lybs.ru
Там, где есть украинцы, там всегда есть искусство. / Юрий Липа


Книга: РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский


6.3. Машиностроительный комплекс

Машиностроение - одна из ведущих отраслей промышленности. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроение существенно влияет на темпы и направления научно-технического прогресса в других отраслях хозяйства, роста производительности труда, другие показатели, определяющие эффективность производства.

Машиностроение является материальной основой технического перевооружения экономики. Научно-технический прогресс ускоряет накопление капитала, что в свою очередь способствует повышению спроса на средства производства, прежде всего на машины и оборудование. Одним из последствий научно-технической революции является быстрый моральный износ средств производства.

Технический прогресс побуждает все более частой смене типов и моделей изделий. Модели продукции стареют и изменяются значительно раньше, чем изнашиваются орудия труда, специально спроектированные для изготовления этого изделия. Существенно возрастает удельный вес серийного, а порой и мелкосерийного выпуска.

Большое значение в современной промышленности - и прежде всего в машиностроении - имеет проблема гибкости, которую можно отнести к числу первостепенных экономических проблем технического прогресса.

Структурные сдвиги в машиностроении происходят в двух направлениях. Во-первых, меняется основа для роста традиционных отраслей машиностроения вследствие развития науки. Изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения (в станкостроении, в выпуске подвижного состава для железных дорог и т.д.). Во-вторых, развиваются новые наукоемкие отрасли машиностроения (автоматика, радиоэлектроника, оборудование для атомной промышленности, станков с ЧПУ, робототехника и т.п.).

Итак, длительными приоритетами в структурной политике машиностроения должны стать:

- ускоренное развитие наукоемких машиностроительных производств;

- социальная переориентация комплекса, предполагаемое ускоренное наращивание выпуска продукции для потребительского сектора (включая технически сложными изделиями народного потребления, что является одним из найперспектив-ных направлений и узким местом в удовлетворении потребительского спроса; оборудование для сферы услуг);

- экологизация производства, что предусматривает выпуск ре-сурсозбережних видов техники, применение ресурсозбе-режних технологий машиностроительного производства, расширение использования прогрессивных конструкционных материалов.

Такие сдвиги в машиностроении надо трактовать как закономерные, и это подтверждается мировым опытом. В машиностроительном комплексе развитых стран в течение длительного времени наблюдается тенденция уменьшать удельный вес старых, традиционных и увеличивать долю новых, наукоемких производств, что вызвано, прежде всего, существенными изменениями в структуре конечного продукта в сторону электронной техники, средств автоматизации, приборов и другой наукоемкой продукции.

Наиболее ярко такие тенденции проявляются в машиностроении Японии, где удельный вес, к примеру, электронной и электротехнической промышленности значительно возросла. В то же время доля выпуска металлоизделий понизилась.

Прогрессивные структурные изменения способны вскоре существенно снизить нагрузку на машиностроение и, что важно, снизить потребность в привлечении новых инвестиций для наращивания и обновления созданного производственного аппарата.

Основные факторы, влияющие на размещение предприятий машиностроения. Повышение эффективности машиностроительного производства определяется не только внедрением в производство новых типов машин и оборудования, совершенствованием его отраслевой структуры, реконструкцией и техническим перевооружением. Большие возможности скрыты в совершенствовании территориальной организации отрасли, лучшей розміщуваності ее предприятий.

На это существенно влияет традиционный уровень машиностроения и использования производственных мощностей, а также различные региональные факторы и условия, потребность районов в продукции отрасли, обеспеченность топливом, электроэнергией, транспортом, наличие промышленных площадок и т.п. Кроме того, важным условием рационального размещения отрасли является наличие трудовых ресурсов, в том числе квалифицированных кадров.

