lybs.ru
Вверх стяг! Пусть палач беснуется, пусть сожмет нас, но на мгновение, ибо искру ту святую, что тлеет, не в силах врагу згасить. / Михаил Старицкий


Книга: РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский


6.9. Строительный комплекс

Строительный комплекс состоит из следующих основных блоков: производство строительных материалов (отрасль промышленности); собственно строительство; строительное машиностроение; проектно-конструкторские и исследовательские работы в области строительства. Доля строительного комплекса в народном хозяйстве весьма значительна. В Украине удельный вес в ВВП только строительства составляет 8% . Комплекс охватывает почти 10% всех занятых в народном хозяйстве, из них 6% - в строительстве.

Строительство - очень чувствительный показатель состояния экономики страны. Так, фаза подъема в экономике прежде всего ощущается именно в строительстве, потому что быстро увеличиваются капиталовложения в основные фонды. Рост уровня жизни населения отражается на расширении жилищного и социально-культурного строительства. В фазах спада и кризиса темпы падения объемов строительства едва ли не самые большие среди других отраслей народного хозяйства. В то же время строительство может стать важным регулятором развития экономики. Вот, например, во времена "великой депрессии" 30-х годов президент США Ф. Рузвельт инициировал на государственный счет неслыханное до тех пор по объему строительство дорог, мостов, социально-бытовых сооружений. Это потребовало значительного количества строительных материалов, металлических конструкций, стекла, древесины и т.д. Появился стимул для оживления производства. Кроме того, тысячи безработных получили работу; покупательная способность населения начала расти, а это, в свою очередь, стимулировало производство товаров легкой и пищевой промышленности, развитие сельского хозяйства и сферы услуг. Впоследствии для этих отраслей наступила насущная потребность в новом оборудовании - заработало машиностроения. Экономика окрепла, кризис был преодолен.

Строительство - одна из старейших отраслей народного хозяйства. В течение долгого времени оно имело преимущественно жилой направление, хотя еще в древние эпохи создавались, например, ирригационные сооружения, культовые заведения и др. Строительные материалы были достаточно простыми: в первую очередь это было то, что давала сама природа - камень (преимущественно известняк или песчаник), глина, известь, древесина;

во-вторых, это были штучные изделия небольшой сложности - кирпич, черепица.

Ситуация начала коренным образом меняться после промышленной революции, а особенно со второй половины XIX в., когда индустриализация распространилась на значительные территории мира и проникла почти во все отрасли народного хозяйства. Промышленное строительство, создание основных производственных фондов становится ведущим направлением. Урбанизация меняет формы расселения населения. Большие, многомиллионные города требуют нового типа застройки. Появляются многоэтажные сооружения, которые сначала воспринимаются как некое чудо или даже монстр. Символом нового состояния в строительстве стал знаменитый Эмпайр Стейтс билдинг в Нью-Йорке - дом на 86 этажей высотой 375 м. Впоследствии "небоскребы" превратились в типичное явление многих американских, а дальше - европейских и японских городов. Приметой времени стали огромные мостовые сооружения, например "Золотые ворота" в Сан-Франциско, мост через р. Гудзон. Еще одним символом новой эпохи в архитектуре и строительстве можно считать Эйфелеву башню в Париже (высота 300 м), сооруженная в конце XIX ст.

Новый тип застройки требовал принципиально новых методов строительства и новых строительных материалов. Современная постройка - даже жилой дом, а тем более сооружение производственного назначения - это сложная инженерная система, насыщенная механизмами и коммуникациями. Традиционные стеновые материалы (известняк, кирпич, древесина) уже не выдерживают многоэтажного нагрузки. Зато появляются железобетон, стальные и алюминиевые конструкции, армированное стекло. Изобретение железобетона вызвал настоящую революцию в строительстве. Можно сказать, что XX столетие - это не только эпоха электричества, автомобилей, атома или космических кораблей, но и эпоха железобетона.

