lybs.ru
Поклоняешься чужим духовным истинам - значит, ты чужовір. / Лев Силенко


Книга: РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский


6.10. Транспортная система

Транспорт - важнейшее звено в сфере экономических отношений. Он участвует в создании продукции и доставке ее потребителям, осуществляет связь между производством и потреблением, между различными отраслями хозяйства, между странами и регионами.

Он влияет на развитие хозяйства и как потребитель металла, энергии, древесины, резины, других продуктов. На него приходится значительная часть основных производственных фондов и промышленно-производственного персонала. В мире в системе транспорта работает более 100 млн чел.

Транспорт - это комплекс, состоящий из отдельных видов: железнодорожного, морского, речного, автомобильного, трубопроводного и воздушного. У них свои особенности, преимущества, недостатки и сфера применения. Они взаимодействуют между собой и составляют транспортную систему, развивающуюся под воздействием хозяйства в целом и отдельных его отраслей. Наибольшее влияние на транспорт производит промышленность, потому что она формирует основные грузопотоки. Транспортный фактор является одним из решающих при размещении промышленных предприятий.

Сельское хозяйство влияет на работу транспорта в зависимости от степени его интенсивности и уровня развития агропромышленной интеграции. Транспорт вывозит сельскохозяйственную продукцию в натуральном и переработанном виде, завозит корма, топливо, минеральные удобрения, строительные материалы, сельскохозяйственные машины и запчасти к ним. Высокий уровень агропромышленной интеграции снижает транспортные расходы, потому что отходы переработки сельскохозяйственной продукции остаются внутри АПК.

Строительная индустрия влияет на размещение транспорта через большие потоки груза, особенно при концентрации большого строительства в определенном районе. В этом случае создается транспортный комплекс. При рассредоточенном строительстве стройиндустрия пользуется услугами местного транспорта. При линейном строительстве (дороги, трубопроводы) работает соответствующий ведомственный транспорт.

Непосредственно с транспортом связаны внешняя и внутренняя торговля. Объем грузооборота с зарубежными странами зависит от экономических отношений с этими странами. Во внутренней торговле этот грузооборот зависит от многих факторов: территориальной организации торговли, особенностей товарных ресурсов, размеров и состава товарооборота, концентрации населения как потребителя розничного товара и др.

В процессе производства продукции и обмена ею между отдельными государствами, регионами, городами состоят транспортно-экономические связи, которые проявляются в грузопотоках.

Главным в изучении транспорта является установление основных направлений грузов и пассажиров, выявления нерациональных перевозок и оптимального разделения грузов между отдельными видами транспорта. Подробный анализ связей позволяет дать научные рекомендации относительно рационального размещения предприятий и отраслей хозяйства.

Транспортно-экономические связи различают по видам транспорта, грузами, размерами территории. Они могут быть международными, межрегиональными и внутренними. Размещение транспортно-экономических связей зависит от уровня развития стран и может меняться под влиянием общественно-политической ситуации в мире.

В разных странах мира развитие транспортной системы происходит по-своему, но имеет много общих черт. Например, как в развитых странах, так и в странах, что развиваются, виды транспорта, их основные фонды принадлежат либо государству, либо частным компаниям. Так, в США железные дороги принадлежат нескольким монополиям, а в Великобритании, Франции, Германии, Индии, Аргентине, Бразилии, Мексике, Индонезии, Турции и других странах они являются собственностью государства. В подавляющем большинстве государств мира железной дороги не доверяется частным компаниям.

Наиболее развита транспортная система стран Европы и Северной Америки, где сосредоточено более половины железнодорожных линий, подвижного состава, шоссейных дорог, автопарка и т.д. В этих странах достигнут высокого технического уровня развития транспорта (большие скорости, регулярность сообщения, относительная дешевизна, массовые перевозки грузов и пассажиров, относительная безопасность, постоянное обновление средств транспорта и др.). Развивающимся странам присущ низкий уровень развития видов транспорта:

устаревший разнотипный состав, маломощный парк локомотивов, вагонов, автомобилей, непригодное оборудование. Во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки пользуются услугами таких архаичных видов транспорта, как вьючный и гужевой, работают носильщики и рикши. Вьючный транспорт распространен в Тропической Африке, в горных областях Южной Америки, в пустынях и полупустынях Азии, рикши и велорикши - в Южной и Юго-ка-Восточной Азии.

