lybs.ru
Ты плохо искал, если нашел лишь то, что существовало до твоих поисков. / Андрей Коваль


Книга: РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский


5.1. Анализ эффективности размещения производства

Эффективность - достаточно емкое понятие, что проявляется в различных показателях. В этом разделе речь пойдет преимущественно об эффективности локализации предприятий, группы предприятий или других объектов народного хозяйства. Будут рассматриваться методы изучения экономического пространства с применением аналитической геометрии и математического анализа, транспортная задача, метод районного планирования, метод сравнительной эффективности затрат. Их рассмотрение целесообразно начать с теории пространственной экономики, поскольку именно она положила начало моделирования пространства. Методы теории пространственной экономики Вопросы оптимального размещения производства, эффективности экономической организации пространства зд&вна интересовали производителей, но первые важные работы в этой области появились в XIX в., в частности произведения И. Тюнена. Зато основы теории пространственной экономики положены в первой половине XX в. немецкими учеными А. Вебером, А. Ле-шем, В. Кристалером, а также - чуть позже - американцем У. Ізардом. Общий и наиболее существенный метод в теориях этих ученых - строгое абстрагирование пространства как такового, выделение его из множества других факторов, которые влияют на экономику. Несмотря на понятные недостатки, преимущество такой трактовки в том, что оно дает возможность проанализировать роль пространственной составляющей в комплексе предпосылок и факторов экономического развития.

Основатели теории пространственной экономики (в США ее называют "региональной наукой") рассматривали экономическое пространство как идеально ровную поверхность с равномерно расположенными объектами народного хозяйства и населенными пунктами. Так легче было выявить пространственные закономерности и определить их методами геометрии. Сегодня в чистом виде теоретическое учение немецкой школы пространственной экономики почти не применяется, но основы анализа территории, в частности учет транспортных расходов, сохраняют свою актуальность. Поэтому полезно хотя бы бегло познакомиться с взглядами этих ученых.

Теория "концентрических колец" Тюнена. Немецкий помещик Тюнен, изучая вопросы образования ренты, решил выявить влияние города-рынка на сельскохозяйственную специализацию прилегающей территории, которая характеризуется одинаковым плодородием для всего мира. Город расположен в центре территории, а пространство представляет собой круг. Чем дальше от центра, тем большие транспортные расходы для ферм, которые находятся в центре круга. Это влияет на общие затраты фермеров, но по каждой культуры неодинаково. Для каждого вида сельскохозяйственного производства является порог, превышение которого делает производство невыгодным; он зависит от расстояния до центра.

Путем эмпирических расчетов И. Тюнен обосновал зональность сельскохозяйственного производства в зависимости от расстояния до центра (в отношении хозяйственной ситуации начала XIX вв.). Он выделил шесть зон (рис. 5.1), которые концентрическими кольцами располагались вокруг города-рынка: овощные культуры и молочное животноводство - ближайшая к центру зона, затем - лесоводство (что по тем временам было весьма прибыльное), зерновые культуры, кормовые культуры, трехпольная севооборот, экстенсивное животноводство.

Самым существенным в теории Тюнена было введение к экономическому анализу понятия расстояния. Надо отметить, что круг научных интересов Тюнена было довольно широкое: он, в частности, - один из основателей теории предельной

полезности.

Теория "штандортів" А. Вебера. Если рассматривать расположение источников сырья и потребителей продукции в определенных местах производства, то можно найти точку в пространстве, где затраты на перевозки будут минимальны. Такую точку А. Вебер считал оптимальным местом для расположения производства. При наличии двух пунктов сырья и одного пункта потребления он строил треугольник, внутри которого определял исходную точку. "Система шестиугольников" Кристалера - Леша. Оба немецких ученых создали свое учение в тридцатые годы XX века. Несмотря на некоторые разногласия, их взгляды на пространственные закономерности размещения очень близки. В. Крис-талер выдвинул теорию "центральных мест". Центральное место - это город, который обеспечивает окружающее пространство товарами и услугами. А. Леш развил эту идею и создал общую теорию пространственной экономики.

