lybs.ru
Путь освобождения каждой нации густо кропиться кровью. / Симон Петлюра


Книга: Международный менеджмент (конспект лекций КНЭУ)


Тема 13. Международный финансовый менеджмент

1.Суть м/н финансового менеджмента.

М/н финансовый менеджмент - система экономических решений, возникающих по поводу реализации финансового менеджмента в условиях интернационализации хозяйственной деятельности фирмы. При этом фирма должна исходить из постулата, что ее коммерческая деятельность на иностранных рынках принесет прямо или не прямо большую прибыль, чем на национальном рынке.

Финансовый менеджер фирмы или банка, принимающих участие в ВЭД, БНК (многонациональной корпорации) или м/н банка практически решают одинаковые вопросы с финансовым менеджером фирмы и банка, работающих на внутреннем рынке. Сущность его деятельности сводится к поиску ответов на три главных вопроса: где найти источники финансирования для фирмы (банка), куда направить финансовые потоки для максимизации прибыли и как нейтрализовать риски, возникающие при решении этих вопросов, при проведении этих операций. Но круг проблем, возникающих при решении этих вопросов значительно шире, чем при работе менеджера в условиях внутреннего рынка. При этом арсенал средств, доступных м/н финансовому менеджеру, отличается большим разнообразием.

Следовательно, приходится учитывать значительно большее количество рисков. В частности, в своей работе, связанной с реализацией задач м/н менеджмента, менеджер должен постоянно анализировать валютно-курсовые, страновые (государственные), политические риски, возникающие при осуществлении фирмой ВЭД. Для минимизации валютных рисков используют специальный инструментарий м/р менеджера, что позволяет ему хеджировать эти риски на уровне отдельных контрактов, и стратегии, которые могут быть использованы высшим руководством компании. Данные решения связаны с изменениями в организационном поведении компании и существенно влияют на проводжувану фирмой маркетинговую стратегию.

2.Валютно-финансовая среда г/н менеджмента.

М/н менеджер, принимая решение, должен ориентироваться в особенностях м/н валютно-финансовой среды, в котором работает м/н фирма, представляя, как оно влияет на процесс принятия решений в м/н компании, часто побуждая менеджера менять способы, которыми оценивают и сравнивают альтернативные способы действия.

2.1.Причини неопределенности в деятельности м/р менеджера.

Особенностями современной валютно-финансовой среды, влияющие на рост неопределенности при принятии решений м/р менеджером, являются:

1.Різноманітність валют

2.Наростаючий валютный риск

3.Політичний риск

4.Різноманітність экономических и юридических систем.

5.Функціонування еврорынке.

6.Роль правительства.

2.2.Функціонування мировой валютной системы на современном этапе развития мирового хозяйства.

Все субъекты мирового хозяйства работают в рамках м/н валютной системы. Особенности определенного этапа функционирования мировой валютной системы должны учитываться м/н финансовым менеджером в повседневной деятельности, так как накладывают ограничения на многие его решения.

Мировая валютная система - исторически сложившаяся форма организации валютных отношений страны, закрепленная межправительственными договоренностями.

Основными конструктивными элементами валютной системы являются:

-мера стоимости вывезенного из страны богатства;

-способ установления валютного курса;

-валютные рынки;

-м/н организации, регулирующие валютную деятельность стран.

Действующая мировая валютная система была организационно оформлена на Ямайке в 1976 г. и носит название Ямайской.

Ямайская валютная система является полицентричной. В ней роль ведущей валюты не закреплено ни за одной национальной валютой мира. Степени (средством) стоимости вывезенного из страны богатства может быть любая СКВ, евро или СДР (СПЗ).

Современная валютная система построена на базе плавающих валютных курсов. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для изменения курса своих валют. Но такое вмешательство и не запрещено. МВФ разрешил странам-участницам выбирать режим установления валютного курса самостоятельно. Сегодня используют три системы курсообразования: плавающий, фиксированный и смешанный.

Плавающий - выбирают развитые страны, исключая краны, входящие в Европейскую валютную систему. Валюты этих стран является СКВ, и их курсообразования определяется игрой спроса и предложения на валютном рынке (США, Канады, Австралии, Японии, Швейцарии и др. страны).

К жесткой фиксации прибегают развивающиеся страны. Фиксация курса осуществляется по отношению к СКВ, СДР, евро.

Смешанное плавание было характерно до начала 1999 г. для валют стран Европейской валютной системы. Курсы этих валют фиксировались по отношению к экю, и через этот эквивалент осуществлялась фиксация курсов по отношению друг к другу.

