lybs.ru
Там, где воспитывают спасаться, не побеждают. / Александр ДОВЖЕНКО


Книга: Международный менеджмент (конспект лекций КНЭУ)


Тема 3.Загальна характеристика м/н бизнеса и менеджмента.

1.Середовище м/н бизнеса.

2.Здатність менеджеров к м/н бизнеса и методы их определения.

3.Рольові функции м/р менеджера в контексте анализа внешней среды

4. особенности основных задач и ф-ций м/н менеджмента.

1.Середовище м/н бизнеса

Внешняя среда, в которой оперирует фирма, принципиально важно для любого бизнеса независимо от его направленности и масштабов. Но для м/н бизнеса оно имеет особое значение: если в своей стране все “более или менее знакомо”, то, с выходом на м/н рынок фирма попадает часто не только в незнакомую экономическую, политическую, социальную и культурную среду, но - что не менее важно - и в обстановку, когда не очевидны возможности и источники его изучения и адекватной оценки.

Рассмотрение факторов среды, в котором ф-няет м/н бизнес, сосредоточено на 4 составляющих (факторах):

1)культура;

2)экономика;

3)политика;

4)технология.

1)КУЛЬТУРА. Под культурой понимают доминирующую в обществе систему ценностей, верований, обычаев и установок. Каждое общество имеет свою культуру, которая влияет на стиль повседневной жизни.

Культура - это приобретение знаний об использовании людьми представлений относительно опыта и общей общественного поведения.

Формы проявления культуры:

Ценности Привычки Верования

Позиция Мораль Традиции

Поведение Искусство Законы

Основные характеристики культуры:

-культура не является биологической особенностью, а представляет собой результат обучения и опыта (Learned);

-люди причастные к культуре определенных социальных групп (Shared);

-к. передается от поколения к поколению (Trunsgenerational);

-к. связана с определенными символами (Symbolic);

-к. - определенная система, целостность и имеет собственную структуру (Patteerned);

-к. основывается на способности людей приспосабливаться к изменениям (Adaptive).

Культуру США можно охарактеризовать как индивидуалистическую, неформальную, материалистическую и ориентирована на самоценность времени. В то же время в Японии и Китае группе уделяется гораздо больше внимания, чем индивиду. Подчинение и сотрудничество важнее индивидуализма. Американская культура не уделяет большого значения традиции, церемонии и формальности, которые являются важными характеристиками латиноамериканской, ближне - и дальневосточную культуры. Американцы не любят “ходить вокруг дела” и предпочитают без церемоний сразу переходить к делу. Но в Латинской Америке или Саудовской Аравии принято сначала поговорить на темы, не относящиеся к делу, и только после этого сосредоточиться на настоящей цели встречи.

Американцы уважают приобретение, символизирующих высокий статус, в то же время во многих обществах незападного типа гораздо выше интерес к эстетической и духовной стороны бытия. Аналогичным образом зацикленность американцев на временные не находит понимания в восточной культуре, которая рассматривает время как нечто без начала и конца. Так, восточные бизнесмены часто небрежно относятся ко времени встреч и сроков, что выводит из себя американцев, немцев и швейцарцев. Во многих странах совещания начинаются с длительного общения и чашки кофе или чая. “Американцу, возмущенному “потерей времени” следует знать, что во время на вид бесцельных разговоров происходят важные сдвиги в сторону установления взаимопонимания и доверия, что принципиально важно для дальнейшего ведения дел”. С учетом этих обстоятельств люди, которые “проламываются” в бизнес в этих странах, не будут достойно вознаграждены (вознаграждении).

Язык - еще один аспект культуры - всегда создает трудности для организации, ведущей свои дела за границей. В силу расхождения значений в похожих словах, а также проблем, связанных с переводом, могут возникать барьеры на пути обмена информацией. Увеличить их непроникливість может несовпадение языка жестов и взаимодействующих культурах.

