Книга: Международный менеджмент (конспект лекций КНЭУ)
Тема 4. Опыт организации менеджмента в различных странах.
1.Культурне среду м/н м/нту.
2.Національні школы и опыт менеджмента в различных странах.
3.Порівняльний анализ американского и японского менеджмента.1.Культурне среду м/н м/нту.
Экономический, политический и правовой анализ внешней среды позволяет определить и оценить, имеет ли смысл для фирмы работа в данном регионе, стране. Если же соответствующие выводы сделаны и согласованы со стратегическими задачами фирмы, на первый план выступает задача максимально эффективной работы в выбранных будущих странах пребывания.
Эта задача включает две базовые составляющие: с одной стороны, необходим выбор соответствующих организационных форм и масштабов проникновения. Вторая составляющая проблемы эффективной работы фирмы в стране пребывания - учет и эффективное использование культурного фона страны.Роль культурного фактора в м/н м/нти
Различают три основные принципиальные позиции:1.Першу представляют так называемые универсалисты: их точка зрения заключается в том, что значение культурного фактора преувеличено и, поскольку все люди более менее одинаковы, не нужно делать какие-то существенные поправки на культуру и тем более ждать от них существенного прироста эффективности управления национальными коллективами.
2.Прихильники 2 позиции утверждают, что страны и нации различаются не по культурной традиции, а главным образом - уровнем экономического развития. Этот подход так и называется: экономико-кластерный. В соответствии с ним м/н менеджер должен искать ответы на вопросы эффективного управления именно в контексте сравнительного экономического развития стран пребывания и страны базирования.3.третья точка зрения отстаивает важную роль именно культурного фона, считая, что его изучение и практическое использование соответствующих результатов повышает эффективность м/н м/нту. Более того, особенности стран, совершенно непохожих именно в культурно-историческом развитии, часто дают одинаково высокие конечные экономические результаты, но построены на совершенно разных основах менеджмента.
США и Япония на сегодня - две наиболее развитые страны мира, достигшие наибольшего экономического благосостояния. Представим на минутку, что японские менеджеры стали управлять всеми предприятиями в США, а американские - в Японии; что бы из этого вышло?! Абсурдность картины нетрудно представить: речь идет о двух принципиально непохожие культуры вообще и культурах менеджмента в частности. Этот пример подтверждает положение, что культурно-кластерный подход (так называется третья позиция) отражает исключительно сложные реалии, проблемы и возможности феномена национальной культуры для практики м/н м/нту.Основные аспекты культурной среды:
-физические особенности,-поведение,
-принадлежность к группе,-значение работы, профессии,
-иерархия потребностей,-коммуникации.
Следовательно, изучение и учет национально-культурных особенностей отдельных работников будет повышать эффективность их работы и деятельность м/н фирмы в целом, а также обеспечивать в середине фирмы и в ее внешней среде атмосферы национально-культурной гармонии и социального мира, этих важнейших составляющих того, что можно назвать качеством жизни в фирме в самом широком понимании этого слова.Коммуникации в системе м/н м/нту
Одной из самых сложных проблем культурного взаимодействия в системе м/н м/нту являются коммуникации.Практика г/н позволяет выделить и сформулировать ряд ключевых проблем, с которыми сталкивается менеджер МНК (фирмы) в повседневной работе и которые существенно зависят от культурного фона.
1.Мовні барьеры.Первой и естественной преградой для эффективных коммуникаций в м/н фирме есть часто языковые барьеры. Практика м/н бизнеса выработала несколько основных рецептов решения этой проблемы, и первым среди них нужно признать общения на главной языку м/н коммуникаций - английском. Знание английского в объеме, достаточном для серьезных деловых контактов, - абсолютное требование для любого менеджера в современных условиях.
Существенно хуже выглядит с точки зрения эффективности коммуникаций работа через переводчика. Поскольку личные и конфиденциальные договоренности, учета тонких нюансов деловой беседы, создание непринужденной атмосферы и даже весьма полезен иногда юмор - обязательные атрибуты делового общения, понятно, что делать это через переводчика - никак не лучший выход из положения.Что касается конкретных национальных языков, то лишним будет напоминание о исключительную полезность для бизнеса овладения ими, и опыт многих МНК доказывает это.