Строительный комплекс тесно связан с другими отраслями народного хозяйства. Прежде всего, при его участии создается значительная часть основных (производственных и непроизводственных) фондов. С другой стороны, комплекс является потребителем продукции многих отраслей. Так, строительство использует 10% продукции машиностроения, 20% проката черных металлов, 40% лесоматериалов. Оно потребляет также изделия химической промышленности (лаки, краски, пластмассы). Для производства строительных материалов требуется большое количество топлива, а иногда и воды. Строительные материалы, конструкции является важной составной частью грузооборота транспорта. Транспортные расходы в себестоимости строительства составляют около 25%.

Рассмотрим теперь особенности размещения отраслей строительного комплекса, факторы, на него влияющие.

Промышленность строительных материалов. Эта отрасль состоит: 1) из добычи природного сырья (камень, песок, глина, гравий, мел, гипс, мергель, асбест и др.);

2) изготовление материалов и конструкций (кирпич, шифер, цемент, железобетон, разнообразные строительные конструкции, стекло, облицовочные материалы).

Надо заметить, что хоть какая-нибудь строительная сырье есть повсюду на земной поверхности. Преобладание того или иного его вида иногда привносит яркий, удивительный цвет в застройку. Известно, например, что древний Вавилон был построен ... из глины. Средневековые крепости и дворцы индийской Агры выложены из красного песчаника, они и до сих пор поражают своей неповторимой архитектурой, забарвленістю. А вот старинные кварталы египетской столицы Каира построен из желтого песчаника, что также создает своеобразный колорит. Много зданий в Ереване составлен из розового туфа.

В истории строительства чаще употреблялись такие стеновые материалы, как известняк и песчаник, они легче поддаются обработке.

Для сооружения дворцов, а также как облицовочный материал используется мрамор. В XX веке для облицовки употребляется гранит, особенно в строительстве метрополитенов, правительственных сооружений.

Украина имеет значительные залежи строительного камня. Разнообразные месторождения гранита, диорита и других горных пород этой группы сосредоточены в Украинском кристаллическом массиве; мрамор добывается в Крыму, известняки распространены на большом пространстве, в частности, в Причерноморье. Другие страны также имеют месторождения строительного камня, иногда всемирно известные: белый каррарский мрамор в Италии, черный лабрадорит в Канаде (большие залежи есть также в Украине), розовый туф в Армении.

Для изготовления кирпича, черепицы, фарфора, фаянса используются глины определенного качества. Они распространены во многих странах, также и в нас. Для производства стекла нужны кварцевые пески; такое сырье является, в частности, в Донбассе, на Харьковщине, в Полесье.

Важнейшим строительным материалом является цемент. Он используется в изготовлении почти всех строительных изделий и конструкций; больше его идет на производство бетона. Вот почему объем производства цемента - такой же индикатор развития строительной индустрии, как для химического комплекса - производство серной кислоты.

Заметим, что значительное количество производства цемента в Китае и Индии - следствие не только экономического подъема, но и большой численности населения, что стимулирует ве-ликообсяжне жилищное строительство.

На изготовление цемента используются карбонатные породы (известняк, мергель, мел) и глины определенного качества. Соотношения между карбонатами и глинами примерно 75%:25%. Кроме того, добавляются еще некоторые добавки: гипс, шлак и другие. Первичные материалы дробятся, смешиваются, а затем выжигаются в печах с высокой температурой (до 1500 °С); продуктом обжига является клинкер - своеобразные раскаленные куски смеси. На изготовление клинкера расходуется много тепла - 178 кг у.т. на тонну. Затем клинкер размалывается на цементозмелюваних установках и еще после некоторых обработок получают готовый портландцемент. Какая-то часть клинкера может транспортироваться с завода в города с большим потреблением цемента, где он размалывается. Дело в том, что клинкер меньше портится при транспортировке, чем готовый цемент.

Изготовление цемента - очень материалоемкое и теплоємне производство. Но главным фактором размещения цементной промышленности все же есть сырье. К тому же как топливо применяют преимущественно газ, а он поступает по трубопроводам туда, куда надо. В структуре себестоимости цемента на сырье, топливо, электроэнергию и вспомогательные материалы приходится более чем две трети расходов.