Работа транспортной системы характеризуется длиной сети путей сообщения (ЗО млн км), подвижным составом (350 млн автомобилей, 65 тыс. судов, несколько миллионов вагонов, сотни тысяч локомотивов), численности занятых на транспорте (100 млн чел.), весом перевозимых грузов (свыше 100 млрд т в год), грузообороту (45 трлн тонно-километров в год), пассажирооборотом (10 трлн пассажирокилометров в год).

Все пути сообщения и все транспортные средства мира в совокупности творят мировую транспортную систему, которая постоянно совершенствуется не только технически, но и организационно. В странах с развитой транспортной системой отдельные виды тесно взаимосвязаны между собой. Благодаря этому успехом пользуются новые формы сотрудничества и кооперации разных видов транспорта, в некоторых странах были созданы объединенные министерства транспорта.

В связи с этим возникли формы совместной эксплуатации нескольких видов транспорта. Например, безперевантажу-вальне сообщения в форме контейнерных перевозок: товар перемещается различными видами транспорта от отправителя к получателю без промежуточных перегрузок.

В Европе ведется работа по созданию трансєвропей-ской транспортно-энергетической сети, концепция которой появилась еще в 1990 году. Сущность концепции - в отработке четкого механизма координации работы различных видов транспорта, в частности, в организации комбинированных (смешанных) перевозок с четким взаимодействием различных видов транспорта. В странах ЕС комбинированные перевозки составляют 4% от общего объема грузооборота, а в отдельных странах - от 10 до 40%. На Германию и Францию приходится 90% от общего объема смешанных перевозок. Для комбинированного транспорта планируется создание железнодорожного направлении Север-Юг, в который будет вовлечена и Украина. Как перспективное направление планируется организация перевозки груженых автомобилей на железнодорожных платформах специализированных грузовых поездов, движение которых будет осуществляться ночью со скоростью 160 км/ч. Поезд длиной 1500-2000 м способен принять до 100 грузовиков. Разработано 10 схем доставки грузов комбинированными перевозками.

Развитие мировой транспортной системы характеризуется ростом путей сообщения и грузовых и пассажирских перевозок. При этом рост перевозок превышает рост длины и разветвленности транспортной сети. В структуре транспортных путей наибольший удельный вес имеют автомобильные: свыше 70%,. 1/5 часть приходится на авиалинии и лишь 5% - на железной дороге. Далее идут трубопроводный и внутренний водный транспорт.

По объему грузооборота первое место занимает морской транспорт - 70% ; затем следуют железнодорожный и автомобильный транспорт. Это объясняется ростом морских перевозок и их средней дальностью, значительно большей, чем у других видов транспорта. В грузообороте мировой транспортной системы преобладают развитые страны.

Железнодорожный транспорт чрезвычайно важен для внутренних перевозок. Система железных дорог мира сложилась в начале XX в. В течение первых десятилетий их длина то увеличивалась, то сокращалась. Сокращение приходилось на период экономических кризисов, а также на обострение конкуренции с другими видами, прежде всего - автомобильным транспортом. Наибольшее влияние на сокращение железных дорог оказало изменение направлений грузопотоков. По эксплуатации снимались малозагруженные параллельные линии и мелкие ответвления, но общая конфигурация железных дорог не возбуждалось.

Длина железных дорог мира составляет примерно 1,3 млн км. Более половины эксплуатационной длины приходится на развитые страны и лишь 1/5 - на те, которые развиваются. Соответственно, в первом случае плотность дорог намного выше, чем во втором. Наиболее высока она в Бельгии, Германии, Швейцарии: 4-18 км/100 км2. Во многих странах этот показатель не превышает 0,1-0,5 км/100 км2. Есть страны, которые не имеют железных дорог: Кипр, Лаос, Нигер, Чад, Бурунди, Исландия и т.д.

Железнодорожная сеть развитых стран отличается высокой пропускной способностью. Этот показатель зависит от количества проложенных линий. Большая часть дорог - одноколейная; двухпутные и многоколейные составляют примерно И/7-общей протяженности железных дорог мира. Много-колейные дороги расположены на подходах к крупных железнодорожных узлов. Иногда в мощных индустриальных районах между поставщиком и потребителем сырья прокладывается несколько путей для бесперебойной поставки угля, железной руды и т.п.

