) он был нулевым.

Принципиальное значение имеет тенденция роста физического объема розничного товарооборота, который за последнее время впервые проявилась в 1997 г. Товарооборот официально зарегистрированных предприятий всех форм собственности против предыдущего года в сопоставимых ценах увеличился почти на б %. Общий объем продажи потребительских товаров населению по всем каналам реализации, включая организованные и неформальные рынки, в 1997 г. также увеличился на 4,2 %.

Важное направление современной экономической политики Украины связан с пересмотром налоговой системы с целью уменьшить бремя налогов на экономическую деятельность и обеспечить равенство юридических и физических лиц всех форм собственности. С начала 1995 г. осуществлен переход к налогообложению прибыли предприятий и организаций по ставке ЗО %, сокращены налоговые льготы. Ставку налога на добавленную стоимость уменьшена с 28 до 20 %.

Однако бюджетно-налоговая система Украины пока продолжает сохранять репрессивную направленность, не создавая нужных мотиваций для субъектов в повышении результатов их деятельности прежде всего в производственной сфере, а наоборот - побуждает к сокрытию прибыли от налогообложения. Сейчас на "теневой" сектор экономики Украины приходится около 50 % от всех экономических операций. Реальный ВВП примерно вдвое больше официального.

Осуществляются решительные шаги в направлении разгосударствления и приватизации собственности. Процесс приватизации в Украине начался в 1992 г. В конце 1996 г. изменили организационно-правовую форму около 46 тыс. объектов государственной собственности. 18 % из них составляют объекты большой приватизации, незавершенного строительства и доля государственной собственности в совместных предприятиях. Уже в середине 1995 г. на негосударственных предприятиях производилось более 40 % промышленной продукции. Как показывает анализ, эффективность работы приватизированных предприятий остается низкой. Она существенно не отличается от предприятий государственного сектора экономики. В процессе приватизации допущено немало грубых нарушений действующего законодательства, злоупотреблений служебным положением.

Примерно 95 % граждан Украины уже получили свои приватизационные документы. Немало таких, кто уже принял участие в приватизации за имущественные сертификаты, подав заявки на приобретение акций приватизируемых предприятий через сертификаты! аукционы. Только во втором из них приняли участие около 1 млн. владельцев приватизационных ценных бумаг. Все это стало возможным благодаря созданию в Украине уникальной системы центров сертификатных аукционов. Она объединяет 26 аукционных центров и более 150 пунктов приема заявлений, из которых информация поступает к Украинского центра сертификатных аукционов. Создано программное обеспечение процесса продажи акций предприятий, которые приватизируются, гражданам-владельцам сертификатов. Разворачивается денежная приватизация. Осуществляется глубокая реформа аграрных отношений. Происходит, хоть и медленно, распределение земли и имущества сельскохозяйственных предприятий, формируется институт частной собственности на землю. В марте 1992 p. Верховная Рада Украины приняла постановление "Об ускорении земельной реформы и приватизации земли". Однако этот документ воплощался в жизнь непоследовательно. В течение 1992 г. дележки или акционирования провели около 4 тыс. колхозов. В начале 1995 г. изменился статус 8,8 тыс. колхозов (94 % от общего количества). Из них дележки имущества осуществили 8,3 тыс. хозяйств. На их базе возникло 6,5 тыс. коллективных хозяйств с правом собственности их членов на долю имущества (пая), а также 1,2 крестьянских союзов и кооперативов, 175 акционерных обществ.

Однако дележки или акционирование колхозов и совхозов почти не задевало основного производственных отношений между государством и сельскохозяйственными предприятиями, а также производственных отношений внутри последних. С дележки и акционирования исключалась земля - основное средство производства. Более 4 млн граждан получили земельные участки в частную собственность. В 1996 г. они составляли 48 % всех земельных участков. Сегодня в Украине насчитывается около 35 тыс. фермерских хозяйств, однако их роль в сельскохозяйственном производстве еще небольшая. Одним из основных мероприятий аграрной реформы является изменение существующего механизма закупок сельскохозяйственной продукции через государственно-контрактную и биржевую системы.

Весомым шагом в направлении аграрных преобразований стал Указ президента Украины "О приватизации и аренде земельных участков несельскохозяйственного назначения для осуществления предпринимательской деятельности", подписанный 12 июля 1995 p. Он имеет большое значение для реализации всего комплекса задач рыночных преобразований.

Характерной особенностью нынешнего экономического положения Украины является относительная финансовая стабилизация. Основой этого стало поэтапное уменьшение бюджетного дефицита. Если в середине 1994 г. он составлял 31,2 % от валового внутреннего продукта, то на конец года - около 10 %, а в 1995 г. он не превышал 7,3 %. В 1996 г. дефицит бюджета был еще меньше.

