lybs.ru
Все, кто на целой Украине не за нас, те против нас. / Николай Михновский


Книга: РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский


4.6. Транспортный фактор

Этот фактор является одним из важнейших, поскольку он усиливает действие предыдущих факторов: его составляющая в структуре затрат нередко очень высока. В зависимости от размеров транспортных расходов размещения производства тяготеет или к сырью, или к потребителю. Доля транспортных издержек на единицу груза зависит от его стоимости и способа транспортировки. Дешевые грузы (различные стройматериалы: песок, щебень, гравий, уголь, руды черных и цветных металлов) перевозить на большие расстояния невыгодно, потому что транспортные расходы не только становятся сопоставимыми со стоимостью продукции, но и могут превзойти ее. В основном доля транспортных расходов в этих случаях составляет 25% и более.

Тем временем в стоимости дорогих грузов (сахар, машины, хлопок, шерсть, шелк-сырец) доля транспортных расходов не превышает 0,1-1,5% .

Дешевые грузы целесообразно отправлять теми видами транспорта, которые обеспечивают низкую стоимость перевозки единицы груза. Это, прежде всего, водный и трубопроводный транспорт. Так, в речном транспорте Украины 83% объема перевозок приходится на минеральные строительные материалы. На эту же продукцию в каботажных перевозках внутри страны морским транспортом приходится 56% . Но морские и речные пути не всегда проложены там, где это удобно с точки зрения народного хозяйства, к тому же реки замерзают, поэтому массовые перевозки грузов осуществляются преимущественно железнодорожным и автомобильным транспортом. При этом сыпучие минеральные грузы, лес, некоторые виды сельхозпродукции перевозятся в основном по железной дороге, а компактные малогабаритные - автомобильным транспортом. Исключение составляет сельскохозяйственное сырье, которое перевозится на небольшие расстояния автомобильным транспортом (например, сахарная свекла - до сахарных заводов, овощи - до консервных заводов). Наконец, грузы дальнего следования отправляются, как правило, по железной дороге, а ближнего

- автомобильным транспортом.

В Украине в структуре грузов, перевозимых по железной дороге, приходится: на каменный уголь и кокс - 25% , на руду

- 12, на черные металлы - 7, на нефтяные грузы -5% .

Автомобильным транспортом, как уже упоминалось, отправляются компактные малогабаритные грузы, преимущественно в контейнерах. Он перевозит неметаломістку машиностроительную продукцию, ткани, одежду, обувь, продовольствие, а также сельскохозяйственное сырье на небольшие расстояния.

Влияние транспортного фактора сказывается не только за стоимость перевозок, но и через обеспеченность территории транспортным сообщением. Это проявляется в конфигурации транспортной сети, плотности дорог, направления основных грузов. Чем выше экономическое развитие региона, тем более развитой в нем должна быть сеть транспортных путей. Например, при средней плотности железных дорог в Украине 37,7 км/1000 км2 территории для вы-сокоіндустріальної Донецкой области этот показатель составляет 62,5%, Львовской - 60,0, Днепропетровской - 49,5, Харьковской - 48,5%. В то же время в Ровенской - 29,2%, Полтавской - 29,6, Херсонской - 16,1% .

Книга: РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский

СОДЕРЖАНИЕ

1. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский
2. 1.2. Закономерности и принципы размещения производительных сил
3. Тема 2. ФОРМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
4. 2.1. Систематизация основных терминов и определений
5. 2.2. Понятие о территориальное разделение труда. влияние территориального разделения труда на структуру хозяйства
6. 2.3. Современная концепция енерговиробничих циклов
7. 2.4. Территориально-производственные и портово-промышленные комплексы, научно-технологические зоны
8. 2.5. Основы экономического районирования
9. Раздел 3. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
10. 3.1. Природные передумови. классификация природных ресурсів. природно-ресурсный потенциал
11. 3.2.Демографічні предпосылки размещения производительных сил
12. 3.3. Экономические предпосылки
13. Раздел 4. ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
14. 4.1. Сырьевой фактор
15. 4.2. Топливно-энергетический фактор
16. 4.3.Водний фактор
17. 4.4.Фактор рабочей силы (трудовой)
18. 4.5. Потребительский фактор
19. 4.6. Транспортный фактор
20. 4.7. Фактор научно-технического прогресса
21. 4.8.Фактор рыночной конъюнктуры
22. 4.9.Фактор экономико-географического положения
23. 4.10. Экологический фактор
24. Раздел 5. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
25. 5.1. Анализ эффективности размещения производства
26. 5.2. Характеристика показателей, обобщающих развитие и размещение производства
27. 5.3. Территориальные балансы
28. Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 6.1. Топливно-энергетический комплекс
29. 6.2. Черная и цветная металлургия
30. 6.3. Машиностроительный комплекс
31. 6.4. Химико-лесной комплекс
32. 6.5. Комплекс отраслей легкой промышленности
33. 6.6 Агропромышленный комплекс
34. 6.8. Пищевая промышленность
35. 6.9. Строительный комплекс
36. 6.10. Транспортная система
37. 6.11. Рекреационный комплекс
38. Раздел 7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
39. 7.1.Сутність международного разделения труда, основные потоки капитала и рабочей силы. социально-экономическая типология стран
40. 7.2. Экономическая интеграция. экономические союзы

На предыдущую