lybs.ru
Ленивый два раза делает. Скупой два раза платит. / Украинская народная мудрость


Книга: Международный менеджмент (конспект лекций КНЭУ)


Тема 12. Контроль и отчетность м/н организаций.

1.особенности контроля в м/н среде.

1.1.Суть процесса контроля.

1.2.Контрольна м/н уровне.

2.основные типы контроля в МНК.

3.Особливості контроля в различных м/н корпорациях.

4.Вимірювання выполнения.

5.системы учета стран мира.

1.особенности контроля в м/н среде.

1.1.Суть процесса контроля.

Контроль - это особый вид деятельности на предприятии, который сосредоточен на наблюдении за процессом управления и его оценке. Контроль является конечной функцией менеджмента, и просчеты и недостатки в его исполнении приводят к ухудшению результатов хозяйствования. В то же время надлежащий контроль способствует достижению поставленных целей.

Три составляющие контроля:

-установление стандартов;

-оценка выполнения;

-корректировки.

Функция контроля может рассматриваться и как обратная связь системы, рис. 1.

Рис.1. Контроль как обратная связь системы.

Как видно из этой схемы, контроль начинается с желаемого исполнения, которое основывается на стандартах. В процессе деятельности достигается фактическое выполнение, которое поддается оценке и сравнивается со стандартами. Если возникают отклонения реального исполнения от стандартов, то нужно выявить причины этих отклонений, разработать и реализовать программу соответствующих корректирующих действий. После корректировки процесс должен вернуться к желаемому выполнения (стандарта), за которым наступает следующий цикл, и т.д.

Контроль является таким типом деятельности по управлению г/н фирмой, который позволяет вовремя выявить проблемы, разработать и осуществить мероприятия, направленные на корректировку хода и содержания работ в организации до того времени, когда проблемы приобретут признаков кризиса. Одновременно контроль дает возможность выявить и распространять позитивные начинания, поддерживать наиболее эффективные направления деятельности на предприятии.

Главная цель контроля: способствовать сближению фактических и требуемых результатов выполняемых работ, то есть обеспечить выполнение задач (достижения целей), стоящих перед предприятием.

Контроль как управленческая деятельность должна соответствовать таким требованиям:

-быть всеобъемлющим и объективным, то есть сориентированным на адекватное отражение достигнутых параметров относительно установленных целей и выбранных стратегий;

-ориентироваться на конечные результаты, в этом контексте контроль рассматривается как средство достижения целей;

-должен иметь непрерывный и регулярный, необратимый характер;

-быть гибким, то есть не мешать выполнению основной работы (в противовес “советским системам” контроля, когда “под эту функцию” строилась система);

-соответствовать содержанию тех работ, которые контролируются, проверять не только количество и срок, но и качество работы;

-быть понятным для тех, кого контролируют и проверяют;

-быть своевременным, чтобы иметь возможность вмешательства и корректировки происходящих процессов;

-обеспечивать проверяющих необходимой полной, понятной и лаконичной информацией;

-быть экономичным, то есть соответствовать требованию: затраты на его проведение не могут быть большими, чем те результаты, которых достигают в процессе контроля;

-должно быть действенным, то есть не ограничиваться проявлением фактического состояния объекта контроля, но и сопровождаться соответствующими решениями.

Наиболее объективным и эффективным контроль будет тогда, когда произведено систему нормативов (стандартов) выполняемых работ и конечных результатов (целей). В первую очередь должны разрабатываться нормативы затрат денег и времени, дополняются системой показателей, которые руководители предприятия (или стратегической программы) считают важнейшими в отношении деятельности объектов контроля. Зачастую нормативы (стандарты) разрабатываются по следующим группам: ценовые, доходные, программные (технико-экономические), физические (для изделий и технологических процессов), поведенческие и т.д. Часто нормативами (стандартами) есть соответствующие стратегические цели и плановые параметры стратегий. В этих случаях устанавливаются определенные интервальные значения для нормативов (минимум и максимум).

Стандарты, нормативы, - это преимущественно количественные характеристики процесса или явления, которые находят выражение в соответствующих показателях. Определение этих показателей - сложная по содержанию работа, потому что надо предусмотреть поступления соответствующей информации для их расчетов.

Типы стандартов:

-физические стандарты - производство, продажа;

-ценовые стандарты - маркетинг, сбыт;

-стандарты капитала - финансы;

-стандарты доходов - финансы;

-программные стандарты - производственные подразделения;

-неуловимые стандарты - менеджеры всех уровней;

-цели как стандарты - линейные подразделения;

-стратегические планы как контрольные точки для стратегического контроля.

Системы контроля.