Основной фактор, который в 1997 p. влиял на величину дефицита бюджета, - соглашение с МВФ о непревышении уровня в 5 % от ВНП. Реально этого показателя не удалось достичь: доходы бюджета 26 620 млн грн.; расходы - 31 134 млн грн.; дефицит - 4514 млн грн. (5,1 % от ВВП). В связи с этим МВФ отказался предоставить Украине очередные транши кредита стэнд бай, и Минфин должен был привлечь средства через рынок государственных облигаций. В целом опыт других стран свидетельствует, что такой темп уменьшения бюджетного дефицита, как в Украине, наиболее оптимальный.

Осуществлен целую систему мероприятий, направленных на утверждение в Украине рынка государственных ценных бумаг, что в перспективе будет служить безінфляційному обслуживанию бюджетного дефицита. Появились новые организационные формы оптовой торговли - товарные и универсальные биржи, ярмарки, аукционы, товаророзподільні базы. Создан фондовый рынок как главный инструмент успешного решения комплекса проблем в процессе разгосударствления, корпоратизации и приватизации, цивилизованного функционирования первичного и вторичного рынков капиталов.

Важным событием стала денежная реформа. В течение 2-16 сентября 1996 г. введен в действие полноценную национальную денежную единицу - гривню.

Одним из проявлений финансовой стабилизации в Украине является то, что практически неизменным на протяжении длительного времени оставался валютный курс гривны. Это создало условия для быстрого снижения учетной ставки Национального банка Украины. Від'рівня 300 % в октябре 1994 г. учетная ставка снизилась до 21 % в 1997 г.

Появились положительные тенденции во внешней торговле. Ее объем за 1997 г. составил приблизительно 30,5 млрд долл., из которых около 14 млрд приходится на экспорт. Это примерно соответствует уровню 1996 г. Отрицательное сальдо торгового баланса значительно уменьшилось по сравнению с 1996 г. (с 3 млрд до примерно до 2,5 млрд долл.).

Основным торговым партнером Украины остается Россия, на которую по итогам 11 месяцев 1997 г. приходилось 26 % украинского экспорта и 46,7 % импорта (товарооборот за 11 месяцев составил 10,45 млрд долл.). Крупными торговыми партнерами Украины являются также Германия (товарооборот 1,63 млрд долл.), Китай (1,13 млрд долл.), Беларусь (1,11 млрд долл.), Туркмения, США, Польша, Турция и Италия.

Украина экспортирует .понад половину продукции черной металлургии, более двух третей производства цветных металлов, химии и нефтехимии, около трех четвертей товаров легкой промышленности. Всего же доля экспорта товаров в ВВП составляет для Украины около 25 %. Украинские нефтеперерабатывающие заводы работают в основном на иностранной давальческом сырье, а природный газ, который сжигается в топках котельных и газовых плитах, в основном российского или туркменского происхождения.

Основной статьей украинского экспорта являются неблагородные металлы и изделия из них (около 42 %). При этом резко возросла доля черных металлов - с 23,5 % в 1996 г. до 31,9 % за январь-ноябрь 1997 г. С другой стороны, доля пищевой промышленности в экспорте в течение 1997 г. снизилась вдвое. Это произошло главным образом в результате практического прекращения экспорта в Россию сахара и алкогольных напитков.

Из импортных статей традиционно первое место принадлежит энергоносителям - газа, нефти и продуктам ее переработки, которые составляют половину украинского импорта. Еще около 20 % приходится на импорт машин и оборудования.

Что же до обеспечения нефтью и нефтепродуктами, то начиная с 1993 г. их поставки были полностью децентрализованы. Вследствие этого Украина избавилась от нефтяного голода и роста задолженности.

Нынешняя экономическая политика Украины нашла поддержку мирового сообщества. Страны "Большой семерки" и наиболее влиятельные международные финансовые организации - МВФ, Всемирный банк. Европейский банк реконструкции и развития в конце 1994 г. и в начале 1995 г. предоставили Украине крайне необходимую ей кредитную поддержку в объеме порядка 4 млрд долл.