Украина имеет значительные запасы цементного сырья, среди которой преобладают известняки. Самые мощные месторождения мела и мергеля расположены в Донецко-приднепровской впадине и в Донбассе (Амвросиевское, Новгород-Северское). Известняки преобладают в Прикарпатье, Причерноморье.

В Украине насчитывается 15 цементных заводов; их общая мощность -24 млн т в год, но в 1996 г. было произведено лишь 5 млн т цемента. Крупнейшие заводы: Валак-лійський (Харьковская область), сырье - мел; Амвро-сіївський (Донецкая область) - работает на мергели и мелу; Николаевский (Львовская область) - известняк и гипс;

Здолбуновський (Ровенская область) - мергель, Краматорский - мел. Заводы средней мощности в Одессе, Бахчисарае и других городах.

Украина в послевоенные годы была значительным производителем (в 1990 г. - 23 млн т) и экспортером цемента. Но технология его производства уже устарела. Во всем мире цемент производят так называемым "сухим" способом, при котором расходуется лишь 120 кг у. т. на тонну; у нас же преобладает "мокрый способ" - 85% всего производства. Применение новой технологии, а также использование дешевых сортов угля вместо газа позволят существенно снизить себестоимость этой важной продукции.

До цементных заводов тяготеет производство шифера и асбоцементных труб; для их выработки нужно много цемента и асбеста. Асбест поступает в Украину из России. Крупнейшие заводы азбоцементного производства - в Краматорске, Киеве, Балаклее, Здолбунове, Амвросієвці, Запорожье.

Одним из старейших строительных материалов является кирпич. Сырьем для ее изготовления раньше была только глина; в наши времена наряду с традиционным кирпичом изготавливают также силикатный и шлаковую, для чего используют известняки, мел, песок, шлаки. Кирпич, как цемент, материало - и энергоемкий материал. Она требует еще больше топлива - 216 кг у.т. на тонну изделий. Но кирпич плохо транспортируется. К тому же, она дешевая, и ее транспортировки на большое расстояние ведет к большим удельных затрат. Поэтому кирпичные заводы располагаются вблизи потребителя - крупных городов; относительно сырья, то она достаточно распространена.

Стекло как строительный материал имеет широкое употребление. Его использование увеличивается, что связано с новым архитектурным стилем (большие окна), новой строительной технологии (стекло применяется как облицовочный материал). Для изготовления стекла нужны кварцевые пески, кальцинированная сода, мел, доломит. Для производства так называемых шлакоситалів используются металлургические шлаки. Основным компонентом являются кварцевые пески, содержащие не менее 90% кремнезема. В Украине месторождения стекольных песков есть в Донбассе (Авдіївське месторождение), Харьковской области (Новоселівське), Ровенской (Рокитнян-ское), Черниговской (Глебовское), в Львовской, Одесской областях.

Производство стекла - очень теплоемким процесс. На производство тонны продукта тратится 970 кг у.т., то есть гораздо больше, чем для цемента и кирпича. Когда-то, еще до середины XIX в., для изготовления стекла использовался почти только древесина. Много лесов в развитых европейских странах исчезало прямо на глазах, чтобы удовлетворить потребности ґутниць. Известно, что Петр запретил строить новые ґутниці в пределах 200 верст вокруг Москвы и Петербурга, чтобы не уничтожить зеленое окружение этих городов.

Учитывая высокую теплоемкость производства стекла, естественно, что его располагают вблизи топливных баз. Крупнейшим центром изготовления стекла в Украине есть Кос-тянтинівка в Донбассе. Здесь производят оконное стекло, шла-коситалеві плитки, армированное, витринное стекло и другие его виды. Стекольные заводы в Лисичанске, Львове, Запорожье.