Контроль и проверка выполнения стратегических планов и программ требуют выработки взаимосвязанных систем контроля на предприятиях, которые охватывают подсистемы контроля за:

-технологическими процессами;

-качеством продукции и труда;

-соблюдением действующего законодательства, регулирующего деятельность предприятия;

-выполнением отдельных задач, этапов, направлений и стратегических программ и планов в целом;

-выполнением решений, указаний, приказов, распоряжений высшего руководства предприятия;

-соблюдением установленных финансово-экономических параметров функционирования предприятия и т.д.

Классификация систем контроля

Признаки классификации

Виды систем контроля, применяемых

Цели и задачи системы контроля

Текущий контроль выполнения решений

Контроль за деятельностью

отдельных производственно-управленческих подсистем

Стратегический контроль

Время осуществления контроля

Предварительный контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

Объект контроля

Сроки выполнения приказов, распоряжений, отдельных задач, документов и т.д.

Качество работы (отдельных исполнителей, групп, подразделений и т.п.)

Соблюдения встроен - ных параметров (норма - тивов, стандартов) - тех - ночных, экономических, организационных и т.д.

Глубина руководящего влияния

Система наблюдения и получения информа - ции за ходом исполнил - ных работ (мониторинг)

Оперативное вмешательство в процессы производства и управления

Контроль за результа-тами производственной и управленческой дея - те (евіфінальний контроль с влиянием на будущие решения)

Оборудование, используемое для контрольных операций

Журналы, картотеки, табло, графики, персо - нальные книги выполнил - цев и т.д. (ручные системы)

Автоматизированный контроль исполнения (ЭВМ, датчики, приборы и т.п.)

Комбинированные системы контроля (машиноручні)

1.2.Контрольна м/н уровне.

Когда организация осуществляет свой бизнес на м/н уровне, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности. Менеджеры должны не только устанавливать стандарты, измерять результативность и предпринимать корректирующие действия для своего бизнеса в стране базирования, но и осуществлять аналогичные операции для своего м/н бизнеса за ее пределами. Очевидно, что чем более глобальный бизнес, тем сложнее осуществлять функцию контроля.

Дополнительный фактор, осложняющий ситуацию с контролем, связанный с возможными коммуникационными проблемами, которые возникают между центральной штаб-квартирой корпорации и ее филиалами и дочерними фирмами. Подобные проблемы могут возникать из-за географической удаленности, языковых и культурных барьеров. Так, например, американский стиль контроля заключается в том, чтобы выбрать ряд сотрудников и возложить на них ответственность за достижение целей и проведения программ. В рамках мексиканской культуры ответственность воспринимается как нечто фатальное. Если менеджер-американец скажет менеджеру-мексиканцу из мексиканского отделения фирмы, что тот несет личную ответственность за неудачу, то нанесет ему серьезную обиду. Более того, детальное информирование, которое является элементом некоторых систем жесткого контроля, неприемлемое с точки зрения ряда национальных культур.

Менеджерам, что споткнулись с проблемами осуществления контроля на м/н уровне, можно посоветовать воспользоваться следующими приемами:

1)периодически проводить совещания в штаб-квартире фирмы с соответствующим персоналом зарубежных отделений и филиалов;

2)осуществлять визиты руководства центрального офиса корпорации в зарубежные филиалы и дочерние компании;

3)назначать на работу в зарубежные филиалы менеджеров из центральной штаб-квартиры;

4)требовать предоставления отчетов из зарубежных отделений в штаб-квартиру фирмы с детальным описанием результатов деятельности по отдельным направлениям работ;

5)осуществлять различные виды бюджетно-финансового контроля.

Фирма “Интернешнл Телефон энд Телеграф” (“Ай ти Ти”), например, ежемесячно проводит совещания менеджеров всех своих отделений в штаб-квартире корпорации в Нью-Йорке. На эти совещания приглашаются руководители всех прибыльных и убыточных структурных единиц фирмы. На совещаниях обсуждаются отчеты, подготовленные каждым таким подразделением. В этих отчетах отражены подробные сведения о объем продаж, прибыль, проценты на вложенный капитал и т.д. Кроме этого, ожидается, что все менеджеры сообщат о свои текущие и ожидаемые проблемы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности. Более того, они должны быть в состоянии объяснить, почему возникли эти проблемы и как они собираются их решить.