Украина, как государство, стала на путь рыночных преобразований, не сможет построить высокоразвитое современное общество без активного привлечения иностранного капитала. По подсчетам украинских экономистов, потребность Украины в общих объемах иностранных инвестиций составляет более 40 млрд долл., а за приоритетными объектами - более 4 млрд долл. Общий уровень иностранных инвестиций в экономику Украины за последние 5 лет (1992-1996 гг.) составлял 1,4 млрд долл. Это втрое меньше, чем получает Венгрия за один квартал. Но сами по себе иностранные инвестиции не придут, за них надо бороться. А конкуренцию на рынке инвестиционных капиталов можно преодолеть прежде всего благоприятной инвестиционной и таможенной политикой, стабильным и поощрительным налоговым законодательством.

К сожалению, эти факторы в Украине пока что отсутствуют. Постоянно меняется налоговое и таможенное законодательство. Это не способствует развитию иностранных инвестиций.

Экономическая ситуация в Украине остается сложной и неоднозначной. В 1997 г. производство промышленной продукции по сравнению с Предыдущим годом уменьшилось на 1,8 % . Это снижение почти в три раза меньше, чем в 1996 г. Правда, такое положение наблюдалось не во всех отраслях промышленности. Так, спад в пищевой промышленности по сравнению с 1996 г. увеличился вдвое.

Сохранилась тенденция к более эффективного функционирования экспортное ориентированных отраслей - топливной промышленности, черной и цветной металлургии. В этих отраслях экономики за 1997 г. получен прирост производства продукции в соответствии 4,5, 7,7 и 2,7 %.

Валовая продукция сельского хозяйства возросла за 1997 г. на 1,9 % против 10 % снижение в 1996 p. В течение прошлого года производство продукции растениеводства увеличилось по сравнению с предыдущим периодом на 7% (в 1996 г. по сравнению с 1995 г. производство продукции этой отрасли снизилось на 9 %), производство продукции животноводства сократилось на 13 % по сравнению с 1996 г. Это снижение значительнее, чем в 1996 p., когда производство животноводческой продукции по сравнению с 1995 г. составил 11 %.

По итогам 1997 p. животноводство было убыточным более чем на 5 %, сумма убытков составила более 2,5 млрд грн. Ситуация в этой отрасли частного сектора характеризуется относительной стабильностью. Можно констатировать тот факт, что доля животноводческой продукции частных хозяйств неуклонно растет (с 47 % в 1995 г. до 62 % в 1997 p.).

Критическое состояние сельского хозяйства Украины в значительной степени обусловлен отсутствием четкой государственной программы поддержки этой отрасли экономики. Несмотря на рост производства сельскохозяйственной техники, она недоступна для абсолютного большинства предприятий - как по ценам, так и по качеству. Дальнейшее развитие новых, высокоэффективных форм хозяйствования тормозит отсутствие эффективного земельного законодательства. На практике подтвердилась известная истина: достижение низких параметров инфляции сугубо монетаристскими инструментами не может обеспечить устойчивых стабилизационных процессов, необходимые глубинные базисные преобразования, призванные обеспечить реальные сдвиги в производственном процессе, перестройке его структуры, повышении эффективности и социальной ориентированности.

Некоторые положительные тенденции в развитии хозяйства современной Украины не приобрели устойчивого характера, не обеспечили общеэкономического оздоровления.

Возникла необходимость коррекции курса экономических реформ. Она была определена в докладе Президента Украины Леонида Кучмы по случаю первой годовщины Конституции Украинского государства. В ней сформулированы такие важнейшие элементы антикризисной программы: осуществление принципиальных мер по либерализации экономического режима в Украине, существенное ускорение приватизационного процесса, легализация теневой экономики прежде всего за счет либерализации налоговой политики, активизация инвестиционного процесса, "экономизация" внешней политики государства, ускорения и последовательное осуществление аграрной реформы, упорядочения экономики энергетического сектора, вывод на приоритетный уровень экономической политике социальной сферы.

Коррекция экономической политики не касается ее стратегических установок. Неизменными остаются ее базовые позиции: трансформация экономики и осуществления этого процесса ускоренными темпами, несмотря на все противодействия консервативных и враждебных сил.

Перед молодым Украинским государством стоят чрезвычайно сложные и важные задачи в сфере экономики. От их решения в решающей степени зависит наше продвижение к цивилизованной жизни. Поэтому реализация экономической программы новейшей украинского государства должна стать кровным делом каждого ее гражданина.

В 50-90-х годах хозяйство Украины, как и мира в целом, развивалось в условиях ускоренных темпов науки и техники. На Западе достижения научного про гресса направлялись на повышение благосостояния насе ления. В СССР, как и в других тоталитарных государствах, в этот период господствовала гигантомания - строился БАМ, осуществлялись широкомасштабная мелиорация, продовольственная, энергетическая и другие программы. Неэффективно, без учета экологического фактора, использова лись сырьевые ресурсы, в том числе в Украине - добыча каменного угля, железной руды, серы, нефти, газа и т.д. Украина превратилась в сырьевой придаток тогдашнего СССР. На территории нашего государства без соблюдения достаточной безопасности в густонаселенных местах строились АЭС. 95 % промышленных предприятий подчинялось Москве.