Различия между культурами выражаются в незбіганні установок по поводу власти, значения работы, роли женщины в обществе, готовности рисковать и даже цветовых предпочтений. Исследователи установили, что именно проблемы человека, обусловленные работой в иной культуре, как правило становятся причиной неудачными. Поэтому, чтобы преуспеть, организациям и руководителям следует выявлять культурные различия и соответствующим образом менять поведение в межличностных контактах, менять стиль и методы деловой практики и руководства.

Примеры воздействия культуры общества на подходы в менеджменте:

-централизация против децентрализации принятия решений;

-безопасность против риска;

-индивидуальные вознаграждения против групповых;

-неформальные процедуры против формальных;

-высокая организационная лояльность против низкой;

-кооперация против конкуренции;

-краткосрочные горизонты против долгосрочных;

-стабильность против инноваций.

2)ЭКОНОМИКА.

Фирмы, работающие в м/н среде, должны анализировать экономические условия и тенденции и наблюдать за экономикой тех стран, где они ведут или планируют вести дела. Анализ среды способствует повышению эффективности процесса принятия решений и планирования.

Структура основных данных экономического анализа внешней среды, необходимых м/н менеджеру:

1.место страны по показателям: ВНП(ВВП), темпы экономического роста, темпы роста инвестиций, внешнеторговый оборот, импорт товаров и услуг (то же - в удельных показателях).

2.Населення страны в целом и регионов проникновения отдельно; половозрастная структура населения в динамике.

3.Структура общества и удельный вес отдельных социальных слоев с характеристиками их личного и семейного дохода; динамика этих показателей.

4.Ресурси основных видов, интересующих фирму, с ранжированием по:

-наличием в стране и регионах;

-стоимостной оценке;

-уровнем дефицитности.

Особая справка о возможности получения этих ресурсов в сопредельных странах.

5.Основні характеристики возможностей связи (количество телефонов на тысячу жителей; разновидности и эффективность работы почты; основные характеристики компьютерно-сетевых услуг).

6.Інтересуючі фирму характеристики транспортных коммуникаций (в контексте “как можно привезти?”, “как можно отвезти?”).

7.Рівні оплаты труда в інтересуючих фирму сферах бизнеса ( по основным категориям наемных работников); принятые в стране формы оплаты труда.

8.Загальна оценка развитости и возможностей:

-отраслей - вероятных конкурентов;

-отраслей - вероятных поставщиков;

-отраслей - вероятных потребителей.

9.Основні элементы валютного регулирования в стране.

10.Основні элементы торговых и экспортно-импортных ограничений в стране.

11.Розвиненість научно-технической и консультационной деятельности в стране (направления, фирмы, возможности привлечения).

12.Рівень основных экономических проблем в стране (инфляция, безработица, региональные и отраслевые депрессивные явления, бедность и т.д.).

Ключевые характеристики национальных экономик как элемента среды м/н бизнеса и менеджмента:

-стабильность и уровень развития;

-уровень инфляции;

-стабильность национальной валюты.

Классификация национальных экономик по уровню развития:

-развитые страны;

-страны с переходной экономикой;

-слабо развитые страны, или страны, которые развиваются.

Особенности слабо развитых стран с позиции м/н бизнеса и менеджмента:

-низкий уровень производства ВНП на душу населения;

-низкий уровень жизни населения;

-слабое развитие промышленности, образования, системы распределения и коммуникаций;

-значительное количество государственных регуляторов и вмешательства государства в экономику;

-наращивание ПИИ;

-в этих странах проживает более 80% населения, на их долю приходится 25% мировой деловой активности.

3) ПОЛИТИКА включает три фактора влияния на деятельность БНК (МНК):

1.Урядові позиции по м/н операций:

-стимулы для открытия бизнеса в стране - хозяине (низкие %-ные ставки за кредит, налоговые льготы, ускоренная амортизация, дотации и субсидии);

-установление различных требований к м/н компаний исходя из своего суверенитета (ограничение доли иностранного капитала в уставном фонде предприятий, требования продавать товары и технологии на местных рынках, создание рабочих мест для местного населения и т.д.).

