lybs.ru
Историки фальсифицируют прошлое, идеологи - будущее. / Николай Михальченко


Книга: РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский


5.2. Характеристика показателей, обобщающих развитие и размещение производства

Для характеристики уровня развития экономики регионов и его эффективности используются обобщающие показатели размещения производительных сил, имеют синтетический характер. Они определяют степень использования экономического потенциала хозяйственного комплекса, а также отражают качественную характеристику всей экономической деятельности региона, включая непроизводственную сферу. Их расчеты используются для определения структуры общественного производства, участия отраслей региона в создании национального дохода, источников накопления и капитальных вложений. Итак, под уровнем экономического развития региона понимается уровень развития производительных сил и уровень благосостояния населения региона.

Объем производства национального дохода в регионе характеризует конечный результат воспроизводственного процесса, а также его ресурсный потенциал для решения социальных задач. Поэтому для сравнения уровней экономического развития регионов используются показатели производства национального дохода на душу населения и на одного занятого в материальном производстве.

Формирование регионального валового национального продукта и национального дохода имеет особенности. Они заключаются в том, что величина и структура произведенного валового продукта и воспроизводимых ресурсов не совпадают. Не совпадают по величине произведенный и потребленный конечный продукт, национальный доход. Это объясняется тем, что регион имеет самостоятельный цикл воспроизведения. Крупные регионы имеют такую самостоятельность за счет ресурсов собственного производства. Тем временем в низовых регионах до конца не решаются воспроизводственные процессы, они тесно взаимосвязаны с другими регионами, функционируют в рамках единого народнохозяйственного комплекса как составляющие его части. Они могут производить больше или меньше продукции и услуг, чем потреблять: балансируется же этот процесс в рамках всего народнохозяйственного комплекса страны.

Изучение особенностей воспроизводственного процесса региона должно базироваться на всестороннем исследовании внутри - и межрегиональных производственных связей, выявлении причин, порождающих специфику строения валового продукта по натурально-вещественными и стоимостными формами. Проявлением этих причин является структура регионального комплекса, его специализация, концентрация и комбинирование, которые определяют многовариантность экономического развития регионов. Даже при наличии объективных возможностей для организации производства той или иной продукции существуют значительные различия в эффективности производства. Так, межрегиональные различия в себестоимости добычи нефти достигают 5-6 раз, природного газа - в 5 раз, каменного угля - более 20 раз, железной руды - 3 - 4 раза, древесины - 2-3 раза. В зависимости от размещения и использования источников сырья, топлива и энергии существенно различаются затраты на производство черной и цветной металлургии, химической, нефтехимической, лісоперероб-ной промышленности, строительных материалов, продуктов питания.

Это неравенство имеет объективный характер и определяется двумя группами факторов - исторически сложившейся структурой и уровнем развития материального и нематериального производства, территориальной специализацией и разделением общественного труда, концентрацией, плотностью хозяйственной деятельности.

Кроме того, следует указать как на фактор на систему управления, планирования, финансирования, которая сложилась в бывшем СССР. В рамках этой системы взаимодействие между отраслями и территориями отличалась зависимостью регионального развития от отраслевого планирования и разделения средств, преобладанием административных форм руководства при установлении приоритетов в предоставлении материалов и финансовых дукции и услуг, чем потреблять: балансируется же этот процесс в рамках всего народнохозяйственного комплекса страны.

Изучение особенностей воспроизводственного процесса региона должно базироваться на всестороннем исследовании внутри - и межрегиональных производственных связей, выявлении причин, порождающих специфику строения валового продукта по натурально-вещественными и стоимостными формами. Проявлением этих причин является структура регионального комплекса, его специализация, концентрация и комбинирование, которые определяют многовариантность экономического развития регионов. Даже при наличии объективных возможностей для организации производства той или иной продукции существуют значительные различия в эффективности производства. Так, межрегиональные различия в себестоимости добычи нефти достигают 5-6 раз, природного газа - в 5 раз, каменного угля - более 20 раз, железной руды - 3 - 4 раза, древесины - 2-3 раза. В зависимости от размещения и использования источников сырья, топлива и энергии существенно различаются затраты на производство черной и цветной металлургии, химической, нефтехимической, лісоперероб-ной промышленности, строительных материалов, продуктов питания.

Это неравенство имеет объективный характер и определяется двумя группами факторов - исторически сложившейся структурой и уровнем развития материального и нематериального производства, территориальной специализацией и разделением общественного труда, концентрацией, плотностью хозяйственной деятельности.