Исходной точкой в рассуждениях Кристалера и Леша является шестиугольник как идеальная ячейка организации производства. Сущность рассуждений заключается вот в чем. На идеальной равнине с равномерным разделением сырьевых ресурсов и населения формой рынка, что тяготеет к единичному центра, будет круг (потому что расстояние от центра до самых отдаленных точек, подвергающихся воздействию, при этих условиях одинакова). Другой центр образует круг, третий - еще один и т.д. Однако круги не является идеальной формой заполнения экономического пространства, потому что, прилегая друг к другу, они творят незаполненное пространство. Гораздо лучше "упаковываются" вписаны в круг шестиугольника .

Потребители продукции могут по-разному располагаться относительно центра. Леш по

центр взял ферму, хозяин которой производит пиво не только для себя, но и для других ферм. Увеличение масштаба производства снижает затраты на единицу продукции, а удаленность производимой продукции - увеличивает их. Взаимодействие этих составляющих определяет радиус перевозок и, следовательно, площадь шестиугольника. Остальные ферм может находиться либо в вершинах шестиугольников, или на сторонах, или внутри (рис. 5.4).

Затем Леш рассматривает случай, когда зона сбыта центра увеличивается. Он строит систему шестиугольников все больших размеров, которые постепенно покрывают все пространство страны (региона). Он определяет расстояние между конкурирующими центрами по формуле.

Логично построить сеть шестиугольников с учетом производства различной продукции, тогда каждый потребитель будет обеспечен всеми видами продукции.

Кристалер построил систему шестиугольников по принципу определения рангов центральных городов - в зависимости от их размеров и функционального назначения. В центре системы - наиболее многофункциональное город; затем выделяются центры первого, второго, третьего и т.д порядков. Кристалер исходил из предположения, что обслуживаемая точка должна находиться на расстоянии до 1 часа ходьбы (4 километра); за этим он определял размеры шестиугольников (рис. 5.5).

Таким образом, Кристалер создал иерархию центральных мест по их функциональному значению и степени влияния на окружающее пространство. С каждым ступенью зона влияния втрое больше относительно предыдущей; от этого зависит и населения центра.

Кристалер выделил семь уровней воздействия. Построенная на этом принципе сеть шестиугольников укрыло всю Южную Германию, и оказалось, что совпадение реальной сети поселений региона достаточно велико. Но надо помнить, что Южная Германия - это достаточно ровная местность, что способствовало такому совпадению.

Надо учесть, что с развитием частного автотранспорта часовая доступность от потребителя до центра составляет 4 км, а по крайней мере в десять раз больше. Однако до сих пор идея Кристалера - Леша имеет последователей.

С помощью теории пространственной экономики можно решать несложные задачи локализации объекта методами аналитической геометрии и математического анализа.

Экономическая оценка территории. Прежде чем предприятие, производственный комплекс, отрасль или населенный пункт будут размещены, нужно осуществить анализ территории предполагаемого размещения.

Территориальный анализ делается на уровне всей страны или на уровне отдельных регионов по отраслевому или, собственно, территориальному принципу. Соответственно этому специальные правительственные органы, научно-исследовательские учреждения или другие научные группы составляют схемы размещения производительных сил. В Украине это делает Совет по изучению производительных сил (СОПС).

Схемы делятся на общие, отраслевые и региональные. Общие схемы отражают стратегические направления в размещении производительных сил страны; они соединяют воедино интересы развития отраслей и регионов. Общие схемы дают возможность рассчитать эффект от размещения производства в масштабе всей страны.

Отраслевые схемы опираются на анализ эффективности размещения отдельных отраслей народного хозяйства.

Региональные схемы охватывают территории крупных экономических районов, промышленных и сельскохозяйственных зон, территориально-производственных комплексов, административных районов, городских поселений. Особую роль среди региональных схем играет так называемое районное планирование, схемы и проекты которого охватывают сравнительно небольшую, но экономически целостную территорию; в Украине, например, такой территорией является группа административных районов, то есть часть области. В условиях жесткого социально-экономического планирования это является частью долгосрочных планов, реализация которых предусмотрена законом. В условиях рыночной экономики анализ территории дает важный индикативный материал для принятия решений на разных уровнях: от предпринимателя до руководителя исполнительных органов страны.

Схема районного планирования представляет собой оценку территории по ряду признаков, которые надо учитывать для определения эффективности строительства и функционирования объекта. Проекты районной планировки конкретизируют реализацию возможностей, отмеченных в схемах.