Итак, за своими тенденциями в размещении предприятия машиностроения можно погрупувати следующим образом:

- отрасли, которые характеризуются высокой металлоемкостью, малой працемісткістю продукции, выпускаемой небольшими сериями или единичными экземплярами (подъемно-транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение). Предприятия таких отраслей целесообразно располагать в районах металлургических баз;

- отрасли, которые характеризуются средней металлоемкостью, невысокой працемісткістю и транспортабельностью готовой продукции за небольших объемов ее выпуска (производство оборудования для нефтяной и химической промышленности, строительных, дорожных и сельскохозяйственных машин);

предприятия должны размещаться, как правило, в районах потребления продукции;

- отрасли, которые выпускают массовую продукцию с высокой працемісткістю и фондоемкостью (автомобиле - и тракторостроение, дизелестроение, оборудования для легкой, пищевой и полиграфической промышленности); обычно размещаются в центрах машиностроительной промышленности с наличием квалифицированных кадров;

- отрасли точного машиностроения, которым свойственны очень высокая трудоемкость, малая металлоемкость, повышенная фондоемкость (радиотехническая и электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства электротехнической промышленности); размещаются в районах высокой технической культуры, имеющих высококвалифицированные кадры, экспериментальные базы, научно-исследовательские институты.

Осложнения машиностроительного производства определило разделение стран на производителей массовой и наукоемкой продукции. Это сохранило высококвалифицированные производства в странах с высоким уровнем научно-технического прогресса, где есть большие расходы на научные исследования при освоении новых видов продукции.

Надо подчеркнуть немалую роль специализации и кооперирования производства в машиностроении. Специализация производства предполагает концентрацию выпуска конструктивно и технологически подобных изделий, а также концентрацию отдельных операций в обособленных отраслях, на предприятиях. Преимущество специализации проявляется в широкой механизации и автоматизации производства, возможности совершенствования конструкций и технологических процессов. Она способствует росту производительности труда за счет использования более производительного оборудования.

Попредметна специализация предполагает сосредоточение использования конструктивно схожих машин и оборудования на специализированных предприятиях. К предприятиям по-предметной специализации в машиностроении относят автомобильные, тракторные, станкостроительные заводы.

Еще одной разновидностью является подетальная (узловая) специализация, что означает сосредоточение на отдельных предприятиях производства ограниченного количества деталей, узлов, агрегатов для использования их на попредметно специализированных предприятиях. Пример подетально специализированных предприятий могут править подшипниковые заводы, заводы автомобильных двигателей и т.д.

Далее идет технологическая специализация, которая предусматривает создание предприятий для выполнения отдельных технологических операций (процессов). К таким предприятиям можно отнести заводы для производства литья, поковок, сварных конструкций.

Развитие специализации (особенно подетальной и технологической) определяет распространение кооперирования как формы производственных связей между предприятиями, участвующими в совместном изготовлении продукции. Благодаря кооперированию появляется возможность сократить производство большинства сложных машин, ускорить внедрение новой техники.

Не в каждой стране есть условия для развития прогрессивного специализированного производства, рассчитанного на массовый или серийный выпуск машиностроительной продукции. Препятствует отсутствие емкого внутреннего рынка, способного использовать продукцию крупного предприятия, сырья, кадров ученых и специалистов. Зато чрезвычайно развита внутри - и межотраслевая специализация в США, где предприятия, которые выпускают сложную продукцию, часто является лишь собирательными, что получают детали и узлы от многочисленных субподрядчиков.

Предприятия, которые выпускают сложную продукцию, называются заводами-смежниками. Недостатком этого процесса является то, что специализация в сочетании с территориальным разделением труда временем приводит к формированию вузькоспеціалізо-ванных центров или даже районов.

Особенности развития и размещения машиностроения в мире. В высокоразвитых промышленных странах на машиностроение приходится 1/3-2/5 и больше продукции обрабатывающей промышленности. Именно в этой сфере ярко проявляется лидерство более развитых стран.

Наибольшее разнообразие присуща машиностроению США, Японии, Великобритании, Франции, Германии. Они имеют все отрасли машиностроительного производства и непосредственно формируют мировой рынок. Наиболее исчерпывающе номенклатура машиностроительной продукции представлена в США;

в Западной Европе это касается ФРГ, а четверть века назад к ним присоединилась и Япония. Остальные страны не в состоянии полностью обеспечить себя этой продукцией и поэтому зависит от поставок внешнего рынка.

Структура машиностроения Швейцарии, Канады, Швеции и ряда других стран ориентирована не на внутренний рынок, а на мировой. Она как бы дополняет структуру машино-строительство других стран. Речь идет о специализации на выпуск продукции небольшими партиями.