Существенную помощь в преодолении самого языкового барьера, и в налаживании коммуникаций внутри м/н фирмы оказывают местные специалисты и менеджеры, которые владеют языком страны базирования.2.Невербальне общения.
Важными являются оценка и учет общения без слов (жестов, поз, форм приветствия, различных ритуалов и т.д.). По данным Мехребієна лишь 7% главной информации в ходе общения передается словами, а 55% воспринимается через выражение лица, позы, жесты, 38% - через интонации и модуляции голоса. Не вовремя вставленная в разговор пауза, невинный (с точки зрения своей культуры) жест, не адекватно восприняты собеседником из другой культуры, - все это может не только исказить впечатление от реально сказанного, но и вызвать жесткую негативную личную реакцию собеседника, только потому, что “мы воспринимаем людей другой культуры через призму нашей собственной культуры.3.Сприйняття.
Нет сомнений в том, что негативный опыт, приобретенный ранее в общении с тем или иным лицом, будет существенно отражаться на том, как мы воспринимаем и интерпретируем информацию, что получаем от него вообще - это хорошо известно любому менеджеру. Но насколько сильнее могут в этом смысле действовать представления, убеждения и традиции национально-культурного характера, тем более, когда они взаимодействуют с аналогичными константами других, существенно отличающихся культур! Выявление в ходе деловой беседы глубокого уважения к старшим по возрасту будет естественным и необходимым в рамках восточной и исламской культур, но представитель западной культуры может воспринять это как признак отсталости партнера, его желание сохранить пожилого возраста персонал на должностях, что в его представлении является тормозом прогресса.Учет нюансов восприятия через призму другой культуры - необходимая черта профессионально подготовленного менеджера.
4.Стереотипи.Стереотипизация может рассматриваться как производная от неадекватного восприятия: наклеивание некоторых ярлыков представителям другой нации или культуры приводит к отказу от объективного восприятия и анализа информации, замены национальными штампами.
Если бизнесмен считает своего партнера хитрым мошенником на том основании, что последний принадлежит к определенной нации, то вряд ли он будет воспринимать деловую информацию и поведение партнера вообще как честную и откровенную.Национальная стереотипизация, как правило, - достаточно сложный продукт развития той или иной культуры, влияния определенной идеологической обработки, политических событий и других процессов. Эта проблема может существенно усложнить и контакты, и деловые связи в м/н бизнесе. Главная задача грамотного м/р менеджера - в преодолении этого тяжелого наследия.
5.Обставини времени и места.Можно выделили 3 главных момента:
1).значение плана и порядка в коммуникации: их соблюдению придается особое значение в восточной и исламской культуре, в то время как западная обращает на это гораздо меньше внимания. Изменение порядка встречи, согласованной программы переговоров, попытка начать обсуждать внезапно возникающие темы и т. д. - все это может быть расценено представителями соответствующих культур как попытка партнера ухудшить их позиции на переговорах и в будущих совместных делах вообще.2).місце делового контакта при определенных обстоятельствах также играет значительную роль в эффективности коммуникаций. В бизнес-лутературі немало примеров того, как итальянские или латиноамериканские бизнесмены несколько шокируют своих партнеров из США или Скандинавии, приглашая их на деловые беседы в кафе или бар, где гостеприимные хозяева попутно ведут частные беседы со своими друзьями или родственниками. Знакомство с такими, вообще не слишком важными элементами чужой культуры позволяет грамотному м/н менеджеру нормально воспринимать некоторые странности такого рода и эффективно вести коммуникации в любых условиях.
3).особливим вопросам коммуникации есть уважение к времени (пунктуальность). Ценность этого качества очень высока в США и в Европе, но, например, страны латиноамериканского кластера не уделяют этому вопросу серьезного значения, и опоздание бизнесмена на деловую встречу на полчаса или даже на час не считают большой проблемой. Соответственно знакомство г/н менеджера с этой стороной национальной деловой культуры поможет адекватно построить поведение и целесообразные реакции во время контактов.6.Етика.
В любой национальной культуре вопросы морали и этики играют первостепенную роль, и они могут существенно влиять на эффективность коммуникаций. От вопросов внешнего вида на деловых переговорах в чужой стране и до больших проблем моральной приемлемости той или иной рекламы с точки зрения норм данной культуры - в этой широкой гамме вопросов м/н менеджер должен проявлять глубокое знакомство с местной культурной традицией и максимум такта при оценке приемлемости тех или иных коммуникационных шагов и действий.7.Інформація в системе управления.