Анализ территории должен начинаться с функционального зонирования. Территория района делится на зоны, которые отличаются какой-либо спецификой по природными, экономическими и социальными параметрами. Особое внимание уделяется определению зон хозяйственного тяготения щонайбільших, крупнейших, крупных и средних городов. В связи с этим делается расчет грузо - и пассажиропотоков между центрами тяжести и периферией. Вокруг центров притяжения формируются три концентрических пояса: непосредственного тяготения, формирующего влияния и экономического влияния.

Первый пояс - это пригородная зона радиусом в пределах 1,5-часовой доступности от центра города; она характеризуется массовыми поездками населения на работу в города. Одновременно в этой зоне располагаются филиалы промышленных предприятий, которые есть в городе, складские помещения;

промышленность будто перемещается из центра города к периферии.

Но в ряде случаев пригородная зона является местом активной жилой застройки, где обеспеченные слои населения стремятся селиться "поближе к природе". В процессе субурбанизации пригородные пояса могут иметь более высокие темпы хозяйственного развития по сравнению с центром города.

Зона формирующего воздействия имеет радиус доступности 2-3 часа. Здесь располагаются предприятия, которые производят для города продукцию, которая быстро портится: молокозаводы, мясокомбинаты, птицефабрики. Здесь же могут располагаться рекреационные учреждения: санатории, дома отдыха, кемпинги. Массовые поездки осуществляются только с культурно-бытовой целью до города или с рекреационной целью (особенно в выходные дни) - из города.

Зона экономического влияния имеет радиус доступности 3 - 4 часа и более. Массовые поездки жителей внутри этого пояса не характерны; преобладают деловые поездки и грузопотоки производственного назначения.

Затем определяются зоны вне хозяйственным притяжением крупных городов. Это специализированные территории: лесные массивы, места добычи полезных ископаемых, районы экстенсивного сельского хозяйства, обширные курортные районы. В этих зонах главное внимание уделяется анализу факторов специализации для прогнозирования вариантов дальнейшего развития территории.

Функциональное зонирование территории позволяет определить участки, наиболее пригодные для промышленного и жилищного строительства, сельскохозяйственного производства, организации массового отдыха. Оно выявляет пути оп-тимизации производственной и социальной инфраструктуры. Зонирование облегчает определение возможностей комплексотворен-ния, налаживание выгодных внутрирегиональных хозяйственных связей между предприятиями, рационального использования трудовых и природных ресурсов.

После проведения функционального зонирования территории осуществляется анализ ее ресурсно-экономического потенциала. Он делится на три блока: анализ природных условий и ресурсов, анализ демографического потенциала, экономический анализ.

Анализ природно-ресурсного потенциала территории включает изучение: геологического строения и полезных ископаемых, гидрологических и гидрогеологических условий (поверхностные и подземные воды), геоморфологических условий (формы поверхности, величина склонов, степень членованості поверхности и др.), климатических условий (солнечная радиация, температура, осадки, влажность, ветер), почвенно-растительный покров, животный мир, экологические особенности.

Анализ демографического потенциала заключается в изучении современной численности населения и трудовых ресурсов и прогноза их численности на перспективу. Анализируется половозрастная структура населения, профессиональная, образовательная и культурная структура трудовых ресурсов, а также покупательная способность населения, традиционные навыки, ценностные ориентации (преимущество материальных и духовных ценностей) и т.п.

Демографический анализ предусматривает также определение демографической емкости территории, которая определяет предельное количество жителей, что может быть розселена здесь за данного социально-экономического уровня развития.

Экономический анализ территории предусматривает определение вариантов специализации региона, целесообразности возведения тех или иных объектов. Должны учитываться возможности кооперирования, комбинирования и концентрации производства. Важное значение имеет анализ состояния производственной и социальной инфраструктуры, особенно транспортной системы, системы энергоснабжения.

По результатам природо-ресурсного и экономического анализов делается интегральная оценка территории. Ее сущность заключается в определении оптимального варианта использования территории для дальнейшего развития и размещения производства и сферы услуг. Интегральная оценка содержит вывод о наиболее рациональное использование природных и трудовых ресурсов, целесообразность и эффективность размещения отраслей в регионе, определяет в общих чертах объем производства, направление грузопотоков, прогнозирует социальное и экологическое развитие региона.

