lybs.ru
Жизнь слишком коротка, чтобы ее прожить праведником. / Александр Перлюк


Книга: РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский


4.7. Фактор научно-технического прогресса

Изменения в технологии и организации производства, если они имеют кардинальный характер, могут существенно повлиять на размещение производительных сил. На территории некоторых стран и регионов может возникнуть производство, которое раньше было здесь неэффективным. Например, к середине XVIII в. хлопчатобумажная промышленность Великобритании не могла конкурировать с индийской, которая опиралась на собственную сырьевую базу и относительно дешевую рабочую силу. Но после изобретения прядильных, а впоследствии и ткацких машин производство тканей в Великобритании настолько подешевело, что английская хлопчатобумажная промышленность оказалась вне конкуренции почти на полтора столетия. Вся Англия покрылась сетью центров текстильной промышленности. Импорт машин из Англии дал возможность и в Центральной России создать мощную хлопчатобумажную промышленность за отсутствия сырьевой базы. Изобретение хлопкоочистительных машин создало возможность резко расширить посевы хлопчатника на юге США и сделал рабский труд там экономически невыгодной.

Применение в черной металлургии процесса пудлингование (переработки чугуна на маловуглецеве тістоподібне железо на поду так называемой пудлінгової печи) позволило вместо древесного угля использовать каменный и располагать металлургические заводы не только в лесной зоне, но и в районах угледобычи. Это позволило Англии, имела большие залежи угля, но не имела достаточно леса, стать на некоторое время лидером в производстве металлов. Благодаря изменению технологии Донбасс с его каменным углем обогнал в конце XIX столетия Урал, где для производства черных металлов использовался древесный уголь.

До XX столетия предприятия черной металлургии ориентировались преимущественно на уголь, потому что его надо было больше, чем руды на единицу металла. Так появились крупные металлургические районы: Донбасс, Рурский бассейн, Пенсильвания (США). Но потом технология изменилась. Руды начали тратить больше, чем уголь, и черная металлургия начала передвигаться к железорудных бассейнов: Криворожья, Великие озера (США), а также в припортовых городов Германии (Гамбург), США (Лос-Анджелес), куда удобно подвозить импортную руду.

Изменение технологии в химической промышленности также способствовали сдвигам в размещении производства. Так, первые предприятия по производству синтетического каучука в России "привязывались" к картофельных районов: Ярославль, Ефремов, Воронеж, потому каучук получали из относительно дешевого картофельного спирта. Но впоследствии его стали производить из еще более дешевого сырья - нефти, и поэтому новые предприятия начали размещаться или в районах нефтедобычи (Тольятти, Стерлитамак), либо вдоль трассы нефтепроводов (Омск).

Современному этапу научно-технической революции присуща тенденция к снижению материалоемкости производства. Следствием этого является не только ослабление действия фактора материалоемкости, но и изменения в размещении производства. Особенно заметна эта тенденция в машиностроении. Машины, в частности станки и оборудование, становятся легче, а конструкция их усложняется. Вследствие этого ослабляется зависимость машиностроения от размещения металлургических баз, но зато растет зависимость от районов сосредоточения квалифицированных трудовых ресурсов.

Развитие Украины до мирового уровня научно-технического прогресса повлияет на размещение машиностроения. Во-первых, существенно изменится структура машиностроения-нецько-Приднепровского района: понизится доля металлоемкого машиностроения и увеличится доля сложного машиностроения, которая имеет меньшую металлоемкость. Во-вторых, продолжится смещение области до Западного района, который имеет резервы трудовых ресурсов. Это будет сопровождаться перестройкой металлургической базе Украины: вместе со снижением производства черных металлов вырастет доля легированных сталей, електросталей, экономических профилей проката, проката с защитным покрытием и т.д.

НТП изменит соотношение значимости различных видов металлов для народного хозяйства. Если использование черных металлов будет уменьшаться, то большинство цветных металлов будет пользоваться стабильным или и повышенным спросом. С одной стороны, это традиционные металлы: алюминий, медь, свинец, цинк, - которые достаточно широко используются в электротехнике, химической промышленности, строительстве, авиастроении, автомобилестроении; с другой стороны, это редкие металлы, как цирконий, индий, таллий, используемых в электронике, а также легирующие металлы - вольфрам, молибден, тантал, ванадий. Производство редких и легирующих металлов тяготеет к потребителю и к энергетической базы. На основании этого можно предусмотреть рост производства этих металлов в Украине, в частности за счет вытеснения черной металлургии (прежде всего производства чугуна, рядовых сортов стали и проката).