Никакие "постановления" и "решение" не вывели из состояния застоя сельское хозяйство. В управлении колхозами, как и в промышленности, господствовали не экономические, а административные факторы. Черноземные почвы заливали "рукотворными морями", преступно проводилась ме люрація. Слабой была материальная заинтересованность рабочих и колхозников в результатах своего труда. Уровень жизни народа снижался, обострялись социальные противоречия. Попытки правителей реанимировать экономику Украины не дали положительных последствий.

Только в условиях независимости Украина получила шанс преодолеть последствия хозяйственной кризиса, выйти на уровень цивилизованных европейских стран. Несмотря на все экономические и социальные проблемы за годы независимости в развитии нашего государства оказываются определенные положительные тенденции.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Определите экономические потери Украины в годы второй мировой войны. Сравните исходный уровень ее хозяйства с другими странами на начало восстановления.

2. Охарактеризуйте хозяйственные итоги восстановительного периода. Как проходили индустриализация, коллективизация в западных областях Украины?

3. Какие изменения произошли в течение ЗО-80-х годов в системе управления и планирования хозяйства Украины? На сколько эффективным было реформирование?

4. Определите основные направления развития хозяйства Украины в 50-80-х годах. Обоснуйте стагнационный характер его конце 70-80 х годов.

5. Проанализируйте промышленное развитие Украины в 50 - 80-х годах.

6.как происходило научно-техническое переоснащение хозяйства Украины? Докажите, что господствовал экстенсивный (затратный) тип экономического развития.

7. Проанализируйте аграрную политику государства в 50-80-х годах. Какова результативность индустриализации сельского хозяйства^

8. Какие экономические проблемы существовали в непроизводственной сфере?

Обоснуйте положение, что с конца 70 х годов в хозяй дарстві Украины развивались кризисные явления. Почему на зрела необходимость перестройки экономики на основе рыночных отношений?

10. Проанализируйте развитие украинской экономики в годы независимости. Какие проблемы решаются в Украине в ходе рыночных преобразований?

Хозяйство мира в течение тысячелетий прошло большой и сложный путь развития. Оно осуществило гигантский скачок от первобытной эпохи и первых цивилизаций до постиндустриального общества. Новые технические изобретения и усовершенствования порождали принципиальные изменения в производстве и переход общества в качественно новые стадии своего развития. Этапные вехи социально-экономического прогресса человечества - восточное и античное рабство, становление мануфактурного производства, промышленные перевороты и индустриализация народного хозяйства ведущих стран мира.

Экономическое развитие украинских земель происходило на основе общих закономерностей, свойственных для хозяйства всего мира. Генезис экономических систем Украины, несмотря на их особенности и специфику, проходила в контексте мирового хозяйственного жизнь.

На современном этапе развития перед хозяйством миру открываются новые перспективы. Они связаны с совершенствованием постиндустриального общества, овладением человечеством новыми видами энергии, новыми технологиями, ускоренным становлением новых производств и отраслей.

Экономика современного мира постепенно приобретает черты единой, целостной системы, что характеризуется взаимозависимостью и взаємодоповнюваністю ее составляющих элементов. В условиях растущей экономической единства мира актуализируется необходимость международной координации, межгосударственных экономических отношений. Эта проблема приобрела особое значение для стран развивающихся и с переходной экономикой, к которым относится и Украина.

Яркой страницей многовековой истории Украины стало провозглашение ее независимости 24 августа 1991 p. Перед возрожденным государством стоят чрезвычайно сложные и важные задачи в сфере экономики. Их последовательное решение - насущная потребность современности.

С большим трудом, натыкаясь на яростное сопротивление вражеских сил, проходит сейчас процесс становления рыночной экономики Украины, ее интеграции в европейское и мировое экономическое пространство. Без этого немыслим экономический суверенитет украинского государства, обеспечения процветания и благосостояния ее многострадальному народу.

Остается неизменным одобрен Верховной Радой Украины в 1994 г. курс на рыночные реформы. Они должны быть инструментом качественной перестройки экономики, глубоких социальных преобразований. Летом 1998 г. впервые за годы независимости удалось остановить падение валового внутреннего продукта Украины. Постепенно увеличивалось производство промышленной продукции, начали расти объемы капитальных вложений, грузовых перевозок, некоторые другие показатели.