Роль регулирующего органа валютного в Ямайской валютной системе выполняет МВФ. Основное его назначение - наблюдение за валютной политикой государств, оказание помощи странам, испытывающим трудности с платежным балансом. Он призван способствовать м/н кооперации, обеспечивая механизм сотрудничества государств в решении м/н финансовых проблем. В его задачи входят также поддержание правил обмена валютами и надзор за валютными курсами, создание многонациональной системы платежей по валютным операциям, борьба с национальными валютными ограничениями.

Кроме МВФ значительное место в валютном финансировании государств и крупных фирм принадлежит МБРР, предоставляет дешевые валютные кредиты на структурную перестройку; для центральных банков стран существенную роль играет М/н банк расчетов в Базеле.

2.3.Інструменти срочного рынка.

Любой хозяйственный субъект, привлеченный к ВЭД, имеет валютную позицию.

Валютная позиция - соотношение требований и обязательств хозяйственного субъекта в определенной валюте.

Валютная позиция может быть как открытая, так и закрытая. При совпадении требований и обязательств в данной валюте валютная позиция является закрытой, в противном случае - открытая, которая делится на длинную и короткую позиции. Длинная валютная позиция предполагает, что обязательство субъекта в валюте меньше, чем требования в ней. Короткая валютная позиция возникает, когда обязательства в валюте больше требований в ней на конкретную дату.

Хозяйственный субъект, который имеет открытую валютную позицию, подвергается валютному риску. М/н менеджер должен оценить размеры открытой валютной позиции, величину валютного риска и приемлемые способы покрытия данного риска.

Для нивелирования валютного риска часто используют срочные контракты, обращающиеся на м/н биржах или торгуются м/н банками. В таких специфических инструментов относят форварды и свопы (банковские контракты) и фьючерсы и опционы ( в основном биржевую контракты).

2.4.Основні концепции г/н финансов.

В своей работе м/н менеджер должен опираться на теории, позволяющие ему строить сценарий развития событий и прогнозировать последствия принимаемых решений. К ним относятся теории, описывающие основные условия паритетов финансового рынка:

1.теория паритета покупательной способности валюты;

2.Теорія паритета процентных ставок;

3.”эффект Фишера”;

4.”М/н эффект Фишера”;

5.теория незміщеного форвардного курса.

Нахождение условий паритета осуществляется с помощью экономико-математического аппарата и является необходимым для выявления взаимосвязи между основными индикаторами м/н валютного рынка и на базе этого поиска наиболее оптимальных путей для инвестирования капитала.

Все теории паритетов являются производными от закона единой цены, согласно которому цены (доходы) финансовых активов с одинаковым риском, скорректированные на валютный пересчет, с учетом операционных расходов выравниваются на всех мировых рынках. Механизмом выравнивания выступает м/н арбитраж.

Арбитраж - операция, связанная с покупкой актива на дешевом рынке и продажей его на более дорогом.

Теория паритета покупательной способности валюты.

Различают теории абсолютного и относительного паритета покупательной способности валюты. Они показывают взаимосвязь между уровнем цен в странах (уровнем инфляции) и их валютным курсом.

Изменения курсов валют зависит от изменения темпов инфляции между рассматриваемыми странами. Более высокий рост внутри страны по сравнению с ростом уровня цен в иностранном государстве приведет к обесцениванию национальной валюты.

Теория паритета процентных ставок.

Данная теория связывает между собой величину форвардного курса и уровень процентных ставок по депозитам в стране.

В соответствии с этой теорией высокие (низкие) процентные ставки в условиях равновесия должны покрываться форвардным дисконтом (или премией) по валюте.

“Эффект Фишера”.

Данный эффект связывает процентные ставки с инфляцией в рассматриваемых странах.

Согласно ординарной теории Фишера, номинальная ставка процента гу стране зависит от реальной процентной ставки R и темпа инфляции p:

(1+r)=(1+R)*(1+p), где

r - намінальні процентные ставки; R - реальные процентные ставки; p - темп инфляции.

До двух и больше стран применяют генерализованный эффект Фишера, согласно которому разница в ставках процента в сравниваемых странах является функцией разности их темпов инфляции. Валюты с более высоким темпом инфляции должны иметь более высокую процентную ставку, чем валюты с более низким темпом инфляции.

“Г/н эффект Фишера”.