Анализируя результативность деятельности зарубежных филиалов фирмы, нужно обязательно помнить, что возлагать на менеджера филиала ответственность можно только за то, что находится под его контролем. Так, например, если выяснится, что основной причиной слабой результативности зарубежного филиала являются действия правительства или внезапное повышение цен на сырье или материалы, то возлагать за это ответственность на менеджера не стоит, поскольку эти факторы находятся вне его контроля. С другой стороны, конечно, в той мере, в которой влияние этих факторов можно было предсказать, ответственность за результаты нужно положить на менеджера. Если какие-то тенденции могли быть приняты во внимание, то нужно усовершенствовать систему планирования зарубежного филиала так, чтобы она давала возможность учета тенденций, которые характеризуются высокой вероятностью влияния на показатели деятельности филиала.

К нефинансовых характеристик, которые подлежат контролю, относятся доля продукции фирмы на рынке, производительность труда, образ фирмы в стране и в обществе, моральный уровень сотрудников, взаимоотношения с профсоюзами и отношения с правительством принимающей страны.

Три основные требования к контролю в м/н компаниях:

1)Стандарты м МНК должны учитывать как общекорпоративные цели так и местные условия.

2)Информация, содержащаяся в отчетах, должна отражать не только текущее выполнение, но и установленные стандарты.

3)Управленческие действия по корректировке отклонений является заключительным шагом функции контроля.

Проблемы контроля в МНК:

-цели внешнеэкономических операций конфликтуют с загальнокорпо - ративними целями;

-цели партнеров СП противоречат корпоративному менеджменту;

-опыт и компетенция в планировании очень различаются в разных зарубежных отделениях;

-философская природа конфликтов в отношении целей и политика зарубежных операций в основном связаны с культурными различиями между менеджерами страны происхождения и страны-хозяина.

2.основные типы контроля в МНК.

Прямой контроль:

-Совещания в штаб-квартире;

-Командировки высших менеджеров в зарубежных отделений;

-Контроль текущей деятельности персонала;

-Контроль с помощью организационной структуры (письменные официальные отчеты, цепи команд).

Косвенный контроль:

-Ежемесячная отчетность, направляется к офису страны происхождения;

-Приложения к оперативной отчетности, включая финансовые отчеты (баланс, отчеты о доходах, бюджеты);

-Финансовые соотношения.

Три комплекта финансовых отчетов зарубежных отделений в штаб-квартиры:

1.Звіти, основывающиеся на национальных стандартах счетов, предусмотренных законодательством и профессиональными организациями в стране хозяина.

2.Звіти, что связывают принципы учета со стандартами, что требует страна происхождения.

3.Консолідовані финансовые отчеты с учетом требований стран происхождения.

3.Особливості контроля в различных м/н корпорациях.

Корпорации США:

-Акцент на количественных аспектах контроля деятельности зарубежных отделений.

-Контролирование выполнения планов, бюджетов в соответствии со стандартами компании.

-Централизованное поступление информации в штаб-квартиру о состоянии производственных процессов.

-Существенное влияние карьерных аспектов на процесс контроля.

Западноевропейские МНК:

-Тенденция к измерению качественных аспектов зарубежных операций.

-Контролирование преимущественно поведения и его влияния на достижение целей.

-Преимущественно децентрализованный характер производственного контроля.

-Короткие вертикальные расстояния в каналах отчетности.

Японские МНК:

-Меньше чем в США участие менеджеров и контролеров в процессе непосредственного контроля;

-Наличие долгосрочных планов и бюджетов приводит к более гибкого их использования в коммуникациях, что расширяет их роль далеко за пределы контрольных инструментов.

4.Вимірювання выполнения.

-Финансовое исполнение (прибыль, финансовые коэффициенты).

-Контроль качества (кружки контроля качества, системы контроля качества).

-Личный контроль (групповая и индивидуальная ориентация).

5.системы учета стран мира.

Существуют различные методы трансляции отчетности, которые применяются м/н компаниями. Они отличаются по странам. Их применение зависит от того, для кого поставляется бухгалтерская информация для акционеров, инвесторов или государства в лице налоговых органов.

Существуют различные способы ведения учета, действующие в разных странах. Причинами различий в учетных системах стран являются социально-экономические, политические и географические факторы.

К социально-экономическим факторам относятся:

-характер развития рынков капитала;

-количество инвесторов и кредиторов;

-участие страны в м/н рынках капитала;

-уровень инфляции;

-общий уровень образования;

-типы законодательных систем.

Так, рынки ценных бумаг особенно развиты в США и Великобритании. Поэтому для большего числа некрупных инвесторов необходима постоянная и полная информация о деятельности компаний для принятия решений об инвестировании. В Германии и Японии исторически сильные позиции банков при кредитовании компаний. Информация о деятельности компании ориентирована прежде всего на них. Во Франции и Швеции ориентация учетной информации связана с удовлетворением требований государства.

В целом, в слабо развитых странах учетные системы более простые, как следствие небольших размеров предприятий и невысокого уровня образования. В высоко развитых странах учетная информация значительно более сложная, что отражает разнообразную экономическую реальность.