2.Ефективність государственного управления:

-наличие бюрократических структур, мешающих деятельности БНК (МНК);

-влияние бюрократических структур на законодательство в собственных интересах;

-взяточничество. Закон о коррупции в ВЭД США (1977 г.) запрещает американским компаниям давать взятки иностранным правительствам. Во Франции, Великобритании это не запрещается, а наоборот, сумма взяток вычитается из налога.

3.Політична стабильность:

-экспроприация и национализация;

-политические риски (макроризик и мікроризик);

-терроризм.

Фирмы, выступающие на м/н рынках, должны считаться с многими законами и регулирующими актами. Последние относятся к таким вопросам, как налогообложение, патенты, трудовые отношения, стандарты на готовую продукцию, ценообразование и предоставление сведений государственным учреждениям. Например, закон о недобросовестную конкурентную борьбу в Германии запрещает предприятиям пользоваться поощрительными купонами и отрывными ярлычками в упаковке товара в целях продвижения товаров на рынок. Подобные мероприятия широко используют американские компании на внутреннем рынке, но для немецкого рынка они должны разрабатывать другие способы привлечения потребителей.

Ценообразование часто жестко регулируется с помощью антидемпингового кодекса ГАТТ/ВТО. Этот кодекс позволяет странам вводить нижние ограничения на цены продуктов, поступающих на их рынки извне и по более низким ценам, чем те, что есть на внутреннем рынке.

Важнейшими источниками м/н частного права является

-м/н соглашения,

-внутреннее законодательство государств,

-судебная и арбитражная практика,

-обычаи.

Структура правового анализа:

1.общая оценка согласованности системы права в стране с основными положениями м/н права.

2.Регулювання экспортно-импортных операций, интересующие фирму (включая вопросы м/н перевозок).

3.Регулювання въеду/выезда частных лиц.

4.Захищенність собственности и прав личности.

5.Регулювання перемещения капитала, экспорта прибыли, других финансовых операций через границу.

6.Оцінка элементов коммерческого права, которые могут интересовать фирму.

7.Регулювання создания и трансформации бизнеса.

8.Регулювання трудовых отношений.

9.Регулювання цен.

10.Елементи антимонопольного законодательства, которые могут касаться интересов фирмы.

11.Докладно: вопросы налогообложения фирм и частных лиц.

12.Загальна оценка стабильности правовой системы страны.

На операции в сфере м/н бизнеса влияют политические факторы (политические события и решения). Социальная напряженность может нарушать процесс производства или ограничивать сбыт, если волнения направлены против завода иностранного владения. Политические действия против правительства или внезапная смена режима, как минимум, означают увеличение неопределенности для экспортера или иностранного инвестора.

Нужно отметить, что такие события, как революции и национализации, является исключением, а не правилом. Почти во всех странах текущий политический процесс выражается в определенных изменениях государственной политики, а не выливается в перевороты, аднак, и такие изменения отражаются на бизнесе. Например, победа либеральной партии в Канаде с лидером Пьером Трюдо в 1980 г. привела к отказу от программ поддержки бизнеса в пользу программ, нацеленных на изъятие части капиталовложений американских фирм с канадской экономики. В то же время французские социалисты во главе с Франсуа Миттераном не начали национализацию, как ожидалось.

Политические факторы нужно оценивать до вложения капиталов или принятия на себя обязанностей по сбыту. По мере поступления информации и изменения обстоятельств необходимо корректировать соответствующие прогнозы. Конечно, можно было бы стремиться к исключению какого-либо риска. Но в тех случаях, когда нужный продукт можно получить из единого источника, тогда фирме необходимо остаться на иностранном рынке, контролируя уровень риска и используя соответствующие методы его снижения.