С помощью данного эффекта осуществляется переход от процентных ставок к валютным курсам. В соответствии с “г/н эффекта Фишера”, разница процентных ставок является беспристрастной оценкой следующих изменений наличных валютных курсов. Таким образом, ожидаемые доходы от инвестирования (в отечественной валюте) в иностранную или отечественную экономику должны выравниваться, курсовой дифференциал должен быть равным процентному дифференциалу между соответствующими странами.

Теория незміщеного форвардного курса.

Согласно данной теории, никто не даст более точного прогноза будущего спот-курса, чем сам валютный рынок. Поэтому котирований банками форвардный курс или валютными биржами - фьючерсный курс и есть лучший прогноз о величине ожидаемого спот-курса.

3.финансовый менеджмент м/н фирмы.

Финансовый менеджер постоянно решает противоречия, возникающие между целями предприятия и финансовыми возможностями их реализации. В комплекс его разнообразных задач входят как собственно задачи финансового менеджмента, так и специфические задачи м/н финансового менеджмента.

К задачам финансового менеджмента относятся:

-финансовый анализ и система принятия решений;

-планирование использования краткосрочных финансовых ресурсов;

-планирование использования долгосрочных финансовых ресурсов;

-анализ возможного риска;

-контроль и отчет о выполнении решения.

В специфических задач м/н финансового менеджмента относятся:

-оценка положения страны в соответствии с ее внешних позиций, то есть анализ ее платежного баланса;

-планирование финансовых операций с точки зрения использования в м/н расчетах различных валют;

-кредитование экспортной деятельности;

-м/н бюджетирования капитала, мотивация проведения прямых инвестиций и портфельных инвестиций;

-операции на евровалютные, єврокредитному и єврооблігаційному рынках.

Главная задача м/н финансового менеджмента заключается в оценке краткосрочных и долгосрочных активов и обязательств фирмы во временном и пространственном использовании м/н рынков.

Финансирование фирмы, в зависимости от целей, подразделяется на краткосрочное и долгосрочное.

Цель краткосрочного финансирования фирмы заключается в пополнении оборотного капитала, выполнении текущих обязательств. Задачами менеджера в сфере краткосрочного капитала является управление наличностью, управление материально-техническими запасами и другое.

Цель средне - и долгосрочного финансирования фирмы заключается в получении денежных средств для финансирования долгосрочных инвестиционных и других проектов фирмы, формирование доходного долгосрочного портфеля ценных бумаг, приводят к росту оценочной стоимости компании в будущем, и росту акционерного капитала.

3.1.Короткострове финансирования фирмы.

Источники краткосрочного финансирования г/н фирмы делятся на 2 основные группы:

-внутренние источники финансирования;

-внешние источники финансирования.

Разновидностями внутреннего финансирования являются самофинансирование и внутрифирменные кредиты. В общем случае внутренними источниками финансирования фирмы являются нераспределенная прибыль и амортизация, перераспределены внутри фирмы с помощью внутрифирменных м/н займов. Внешними источниками финансирования фирмы или ее подразделений является банковское финансирование (национальное, иностранное и евровалютные) и получения средств с помощью рынка ценных бумаг.

Внутрифирменное краткосрочное финансирование представляет собой взаємонадання валютных займов различными подразделениями компании, а также предоставление инвалютных кредитов родительской фирмой своим дочерним компаниям и наоборот. Такие займы предоставляются в виде:

-прямого г/н фирменного кредита;

-компенсационного внутрифирменного кредита;

-параллельного внутрифирменного кредита.

Виды банковского финансирования:

-кредитная линия;

-револьверный кредит;

-срочная ссуда;

-овердрафт.

Кредитная линия - договор между банком и его клиентами, что включает в себя обещание банка предоставить клиенту определенную сумму денег до некоторого лимита в течение определенного срока.

Револьверный кредит - поновлюванні на протяжении долго периода времени кредитные линии, юридически формализованным контрактам.

Срочная ссуда - прямой, необеспеченный кредит на срок не более 90 дней, обычно оформляемый в виде простого векселя, подписанного заемщиком.

Овердрафт - это допущение дебетового остатка на счете клиента.

3.2.Довгострокове финансирования компании.

Осуществляется в двух основных видах:

-от инвесторов (через покупку акций и облигаций);

-от кредиторов ( в форме банковского кредита или покупки долгосрочных ценных бумаг - облигаций)

В свою очередь, г/н финансирование делится на иностранное и евровалютные в зависимости от типа взаимоотношений резидент-нерезидент и той валюты, которая предоставляется.

По источникам долгосрочное финансирование компании делятся на внутреннее и внешнее.

Внутренними источниками долгосрочного финансирования компании являются накопленные нетто-денежные потоки (net cash flow), возникающих при осуществлении м/н операций. Основой нетто-денежных потоков является нераспределенная прибыль и накоплена амортизация.