Учетные системы экспортируются так как и другие товары. Влияние учетных правил одной страны на учетные правила другой страны может быть обусловлено политической и экономической зависимостью страны, ее географическим положением. Так, учетная система Индии близка к английской, что является следствием длительной колониальной зависимости Индии от Великобритании; учетная система Канады находится под сильным влиянием американской практики ведения учета из-за географического положения этих стран.

Хотя абсолютно одинаковых систем учета в странах не имеет, выделяют 3 основные группы стран, придерживающихся однотипных подходов к построению систем учета:

1.Англо-американская модель (Великобритания, США, Нидерланды, Канада, Австралия и т.п.).

2.Континентальна модель (Германия, Австралия, Франция, Швейцария, Италия).

3.Південно-американская модель (Бразилия, Аргентина, Чили и т.п.).

Англо-американская модель функционирует в условиях развитого финансового рынка. Учет ориентирован, в первую очередь, на потребности инвесторов и кредиторов. В странах, использующих эту модель, принципы и правила ведения учета и составления отчетности регулируются национальными общепринятыми стандартами, разрабатываемыми независимыми профессиональными организациями бухгалтеров, а не устанавливаются национальным законодательством.

В США такими стандартами являются Общепринятые принципы учета (ГААП), в Великобритании - Закон о компаниях, Положения о стандартной практике ведения учета и ряд других документов, которые иногда называют Общепринятой практикой учета. В Канаде бухгалтерские стандарты оформляет Комитет по исследованиям в области бухгалтерских стандартов.

Таким образом, в странах с данным типом ведения учета существует много вариантов учета в рамках профессионально общепринятой бухгалтерской методологии.

Континентальная модель бухгалтерского учета ориентирована на государственные интересы налогообложения и макроэкономическое планирование общественных ресурсов. Она имеет юридическую основу. Бухгалтерские стандарты утверждаются законодательно и обязательны в исполнении. Однородность достигается единым планом счетов и утвержденной методологии финансовой отчетности. Профессиональные организации бухгалтеров играют меньшую роль, чем в Великобритании и США. Таким образом, в странах с данной моделью учета превалирует государственная методология.

Южно-американская модель бухгалтерского учета ориентирована на налоговые государственные интересы, поэтому б/о законодательно унифицирован. Особенностью бухгалтерских стандартов является раскрытие методологии б/в в условиях инфляции.

В последнее время зародилась исламская модель б/о. Но она еще не достаточно представлена финансовой отчетностью на м/н уровне.

Наличие разных подходов к формированию систем учета затрудняет анализ состояния предприятий, находящихся в разных странах. Если ТНК имеет филиалы или дочерние компании из указанных групп стран, то полученные итоги их деятельности могут быть несопоставимые. Поэтому многие компании, стремящиеся привлечь иностранных инвесторов или осуществляющих консолидацию финансовой отчетности в единой валюте, параллельно принятых норм учета в стране используют М/н стандарты учета (МСБУ).

Основные задачи МСФО - гармонизация и принятие стандартов, позволяющих увеличить сходство практики ведения бухучета в разных странах.

М/н стандарты учета (International Accounting Standards - IAS) - документы, определяющие общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагают варианты учета отдельных средств или операций предприятия.

МСО не являются обязательными и носят рекомендательный характер. В следствие развития и ускорения интеграционных процессов в мире, эти стандарты играют все большую роль как удобное средство общения между предприятиями различных стран мира. Помимо самих стандартов в состав м/н стандартов входят Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности.


Книга: Международный менеджмент (конспект лекций КНЭУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Международный менеджмент (конспект лекций КНЭУ)
2. Тема 2. Сущность м/н бизнеса и менеджмента
3. Тема 3.Загальна характеристика м/н бизнеса и менеджмента.
4. Тема 4. Опыт организации менеджмента в различных странах.
5. Тема 5. Стратегия и планирование в системе м/н менеджмента.
6. Тема 6. Принятие решений в м/н менеджменте.
7. Тема 7. Организация международных операций.
8. Тема 8. Управление человеческими ресурсами в международных корпорациях.
9. Тема 9. Коммуникации в м/н менеджменте.
10. Тема 10. Мотивация в м/н менеджменте.
11. Тема 11. Руководство многонациональными корпорациями.
12. Тема 12. Контроль и отчетность м/н организаций.
13. Тема 13. Международный финансовый менеджмент
14. Тема 14.Технологічна политика г/н корпораций.
15. Тема 15.Етика и социальная ответственность г/н менеджмента.
16. Тема 16.Перспктиви м/н менеджмента. Глобальные перспективы ТНК.

На предыдущую