После анализа и оценки территории разрабатываются конкретные решения о ее использовании. Вопрос об использовании территории согласовывается с местными органами власти, в ведении которых она находится.

На этой, заключительной стадии, определяется характер режима использования тех или иных участков территории. Например, выделяются участки и зоны, на которых промышленное строительство нецелесообразно по экологическим соображениям.

Осуществляется выбор площади для крупного промышленного и другого строительства. Определяется направление производственных коммуникаций, инженерной инфраструктуры. Рассчитываются объемы необходимых поставок на предприятия региона сырья, топлива и электроэнергии как из местных ресурсов, так и из других регионов. Делается расчет потребного контингента работников для предприятий. Определяется количество, размер и места расположения объектов культуры, бытового обслуживания, массового отдыха. Существуют специальные нормативы для расчета необходимого количества мест в школах, детских садах, койко-мест в больницах, количество посещений в год поликлиник, театров, музеев и др.

- в зависимости от численности населения.

Эти нормативы заключены в отношении государственного сектора экономики. В условиях рыночной экономики нормативы не всегда срабатывают. Так, количество торговых точек и площадей могут определяться конкуренцией. Однако и здесь есть границы (которые можно рассчитать), за которыми риск не оправдан.

Районное планирование разрабатывают специалисты по размещению производительных сил, урбанологи, градостроители. В условиях рынка планирование - это глубоко аргументированный вывод о целесообразности использования территории с той или иной целью, то есть своеобразный индикативный план. Предприниматель может (хотя и не обязан) использовать рекомендации планировщиков в своей хозяйственной деятельности. Районное планирование имеет большую ценность для региональных органов власти в их оперативной работе по управлению территорией и особенно для определения перспектив социально-экономического развития региона.

Реализация районной планировки дает возможность осуществить наиболее эффективное хозяйственное использование территории

- как для региона в целом, так и в масштабе отдельного объекта народного хозяйства.

Книга: РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский

СОДЕРЖАНИЕ

1. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский
2. 1.2. Закономерности и принципы размещения производительных сил
3. Тема 2. ФОРМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
4. 2.1. Систематизация основных терминов и определений
5. 2.2. Понятие о территориальное разделение труда. влияние территориального разделения труда на структуру хозяйства
6. 2.3. Современная концепция енерговиробничих циклов
7. 2.4. Территориально-производственные и портово-промышленные комплексы, научно-технологические зоны
8. 2.5. Основы экономического районирования
9. Раздел 3. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
10. 3.1. Природные передумови. классификация природных ресурсів. природно-ресурсный потенциал
11. 3.2.Демографічні предпосылки размещения производительных сил
12. 3.3. Экономические предпосылки
13. Раздел 4. ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
14. 4.1. Сырьевой фактор
15. 4.2. Топливно-энергетический фактор
16. 4.3.Водний фактор
17. 4.4.Фактор рабочей силы (трудовой)
18. 4.5. Потребительский фактор
19. 4.6. Транспортный фактор
20. 4.7. Фактор научно-технического прогресса
21. 4.8.Фактор рыночной конъюнктуры
22. 4.9.Фактор экономико-географического положения
23. 4.10. Экологический фактор
24. Раздел 5. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
25. 5.1. Анализ эффективности размещения производства
26. 5.2. Характеристика показателей, обобщающих развитие и размещение производства
27. 5.3. Территориальные балансы
28. Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 6.1. Топливно-энергетический комплекс
29. 6.2. Черная и цветная металлургия
30. 6.3. Машиностроительный комплекс
31. 6.4. Химико-лесной комплекс
32. 6.5. Комплекс отраслей легкой промышленности
33. 6.6 Агропромышленный комплекс
34. 6.8. Пищевая промышленность
35. 6.9. Строительный комплекс
36. 6.10. Транспортная система
37. 6.11. Рекреационный комплекс
38. Раздел 7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
39. 7.1.Сутність международного разделения труда, основные потоки капитала и рабочей силы. социально-экономическая типология стран
40. 7.2. Экономическая интеграция. экономические союзы

На предыдущую