В мире используется несколько типов железнодорожного пути:

нормальная, широкая, средняя и узкая. К нормальной относят западноевропейскую или стефенсонівську (1435 мм) и колею, которая исторически сложилась на просторах Российской империи (1524 мм). Первая преобладает в большинстве стран Европы, в Северной Америке, Северной Африке, Австралии, на Ближнем и Среднем Востоке. Вторая - на территории независимых стран, образовавшихся на развалинах империи. Широкая колея бывает двух видов: иберийская (1656 мм) и ирландский (1600 мм). Первая распространена в Индии, Пакистане, Аргентине, вторая - в Португалии, Ирландии, Шри-Ланке. Средняя колея тоже бывает двух видов: капская (1067 мм) и метровая (1000 мм). Первую строят в Японии, Индонезии, Новой Зеландии, ЮАР, Австралии, в некоторых странах Тропической Африки, вторую - в странах Индокитая, в Бразилии, в отдаленных районах Индии, Пакистане, некоторых странах Западной Африки. Узкая колея (600-900 мм) есть в странах Тропической Африки и Центральной Америки. В этих регионах она иногда соседствует со средней колее. На нормальную колею в мире приходится 75%, на среднем - 17, на широкую - 7, на узкую - 2% . В Европе и Северной Америке 98% пути

- нормальная и широкая.

Характерной особенностью этого вида транспорта является наличие больших по длине трансконтинентальных дорог. В Европе это Брест (Франция) - Париж - Берлин - Варшава - Москва - Екатеринбург, Копенгаген - Гамбург

- Франкфурт-на-Майне - Милан - Рим - Реджо-ди-Ка-лабрія, Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Кадис и много других, пересекающих континент в разных направлениях. Работает многофункциональная туннельная дорога под Ла-Маншем, который соединил Францию и Англию.

Крупнейшие трансконтинентальные железные дороги в Америке:

Галифакс - Монреаль - Виннипег - Ванкувер, Нью-Йорк

- Чикаго - Сиэтл - Сан-Франциско, Балтимор - Сент-Луис - Лос-Анджелес, Буэнос-Айрес - Вальпараисо, Буэнос-Айрес - Антофагаста. Строится железная дорога, которая соединит северные районы Америки с южными. В Африке нет таких больших дорог. Исключение составляют дороги, проложенные в широтном направлении на юге материка: Лобиту

- Бейра и Людериц - Дурбан. В Австралии известная дорога Сидней - Перт. В Азии продолжается работа по объединению железнодорожной сети континента: сооружается трансазіатсь-ка дорога от Стамбула до Сингапура (14 тыс. км). В Индии построена трансіндійська железная дорога. В России действует Транссибирская магистраль Челябинск - Владивосток. Параллельно ей проложены Южносибирская и Сибирская магистрали. После завершения строительства железной дороги в Китае, которая соединит город Ош (Кыргызстан) с китайской транспортной системой для стран Центральной Азии появится альтернативный российскому китайский выход к портам Тихого океана.

Уровень технической оснащенности очень важен для характеристики размещения железнодорожного транспорта. Эти показатели самые высокие в США и Западной Европе: там большая часть дорог уложена рельсами тяжелого типа. На станциях широко применяются централизация управления и автоблокировки, радиотелефоны и телевидения. Подвижной состав - из мощных локомотивов и вагонов большой грузоподъемности, пассажирских вагонов высокой комфортности. На дорогах США и Западной Европы, Японии действуют магистрали с увеличенной скоростью движения. Пассажирские поезда здесь курсируют со скоростью 200-250 км/ч. Применение электрической тяги наиболее распространено в Европе.

В странах, что развиваются, технический уровень железнодорожного транспорта низкий: применяется разнотипный подвижной состав, в основном маломощные локомотивы, вагоны малой грузоподъемности, значительное место принадлежит паровой тяге.

Во всем мире наблюдается тенденция к снижению удельного веса железнодорожного транспорта в общем объеме вантаже - и пассажироперевозок. Однако этот вид транспорта еще долго будет вести перед в транспортной системе мира.

Автомобильный транспорт начал развиваться позднее железнодорожный. Он используется для перевозок на близкие расстояния, но с каждым годом растет удельный вес перевозок на большие расстояния. С ЗО млн км дорожной сети мира 20 млн приходится на автомобильные дороги. Этот вид характеризуется наличием дорог с твердым покрытием, состоянием и размещением подвижного состава. Он более развит там, где есть разветвленная сеть шоссейных дорог и многочисленный автомобильный парк. Это, прежде всего, США, Япония, страны Западной Европы. Автопарк мира насчитывает более 500 млн машин.