Целью финансового менеджмента любой компании является увеличение стоимости капитала акционеров. Поэтому чистый денежный поток компании должен постоянно увеличиваться.

Самофинансирование инвестиционных долгосрочных проектов за счет собственных источников более характерно для торгово-промышленных фирм, чем для финансовых институтов. Это объясняется высокой долей собственного капитала фирмы - около 50% пассивов. Для финансовых институтов эта доля измеряется в рамках 10% и, соответственно, большее значение имеют внешние источники для финансирования долгосрочных вложений.

Внешними источниками финансирования фирмы выступают банковское финансирование в виде банковского кредита и в форме покупки банками долгосрочных ценных бумаг компании, которые не поступают в открытую продажу, а размещаемых в частном порядке среди крупных инвесторов, и привлечение средств за счет эмиссии акций и облигаций.

4.Валютний риск и стратегии его хеджирования.

М/н финансовому менеджеру приходится в своей работе учитывать значительно большее количество рисков, чем менеджеру фирмы, работающей на внутреннем рынке. В частности, он должен постоянно анализировать валютно-курсовые, национальные и политические риски, связанные с осуществлением ВЭД.

Валютный риск является разновидностью экономического риска, появление его связано с колебанием валютно-финансовой среды, в которой действует ТНК, фирма, осуществляет экспортно-импортную деятельность или банк, обслуживающий ВЭД хозяйствующих субъектов.

Валютный риск - вероятность потерь или недополучения прибыли по сравнению с запланированными значениями в результате неблагоприятных изменений величины валютного курса.

Валютный риск делится на риски валютного контроля и валютно-курсовые риски, включающие в себя бухгалтерский риск и валютно-экономический риск, рис.1.

Рис.1. Виды валютных рисков.

Риски валютного контроля связаны с вероятностью запрета осуществления валютных переводов за границу, то есть с введением валютного моратория.

Политические риски характеризуют нестабильность политической среды в стране, то есть частоту смены правительства.

Риск валютного контроля и политические риски объединяются в группу страновых или суверенных рисков.

Страновые риски в своей крайней форме связаны с полной экспроприацией активов нерезидентов в данной стране. Поэтому при принятии инвестиционного решения оценивается вероятность такого сценария развития событий. Если эта вероятность велика, то руководство фирмы может принять решение не реализовать проекты в данном государстве. Финансовый менеджер в этом случае должен предоставить руководству компании прогнозные оценки величины подобного риска.

Широкие возможности в м/н финансового менеджера в принятии решений о хеджирования валютно-курсовых рисков.

4.1.Управління бухгалтерским риском.

Бухгалтерский риск - риск отчетный, бумажный. Он возникает в силу того, что изменения валютного курса могут негативно отразиться на нетто-стоимости фирмы при конвертации финансовой отчетности по ВЭД (операциям) из иностранной валюты в отечественную (трансляционный риск).

Так, при трансляции финансовой отчетности в зарубежных подразделениях в валюту родительской компании возникает опасность изменения неблагоприятным образом финансовых показателей компании. Например, фирма может получить на своем балансе необоснованно завышен прибыль, за который ей придется заплатить дополнительные налоги. Если же курс иностранной валюты по отношению к отечественной падает, то прибыль компании будет существенно занижена, и соответственно, хотя компания не будет платить налоги, ей трудно будет взять кредит из-за ухудшенного финансового состояния. Кредиты будут предоставляться ей под больший процент, в котором учитывается риск конкретного заемщика.

4.2.Управління валютно-экономическим риском.

Валютно-экономический риск определяется как изменчивость (изменчивость) стоимости фирмы, обусловленная неопределенностью изменений валютного курса. Он отражается на реальных денежных потоках фирмы.

Подвиды:

-транзакционный риск;

-конкурентный риск.

4.2.1.Транзакційний валютный риск.

Транзакционный валютный риск - вероятность убытков, связанных с изменениями валютного курса по уже заключенному соглашению, по которой платеж должен наступить через определенный момент времени в будущем.

Менеджер должен выбрать наиболее перспективный из методов, оценив его целесообразность в конкретной ситуации. Во-первых, могут быть использованы контрактные методы страхования валютного риска - выбор валюты цены и включение в контракт валютных оговорок. Во-вторых, для хеджирования могут быть использованы инструменты срочного рынка.

4.2.2.Контрактні методы страхования транзакционного риска.

Выбор валюты цены и валюты платежа.