Для отделки зданий широко применяется строительная керамика - керамические плитки для полов, облицовочные глазурованные плитки, а также канализационные трубы, санитарно-техническое оборудование. Эти изделия изготавливают из тугоплавкой или огнеупорной глины с примесью каолина, кварцевого песка и некоторых других соединений. Производство строительной керамики - матеріалоємний и теплоемким процесс. В то же время оно ориентируется на моду, на эстетическое восприятие потребителя. Поэтому изготовление плиток, сантехнических изделий требует наличия художественного вкуса. Моду сегодня диктуют" Италия, Испания, Франция, Германия, Чехия, Словакия.

В Украине также изготавливается много керамических изделий. Крупнейшие предприятия - Харьковский плиточный завод, Артемовский завод строительной керамики, Львовский, Киевский и Славянский керамические заводы.

Железобетонные и бетонные конструкции и изделия - главный строительный материал современного индустриального строительства. Они широко используются в промышленном и жилищном строительстве, в гидротехнических сооружениях, в прокладке автомобильных и железнодорожных путей. Применение железобетонных конструкций способствует снижению себестоимости строительства и значительно ускоряет его темпы. Например, строительство крупнопанельного дома по сравнению с кирпичным требует вдвое меньше времени Завод железобетонных конструкций и изделий изготавливает стеновые панели, плиты перекрытий, колонны, фермы, дорожные плиты, шпалы и много другой продукции. Сырьем для железобетонных изделий служат: арматурная сталь, портландцемент, шлакоцемент, щебень, гравий, песок, металлургический шлак, керамзит. Последнего времени все шире употребляется шлакобетон, который намного легче обычного, а по прочности ему не уступает. В США из шлакобетона возводят даже стоэтажные дома. Шлакобетон дешевле, к тому же он выгоден в экологическом отношении, так как его производство утилизирует отходы металлургических заводов.

Изготовление железобетонных конструкций и изделий - процесс материалоемкий; сырье и материалы составляют более половины всех затрат в себестоимости продукции. Но эта продукция - нетранспортабельна. Поэтому ее производство тяготеет к потребителю, до крупных городов, индустриальных центров, гидротехнических сооружений, вообще до крупного промышленного и жилищного строительства. Первым железобетонным сооружением в Украине был маяк, построенный в 1904 г. в Николаеве - первый в мире маяк такого типа. Сегодня в стране насчитывается несколько сот заводов, производящих бетонные и железобетонные изделия. Крупнейшие из них - в Киеве, Харькове, Запорожье, Кривом Роге, Донецке, Днепропетровске, Каховке, Ильичевске.

Строительство - главное звено комплекса, оно создает основные фонды народного хозяйства. Строительство имеет специфические особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства: его продукция (здания) неподвижна, крупногабаритная; производственный процесс имеет прерывистый характер, происходит в течение долгого времени, на открытом воздухе. Естественно, что строительство ориентируется только на потребителя. Это обусловливает территориальную мобильность рабочей силы в строительстве. Часто бывает так, что строительные бригады перемещаются не только в пределах одного города, а уезжают до других городов и регионов.

Большое строительство может стать важным містоутво-рюючим фактором. Например, когда в 50-х годах строился Каховский гидроузел, то практически на пустом месте был построен предприятия строительных материалов, жилье для строителей, создана производственная и социальная инфраструктура (дороги, электросети, связь, школы, магазины, больницы и т.д.), появились кадры специалистов смежных отраслей. Когда строительство ГЭС закончилось, вся эта застройка стала основой для развития других видов производства - электротехнического машиностроения, пищевой промышленности. На карте страны появился новый город - Новая Каховка.

В зависимости от назначения строительство подразделяется на промышленное (строительство заводов, фабрик), гидротехническое (гидроэлектростанции, водохранилища, каналы), энергетическое (электростанции, электросети), транспортное (автомобильные, железнодорожные пути, аэропорты, трубопроводы), сельское (строительство животноводческих ферм, элеваторов), жилое. Капитальные вложения в экономике Украины в 1966 г. равнялись 12,6 млрд грн., стоимость строительных и монтажных работ - 7,5 млрд грн. Больше всего капиталовложений пошло в промышленность - 40%, жилищное строительство - 19%, строительство коммунальных предприятий, учреждений образования, культуры, здравоохранения - 16% .