Некоторые страны производят в себя всю номенклатуру среднего уровня и получают с мирового рынка продукцию высокой сложности (Испания, Португалия и др.). Они также поставляют на рынок некоторые массовые изделия, которые из-за дешевизны труда в этих странах являются конкурентоспособными.

Развивающиеся страны находятся на разных стадиях экономического развития. Некоторые за выпуском продукции машиностроения на душу населения близки к развитым, но здесь следует учитывать структуру производства. Машиностроение у них развивается за счет дешевого труда. Южной Кореи, Сингапура и др. свойственна ориентация на развитые страны как рынок сбыта, большая роль иностранного капитала в отрасли, дешевая рабочая сила.

Есть, например, группа (Бразилия, Индия, Мексика, Аргентина и т.д.), в которой благодаря развитию других отраслей, работающих на мировой рынок, созданы возможности для роста машиностроения, которое в большой степени контролируется иностранным капиталом.

В наименее развитых странах машиностроение представлено в основном ремонтными и уборочными предприятиями.

Итак, Западная Европа, Япония, США являются основными поставщиками изделий высокой сложности для мирового рынка. "Новые" машиностроительные страны производят массовые товары среднего технического уровня, в них происходит усложнение машиностроительных производств.

В мировом машиностроении сформировалось четыре региона:

Североамериканский регион производит более 30% продукции, имеет широчайшую номенклатуру изделий и специализируется на выпуске науко - и капиталоемких товаров. На него приходится 1/4 продукции мирового автомобилестроения, 2/3 гражданского самолетостроения и 70% крупных ЭВМ.

Регион выступает экспортером продукции высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Наряду с этим он импортирует различную бытовую технику, автомобили, суда.

Западноевропейский регион производит 25-30% продукции мирового машиностроения. Это преимущественно машины средней сложности, но немалая доля приходится и на изделия особой сложности. Завозится високоскладна техника из США, а менее сложная, но затруднена, - из Японии и развивающихся стран.

Восточно - и Юго-Восточно-Азиатский регион с центром в Японии производит 20% мировой продукции машиностроения. В Японии машиностроение достигло высокой степени структурного и научно-технического развития только в начале 80-х годов. Главенствующим направлением развития машиностроения Японии является вывоз малокваліфіко-ванных и средних по уровню производств в страны с более дешевым трудом. Экспортер изделий высокой сложности, бытовой техники, регион завозит продукцию высочайшего сложности из США и Западной Европы.

Страны СНГ и Восточной Европы выделяются развитием станкостроения (Чехия, Украина, Россия), автомобилестроение (Венгрия, Украина, Беларусь, Россия), авиа - и ракетостроение (Украина, Россия), морского судостроения (Украина, Россия, Польша), военного машиностроения (Украина, Россия). В них достаточно дешевая рабочая сила, в некоторых отраслях (авиа-, ракето-, судостроения и военная техника) их продукция не уступает мировым аналогам, но, с другой стороны, производство устарело, требует модернизации и привлечения значительных инвестиций.

В странах Латинской Америки (Бразилия, Аргентина) формируется пятый регион на базе производства ЭВМ (электронно-вычислительных машин), самолетов, автомобилей, судостроение - в Бразилии; авиа - и автомобилестроения - в Аргентине. Производство металлообрабатывающего оборудования сосредоточено в Западной Европе, Северной Америке и Японии (90%). По общему объему его выпуска лидируют Япония, Германия, США, Италия, Швейцария, Франция, Великобритания. Большинство развитых и все развивающиеся страны импортируют металлообрабатывающее оборудование. В международном разделении прати Швейцарии, Германии, США, Великобритании и Швеции свойственна специализация на выпуске особо сложных разновидностей оборудования. Среди стран, достаточно мощное производство металлообрабатывающего оборудования е в Индии и Бразилии.

Транспортное машиностроение состоит из производства автомобилей, вагонов, трамваев, троллейбусов и т.д. Оно ориентируется преимущественно на экономически развитые страны, где есть значительный спрос на эту продукцию, а также на сырьевую базу.

Автомобилестроение обозначено большой капиталоемкостью, а острая конкуренция обуславливает высокий уровень монополизации. Крупнейшими монополиями по производству легковых автомобилей "Вольво", "Даймлер-Бенц", ФИАТ, БМВ, "Дженерал-моторс", "Форд-мотор", "Тойота", "Ниссан", "Опель".

