lybs.ru
Именно знания никому кушать не даст. / Иван Франко


Книга: Международный менеджмент (конспект лекций КНЭУ)


Тема 15.Етика и социальная ответственность г/н менеджмента.

1.Етичні измерения г/н менеджмента.

Практическую деятельность в каждой организации осуществляют конкретные менеджеры и исполнители согласно своих функций и должностных обязанностей, которые могут быть зафиксированы в документах (должностных инструкциях) или же составить предмет устных договоренностей. Но опытные специалисты хорошо знают: ни одна самая тщательная инструкция не может определить все аспекты действий. Поэтому нередко вопреки инструктивным документам или постановлениям работники руководствуются собственными представлениями и ценностями во время выполнения той или иной работы. Здесь как раз и подошли к этическим аспектам менеджмента, которые отражают еще один чрезвычайно важный механизм взаимодействия общества и менеджмента.

Далеко не всегда те самые поступки, действия, формы поведения в различных странах приобретают одинаковой этического поведения. Так, например, американское законодательство взятки считает преступлением, но допускает их в определенной степени со стороны американских фирм за рубежом. Так называемые подмазки - небольшие выплаты иностранным государственным чиновникам со стороны американских компаний для того, чтобы ускорить принятие решений, не только не считаются преступлением, но и нередко освобождаются от налогообложения. То есть полуподпольные подачки наличными вычитаются из сумм, подлежащих налогообложению.

Сумма таких выплат, по данным американской статистики, составляет ежегодно 98,3 млрд. долл. Эти расходы направляются на выплаты таможенном персонала по ускорению прохождения таможенных формальностей, мелких подарков, чаевых, ускорение принятия решений, но не могут использовать на поддержку сбыта, открытия нового бизнеса и т.д.

Другой пример довольно типичной этической проблемы касается соблюдения антидемпингового законодательства США металлургическими предприятиями Украины, что экспортировали в 1996 году около полумиллиона тонн стального высококачественного углеродистого обрезного листа на сумму около 200 млн. долл. Департамент торговли США в результате антидемпингового процесса, который был нарушен двумя американскими компаниями, установил с 1 июля 1997 года новые ставки ввозной пошлины для украинских предприятий. Для “Азовстали” они составляют 100%, для комбината им. Ильича - 177%, а для остальных предприятий - 238%. Для наших менеджеров данное решение было совершенно неожиданным и, как они считают, несправедливым. Ведь уровень рентабельности относительно себестоимости составляет лишь 7-10%. И вроде, на первый взгляд, оснований для того, чтобы считать демпинговыми цены на украинскую металлопродукцию, нет. Однако американская сторона имела для этого определенные основания.

Во-первых, украинские предприятия около 100 тыс. тонн металлопродукции поставили через фирмы-посредники из южноазиатских стран, что считается пиратскими поставками. Это негативно отразилось на имидже украинских предприятий. Сейчас фирмы-посредники обанкротились или были ликвидированы, а вопрос украинского металла существует.

Во-вторых, и это главное, украинская экономика не имеет статуса рыночной, а считается переходной. Это дает возможность американскому департаменту торговли прибегать к широких манипуляций во время определения “реальных” цен. Поэтому сейчас один из пунктов, который обсуждается в известной комиссии “Кучма-Гор” - предоставление украинской экономике статуса рыночной. А на переговорах между участниками указанной антидемпинговой процедуры украинская сторона пытается приостановить введение в действие новых ставок ввозной пошлины на металл на 5 лет. Кстати, в США рассматривается и несколько других вопросов соблюдения украинских поставщиками требований антидемпингового законодательства США. Все это свидетельствует об актуальности этических вопросов в сфере м/н бизнеса.

2.Сутність этики.

Этика - система моральных принципов, которая обязывает отличать правильное поведение от неправильного. Как видно из этого определения, понимание деловой этики во многом зависит от системы общих и личных ценностей менеджеров и исполнителей.

Важно различать этику внутри организации и этику взаимоотношений организации с окружающей средой.

Что касается организационной этики и внешней этики взаимоотношений организации с окружающей средой, то можно воспользоваться требованиями, которых придерживаются ведущие м/н компании в своей деятельности, по оценкам Гарвардской школы бизнеса.