Во время заключения сделки экспортер выбирает валюту цены, которая защищает его от возможных валютных рисков, или в текст контракта включается дополнительное условие, что предусматривает защиту контрагентов от изменений валютного курса. Эта дополнительная условие носит название “валютная оговорка”.

Валютная оговорка - условие в м/н торговом, кредитном или другом соглашении, что оговаривает пересмотр суммы платежа пропорционально изменению курса валюты оговорки с целью страхования сторон по контракту от риска изменения валютного курса.

Валюта цены - валюта, в которой фиксируется стоимость товара, услуги, являющихся объектом контракта.

Валюта платежа - валюта, в которой предусматривается оплата товара или услуги по внешнеэкономическому контракту.

Выбор валюты цены - это своеобразный метод страхования валютного риска.

Второй контрактный метод страхования валютной выручки от валютного риска является включение в контракт положения о пересмотре суммы контракта в случае резкого колебания курса пересчета валюты цены в валюту платежа - валютной оговорки.

Защитные оговорки - договорные условия, включаемые в соглашения и контракты, предусматривающие возможность пересмотра цены контракта в процессе их исполнения в целях страхования валютных, кредитных и других рисков.

Составными элементами действия валютной оговорки являются:

1)установление курса валюты оговорки по отношению к валюте цены в момент подписания соглашения;

2)установление диапазона изменения курса (в %), за которого перечисления общей стоимости контракта не осуществляется;

3)установление формулы пересчета общей стоимости контракта при изменении величины валютного курса сверху допустимых пределов;

4)установление максимального изменения общей стоимости контракта (в % от первоначальной стоимости), возможного при пересчете общей стоимости контракта при колебании валютного курса.

Использование инструментов срочного рынка.

Использование инструментов срочного рынка позволяет хеджировать валютную стоимость контракта, и цена этих инструментов составляет плановые убытки, оцениваемые менеджером как затраты, связанные с ликвидацией риска по контракту.

Для целей хеджирования применяют форварды, фьючерсы, опционы и свопы и их различные комбинации.

4.3.Менеджмент конкурентного риска.

Даже если фирма полностью прохеджувала свой контрактный риск, они может споткнуться с долгосрочным конкурентным риском. Он возникает потому, что изменения валютного курса могут изменить будущие доходы и расходы компании, то есть общие денежные потоки, не связанные с отдельными соглашениями. Изменения такого типа риска требуют длительного рассматривания рыночных позиций фирмы, на конкурентоспособность которых (по затратам и ценам) могут влиять изменения валютного курса.

Если потенциальная прибыль или убыток вич валютного курса составляет довольно значительную долю от ожидаемой прибыли по планируемой операции, то компания будет к риску относиться достаточно внимательно и искать пути по управлению этим риском. Менеджмент риска включает:

-использование всех возможных средств для предотвращения риска, что приводит к значительным убыткам;

-контроль риска, если нет возможности предотвратить его полностью, максимальное уменьшение суммы вероятных убытков;

-сознательное согласие на риск или даже его увеличение в случае, если есть признаки благоприятного движения курса.

Стратегии, позволяющие минимизировать валютные риски.

Стратегия випереджання и опоздания (“leads&lags”).

Эта стратегия, предусматривая свободу выбора даты платежа, наиболее приемлема в отношениях между двумя фирмами, которые тесно связаны друг с другом, так как наличие общих целей помогает найти самый выгодный вариант взаиморасчетов.

Эффективнее стратегия используется, когда материнская фирма имеет полный контроль над своими дочерними компаниями и филиалами, так как растягивание платежа может привести к значительному ухудшению финансового состояния одной из фирм-участниц соглашения, но не в ущерб состояния дел всей корпорации.

ТНК широко используют стратегию, так как это является одним из способов ухода от налогов. Дочерняя компания, имея убытки, сокращает свою налогооблагаемую базу, в то время как материнская компания получает прибыль.

Стратегия распределения риска.

Распределение риска - это соглашение между компаниями, заключенного в форме договора, в котором покупатель и продавец соглашаются взять на себя определенную часть потерь, связанных с колебанием валютных курсов, независимо от того, какие потери компании понесли на самом деле.

Реінвойсінгові центры.

Реінвойсінговий центр - это отдельная филиал ТНК, которая централизованно занимается всеми валютными рисками, возникающими во время м/н торговли.