Кроме того, следует указать как на фактор на систему управления, планирования, финансирования, которая сложилась в бывшем СССР. В рамках этой системы взаимодействие между отраслями и территориями отличалась зависимостью регионального развития от отраслевого планирования и разделения средств, преобладанием административных форм руководства при установлении приоритетов в предоставлении материалов и финансовых ресурсов, фактической дискриминацией одних регионов и иждивенчеством других.

Действие вышеуказанных факторов является объективной причиной сохранения неравенства в степени экономического развития регионов, однако ее можно смягчить путем рационализации межрегиональных производственно-торговых связей, а также в результате перераспределения национального дохода. Таким образом, выравнивание развития регионов заключается не в одинаковости этого развития, не в развитии всех отраслей хозяйства, а в формировании в каждом регионе народнохозяйственных комплексов на основе специализации и развития межрегиональных производственно-экономических связей.

Больше всего развились межрегиональные связи в топливной, металлургической, машиностроительной, лесозаготовительной промышленности через концентрацию производства в ограниченном количестве регионов. Благодаря широкому ассортименту весьма значительный межрегиональный обмен продукцией легкой и пищевой промышленности. Так, из регионов, специализирующихся на выпуске этих товаров, ЗО-50% изделий вывозится в другие регионы страны, но одновременно 20-40% своей потребности регионы удовлетворяют за счет ввоза (включая импорт).

В связи с этим социально-экономического анализа регионов надо подходить с двух сторон: во-первых, оценивать степень сбалансированности регионального взаимообмена и, во-вторых, определить внутренние источники экономического роста регионов, раскрыть тенденции и реальные процессы развития.

Сбалансированность - это такое состояние региональной экономики, по которому региональные пропорции находятся в равновесии. Инструментом изучения сбалансированности является система территориальных балансов, их основная функция определяется в увязке потребностей и ресурсов как в масштабе всего общественного производства, так и по отдельным регионам страны. Поскольку производство и потребление подавляющей части продукции и услуг происходит в самом регионе, на их сбалансированность существенно влияет межотраслевой продуктообмен внутри региона, тогда как межрегиональный товарообмен завершает данный процесс и тем самым придает ему окончательных контуров сбалансированности. Следовательно, в условиях сбалансированности развитие и благополучие соответствующих регионов были бы обусловлены не самозабезпеченням, а, наоборот, вывозом их изделий и закупкой на вырученные деньги продукции других регионов за порядком межрайонной специализации и кооперирования. О наличии региональных взаимосвязей именно такого характера свидетельствует тот факт, что коэффициент внутреннего воспроизводства регионального общественного продукта в областях достаточно высок - 0,70 - 0,75, при доле ввоза 0,30-0,25.

Для начальной оценки места и роли региона в создании и распределении совокупного общественного продукта правомерно использовать показатель сальдо регионального ввоза-вывоза, определяется как разница произведенного и потребленного чистого продукта или национального дохода. Сальдо считается положительным, если вывоз превышает ввоз, отрицательным - если ввоз превышает вывоз. Для его расчета используется сводный транспортный баланс, в котором характеризуется общий объем грузов, которые подлежат ввозу или вывозу в регионах, и отображаются связи между ними (табл. 5.3).

Расчет показателя сальдо, анализ его уровня по различным территориям выявил три группы регионов: с положительным сальдо, с отрицательным сальдо и сальдо, близким к нулю. Если речь идет о регионах двух первых видов, то это свидетельствует, что фактически происходит перераспределение общественного продукта в пользу регионов с отрицательным сальдо. В связи с этим возникает вопрос, насколько экономически и социальное обоснованный такое перераспределение, он адекватно отражает реальный материальный взаимообмен между регионами, способствует осуществлению политики регионального выравнивания условий регенерации, утверждению принципа социальной справедливости. Для углубления анализа необходимо использовать показатели, характеризующие уровень регионального производства и потребления в соответствии с нормативами .

Как показатель, отражающий уровень производства, можно применить показатель произведенного национального дохода на одного работающего. Уровень потребления целесообразно оценить с помощью показателя потребленного чистого продукта на душу населения. Нормативом в таком случае является средний по стране уровень производства и потребления. Он принимается по 1. Тем самым при сопоставлении фактически устанавливается степень отклонения показателей регионального производства и потребления от уровня народнохозяйственной сбалансированности, межрегионального обмена результатами труда. Отдельные варианты по условным регионам представлены в табл. 5.4.