Среди регионов лидерство держит Северная Америка. Среди стран выделяются США, Япония и Франция (табл. 6.10).

Недавно в пятерку лидеров вошли автомобильные фирмы Республики Кореи. АвтоЗАЗ-Daewoo в Украине наладил выпуск автомобиля "Таврия" улучшенного качества и трех моделей "Daewoo". В Ильичевске начата сборка моделей Leganza, Nubira, Lanos.

Компания General Motors в рамках совместного предприятия "АвтоЗАЗ-Daewoo" инвестировала в автомобилестроение 100 млн долл. для составления Ореї-Astra и Vectra. В Луцке создано СП по сборке шестой модели ВАЗ, а в Мелитополе на базе недавно построенного моторного завода налажен выпуск двигателей фирмы "Рено", в том числе для СП "Рено-ЛАЗ" по производству новых автобусов. Выпуск автомобилей в России снизился, Украина в 1995 г. выпустила 59,8 тыс. легковых автомобилей.

Грузовое автомобилестроение сосредоточено в таких странах, как США, Канада, Япония, ФРГ, Россия, Чехия, Беларусь. Здесь производятся грузовики большой и средней грузоподъемности. Крупнейшие центры: Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород в России, Минск и Жодино в Беларуси, Дирборн в США, Нагоя в Японии, Копршивниця в Чехии (грузовики "Татра"), Японии (Mitsubishi, Nissan, Hino), Италии (Iveco), Швеции (Volvo), Франции (Renault), ФРГ и США (Крайслер, Mercedes-Benz), а также модели Scania и DAF. Россия с Украиной образовали 4 СП по сборке небольших грузовиков "Газель" в Симферополе, Ильичевске, Кременчуге и Киевской области.

Производство автобусов сосредоточено в ФРГ ("Мерседес"), Венгрии ("Икарус"), Украине (ЛАЗ), России (ПАЗ, ЛИАЗ), США, Японии, Швеции (Вольво), Франции (Рено).

Производство мотоциклов сосредоточено в Японии (Suzuki, Jawa, Jamaha, Kawasaki, Honda); ФРГ (BMW), Франции (Pe-geout), США и Италии.

Локомотивостроение исторически сложилось там, где была развитая сеть железных дорог: в Западной Европе, России, Украине, США, Японии. В большинстве развитых стран выпускают и используют электровозы (исключение США, где высок удельный вес тепловозов), а в странах, что развиваются, применяют тепловозы и паровозы. Новейшие типы локомотивов вводит Япония, скорость движения на специальных скоростных железных дорогах по Тихоокеанскому поясу - самая высокая. В США разработан новый тип скоростного железнодорожного состава, который будет двигаться со скоростью 240 км/ч и станет одним из самых надежных учитывая безопасность движения. В Украине тепловозы и электровозы производятся в Луганске, Харькове и Днепропетровске, трамваи - в Луганске, троллейбусы - в Днепропетровске.

Морское машиностроение сосредоточено в Японии; эта страна дает до половины строящегося тоннажа. По объему военного судостроения лидируют США. От середины семидесятых годов быстро - за активного участия японских монополий и с использованием японского судового оборудования - морское судостроение развивается в Южной Корее, Сингапуре, Бразилии. В Западной Европе самые высокие темпы развития судостроения - в Испании.

В отдельных странах сформировалась определенная специализация:

Япония делает судна для перевозки наливных и насыпных грузов, Франция - сжиженных газов и химикатов, Финляндия - ледоколы и пассажирские суда, США - судна-баржовози и газовозні танкеры.

Новая тенденция - перемещение судостроительных мощностей в развивающиеся страны. Кроме Республики Корея в "первую десятку" вошли Бразилия и Китай (соответственно 4 и 7 места). Это связано с наличием в них сырьевой базы и дешевых трудовых ресурсов.

Станкостроение является отраслью, определяющей научно-технический прогресс в мире. Оно требует привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов, поэтому размещается в основном в экономически развитых странах. Не случайно на шесть из них - Японию, ФРГ, США, Италию, Швейцарию и Францию - приходится 75% производства станков (табл. 6.11). В экспорте станков лидируют те же страны.