Рассмотрим следующий пример, Допустим, что филиал ТНК, которая производит товары, продает их филиала, который занимается дистрибьюцией, но продажа происходит не напрямую, а через посредника - реінвойсінговий центр. Таким образом, товары будто сначала продаются реінвойсінговому центра ( в данном случае происходит только движение документов, товар был на складе, так там и находится), а затем центр перепродает их филиалы, занимающаяся дистрибьюцией. Таким образом, центр фактически привлечено лишь к документообороту.

Цене перепродажи товаров является цена производителя, переведена в валюту филиала - дистриб'ютера по форвардному курсу на день поставки реальных товаров, хотя возможны определенные вариации. Но, чтобы предотвратить обвинения в сокрытии прибыли от налогов, много центров, перепродавая товар, включают в его цену небольшой комиссионный процент как плату за услуги.

ТНК получает преимущества от создания центра:

1.создание центра позволяет сосредоточить управление валютными рисками во время внутрикорпоративной торговли в одном месте. Менеджеры центра напрямую занимаются всеми проблемами, связанными с хеджированием рисков и выбирают наиболее привлекательную стратегию страхования. Больший оборот по сделкам в разных валютах и во всем мире позволяет менеджерам выбирать наиболее приемлемый курс обмена за счет покрытия одних сделок другими.

2.На базе форвардных курсов центр определяет стоимость товара на определенную дату, позволяя, тем самым, дочерним компаниям точно рассчитывать свои будущие расходы. Благодаря этому филиала - дистрибьюторы имеют возможность устанавливать ьверді цены на товар и защищать себя от риска отказа клиента подтвердить предварительную оферту на покупку товара из-за новых цен.

3.Центр также занимается управлением денежными потоками между филиалами, что позволяет всем филиалам корпорации вести расчеты только в национальной валюте.

Хеджирование валютных рисков методом структурирования встречных валютных потоков.

Смысл данной стратегии заключается в том, чтобы валютные обязательства или требования компании были покрыты. Таким образом, для любого денежного потока должен существовать встречный поток в той же валюте, что закрывает открытую позицию.

Валютные свопы.

Одним из способов хеджирования путем свопа является метод фиксации форвардных процентных ставок. Между банком и компанией укладаєтьсяугода, согласно которой компания вкладывает деньги на валютный депозит, а банк предоставляет компании кредит в национальной валюте. Каждые 6 месяцев происходит взаимная уплата процентов, которые являются либо фиксированными, либо рассчитываются, исходя из ставки по межбанковским процентам плюс фиксированный процент. Потери компании на разнице % рассматриваются как плата за своп-операцию.

5.Фінансування внешней торговли.

5.1.финансування экспорта.

Задачи и формы финансирования экспорта.

Экспортное финансирование - привлечение, обеспечение и использование финансовых средств в целях осуществления экспортной сделки.

В основе такого договора лежит не только торговля товарами народного потребления, но и поставка машин и оборудования, продажа нематериального имущества (права, лицензии).

Экспортное финансирование должно быть связано непосредственно с конкретным договором о поставке товаров и услуг, в котором урегулированы права и обязанности продавца (поставщика) и покупателя (подрядчика).

При финансировании экспорта используются практически все формы кредитов, которые используются для внутренней торговли. Образовались и особые формы финансирования, которые находятся в тесной связи с предоставленными иностранному партнеру условиями платежа, рис. 5.1.

Рис. 5.1.Форми финансирования экспорта.

Финансирование экспорта может быть получено обычными и нетрадиционными методами и предоставляться банками, небанковскими учреждениями или государственными организациями. Различные методы финансирования экспорта представлены в табл.5.1.

Таблица 5.1.

Основные способы финансирования экспорта

Виды фин-ния

Обычные или традиционные методы финансирования

Нетрадиционные методы фин-ния

Краткосрочное

1.1.Незабезпечений овердрафт в национальной или иностранной валюте

1.2.Аванси под инкассо

1.3.Врахування или покупка векселей / чеков банком

1.4.Акцептні кредитные линии

1.5.Аванси покупателя

1.1.Експортний факторинг

1.2.Кредити экспортных посредников

1.3.Фінансування через комиссионные фирмы

Среднесрочные

2.1.Позика в нац. валюте

2.2.Позика в ин. валюте

2.3.Кредит специальной гос. учреждения

2.1.Форфейтинг

2.2.Лізинг

2.3.М/н кредитные союзы

2.4.Зустручна торговля

Долгосрочное

3.1.Випуск еврооблигаций

3.2.Кредит покупателю

3.3.Проектне финансирования

3.1.Випуск акций

5.2.Нетрадиційні формы финансирования.

Встречные сделки.

Встречная торговля - внешнеторговые операции, при совершении которых в документах фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров осуществить полный или частичный сбалансированный обмен товарами.