Наибольшую ясность в оценке позиций того или иного региона дает графическая интерпретация сравнительного анализа (рис. 5.10). На рисунке представлено множество вариантов соотношения уровней производства и потребления в территориальном воспроизведении. Все множество разбивается на девять зон.

Итак, уникальность производственных возможностей регионов и дифференциация эффективности производства образуют естественную базу для экономического сотрудничества. Благодаря межрегиональному обмену используются найвинят-ковіші особенности природно-хозяйственных региональных комплексов и главные преимущества специализации производства, происходит взаимодействие экономик регионов. Аналогичные задачи решаются и в процессе перераспределения национального дохода. Перераспределение национального дохода - это объективный экономический процесс, отражающий многосторонние связи внутри и между сферами народного хозяйства, отраслями и районами страны. Он направлен на обеспечение оптимальных народнохозяйственных пропорций. Одной из причин, обусловливающих этот процесс, является необходимость міжтериторіальних перемещений доходов, ибо в ряде случаев развитие экономики отдельных регионов требует больших накоплений, чем те, что в этих регионах образуются. Через это национальный доход отдельного региона может рассчитываться как произведенный, поделен и использован.

Под произведенным национальным доходом понимается сумма чистой продукции отраслей материального производства без акцизов. Под разделенным национальным доходом понимается сумма первичных доходов предприятий, организаций и работников производственной сферы. Он вычисляется через сумму чистой продукции отраслей материального производства в ценах без акцизов и реализованного на территории региона акцизного стягивание. Используемый национальный доход равен сумме фондов потребления и накопления.

Национальный доход перераспределяется через финансовую систему в форме платежей и выплат из нее. Основным орудием перераспределения национального дохода является государственный бюджет, через который перераспределяется 2/3 национального дохода.

Бюджет - это финансовый план. Его разрабатывают на различных региональных уровнях, начиная со всей страны и заканчивая сельским советом. Основное назначение бюджетов - формировать на определенном уровне регионального управления фонда средств и перераспределять его между сферами и отраслями соответствующих регионов.

Финансовые ресурсы региона состоят из средств местных (областных, городских, районных и т.п.) бюджетов, а также средств предприятий, выделенные на региональное развитие. Региональная финансовая система должна согласовываться с другими элементами регионального хозяйственного механизма и общей концепцией его перестройки. Переход к экономическим методам территориального управления, расширения экономической самостоятельности регионов сочетаются с созданием общегосударственных централизованных фондов территориального развития, регулирующих межрегиональные отношения, и формированием системы внутрішньорегіональ-ных фондов развития и страховых фондов.

Через общегосударственные централизованные фонды средства перераспределяются между регионами с разным уровнем экономического развития. Похожую функцию должны выполнять платежи за трудовые, земельные ресурсы, полезные ископаемые. При этом плата за трудовые ресурсы должен возмещать расходы государства на подготовку рабочей силы, социально-культурное и коммунально-бытовое обслуживание работников и членов их семей. Плата за природные ресурсы изымает дифференциальную ренту, которая возникает из-за различий в естественной продуктивности этих ресурсов. Предприятия и другие объекты хозяйствования в регионе, получив от государства в свое пользование различные ресурсы, обязаны их оплатить.

Ставка платежа за ресурс для хозяйственного предприятия определяется экономической оценкой ресурса. Как экономическую оценку надо рассматривать нормативный эффект от использования единицы ресурса.

Поскольку регион заинтересован в развитии тех или иных отраслей, он снижает ставки платежей и тем самым привлекает предприятие на территорию, или наоборот. Если же ставки платежей устанавливаются централизованно, то даже при условии частичного их поступления в региональный бюджет регионы лишаются важного рычага реализации локальной региональной хозяйственной политики. Если доход регионов зависит от эффективности хозяйства территории, то регион, по крайней мере, должен иметь право и возможность влиять на структуру хозяйства и перспективы его развития.

Выбор схемы финансового механизма определяется разделением прав собственности между уровнями территориальной иерархии. Если собственником земли, природных ресурсов, архитектурно-исторических памятников является государство, то она имеет право на присвоение дифференциального дохода, полученного вследствие использования этой собственности.