Обеспеченность автомобилями населения различных стран мира имеет разные показатели. Так, в США один автомобиль приходится на 1,5 чел., а в развивающихся странах-до нескольких десятков человек на один автомобиль.

Для парка грузовых автомобилей развитых стран мира характерно преобладание машин с малой и большой грузоподъемностью. Первые - для внутригородских перевозок, а вторые - для международных. Значительное место занимают спецмашины. В международных и междугородных перевозках применяют также автопоезда с мощными двигателями, способны заменить более 60 автомобилей малой грузоподъемности. Они представляют собой основную конкуренцию железнодорожному транспорту.

Необходимым условием развития автотранспорта являются современные автодороги. Самую развитую сеть автодорог имеют те страны, где размещена значительная часть автопарка мира: США, Западная Европа, Япония, Канада. Там сооружаются ав-тобани - багатосмужні магистрали с высокой пропускной способностью. В странах, которые развиваются, более половины автодорог без твердого покрытия, поэтому они используются сезонно. Дороги с твердым покрытием построены там возле крупных городов или в прибрежной зоне. Сеть автодорог плохо разветвленная. На разных стадиях строительства находятся трансазіатська (Стамбул - Сингапур), трансафриканська (Момбаса - Лагос), транссахарська и другие магистрали, которые призваны способствовать развитию автотранспорта и экономики этих государств.

По размерам перевозимых грузов, автотранспорт превосходит остальные виды транспорта, но по размерам ван-тажообороту уступает железнодорожном и морском. Наиболее развит грузовой автотранспорт в США и Канаде, на долю которых приходится более половины ванта-жообороту автотранспорта экономически развитых государств.

Доля автотранспорта в общем вантажообороті в разных странах имеют неодинаковые показатели. Так, в Австралии на автотранспорт приходится более 50% грузооборота внутреннего сообщения всех видов транспорта. В странах Западной Европы - 45% , в Северной Америке - 20% , в развивающихся странах, в Африке, Азии и Латинской Америке - 20-35%.

Пассажирооборот автобусных линий мира превышает па-сажирооборот железнодорожного транспорта. Значительная роль в пассажирообороте принадлежит легковому транспорту. На его долю в экономически развитых странах приходится более 70% пассажирооборота автотранспорта.

Морской транспорт служит для внешнеэкономических связей. Лишь в некоторых странах, таких как Россия, США, Китай, Канада, Турция, Франция, морской транспорт осуществляет межрайонные внутренние перевозки. Этот транспорт перевозит более 80% внешнеторговых грузов. Это наиболее дешевый вид транспорта, потому что эксплуатация морских путей не требует больших затрат на содержание сети, как в других видах транспорта. Современные морские суда способны перевозить грузы любых размеров и веса.

Большая часть грузооборота морского транспорта приходится на наливные грузы - нефть и нефтепродукты. Сухогрузы имеют меньший удельный вес. В их структуре преобладают основные массовые грузы, затем - генеральные и второстепенные массовые.

Главным условием безопасного функционирования мирового торгового флота является его постоянное обновление, увеличение тоннажности судов, повышение мощности двигателей, увеличение скоростей, автоматизация, улучшение экологических характеристик. Удельный вес судов в возрасте свыше 10 лет составляет более 1/3 состава мирового флота, свыше 25 лет - 1/20. В развивающихся странах и странах Восточной Европы наблюдается тенденция к повышению удельного веса старых судов, а это повышает опасность мореплавания.

В структуре морского транспорта преобладают специализированные суда - танкеры, рудовозами, рефрижераторы, лесовозы, суда типа "Ро-Ро" с горизонтальным способом погрузочно-разгрузочных работ. Более половины мирового флота составляют танкеры, что связано с развитием мирового нефтяного рынка.

Морской флот сосредоточен в десяти крупнейших судновласницьких странах мира: в США, Великобритании, Японии, Германии, Франции, Италии, Либерии, Панаме, Греции, Норвегии. На их долю приходится 70% тоннажа мирового флота. К числу крупных владельцев флота входят также Швеция, Испания, Кипр, Сингапур, Индия, Дания, Нидерланды, Россия, Украина, Китай, Польша, Румыния, Эстония, Болгария, Вьетнам, Южная Корея и т.д.