Этика отношений с потребителями:

-безопасность товаров (услуг, работ);

-предоставление информации о товарах и технологию их изготовления;

-право выбора покупателем товаров (услуг, работ);

-учета требований потребителей;

-спонсирование образовательных программ безопасного использования продукции;

-улучшение упаковки и маркировки;

-повышение потребительской ценности продуктов;

-уменьшение загрязненности продуктов.

Этика отношений с сотрудниками:

-отсутствие любой дискриминации в сфере занятости;

-особый статус работников с ограниченной дееспособностью;

-охрана здоровья и техника безопасности;

-обучение и развитие персонала;

-обсуждение карьеры;

-“Детский день” для работающих родителей;

-программы оздоровления и стресс-менеджмента.

Этика окружающей среды:

-контроль загрязнения;

-защита среды;

-сохранение природных ресурсов;

утилизация (переработка) отходов.

Экологическая этика:

-избежание неблагоприятного воздействия фирмы на окружающую среду;

-соблюдение экологических стандартов;

-участие в улучшении экологии.

Этика отношений с партнерами:

-соблюдение обязательств;

-недопущение манипулирования инвестициями;

-учета интересов партнеров во время распределения прибыли.

Этика взаимоотношений с конкурентами:

-предотвращение тайных сделок на рынках;

-использование социально приемлемых приоритетов и критериев для оценки конкурентных стратегий;

-выход из сомнительных рынков во время возникновения значительных этических проблем.

Этика отношений с обществом:

-сохранение и расширение занятости;

-социальная ответственность;

-учета местных традиций, обычаев;

-дарение средств, продуктов, услуг, рабочего времени работникам;

-спонсирование проектов социального благосостояния;

-поддерживание образования и искусства;

-поддерживание общественных рекреационных программ;

-участие в общественных работах, проектах.

Этика отношений с государством:

-соблюдение законодательства;

-добросовестная отчетность;

-выполнение государственных заказов в указанные сроки;

-избежание взяточничества во взаимоотношениях с государственными служащими.

Международная этика:

-выработка этических стандартов, принятых во всем мире;

-учета национальной культуры;

-привлечение местного персонала;

-поддержание развивающихся стран путем развития фирм с г/н конкурентами стратегиями;

-соблюдение ответственности между странами в условиях вынужденного закрытия предприятий.

Причины неэтичного поведения:

-недостаточность законодательной и нормативно-правовой базы;

-значительный объем “теневой” экономики;

-конкурентная борьба, что отодвигает на дальний план этические соображения;

-растущее стремление отчитываться об уровне доходности за все более короткие периоды, то есть в каждом квартальном отчете;

-отсутствие должного стимулирования этического поведения руководителей;

-общее снижение роли этики в обществе;

-определенное давление на рядовых сотрудников со стороны организации с целью поиска компромиссов между их ценностями высшего руководства;

-низкие моральные качества членов общества.

Инструменты улучшения этичности поведения в организациях:

-этические стандарты (кодексы), которые описывают общую систему ценностей, этические правила, которых должны придерживаться работники компании;

-комитеты по этике, которые делают повседневную оценку практики с позиции этических требований. Некоторые компании вместо таких комитетов, в состав которых включаются авторитетные работники, вводят должности адвоката по этике;

-социальные ревизии, которые проводятся для анализа и оценки отчетов и программ социальной ответственности компании;

-обучение этической поведению руководителей и рядовых работников.

3.“Железный закон социальной ответственности.

Менеджмент деловых организаций несет перед обществом двойную ответственность: юридическую и социальную.

Юридическая ответственность - соблюдение конкретных законов и норм регулирования, которые определяют, что может, а чего не может делать организация. Юридическая ответственность присуща компаниям, которые придерживаются традиционной модели бизнеса.

Социальная ответственность - определенный уровень добровольного реагирования организации на социальные проблемы. Социальная и юридическая ответственность присуща современной модели бизнеса. Каждый из видов ответственности имеет свои критерии.