Еще одна проблема, которая существенно влияет на эффективность коммуникаций в м/н фирме, - влияние централизации и децентрализации в системах информационного обмена, обработки и принятия решений.Обще известен тот факт, что деловые культуры разных наций существенно отличаются в таких характеристиках, как контроль над информацией, циркулирующей в фирме, включая и ту, которая попадает в фирму из внешней среды и поступает в среду с фирмы. Одновременно существенную роль играют и те информационные контуры, которые так или иначе задействованы в системе управления, их взаимодействие (или отсутствие таковой) между собой.
Например, по мнению исследователя Роберта Уорчестера, американские фирмы сочетают явно выраженную централизацию с обеспечением беспрепятственного информационного обмена между уровнями иерархии, в то время как характерная черта английского менеджмента - исключительно интенсивная одноуровневая коммуникация при крайне ограниченном міжрівневій. Структуры управления в фирмах арабских стран почти совсем лишены любого информационного обмена, а китайские системы менеджмента - строго иерархические с четко дозированной и полностью контролируемой информацией в условиях жестко централизованного управления ею. Очень интересно трактуется итальянская коммуникативная система, в которой информация циркулирует в рамках замкнутых частей отдельных иерархических структур, а обмен информацией между этими структурами почти не происходит.8.Етноцентризм.
Существенным препятствием на пути эффективной коммуникации есть проявления этноцентризма, то есть убеждение в превосходства своей нации над другими в интеллектуальной, экономической, эстетической, силовой и различных других сферах, не говоря уже о крайнем проявлении этого - шовинизма. Искаженное восприятия, предвзятость оценки, нежелательность внимательно анализировать и другие негативные информационные последствия этноцентризма очевидны.Обсуждение проблем коммуникаций в м/н менеджменте делает очевидным утверждение: при всем их разнообразии и сложности м/н менеджер уже на этапе анализа культурной внешней среды может сделать исключительно много для их успешного решения в процессе осуществления зарубежных бизнес-проектов, во всяком случае этот анализ ограничит его от возможных ошибок в сфере коммуникаций, которая по утверждению Ронена и Мескон обеспечивает 60-80% эффективности деятельности фирмы.
Учет национальных стереотирів в деятельности м/р менеджера
Заключительным этапом анализа культурной внешней среды является анализ стереотипов поведения, характерных нации в целом и ее бизнесменам, менеджерам и специалистам в частности.
1.Американський национальный стереотип (США).Жителя США можно считать продуктом смешения различных национальных культур, причем условия жизни и многолетний “климат демократии” позволили в определенной мере взять все лучшее вич разных наций и формировать из потомков эмигрантов образ типичного американца., что характеризуется следующими чертами:
1.Жорсткий прагматизм, ориентация на реальное, приносящее пользу дело, уважение и стремление к материальному достатку и зарабатывания денег.2.Цільовий динамизм: американец всегда видит жизненные, деловые и другие ценности, которых хочет достичь, и постоянно заряжен на действия по их достижению. Прогресс и постоянное стремление к обновлению (“цель - действие - достижение - новая цель”) стали идолом, которому поклоняется вся нация.
3.Американець исключительно с уважением относится к времени, и тем более к времени как важнейшему деловому ресурса.4.Визначальні личные черты типичного американца это глубокий индивидуализм и уверенность в том, что только ты сам можешь все сделать для себя, и, соответственно, исключительная самостоятельность в принятии и реализации решений, ровно как и полная готовность нести за них всю необходимую ответственность. Именно с этой чертой американского характера связано крайне скептическое отношение их к помощи государства и вообще к роли власти в жизни индивида. Власть должна обеспечивать законность и устанавливать правила игры, после чего должна отойти в сторону и предоставить возможность человеку самому делать свое настоящее и будущее.
5.Відношення к другим людям и коммуникативные черты характеризуются общей дружелюбием, открытостью и искренностью, готовностью к сотрудничеству и поиску разумных компромиссов, стремлением к получению всей нужной информации и готовностью обмениваться ею с партнерами. В этом отношении американцы очень болезненно реагируют на нечестную игру, неискренность партнера, сокрытие информации и просто банальный обман. И здесь своего рода противоречие: строго ориентируясь на закон и установленные юридические нормы, американцы в то же время ценят неформальные отношения и, что называется, работу на доверии (без подписания по каждому поводу бумаг, печатей, протоколов и т.д.). Соответственно, они острее реагируют в ситуациях, когда партнер нечестно поступает с ними, пользуясь отсутствием официальной бумаги.6.Жорсткий разделение делового и личного в американской деловой практике и в поведении вообще.