Судоходные компании многих стран регистрируют свои суда под "удобным", или "подставным", флагом. Поэтому в крупных судновласницьких стран относятся Панама, Греция, Либерия, Сингапур, Кипр, предоставляющие "удобный" флаг. В этих странах налоги на прибыль в несколько раз ниже, чем в США, Германии, Японии, заработная плата моряков значительно меньше, их права плохо защищены, техническому состоянию судов уделяется меньше внимания. Мировой флот сосредоточен в руках нескольких крупнейших судновласницьких компаний. В каждой морской державе есть одна или несколько крупных компаний, на которые приходится до 90% флота страны. Это "Ниппон юсан", "Санко Кісен" - в Японии, "Силенд сервис" - в США, "Пенінсула энд Ориентал Стим Невігейшн" - в Великобритании, "Сален" - в Швеции, "Мар гассен" - в Норвегии и т.д. Среди крупнейших монополий - нефтедобывающие компании "Эксон", "Мобайл Ойл", "Тексако", "Бри-тиш Петролеум" и др.

В мире насчитывается свыше 2000 морских портов разной величины. К крупнейшим относятся порты с грузо-оборотом свыше 10 млн т. Около 20 портов имеют грузо-оборот более 40 млн т: Роттердам, Сингапур, Марсель, Гавр, Антверпен, Гамбург, Генуя, Лондон, Аперпорт (группа портов в устье реки Делавэр), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Хэмптон, Ванкувер, Сан-Себартьян, Кобе, Иокогама, Нагоя, Китакюсю, Кавасаки.

Морские пути, в зависимости от характера их использования, подразделяются на международные океанские, международные морские пути регионального значения и внутренние или каботажные пути. По интенсивности судоходства основное место принадлежит Атлантическому океану, потом идут Тихий и Индийский океаны. Международные региональные морские перевозки осуществляются в морских бассейнах: Средиземноморском, Північноморському, Балтийском, Карибском.

Главные грузы морского транспорта - нефть и нефтепродукты, железная руда, зерно, каменный уголь, сырье и полуфабрикаты для алюминиевой промышленности, фосфориты, лес и лесоматериалы. Нафтовантажі доставляются морским транспортом до портов Атлантического океана из стран Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки. Из этих же стран нефть перевозят до портов Японии и некоторых других стран.

Грузопотоки зерна направляются из стран-экспортеров (США, Канада, Австралия, Аргентина) стран Западной Европы, Японии, некоторых стран Азии, Африки и Латинской Америки. Сахар транспортируют из Филиппин, Индонезии, Доминиканской республики - до Европы и Северной Америки. Хлопок везут из Индии, Египта, США, Мексики, Бразилии - до стран Европы, Японии.

Внутренний водный транспорт перевозит грузы и пассажиров по рекам, озерах и искусственных водоемах. За грузооборотом и пассажирооборотом этот вид транспорта уступает всем остальным. По численности судов он преобладает морской транспорт, но по общим водоизмещением уступает ему в полтора десятка раз. В структуре внутреннего водного транспорта преобладают наливные суда. Наиболее развит этот транспорт в США, Германии, Канаде, Франции, Нидерландах, Бельгии, России, Украине, Венгрии, Словакии. На США приходится более половины грузооборота водного транспорта экономически развитых стран мира. Основные грузы: нефть, нефтепродукты, уголь, кокс, строительные материалы. В этой стране размещения производства, конфигурация внутренних водных путей, направление основных грузопотоков органично совпадают, что стимулирует дальнейшее развитие внутреннего водного транспорта. Внутренние водные пути проходят через территории подавляющего большинства штатов. Они включают реки большой протяженности, каналы, міжбасейнові сообщения, систему Великих озер. Важнейшие в системе внутреннего водного транспорта: река Миссисипи с Миссури, Огайо, Теннесси, Великие озера (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио). Великие озера связаны между собой и имеют выход к океану рекой св. Лаврентия, Баржевим каналом и рекой Гудзон. Важное значение имеет также Береговой канал длиной 4 тыс. км, расположен в прибрежной полосе Атлантического океана. Он соединяет крупнейшие города побережья и устья рек, впадающих в океан, оптимизируя таким образом внутреннюю речную систему и каботажное плавание.