Проблема социальной ответственности возникла еще в конце прошлого - начале 20 вв., но и до сих пор по этой проблеме не утихают дискуссии. Очень часто при этом вспоминают имя Е.Карнегі. Эндрю Карнеги - ведущий бизнесмен в производстве стали, издал в 1990 году “Евангелие процветания”, где изложил доктрину капиталистической благотворительности, согласно которой прибыльные организации должны жертвовать часть своих средств на благо общества. Он вложил более 350 млн. долл. в социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек. Не менее известный американский бизнесмен Джон Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долл. и основал фонд Рокфеллера, средства которого используются для решения социально значимых проблем в сфере экономики, науки, культуры. Еще одним сторонником социальной ответственности деловых организаций стал Роберт Вуд - президент торговой фирмы “Сирс Рьобак энд К”, который в отчете за 1936 год напоминал своим акционерам о социальных обязательствах организации.

Отношение к социальной ответственности может быть различным: от благоприятного до враждебного. На рисунке 3.1. представлена характеристика 4 стратегий деловых организаций относительно социальной ответственности: противодействие, оборона, приспособления и восприятия. Закономерным является переход от низкого до высокого уровня социальной ответственности.

Рис.3.1.Розвиток стратегии социальной ответственности.

Следует учесть наличие аргументов за и против социальной ответственности.

Аргументы в пользу соц. ответственности:

-благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы;

-изменение потребностей и ожиданий широкой общественности;

-привлечение дополнительных ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем;

-моральные обязательства по социальной ответственности.

Аргументы против социальной ответственности:

-нарушение принципа максимизации прибыли;

-дополнительные расходы на социальную ответственность;

-недостаточная отчетность широкой общественности;

-недостаточная квалификация в решении социальных проблем.

Концепция корпоративной социальной ответственности была предложена Китом Дэвисом в 1975 году. Она охватывает пять ключевых положений:

1.Соціальна ответственность возникает из общественной власти. Органы власти должны создавать условия и показывать примеры социальной ответственности.

2.Бізнес должен действовать как двусторонняя открытая система: с одной стороны, учитывать влияние общества, рыночные сигналы, а с другой - быть открытым в своих операциях для общественности.

3.Соціальні расходы должны быть тщательно вычислены и рассмотрены с точки зрения правомерности их отнесения к себестоимости изготовления того или иного продукта, предоставления услуг.

4.Соціальні расходы, распределяемые за каждым продуктом, услугой, видом деятельности, в конечном итоге оплачиваются потребителем.

5.Ділові организации, как и граждане, привлекаются к ответственности по решению текущих социальных проблем, которые находятся за пределами обычных сфер их деятельности.

Анализируя деятельность многих корпораций, Кит Дэвис и другие исследователи пришли к выводу, что социальная ответственность способствует развитию компаний, и наоборот, избегание соц. ответственности сужает возможности успеха организаций. Это дало возможность сформулировать “железный закон ответственности”, согласно которому в долгосрочной перспективе те, кто не использует имеющуюся власть в таком направлении, что его общество рассматривает как ответственный, имеет тенденцию потерять эту власть.

4.Роль этики в м/н бизнесе.

Этика накладывает на бизнес систему ограничений, представляет собой сумму морально-этических правил и традиций, которые клались в данном обществе.

Этика бизнеса - деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.

Репутация фирмы образуется из простой суммы примеров достойного поведения ее сотрудников, которая демонстрируется:

-по отношению к имуществу фирмы;

-в ситуациях, когда сталкиваются различные интересы;

-при установлении внешних деловых связей;

-при работе с государственными учреждениями;

-во взаимоотношениях с клиентами и конкурентами;

-в деликатных ситуациях, когда перед сотрудниками фирмы стоит проблема выбора: обнародовать или сохранить в тайне пример нарушения коллегами внутрифирменных правил и норм.

В развитых странах сформировались три современные этические концепции г/н менеджмента (принципы деловой этики): утилитаризм, соблюдения прав человека и справедливость, а также новая модель бизнеса.

Утилитаризм исходит из того, что “правильные” решения приносят наибольшую пользу большинства людей. Менеджеру, который придерживается этой концепции, приходится сначала тщательно изучать действие альтернативных решений на все заинтересованные стороны, а потом делать выбор, который доставляет удовольствие большинству людей. Утилитарная концепция опирается на выявление последствий реализации решений, которые должны приносить пользу большинства заинтересованных. Следовательно, принятие решения в данном случае зависит от соотношения затрат и прибылей.