Экспертами ООН выделяются три основные виды м/н встречных сделок:

1)бартерные сделки;

2)торговые компенсационные сделки;

3)промышленные компенсационные сделки.

Основные формы м/н встречных сделок:

1.Бартер.

2.Клірингові соглашения.

3.Паралельні соглашения.

4.Попередня закупка.

5.Обернена покупка.

6.Промислова кооперация.

М/н лизинг.

Лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование и владение за определенную плату.

Экономическая природа лизинга.

Лизинг классифицируют как товарный кредит в основные фонды, а по форме он схож с инвестиционным финансированием.

Виды лизинговых платежей, включающих:

-амортизацию финансируемого актива;

-расходы лізингодавача, а именно:

-расходы, связанные с привлечением капитала, т.е. %-ные платежи по кредиту;

-операционные расходы лізингодавача, связанные с заключением и управлением лизинговым контрактом;

-прибыль лізингодавача.

5.3.Факторинг и форфейтинг.

Факторинговые операции

Факторинг - разновидность посреднических операций, проводимых банком и специальными компаниями, которая представляет собой покупку денежных требований экспортера к импортеру и их инкассацию.

По этой операции экспортер сразу же получает наличными от 70% до 90% от номинальной стоимости счетов-фактур. Остальные 10-30% от номинальной стоимости счетов-фактур после вычета % за кредит и комиссии за услуги зачисляются на блокированный счет экспортера. Таким образом фактор-фирма страхуется от риска неплатежа импортера. Если импортер оплачивает свои обязательства в срок, то факторинговая компания разблокирует счет и возвращает остаток клиенту-экспортеру.

Виды факторинга.

2 вида: скрытый и открытый.

При открытом факторинге, покупая требования, фактор-фирма применяет открытую концессию, то есть уведомляет покупателя (импортера) об уступке требований экспортером. В случае использования скрытого факторинга покупатель не информируется о продаже обязательств фактор-фирмы, не сообщается также никому из контрагентов экспортера о кредитовании его продаж факторной компанией.

Стоимость факторинга.

Включает:

-% за пользование кредитом (выше рыночной ставки по кредитам соответствующего срока на 2-3 %-ных пунктов);

-платы за обслуживание (бухгалтерия, инкассирование долга и другие услуги): изымается как % вич суммы счета-фактуры, обычно в пределах 0,5-3% от суммы переуступлених счетов;

-при безоборотному факторинге - специальной надбавки за риск в размере 0,2-0,5% от суммы кредитования.

Форфейтинговые операции.

Форфейтинг - покупка среднесрочных векселей, других долговых и платежных документов, возникающих из товарных поставок, специальным кредитным институтом (форфейтером) за наличный расчет без права регресса на еспортера при предоставлении последним достаточного обеспечения.

Форфейтер берет на себя все виды рисков.

Форфейтирування дает ряд существенных преимуществ экспортеру:

-улучшает позиции экспортера по ликвидности, так как фирма немедленно получает наличные;

-экспортер освобождается от валютных, кредитных, %-ных рисков;

-уменьшаются долгосрочные требования в балансе фирмы, что приводит к росту ее кредитоспособности;

-снимается необходимость контроля за погашением кредита и работы по инкассации платежей;

-форфейтинг не всплывает на лимиты экспортера по овердрафту или на другой кредит, предоставляемый банком.

Недостатки форфейтинга:

1)Высокая стоимость: ставка значительно больше обычных ставок по кредитам, так как форфейтер берет на себя все риски.

2)Трудный для экспортера банка, который пожелал бы действовать в качестве форфейтера.

Соотношение форфейтинга и факторинга.

Главные отличия форфейтинга от факторинга:

1).неможливість регресса в отношении экспортера, то есть экспортер полностью освобождается от риска неплатежа;

2).форфейтинг осуществляется только при содействии банка и специального финансового института (форфейтера);

3).продається только одно требование;

4)требования должны носить средне - и долгосрочный характер;

5).форфейтер берет на себя также политические риски;

6).сплата полной суммы цены требования (при факторинге обычно замораживается 10%);

7)необходимость наличия банковских гарантий импортеру.

5.4.Державне страхования экспорта.

Для стимулирования экспорта государство часто применяет страхование экспортных кредитов, которое осуществляется через государственные и полугосударственные организации, а также с помощью гарантий и поручений правительства.