7.В американцах довольно часто вполне понятный патриотизм и гордость за успехи и положение США в мире переходят в определенные проявления этноцентризма.Конечно, приведенный выше портрет на основе семи выделенных рис нельзя считать исчерпывающим. Речь идет о тех характеристики, учет или неучет которых может весьма существенно повлиять на решение м/р менеджера и его поведение по отношению к американскому партнера. Национальный стереотип - не более чем основа и направление поиска для творческих усилий м/р менеджера.
2.Англійський национальный стереотип.
В сознании глубоко укоренился образ церемонного, застебнутого на все пуговицы английского джентльмена, лишенного эмоций, что любит спорт, собак и лошадей. На сколько этот несколько юмористический образ соответствует сегодняшнему англичанину?1.Спорідненим у англичанина с американцем является их прагматичность, ориентация на дело и действие, жизненный здравый смысл. При этом у англичан не наблюдается американской страсти к деньгам и увеличению дохода как главному мірилу жизненных достижений. Скорее, англичанин относится к бизнесу как к игре и спорта: он, конечно, беспокоится о прибылях и хорошему состоянию вещей, но таким же важным для него является и то, что называется спортивным азартом, получением интересного соревнования и увлекательной игры.
2.Важлива отличительная черта англичан - нелюбовь к абстрактным проектов, за которыми не стоит реального дела. Они, скорее, готовы додумать по ходу, но как можно скорее начать что-то делать и практически решать возникающие по ходу дела проблемы. Попытка убедить англичанина путем умело построенного плана проекта, их детальной проработки на бумаге будет значительно менее эффективна, чем демонстрация деловых рис партнера в действии.3.В основе различий личных национальных черт лежит чувство собственного достоинства, именно оно подводит к осознанию необходимости соблюдения этических норм и общепринятых традиционных правил, даже если эти нормы и правила не записаны ни в каких законах. И действительно: если человек имеет чувство собственного достоинства и уважает себя самого как личность, то она просто не позволит себе упустить эту достоинство и потерять уважение к самой себе, нарушая этику и общественную мораль по отношению к другим. Внутреннее достоинство не позволяет человеку потерять контроль над своими страстями и эмоциями, прилюдно демонстрируя распущенность и неумение владеть собой.
Возвращаясь к знаменитой церемонності и флегматичности: это - просто форма контроля над своими эмоциями. Далее, общеизвестная терпимость англичан до чужих взглядов, мнений, убеждений: опять же проявление чувства собственного достоинства. И на конец, знаменитые английские мужество и хладнокровие: также проявление глубокого чувства собственного достоинства, ведь испуганная человек, что потеряла контроль над собой, это, в первую очередь, человек, который потерял чувство собственного достоинства.4.Глибока уважение к традициям национальных , государственных, семейных и других. Этот традиционализм может принимать различные формы и, в частности, форму известного консерватизма, что проявляется в различных сторонах жизни и мышления. Склонность сохранять традицию во всем: от цвета галстука до манеры мыться.
5.Певний этноцентризм, но по сравнению с американским он - более скрытый, исключительно корректный и , как правило, не проявляется в формах, которые затрагивали бы национальные чувства других людей.Британия накопила огромный опыт управления в своих бывших колониях и еще в колониальные времена отличалась точностью и гибкостью менеджмента в этих странах. Не случайно отмечается особая эффективность английских колониальных администраторов, которые с небольшим количеством служащих и относительно ограниченными военными контингентами ухитрялись обеспечивать эффективное управление огромными территориями. То есть у англичан есть чему поучиться в смысле вести дела в разных странах, воспринимать и адаптировать чужую культуру в интересах бизнеса, грамотно строить отношения с местной властью.