Благодаря НТП в химической промышленности значительный сдвиг произошел и в размещении производительных сил. Массовое производство пластмасс сократило потребление черных и цветных металлов, древесины, что изменило ориентацию на сырьевые базы. Создание синтетических волокон ослабило зависимость текстильной промышленности от районов выращивания волокнистых культур и производства шерсти, но усилило зависимость от поставок нефти, газа и угля.

НТП на транспорте также изменил размещения некоторых отраслей народного хозяйства. В частности, электронный транспорт существенно ослабил зависимость производства от энергетических баз, что особенно важно для машиностроения, легкой промышленности, сельского хозяйства. Трубопроводный транспорт удешевило перевозки нефти и газа, что сделало возможным массовое потребление в местах производства химической и нефтехимической продукции. Благодаря этому большое производство азотных удобрений удалось разместить в Черкассах. Аммиакопровод длиной более тысячи километров подает сырье для крупного химического комбината в г. Южном под Одессой. Местоположение комбината обусловлено необходимостью импортировать полуфабрикаты и экспортировать часть готовой продукции морским транспортом. Аналогичные изменения произошли и за рубежом: в России производство синтетического каучука разместили в Омске;

нефтеперерабатывающие заводы расположились вдоль трасс трубопроводов в Полоцке (Беларусь), Плоцке (Польша), Пуэр-тольяно (Испания) вдали от источников нефти.

Включение атомных электростанций к энергосистеме также существенно упрощает проблему транспортировки энергоносителей. Сырье для АЭС настолько компактная и высококалорийная, что можно пренебречь любым расстоянием от источника сырья и строить электростанции вблизи потребителя электроэнергии.

Научно-технический прогресс в каждой своей исторической фазе выводит вперед те или иные отрасли экономики. Если до середины XIX в. это были сельское хозяйство и текстильная промышленность, то потом пришла очередь на черную металлургию и транспортное машиностроение. Теперь представляют научно-технический прогресс энергетика, машиностроение, химическая промышленность и электроника.

Книга: РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский

СОДЕРЖАНИЕ

1. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский
2. 1.2. Закономерности и принципы размещения производительных сил
3. Тема 2. ФОРМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
4. 2.1. Систематизация основных терминов и определений
5. 2.2. Понятие о территориальное разделение труда. влияние территориального разделения труда на структуру хозяйства
6. 2.3. Современная концепция енерговиробничих циклов
7. 2.4. Территориально-производственные и портово-промышленные комплексы, научно-технологические зоны
8. 2.5. Основы экономического районирования
9. Раздел 3. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
10. 3.1. Природные передумови. классификация природных ресурсів. природно-ресурсный потенциал
11. 3.2.Демографічні предпосылки размещения производительных сил
12. 3.3. Экономические предпосылки
13. Раздел 4. ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
14. 4.1. Сырьевой фактор
15. 4.2. Топливно-энергетический фактор
16. 4.3.Водний фактор
17. 4.4.Фактор рабочей силы (трудовой)
18. 4.5. Потребительский фактор
19. 4.6. Транспортный фактор
20. 4.7. Фактор научно-технического прогресса
21. 4.8.Фактор рыночной конъюнктуры
22. 4.9.Фактор экономико-географического положения
23. 4.10. Экологический фактор
24. Раздел 5. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
25. 5.1. Анализ эффективности размещения производства
26. 5.2. Характеристика показателей, обобщающих развитие и размещение производства
27. 5.3. Территориальные балансы
28. Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 6.1. Топливно-энергетический комплекс
29. 6.2. Черная и цветная металлургия
30. 6.3. Машиностроительный комплекс
31. 6.4. Химико-лесной комплекс
32. 6.5. Комплекс отраслей легкой промышленности
33. 6.6 Агропромышленный комплекс
34. 6.8. Пищевая промышленность
35. 6.9. Строительный комплекс
36. 6.10. Транспортная система
37. 6.11. Рекреационный комплекс
38. Раздел 7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
39. 7.1.Сутність международного разделения труда, основные потоки капитала и рабочей силы. социально-экономическая типология стран
40. 7.2. Экономическая интеграция. экономические союзы

На предыдущую