В условиях развития принципов самоуправления регионов есть смысл передать местным органам власти на правах распоряжение природные ресурсы, архитектурно-культурные ценности, оставив за государством право регулирования присвоения и частично изъятия дифференциальной региональной ренты. Согласно Закону Украины "О государственную власть и местное самоуправление в Украине" финансово-экономической основой местного самоуправления является коммунальная собственность и финансовые ресурсы города, района в городе, поселка, села, источник которых составляют доходы местных бюджетов, а также внебюджетные поступления.

Надо отметить, что абсолютной финансовой самостоятельности регионов нет ни в одной цивилизованной стране, доходы централизованно перераспределяются в зависимости от устоявшейся системы разделения.

В большинстве развитых стран часть закрепленных поступлений из регионов значительно выше, чем в Украине. Кроме этого, система перераспределения исключает субъективизм и произвол, ибо опирается на нормативы.

Практика формирования региональных бюджетов свидетельствует, что доходная часть и величина отчислений от централизованных доходов определяются затратным методом. Он заключается в том, что регионы формируют проекты расходной части бюджета, и после согласования с руководящими органами (это в основном связано с сокращением расходной части бюджета) определяется окончательная сумма затрат.

От нее отнимается закреплена часть доходов, и так определяется сумма поступлений из централизованных ресурсов. Следовательно, размер поступлений зависит от результатов разделения в центре.

Отчисления регионов зависят также от уровня развития материального производства, а именно - промышленности и сельского хозяйства. Это отражается в нормативах отчислений от централизованных ресурсов, которыми являются налог на добавленную стоимость и налог на доход.

Перспективным является переход к научно обоснованной нормативной базы регулирования отношений предприятий с государством, а также с местными органами власти. В этом случае за местными бюджетами закрепляется по нормативам определенная часть поступлений из ряда источников бюджетов высшего уровня. С этой целью в инструктивных документах указываются долгосрочные стабильные нормативы (чаще всего - в процентах) отчислений в местные бюджеты от платежей предприятий за территориальные ресурсы, от расчетной прибыли, акцизных сборов, налога с оборота, налогов с населения и т.д.

Сложность заключается в количественном определении научно обоснованных бюджетных нормативов с учетом региональной специфики общественного производства. При этом надо обеспечить зависимость доходов региона от эффективности функционирования хозяйства, расположенного на его территории.

Книга: РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский

СОДЕРЖАНИЕ

1. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский
2. 1.2. Закономерности и принципы размещения производительных сил
3. Тема 2. ФОРМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
4. 2.1. Систематизация основных терминов и определений
5. 2.2. Понятие о территориальное разделение труда. влияние территориального разделения труда на структуру хозяйства
6. 2.3. Современная концепция енерговиробничих циклов
7. 2.4. Территориально-производственные и портово-промышленные комплексы, научно-технологические зоны
8. 2.5. Основы экономического районирования
9. Раздел 3. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
10. 3.1. Природные передумови. классификация природных ресурсів. природно-ресурсный потенциал
11. 3.2.Демографічні предпосылки размещения производительных сил
12. 3.3. Экономические предпосылки
13. Раздел 4. ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
14. 4.1. Сырьевой фактор
15. 4.2. Топливно-энергетический фактор
16. 4.3.Водний фактор
17. 4.4.Фактор рабочей силы (трудовой)
18. 4.5. Потребительский фактор
19. 4.6. Транспортный фактор
20. 4.7. Фактор научно-технического прогресса
21. 4.8.Фактор рыночной конъюнктуры
22. 4.9.Фактор экономико-географического положения
23. 4.10. Экологический фактор
24. Раздел 5. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
25. 5.1. Анализ эффективности размещения производства
26. 5.2. Характеристика показателей, обобщающих развитие и размещение производства
27. 5.3. Территориальные балансы
28. Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 6.1. Топливно-энергетический комплекс
29. 6.2. Черная и цветная металлургия
30. 6.3. Машиностроительный комплекс
31. 6.4. Химико-лесной комплекс
32. 6.5. Комплекс отраслей легкой промышленности
33. 6.6 Агропромышленный комплекс
34. 6.8. Пищевая промышленность
35. 6.9. Строительный комплекс
36. 6.10. Транспортная система
37. 6.11. Рекреационный комплекс
38. Раздел 7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
39. 7.1.Сутність международного разделения труда, основные потоки капитала и рабочей силы. социально-экономическая типология стран
40. 7.2. Экономическая интеграция. экономические союзы

На предыдущую