Существование таких форм страхования объясняется тем, что частные страховые компании не в состоянии взять на себя политические и экономические риски на долгий период. Страхование экспортного договора зависит от лежащей в его основе экспортной сделки, платіжеспроможності импортера и его гарантии (банка или правительства).

В этом случае экспортер может застраховать риск неплатежа с помощью государственного страхования на 85-95% суммы требований.

Гарантии выдаются при выполнении следующих условий:

-заявитель - резидент страны-экспортера;

-товары и услуги имеют происхождение страны-экспортера;

-импортер согласен осуществить аванс в размере 15-20% от суммы поставки;

-график погашения задолженности по среднесрочным и долгосрочным кредитам предусматривает несколько дат погашения на протяжении срока действия кредита;

-участники соглашения обязуются своевременно предоставлять данные о несвоевременном погашении кредита и о возможных убытках;

-действие гарантии начинается после уплаты сбора, что получает страховая организация.

Услуги по государственному страхованию экспортных кредитов предоставляются практически во всех развитых странах, но наиболее активно они представлены в Швейцарии, Германии, США, Франции, где существуют специальные институты, средствами которых управляет государство.

Этими организациями страхуются конечно виды рисков:

-внешнеполитический риск;

-риск запрета на перевод средств, включая риск моратория;

-кредитный риск, если заказчик или должник является государственным учреждением (кредитные риски частных заказчиков на страхуются).

Способы страхования экспортных рисков.

Для снижения рисков, связанных с осуществлением экспортно-импортных операций, существуют различные способы, а именно банковские инструменты страхования рисков (аккредитив, гарантия и т.п.) и страховки, особенно специальных страховых обществ.

Способы страхования экспортных рисков при долгосрочных сделках.

Риски Способы страхования

Фабрикационный риск-Страховка специального страхового общества-Безотзывный подтвержденный аккредитив-Аванс заказчика

Риск неплатежа-Страховка специального страхового общества-Безотзывный подтвержденный аккредитив, Банковская гарантия / аваль-Форфейтинг

Риск обменного курса валют-Срочная валютная сделка-Валютный опцион-Получение кредита в иностранной валюте-Страховка специального страхового общества-Форфейтинг-Внутрівиробнича компенсация задолженности и требований в ин. валюте

Риск растущих издержек при производстве товара-Оговорка об изменении цены в экспортном контракте-Перенос дополнительных издержек на поставщиков-Процентная своп-операция

Риск изменения процентных ставок-Перенос дополнительных издержек на поставщиков-Процентная своп-операция-Финансирование с плавающими процентными ставками

5.5.Способи финансирования импорта.

Источники финансирования импорта схожи с источниками финансирования экспорта. Это обусловлено тем, что предоставление кредита экспортеру позволяет ему расширять торговый кредит импортеру (например, когда банк готов предоставить экспортеру аванс под инкассо, экспортер имеет возможность согласиться на оплату товара путем срочной траты), а также тем, что предоставление кредита импортеру позволяет экспортеру получить оплату немедленно (используя, например, лизинговые или форфейтинговые операции).

Способы финансирования импортеров включают:

1)банковский овердрафт в нац. или ин. валюте;

2)заем в нац. или ин. валюте;

3)торговлю по открытому счету;

4)финансирование путем комиссионного фирмы;

5)расчеты с помощью акцептного аккредитива и аккредитива с рассрочкой платежа;

6)лизинг;

7) форфейтинг;

8)финансирование покупателю;

9)встречная торговля;

10)банковский акцепт;

11)заем под продукцию.


Книга: Международный менеджмент (конспект лекций КНЭУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Международный менеджмент (конспект лекций КНЭУ)
2. Тема 2. Сущность м/н бизнеса и менеджмента
3. Тема 3.Загальна характеристика м/н бизнеса и менеджмента.
4. Тема 4. Опыт организации менеджмента в различных странах.
5. Тема 5. Стратегия и планирование в системе м/н менеджмента.
6. Тема 6. Принятие решений в м/н менеджменте.
7. Тема 7. Организация международных операций.
8. Тема 8. Управление человеческими ресурсами в международных корпорациях.
9. Тема 9. Коммуникации в м/н менеджменте.
10. Тема 10. Мотивация в м/н менеджменте.
11. Тема 11. Руководство многонациональными корпорациями.
12. Тема 12. Контроль и отчетность м/н организаций.
13. Тема 13. Международный финансовый менеджмент
14. Тема 14.Технологічна политика г/н корпораций.
15. Тема 15.Етика и социальная ответственность г/н менеджмента.
16. Тема 16.Перспктиви м/н менеджмента. Глобальные перспективы ТНК.

На предыдущую