3.Французький национальный стереотип.Еще в дореволюционной России Франция была своего рода шлюзом европейской культуры. “Генетическая память” нашего народа позволяет и сегодня воспринимать Францию как особое государство Европы, а Париж - как всемирную столицу моды и красоты. Франция вообще ассоциируется с искусством, эстетикой, изяществом. И в этих представлениях четко ощущается духовная основа национального стереотипа: чувство прекрасного и стремление к гармонии и совершенствованию, безусловный интеллектуализм и любовь к искусству во всех его проявлениях. Под этим углом зрения и нужно рассматривать структуру национального стереотипа.
1.Інтелектуалізм, любовь к искусству, гармонии и красоты - интересно проявились в сфере деловой жизни. Практика показывает, что ни одна европейская нация не занимается построением високодосконалих планов, проектов и программ так, как французы. Сам процесс познания, построения совершенной логической схемы, обработки ее деталей - все это стихия, в которые природный француз чувствует себя в своей среде. Но есть и обратная сторона.2.Зворотній сторону - опасения и нерешительность в сфере реализации и практического выполнения всего задуманного на бумаге. Ведь, поскольку действительность во многом алогична и нередко иррациональная, плохо укладывается в гармоничные логические схемы и требует пересмотра этих схем, то такое отношение к реализации планов является обычной реакцией природного француза.
3.Національна черта - нелюбовь к компромиссам и большая, чем у других наций, склонность к конфликтам и спорам при решении различных проблем. Любой поиск компромисса так или иначе нарушает начальную совершенство логической схемы, которая, по мнению автора, и должна была эффективно решить проблему. Когда же в столкновении с действительностью схема оказывается непригодной и требует компромисса, то реакция француза - конфликт и спор. Сравним: прагматик-англичанин, не атакующий проблемы в лоб, изначально ориентирован на поиск некоего компромиссного решения.Поскольку “стройные логические схемы” все время натыкаются на “нелогичную действительность”, то, чтобы не увязнуть в бесконечной конфликтах, нация создает и постоянно развивает гигантскую регламентирующую систему законов, правил, официально утвержденных установок. Правоведы утверждают, что система французского законодательства - одна из найгроміздкіших в мире.
4.Щодо личных качеств , их манере и стилю общения, поведению в семье и в личной жизни вообще, то здесь действует эффект компенсации. А именно, никто так не раскованный, свободный от условностей, природный и отличается юмором и изобретательностью в неофициальной обстановке, в противовес строгим схемам, законам и регламентам в деловой и официальной жизни.4. Национальный стереотип, характерный для стран Ближнего и Среднего Востока.
1.Базова черта стереотипа - стремление к созданию обстановки неторопливости, дружелюбия и доверия во всех делах, которые ведет бизнесмен из этого региона. Тот факт, что носители восточной культуры в большей степени ориентированы на саму работу, чем на ее результаты (что часто раздражает европейцев и американцев), отвечает именно восточном отношению к времени. Оно для них олицетворяет бесконечность, а попытка загнать все в жесткие временные рамки планов и программ - как неизбежное, но все же зло. Создание доверия - важнейший момент любого дела - требует времени и терпения, а все это явно не укладывается в жесткие, расписаны по датам, западные схемы менеджмента.Стремление избегать любой конфронтации и критики в деловых отношениях. Руководители стремятся любой ценой сохранить дружеские отношения и атмосферу всеобщего согласия, даже не на пользу делу, избегая любых, даже явно назревших конфликтов. А для западного менеджмента, где даже теория конструктивного конфликта разработана в деталях, закономерным явлением является конструктивный конфликт, если это полезно для дела. Поэтому, работая на востоке, придется искать тонкие обходные пути и подавать необходимость тех или иных изменений в красивой обертке дружелюбия и согласия.
2.Особові черты стереотипа - очень развитая гордость и боязнь “потерять лицо”. Если добавить эмоциональность и легкое возбуждение от даже незначительного замечания или события, то понятно, сколько такта, терпения, а самое главное - осмотрительности, нужно проявлять м/н менеджеру в своих словах и тем более поступках.3.Під время переговоров нужно помнить:
а)нужно по возможности строго придерживаться принятого ранее порядка переговоров, общей канвы беседы;б)если возникает необходимость обсудить незапланированную тему, то нужно дать время и возможность партнеру ознакомиться с ней, имея в виду, что эта адаптация происходит у восточного партнера медленнее;
в)следить за звучанием своей речи, не допускать резких или грубо озвученных слов, стремиться к максимальной теплоты и дружелюбия в звуках, позах, жестах, выражении лица.6.Японський национальный стереотип.