Система водных путей Западной Европы, в отличие от США, ориентирована на внешнюю торговлю, и поэтому в перевозках преобладают малые объемы. Важнейшими водными путями Западной Европы е Рейн с притоками Майн, Неккер и др., Везер, Эльба, Одер, Висла, Маас, Шельда, Рона, Дунай. В единую систему они соединены благодаря каналам. В Восточной Европе крупнейшие речные системы: Волга с притоками, Днепр с притоками, Северная Двина. Речные системы как Западной, так и Восточной Европы, благодаря каналам и другим гидротехническим сооружениям, является единственным водным путем. Сейчас речь идет об их сочетания, тогда будет создан единый внутренний водный путь Европы.

Крупнейшие порты внутренних водных путей сосредоточены в устьях рек, как Гамбург, Бремен, Роттердам, Антверпен, Гавр, Архангельск, Астрахань, Херсон и др.

Развивающиеся страны имеют мощные речные системы: Амазонка, Меконг, Тигр, Нигер, Конго, Замбези и др. Однако в этих странах нет сети судоходных каналов, и поэтому реки используются не в полную меру. Это и определяет слабый уровень развития портового хозяйства и речного флота.

Трубопроводный транспорт предназначен для транспортировки нефти и газа и, в отдельных случаях, сыпучих грузов (угля, известняка, руды). Этот вид транспорта возник сравнительно недавно и стремительно развивается. Сейчас в мире насчитывается более 13 млн км трубопроводов и ежегодно это количество возрастает.

Наиболее мощное развитие трубопроводный транспорт получил в нефте - и газодобывающих странах и странах-потребителях нефти, нефтепродуктов и газа. Крупнейшие трубопроводы находятся в США, Канаде, России. В США наиболее плотную сеть нефтепроводов имеют штаты Техас, Окла-хома, Канзас, Иллинойс. Крупнейшие нефтепродуктопроводы: Гьюстон - Нью-Йорк (2,5 тыс. км), Бьюмонд - Линдон (штат Нью-Джерси; 2,5 тыс. км), Мексиканский залив - Чикаго (2,1 тыс. км), Трансаляскінський трубопровод (2,3 тыс. км) и др. Крупнейшие нефтепроводы в Канаде:

Редуотер - Порт-Кредит (4,8 тыс. км) и Эдмонтон - Монреаль (3,2 тыс. км).

В Западной Европе направление нефтепроводов - от портов до крупных промышленных центров: Гавр - Париж, Кадис - Сарагоса, Марсель - Кельн, Триест - Ингольштадт, Генуя - Мюнхен, Вильгельмсгафен - Кельн, Роттердам - Ве-зель и др.

В странах Ближнего Востока и Северной Африки направление нефтепроводов от месторождений до портовых городов. На Востоке проложены нефтепроводы до берегов Средиземного моря и Персидского залива: Трансаравийський Абкайк (Саудовская Аравия) - Сайда (Ливан), Киркук (Ирак) - Триполи (Ливан), Киркук - Банияс (Сирия) и др. В Северной Африке нефтепроводы проложены от месторождений в Сахаре в порт Беджайя (Алжир) и Сехира (Тунис).

Газопроводы эксплуатируются преимущественно в странах Европы и Северной Америки. Более половины газопроводов мира сосредоточено в США.

Воздушный транспорт обслуживает как внутренние, так и международные линии. Он занят, главным образом, перевозкой пассажиров. Примерно пятая часть оборота - перевозки грузов. Высокое развитие авиатранспорт получил в экономически развитых странах. Авиакомпании США осуществляют треть мировых воздушных перевозок. При этом большая часть приходится на внутренние линии.

Из 100 крупнейших аэропортов мира (пассажирооборот свыше 1 млн чел.) половина находится в США: Чикаго, Нью-Йорк, Вашингтон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ма-йамі, Гонолулу и т.д. В странах Западной Европы крупнейшими аэропортами являются: Париж, Лондон, Франкфурт-на-Майне, Рим, в Японии - Токио.

Крупнейшие международные авиакомпании соединяют Северную и Южную Америку с Европой, западноевропейские страны - с Азией и Африкой, Южной и Юго-Восточную Азию - с Австралией.

В отличие от железнодорожного транспорта, где владельцем в большинстве стран выступает государство, в авиатранспорте удельный вес частных компаний. В США почти весь авиатранспорт находится в руках частных компаний, а в Великобритании, Франции, Нидерландах, ЮАР, Австралии, Канаде он вполне или частично огосударствлен.

Дальнейшее развитие воздушного транспорта связан прежде всего с техническим усовершенствованием самолетов и навигационного оборудования.