Структура основных данных политического анализа внешней среды, необходимых м/н менеджеру:

1.Політичний режим в стране-хозяине (стране пребывания) и его отношения со страной базирования.

2.Міждержавні (межрегиональные, междугородные) соглашения между страной пребывания и страной базирования.

3.Участь страны в политических блоках и м/н экономических союзах (возможное влияние на будущий бизнес: возможности, опасности).

4.Політичні партии и общественные организации в стране базирования, которые имеют тесные контакты с властями, политическими партиями и общественными организациями страны пребывания.

5.Найвидатніші политические лидеры (краткие биографические данные).

6

6.Основні политические партии и влиятельные общественные организации в стране пребывания.

7.Основні политические соперники, борющиеся за власть в стране, и сущность их принципиальных позиций в экономических, социальных и правовых вопросах.

8.Коротка характеристика связи “бизнес-политика” (фирмы, партии, лидеры).

9.Найближчі выборы парламента и президента (или их аналогов в стране), перспективы их результатов и вероятное влияние на бизнес и на отношения со страной базирования.

10.Роль и влияние региональной власти (с учетом регионов проникновения фирмы).

11.Політична обстановка в регионах проникновение фирмы.

12.Загальна оценка политической стабильности в стране.

4)ТЕХНОЛОГИЯ:

-Уровень технологии в стране-хозяине;

-Взаимосвязь между технологией и операциям м/н компаний;

-Затраты на сырье, энергию, транспорт и др.

Таблица 1

Сравнительная характеристика среды для национальных и м/н компаний

Характеристика среды Национальные Международные

Образовательное середовище1.Мови (говорить, писать, общаться) 2.Освітні системы (качество, уровень, продолжительность) ОднаНе створюєнапруження БагатоСтворює великенапруження

Социальное середовище1.Цінності, позиции (через достижения, восприятие риска, научные методы работы)2.Соціальна организация (власть, статус, роли, институты, мобильность социальных систем) ОднорідніПодібна РізноманітніРізна

Политико-правовое середовище1.Політична ориентация (власть, идеология)2.Правове среда (законы, кодексы, регуляторы)3.Національний суверенітет4.Урядова политика ДержавнаЦілкомуніфікованеОдинПодібна ТранснаціональнаРізнеБагатоРізні

Экономическое середовище1.Економічний развитие (слабое развитие, индустриализация)2.Економічна система (капиталистическая, смешанная, социалистическая) Подобные стадіїПодібна Разные стадіїРізна

2.Здатність менеджеров к м/н бизнеса и методы их определения.

3.Рольові функции м/р менеджера в контексте анализа внешней среды

Структурирование ролевых функций м/н м/ра является важным, поскольку их выполнение в значительной степени зависит от того, насколько хорошо менеджер знает и понимает базовые элементы внешней среды и те проблемы, которые сопровождают в нем работу фирмы. Выделим 7 основных ролей м/р менеджера.

1.М/н менеджер как организатор стратегического поиска

возможностей фирмы на внешнем рынке

На этом этапе организующая роль м/н менеджера предусматривает решение 3 ключевых проблем:

-выделение совместно с командой ключевых направлений поиска;

-организация усилий служб и внешних консультантов на проведение предварительного анализа;

-окончательный выбор перспективных возможностей (с особым упором на контроль результатов анализа и ведущую роль м/н менеджера на всех предыдущих переговорах с вероятными партнерами).

2.М/н м/р как стратегический мотиватор

Предполагается особая роль м/н м/ра в окончательном определении тех стратегических мотивов, которыми будет руководствоваться фирма, выбирая те или иные направления и возможности выхода на м/н рынок.