1.Базові черты стереотипа - это чрезвычайно продуктивное сочетание действительно безмерного трудолюбия (трудолюбия) и терпение японцев с таким же безграничным внутренним стремлением к красоте и совершенству. И если говорить об организационной стороне дела - системах и методах управления качеством, то вЯпонии они идеально подходят к национальному стереотипу, и в этом главная причина результативности всех систем и методов, которые в других странах хотя и дают определенные результаты, но как правило, не японского уровня.
2.Японці - безусловные традиционалисты, но, оригинальные традиционалисты. Бережно сохраняя все лучшее в своей культуре, они жадно воспринимают и довольно умело адаптируют лучшие достижения других стран и наций. Природная гибкость и адаптация делают японцев первыми в скорости и точности учета самых разнообразных требований регионов, стран, отдельных групп покупателей и скорости их реализации в товарах и услугах.3.Дисциплінованість и преданность чувству ответственности перед коллективом (группой), признание безусловного авторитета коллектива, готовность приносить в жертву свои личные потребности и интересы.
4.Життєві черты нации - вежливость и деликатность, аккуратность и порядочность (что высоко ценится в партнерах), восточная преданность владению собой и абсолютному контролю над личным поведением и эмоциями.2.Національні школы и опыт менеджмента в различных странах.
1).американская школа м/ту:
-Первая историческая классическая школа остается ведущей в мире и сейчас.
-Основательная менеджерское образование (268 школ бизнеса имеют двухлетнюю программу магистр делового администрирования, которые ежегодно заканчивают более 70 тыс. чел.).-Жесткий агрессивный м/нт
-Огромное количество учебных и научных изданий, специальных журналов.Подготовка иностранных менеджеров для работы в США:
-Специальные тренинговые программы о корпоративном жизни в США
-Налоговые советы иностранцам-Образование компаниями товарищеских сетей, помогают быстрее приспособиться к новой среде
-Ролевые игры, что демонстрируют варианты менеджерского поведения.2).Японська школа м/нту:
-Использует зарубежный (прежде всего США) опыт м/нту
-Основывается на коллективистских началах-Акцент делается на подготовке менеджеров в компаниях
-Ориентирован на мировые рынки3).Досвід Франции : Планирование
-Государственный сектор - 20% ВНП
-Цель правительства - эффективное использование подавляющего количества ресурсов страны-Планирование в 40-50-е годы: регламентация использования ресурсов
-Планирование в 60-70-е годы: индикативный план как форма координации государственного и частного сектора-Стратегическое планирование в 80-90-е годы
-Два типа государственных предприятий:а)рыночного типа, что конкурируют на рынке и вмешательства государства в их деятельность незначительное;
б)монополисты, которых поддерживает государство.-Приоритеты пятилетних планов: экономический рост, ценовая стабилизация, баланс во внешнеэкономических расчетах, надлежащая занятость, поддержка приоритетных отраслей промышленности и национальных проектов
-Органы планирования: секретариат (20 чел.), комиссариат (150 специалистов).3).Досвід Германии: власть и кодексы:
-Доверие власти в руководстве трудовой деятельностью;
-Авторитаризм - функция лидерства-Забота о подчиненных менеджеров
-Закон о привлечение рабочих к управлению предприятиями (1951 г.)-Создание производственных советов: выборы через 4 года, что проводят свои заседания в рабочее время
-Включение представителей трудового коллектива (трудовых директоров) в состав исполнительного комитета, в которых они представляют интересы сотрудников и одновременно принимают решения в интересах всего предприятия.4).Австралія
-Влияние на м/нт моральных аспектов
-Упор на политические и социальные ценности достижения-Восприятие риска
5).Італія
-Действия в среде с низкими рисками-Конкурентоспособность итальянских менеджеров
-Склонность к группового принятия решений6).Австрія
-Акцент на самореализации в руководстве
-Высокая ценность независимости и конкурентоспособности-Стремление избежать рисков
7).Великобританія
-Высокая ценность безопасности, изобретательности, адаптивности, логики-Индивидуализм считается наивысшей ценностью.
3.Порівняльний анализ американского и японского менеджмента.
Книга: Международный менеджмент (конспект лекций КНЭУ)
СОДЕРЖАНИЕ
На предыдущую
|