Транспорт Украины представляет собой мощную систему, которая включает все виды транспорта: железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 22,8 тыс. км. На этот вид транспорта приходится 40% грузооборота. Самая густая сеть железных дорог - в Донбассе, Приднепровье, а также в западных областях. Наиболее обеспечены железнодорожными путями области: Донецкая, Львовская, Черновицкая (рис. 6.6). Тер-торіально железнодорожный транспорт разделен на шесть железных дорог: Юго-Западную (Центр - Киев), Львовский, Южную (Харьков), Донецкую, Приднепровскую (Днепропетровск), Одесскую.

Важнейшие внутренние линии: Донбасс - Кривой Рог, Харьков - Севастополь, Киев - Львов, Львов - Одесса, Харьков

- Нижнеднепровск - Херсон. Для оптимизации расстояний и грузооборота введены соединительные линии: Нижнеднепровск - Павлоград - Красноармейск, Красный Лиман - Купянск, Фастов - Новоград-Волынский, Чернигов

- Овруч - Белокоровичи.

Выход в европейские страны осуществляется по линиям:

Владимир-Волынский - Катовице, Львов - Краков, Чоп - Чоп, Чоп - Будапешт. Паромная линия Ильичевск - Варна дает выход на Балканы.

Речной транспорт эксплуатирует свыше 3,2 тыс. км судоходных путей. Его удельный вес в вантажообороті транспорта страны составляет 1 %, в пассажирообороте - менее 0,5%. В структуре перевозок преобладают минерально-строительные материалы, каменный уголь, кокс, железная руда. В перевозках грузов и пассажиров ведущее место принадлежит Днепровском бассейна (около половины водных путей). Важное значение, особенно для международных экономических связей, имеет судоходство по Дунаю (Килийское гирло). Судоходство осуществляется также по рекам Южный Буг, Днестр, Северский Донец, Сула, Псел, Самара, Тетерев, Рось, Ингулец, Ингул, Горынь, Тиса. Крупнейшие речные порты: Киев, Черкассы, Кременчуг, Дни-продзержинськ, Днепропетровск, Запорожье, Каховка, Херсон, Николаев, Измаил, Рени, Белгород-Днестровский, Усть-Дунайск.

Морской транспорт страны имеет важное значение прежде всего для внешнеэкономических связей. Его доля в вантажообороті транспорта составляет 8%. Судоходство на Черном и Азовском морях развивается благодаря целому ряду экономических факторов. В нашем морском транспорте являются все виды морских перевозок. Важнейшие порты Украины: Одесса, Николаев, Ильичевск, Южный, Херсон, Мариуполь, Керчь, Феодосия, Измаил, Бердянск, Гене-чешск, Севастополь. Основные грузы морских портов: каменный уголь, руды, хлеб, соль, фрукты, сахар, чай, табак, нефть, металл, рыба, стройматериалы, оборудование, удобрения и т.д.

Автомобильный транспорт по грузообороту (около 5% ) уступает железнодорожном и морском. Сеть автодорог у нас достаточно развита. Лучшие дороги размещены в Донецко-приднепровском районе и в центральных областях. Важнейшие автомагистрали: Одесса - Киев - Чернигов, Харьков - Донбасс, Днепропетровск - Запорожье - Симферополь, Львов - Киев, Харьков - Киев, Полтава - Кишинев. Автомобильный транспорт постепенно интегрируется в высокоразвитую европейскую автомобильную коммуникационную систему. К этой системе наш транспорт будет привлечено после введения в действие первоклассной транс-европейской автострады "Киев - Мадрид". Паромной переправой Ильичевск - Поти, которая является кратчайшим путем между Западом и Востоком, автомобильные грузы вместе с автомобилями будут транспортироваться в страны Закавказья, а дальше переправой Баку - Туркмен-Баши в страны Центральной и Южной Азии.

Воздушный транспорт ориентирован на перевозку пассажиров. В транспортном вантажообороті его доля меньше 1 %. У нас развитая сеть авиалиний и аэропортов; крупнейшие из них: Киев, Харьков, Одесса, Днепропетровск, Луганск, Донецк, Львов, Запорожье, Винница. Некоторые из них имеют статус международных. Международные линии связывают Украину со странами Европы, Америки, Азии и Африки.