Концепция соблюдения прав человека основывается на добровольно взятых на себя обязанностях менеджера защищать права других людей и избегать любых решений, нарушающих эти права. Менеджер в таком случае не будет заставлять других действовать вопреки их религиозным или моральным представлениям. При этом следует отметить, что за последние годы в мире понимание индивидуальных прав человека расширилось настолько, что фактически они включают защиту растений, животных, земли, воды, воздуха, других элементов природы и окружающей среды.

Концепция справедливости обязывает менеджеров относиться одинаково ко всем людям, неотвратимо выполнять все правила, обеспечивать равные права при распределении благ, ответственность в возмещении ущерба теми, кто наносит вред другим, и т.д. Следовательно, основывается на понятиях порядочности и честности.

Наметилась тенденция перехода бизнеса от экономической модели, которая была присуща прошлом, к соціоекономічної модели, которая присуща развитым странам после 80-х годов 20 века. Приоритеты приведенных моделей указано в таблице 4.1.

Таблица 4.1.Порівняння моделей бизнеса

Приоритеты экономической модели

Приоритеты соціоекономіної модели

Производство

Качество жизни

Эксплуатация ресурсов

Сохранение ресурсов

Рыночные решения

Удовлетворение потребностей

Экономическая отдача от ресурсов

Сбалансированная экономическая и социальная отдача от ресурсов

Индивидуальные интересы

Общественные интересы: люди работают в системе, как того требуют кооперационные связи

Бизнес рассматривается как закрытая система

Бизнес рассматривается как открытая система

Слабое взаимодействие с правительственными органами

Активное взаимодействие с правительственными органами

5.Сутність делового этикета.

Этика является моральной категорией, охватывающей различные формы деятельности фирмы, и не может быть изложена с помощью определенного перечня правил поведения и общения. Этика свою законченную форму приобретает в виде делового этикета, который в целом можно охарактеризовать как основу кодекса поведения, принятого в бизнес-среде.

Используя нормы и правила делового этикета, мы можем прогнозировать поведение коллег и сами становимся предсказуемы, что помогает эффективно организовать процесс управления. особенно важно изучать все составляющие делового этикета в м/н бизнесе, так как кроме единых норм и правил в нем существует большое количество национальных и культурных поправок, весьма значительных в деловых отношениях. Как не заблудиться в этом море национальных различий? Как избежать улыбок, связанных со слепым копированием чужих манер? Лучшие помощники здесь - такт и верность национальному менталитету и бизнес-этикета (благо в настоящее время превалирует м/н бизнес-этикет, порожденный сближением национальных деловых кодексов хорошего тона).

М/н бизнес-этикет - понятие довольно емкое и не ограничивается вопросами деловой субординации и переговорным процессом. Основными составляющими являются:

1.Правила поздравления.

2.Правила обращения.

3.Правила представления.

4.Організація деловых контактов (переговоров, встреч, приемов, деловой переписки).

5.Ділова субординация.

6.рекомендації по формированию внешнего учета делового человека.

7.Етичні нормы денежных отношений.

8.Правила обмена подарками и сувенирами.

9.Прийнятність чаевых.

Книга: Международный менеджмент (конспект лекций КНЭУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Международный менеджмент (конспект лекций КНЭУ)
2. Тема 2. Сущность м/н бизнеса и менеджмента
3. Тема 3.Загальна характеристика м/н бизнеса и менеджмента.
4. Тема 4. Опыт организации менеджмента в различных странах.
5. Тема 5. Стратегия и планирование в системе м/н менеджмента.
6. Тема 6. Принятие решений в м/н менеджменте.
7. Тема 7. Организация международных операций.
8. Тема 8. Управление человеческими ресурсами в международных корпорациях.
9. Тема 9. Коммуникации в м/н менеджменте.
10. Тема 10. Мотивация в м/н менеджменте.
11. Тема 11. Руководство многонациональными корпорациями.
12. Тема 12. Контроль и отчетность м/н организаций.
13. Тема 13. Международный финансовый менеджмент
14. Тема 14.Технологічна политика г/н корпораций.
15. Тема 15.Етика и социальная ответственность г/н менеджмента.
16. Тема 16.Перспктиви м/н менеджмента. Глобальные перспективы ТНК.

На предыдущую