Однако на стабилизационные процессы в украинской экономике негативное влияние имела мировой финансовый кризис. Сложилась очень непростая ситуация, но она остается контролируемой правительством. Наметилась стабилизация курса национальной валюты, несколько уменьшились темпы инфляции.

Преодоление имеющихся трудностей, кризисных явлений, успех в строительстве национальной рыночной экономики Украины зависит прежде всего от консолидации политических сил в стране, создание надежного правового поля, привлечение к активной экономической деятельности как можно более широкого круга трудоспособного населения государства, но в немалой мере зависит от изучения и творческого использования богатейшего опыта хозяйствования, накопленного человечеством.

Книга: Экономическая история Украины и мира - Лановик

СОДЕРЖАНИЕ

1. Экономическая история Украины и мира - Лановик
2. КНИГА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ МИРА Часть И ХОЗЯЙСТВО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (с древнейших времен до IV в. н.э.) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
3. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 2.1. Особенности восточного рабства
4. 2.2. Хозяйство Древней Греции
5. 2.3. Античный Рим: экономические причины расцвета и упадка
6. 2.4. Хозяйство скифов, греческих и римских колоний Северного Причерноморья
7. Часть II ХОЗЯЙСТВО В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО ЕВРОПЫ В V - XV вв. 1.1. Землевладение и сеньйоріально-крестьянские отношения
8. 1.2. Агрокультура и сельскохозяйственная техника
9. 1.3. Средневековый город, развитие ремесла
10. 1.4. Торговля. Кредит. Финансы
11. Часть III СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ И ПОСТШДУСТРІАЛЬНОЇ ШОХ (XVI ст. - до наших дней) Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО СТРАН ЕВРОПЫ, США В ПЕРИОД ГЕНЕЗИСА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (XVI - XVIII вв.) 1.1. Основные аспекты развития хозяин
12. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА в XIX - начале XX вв. 2.1. Промышленный переворот
13. 2.2. Индустриализация
14. 2.3. Особенности аграрного развития
15. 2.4. Международные экономические отношения
16. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО МИРА В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД 3.1. Преодоление экономических следствий первой мировой войны и стабилизация хозяйства
17. 3.2. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и экономическое развитие в 30-х годах XX ст.
18. Раздел 4. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (1939 p. 90-е годы XX ст.) 4.1. Экономика стран мира в годы второй мировой войны
19. 4.2. Динамика и структурные изменения хозяйственного развития второй половины 40-90-х годов XX ст.
20. 4.3. Индустриализация сельского хозяйства
21. 4.4. Международные экономические отношения
22. 4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономический розвиток4.5. Новые индустриальные страны: их становление и экономическое развитие
23. КНИГА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ПРАИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА И КНЯЖЕСКИЙ ПЕРИОД
24. 1.1. Процесс феодализации крестьян и земельные отношения
25. 1.2. Ремесла. Города
26. 1.3. Торговля. Финансы
27. Раздел 2. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XVI-XVIII вв. 2.1. Аграрные отношения в Украине в XVI - первой половине XVII вв.
28. 2.2. Аграрная эволюция украинских земель во второй половине XVII - XVIII вв.
29. 2.3. Мануфактурный период украинской промышленности
30. 2.4. Развитие украинского национального рынка. Финансы
31. Раздел 3. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в XIX - в начале XX ст. 3.1. Промышленный переворот
32. 3.2. Индустриализация
33. 3.3. Промышленное развитие западноукраинских земель
34. 3.4. Сельское хозяйство Украины в дореформенный период
35. 3.5. Аграрные реформы и развитие сельского хозяйства в 60-х годах XIX ст. - в начале XX ст.
36. 3.6. Зарождение и развитие кооперативного движения
37. 3.7. Внутренняя и внешняя торговля
38. 3.8. Финансы и кредит
39. Раздел 4. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1914 - 1939 гг. 4.1. Экономическое положение Украины в 1914 - 1921гг.
40. 4.2. Новая экономическая политика в Украине
41. 4.3. Индустриализация и коллективизация: позитивные и негативные последствия
42. 4.4. Западноукраинские земли в 20-30-х годах Хх века.
43. Раздел 5. ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ в 1939 г. - 90-е годы XX века. 5.1. Хозяйство Украины в годы второй мировой войны
44. 5.2. Восстановление и развитие промышленности
45. 5.3. Сельское хозяйство
46. 5.4. Финансы, кредит, добробут
47. 5.5. Участие Украины в мировом хозяйстве
48. 5.6. Экономика независимой Украины
49. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
50. Историко-экономические термины

На предыдущую