Трубопроводный транспорт (46% грузооборота) сформировался на базе украинских месторождений нефти и газа и получил развитие в 70-80-е годы благодаря сооружению трубопроводов для транспортировки российской и туркменской углеводородного сырья. Трубопроводная система имеет мощную и разветвленную сеть магистральных нефте - и газопроводов: более 35 тыс. км газопроводов большого диаметра, 4 тыс. км нефтепроводов, 4,5 тыс. км нефтепродуктов топроводів, 120 компрессорных станций, 13 подземных хранилищ. Украина является одним из самых мощных в мире транспортировщиков нефти и газа из России и Туркмении) в Европу. В перспективе планируется строительство крупных транс-евроазиатских трубопроводов из Ирана через Северный Кавказ (Россия) в Украину, а также нефтепровода из Ирана через Азербайджан до портов Грузии и далее морским транспортом в страну (Одесса). Для дальнейшей транспортировки этой нефти предусмотрено создание нефтепровода Одесса - Броды (Львовская область). В этой принципиально новой транспортной системе важным звеном будет нафтотермі-нал, что сооружается вблизи Одессы. В Украине действуют нефтепроводы: Долина - Дрогобыч, Битков - Надворная, Ка-чанівка - Ахтырка, Гнединцы - Прилуки - Кременчуг

- Херсон, Кременчуг - Черкассы, Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса. По нашей территории проходит транзитный нефтепровод "Дружба". Действуют также нефтепродуктов топроводи, например Кременчуг - Лубны - Киев. Газопроводы Украины: Дашава - Львов - Киев - Москва, Е-белинка - Харьков - Брянск, Шебелинка - Полтава - Киев, Шебелинка - Днепропетровск - Кривой Рог - Одесса - Кишинев. Наибольшая плотность трубопроводного транспорта на западе и на востоке Украины. В среднем на 1 тыс. км2 территории приходится 67 км трубопроводов. Газо-и нефтепроводы Украины соединены соответственно между собой и все вместе являются частью трансєвроазіатської системы. В этой системе осуществляется транзит газа и нефти по территории Украины. Проектные мощности газотранспортной системы Украины позволяют ежегодно транспортировать в Европу до 160 млрд м3 газа. Мощность нефтепроводов по приему нефти - 125 млн т в год, по транзиту - 65 млн т. Известны и другие трубопроводы: гасопровід Грозный - Донбасс, етиленопровид Венгрия - Калуш, аммиакопровод Тольятти

- Одесса.

Книга: РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский

СОДЕРЖАНИЕ

1. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / Ковалевский
2. 1.2. Закономерности и принципы размещения производительных сил
3. Тема 2. ФОРМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
4. 2.1. Систематизация основных терминов и определений
5. 2.2. Понятие о территориальное разделение труда. влияние территориального разделения труда на структуру хозяйства
6. 2.3. Современная концепция енерговиробничих циклов
7. 2.4. Территориально-производственные и портово-промышленные комплексы, научно-технологические зоны
8. 2.5. Основы экономического районирования
9. Раздел 3. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
10. 3.1. Природные передумови. классификация природных ресурсів. природно-ресурсный потенциал
11. 3.2.Демографічні предпосылки размещения производительных сил
12. 3.3. Экономические предпосылки
13. Раздел 4. ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
14. 4.1. Сырьевой фактор
15. 4.2. Топливно-энергетический фактор
16. 4.3.Водний фактор
17. 4.4.Фактор рабочей силы (трудовой)
18. 4.5. Потребительский фактор
19. 4.6. Транспортный фактор
20. 4.7. Фактор научно-технического прогресса
21. 4.8.Фактор рыночной конъюнктуры
22. 4.9.Фактор экономико-географического положения
23. 4.10. Экологический фактор
24. Раздел 5. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
25. 5.1. Анализ эффективности размещения производства
26. 5.2. Характеристика показателей, обобщающих развитие и размещение производства
27. 5.3. Территориальные балансы
28. Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 6.1. Топливно-энергетический комплекс
29. 6.2. Черная и цветная металлургия
30. 6.3. Машиностроительный комплекс
31. 6.4. Химико-лесной комплекс
32. 6.5. Комплекс отраслей легкой промышленности
33. 6.6 Агропромышленный комплекс
34. 6.8. Пищевая промышленность
35. 6.9. Строительный комплекс
36. 6.10. Транспортная система
37. 6.11. Рекреационный комплекс
38. Раздел 7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
39. 7.1.Сутність международного разделения труда, основные потоки капитала и рабочей силы. социально-экономическая типология стран
40. 7.2. Экономическая интеграция. экономические союзы

На предыдущую