Станкостроение в странах мира имеет узкую специализацию. Так, США и ФРГ первые за выпуском станков с программным управлением; Япония и ФРГ - металлорежущих станков; США, Япония и ФРГ - кузнечно-прессовых станков; Швейцария - прецизионных станков.

Сельскохозяйственное машиностроение включает выпуск комбайнов, жаток, сеялок, косилок, оборудования для животноводства и т.д. Все эти машины ориентируются на потребителя и производятся в тех странах, где в них возникает потребность. Многие развивающиеся страны, имеют цеха по сборке сельскохозяйственной техники, а комплектующие завозят из Западной Европы, Японии и США.

По объему производства сельскохозяйственных машин лидируют США, они же е основными потребителями этой техники. Зерноуборочные комбайны выпускают в Ростове-на'Дону, Таганроге, Сызрани, Красноярске (Россия); кукурузоуборочные - в Херсоне (Украина); льонозбиральні - Бєжецьк, Люберцы (Россия); бавовнозбиральні - Ташкент (Узбекистан); картофелеуборочные - Гомель (Белоруссия), Рязань, Тула (Россия). Херсонский завод кукурузоуборочных комбайнов наладил производство зерноуборочного комбайна "Славута",

Авщ - и ракетостроение характерно для экономически развитых стран. США производит "Шаттлы", "Диска-рері", Франция - "Оріони", Россия - искусственные спутники, космические станции, модули; Украина - ракетоносители "Зенит" и "Протон", Также Украина принимает участие в космической программе "Морской старт". Крупнейшие производители самолетов в мире - Boeing (США) и Airbus (консорциум Западной Европы). Также разные типы самолетов изготавливают Франция, Италия, Канада, Швеция и другие. Россия производит военные и гражданские самолеты и вертолеты: МИГ, СУ, АН, ИЛ, ТУ и др. В Украине производят авиадвигатели (завод "Мотор-Сич" в Запорожье), Завод "Ааіант" в Киеве с 1999 года начнет производство самолетов Ту-334, В Харькове будут производить пассажирские АН-140, АН-74 и грузопасажирські АН-74 ТК.

Важным направлением машиностроения является производство оружия. В мире среди производителей оружия выделяются развитые страны, а среди покупателей - как развитые страны, так и развивающиеся,

Приборостроение - производство электро - и радиоизмерительных оптических приборов, приборов времени, средств связи и т.п. Крупнейшими производителями электротехнического оборудования в мире являются компании ABB (Швейцария и Швеция), Siemens (ФРГ), General Electric (США), GEC-Als-thom (Франция и Великобритания).

Эти отрасли производства сначала появились в Европе, США и Японии, а затем были перенесены также в Новые Индустриальные Страны (НИС) Восточной, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки в расчете на дешевую рабочую силу (табл, 6.12),

Одним из направлений приборостроения е електроцца промышленность. Она зародилась в США, затем перешла до Европы и Японии, а теперь уместилась в НИК. Сейчас такие НИК, как Республика Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Бразилия, входят в десятку первых стран, продвижение&ясь лишь Сша и Японии, ФРГ, Великобритании и франции. Сначала в этих странах составляли только бытовую электронику с американских, европейских и японских деталей; теперь здесь внедряют свое интегрированное производство, которое содержит все основные стадии. Выпускаются персональные компьютеры, большие интегральные схемы, периферийные системы, оборудование для электронного проектирования, средства связи, волоконная оптика и т.д. В 1997 году в мире было произведено 80 млн персональных компьютеров. Лидер - компания Compaq (США).

В Украине эта отрасль тоже широко представлена: большинство продукции производится на предприятиях военно-промышленного комплекса. Среди центров выделяются Киев, Днепропетровск, Львов, Одесса, Харьков, Симферополь.

Тяжелое машиностроение Украины включает производство металлургического, горного, подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин, генераторов), а также другой металлоемкой и крупногабаритной продукции. В этой области создаются предприятия полного цикла с выпуском продукции небольшими сериями или индивидуального назначения. Потребность большого количества металла, сложность транспортировки готовой продукции предопределяют размещение этих предприятий рядом с металлургическими центрами, хотя иногда они располагаются и в районах потребления. За классический пример может править Донецко-приднепровский регион: Краматорск, Днепропетровск, Харьков, Донецк, Мариуполь и т.д.