3.М/н м/р как культурный аналитик

Эту роль в отличие от маркетинговых, экономических или юридических задач никто, кроме самого менеджера, выполнить не может: именно он должен видеть и понимать особенности странового (национальной) культуры; именно он должен просмотреть все проблемы коммуникаций для обеспечения эффективности менеджмента, и только он может контактировать с топ-менеджерами зарубежных фирм с учетом их национальных стереотипов. За всеми этими причинами культурный анализ - основа работы менеджера с внешней средой.

4.М/н м/р как эффективный организатор и руководитель

интернационального коллектива

Внешне кажется, что эта роль, как и предыдущая, требует лишь знаний в области культуры, но при ближайшем анализе становится ясным, что в значительной мере необходимо привлечение и экономических, и политических, и юридических знаний.

5.М/н м/р как дипломат

Эта роль предполагает не просто комплексное знание внешней среды, но и значительный, именно дипломатический талант, который практически является необходимым кругом: от грамотных, тонко проведенных переговоров до решения непростых проблем взаимоотношений с властями в стране пребывания.

6.М/н м/р как общественный деятель

В этой, на первый взгляд, несколько непривычной роли м/н м/р выступает довольно часто, поскольку он представляет за рубежом не только свою фирму, но в определенных обстоятельствах свою страну и свой народ. Участие в общественной жизни страны пребывания - обязательное условие эффективности и стабильности бизнеса за рубежом, хотя понятно, что масштабы этого участия существенно отличаются в зависимости от масштабов самого бизнеса.

7.М/н м/р как “стратегический оптимизатор” м/н бизнеса

В этой особой роли м/н м/р выходит за рамки данной страны пребывания, заботясь рюо оптимальность бизнеса фирмы в целом. И здесь его ждут непростые решения, в которых особого учета и тонкой оценки требуют политические и экономические аспекты внешней среды.

4. особенности основных задач и ф-ций м/н менеджмента.

Задачи:

1.Комплексне изучение, анализ и оценка внешней среды м/н бизнеса в интересах поиска и реализации источников конкурентных преимуществ фирмы.

2.Поглиблений анализ и оценка культурного фона в каждой стране пребывания и использования его возможностей (учет ограничений) при выработке стратегических, тактических и оперативных решений по функционированию и развитию фирмы как в данной стране, так и в целом.

3.оценка, выбор и практическое использование организационных форм, в рамках которых осуществляются зарубежные операции фирмы, с тем чтобы максимизировать эффект использования экономического потенциала и правовых возможностей страны пребывания.

4.формирование и развитие мультинационального коллектива фирмы и ее подразделений в стране базирования и в странах пребывания в интересах максимального использования личного потенциала работников, возможностей отдельных коллективов и кросс-национальных эффектов от взаимодействия внутри фирмы.

5.Пошук, развитие и эффективное использование разнообразных возможностей бизнес-сервиса, и прежде всего в сферах финансового, технологического и информационного обслуживания экономических операций.


Книга: Международный менеджмент (конспект лекций КНЭУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Международный менеджмент (конспект лекций КНЭУ)
2. Тема 2. Сущность м/н бизнеса и менеджмента
3. Тема 3.Загальна характеристика м/н бизнеса и менеджмента.
4. Тема 4. Опыт организации менеджмента в различных странах.
5. Тема 5. Стратегия и планирование в системе м/н менеджмента.
6. Тема 6. Принятие решений в м/н менеджменте.
7. Тема 7. Организация международных операций.
8. Тема 8. Управление человеческими ресурсами в международных корпорациях.
9. Тема 9. Коммуникации в м/н менеджменте.
10. Тема 10. Мотивация в м/н менеджменте.
11. Тема 11. Руководство многонациональными корпорациями.
12. Тема 12. Контроль и отчетность м/н организаций.
13. Тема 13. Международный финансовый менеджмент
14. Тема 14.Технологічна политика г/н корпораций.
15. Тема 15.Етика и социальная ответственность г/н менеджмента.
16. Тема 16.Перспктиви м/н менеджмента. Глобальные перспективы ТНК.

На предыдущую