Украина, по сути, может рассматриваться как огромная строительная площадка, пригоден к изучению истории индустриального строительства. У нас построены самые большие в Европе металлургические заводы (например, в Кривом Роге), шахты, электростанции, заводы тяжелого машиностроения. Страна опоясана густой сетью железных дорог, автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач. Построены оросительные системы. Ускорение урбанизации во второй половине XX в. побудило к широкому жилищного строительства в городах. Наши крупные и средние города в корне изменили свои лица, хотя и стали похожими друг на друга. Новые условия хозяйствования, применения новых технологий в промышленности, развитие архитектуры, безусловно, определят новый тип застройки в начале XXI в. Очевидно, что время заводов-гигантов уже позади. Рост благосостояния населения стимулирует спрос на индивидуальное жилье, дома-коттеджи; следовательно, дальнейшая стройка городов небоскребами маловероятна. Уже сейчас в наиболее развитых странах мы видим рассредоточение застройки больших городов.

Строительное машиностроение - отрасль тяжелого машиностроения, однако оно является также частью строительного комплекса. Основная продукция отрасли: экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, бетономешалки, скреперы, краны. Украина практически полностью обеспечивает себя строительной техникой. Крупнейшими центрами ее производства является: Киев (производство экскаваторов), Харьков (бетономешалки, путевые машины), Одесса (тяжелые краны), Николаев (путевые машины), Краматорск, Кременчуг, Бердянск.

Проектно-конструкторские работы в строительстве - важная составная часть комплекса. Собственно, они запо-чинають все строительные работы. В проектных работах заняты сотни тысяч специалистов из различных отраслей строительства, а также экономисты, экологи, географы. Проектирование сосредоточено в крупных индустриальных центрах, которые имеют развитую сеть научно-исследовательских и высших учебных заведений, значительный контингент специалистов-строителей.

В Украине такими центрами являются Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса.

Книга: РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский

СОДЕРЖАНИЕ

1. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский
2. 1.2. Закономерности и принципы размещения производительных сил
3. Тема 2. ФОРМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
4. 2.1. Систематизация основных терминов и определений
5. 2.2. Понятие о территориальное разделение труда. влияние территориального разделения труда на структуру хозяйства
6. 2.3. Современная концепция енерговиробничих циклов
7. 2.4. Территориально-производственные и портово-промышленные комплексы, научно-технологические зоны
8. 2.5. Основы экономического районирования
9. Раздел 3. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
10. 3.1. Природные передумови. классификация природных ресурсів. природно-ресурсный потенциал
11. 3.2.Демографічні предпосылки размещения производительных сил
12. 3.3. Экономические предпосылки
13. Раздел 4. ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
14. 4.1. Сырьевой фактор
15. 4.2. Топливно-энергетический фактор
16. 4.3.Водний фактор
17. 4.4.Фактор рабочей силы (трудовой)
18. 4.5. Потребительский фактор
19. 4.6. Транспортный фактор
20. 4.7. Фактор научно-технического прогресса
21. 4.8.Фактор рыночной конъюнктуры
22. 4.9.Фактор экономико-географического положения
23. 4.10. Экологический фактор
24. Раздел 5. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
25. 5.1. Анализ эффективности размещения производства
26. 5.2. Характеристика показателей, обобщающих развитие и размещение производства
27. 5.3. Территориальные балансы
28. Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 6.1. Топливно-энергетический комплекс
29. 6.2. Черная и цветная металлургия
30. 6.3. Машиностроительный комплекс
31. 6.4. Химико-лесной комплекс
32. 6.5. Комплекс отраслей легкой промышленности
33. 6.6 Агропромышленный комплекс
34. 6.8. Пищевая промышленность
35. 6.9. Строительный комплекс
36. 6.10. Транспортная система
37. 6.11. Рекреационный комплекс
38. Раздел 7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
39. 7.1.Сутність международного разделения труда, основные потоки капитала и рабочей силы. социально-экономическая типология стран
40. 7.2. Экономическая интеграция. экономические союзы

На предыдущую