Сельскохозяйственное машиностроение - это прежде всего тракторный и моторостроительный заводы в Харькове, завод тракторных сеялок в Кировограде, свеклоуборочных комбайнов завод в Днепропетровске и др.

Машины и оборудование для химической промышленности производятся в Сумах, Полтаве, Снежном.

В регионе усиливается роль трудоемких отраслей машиностроения: станкостроение, автомобилестроение, приборостроение. Металлорежущие станки производятся в Харькове, Днепропетровске, Краматорске, тяжелые грузовики - в Кременчуге, легковые автомобили - в Запорожье, приборостроение расположено в Харькове, Сумах, Днепропетровске, Кировограде, Запорожье.

Западный регион. Этот регион уступает Донецко-приднепровском по объему продукции машиностроения. Здесь преобладает трудоемкое и неметаломістке производство: хорошо развиты станкостроение, автостроение, производство различных приборов, электро - и радиоаппаратуры, средств автоматизации, технологического оборудования.

Центры станкостроения: Киев, Житомир, Львов. Производство приборов и средств автоматизации: Киев, Житомир, Львов, Мукачево, Черкассы. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции. До крупных центров относятся Львов, Киев, Винница, Тернополь, Житомир. Оборудование для пищевой промышленности производится в Киеве, Львове и Ужгороде.

Южный регион. Специализируется на судостроении, судоремонте, производстве сельскохозяйственных машин, станков, строительно-дорожного и подъемно-транспортного оборудования, машин для легкой и пищевой промышленности. Морское и речное судостроение (Николаев, Херсон, Керчь), судоремонт (Одесса, Ильичевск, Херсон, Севастополь) - это древнейшие отрасли промышленности региона. Здесь строят суда разного назначения.

Машиностроительный комплекс Украины содержит значительный научно-производственный потенциал, здесь сосредоточена треть промышленно-производственных фондов и почти половина промышленно-производственного потенциала страны.

В дальнейшем Украина имеет благоприятные предпосылки для развития этой отрасли производства. Это обусловлено наличием металлургической базы, крупными промышленно-производственными фондами, большим количеством трудовых ресурсов, мощной научно-исследовательской базой.

Книга: РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский

СОДЕРЖАНИЕ

1. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский
2. 1.2. Закономерности и принципы размещения производительных сил
3. Тема 2. ФОРМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
4. 2.1. Систематизация основных терминов и определений
5. 2.2. Понятие о территориальное разделение труда. влияние территориального разделения труда на структуру хозяйства
6. 2.3. Современная концепция енерговиробничих циклов
7. 2.4. Территориально-производственные и портово-промышленные комплексы, научно-технологические зоны
8. 2.5. Основы экономического районирования
9. Раздел 3. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
10. 3.1. Природные передумови. классификация природных ресурсів. природно-ресурсный потенциал
11. 3.2.Демографічні предпосылки размещения производительных сил
12. 3.3. Экономические предпосылки
13. Раздел 4. ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
14. 4.1. Сырьевой фактор
15. 4.2. Топливно-энергетический фактор
16. 4.3.Водний фактор
17. 4.4.Фактор рабочей силы (трудовой)
18. 4.5. Потребительский фактор
19. 4.6. Транспортный фактор
20. 4.7. Фактор научно-технического прогресса
21. 4.8.Фактор рыночной конъюнктуры
22. 4.9.Фактор экономико-географического положения
23. 4.10. Экологический фактор
24. Раздел 5. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
25. 5.1. Анализ эффективности размещения производства
26. 5.2. Характеристика показателей, обобщающих развитие и размещение производства
27. 5.3. Территориальные балансы
28. Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 6.1. Топливно-энергетический комплекс
29. 6.2. Черная и цветная металлургия
30. 6.3. Машиностроительный комплекс
31. 6.4. Химико-лесной комплекс
32. 6.5. Комплекс отраслей легкой промышленности
33. 6.6 Агропромышленный комплекс
34. 6.8. Пищевая промышленность
35. 6.9. Строительный комплекс
36. 6.10. Транспортная система
37. 6.11. Рекреационный комплекс
38. Раздел 7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
39. 7.1.Сутність международного разделения труда, основные потоки капитала и рабочей силы. социально-экономическая типология стран
40. 7.2. Экономическая интеграция. экономические союзы

На предыдущую